Итоговый контрольный диктант по русскому языку 6 класс школа россии

Диктанты на тему "зима" для 5 класса

6 класс 2 четверть

«Ночь»

Засыпает деревня. Гаснут огни в домах. Белая луна висит над крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки бьются в стекло. Ветер раскачивает тонкую паутинку под окном, но большой паук в паутине не хочет шевелиться. Рыжий кот ползает в тюльпанах, нюхает цветы, наслаждается их запахом. Ночью кукушка не кукукает, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Луна забирается в сад, и деревья в саду становятся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина… Но вот звуки замолкают. Наступает тишина, кака я бывает только перед рассветом. (По В.Бурлаку)

«Синички и снежинки»

Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.4 Что это она делает?

Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.

Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 Не зря ведь люди говорят: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.) (102 слова)

***

Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.

В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В.Катаеву.) (112 слов.)

class=»strong»>

Диктант 7 класс, 1 четверть, по русскому языкуclass=»strong»>

Диктанты по русскому языку 4 класс, Перспективаclass=»strong»>

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-сереб­ристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!

Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)

Диктант № 18 «Дедушка Мороз» (98 слов)

По древним поверьям, Мороз выгоняет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск несётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.

Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачерпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: «Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!» Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохранит их до весны.

Грамматическое задание

  1. Выделите главные члены четвёртого предложения.
  2. Составьте схему предпоследнего предложения.
  3. Обведите в тексте обращения.

Диктант № 20 «Белкин мухомор» (105 слов)

Зима для зверей – время суровое. Все к ней готовятся. Медведь и барсук сало нагуливают, бурундук орехи кедровые запасает, белка сушит грибы. И все тут, кажется, просто. Сало, грибы, орехи зимой пригодятся. Просто, да не со всеми! Вот, например, белка. Сушит она осенью на сучках грибы: сыроежки, опята, моховики. Грибы все хорошие и съедобные. Но вот среди хороших и съедобных находишь вдруг… мухомор! Наткнут на ветку – красный, в белую крапинку. Для чего белке мухомор ядовитый? Может, молодые белки по незнанию мухоморы сушат? Может, сухой мухомор становится неядовитым? А может, после сушки мухомор будет нужен белкам как лекарство? Точной отгадки нет. Вот бы все разузнать и проверить!

Грамматическое задание

  1. Найдите предложение с однородными членами. Подчеркните их, составьте схему предложения.
  2. Произведите синтаксический разбор первого предложения текста.
  3. Обведите вводные слова в тексте.

Диктант № 21 «Следы на снегу» (112 слов)

Наступила холодная зима. Снег огромным пушистым покрывалом укутал землю. Мороз сковал речку, одел ее в ледяной наряд.

В лесу, на белой скатерти снега пишется история. Вся поляна покрыта густой россыпью разнообразных следов. Опытный охотник может по следам определить животное.

Вот здесь пробежал заяц. Его следы тянутся неровной цепочкой по всей опушке и скрываются в кустах. Заяц хитрит, петляет, путает следы. Потому и цепочка следов ложится затейливыми зигзагами.

За зайцем наблюдала хитрая лиса. Ее следы едва заметны на снегу. Своим пушистым хвостом лиса заметает следы лапок. Эта хитрость не раз спасала ей жизнь.

По лесной пороше протоптала тропинку белочка. Маленькие лапки оставили в снегу узорчатую дорожку. Тропинка тянется от одного дерева к другому.

Грамматическое задание

  1. Укажите падеж имен прилагательных.
  2. Найдите в тексте глаголы 1 спряжения. Выделите их окончания.
  3. Выпишите глаголы с приставкой.

Диктант № 17 «Белка» (98 слов)

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её!

Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор: «ни о чём».
  2. Выпишите из текста три местоимения с разными орфограммами.
  3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд.

6 класс 3 четверть

«Конец зимы»

У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.

К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг.4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.

Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.

Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми.4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)

«Весна»

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

***

Летнее утро поднимается с постели. Над рекой еще расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черемухи. Пора отправляться за грибами. Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берез. Березка дружит с грибами. Под ее покровом растет всем известный подберезовик. Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живет он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь еще штук пять. И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (По Г.Скребицкому)

«Подвиг Сталинграда»

Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.

По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4

Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.

Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. 4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)

По теме «Словообразование и орфография»

Соседские ребятишки предложили нам пойти с ними на рыбалку. Собирались мы весь вечер, приготовили удочки, приманку.Солнце едва показалось над горизонтом, когда мы отправились на речку. Его лучи едва касались верхушек деревьев, и они приобретали причудливые очертания. В низинах ещё расстилался туман.Узкая дорожка привела нас к речке. Лёгкий ветерок шевелил листьями деревьев и приятно освежал лицо. Мы отыскали удобное место и закинули удочки.Между тем солнце пригревало землю. Его лучи осветили окрестность и преобразили всё вокруг. На траве заблестели капельки росы, в прибрежных камышах зашевелились утки.К обеду мы вернулись домой с хорошим уловом.(95 слов)Грамматические заданияclass=»strong»>

1.ПРОИЗВЕДИТЕ МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВ 1в. – соседские, предложили, расстилался 2в. – дорожка, собирались, прибрежных2.ВЫДЕЛИТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРЕ- И ПРИ-.

class=»strong»>

Контрольные словарные диктанты по русскому, 5 классclass=»strong»>

Диктанты по тексту и диктанты словарные, 2 класс, по русскому языкуclass=»strong»>

Словарные диктанты для 6 класса, повторение всех тем, изученных в учебном годуclass=»strong»>

6 класс 1 четверть

Осень – грустная пора. Но как красив осенью лес! Среди золотых берез пылают багровые листья кленов и рябин. Когда кружатся и падают с деревьев желтые листья, ты не слышишь шороха. Ты только видишь их безумный полет. Тишина и безмолвие вокруг. Стало слышно, как в отдалении поют песенку ручьи. Птицы вырастили птенцов и перебираются на юг. На полянах цветут последние цветы: ромашки, фиолетовый клевер, лиловые многоцветы. Но кусты орешника стоят раздетыми. Старый дуб еще зеленый и роняет желуди, но соседний тополь уже растерял свой наряд. Шелестят листья под ногами, а через ветви отчетливо видятся яркие цыганские краски осин. Не хочется уходить из лесу, но уже ждут дела. Прощай, осенний лес! (108 слов)

«Сокровища пирамид»

На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.

Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили. (107 слов) (Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)

Видео с диктантом «Сокровища пирамид»

«Лотос»

Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.

Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.

«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова)

Диктант № 14 «Здравствуй, зима!» (93 слова)

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг

Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея

Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните в третьем предложении главные члены.
  2. Составьте схему последнего предложения.
  3. Сделайте синтаксический разбор четвёртого предложения.

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№336 учебника 2019-2022 (стр. 157):

     Выпишите предложения в следующей последовательности: а) с не- приставкой; б) с не — отрицательной частицей. Расставьте недостающие знаки препинания.

     1. Замёрзший бор шумит среди лазур.., м..тёт в..твями с..неву небес, и кажется, (не)буря буд..т лес буйный лес, качаясь, буд..т бурю. (С. Маршак) 2. Что ты нам расскаж..шь ветер (не)поседа-ветерок? (Е. Трутнева) З. Опять гудит бушу..т (не)погода. (Б. Лихарев). 4. Заколдован (не)видимкой, дремл..т лес под ска..ку сна. (С. Есенин)

№336 учебника 2022-2023 (стр. 174):

     Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов. Графически обозначьте вставленные орфограммы. Для чего можно использовать данные слова и словосочетания?

     Эстамп* на стене, в кашпо* цветы резеды, отрывной к..лендарь, льняной скат..ртью, длинной бахромой, в глинян..м гр..фине, пр..крыть салфеткой, карниз над окном, б..тарея ц..нтрального отопления, п..ркетный пол, д..ревянную кр..вать, вых..д на б..лкон, огр..дительная р..шётка‚ пр..красную квартиру, аб..жур под потолком.

№336 учебника 2011-2018 (стр. 14):

     Сравните в каком-нибудь отношении следующие предметы. Запишите получившиеся предложения. Обозначьте в них члены предложения. Каким способом вы выразили сравнение? Выразите ту же мысль другим способом.

Образец. 

     Солнце и Земля. Луна и Земля. Уральские горы и Кавказские горы. Баренцево море и Чёрное море. Растительность3 тундры и растительность тайги. Енисей и Волга.

Подсказка

№336 учебника 2019-2022 (стр. 157):

Вставим пропущенные буквы и раскроем скобки:

  • среди лазури (Р. п., 3 скл.) — окончание существительного;
  • метёт (мёл), ветвями (ветви), синеву (синь) — безударные гласные;
  • не буря; непоседа, непогода, невидимкой — не с существительными;
  • будит (будить, II спр.), расскажешь (рассказать, I спр.), дремлет (дремать, I спр.) — окончания глаголов;
  • сказку (сказочка) — парный согласный.

№336 учебника 2022-2023 (стр. 174):

Вставим пропущенные буквы:

  • календарь, скатертью, графине, батарея, паркетного, кровать, балкон, решётка, абажур — словарные слова;
  • в глиняном (каком?) — окончание прилагательного;
  • прикрыть (неполн. д.), прекрасную (=очень) — приставки при-/пре-;
  • центрального (це́нтр), деревянную (де́рево), выход (ход), оградительная (огра́да) — проверяемые безударные гласные.

№336 учебника 2011-2018 (стр. 14):

Прочитай о сравнительных степенях прилагательных в справочнике.

Ответ

№336 учебника 2019-2022 (стр. 157):

     А) 2. Что ты нам расскажешь, ветер непоседа-ветерок? (Е. Трутнева) З. Опять гудит, бушует непогода. (Б. Лихарев). 4. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)     Б) 1. Замёрзший бор шумит среди лазури, метёт ветвями синеву небес, и кажется, не_буря будит лес, а буйный лес, качаясь, будит бурю. (С. Маршак)

№336 учебника 2022-2023 (стр. 174):

     Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой, карниз над окном, батарея центрального отопления, паркетный пол, деревянную кровать, выход на балкон, оградительная решётка‚ прекрасную квартиру, абажур под потолком.

Эти слова и словосочетания можно использовать для описания квартиры.

№336 учебника 2011-2018 (стр. 14):

Солнце больше Земли.Солнце больше, чем Земля.

Луна меньше Земли.Луна меньше, чем Земля.

Уральские горы ниже Кавказских гор.Уральские горы ниже, чем Кавказские горы.

Баренцево море холоднее Чёрного моря.Баренцево море холоднее, чем Чёрное море.

Растительность тундры беднее растительности тайги.Растительность тундры беднее, чем растительность тайги.

Енисей длиннее Волги.Енисей длиннее, чем Волга.

I. Растительность — сущ.
   (что?) растительность.
II. Н. ф. — растительность;
   Пост.: нариц., неодуш., ж. р., 3 скл.
   Непост.: в ед. ч., И. п.
III. (Что?) растительность — подлежащее.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

По теме «Имя прилагательное»

Пятые сутки геолог пробирался через тайгу. Ненастье мешало ему двигаться быстрее, но сегодня снегопад прекратился.Кончились запасы пищи. И теперь он питался шишками. Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал.Геолог расположился на ночлег под раскидистой елью, разложил костёр около смолистого пня, набросал еловых веток и прилёг прямо на них.Языки пламени костра то замирали, то вспыхивали. От костра расстилался душистый дымок. Глаза слипались. Геолог чувствовал ужасную усталость. Он знал, что ему предстоит долгий и опасный путь через глухую местность. Ночь преобразила лес. Сугробы снега превращались в причудливые фигурки.Геолог прислушался и вдруг ясно услышал рёв машин. «Неужели близко дорога?»- подумал он.Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины. (115 слов.)

Грамматические заданияclass=»strong»>

1.СДЕЛАТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ. 1в. – Ножом он вытаскивал зёрнышки, набирал их в горсть и долго жевал. 2в. – Он поднялся, затоптал костёр и пошёл на шум машины.2.ПРОИЗВЕСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ. 1в.- под раскидистой (елью) 2в.- около смолистого (пня)

7-й класс

(122 слова) (По Ю.Яковлеву)

Грамматические задания

1. Подчеркните как член предложения причастный оборот (1-й вариант); деепричастный оборот (2-й вариант). 2. Выпишите прилагательное с приставкой не, которое без не не употребляется (1-й вариант); является антонимом к прилагательному без этой приставки (2-й вариант). 3. Выполните морфемный и морфологический разбор слов раздвигая, залитая (1-й вариант); испуганная, прокладывая (2-й вариант).

Грамматические задания

1. Подчеркните один причастный оборот и один деепричастный оборот как члены предложения. 2. Выпишите все причастия с н или нн в суффиксе. Объясните (графически или словами) написание слова в каждом случае. 3. Выполните морфологический разбор слов немецкого, описывающая, обнаруж_но, сумев (1-й вариант); (не)известный, открыты, добываемый, содержащих (2-й вариант); морфемный (по составу) разбор слов (не)известный, добываемый (1-й вариант); описывающая, средневековые (2-й вариант).

  • Итоговое родительское собрание в школе в конце учебного

      

  • Неделя специалистов сопровождения в школе

      

  • Золотое зерно краткое содержание

      

  • Король с арбата краткое содержание

      

  • Слушание в детском саду вальс

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Необычный стрелокclass=»strong»>

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими жёлто – белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозелёные сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Всё вокруг дышало тишиной и спокойствием.Я пошёл по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли

Моё внимание привлекли мелкие тёмно – коричневые зёрнышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.Я долго рассматривал это интересное растение

(118 слов)

Грамматические заданияclass=»strong»>

1. ВЫПИШИТЕ 4 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ «ПРИЛ. + СУЩ.», УКАЖИТЕ ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.2. ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА 2 КАЧЕСТВЕННЫХ И 2 ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.3. ОПРЕДЕЛИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ: 1в. – серебряными, приносил, вечнозелёные 2в. – белогрудых, пролегла, маленьких

class=»strong»>

Входные диктанты для 3 и 4 классов с грамматическими заданиямиclass=»strong»>

Диктанты по русскому для 9 класса, все темы учебного года, итоговый диктантclass=»strong»>

Диктант № 28 «Горностай» (127 слов)

Однажды я шел на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега черные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.

Вдруг легкий шорох привлек мое внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверек с округлыми ушами

Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.

Зимой горностай очень красив. Он весь белый, черные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от черных кончиков.

Горностай — ловкий и быстрый хищник. Летом он живет в густой траве вдоль ручьев. Нет от него спасенья полевкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.

Грамматическое задание

  1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, е после шипящих в корне».
  2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.
  3. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения последнего абзаца.

Диктант № 23 «В берлоге» (113 слов)

Ранней зимой, когда выпадет снег, залегают в берлоге медведи.

Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых елочек, лесным сухим мхом выстилают свое жилье.

Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи.

И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья — крепче, непробуднее спят.

Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата.

Тепло медвежатам в. засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери — огромной, сильной медведицы.

Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев и бе­лыми шапками валится с ветвей снежная навись, медведь просыпается.

Высунется медведь из берлоги, поглядит на лес. Хочет узнать, не пришла ли весна. И опять на боковую.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста все местоимения, определите их разряд.
  2. Выполните морфологический разбор двух местоимений.

Итоговые диктанты за 6 класс

Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь. (106 слов)

«Замысел художника»

Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.

Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.

Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.) (111 слов)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: