Общение
В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.
Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.
Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
Функции общения
- Социализирующая — формирование личностных качеств.
- Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
- Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
- Интегративная, то есть общение объединяет людей.
Виды общения
- Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
- Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
- Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
- Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)
Следует отличать общение от коммуникации.
Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).
Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.
Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.
Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!
Мельникова Вера Александровна
Суть
Тема эта относится к разделу «Человек и общество»
Также важно понимать, что все нижеперечисленные виды относятся к двум основным категориям:
- Практическая деятельность — направлена на получение практических результатов.
- Духовная — направлена на развитие личности.
Трудовая
Труд — это деятельность, направленная на производство товаров и услуг. Труд носит преобразовательный характер.
Вот основные его характеристики:
- Целенаправленность. Целью труда является производство товаров и услуг. Например, гражданин А работает слесарем. Цель его труда — устранение неполадок в системе канализаций и бытового трубопровода.
- Целесообразность. Любой труд подчинен какой-либо цели. Бесцельного труда не бывает. Тут нужно понимать, что решение кроссвордов — не является трудовой деятельностью. Это досуг!
- Практическая полезность. Любой труд полезен для индивида или общества в целом.
- Преобразовательный характер. Это означает, что труд трансформирует условия жизни человека. Например строительство — строит жилье, которое не встречается в природе: с центральным отоплением и пр.
- Результативность. Результат есть у любого труда.
Образование как деятельность
Образование — это деятельность с целью обучения детей и взрослых конкретным знаниям, навыкам и умениям, которые предусмотрены программой данного образования.
К функциям образования относится:
- Социализация.
- Трансляция социальных норм. Кстати, рекомендую нашу статью про виды социальных норм.
- Приобщение к нормам морали и другим важнейшим человеческим ценностям.
- Формирование основ научного мировоззрения.
- Формирование навыков логического и рационального осмысления действительности.
- Трансляция культуры.
- Социальное воспроизводство населения и существующей социально-политической системы.
Например, целью школьного образования является формирование у учащихся основ научного мировоззрения и рационального осмысления действительности.
Выделяют следующие этапы обучения как деятельности:
- Восприятие материала. Например, вот вы читаете эту статью, чтобы узнать про виды деятельности. Ок, вы восприняли материал.
- Понимание. Мало воспринять материал. Надо его еще понять. Многие воспринимают механически — пытаясь вызубрить.
- Воспроизведение. Когда вы поняли материал — одним из критериев того, что вы его усвоили является умение его воспроизвести. Например, вы без труда после прочтения данной статьи сможете рассказать, какие конкретно виды деятельности есть, и каковы их характеристики.
- Применение. Оно проверяется при решении практических задач — например решения тестов ЕГЭ по обществознанию.
Другие виды
Вот краткая характеристика остальных видов деятельности:
- Общение — это деятельность по обмену информацией между людьми. Даже бытовое общение подразумевает такой обмен. Кстати, рекомендую нашу статью про социальное взаимодействие.
- Досуг — этот вид деятельности направлен на развитие личности. Его необходимо самостоятельно организовывать. Это время может быть посвящено хобби: чтению книг, собиранию моделей кораблей, созданию сайтов и пр.
- Рекреация — это отдых. Человеку необходимо посвящать часть времени отдыху. Кстати, как правило ничего не делание не является отдыхом — от него еще больше устаешь. Отдых — это смена обстановки: поездка на сплав, в другую страну, туризм и пр.
- Игровая деятельность — направлена на постижение мира, его познание через создание модельных ситуаций. Ключевое отличие игры — здесь все происходит понарошку, взаправду.
- Познавательная деятельность — направлена на поиск законов, закономерностей и тенденций в мире. Более подробно про нее читайте здесь.
- Наука — эта деятельность относится к познавательной, ее задача научное объяснение природных и общественных явлений в мире. Более подробно о ней мы писали тут.
Поделиться в соц. сетях
МЫШЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Мышление и деятельность – основные категории, выделяющие человека из животного мира. Только человеку присущи мышление и преобразующая деятельность.
Мышление – функция человеческого мозга, возникающая в результате его нервной деятельности. Однако мышление не может быть полностью объяснено исключительно деятельностью мозга. Мыслительная деятельность связана не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием, а также с речевой и трудовой деятельностью человека. Формы мышления: суждения, понятия, представления, теории и т. д.
Мышлению свойственны такие процессы, как анализ (разложение понятий на части), синтез (объединение фактов в понятие), абстракция (отвлечение от свойств предмета при его изучении, оценка его «со стороны»), постановка задач, нахождение путей их решения, выдвижение гипотез (предположений) и идей.
Мышление и речь. Мышление неразрывно связано с речью; именно результаты мышления отражаются в языке. Речь и мышление имеют схожие логические и грамматические конструкции, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Не все замечают, что когда человек думает, то проговаривает про себя свои мысли, ведет внутренний диалог. Этот факт подтверждает взаимосвязь мышления и речи.
Деятельность человека – действия, деяния отдельного человека. Деятельность изменяет внешний мир и самого человека, раскрывает его сущность. Деятельность человека зависит от его предпочтений.
Воспитания и образования. Виды трудовой деятельности: умственный труд (например, вычисление уравнений) и физический труд (например, уборка класса).
В структуре деятельности выделяют субъект и объект. Субъект – тот, кто действует (например, ученый, который смотрит в микроскоп), объект – то, на что направлена деятельность (например, микроскопические бактерии). Субъект и объект могут быть как одушевленными, так и неодушевленными.
Виды деятельности:
1) материальная (человек ест, пьет, копает, моет посуду);
2) духовная (думает, поет песню, играет на гитаре):
3) общественная (мать присматривает за ребенком, спортсмен выступает в соревнованиях, политик участвует в выборах).
В разном возрасте у человека преобладает один из видов деятельности: для детей основной деятельностью является игра, для школьников и студентов – учеба, для взрослых – труд.
Потребности – это необходимость человека в чем-либо. Именно потребности побуждают человека к деятельности. Существует много классификаций потребностей. Приведем самую известную классификацию, разработанную американским психологом А. Маслоу. Он выделял следующие виды потребностей человека: 1) физиологические (потребность в пище, дыхании, воспроизводстве рода, отдыхе); 2) жизненно важные (безопасность, комфорт); 3) социальные (общение, привязанность); 4) престижные (уважение, успех, высокие оценки); 5) духовные (самовыражение и реализация интересов).
Формы деятельности
В науке определены следующие формы деятельности:
- труд — целенаправленная деятельность, результатом которой является создание материальных благ, духовных ценностей;
- игра — процесс, предназначенный для моделирования жизненных ситуаций, отдыха, снятия стресса;
- учение — действия, направленные на познание окружающего мира, приобретение необходимых для жизни человека знаний и умений;
- общение — форма деятельности, цель которой — обмен информацией;
- творчество — созидательные действия, в результате которых появляется уникальный продукт.
Рис. 3. Таблица «Формы деятельности».
Что мы узнали?
Деятельность человека, подробно изучаемая в 10 классе, — преображение окружающей действительности. Её элементами являются субъект и объект. Структура деятельности состоит из мотива, цели, средств, действий и результата. Выделяется два вида деятельности — материальная и духовная. Существует 5 форм деятельности — игра, учение, общение, труд, творчество.
-
/5
Вопрос 1 из 5
Слайд 20ТЕРМИНОЛОГИЯ:ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — активность человека, направленная на преобразование им окружающего мира и
самого себя.СУБЪЕКТ – это тот, кто осуществляет деятельность (человек или общество). ОБЪЕКТ – это тот, над кем или то, над чем осуществляется деятельность.ЦЕЛЬ – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — предмет, явление, процесс, используемые человеком в его деятельности, т.е. все то, что служит орудием действий. ДЕЙСТВИЕ — это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на объект с целью сохранения или изменения его состояния.РЕЗУЛЬТАТ — продукт деятельности индивида.МЫШЛЕНИЕ — высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.МЫСЛЬ – отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Многообразие деятельности.
Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек — продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия.
В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов — «второй природы».
Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям.
Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:
субъект — тот, кто осуществляет деятельность;
объект — то, на что направлена деятельность;
цель —ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.
В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека.
Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности.
Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества).
Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.
Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.
Основные понятия:
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Основное содержание деятельности состоит в изменении и
преобразовании мира, создании того, чего нет в природе. Деятельность человека проявляется в различных сферах и имеет разнообразный характер. Она является непременным условием существования и развития человека и общества.
Деятельность мыслительная (мышление) – процесс познавательной деятельности человека, движение мыслей; отражение сознанием человека окружающего мира в представлениях, понятиях, суждениях, теориях и т. п., способность человека создавать новые идеи, планировать свои действия, предвидеть события.
Деятельность политическая включает в себя государственное управление,
воздействие политических партий на ход общественных процессов, принятие государственных решений, различные формы участия широких народных масс в политической жизни общества.
Деятельность практическая — деятельность, направленная на преобразование реальных объектов природы и общества.
Труд — деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.
Общение — преобразование информации в процессе взаимодействия. Процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей.
Учеба — изучение опыта предшествующих поколений
Творчество — деятельность человека, создание нечто нового, ничего ранее не существовавшего.
Игра — деятельность, характеризующаяся выполнением реальных действий воображаемыми средствами
Вопрос школьника по предмету Обществознание
Часть А
А1. Совокупность качеств человека, которые он приобретает в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми:
а) индивид
б) личность
в) индивидуальность
г) человек
А2. Верны ли следующие суждения о самопознании? А. Потребность понять и узнать самого себя способствует развитию самопознания. Б. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
А3. К видам деятельности человека относится:
а) сон
б) учеба
в) прием пищи
г) отдых
А4. Общение с друзьями является для человека
а) биологической потребностью
б) интеллектуальной потребностью
в) духовной потребностью
г) социальной потребностью
А5. Верны ли суждения о труде? А. Труд позволяет человеку ощущать радость от применения своих способностей. Б. Выбор профессии зависит от интересов и склонностей человека.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
А6. Для деловых межличностных отношений характерно
а) обязательное соблюдение формальностей
б) дружеское расположение
в) незнакомство с собеседниками
г) разнообразие форм и видов общения
А7. Для лидера социальной группы характерны такие качества, как
а) скромность и незаметность
б) высокомерие и гордость
в) стеснительность
г) собранность и организованность
А8. К средствам общения можно отнести
а) сознание
б) мышление
в) речь
г) мировоззрение
А9. Такой способ решения конфликтов, как сотрудничество, связан с
а) поиском решения, которое примирило бы обе стороны конфликта без ущерба для каждой стороны
б) поиском уступок с каждой стороны
в) односторонними уступками
г) отказом от поиска обоюдовыгодного решения конфликта
А10. Золотое правило морали гласит
а) ко всем людям относись как к самому себе
б) живи для себя
в) дели людей на друзей и врагов
г) выучи все правила поведения
А11. Верны ли суждения о чувстве страха? А
Чтобы научиться преодолевать страх, важно понимать его причину. Б
Чувство страха знакомо как человеку, так и животному.
а) верно только А
б) верно только Б
в) верны оба суждения
г) оба суждения неверны
А12. Малой социальной группой являются:
а) верующие
б) демократы
в) спортивная команда
г) дети
А13. Из перечисленного выпишите цифры, под которыми указаны большие социальные группы (выберите несколько верных вариантов ответа).
а) французы
б) музыкальный ансамбль «Березка»
в) отряд спасателей
г) подростки
д) клуб любителей поэзии
е) европейцы
ж) семья
з) пенсионеры
А14. Правилами доброго поведения называют:
а) мораль
б) инстинкт
в) закон
г) этику
А15. Найдите в приведенном списке нормы гуманного поведения (выберите несколько верных вариантов ответа).
а) необходимость трудиться
б) умение приспособиться
в) стремление к славе
г) уважение к старшим
д) верность дружбе
Часть В
В1. Установите соответствие между описанием потребностей и их видами.
Описание потребностей Виды потребностей
А) стремление к общению с друзьями
Б) любовь к чтению
В) желание носить теплую одежду
Г) желание сделать карьеру
Д) потребность во вкусной пище
1. Социальные
2. Духовные
3. Биологические
А Б В Г Д
Ответ:
В2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором попущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
Как бы ни была разнообразна (А)…..человека, она направлена на удовлетворение его (Б)… . В процессе деятельности человек опирается на свои (В)…… Трудно представить деятельность человека без (Г)….. между людьми.
1. Общение
2. Деятельность
3. Способности
4. Потребности
А Б В Г
Ответ:
В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором попущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков
Обратите внимание, что в списке слов больше, чем необходимо
(А) …. вот уже несколько столетий, как сошло с исторической арены. Но и сегодня о человеке благородном, щедрым душой и верном (Б) …. говорят- «он настоящий рыцарь». Ведь рыцарские заповеди охватывают все стороны жизни- это и (В) …. к Родине, и (Г) ….в опасных ситуациях, и нерушимая крепость слова.
1. Совесть
2. Любовь
3. Долг
4. Щедрость
5. Бесстрашие
6. Опасность
7. Рыцарство
А Б В Г
Ответ:
В4. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Понятия Определение
А) Человечность
Б) Добродетель
В) Гуманизм
Г) Честь 1. Свойства характера или поступка, одобряемые с моральной точки зрения.
2. Понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
3. Гуманность, человеческое отношение к окружающим.
4. Определенная система воззрений, признающая ценность человека и его права.
А Б В Г
Ответ:
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Структура деятельности
Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:
Разберем компоненты этой схемы по порядку.
Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
Цель деятельности — образ желаемого результата.
Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.
Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.
Субъект деятельности
Объект деятельности
Статус на рынке труда
Цель
Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату
Мотивы
Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме
Средства
Сайты поиска вакансий
Действия
Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях
Результат деятельности
Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость
Формы деятельности
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
- Учение (учёба)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Виды учения
- Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
- Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
- Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Человеческая деятельность имеет особенности:
- Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.