Вариант №2
Данный стих «Пробуждение» был написан Батюшковым в 1815 году. Он относится к жанру элегия. Стихотворец использует известный для романтизма мотив пробуждения ото сна. В этом нет ничего удивительного, так как Батюшков по мнению специалистов в области литературы относится к романтическим поэтам. Нет ничего необычного и в распространённости данного мотива в романтизме: как мы знаем, романтическая теория характеризуется двумя мирами с едва заметной чертой между ними, а мечта и реальность – это всего лишь два мира, следовательно, стадия пробуждения ото сна – черта между этими мирами. Из этого следует, что романтическая идея дуализма показана уже в начале стихотворения.
Затем читателю рассказывается, что лирический герой недоволен своим пробуждением, возвращением в реальную жизнь, он «не к счастью пробуждён». Но причину данной реакции читатель узнаёт только в самом конце стихотворения.
После этого идёт нечто вроде пейзажной лирики: герой называет красоты природы, окружающие его. В этой части стихотворения больше всего содержится метафор и эпитетов («сладость розовых лучей», «кроткий блеск лазури неба», «скат бархатных лугов» и т.п.), которые помогают поэту отобразить прекрасный мир природы. Но этот мир под властью реальности, а не мечты, и лирический герой несчастен находиться в нём, его не может порадовать и успокоить это великолепие.
Душа героя располагается в безупречном мире мечты, она «встревожена мечтами», и потому не вожделеет принимать настоящий мир, который заставляет создавать дилемму. Как раз в последних строчках стихотворения читателю открывается первопричина терзаний героя. Это инцидент сердца и интеллекта, любви и «гордого ума». Ощущения героя к любимой оказываются посильнее голоса интеллекта, он не способен отречься от них в пользу холодной расчётливости. Как раз в этом и заключается горе героя от пробуждения, так как во сне, в безупречном мире мечты ему не надо создавать данную дилемму, приверженность считается там высочайшей и ключевой ценностью. Впрочем, настоящая вселенная устроена гораздо сложнее. Мы осознаем, собственно, что у любимых есть препятствия, мешающие им быть счастливыми. Интеллект и сердце героя не имеют шанса поладить между собой, он не способен и не вожделеет принять данный выбор в грозном мире настоящих событий.
Исходя из этого, мы удостоверились, что данное стихотворение Батюшкова «Пробуждение» являет собой настоящий пример любовной элегии.
Анализ стихотворения Батюшкова «Пробуждение»
Стихотворение написано осенью 1815 года. Его элегические мотивы навеяны сонетами Петрарки. Отрывок из одного сонета стал даже эпиграфом к изданию, напечатанному в «Вестнике Европы». Название имеет двойной смысл – автор описывает и утреннее пробуждение, и возврат от любовных грез к реальности, крах отношений.
Тонкая граница между сном и явью становится для лирического героя ареной конфликта сердца и разума. Меланхолический настрой героя задает тон всего произведения – его не радует красота природы, он не рад, что проснулся и вернулся к суровой действительности. Герой отмечает, что гордый ум находит только холодные, неубедительные слова, которые не дают забвения горя и разочарования.
В стихотворении использованы такие выразительные средства, как:
инверсия – «зефир последний свеял», «коня ретива», «гончих лай», «зефира крылами» – переносящая внимание на первое слово сообщения;
метафоры – «крыла зефира», «лёт коня», «сладость лучей», «окованные мечтами (сном)»;
ряд однородных членов, оформленный отрицательными частицами – «ни сладость …, ни блеск …, ни запах … , ни … лёт … », имеющими усилительный характер – завершает обобщение «ничто»;
многосоюзие – «и лай, и звон» – помогает подчеркнуть значение отдельного слова;
лексический повтор – «… ничто души не веселит, души …» – выделяет духовную составляющую чувств, переполняющих лирического героя;
эпитеты – «гордый ум», «холодные слова», «тихие крыла», «бархатные луга» – помогают сложить образную картину мира;
устаревшее слово «предтеча», придающее тексту торжественность, означает «предшественница»;
усеченная форма прилагательного «ретива» – «ретивого» – продиктована необходимостью выстроить рифму;
олицетворения – «кроткий блеск», «встревоженная душа» – наделяют явления человеческими чертами, приближают их к читателю.
Ряд названий требует пояснения. Зефир – это древнегреческий бог ветра, а в поэзии это слово стало нарицательным обозначением легкого теплого ветра. У древних греков солнце было символом, олицетворением Аполлона, бога света, прозванного Фебом – «лучезарным, сияющим». Предшественницей Феба (то есть солнца) и выступает заря с ее розовыми лучами. Упоминая звон рогов, поэт имеет в виду охотничьи рога – сигнальные инструменты, напоминающие рога животных по форме. С их помощью охотники, не видя друг друга, координировали свои действия.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑ Элегии ✑
Элегии