Вариант №2
Русский писатель Иван Александрович Гончаров в социально-психологическом романе «Обломов» показывает российское общество XIX века. «Обломовщина» – это период деградации не только отдельных личностей, но и целого слоя населения. Иван Гончаров, используя образ Ильи Ильича Обломова, показывает слабого человека, который погряз в обыденности, ленив и не хочет ничего нового.
Автор романа жил в эпоху перемен. Это было время, когда общество отходило от старых идеалов и ориентировалось на европейские стандарты. Население разделилось на прогрессивных дворян и провинциальное мещанство. Первые развивали общество и жили в ногу со временем. А мещанство выступало против изменений и поддерживало старые традиции, которые были нормой для их дедов и прадедов.
Активный и любознательный Илья с самого детства поддавался влиянию устарелых традиций. Его постоянно окружали пассивные и безынициативные люди. Окружающий мир влияет на личность человека, Илья также поддался этому влиянию. Повзрослев Обломов не смог найти своё место в обществе. Он превратился в такого же пассивного и равнодушного человека, как и большая часть его окружения. Обломовка – это своеобразная утопия. Жители ленивы, они сыты и этого достаточно для счастья. Даже новый мир, в который окунается Илья Ильич, не приносит большего счастья, он чувствует пустоту.
Автор в роман вводит и другого героя, человека, который имеет цель, желания и внутренний стержень. Это Штольц. Он является полной противоположностью Ильи Ильича Обломова. Единственное чего ему не хватает – это духовного тепла, которое есть у его противоположности. Яркая проблема гармонизации стоит перед читателем. Главный герой должен соединить воедино два начала. И перед нами возникает вопрос: идеальный ли мир, который является полной противоположностью Обломовки?
Главная идея романа «Обломов» – показать не только неидеальность мира, но и проблемы, которые стоят перед людьми разных слоёв общества.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Четыре поры любви
Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.
Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.
Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу. В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.
Готовое сочинение
Гончаров всегда отличался от других писателей тем, что описывал окружающие пейзажи с большой точностью и уделял этому огромное количество текста. В этом он сравним с Н.В. Гоголем. Займемся же анализом пейзажей в его романе « Обломов». Роль пейзажа в романе велика, ведь благодаря пейзажу мы представляем себе место, где происходят действия, можем охарактеризовать душевное состояние героя, прочувствовать царящую атмосферу.
Первую картину мы видим во «Сне Обломова», роль пейзажа здесь психологическая, она дает нам понять внутреннее состояние героя, узнаем о его детстве, о формировании его характера. Окружение в имении Обломовых скудно и нероскошно.
Сезоны года здесь сопоставлены с рабочими днями крестьян. Все в природном цикле движется плавно, гармонично. Самое прекрасное время в этом краю – это лето. Все вокруг зелено, хочется вдыхать воздух полной грудью, чувствуя запахи травы и цветов.
Везде царит тишина и покой: на полях, в деревнях и поселках. В имении Обломовых все ложатся спать после вкусного обеда. Люди здесь тихие и умиротворенные, как и все вокруг. Люди в имении заняты только повседневными делами, которые редко разнообразит свадьба или крестины. Обломовцы практически не трудятся, ведь работа для них, как наказание.
Здесь и прошло детство главного героя, такой жизнью и был сформирован его характер. Илья любил бегать по лугам с мальчишками. Был любознательным и наблюдательным, изучал окружающий его мир любыми доступными способами, но родители всегда опекали его и следили за ним, чтобы он нигде не поранился. Так все его стремления и увяли. С каждым годом он становился все ленивее, его интерес превращался в безразличие. Обломов превращается в стандартного жителя деревушки: ленивого и умиротворенного. Пейзаж сыграл важную роль в формировании его характера.
21 стр., 10107 слов
Почему Обломов лежит на диване? (по роману Гончарова «Обломов»)
… Гончаров Обломов Мищенко С Н Сочинение. Зачем автору понадобилось вводить в начало романа и без того невероятно затянутую, вставную главу «Сон Обломова» ? Какую роль играет этот эпизод во всем романе? На …
Со временем их чувства крепнут и перерастают в любовь. Герои становятся более внимательными к окружающей их природе: замечают новые запахи, нежные щебетание птиц, наблюдают за бесшумно парящими бабочками, и даже чувствуют дыхание цветов.
Пейзаж как средство передачи настроения произведения
Пейзаж является важным средством передачи настроения произведения. Автор использует образы природы для того, чтобы усилить эмоциональную окраску текста, передать настроение персонажей и создать определенную атмосферу.
Обломовский пейзаж, который автор описывает в романе «Обломов» И.А. Гончарова, служит для передачи пассивности и бездействия главного героя — Ильи Ильича Обломова. Автор использует образы природы, такие как густые травы и терпкие запахи, чтобы создать атмосферу отсутствия движения и застоя. Это отражает ленивый и бездеятельный образ жизни Обломова, который предпочитает проводить время в своем уютном уголке, вместо того чтобы активно действовать и менять свою жизнь.
Кроме того, пейзаж обломовской местности помогает передать чувство уединения и отчуждения, которое испытывает Обломов. Автор описывает пустые пространства, безлюдные поля и тихие уголки природы, что создает ощущение одиночества и отчуждения. Это отражает внутреннюю пустоту Обломова и его отсутствие связей с внешним миром.
Автор также использует пейзаж для передачи сезонных изменений и времени года, что может быть связано с изменением эмоционального состояния главного героя. Например, зимний пейзаж с его снегом и холодом может отразить уныние и холодность души Обломова, в то время как весенний пейзаж может символизировать пробуждение и возрождение.
Таким образом, пейзаж в романе «Обломов» используется автором как средство передачи настроения произведения. Он помогает усилить эмоциональную окраску текста, передать особенности главного героя и создать определенную атмосферу, которая соответствует основным идеям произведения.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Четыре поры любви
Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.
Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.
Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.
В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.
Описание главного героя
Обломов — типичный представитель российской интеллигенции, проживающий в своем мире сна и отстраненности от реальных проблем окружающего мира. Его философия основывается на идее пассивного наслаждения жизнью, без стремления к достижению чего-либо. Он полон иллюзий, которые мешают ему принимать решительные шаги и реализовывать свои способности и таланты.
Герой чрезмерно зависит от других людей, особенно от своего слуги Захара, который выполняет все его прихоти и обеспечивает ему удобства в быту. Обломов пребывает в постоянной дремоте и инертности, способной даже привести к деградации личности.
Однако, внутри Обломова также присутствует идеал и духовная гармония, который он с трудом сохраняет в себе, несмотря на свое недостаточное присутствие в реальности. Его философия «бездействия» отражает его стремление жить в своем мире мечтаний и фантазий, где он может наслаждаться «переливами души».
Главный герой романа «Обломов» — неповторимый образ, позволяющий читателю задуматься о собственной жизни, ценностях и целях. Он воплощает проблему инерции и бездействия, которые столь характерны для многих людей. Описание героя позволяет взглянуть на себя и задаться вопросами о смысле существования, о причинах и путях выхода из состояния стагнации и нерешительности.
Четыре поры любви
Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.
Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.
Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу. В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Пейзаж в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)
Описание окружающего мира
Открывая страницы романа «Обломов», читатель погружается в мир заброшенных усадеб, зеленых лесов и бескрайней роскоши. Автор И.А. Гончаров прекрасно описывает природу и окружающий ландшафт, создавая на страницах книги словесные картинки, которые передают атмосферу времени.
В романе часто встречаются описания лесов — вечнозеленых и дремучих, поросших лишайниками и мхами. Один из главных героев, Загоскин, умеет ценить красоту природы и даже попадает в экстаз от глубины зелени деревьев и обезьян, весело играющих на вершинах.
Окружающий мир в «Обломове» наполнен мягким светом восходящего солнца и красочной гаммой заката. Автор не просто описывает убранство природы, но и передает настроение героев, их переживания и внутренние бурления.
- Гончаров использует образы природы, чтобы передать:
- Скучную и унылую жизнь героя;
- Меланхолию настроения;
- Тоску и одиночество;
- И бурные эмоции и переживания.
В романе часто описываются красивые места и окрестности, которые традиционно ассоциируются с богатством и роскошью. Иногда автор использовал их, чтобы обозначить социальные страты героев. Так, в одном эпизоде Гончаров описывает загородный дом Обломова и его роскошный двор, где кроме лошадей резвятся павлины и петухи на золотистых конурах.
В целом, пейзажные описания «Обломова» имеют большую задачу: создать впечатление о жизни российской интеллигенции и портретировать героя романа.
Символика природы в романе «Обломов»
Пейзажи и эмоциональное состояние героев
Описание природы в романе «Обломов» имеет глубокий символический смысл. Начиная с первой главы, Гончаров использует пейзажи для передачи эмоционального состояния героев. Так, в описаниях осени и зимы читатель может угадать уныние и отчаяние Обломова, а весеннее оживление природы составляет яркий контраст с его стабильным бездействием.
Природа как отражение жизни героев
Пейзажи также служат отражением жизни героев: открытые пространства природы символизируют свободу и широту мира, в котором они находятся. Закрытые и затененные места подчеркивают ограниченность и узость восприятия мира, характерные для героев.
Природа как символ мимолетности
Опытность времени, зеркальность времени в природе и в жизни героя является одним из ключевых мотивов романа. Пейзажи, описанные Гончаровым, подчеркивают мимолетность жизни, ее плотный неразрывный характер.
Пейзажи и контрасты
Пейзажи в романе также используются для создания контрастов. Описания дикой и свободной природы как Балтийского моря в сравнении со скудной и однообразной московской городской жизнью подчеркивают различия в жизненном стиле Обломова и других персонажей.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Анализ сновидений героя «Обломов»: почему сны так подробны и пейзажные?
В романе «Обломов» Ивана Гончарова сновидения главного героя, Ильи Ильича Обломова, играют важную роль в передаче его состояния души и отражении его внутреннего мира. Cны Обломова отличаются подробностью и визуальностью, так как автор использует их, чтобы раскрыть глубину его эмоционального и эстетического восприятия.
Сны Обломова в основном представлены в виде пейзажных и живописных описаний. Отражая его экстравертную натуру, сновидения героя нередко основаны на его воспоминаниях о природе, доставляющих ему удовольствие и умиротворение. Гончаров использует образы природы, чтобы передать чистоту и неподдельность чувств Обломова, а также его стремление к гармонии и красоте.
Кроме того, подробные описания сновидений служат средством выражения внутреннего мира Обломова. В этих снах он часто сталкивается с противоречиями, борется со своими сомнениями и поиски ответов на вопросы о смысле жизни и своей собственной судьбе. Визуализация этих внутренних битв и неопределенности в виде пейзажей и образов помогает читателю влиться в мир героя и понять его эмоциональное состояние.
Сны героя «Обломов» не только служат средством развития сюжета и передачи его психологического портрета, но и являются отражением общемирового символизма природы как зеркала человеческой души. В них автор показывает, что сны являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, олицетворяя его мечты, желания и страхи.
Пример сна героя «Обломов» | Анализ |
---|---|
Видения голубого моря и белых песчаных пляжей, сопровождаемые прохладным морским ветерком. | В данном сне Гончаров передает чувства обновления и потребности в свободе. Герой жаждет уйти от повседневных проблем и насладиться моментом красоты и гармонии с природой, что символизирует его стремление к уединению и внутренний покой. |
Розовые закаты, заполняющие небо цветными облаками. | Этот сон отражает эмоциональное состояние Обломова, его чувственность и нежность. Розовый цвет символизирует любовь и романтику, а облака могут быть интерпретированы как метафора для неопределенности и перемен в его жизни. |
Лес, полный ярких осенних красок и шумом опадающих листьев. | Шум опадающих листьев и яркие краски отражают процесс трансформации и цикличность природы, а также сильное эмоциональное влияние на героя. В этом сне Гончаров подчеркивает неустойчивость ситуации героя и его стремление обрести смысл и устойчивость в жизни. |
Ошибочно считать сны героя «Обломов» просто украшением романа или лишним элементом
В действительности, они являются мощным инструментом для передачи глубины эмоций и мыслей главного героя, позволяя читателю лучше понять его характер, мотивы и важность событий в его жизни
Разрушение идеалов в пейзажах обломовщины
Автор применяет пейзаж обломов, чтобы иллюстрировать процесс разрушения идеалов своих героев. В пейзажах обломовщины автор передает атмосферу безысходности и тоски, которые отражают состояние души главного героя.
Через описание затихшей природы, зачарованной спокойствием и однообразием, Чичиков ощущает свою несчастливую жизнь, лишенную стремления к чему-либо новому и великому. Все вокруг него отражает его собственную пассивность, его отсутствие инициативы и силы воли.
Автор также использует пейзаж обломовщины, чтобы показать моральный упадок и разложение общества. Через образы заброшенных поместий, заросших полян и запущенных садов автор отражает упадок землевладельцев и недостаток заботы о земле. Это символизирует разрушение старых ценностей и приверженность аристократов легкому и беспечному образу жизни.
В целом, пейзажи обломовщины являются неотъемлемой частью произведений автора и служат главным средством передачи эмоциональных состояний и моральных аспектов истории. Эти пейзажи отображают упадок и разложение, приносят ощущение безысходности и тоски, иллюстрируя пустоту и ничтожность идеалов своих героев.
Летний день в Обломовке
Тем временем жизнь в Обломовке шла своим чередом. На кухне готовили обед, в людской кто-то прял, мать Ильи распоряжалась хозяйством, а отец сидел у окна и за всеми наблюдал. Главной заботой в Обломовке была кухня: что приготовить на обед решали на семейном совете, но последнее слово было за хозяйкой.
После не в меру сытного обеда и хозяева, и слуги уснули мёртвым сном. Няня тоже не выдержала, заснула. Илья наконец получил полную свободу и сделал всё, что ему запрещалось.
Вечером пробудившиеся Обломовцы долго пили чай из огромного самовара, грушевую воду, квас — всё, что могло утолить невыносимую жажду. Ребёнку было весело наблюдать за ними. За чаем последовал ужин. Когда совсем стемнело, Илюше захотелось погулять в лесу, но мать не пустила: там бродит леший и уносит маленьких детей.
Ребёнку захотелось знать, какой он, леший, и мать дала волю фантазии. Слушая её, Илья заснул, и его унесли в постель.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Заключение
Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.
Тест по произведению
Выводы
В результате анализа пейзажей в романе «Обломов» И.А. Гончарова можно сделать ряд выводов.
- Передача природы влияет на характеры героев и их состояния.
- Пейзажи служат символами в романе, представляя разные эпохи и образы жизни.
- Главный герой Илья Ильич Обломов воспринимает окружающий мир через призму своего состояния и часто видит в пейзажах отражение своего внутреннего мира.
- В романе установлено противопоставление дикарного и цивилизованного мира, которые отражаются в пейзажах и формируют настроение текста.
Таким образом, пейзажи в романе «Обломов» не являются просто описаниями окружающей природы, а наполнены глубинными смыслами и символикой, подчеркивая сложность отношений между персонажами и их окружением.
Заключение
Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.
Тест по произведению