8 сочинений на тему «роль снов в романе «преступление и наказание»» для 10 класса

Роль снов в романе «преступление и наказание»: 8 сочинений для 10 класса 2024 года

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек! И подлец тот, кто его подлецом считает!» – убеждён молодой человек. Ф. М. Достоевский указывает и на сходство героев. Они молоды и умны, порядочны и благородны. Оба мечтают о великом будущем, только пути достижения цели выбирают различные. Разумихин трудится, не покладая рук, пытаясь справиться с нищетой, а нетерпеливый Раскольников ради идеи идёт на преступление.

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа

Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат

Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Третий сон Раскольникова. Сон об Илье Петровиче и хозяйке

Отрывок из романа Преступление и наказание часть 2 глава II

Он пришел к себе уже к вечеру, стало быть, проходил всего часов шесть. Где и как шел обратно, ничего он этого не помнил. Раздевшись и весь дрожа, как загнанная лошадь, он лег на диван, натянул на себя шинель и тотчас же забылся…

Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику. Боже, что это за крик! Таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побои и ругательств он никогда еще не слыхивал и не видывал. Он и вообразить не мог себе такого зверства, такого исступления. В ужасе приподнялся он и сел на своей постели, каждое мгновение замирая и мучаясь. Но драки, вопли и ругательства становились всё сильнее и сильнее. И вот, к величайшему изумлению, он вдруг расслышал голос своей хозяйки. Она выла, визжала и причитала, спеша, торопясь, выпуская слова так, что и разобрать нельзя было, о чем-то умоляя, — конечно, о том, чтоб ее перестали бить, потому что ее беспощадно били на лестнице. Голос бившего стал до того ужасен от злобы и бешенства, что уже только хрипел, но все-таки и бивший тоже что-то такое говорил, и тоже скоро, неразборчиво, торопясь и захлебываясь. Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку! Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени, — это ясно, это слышно по звукам, по воплям, по ударам! Что это, свет перевернулся, что ли? Слышно было, как во всех этажах, по всей лестнице собиралась толпа, слышались голоса, восклицания, всходили, стучали, хлопали дверями, сбегались. «Но за что же, за что же, и как это можно!» — повторял он, серьезно думая, что он совсем помешался. Но нет, он слишком ясно слышит!.. Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, всё это из того же… из-за вчерашнего… Господи!» Он хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась… да и бесполезно! Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его… Но вот наконец весь этот гам, продолжавшийся верных десять минут, стал постепенно утихать. Хозяйка стонала и охала, Илья Петрович всё еще грозил и ругался… Но вот наконец, кажется, и он затих; вот уж и не слышно его; «неужели ушел! Господи!» Да, вот уходит и хозяйка, всё еще со стоном и плачем… вот и дверь у ней захлопнулась… Вот и толпа расходится с лестниц по квартирам, — ахают, спорят, перекликаются, то возвышая речь до крику, то понижая до шепоту. Должно быть, их много было; чуть ли не весь дом сбежался. «Но боже, разве всё это возможно! И зачем, зачем он приходил сюда!»

Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. Вдруг яркий свет озарил его комнату: вошла Настасья со свечой и с тарелкой супа. Посмотрев на него внимательно и разглядев, что он не спит, она поставила свечку на стол и начала раскладывать принесенное: хлеб, соль, тарелку, ложку.

Вариант 8

Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского — это произведение, которое изучают в школе не только потому, что оно является классикой мировой литературы, но и потому, что оно затрагивает важные философские и этические вопросы

Одним из таких вопросов является тема снов, которые имеют важное значение в повествовании. Что же такое сны и какую роль они играют в романе?

Сны в «Преступлении и наказании» часто выступают как символические образы, которые помогают понять внутренний мир персонажей. Они являются способом показать, что происходит в душе главного героя Раскольникова. В своих снах Раскольников выражает свое бессознательное желание признания своей вины. Эти сны становятся для него мучительным пробуждением, которое не позволяет ему избежать сожаления и раскаяния.

Второй важной ролью снов в романе является то, что они помогают раскрыть характер и эмоциональное состояние других персонажей. Например, сны Сони, главной героини, показывают ее внутреннюю борьбу и страдания, вызванные ее профессией

Сны Мармеладова, бедного алкоголика, демонстрируют его душевное состояние и неспособность преодолеть свои проблемы.

Я считаю, что сны играют важную роль в романе, так как они помогают Достоевскому выразить сложные эмоциональные состояния персонажей, а также раскрыть глубину их души. Сны являются символами, которые помогают читателю лучше понять мир, созданный автором.

Например, в сцене, когда Раскольников готовится убить Алена Ивановича, автор описывает его сон, где он видит свое преступление и терзается угрызениями совести. Этот сон помогает читателю понять, что Раскольников находится в состоянии конфликта с самим собой и не может решиться на убийство без внутреннего конфликта и моральных коллизий. Так, в одном из снов Раскольников видит себя вместе с Соней на кладбище, где они общаются с мертвым Лизаветой. В этом сне Раскольников осознает всю трагичность своего положения и осознает, что ему необходимо идти на истинное покаяние и признать свою вину.

Еще одним примером роли снов в романе является сон Сони, в котором ей является мать. В этом сне Соня обращается к матери с просьбой о помощи, но матерь отвечает ей, что она не может помочь, так как сама совершила преступление. Этот сон символизирует не только бедность и безысходность ситуации Сони, но и отсылает к тому, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен принимать последствия своих решений.

В целом, сны в романе «Преступление и наказание» играют важную роль в раскрытии характеров персонажей и передаче глубоких философских идей. Сны помогают читателю лучше понять мотивы героев, их внутренние борьбы и принятие сложных решений.

Мне нравится105Не нравится43

Рейтинг сочинений

447

182

112

94

62

59

44

29

Сны Раскольникова и их значение в романе

«Преступление и наказание» роман великого русского писателя Ф. Достоевского. Это важный роман, поднимает сложные психологические и социальные темы. Автор писал роман с 1865 по 1866 год.

Сны Раскольникова, это очень важны в романе, они безусловно отображают, суть личности Раскольникова, его переживания, которые и толкнули его на преступление (на всю его судьбу).

Сон – это физическое состояние человека, когда человеческая активность значительна понижается. Мозг продолжает работать и происходит процесс бессистемного воспроизводства воспоминаний и страхов (тревог), когда человек спит он не контролирует «ход своих мыслей», мозг работает без сопротивления сознания.

В романе, множество и других символичных сцен, которые так же играют важную роль для смысла произведения.

Во время своего пребывания на каторге Достоевский, «сидел» не только с политическими «преступниками» но и с уголовными элементами. Многим из них было всё равно, они не раскаивались и охотно бы продолжили свои деяния, когда выйдут.

В середине девятнадцатого столетия, Александр Второй (наконец то) отменил крепостное право (рабство). Многие крестьяне став свободными не понимали что с ней делать, они не имели средств к проживанию и шли на дороги или в города, — грабить и убивать.

Но, были и другие, которые раскаивались и действительно перевоспитались на каторге.

Главная тема романа, ужасная бедность отдельно взятого человека (определённого слоя общества). Основную часть общества мало интересуют проблемы молодого и мучающегося молодого человека

И именно своим невниманием по сути толкает его на преступление. Раскольников безусловно виновен в убийстве старухи процентщицы, но общество виновно не в меньшей степени

В первой части романа Раскольникову снится детство. Снится ему сон, когда он болен, у него температура, озноб.

Снится, его семья, потом отец. Далее снится улица, где находится кабак, куча хулиганов избивают маленькую лошадь, которая везёт телегу. Маленький Родион хочет заступиться, но ничего не получается. Её убивают, лежащую.

Этот сон как бы показывает, что насилие по отношению к живому существу противоречит его сути.

Во второй части романа (после убийства старухи) ему снится: какие-то странные и страшные звуки: дикие крики, вопли, звуки драки и т. д. Во сне Раскольников уверяет себя что убийство совершено верно, далее он просыпается.

Далее ему снится: он возвышается (выше) над толпой, однако люди смотрят осуждающе, и вот он видит, что старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.

Последний сон ему сниться на каторге. Сон показывает жестокость и мучения. Он видит до какой степени он ошибался и окончательно отказывается от своей теории (о праве на убийство).

Сон как художественный прием

На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.

В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием

Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.

Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.

Старый детский кошмар

Обратимся теперь не к символам этого сна, а к самому Родиону, который во сне погрузился в мир своего детства. Он вновь переживает кошмар, свидетелем которого был в раннем детстве: Родион вместе с отцом направляется на кладбище, чтобы навестить могилу маленького брата, погибшего в 6-месячном возрасте. А путь их пролегал через кабак. У кабака стояла ломовая лошадь, которая была запряжена в телегу. Из кабака вышел пьяный хозяин лошади и стал приглашать своих приятелей прокатиться на телеге. Когда старая лошадь не сдвинулась с места, Микола стал хлестать ее кнутом, который он затем сменил на лом. После нескольких ударов лошадь умирает, а Родион, видя это, бросается на него с кулаками.

Второй сон Раскольникова

Интересно, что после того, как Раскольников увидел первый сон, он долгое время больше не видит снов, кроме посетившего его перед убийством видения — пустыня, в которой есть оазис с голубой водой (это символ: голубой – цвет надежды, цвет чистоты). То, что Раскольников решает напиться из источника, говорит о том, что еще не все потеряно. Он еще может отказаться от своего «опыта», избежать этого ужасного эксперимента, который должен подтвердить его сумасбродную теорию о том, что убийство “вредного” (плохого, подлого) человека непременно принесет облегчение обществу и сделает жизнь хороших людей лучше.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2
Притча…
Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он

уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне,

будто он стал мотыльком, или мотылёк, которому снится, что он — мудрый старец.

Слайд 4

средствопсихологическогоанализа

выражениеподсознания(тюрма совести)

способ показапрошлого и будущего

путь к самопознаниювозможный переломозлобленный умдушевная борьба

СОН

всенародного осуждения и позора.Путь героя от падения к очищению.

Слайд 6Символика снов Раскольникова. Сны главного

героя являются знаками судьбы, они подсказывают ему правильную дорогу.

Но Раскольников или не замечает эти знаки, или игнорирует их.

Слайд 7Первый сон Раскольникова«Страшный сон приснился Раскольникову…»

Здесь символически описан момент потери героем веры

и, наоборот, обретения уверенности в необходимости самому изменить мир. Видя общий грех людей, избивающих лошадку, он сначала кидается на помощь к отцу, затем к мудрому старику, но, поняв, что они ничего не могут или не хотят сделать, бросается защищать лошадку и наказывать обидчика сам. Но лошадка уже мертва, а обидчик даже не замечает его кулачков, и, наконец, отец ловит его и вытаскивает из ада и содома, в который он вверг себя своей ненасытной жаждой справедливости.

Слайд 8СОН О ЛОШАДИСон Раскольникова

Слайд 10 Главная мысль эпизода заключается в неприятии

убийства натурой человека, и в частности натурой Раскольникова. Перед сном

герой думает о полезности убийства старухи-процентщицы, которая отжила свой век и «заедает» чужой, но после Раскольников просыпается в холодном поту и в ужасе от сцены, увиденной во сне. Эту перемену можно объяснить борьбой души и разума, которая постоянно происходит в главном герое.

Слайд 11Второй сон Раскольникова«Он забылся… Сердце его стеснилось, ноги не движутся,

приросли…»В этом сне Раскольникову дается возможность не совершить преступление. Он

бьет и бьет по голове старушонку, но его удары не причиняют ей никакого вреда. Он думает, что может убить и что его боятся, но оказывается, что он бессилен совершить преступление, и над» ним смеются. Раскольников обнаруживает, что старуха живая, когда заглядывает ей снизу в лицо.

Слайд 13 Смех прощает его и

уравнивает с людьми, которые ждут, что он спустится к ним,

смешается с ними, тоже будет «голова с головой», но герою дорог его смертоносный пьедестал. . Раскольников боится смешаться с толпой, с «тварью дрожащей», ибо все еще надеется, что, может быть, он еще «человек», а не «вошь».

Слайд 14Третий сон Раскольникова «Ему грезилось в болезни…»

Последний сон главный герой видит на каторге, уже на пути

к нравственному возрождению, глядя на свою теорию другими глазами. «Раскольников понимает, что этот страшный сон может стать явью, если его теория овладеет людьми и никто не захочет считать себя всего лишь «материалом», «тварью дрожащей».Таким образом, происходит переосмысление героем смысла жизни, изменение его мировоззрения, постепенное приближение к духовному совершенству, то есть совершается нравственное возрождение Раскольникова, трудное, болезненное, но все же очистительное и светлое, купленное ценой страдания, а ведь именно через страдание, по мнению Достоевского, человек может прийти к настоящему счастью.

Слайд 15 СОН О ТРИХИНАХТеория Раскольникова(нигилизм, наполеонизм)всеобщее разрушениеи

Слайд 16 Значение сна Раскольникова: Сон

– повтор убийства. Обстановка – царство мёртвых. Но все мертвы

только для Родиона – для остальных мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше толпы. Он – Наполеон, гений. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попыткой изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним.

за собой наказание Третий сонпоследствия воплощения теории в жизнь — апокалипсис нравственное возрождение Раскольникова

Слайд 19 Мы отчетливо слышим голос автора, не

приемлющего никаких теорий о разделении людей, никаких идей, разрешающих кровь

по совести. Только христианская любовь, сострадание, милосердие спасут душу человека и весь мир.

от природы в Раскольникове много и гордыни. Совесть и гордыня

в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом.2. Психологическая. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой».3. Социальная. «Он был задавлен бедностью».4. Философская. «Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся».

Роль снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – это глубокий социально-психологический роман, раскрывающий читателю не только душу и разум убийцы, но и затрагивающий целый спектр проблем: от философских до общественно-политических. Автор использовал различные приемы для того, чтобы создать яркий характер и образ главного героя.

Одним из них выступают сны. В романе они играют не только важную повествовательную функцию, но и передают переживания героя, помогают понять его внутренний мир. В своем сочинении я хочу подробно рассмотреть роль снов в романе и их значение в судьбе Раскольникова.

Один из первых и самых запоминающихся, по моему мнению, снов происходит в начале произведения, еще до преступления, в пору мучительных раздумий главного героя. Раскольникову снится его детство. Маленький мальчик, проходя с отцом мимо кабака, видит страшную картину: пьяные мужики до смерти забивают лошадь. У ребенка это вызвало не только слезы и чувство жалости к животному, но и злость к убийцам, желание противостоять насилию. В первую очередь, этот эпизод выполняет функцию экспозиции и знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на протяжении всего романа.

Однако нам более важна именно его смысловая нагрузка. Этим эпизодом Достоевский хотел показать истинное состояние души Родиона: убийство противоречит природе человека, а задуманное героем насилие – его собственной натуре. Помимо этого, во сне присутствует много символики. Например, рядом с кабаком – центром пьянства, ругани и грязи – находится церковь. Небольшое расстояние между этими местами означает, что у человека всегда есть возможность прекратить грешить и начать праведную жизнь.

Раскаяние – это одна из основных тем романа, которая тоже раскрывается с использованием сна. Уже на каторге Раскольникову снится, что мир погряз в моровой язве, он наполнен человеческими страданиями и мучениями.

Трихины заражают людей, проникают в мозг и внушают человеку, что только он в этом мире прав. Зараженные убивают друг друга, но есть люди, переболевшие этой болезнью. Именно они способны вылечить мир и спасти человечество, однако их больше никто не слышит и не видит. Достоевский показывает выход – нужно отказаться от нравственного нигилизма, чтобы найти истину. Именно в этот момент Родион окончательно разочаровывается в своей теории и осознает, к чему приводит вседозволенность. Герой встает на путь раскаяния и очищения, возрождая свою душу.

Таким образом, сны в романе «Преступление и наказание» помогают понять психологию Раскольникова и показывают, что он чувствует на самом деле и как меняется его мировоззрение. Не стоит забывать и о символике, ведь с помощью нее автор доносит до читателя свои идеи об ужасах безнравственности и вседозволенности или о возрождении души

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id42835

голоса

Рейтинг статьи

Разумихин

Фото: мычитаем.рф

Разумихин – это первый герой, которого мы встречаем в романе, помимо главного героя. Перед нами молодой друг Раскольникова, который по складу ума и поступкам полная противоположность центральному персонажу.

Дмитрий Разумихин также испытывает острую нужду в средствах, живет не в лучших условиях, ему нечем платить за обучение в университете. Однако он всегда остается оптимистом и ищет пути решения своих жизненных проблем.

При всей непохожести на мрачного и циничного Раскольникова, его многое роднит с Разумихиным.

Оба героя молоды и умны, они благородны и хотят для себя великого будущего. Однако пути персонажи выбрали разные для достижения цели. Если Разумихин трудится не покладая рук, берется за любую возможность улучшить свое материальное положение, Раскольников нетерпелив и хочет получить сразу все за счет преступления.

Удобная таблица по снам Раскольникова

Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова

Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».

Сон

Значение

Символика

Сон о лошади

Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.

Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.

Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.

Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.

Сон об Африке

Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.

Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.

Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.

Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.

Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.

Сон о смеющейся старухе

По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.

Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.

Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.

Сон означает полный провал эксперимента над собой.

Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести.

Сон о конце света

Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.

Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.

Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.

Сон как символ обновления души, ее очищения.

С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Преступление и наказание»

для самых компанейских —

Главные герои «Преступление и наказание»

для самых любопытных —

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

для самых крутых —

Читать «Преступление и наказание» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы февраля для 10 класса:

Болконский и дуб

Краткое содержание «Собор Парижской Богоматери»

Краткое содержание «Севастопольские рассказы»

Характеристика Свидригайлова

Образ Ермилы Гирина в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Характеристика Платона Каратаева

Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Характеристика Николая Болконского

Портрет Андрея Болконского

Жанровое своеобразие романа «Война и мир»

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович  — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он  начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной  женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.

Проснувшись, Аркадий  Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Сон Раскольникова о конце света — текст, эпизод, фрагмент, отрывок

Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.<o>

Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во всё время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно.***Это был текст эпизода «Сон Раскольникова о конце света» (отрывок, фрагмент) из романа «Преступление и наказание» Достоевского. Смотрите: 

В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.

Женские двойники

Мы не забыли и про женских героев, которые, в какой-то степени, отражают Родиона Романовича. Начнем с его сестры Авдотьи Раскольниковой.

Достоевский не зря обращает внимание читателей на том, что брат и сестра – это родственные души и очень похожи друг на друга. Девушка также умна, горда и независима

Однако она чувствует правильный путь в жизни. Ощущения или интуиции позволяют ей избегать роковых ошибок, разбираться в людях на инстинктивном уровне.

Фото: Twitter›Jimoqingxiao

При этом обоих героев роднит способность решаться на серьезные поступки ради будущего. Раскольников убил старуху, чтобы доказать превосходство своей личности над другими, а Дуня ради благосостояния семьи решалась на брак по расчету за противного ей Лужина.

Однако главный женский персонаж романа «Преступление и наказание» — это Соня Мармеладова. С главным героем ее роднит преступление, нарушение закона и отверженность обществом. Девушка стала проституткой под воздействием окружения, Раскольников решился на убийство.

Фото: informpskov.ru

Разница между персонажа только в том, что Соня считала себя грязной и грешной, понимая, что главное – это сохранить чистоту души и веру в Бога. А вот Раскольников был уверен в том, что он «право имеющий» и был прав в своей теории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: