Аллегория
Аллегория — выражение обобщенного, абстрактного понятия в конкретном образе.
Их мы часто встречаем в баснях. Это самый яркий пример использования тропа, хоть и не единственный.
Вспомним басни И.А. Крылова. Да-да, это те самые басни, где лиса ворует у вороны сыр, а муравей работает все лето, пока стрекоза веселится. В баснях изображаются животные и предметы, но речь идет о пороках людей. Получается такое завуалированное высмеивание недостатков людей.
Например, в уже упомянутой басне «Ворона и лисица» образ лисы — воплощение хитрости. Это качество — единственное в ее характере. Она хвалит ворону, чтобы та запела и выронила из клюва сыр. Так, лиса — это аллегория хитрости.
А ворона в том же произведении становится аллегорией доверчивости и падкости на лесть. Ведь она все-таки запела и выронила сыр. Так мы видим, что автор берет абстрактное понятие и передает его в конкретном образе, дает ему более осязаемое и понятное воплощение через аллегорию.
Еще аллегория помогает никого не обидеть. Ведь если изобразить животное вместо человека, то можно немного скрыть свою идею. Это похоже на современный дисклеймер:
Все персонажи вымышлены, любое сходство с реальными людьми случайно!
Двигаемся дальше.
Слайд 2Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем» Он вышней волею небес
Рожден в оковах службы царской.
Он в Риме был бы
Брут, в Афинах Периклес
А здесь он ¬¬¬ офицер гусарский.
(«К портрету Чаадаеву», 1820)
Послание адресовано старшему другу Пушкина. Он познакомился с П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в 1816 г. Если поэт был еще лицеистом, то Чаадаев закончил Московский Университет, после чего, поступив на военную службу, участвовал в Отечественной войне ( в бородинском, тарутинском, Лейпцигском и других сражениях). Несмотря на разницу жизненного опыта, в их воззрениях, в том числе общественно-политических, было много общего. Дружбу с Чаадаевым Пушкин называл «счастьем», высоко ценил его, сравнивая с великими деятелями античности – Брутом и Периклом:
Оксюморон
Оксюморон — употребление противоречащих друг другу понятий в одном словосочетании.
Использование оксюморонов позволяет составить необычные и оригинальные словосочетания. Например, «звонкая тишина», «громкое молчание», «обжигающий снег».
Мы сочетаем контрастные понятия и привлекаем внимание к этим оборотам. Читатель, увидев «обжигающий снег», обязательно задумается, что же это такое
И, вспомнив, как колет холод и как это загадочно похоже на ожог, внимательные мы почувствуем, что хочет передать автор.
Давайте решим задание №9 ЕГЭ по литературе.Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данной строфе стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.Нет, я не Байрон, я другой,Ещё неведомый избранник,Как он, гонимый миром странник,Но только с русскою душой.М.Ю. Лермонтов, отрывок изстихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…»1) Метафора2) Гипербола3) Сравнение4) Оксюморон5) ПерифразРешение.В приведенном четверостишии нет гиперболы, оксюморона и перифраза, зато есть другие тропы. Метафора: «гонимый миром странник». В этой фразе есть переносное значение: ведь мир, в прямом смысле этого слова, не может кого-то гнать. Сравнение: «как он…». Понять, что это сравнение, помогает союз «как».Ответ: 13
Мы разобрали много терминов и примеров, поэтому давайте все еще раз закрепим с помощью таблицы.
Сегодня мы разобрались с тропами и познакомились с разными способами, как передать переносное значение слова. Мы стали еще более чуткими к тексту читателями, ведь теперь умеем отличать столько видов художественной выразительности и понимать, что за ними стоит! А если вы хотите еще больше узнать о средствах художественной выразительности, то советуем к прочтению статью «Теория литературы: средства художественной выразительности. Часть 2», где мы разобрали фигуры речи.
Метафора
Когда два предмета сравниваются между собой без слов «как», «словно», «будто». Поэтому ее в школе часто называют «скрытым сравнением».
Например. Вот решил Арсений Тарковский написать стихотворение о том, что жизнь очень быстро проходит. Как написать так, чтобы ярко передать эти чувства быстротечности жизни? Какой такой образ подобрать?
И он написал: «Вот и лето прошло». Дальше по ходу стихотворения мы понимаем, что в нем речь вообще не о лете, а о жизни. «Жизнь брала под крыло, берегла и спасала…». Лето – это метафора. Жизнь – как лето.
Более простые примеры. Волны шепчутся между собой – метафора, потому что волны издают такие звуки, которые «как шепот». Автомобиль летит по дороге – метафора, потому что он просто едет так быстро, что кажется – «летит».
Еще больше примеров вы найдете в моей статье про метафору.
Анализ стихотворения «К Чаадаеву» №3
Стихотворение написано в петербургский период творчества А.С. Пушкина, в 1818 году, когда Пушкин находился под сильным воздействием личности П.Я. Чаадаева, одного из самых замечательных умов пушкинской современности.
О.Э. Мандельштам писал о Чаадаеве: «След, оставленный Чаадаевым в сознании русского общества, – такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведён он по стеклу? … Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых она даже не подозревала, как нарочно соединялись в личности Чаадаева: огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектоника и холод маски, медали, которым окружает себя человек, сознавая, что в веках он – только форма, и заранее подготовляя слепок для своего бессмертия».
В это время Пушкин общается с людьми, состоящими в тайных обществах, будущими декабристами. Идеи гражданской свободы, служения отечеству, обсуждаемые в кругу этих людей, и отголоски бесед с Чаадаевым отражены в стихотворении.
В стихотворении говорится о высоких идеалах свободы, борьбе с «самовластьем», заявлена гражданская позиция лирического героя.
Идея стихотворения наиболее полно звучит в строчках:
…Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
Поэт говорит о необходимости соединения «души прекрасных порывов» со служением отечеству, его благу, с деятельностью во имя славы родины.
Условием блага отчизны поэт называет «вольность», имея в виду не только личную свободу, но и гражданские права.
Жанр стихотворения «К Чаадаеву» – дружеское послание. Оно относится к гражданскому типу лирики. Написано пяти- и четырёхстопным ямбом, система рифмовки – перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.
Выбранная стройная форма придаёт стихотворению торжественное звучание.
Пушкин насыщает стихотворение яркими эпитетами: тихая слава, утренний туман, юные забавы, роковая власть, нетерпеливая душа.
Каждый из эпитетов придаёт яркость и выпуклость образу. Например, называя «минуту вольности» святой, Пушкин подчёркивает своё высокое понимание этот категории, возводит понятие свободы на самый блестящий пьедестал, как бы оставляя внизу все прочие ценности (власть, славу, богатство).
Эпитет «роковая» (власть) также наделён сильной энергией – Пушкин подчёркивает тяжесть и неизбежность давления власти на человека, на общество, его гнёт. Метафорический образ «обломков самовластья» является контрастом к этой тяжести, назначенным и неизбежным путём её завершения.
Метафоры стихотворение также яркие и сильные:
… взойдёт она,
Звезда пленительного счастья…
Так в представлении поэта выглядит свобода – пленительная (манящая волшебным, зачаровывающим, притягивающим) идеалом, светящейся во тьме звездой.
Образ получается романтический и возвышенный.
Россия вспрянет ото сна…
Родина представляется поэту находящейся под властью оцепенения, сна – как сказочная спящая красавица, которая ждёт часа своего пробуждения, освобождения от чар.
…И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
Некоторых современников Пушкина эти строки возмущали: почему на обломках самодержавия должны быть написаны имена двух юных франтов и дерзких нарушителей общественного спокойствия, светских шалопаев – Чаадаева и Пушкина?
Но именно такой тип поведения, демонстрирующий личную независимость и сочетающийся с вольнолюбивыми мыслями, показывал, что самовластье не вечно, что идеи свободы, гражданского служения разрушат рано или поздно монолит деспотического правления.
Одно из самых замечательных мест в стихотворении – сравнение:
…Мы ждём с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждёт любовник молодой
Минуты вольного свиданья.
Пушкин сравнивает высокие гражданские чувства с нетерпением влюблённого человека, с его надеждами и ожиданиями счастья.
«Серьёзные» друзья Пушкина упрекали его в таком легкомыслии.
Но это именно и есть черта лирики Пушкина – соединение личного чувства с общественным пафосом, единство человеческой личности.
Стихотворение в целом имеет высокий пафос, в нём выражены идеалы гражданского общества, свободы, борьбы против деспотизма.
Средства выразительности
В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “горит ещё желанье“, свободою горим“, “звезда пленительного счастья”.:
- Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
- Оксюморон – “тихой славы“.
- Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья“.
- Обращение – “мой друг”.
- Инверсия – “власти роковой“.
Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.
К Чаадаеву. Дата написания.
Дата написания стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина А.С. доподлинно неизвестна. По традиции, начиная со времен первых публикаций этой работы, стих датируется 1818 годом.
Это творение политической направленности литературные эксперты относят к периоду 1817-1820 гг.
Историк, филолог Владимир Владимирович Пугачёв представил на суд читателей другую дату написания этого стихотворения. Он считал, что дата написания его предположительно 1820 год. Именно в этот период между Пушкиным и Чаадаевым происходили оживленные споры о революции и ликвидации царизма.
Согласно мнению исследователя, в первых строчках стиха «Любви, надежды, тихой славы» Пушкин отказывается от безмятежной, спокойной славы в пользу активной революционной деятельности. В стихотворении поэт призывает Чаадаева, человека, который отрицательно и скептически относится к насильственной революции, встать в ряды дворянских революционеров.
Лексические средства выразительности
Лексическими средствами выразительности выступают тропы. Их используют для передачи переносного значения, для иносказания. Такой способ широко распространен в художественной литературе.
Виды троп:
- Эпитеты. Определения, создающие образ и характеризующие предметы, людей, явления. Чаще всего их можно встретить в поэзии и прозе. Это, как правило, прилагательные (встречаются и наречия), выражающие признаки объекта: светлая голова, золотые руки, серебряное копытце.
- Сравнения. При сравнении происходит сопоставление одной конструкции с другой или другими на основе общих или отличных черт. Для таких оборотов характерно наличие следующих союзов: будто, как, слово, точно. Но их использование не обязательно, хотя подразумевается: ползет ящерицей; глаза словно льдинки; она лучше его вчерашнего гостя.
- Метонимия. Данная тропа означает перенос значения слова на сочетание с аналогичным смыслом: он прочел Пушкина (то есть он прочел произведения Пушкина, а не самого писателя).
- Синекдоха. Разновидность метонимии, когда смысл определенного выражения обобщается и переносится на единое понятие или, наоборот, с обобщенного на одну часть. Примеры: француз праздновал победу (не один француз, а французская армия); он учитывал каждую копейку (учитывал все деньги досконально).
- Олицетворение. Неодушевленные объекты/явления наделяются свойствами живых: зима была суровой; небо хмурилось; луч солнца слабо улыбался сквозь тучи.
- Перифраз. Суть заключается в замене слов на словосочетания-синонимы. Иносказания необходимы во избежание употребления одинаковых слов: Лондон — туманный Альбион; лев — царь зверей.
- Метафора. Данная тропа подразумевает скрытое сравнение, когда объект наделяется несвойственными для него признаками, к примеру, когда неодушевленный предмет обретает черты одушевленного: глаза горят, небо нахмурилось, солнце зашло.
- Ирония. Она означает завуалированную насмешку, представленную в виде ложной похвалы или употребления выражения в совершенно ином значении: мне бы твои проблемы!
- Гипербола. Придает тексту яркий акцент благодаря преувеличению: он умнее своего предшественника на тысячу голов.
- Литота. Прием, который, в отличие от гиперболы, преуменьшает факты или явления: она была легкой как пушинка.
- Гротеск. Прием, при котором смешиваются различные жанры: реальность и фантастика, комедия и трагедия, преувеличение реальных событий, которые становятся похожими на выдумку: голова этого незадачливого джентльмена была нафарширована опилками.
Темы
-
Патриотизм.
На нем зиждется тематика произведения. Стихотворение проникнуто духом патриотизма. Лирический герой ясно видит все проблемы, существующие в стране. Но это не служит причиной отказаться от родины, напротив, молодой человек намерен посвятить свою жизнь преображению отчизны, он верит в её светлое будущее. Автор слышит голос страждущей страны и жаждет спасти её. -
Дружба
. Поэт не остаётся равнодушным к пессимистичному настрою своего товарища. Он пытается развеять его тоску, обессмысливающую существование. Лирический герой всячески поддерживает своего друга, мотивирует на достижение новых целей. Поэт верит в потенциал своего единомышленника, потому и посвящает ему послание.
История создания
Написано стихотворение в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока ещё видел в нём умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за своё “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зелёная лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.
Что такое языковые средства выразительности
Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность
Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии
Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам.
К средствам выразительности относят:
- синонимы;
- антонимы;
- фразеологизмы;
- профессионализмы;
- жаргонизмы;
- термины;
- архаизмы;
- разговорную лексику;
- историзмы;
- заимствованные слова.
Также языковые средства выразительности делятся на три больших группы:
- фонетические;
- лексические;
- синтаксические.
Рассмотрим каждую из категорий отдельно.
Композиция
Композиционно это произведение подразделяется на три части.
В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.
Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.
Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.
Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.
Тема
Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.
Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.
История создания
Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.
«Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»»
Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта — талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у Пушкина в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер и многие другие. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир прекраснее.
Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:
* Любви, надежды, тихой славы * Недолго нежил нас обман, * Исчезли юные забавы, * Как сон, как утренний туман.
Мы видим, как замечательно передает поэт. ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев – друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия». Нельзя не обратить внимания на то, что в этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:
* Мы ждем с томленьем упованья * Минуты вольности святой, * Как ждет любовник молодой * Минуты верного свиданья.
Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия:
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Это стихотворение можно определить и как патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию. Стихотворение это не было напечатано сразу, но его знала и повторяла прогрессивная молодежь, будущие декабристы. Именно с такими людьми Пушкин связывал все свои мечты и надежды.
В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что именно в этот момент исторического развития отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Вот почему такая глубокая вера в лучшее будущее звучит в финале стихотворения:
* Товарищ, верь: взойдет она, * Звезда пленительного счастья, * Россия вспрянет ото сна, * И на обломках самовластья * Напишут наши имена!
В первых строках стихотворения поэт прощается с надеждами на «тихую славу», а значит, на мирное достижение свободы: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман… Даже любовь он называет «юной забавой» и готов пренебречь ею ради великой цели — свободы. С именем Чаадаева Пушкин связывает и собственные вольнолюбивые надежды, и понятия о чести, патриотизме. Любовь к родине и любовь к свободе поэт отождествлял, он верил, что молодость как раз та пора, когда человек способен и может добиться многого во имя этой любви:
* Пока свободою горим, * Пока сердца для чести живы, * Мой друг, отчизне посвятим * Души прекрасные порывы!
В конце стихотворения Пушкин открыто говорит о том, каким ему видится будущее родины. Верить в светлое завтра, в свободную страну он призывает и читателя, так как сам горячо верит, что «Россия вспрянет ото сна», а героями-освободителями станут его друзья:
* И на обломках самовластья * Напишут наши имена!
История создания
Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.
Средства выразительности
В своём послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафоры: “горит ещё желанье“, свободою горим“, “звезда пленительного счастья”.:
- Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
- Оксюморон – “тихой славы“.
- Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья“.
- Обращение – “мой друг”.
- Инверсия – “власти роковой“.
Любимый Пушкиным четырёхстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.
-
Федька давно мечтал о велосипеде он ему даже снился сочинение егэ
-
Сочинение про вулкан 7 класс
-
Варлам шаламов крест сочинение
-
Детское сочинение о страхе
- Природа и человек в поэме мцыри сочинение
Метонимия
Это когда вы вместо одного предмета называете тот, который с ним «смежен». Смежный – то есть предметы соприкасаются. Например, вы говорите: «Я выпил шесть стаканов ». Понятно же, что вы не стаканы пили, а молоко, которое в них было налито. Но молоко и стаканы «смежны» друг с другом, они соприкасаются, молоко налито в эти самые стаканы, поэтому ваш слушатель легко поймет, о чем речь.
Еще мне очень нравится вот такой пример – из Блока: «И каждый из мрака смотрел и слушал, как белое платье пело в луче». Понятно, что поет не платье, а девушка, на которой это платье надето.
Или вот я показываю на шкаф с книгами и говорю: «За десять лет весь шкаф прочитал». Мой слушатель поймет, что речь не о шкафе, а о книгах, которые в нем стоят. Тут тоже налицо «смежность» – шкаф и книги соприкасаются.
«Весь зал нам хлопал» – это метонимия, потому что хлопают люди, которые находятся в зале. Люди заменились на зал, потому что они «в смежности» друг с другом.
Подробнее – в моей статье про метонимию.
Синтаксические средства выразительности
- Анафора. При анафоре повторяется одно и то же слово в начале поэтических строк: Этот сон, эти грезы, это небытие…
- Эпифора — одно и то же слово идет в конце выражений или строк: Вечер был тоскливым. Вся жизнь его была тоскливой.
- Антитеза — это контраст, яркое противопоставление: волос долог — ум короток; я царь — я раб, я червь — я бог.
- Градация. При градации синонимы идут последовательно, наращивая эмоциональность, или, напротив, заглушая: она боролась отчаянно, безудержно, страстно.
- Инверсия. Для инверсии характерно нарушение привычного порядка слов, что придает выразительность речи. Пример: нет героев в нашем отечестве.
- Лексические повторы. Данный прием состоит в повторении определенных фрагментов: погасли огни, погасли звезды, погас весь свет мира.
- Оксюморон — это сочетание противоположных, немыслимых и нелогичных слов в единой фразе. Примеры: живой труп, жидкий гвоздь.
- Риторический вопрос/восклицание передает эмоции автора. Пример: Какие небеса!
- Параллелизм — это одна и та же конструкция, идущая в предложении и продолжающаяся несколько раз. Пример: глаза его — глаза голубя, кожа его — из слоновой кости.
- Умолчание. Употребляется автором для того, чтобы читатель сам додумал мысль и продолжение: Она хотела уехать, но один вопрос так и не давал ей покоя.
- Эллипсис — это пропущенное слово, легко определяемое по контексту: Кому — арбуз, а кому — свиной хрящик.
- Парцелляция — короткие предложения, идущие после полного и придающие ему дополнительный смысл: Я шел по дороге. Вязкой. Грязной. Серой.
- Однородные члены предложения выполняют одну роль в конструкции, выступают одним членом предложения: Его ждали: мама, папа, сестры и один незваный гость.
- Вопрос-ответ — автор самостоятельно дает ответ на свой же вопрос. Пример: Сколько их здесь было? Немыслимо много.
Композиция
Композиционно это произведение подразделяется на три части.
В первой автор, ещё юный и наивный, ждёт любви и славы, но постепенно “как утренний туман” его мечты рассеиваются. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждёт и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.
Мотив пробуждения открывает и закрывает стих – таким образом композиция закольцовывается.
Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется: если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.
Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографичным. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.
Проблемы
-
Самовластие.
Поэт осознает бедственную ситуацию в своей стране, сложившуюся в связи с тираническим политическим режимом. Он ощущает гнёт «власти роковой» и жаждет избавления от него. Но герой понимает, что в одиночку ему не справиться, и призывает на помощь своего верного друга. -
Отчаяние.
Автор испытал на себе воздействие юношеский иллюзий, он уже знает, какое бывает разочарование, если обмануться мечтами. Об этом он пишет в первой части. Очевидно, подобные чувства испытывает и адресат послания. Но Пушкин сумел преодолеть сплин, теперь он хочет излечить от него и своего друга. Таковы проблемные вопросы стихотворения «К Чаадаеву».
История создания
С Чаадаевым Пушкин познакомился в 1816 году в Царском Селе, куда тот был переведен корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк. Дружба с образованным, вдумчивым человеком оказала серьезное влияние на становление, мировоззрение и гражданскую позицию юного поэта.
Пушкину были очень близки свободолюбивые идеи Чаадаева, участника Бородинского сражения, ходившего в штыковые атаки, награждённого русским орденом Cвятой Анны и прусским Кульмским крестом. Петр Яковлевич пользовался огромным авторитетом в кругу лицеистов, был уважаем начальством, дружбы с ним искали многие.
Послание «К Чаадаеву» написано в 1818 году совсем еще молодым поэтом, недавним выпускником Лицея, поступившим на службу в Коллегию иностранных дел. 1818 год отмечен в истории России необыкновенной активизацией общественной мысли и политическим подъемом.
Еще будучи лицеистом, Пушкин стал участником литературного общества «Арзамас» и к моменту написания послания «К Чаадаеву» находился под влиянием поэзии Жуковского, Батюшкова, Давыдова. Поэту, как и его другу, были не чужды свободолюбивые мысли и устремления к изменению государственного устройства России. Через много лет (в 1829 году) стихотворение, ставшее чрезвычайно популярным у декабристов, опубликуют в альманахе «Северная звезда», но Пушкин об этом уведомлен не будет.
Еще два стихотворения, обращенных П.Я. Чаадаеву, напишет А.С. Пушкин в 1821 году и в 1824 году.
Сравнение, метафора и олицетворение
Рассмотрим эти три термина и особенно сделаем акцент на их различиях.
Сравнение — сопоставление явлений на основании схожих свойств.
Сравнение проявляется в двух видах. Первый — более явный. Его легко распознать: используются слова «как», «словно», «будто». Например: «Сердце горячее, как огонь», «Она влетела в комнату, словно птица», «Глаза, будто цветные кристаллики, отражали солнечный свет».
Но это не единственный вид сравнения. Иногда оно встречается без сравнительного оборота. Например, «нырнуть рыбкой». Это тоже сравнение. Здесь используется творительный падеж, который передает сопоставление не хуже слов «как» и «словно». Ведь мы понимаем, что нырнуть рыбкой = нырнуть, как рыбка.
А теперь представим, что сравнение решило спрятаться. Сравнение прячет не только союзы, но и один из объектов сопоставления. Вот что получается:
«Взгляд режет душу» — мы не называем нож (объект), но говорим о его свойстве — способности резать.
Этот троп и называется метафорой.
Метафора —наделение одного объекта свойствами или признаками другого; скрытое сравнение.
Как отличить средства выразительности, которые старательно притворяются друг другом?Посмотрим на примеры:«Сердце горячее, как огонь» (сравнение) и «Сердце горит от боли» (метафора).В обоих случаях мы сравниваем сердце с огнем.В первом говорим открыто: у нас есть оба объекта — сердце и огонь, они названы четко.Во втором случае мы наделяем сердце свойством огня — говорим, что оно горит, и скрыто сравниваем сердце с огнем. Мы не называем второй объект (огонь), а только намекаем на него (словом «горит»). |
Метафора бывает не только в сочетании глагола и существительного, но и в форме существительного с существительным. Например, посмотрим на отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»:
Ночевала тучка золотаяНа груди утёса-великана
Здесь мы говорим, что у утеса есть грудь, сравнивая его с человеческим телом. При этом мы не называем второй объект сопоставления — человека. Берем только его свойства — наличие частей тела.
Олицетворение — вид метафоры; троп, который представляет собой наделение неживых предметов свойствами одушевленных существ.
Мы знаем, что предметы мебели, явления природы, предметы быта — неживые существа, а значит, не могут ходить, говорить, чувствовать. Но литературный язык позволяет нам наделить свойствами одушевленных существ неживые предметы. Такой прием называется олицетворением.
Посмотрим на эти примеры: «Небо плачет и воет вьюга», «старый дом улыбнулся тебе».
Представьте, как бы грустно выглядели эти предложения без использования олицетворений. Образность спасает нас от скучного языка, разрешая видеть «слезы» неба и «улыбку» дома. Простые объекты становятся выразительными образами.
Давайте решим задание №7 ЕГЭ по литературе.Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А.С. Пушкин использует _______ — образные определения: «…любил безмолвно, безнадёжно». Также в произведении есть _______, то есть скрытое сравнение: «…любовь еще, быть может, / В душе моей угасла не совсем».Решение.Итак, вспоминаем, что образное определение — это эпитет, а скрытое сравнение — метафора.Ответ: эпитетыметафора
С метафорами, сравнениями и олицетворениями разобрались. Двигаемся дальше!