Структура мира
Иггдрасиль – Мировое Древо – невероятных размеров ясень. В его кроне обитают дивные олени, которые поедают листву дерева. Им помогает божественная коза, прыгающая на потолке Валльгалы – огромных залов в чертогах Одина, где павшие в бою самые доблестные войны пируют и отдыхают.
На верхних ветвях древа гордо восседает священный Орел. К нему то и дело подбегает белка Рататоск, которая грызет кору ясеня.
Рататоск также передает Орлу скверные послания от Нидхёгга – гигантского страшного дракона, пожирающего вместе с другими драконами и змеями центральный корень Иггдрасиля, уходящий в глубину Нифльхейма.
В мифах не сказано, откуда появился Иггдрасиль. Считается, что только мудрые Норны и великан Мимир знают истину. Однако они хранят молчание, не желая раскрывать эту тайну. Огромные ветви Древа, гниющего и умирающего изнутри, касаются каждого из 9 миров (великих стран), существующих во Вселенной.
Мифические существа
Турсы
Человекоподобные великаны, отвечающие за разрушительные природные явления, олицетворение злых сил. Существуют разные турсы: огненные, морские, горные, каменные, вихревые, а также ётуны и инеистые великаны хримтурсы – первые живые существа, из одного из которых, Имира, произошла жизнь.
Природные духи, вечно молодые маги, колдуны, волшебники, кузнецы. Разделяются на светлых и темных альвов, или гномов (цвергов).
Три богини судьбы, которые определяют судьбы мира. Их имена, Урд, Верданди и Скульд, в переводе означают «судьба», «становление» и «долг». Они олицетворяют прошлое, настоящее и будущее. Связаны с состояниями Луны: Урд – молодой месяц, растущая Луна, Верданди – полная Луна, Скульд – убывающая Луна.
Тринадцать воинственных дев, сопровождающих погибших воинов в Вальхаллу. Валькирии могут решать исход битвы, после чего они забирают души героев с полей сражений, а в Вальхалле прислуживают им на пирах.
Гибель любимца людей и богов
Однажды Бальдр стал видеть сны, которые явно предупреждали его об опасности. В этих видениях он погибал, причём не в бою, а это значило, что после смерти он отправится в мрачный мир Хель. Когда бог рассказал это прочим небожителям, Один велел приставить охрану к сыну. Однако ещё разумнее поступила мать Бальдра. Фригг взяла клятву со всего на земле, что оно не причинит вреда её сыну:
Так говорится в старинном «Прорицании вёльвы» из «Старшей Эдды». Теперь Бальдр стал неуязвим. Забавляясь, боги принялись бросать в него копья и метать стрелы, но ему всё было нипочём. Наблюдая за всем этим, огненный покровитель Локи мысленно негодовал. Он уже давно завидовал всеобщему любимцу, а теперь желал погубить Бальдра.
Локи уже давно завидовал всеобщему любимцу и хотел погубить Бальдра / KejaBlank / deviantart.com
В разговоре с Фригг Локи ненавязчиво узнаёт, с чего та взяла клятву. Выяснилось, что обещание не причинить зла светлому богу дали все виды металла, все деревья и травы, все камни. Однако с очень молодого побега омелы Фригг не стала брать слово. Умелый Локи быстро сделал из прута омелы стрелу, которую передал Хёду, брату-близнецу Бальдра. Он упрекнул его, что тот стоит в стороне, когда прочие боги пытаются пронзить своим оружием Бальдра. Хёд, ни о чём не подозревая, принял стрелу. Он направил её в брата и выстрелил. Замертво упал Бальдр, после чего богиня Хель забрала его в своё царство.
Боги и люди долго оплакивали гибель самого светлого и прекрасного из небожителей. После описанных выше событий Локи стал врагом божеств, причём выступил с войском против прежних собратьев. Несмотря на печальный исход истории, скандинавы верили, что придёт день, когда Бальдр снова появится на земле. В «Старшей Эдде» говорится:
В честь Бальдра скандинавские народы устраивали праздник, который приходился на день летнего солнцестояния. Считалось, что именно в эту пору бог погибает и отправляется в мир мёртвых – чтобы через время снова воскреснуть.
Игорь Евгеньевич Ожиганов «Гибель Бальдра»
Бальдр представляет собой один из сложных, но вполне традиционных образов богов. Он был покровителем света и добра, его культ был связан с почитанием солнца. Поскольку далеко не всем природным явлениям скандинавы могли найти логическое объяснение, они связывали эти особенности жизненного цикла мира со смертью или возрождением Бальдра.
На обложке: Бальдр / Alexander Kovyazin / artstation.com
Йотунхейм
Йотунхейм, или Мир Великанов, является одним из девяти миров в скандинавской мифологии. Этот мир известен своими мрачными и суровыми ландшафтами, где обитают великаны — могущественные существа огромного размера и силы.
Йотунхейм описывается как заснеженная и гористая страна, где громадные горы, пропитанные силой природы, возвышаются до небес. Ветры в Йотунхейме воют среди ледяных пиков, а ледяные реки текут сквозь его просторы. Этот мир пропитан атмосферой суровости и дикой природной красоты.
Великаны, которые населяют Йотунхейм, известны своей грозной силой и силой воли. Они обладают огромными размерами и способны властвовать над природой. Великаны часто изображаются как существа с жестокими и дикими чертами, их сила и характер вызывают уважение и страх.
В Йотунхейме существуют различные регионы, каждый со своими особенностями. В глубине этого мира находится Утгард — крепость великанов, где пребывают их правители и сильнейшие представители этого вида. Утгард славится своими испытаниями и головоломками, которые они предлагают другим богам и героям.
Йотунхейм также считается родиной морозных великанов и других таинственных существ, таких как фимбульвинтеры — снежные бури, которые приносят холод и смерть. Этот мир является местом соперничества и конфликтов между великанами и богами, а также символизирует силу природы и ее непредсказуемость.
Йотунхейм, хотя и вымышленный мир, продолжает вдохновлять множество искусств и фантастических произведений. Он представляет собой таинственный и величественный мир, где существа огромной силы и мощи воплощают суровую природу и жестокость природных сил. Великаны Йотунхейма, с их могучими формами и таинственной мудростью, становятся источником вдохновения и интереса для многих людей.
Йотунхейм представляет собой мир контрастов, где суровая и жесткая природа сочетается с величественной красотой и непроницаемыми тайнами. Горные вершины, покрытые снегом, и скалы, которые кажутся неприступными, создают впечатляющий пейзаж. Ледяные формации и водопады, а также туманы, окутывающие глубины долин, добавляют этому миру загадочности и мистики.
Йотунхейм также славится своими прочными крепостями и городами великанов. Великаны строят впечатляющие сооружения, которые отражают их силу и величие. В этих крепостях, которые выстроены из массивных камней и обрамлены ледяными украшениями, пребывают великаны и создают свои правила.
Йотунхейм также известен своими сказочными существами, которые обитают в его просторах. Это могут быть ледяные великаны, оборотни или другие мифические существа, которые добавляют в мир Йотунхейма дополнительную долю загадочности и опасности.
В целом, Йотунхейм — это мир, окутанный тайной и мощью. Он символизирует дикие и непредсказуемые силы природы и представляет собой арену соперничества и взаимодействия между великанами, богами и другими существами. Этот мир продолжает вдохновлять и завораживать своей величественной красотой и таинственностью, оставляя много пространства для фантазии и исследования.
Валькирии
Женщины-валькирии выбирали души воинов, умерших на поле сражения, и провожали их в покои Одина — Вальхаллу. Норвежская поэзия называет имена отдельных валькирий, например Сигрдрив, которая полюбила смертного человека. Валькирии также прислуживали воинам на пирах в Вальхалле. Изображали валькирию и с кубком меда, вытекавшего из вымени козы Хейдрун, кормившейся на мировом древе.
«Валькирия», Эмиль Байяр
Срединная Земля соединялась с Асгардом мостом-радугой, и люди иногда могли туда попасть. Одним из способов была смерть на поле брани. Викинги-воины, стоявшие в обществе выше земледельцев, надеялись стать избранниками валькирий. Валькирии — девы-духи (буквально означает «выбирающие мертвых») распределяли в битвах победы и смерть. Павших в бою воинов они уносили в Вальхаллу и прислуживали им. Там воины всегда были готовы к последней битве в конце существования мира.
Был и другой способ присоединиться к богам и избежать ужасов преисподней — умереть во время жертвоприношения. Этот путь был открыт не только мужчинам, но и женщинам.
Сверхъестественные существа
Скандинавская космология постулирует три отдельных «клана» божеств: озиров, ванов и богов. Jotun. Различие между озирами и ванирами относительное, поскольку говорят, что эти двое заключили мир, обменялись заложниками, вступили в брак и вместе правили после продолжительной войны. Фактически, наиболее серьезное расхождение между двумя группами заключается в их соответствующих сферах влияния: озиры представляют войну и завоевание, а ваны — исследования, плодородие и богатство. Некоторые из наиболее важных из этих божеств включают Одина, бога-отца, который правит пантеоном; Фригг, жена Одина и царица богов; Тор, бог бури и воин / герой; Фрейя, богиня красоты и сексуального влечения; Хеймдалль, дальновидный часовой Асгарда; Тир, бог битвы; Бальдр, бог весны и обновления; и, Локи, коварное божество-обманщик.
Относительный мир между озирами и ванирами резко контрастирует с их постоянно бурными отношениями с джотанами (древнеанглийский: Eotenas или Entas). Эта группа, название которой часто переводится как «гиганты» (хотя «тролли» и «демоны» были предложены в качестве подходящей альтернативы), обычно изображается как мерзкие, чудовищные существа, сопоставимые с Титанами и Гигантес греческой мифологии. Несмотря на эти негативные ассоциации, боги все еще считались относительно близкими родственниками джотун, поскольку и Асир, и Ванир продолжали вступать в брак с гигантами (не говоря уже о том, что многие из богов были их потомками). Например, Локи был ребенком двух гигантов, а Хель была полувеликаншей. Некоторые из гигантов упоминаются поименно в Эддас и они кажутся олицетворением сил природы.
Вдобавок есть много других сверхъестественных существ, включая эльфов, гномов и монстров (включая Фенрира, гигантского волка, и Йормунганда, морского змея (или «червя»), который обвивается вокруг Мидгарда). Эти два существа описаны как потомки Локи, бога-обманщика и великанши.
Наряду со многими другими политеистическими религиями в этой мифологии отсутствуют преобладающие дуализм добра и зла монотеистических традиций Ближнего Востока. Таким образом, Один и Хель не рассматриваются как чистые противоположности, Локи не является в первую очередь противником богов, хотя он, как видно, получает удовольствие от того, что планы Тора идут наперекосяк. Точно так же гиганты не столько злые по сути своей, сколько грубые, шумные и нецивилизованные. Таким образом, существующий дуализм — это не противопоставление добра и зла, а порядок и хаос.
Морфей и сны в литературе
Влияние бога Морфея как вестника сладких снов или страшных кошмаров находит отклик в литературных произведениях. В «Буре» Шекспира существо Калибан выражает свою тоску по мирным мечтам и сну. В «Гарри Поттере» намекают на опасность зацикливания на снах, проистекающую из способности Морфея вселять ложную надежду в спящие умы. В «Философском камне» Зеркало Еиналеж показывает смотрящему в него человеку то, чего больше всего желает его сердце. Это отражение очень похоже на силу Морфея, который дарит надежды и фантазии спящим людям. Однако в этой фиксации на снах есть предупреждение, как советует Дамблдор: «Не следует зацикливаться на мечтах и забывать о настоящей жизни».
Фото: livejournal.com
Человеческие черты скандинавских богов
Все божества, которые существовали в пантеоне викингов, похожи на людей. Это прослеживается в их поступках, действиях, поведении, темпераментах. Отличительной особенностью скандинавских богов было то, что они имели собственные психологические портреты.
Божества не всегда отражали воинственность викингов, их традиции на море и военные компании. Тор, Тюр, Один и Хеймдаль были знамениты своими подвигами, отличались храбростью, воинственностью, смелостью, смелостью.
В эпосах – «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» — описаны боги Локки, Браги, Форсети, которые вообще не имели никакого отношения к войне. В частности, бог Ньёрд обладал силами ветра, руководил удачей, морем, морскими существами. Локки – неоднозначный и довольно занимательный персонаж, который в одном мифе мог быть очень коварным, а в другом – храбрым, добрым, самоотверженным. Браги был богом, который отвечал за литературу, покровительствовал поэтам и литераторам. За справедливость у скандинавских богов отвечал Форсети.
Викинги наделили своих богов и такой чертой, как жертвенность. Например, верховный бог Один отдал свой правый глаз старику Мимиру, Локки пожертвовал невинность для того, чтобы защитить Мидгард, а Тюр – пожертвовал правый глаз адскому псу, которого звали Гарм. Жертвенность богов тормозила принятие жителями Норвегии, Дании, Швеции христианства, поскольку они видели черты Христа в своих богах. Поэтому большая часть скандинавского пантеона перешли в католическую и православную веру, проникли в другие веры, многие из них стали святыми.
Хельхейм — царство мертвых
Хельхейм – место, где правит дочь Локи – Хель (Хела). Она – богиня царства мертвых.
В Хельхейме мрачно, туманно, здесь нет жизни как таковой. Даже богам – асам и ванам – в этом мире становится жутковато. В Хельград отправляются души умерших, исключение составляют только воины, которые после смерти поселяются или в палатах в чертогах Одина, или во дворце Фрейи.
Вокруг Хельхейма тихо плещется темная река под названием Гьёлль. Перебраться через нее очень трудно. Любой, кто когда-либо ступил на земли царства Хель, не способен с легкостью вернуться в мир живых.
В мифах упоминается о том, что в гости к своей дочери как-то ходил Локи, но даже для него путешествие в этот подземный край оказалось непростым.
И весь мир, и реку Гьёлль охраняют два существа: жуткий пес Гарм – хтоническое божество с четырьмя глазами, которое часто сравнивают с Цербером, и великанша Модгуд, угрюмо стоящая на перекинутым через реку мосту.
Сон Алкионы
Миф о Кейке и Алкионе начинается со счастливой влюблённой пары, но переходит в трагедию, излюбленную тему греческих мифов. Кейк и Алкиона были глубоко преданы друг другу и часто ласково называли друг друга «Зевс» и «Гера». Однако Зевс рассердился на такое поведение, поскольку он воспринял эти выражения нежности как пару, сравнивающую себя с богами. Зевс хотел наказать пару за мнимую гордыню, но выждал подходящего момента.
Фото: livejournal.com
Однажды Кейксу пришлось совершить морское путешествие. Он отказался взять Алкиону с собой в путешествие, несмотря на её просьбы, потому что знал, что путешествие опасно, и поэтому не хотел подвергать Алкиону опасности. У Алкионы было плохое предчувствие по поводу поездки, и она попросил своего любимого не ехать, но Кейк решил отправиться в путь. Во время морского путешествия Зевс наслал свирепый шторм, и Кейк был захвачен волнами и утонул. В свои последние минуты Кейк молился богам, чтобы его тело выбросило на берег, и жена могла его похоронить.
Гера услышала его молитвы. Королева богов пожалела бедственное положение возлюбленного и поэтому послала бога Морфея, чтобы сообщить Алкионе о смерти её мужа во сне. В греческом мифе бога Морфея призвала Ирида, богиня радуги и ещё одна посланница богов, чтобы выполнить приказ Геры.
Богини скандинавской мифологии
Рядом с сильными богами находились и представительницы прекрасного пола, которые ничем им не уступали и имели широкий спектр обязанностей. Скандинавские мифы стали основой и вдохновением для многих мыслителей, военных и поэтов. Божественные персонажи того времени используются и в современной индустрии кино и развлечений. Многие язычники обращаются к скандинавским божествам до сих пор, например, скандинавская богиня Фрейя помогает людям в разных начинаниях. Считается, что скандинавская мифология стала символической основой для многих религиозных течений.
Богиня Фрейя скандинавская мифология
Покровительницей плодородия, любви и красоты была богиня Фрейя, которая к тому же являлась валькирией. Вместе с Одином они переходят в разные миры, собирая души, поэтому их еще называли божествами-шаманами. Имя «Фрейя» переводится, как госпожа или хозяйка дома.
- Представляли скандинавы ее красивой женщиной с длинными волосами золотого цвета и голубыми глазами.
- Богиня любви в скандинавской мифологии передвигалась на колеснице, в которую были запряжены две кошки.
- Она имела ценное украшение – янтарное ожерелье, которое получила за четыре ночи любви с карликами и они символизировали собой четыре стихии.
- Скандинавская богиня красоты обладала магическими силами, а надевая соколиное оперение, она могла летать.
- Фрейя была замужем несколько раз, но все ее мужья погибли или столкнулись с другими несчастьями.
- Обращались к богине люди, которые хотели освятить новое дело. Она позволяла раскрыть свой энергетический потенциал для достижения цели. В дар ей приносили мед, цветы, выпечку, фрукты и разные украшения.
Богиня Фригг в скандинавской мифологии
Верховной богиней, которая была связана брачными узами с Одином, являлась Фригг. С того времени возник социальный статус для женщин, которые имели вес в обществе.
- Скандинавская богиня Фригг обладала обширными знаниями и могла рассказать о прошлом, настоящем и будущем.
- Она имеет отношение ко всему, что в той или иной мере связано с семьей. Фригг помогала создавать, сохранить и уберечь от разных невзгод семью. Способствовала она и беременности. Считали ее покровительницей супружества и материнской любви.
- Скандинавская мифология представляла богиню высокой, красивой и статной женщиной, на голове которой находился убор из перьев цапли, а эту птицу считали символом молчания. Одежда у нее белого цвета, а еще был пояс из золота, с которого свисали ключи.
- Богиню часто представляли с прялкой, с помощью которой она делали нити, используемые в дальнейшем норнами для плетения человеческих судеб.
Скандинавская богиня Соль
Персонификацией солнца в мифологии скандинавов была богиня Соль или Суль. Считается, то она освящает мир магическими искрами, которые появляются из огненной земли. Согласно предсказаниям в день, когда произойдет конец света ее проглотит волк Сколь.
- Богиня Соль обладала способностью благословлять умирающих людей.
- У нее было два коня, впряженных в колесницу, на которой она передвигалась.
- Скандинавы считали Соль источником жизни, света и победы.
- Цвет этой богини – золотой, который олицетворяет солнце, но также ее представляли и в белых одеяниях.
Скандинавская богиня Эйр
В мифологии скандинавов за помощь людям и целительство отвечала Эйр, которая могла вылечить любое заболевание и раны. Согласно старинным преданиям девушке, которая сможет подняться на гору Лифья, удастся справиться со всеми болезнями.
- Богиня Эйр появилась из девятого соска Аудумлы и ее считают одной из старших богинь.
- Сначала она враждовала с асами – мужчинами-богами, но позже ей стали покровительствовать Тор и Хед.
- Жрицы перед тем, как явиться перед богиней-целительницей, должны были не употреблять мясо и фрукты, а еще не пить молоко и алкогольные напитки.
- В древних представлениях Эйр была девственницей.
Бальдр в Хельхейме
Один едет в Хель. Рисунок У.Г.Коллингвуда, 1908 год
Бальдр был в Хельхейме. Позади была страшная дорога в преисподнюю, уже обнюхал его, виляя хвостом, пес Гарм, уже пропустила его, качая головой, грозная великанша Модгуд.
Сейчас Бальдр смотрел прямо в глаза владычице Хельхейма. Богиня Хель выглядела почти также, как и в его страшных снах. Разве что, во снах она была куда страшнее. Наяву же перед ним на высоком троне сидела величественная женщина. Кожа половины ее лица была мертвенно белой, а глаза смотрели холодно и как будто отрешенно. “Мертвые глаза” — подумал, содрогаясь, Бальдр. А какие еще глаза могли быть у хтонического существа, которое родилось мертвецом?
Правая половина лица владычицы мертвых была красивой, а вот на левую юноша старался не смотреть. Равнодушно-холодным голосом Хель сказала, что сожалеет о том, что Бальдр сошел в преисподнюю — ведь он так прекрасен и юн. Сыну Одина на мгновение показалось, что в ее голосе прозвучала печаль. Таков уж был Бальдр — его нельзя было не любить…Даже само олицетворение смерти не могло решиться на то, чтобы принять его в свой чертог.
Он решил воспользоваться этим, и, не теряя достоинства бога, вежливо попросил Хель отпустить его. Но у смерти свои законы: никогда еще мертвые не возвращались из Хельхейма.
Но все-таки, Бальдр был сыном Одина, он был из рода асов, и не стоило портить с ними отношения. И Хель сказала ледяным голосом:
Я отпущу тебя, о Бальдр, если только все живое во всех мирах будет оплакивать твою смерть.
То же самое она повторила, когда в ее зал с поклоном вошел красивый, статный бог — еще один сын Одина, Хермод, пришедший просить за брата.
Братья тепло встретились, и Хермод заночевал в покоях, которые отвели Бальдру. Расставались они легко: оба были уверены, что условие Хель будет выполнено.
Однако, оно не было выполнено, потому что Локи продолжал строить козни. Когда Фригг и Хермод обходили миры и просили всех оплакивать Бальдра, они встретились с великаншей, которая сказала, что не собирается делать этого, потому что ей нет никакого дела до юного бога. Этой великаншей был Локи. Когда Хермод понял это, было уже поздно: гнусная великанша исчезла.
Словарь
Бальдр (Baldr, «господин») — в скандинавской мифологии юный бог из асов. Бальдр — любимый сын Одина и Фригг, брат Хермода, муж Нанны, отец Форсети. Бальдр прекрасен, светел, благостен; его ресницы сравнивают с белоснежными растениями. Он живет в Асгарде, в чертоге Брейдаблик, где не допускаются дурные поступки. Бальдра называют мудрым и смелым, однако фактически он является пассивным, страдающим божеством, по-видимому, культовой жертвой.
Отчетливых следов мифа о Бальдре у континентальных германцев нет. Попытка немецкого ученого Ф. Генцмера усмотреть намеки на миф о Бальдре в т. н. Втором мерзебургском заклинании недоказательна. Имеется гипотеза немецкого исследователя О. Хефлера об изображении Бальдра в южноскандинавских наскальных рисунках эпохи бронзы. Однако явно отраженный в скандинавском мифе о Бальдре обычай сожжения мертвеца в ладье относится к позднему железному веку.
Миф о Бальдре в основном известен по «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда») и особенно по стихотворению эддического стиля «Сны Бальдра» (иначе — «Песнь о Вегтаме»), включаемому как дополнительная песнь в «Старшую Эдду», а также по «Младшей Эдде», где имеется связный прозаический рассказ о Бальдре. Согласно мифу, юному Бальдру стали сниться зловещие сны, предвещавшие угрозу для его жизни. Узнав об этом, боги собираются на совет и решают оградить Бальдра от всяких опасностей. Один отправляется в Хель (царство мертвых) узнать судьбу Бальдра от вёльвы (провидицы); пробужденная Одином от смертного сна вёльва предсказывает, что Бальдр умрет от руки слепого бога Хёда. Фригг взяла клятву со всех вещей и существ — с огня и воды, железа и других металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда змей, — что они не принесут вреда Бальдру; клятвы она не взяла только с ничтожного побега омелы. Однажды, когда боги забавлялись стрельбой в ставшего неуязвимым Бальдра, злокозненный Локи (выведавший хитростью у Фригг, что омела клятвы не давала) подсовывает прут из омелы слепому богу Хёду, и тот убивает Бальдра («Младшая Эдда»). «Прорицание вёльвы» также сообщает о том, что Хёд убил Бальдра прутом из омелы, но умалчивает о роли Локи (только упоминание о последовавшем за этим наказании Локи богами указывает, по-видимому, на то, что роль Локи в убийстве Бальдра известна и этому источнику). Боги поднимают тело Бальдра, переносят к морю и кладут на ладью, называвшуюся Хрингхорни (ее удается столкнуть в воду только великанше Хюрроккин); Бальдр сожжен в ладье. В «Речах Вафтруднира» из «Старшей Эдды» упоминается еще о тайном слове, которое Один сказал на ухо своему мертвому сыну Бальдру, когда тот лежал на костре. Нанна умирает от горя, и ее кладут в погребальный костер Бальдра, так же как и коня Бальдра, и золотое кольцо Одина Драупнир.
Вали («однодневный» сын Одина и Ринд) мстит Хёду за убийство Бальдра («Прорицание вёльвы», «Сны Бальдра»), а Хермод, брат Бальдра, отправляется на коне Одина Слейпнире в царство мертвых (Хель) с целью освобождения Бальдра («Младшая Эдда»); хозяйка Хель согласна отпустить Бальдра, но при условии, что все живое и мертвое в мире будет его оплакивать. Плачут все, кроме великанши Тёкк, обличье которой принял тот же Локи, и Бальдр остается в Хель. Боги наказывают Локи, виновника гибели Бальдра.
Миф о смерти Бальдра является своеобразным введением к скандинавскому эсхатологическому циклу — смерть его служит как бы предвестием гибели богов и всего мира (см. Рагнарёк). В обновленном мире, который возникнет после гибели старого, вернувшийся к жизни Бальдр примиряется со своим убийцей Хёдом, тоже ожившим («Прорицание вёльвы»).
Своеобразный отголосок мифа о Бальдре в форме героического сказания имеется в «Деяниях датчан» Саксона Грамматика. У него Бальдр (Balderus) — полубог. Увидев во время купания Нанну — сводную сестру Хёда (Hotherus), Бальдр влюбляется в нее. Хёд сам любит Нанну и женится на ней, но Бальдр преследует его. Чтобы убить Бальдра, Хёд достает меч Мимминг и, по совету лесной девы, чудесную пищу из змеиного яда и пояс, дающий победу. Хёд смертельно ранит Бальдра; его хоронят в холме. Предсказатель Финн пророчит Одину, что за Бальдра отомстит сын богини Ринд, которого она родит от Одина; пророчество сбывается.
Нижние миры
Среди корней Мирового дерева, собрались три подземных мира. Тёмные, далекие и опасные.
VII. Свартальвхейм
Огромные подземные пещеры и катакомбы пропитанные копотью многочисленных кузниц и оружейных мастерских. Темнота отступающая под светом раскаленного железа, масляных фонарей, светящихся кристаллов и бесконечных искр.
Мир тёмных альвов — подземных карликов или цвергов. Низкорослые длиннобородые крепкие воины и мастера. Нет кузнецов и ювелиров искуснее и аккуратнее. Что не дом — то мастерская доспехов, кузница или плавильня.
Бесконечная сеть шахт, рабочая суета и постоянный звон кузнечных молотов и тяжелых кирок — вот вам весь Свартальвхейм.
VIII. Хельхейм
Смерть, тишина и могильный холод. Большая каменная крепость — обитель мертвых. Богиня Хель забирает в свое царство всех умерших от старости, болезни и голода.
Большие высокие стены окружают её дворец. Тяжелые железные решетки закрывают двери и окна. Ледяным туманом зовет она свои пустые покои. Огромная решетка закрывающая проход в царство богини смерти Напастью зовется.
Сидит подле неё огромный пёс — Гарм. Охраняет пёс царство мертвых. Есть у богини слуги-мертвецы Бездельник и Лежебока. Любые приказы выполняют они для Хель.
Так и правит Нижним миром Хель — богиня смерти. Забирает она к себе людей умерших от болезни, старости и голода. И с каждым днем все больше и больше растет войско мертвецов. Как и сила её.
IX. Нифлхейм
Царство вечного мрака и холода — тёмный мир. Нифлхейм — древний мир первичного льда и тьмы. Мир давший начало всему живому. Бесконечные пустоши и ядовитые реки. Ни единой души не встретишь в этом мире — он есть сама пустота и одиночество.
Запись украшают работы художников:
- — Dragon Bones — Ice Giant — Valhalla — Forest Village — Forest village — Mountain Fortress — Mountain fortress — Agg’r, the origin of the Fire — Ruin — Eternal Winter — Gate
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.
Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество Freinheim . Только тебя и ждём. А все остальные записи и разделы моего дневника можешь найти в оглавлении .
Человеческие черты скандинавских богов
Все божества, которые существовали в пантеоне викингов, похожи на людей. Это прослеживается в их поступках, действиях, поведении, темпераментах. Отличительной особенностью скандинавских богов было то, что они имели собственные психологические портреты.
Божества не всегда отражали воинственность викингов, их традиции на море и военные компании. Тор, Тюр, Один и Хеймдаль были знамениты своими подвигами, отличались храбростью, воинственностью, смелостью, смелостью.
В эпосах – «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде» — описаны боги Локки, Браги, Форсети, которые вообще не имели никакого отношения к войне. В частности, бог Ньёрд обладал силами ветра, руководил удачей, морем, морскими существами. Локки – неоднозначный и довольно занимательный персонаж, который в одном мифе мог быть очень коварным, а в другом – храбрым, добрым, самоотверженным. Браги был богом, который отвечал за литературу, покровительствовал поэтам и литераторам. За справедливость у скандинавских богов отвечал Форсети.
Викинги наделили своих богов и такой чертой, как жертвенность. Например, верховный бог Один отдал свой правый глаз старику Мимиру, Локки пожертвовал невинность для того, чтобы защитить Мидгард, а Тюр – пожертвовал правый глаз адскому псу, которого звали Гарм. Жертвенность богов тормозила принятие жителями Норвегии, Дании, Швеции христианства, поскольку они видели черты Христа в своих богах. Поэтому большая часть скандинавского пантеона перешли в католическую и православную веру, проникли в другие веры, многие из них стали святыми.
Заключение
Скандинавская мифология не теряет своей популярности. Всесильные боги, прекрасные мифические существа, могущественные колдуны и великаны погружают читателя в удивительный и особенный мир.
Яркие и неоднозначные по своим характерам боги Севера очень похожи на людей, чем и полюбились читателям по всему свету
Суровые сказания привлекают внимание необычным устройством Вселенной и неординарными образами волшебных существ
В наши дни можно встретить людей, которые поклоняются скандинавским богам. На основе древних легенд возникло неоязыческое движение, члены которого верят в Одина, Тора и Локки, великанов, эльфов и фей. Эта идея объединила последователей по всему миру. Поклонников скандинавских мифов можно встретить в Германии, США, Италии, Австралии и России.