8.1 Режим труда и отдыха
Понимание
важности хорошо организованного режима
труда и отдыха основано на закономерностях
протекания биологических процессов
в организме. Человек,
соблюдая устоявшийся и наиболее
целесообразный режим жизнедеятельности,
лучше приспосабливается к течению
важнейших физиологических процессов
В том случае, если резервы нашей
адаптации исчерпываются, мы начинаем
испытывать дискомфорт, утомляемость,
а то и заболеваем. Следовательно,
необходимо вести четко организованный
образ жизни, соблюдать постоянный
режим в учебном труде, отдыхе,
питании, сне и заниматься физическими
упражнениями. При ежедневном повторении
обычного уклада жизни, довольно быстро
между этими процессами устанавливается
взаимосвязь, закрепленная цепью условных
рефлексов. Благодаря этому физиологическому
свойству предыдущая деятельность является
как бы толчком к последующей, подготавливая
организм к легкому и быстрому переключению
на новый вид деятельности, что обеспечивает
ее лучшее выполнение
Человек,
соблюдая устоявшийся и наиболее
целесообразный режим жизнедеятельности,
лучше приспосабливается к течению
важнейших физиологических процессов.
В том случае, если резервы нашей
адаптации исчерпываются, мы начинаем
испытывать дискомфорт, утомляемость,
а то и заболеваем. Следовательно,
необходимо вести четко организованный
образ жизни, соблюдать постоянный
режим в учебном труде, отдыхе,
питании, сне и заниматься физическими
упражнениями. При ежедневном повторении
обычного уклада жизни, довольно быстро
между этими процессами устанавливается
взаимосвязь, закрепленная цепью условных
рефлексов. Благодаря этому физиологическому
свойству предыдущая деятельность является
как бы толчком к последующей, подготавливая
организм к легкому и быстрому переключению
на новый вид деятельности, что обеспечивает
ее лучшее выполнение.
Режим дня
— нормативная основа жизнедеятельности
для всех студентов. В то же время он должен
быть индивидуальным, т.е. соответствовать
конкретным условиям, состоянию здоровья,
уровню работоспособности, личным интересам
и склонностям студента
Важно обеспечить
постоянство того или иного вида деятельности
в пределах суток, не допуская значительных
отклонений от заданной нормы. Режим будет
реальным и выполнимым, если он динамичен
и строится с учетом непредвиденных обстоятельств
Воскресные
дни содержат 12 ч резервных (вместо
времени, затрачиваемого на учебную
деятельность). Затем следует распределить
разные виды деятельности в пределах
конкретного дня, установить постоянную
последовательность и правильное чередование
труда и отдыха, общий распорядок
дня в зависимости от сменности
и учебного расписания.
Метод 1: продумываем рацион
Это может показаться неправдоподобным, но питание оказывает огромное влияние на качество отдыха.
Чтобы получить максимальный эффект, воспользуйтесь следующими советами:
- Принимайте пищу не позднее чем за 2 часа до отхода ко сну. Организм будет отдыхать только в том случае, если его ничего не отвлекает от отдыха. Пища, съеденная непосредственно перед отдыхом, заставит работать организм над ее перевариванием. Старайтесь отказаться от острой и жирной пищи – она мешает быстрому засыпанию. А вот небольшой перекус будет только полезен. Яблоко или банан, немного сухофруктов, стакан кефира не навредят, если вы испытываете сильный голод. А вот продукты, которые помогут быстрее заснуть и чувствовать себя на утро свежим и полным сил: листья салата (содержат седативные вещества), грецкий и миндальный орех (способствуют выработке серотонина и мелатонина для спокойного и здорового сна), бананы (содержат калий и магний для расслабления мышц и лучшего засыпания), цельнозерновые хлопья (содержат витамин В6 для лучшей выработки мелатонина), сложные углеводы (но не сладкие, жаренные или из очищенного зерна).
- Пейте правильные напитки. Правильная жидкость поможет заснуть не хуже снотворного. Так, хорошим седативным (успокаивающим) эффектом обладает обезжиренное молоко, ромашковый чай, фруктовый чай с маракуйей.
- Откажитесь от кофе и сигарет после обеда. Кофеин в организме продолжает действовать от 6 до 14 часов. Никотин, как и кофеин, возбуждающе действует на нашу нервную систему, чтобы вывести его из организма, понадобится от 1 до 10 дней. Если планируете учиться допоздна, и кофе помогает вам оставаться бодрым и лучше запоминать информацию, постарайтесь выбирать сорта напитка с низким содержанием кофеина или отдайте предпочтение другим бодрящим напиткам: зеленому чаю, газировке на основе рутбира (корневой экстракт) и апельсинового сока.
- Никаких снотворных препаратов. Если вы спасаетесь от регулярной бессонницы снотворными таблетками, ни в коем случае не принимайте их перед экзаменом. В основе большинства таких медикаментов лежат антигистаминные препараты, из-за которых мы чувствуем сонливость длительное время после пробуждения.
Ученые и медики сходятся во мнении, что человеку для полноценного отдыха необходимо 8 часов. Допустимо снизить количество часов до 6 в ночь перед экзаменом. Но чем больше сна, тем лучше будет соображать мозг.
Цели и задачи массового спорта
Как видно из всего вышесказанного, слово «спорт» очень многогранно. Оно не подразумевает под собой конкретные мероприятия. Зная определение и понятия спорта, будет также полезно узнать о таком явлении, как массовые соревнования.
Задачи таких мероприятий полностью совпадают с целями Массовый спорт — это прекрасная возможность для огромного количества людей, привести в норму свое здоровье и физическую форму. В занятиях таким видом упражнений, также отсутствует соревновательная составляющая. Главная цель и задача — укрепить свое здоровье, но доводя себя при этом до нервного истощения. Это подразумевает правильное питание, хороший сон и отдых.
Слово
«спорт» пришло в русский язык из
английского (sport)
— вольного сокращения первоначального
слова disport
— игра, развлечение. Вот эта первооснова
английского слова и вносит разночтение,
отсюда — различное толкование термина
«спорт». В зарубежной печати с этим
понятием объединяется «физическая
культура» в ее оздоровительном,
рекреационном (восстановительном)
аспектах. В отечественной популярной
периодике и литературе, на телевидении
и радио физическая культура и спорт
трактуются по-разному, но иногда
отождествляются. Однако в специальной
литературе по физической культуре
и спорту каждое из этих понятий имеет
четкое определение.
«Cпорт»
— обобщенное
понятие, обозначающее один из
компонентов физической культуры
общества, исторически сложившийся
в форме соревновательной деятельности
и специальной практики подготовки
человека к соревнованиям.
Спорт
от физической культуры отличается тем,
что в нем имеется обязательная
соревновательная компонента. И
физкультурник, и спортсмен могут
использовать в своих занятиях и
тренировках одни и те же физические
упражнения (например, бег), но при этом
спортсмен» всегда сравнивает свои
достижения в физическом совершенствовании
с успехами других спортсменов в очных
соревнованиях. Занятия же физкультурника
направлены лишь на личное совершенствование
безотносительно к достижениям в этой
области других занимающихся. Вот почему
мы не можем назвать спортсменом бодрого
старичка, передвигающегося по аллеям
сквера «джогингом» — смесью быстрой
ходьбы и медленного бега. Этот
уважаемый человек не спортсмен, он
физкультурник, использующий ходьбу
и бег для поддержания своего здоровья
и работоспособности.
Однако
все эти рассуждения и примеры хотя и
помогают договориться о едином
толковании отдельных понятий, но не
раскрывают всю многогранность такого
общественного явления, каким является
современный
спорт. Он выступает во многих ипостасях:
как средство оздоровления, и как средство
психофизического совершенствования,
и как действенное средство отдыха и
восстановления работоспособности,
и как зрелище, и как профессиональный
труд.
Современный
спорт подразделяется на массовый и
спорт высших достижений. Именно
многогранность современного спорта
заставила ввести эти дополнительные
понятия, раскрывающие сущность его
отдельных направлений, их принципиальное
отличие.
Физическая культура и спорт: определения разные
Эти понятия очень часто путают. На самом же деле спорт подразумевает соревновательный момент. Атлет или гимнаст всегда будет сравнивать свои результаты с достижениями соперника. То же самое касается и Олимпийских игр — это спортивное мероприятие. Победитель получает медаль, а проигравший отправляется совершенствовать свои навыки.
Если говорит о физической культуре, то в ней отсутствует компонент соревнований. Она направлена исключительно на укрепление здоровья и совершенствование своего тела. Человек, по парку бегущий в кроссовках — не обязательно спортсмен. Однако он следит за своим здоровьем и хочет, чтобы его тело было красивым. Соответственно, он занимается физической культурой.
Метод 2: избавляемся от волнения
Студентов часто волнует вопрос, можно ли не спать перед экзаменом. Можно, но не нужно. Организму нужен отдых, чтобы справляться со стрессом перед экзаменом. А если вы не выспались, то ни о какой возможности справиться с волнением и речи быть не может.
Однако медики и ученые утверждают, что хорошо себя чувствовать можно даже едва отдохнув. Для этого нужно будет хорошо высыпаться в течение нескольких дней подряд.
Но есть несколько правил, как спать перед экзаменом. Лучше все же их соблюдать, чтобы быть отдохнувшим даже без большого количества сна перед экзаменом:
- Если не можете заснуть, не садитесь опять за учебу, дайте мозгам отдых и лучше потренируйтесь в конкретных техниках расслабления (о них мы расскажем ниже).
- Если в голове вертятся назойливые неприятные мысли, избавиться от них можно, записав их в дневнике. Структурируя свои проблемы и записывая их на бумагу, вы избавляете себя от необходимости держать их в голове.
- Вспоминайте события дня. Хорошо расслабляют мысли не о предстоящих делах, а о сделанных. Порядок дел не имеет значения. Важна максимальная детализация – это оказывает тот же эффект, что и подсчет овечек.
- Используйте зрительные образы для стимулирования сна. Распутывайте клубок пряжи, сотканный из вашего беспокойства и напряжения, визуализируйте дыхание как равномерное накатывание волн, защитите себя от окружающего мира воображаемым куполом, под которым вам будет хорошо и спокойно спать.
- Не пренебрегайте травяными настоями. Медицина доказала успокаивающее воздействие корня валерианы, пассифлоры (страстоцвета) и т.д.
Используйте «метод Наполеона» для избавления от назойливых неприятных мыслей, которые мешают заснуть. Известный полководец просто представлял, как «складывает» беспокойные мысли в воображаемый ящик и далее закрывает его.
Организация сна
СОН — своеобразное психофизиологическое состояние человека, форма торможения ЦНС. Во время сна нервные клетки получают отдых и восстанавливают свою работоспособность. Такие же процессы происходят и в других тканях и органах. Восстановление сил и физиологического равновесия во время нормального ночного сна не может быть компенсировано никакими другими способами, а поэтому бережное отношение к собственному здоровью требует от каждого человека соблюдения режима сна.
Однако нарушениями правильной организации сна страдает почти каждый студент. Наблюдается систематическое недосыпание, виной которого являются как объективные причины, так и элементарное разгильдяйство. Медиками установлена прямая зависимость между систематическим недосыпанием студентов и их повышенной склонностью к простудным и респираторным заболеваниям.
Сон — обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для молодых людей студенческого возраста необходимо считать нормой ночного сна 7,5 — 8 часов. Некоторые в этом возрасте нуждаются в 9 ч. сна и более, что часто вызывает незаслуженные нарекания родителей. В основном это относится к лицам с повышенной эмоциональной чувствительностью и физически ослабленным. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Возможны и нервные расстройства (бессонница, раздражительность, головные боли и т. д.).
9 стр., 4449 слов
Туризм и здоровье человека
… нагрузки, связанные с занятиями туризмом, способствуют компенсации двигательных ограничений, которые возникают при заболеваниях костей и суставов. Они удлиняют активную жизнь человека после 40-50 лет. … эффективность труда. Все эти факторы сочетаются в активном туризме. Путешествия активными способами: пешком, на байдарке, на лыжах, на велосипеде являются важнейшими стимуляторами улучшения здоровья …
Для полноценного сна значение имеет обстановка: тишина, умеренная температура, чистый воздух, удобная постель. Лучшее время для сна — с 23 ч. Но во многих студенческих общежитиях наблюдаются нарушения организации сна. Вина лежит полностью на самих студентах, а не на администрации общежития.
Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч. До отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда , когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном , затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям , вялости и плохому самочувствию после пробуждения . Перед сном необходимо проветривание комнаты , а еще лучше сон при открытой форточке .
Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5 — 6 ч. сна
Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерное внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч
сна и более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.
Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называемое бессонницей. Иногда не дают заснуть дела: переволновался или перетревожился человек. Такую бессонницу называют ситуативной. Обычно она проходит вместе с исчезновением причин беспокойства и конфликта. Случается, что кризисная ситуация проходит, но оставляет вредную привычку «слишком стремиться заснуть».
Метод 3: используем расслабляющие техники
Вода помогает снимать напряжение и смывает негатив. Поэтому скажите «ДА!» теплой ванне или душу — они значительно улучшают сон перед экзаменом. Это позволит замедлить умственную деятельность, быстрый темп которой и мешает хорошенько отдохнуть.
Если добавить в воду 1-2 капли лавандового масла, можно усилить расслабляющий эффект
Вращение глазами тоже способствует расслаблению. Дело в том, что человек постоянно вращает глазными яблоками. Однако эти вращения минимальные и направлены на считывание данных о движении и окружающем мире.
Вращайте глазами по кругу: 4 раза влево, 4 раза вправо. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете расслабление. Этот метод используют как дополнение к другим.
Вращения с максимальной амплитудой помогут расслабить мышцы и успокоить их. В результате увеличится выработка мелатонина – гормона, который отвечает за сон.
Не забывайте про массаж точек, ответственных за отдых. Люди уже давно заметили, что стимуляция отдельно взятых биологически активных точек на теле помогает снять напряжение и заснуть.
Хорошо зарекомендовала себя ароматерапия. Всего пара капель правильно подобранного эфирного масла поможет снять волнение и уснуть перед экзаменом. Вот список масел, которые можно использовать для улучшения качества сна:
- лавандовое,
- ромашковое,
- розовое,
- неролиевое,
- масло шалфея.
Вместе с вдыханием расслабляющих ароматов постарайтесь снять напряжение со всех мышц. Для этого нужно лечь на спину на ровную поверхность и медленно дышать через нос. Теперь приступаем к упражнению: сильно сжимаем пальцы ног, а затем медленно их расслабляем. Потом тянем носки к коленям и постепенно расслабляем стопу. То же самое делаем с мышцами лодыжек, икр, бедер, ягодиц, спины, живота и груди. Не забываем про руки, челюсть, шею.
Если владеете какой-либо техникой йоги для расслабления, используйте ее. Если нет, вот несколько дыхательных упражнений на снятие напряжения:
- Попеременное дыхание через ноздри. Это упражнение выполняют лежа на кровати или сидя со скрещенными ногами. При этом безымянный и большой палец правой руки слегка касаются крыльев носа. Делаете глубокие вдохи с зажатой правой ноздрей на 4 счета, потом отпускаем правую и зажимаем левую и делаем то же самое на 4 счета. Выполняйте это упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что вас клонит в сон.
- Гудение. Лягте на спину, закройте глаза и расслабьтесь. Делайте глубокие вдохи через нос и мягкие выдохи через рот. При этом на выдохе создавайте гудящий звук так, чтобы из грудной клетки исходили вибрации. Сосредоточьтесь на них. После 6 гудков прислушайтесь к себе. Если все еще напряжены, повторите.
отличие физкультуры от спорта заключается в следующем:
Основные цели. Спортом занимаются ради достижений и побед, физкультурой – для поддержания здоровья.
Степень вовлечения. Физкультурой занимаются в своё удовольствие, спортом – ритмично и постоянно.
Нагрузки. Физкультура предполагает общее развитие физических навыков, спорт – достижение пределов человеческих возможностей.
Сравнение полученных навыков. Спорт предполагает постоянное проведение соревнований, в то время как физкультура – нет.
Организация. Для каждого вида спорта есть свой свод правил, для физкультуры каких-либо жёстких норм не существует.
Следит весь мир. Атлеты, лыжники, гонщики и многие другие специалисты тратят все свое время и силы на бесконечные тренировки, правильное питание и подготовку к новым состязаниям
Можно с полной уверенностью сказать, что для большинства людей спортивные мероприятия являются важной составляющей жизни, будь то просмотр телевизионных трансляций с соревнований или самостоятельное занятие физической культурой
Но что же такое спорт? Определение этого термина много раз переписывали, так как сегодня рамки спортивных культур настолько размыты, что даже устраиваются чемпионаты по компьютерным играм. А киберспорт и вовсе уже внесен в список соревнований Олимпийских игр.
Чем грозит неправильный режим дня
Это только с первого взгляда кажется, что человек – царь природы и может делать, что хочет и объявить себя , кем хочет. Например, совой. Однако все это сказки. «Совизм» — это последствие неправильного образа жизни, сбитые биологические часы, ночные приступы обжорства, вялость, головная боль и разбитость поутру.
К первым признакам снижения умственной активности из-за нарушения режима дня относятся:
- постоянная сонливость;
- нехватка сил;
- апатия, нежелание что-то делать, куда-то идти, чего-то добиваться;
- невнимательность, проблемы с концентрацией внимания;
- снижение силы воли;
- усиление неправильного питания, вредных привычек (курение, алкоголизм, сладкая зависимость);
- переедание;
- немотивированная агрессия, враждебность к окружающим, вспыльчивость.
Все эти последствия легко объяснить. Дело в том, что изо дня в день повторяющийся поздний отход ко сну вызывает повышенную психическую напряжённость и неминуемо вызывает хронический стресс, усталость, так называемое эмоциональное выгорание, от которого сегодня в развитых странах страдают сотни тысяч человек. Сказывается это и на физическом здоровье. У человека повышается давление, ухудшается состояние кожи, появляются постоянные мигрени. Взгляд такого человека тусклый, глаза «не горят».
Если вы продолжаете бодрствовать с 23:00 до 1:00 ночи, что вовсе не редкость в наши дни, сильно страдает жизненная сила, циркулирующая в организме. В итоге это приводит к нарушению нервной и мышечной систем. Если несколько время подряд не спать после 23 часов, результат такого не замедлит о себе знать. Появится физическая и психическая разбитость, апатия, вялость, тяжесть во своем теле, нарушится аппетит.
Человек, который, невзирая ни на что, продолжает бодрствовать с 1 до 3 часов ночи, не дает ни единого шанса на восстановление эмоциональной силы. Он становится нетерпимым, раздражительным, агрессивным, что не может не сказываться на его отношениях с окружающими.
Валеология: Понятие “здоровье” — Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни
Article Index |
---|
Валеология: Понятие “здоровье” |
Функциональное проявление здоровья в различных сферах жизнедеятельности |
Здоровый образ жизни студента |
Влияние окружающей среды на здоровье |
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни |
All Pages |
Page 5 of 5
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы.
Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений.
Вторая группа «преимущественных ценностей» (от 63 до 66%) — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих.
Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» выявили, что 21.9% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь. 27.9% – затрудняются в определении своей позиции.
Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи обшей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают поведенческие решения.
Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующей занятий, воздействием ближайшего окружения и др.
Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателя физического воспитания, медицинскими работниками.
Студенты выделяют среди факторов риска здоровью, прежде всего злоупотребление алкоголем — 75.6%. курение – 73.5%. что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39.9% студентов: загрязнение окружающей среды осознается 29.3% респондентов: на конфликты с окружающими указали 29.1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7.9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования – существенный фактор возникновения астенических состояний студентов.
Организация сна
Сон – обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студентов необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5 – 8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам.
Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч до отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда, когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном, затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям, вялости и плохому самочувствию после пробуждения. Перед сном необходимо проветривание комнаты, а еще лучше сон при открытой форточке.
<< Prev — Next
Виды спорта
По ФЗ РФ определение вида спорта представляет собой обособленную сферу общественных отношений, основанную на особых правилах. В этой среде занятий применяется определенный спортивный инвентарь или оборудование, которые не требуют использования средств индивидуальной защиты.
Опять же, говоря простым языком, вид спорта — это его конкретное направление.
Существует огромное количество типов спортивных мероприятий. Рассмотрим :
- Игровой индивидуальный (бадминтон, теннис, сквош, гольф, шахматы и прочие).
- Циклический (велосипед, плавание, конькобежный спорт).
- Игровой командный (баскетбол, футбол, пейнтбол, хоккей и т. д.).
- Спортивные единоборства (бокс, айкидо, фехтование, капоэйра).
- Силовые (бодибилдинг, тяжелая атлетика, армрестлинг).
- Сложнокоординационные (фигурное катание, прыжки на батуте и гимнастика).
- Экстремальные (бокинг, кайтинг, бейсджампинг, сноубординг, каякинг и другие).
- Технические (воздухоплавание, ралли, стрельба из лука, управление дронами).
- Прикладные (яхтинг, парусный и конные спорт).
Также сегодня существует черлидинг, зорбинг и киберспорт. Все эти направления можно отнести к определению «спорт».
Физическая культура и спорт, как средство сохранения и укрепления здоровья людей, их физического совершенствования. Физическое самовоспитание и самосовершенствование.
Владея и активно
используя разнообразные физические
упражнения, человек улучшает свое
физическое состояние и подготовленность,
физически совершенствуется. Физическое
совершенство отражает такую степень
физических возможностей личности,
которые позволяют ей наиболее полно
реализовать свои силы, успешно принимать
участие в необходимых обществу и
желательных для нее видах социально-трудовой
деятельности, усиливают ее адаптивные
возможности и рост на этой основе
социальной отдачи.
Физическое
совершенствование правомерно рассматривать
как динамическое состояние, характеризующее
стремление личности к целостному
развитию посредством избранного вида
спорта или физкультурно-спортивной
деятельности. Тем самым обеспечивается
выбор средств, наиболее полно
соответствующий ее особенностям,
раскрытию и развитию ее индивидуальности.
Физкультурно-спортивная
деятельность, в которую включаются
студенты – один их эффективных механизмов
слияния общественного и личного
интересов, формирования общественно
необходимых индивидуальных потребностей.
Ее специфическим ядром являются
отношения, развивающие физическую и
духовную сферу личности, обогащающие
ее нормами, идеалами, ценностными
ориентациями.
Физическая культура
личности проявляет себя в трех основных
направлениях. Во-первых, определяет
способность к саморазвитию,
самосовершенствованию. Во-вторых,
физическая культура – основа
самодеятельного, инициативного
самовыражения будущего специалиста,
проявление творчества в использовании
средств физической культуры, направленных
на предмет и процесс его профессионального
труда. В-третьих, она отражает творчество
личности, направленное на отношения,
возникающие в процессе физкультурно-спортивной,
общественной и профессиональной
деятельности.
Для сохранения здоровья нужна физическая активность – это факт, с которым не поспоришь. Но тогда почему профессиональные спортсмены часто умирают в зрелом, но не престарелом возрасте, а порой расстаются с жизнью на ринге, татами или подиуме? Попробуем разобраться и понять, что лучше: простая физкультура или полноценные тренировки.
Профилактика вредных привычек
Важным этапом на пути к здоровому
образу жизни является отказ от вредных
привычек: курение, алкоголь, наркотики.
Эти нарушители здоровья являются причиной
многих заболеваний, резко сокращают продолжительность
жизни, снижают работоспособность, пагубно
отражаются на здоровье подрастающего
поколения и на здоровье их будущих детей.
Многие начинают свое оздоровление
с отказа от курения, которое считается
одной из самых опасных привычек современного
человека. Считается, что с курением непосредственно
связаны самые серьезные болезни сердца,
сосудов, легких. Курение не только подтачивает
здоровье, но и забирает силы. Как установили
специалисты, через 5-9 минут после выкуривания
одной только сигареты мускульная сила
снижается на 15%, спортсмены знают это
по опыту и потому, как правило, не курят.
Не стимулирует курение и умственную деятельность.
Наоборот, эксперимент показал, что только
из-за курения снижается восприятие учебного
материала. Курильщик вдыхает не все вредные
вещества, находящиеся в табачном дыме,
— около половины достается тем, кто находится
рядом с ними. Не случайно, в семьях курильщиков
дети болеют респираторными заболеваниями
гораздо чаще, чем в семьях, где никто не
курит. Курение является частой причиной
возникновения опухолей полости рта, гортани,
бронхов и легких. Постоянное и длительное
курение приводит к преждевременному
старению. Нарушение питания тканей кислородом,
спазм мелких сосудов делают характерной
внешность курильщика (желтоватый оттенок
белков глаз, кожи, преждевременное увядание),
а изменение слизистых оболочек дыхательных
путей влияет на его голос (утрата звонкости,
сниженный тембр, хриплость).
Организация режима питания
Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание — это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами — белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.
Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток.
К режиму питания следует подходить строго индивидуально.
При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2—2,5 ч до и спустя 30—40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20—25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.
15 стр., 7014 слов
Организация питания в горных, экологических и приключенческих турах
… человека, совершающего достаточно интенсивную работу в условиях долины. Энергетические затраты зависят также и от подготовленности организма к выполнению данной работы, от его тренированности. Затраты энергии при отдыхе на маршруте и работах на … питаемся, зависит наше здоровье и продолжительность жизни . Целью данной работы является изучение технологии организации питания в туристских походах. …
Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя ( для мужчин с массой 70 кг. он составляет в среднем 1700ккал; у женщин на 5 — 10 % ниже); энерго траты на усвоение пищи составляют около 200 ккал, или 10-15%; около 30 — 40% энергии уходит на обеспечение физической и профессиональной активности человека. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек — 2400 ккал. Потребность в энергии населения северных зон выше , чем центральной , на 10 — 15 % , в южных — на 5% ниже.
Важным аспектом культуры питания является режим, и распределение калорийности пищи в течение суток. По этому поводу существует три точки зрения.
Первая большое значение придает максимальному завтраку. 40-50 % калорийности дневного рациона должно приходить на утренний прием пищи, примерно по 25 % остается на обед и на ужин . Это обосновано тем, что у большинства людей жизнедеятельность организма в первой половине дня выше и им больше подходит плотный завтрак.
Вторая точка зрения связана с равномерным распределением нагрузки по калорийности при трех — четырехразовом питании (по 30 % приходится на завтрак и ужин , 40 % — на обед).
Такое распределение калорий часто рекомендуют при любом питании.
Третий подход связан с максимальным ужином (около 50% суточной калорийности приходится на ужин и по 25% на завтрак и обед).
При этом имеется в виду, что ужинать надо не позднее 18-20ч. и не менее чем за 2- 3 ч. до сна. Объясняется подобная позиция тем, что максимальное выделение желудочного сока ферментов приходится на 18-19ч. Кроме того, для защиты от вечернего накопления продуктов метаболизма природа «предусмотрела» и вечерний максимум функций почек, обеспечивающий быстрое выведение шлаков с мочой. Поэтому такая пищевая нагрузка тоже рациональна.
Разница между физкультурой и спортом
Итак, основное различие между указанными понятиями заключается в степени вовлечённости субъекта, целях и правилах. Спорт – это постоянные тренировки, работа на пределе своих сил и возможностей. Ведь когда наступят соревнования, нужно быть не хуже, а лучше остальных. Физкультурой занимаются по мере возможностей и сил. Она открыта для всех желающих, независимо от возраста, физических навыков, социального статуса.
Спорт предполагает перенос колоссальных нагрузок. Они могут оказаться губительными для организма, привести к появлению травм и даже смерти. Физкультура – это работа по щадящему графику, и главная цель – оздоровление.