Сон святослава в «слове о полку игореве»: текст, отрывок, фрагмент, эпизод

(решено) идея единства русской земли и ее воплощение в разных структурных компонентах текста: авторских отступлениях, «золотом слове» и сне святослава, плаче я…

Объяснение смутного сна святослава

Смутный сон князя Святослава состоит как бы из двух частей. Одна – это сон первой половины ночи, когда еще не улеглись тревога и суета прошедшего дня. События этого дня, расторможенные действием сна как бесовское наваждение, неуправляемо пробегают по извилинам переутомленного мозга и рождают самые невероятно страшные и фантастические видения. Например, ритуал собственного погребения.

«Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. «Этой ночью с вечера одевали меня,- говорит,- черным покрывалом на кровати тисовой; черпали мне синее вино, с горем смешанное; сыпали из пустых колчанов поганых иноземцев крупный жемчуг на грудь и нежили меня. Уже доски без князька в моем тереме златоверхом.

(Д.С. Лихачев, М., Детская литература, 1972 г.)

Что тут скажешь, настоящий смутный сон, только в таком сне можно увидеть, как из пустых колчанов сыплется крупный жемчуг и это могут сделать только поганые иноземцы. Все просто и понятно. Для полного усвоения сути сна приведем текст, яко бы древнерусский Мусин-Пушкинского издания, с которого сделан этот перевод:

Теперь читаем оригинал церковнославянского текста с той лишь разницей, что в русском варианте текста мы не можем отобразить титло:

На первый взгляд, читателю непосвященному в тонкостях церковно славянского языка кажется, что никакой собственно разницы между первым и вторым текстом нет. Но это только на первый взгляд и только кажется. На самом деле разница есть и разница эта принципиально огромная. Особенно она будет ощутима, когда мы перейдем к переводу церковнославянского текста.

в церковнославянском языке имеет несколько форм написания, но значение его от этого не изменяется: колата – колать – колода – домовина. Другими словами речь идет об одном и том же, более понятном для нас – домовине, гробе, вытесанном в стволе огромного дерева, либо в камне для более знатных персон. (Древлеправославный обычай хоронить усопших в тесаной деревянной колоде сохранился и доныне в древлеправославных (старообрядческих) общинах Сибири и Алтая). Итак, князь Святослав увидел свое тело, лежащее на помосте поверху открытой тесаной колоды (гроба, саркофага) с тем, чтобы драгоценные благовония которыми его умащали стекали непосредственно в лоно гроба.

Для умащения тела усопшего, особенно знатного, как например первопрестольный князь, готовились особые дорогие благовония – масть на основе вина, масла, смирны и других драгоценных пахучих смол. Все это в достаточном количестве возливается на тело покойного и растирается (негуется)

. В Русской Древлеправославной церкви и до настоящего времени сохранен обычай, при чине погребения возливать на тело усопшего елей (масло).

Главная идея обращения

В Киеве (на горах) князь Святослав стоит недвижим, его слово отсылается ко всем русским княжествам. Он расположен на одном месте, в столице Руси, а всё вокруг находится в оживлении. Святослав господствует среди русских князей, он формирует им правильное восприятие положения вещей в родном отечестве.

Сюжетная линия:

  • вступление;
  • Игорь отправляется на половцев;
  • золотое слово Святослава;
  • речь к князьям;
  • плач Ярославы;
  • Игорь бежит из плена.

Личность Киевского князя

Произведение о походе Игореве — это важный литературный труд для славянского народа

Текст тревожит светлые умы и приковывает внимание литературных и исторических исследователей. По своему содержанию представляет собой своеобразную энциклопедию времён Древней Руси

Именно здесь можно изучить смену язычества христианской верой, обозначить развитие образов правителей Русского государства, рассмотреть тему социальных ролей, разобрать географические границы российской страны древнего периода, изучить особенности сражений, обмундирование персонажей.

Эта литература помогает исследовать стихотворные принципы времён Киевской Руси, помогает познакомиться с разными категориями в социуме, с их прямым предназначением и признаками в обществе.

1. Образ мудрого правителя — великого князя киевского Святослава.

2. Вещий сон Святослава как предчувствие надвигающейся беды.

Автор поэтизирует Святослава. В его образе поэт пытается воплотить идеал мудрого и могучего правителя. Не случайно именно Святослав видит вещий сон, который предрекает надвигающуюся беду. Когда Игорь еще не чувствует опасности, нависшей над ним, и наслаждается временной победой над половцами, киевскому князю снится сон, который предсказывает поражение русских.

Сон князя Святослава

Вещие сны не редкость в средневековых памятниках литературы. В «Слове» сон — это раскрытие образа Святослава. Сон предвещает несчастье с людьми, зависевшими от князя. Это войско Игоря, потерпевшее поражение на Каяле. Поражение уже состоялось, но известие еще не дошло до Святослава: он узнает о нем затем от бояр. Святослав видит себя одариваемым подарками. К этим подаркам имеют отношение те, кто стал причиной несчастья. Святослава кто-то одевает черной паполомою и угощает синим вином. На него сыпят жемчуг, символ слез, из колчанов «поганых толковин» — союзных Игорю ковуев, которые первые бежали в битве и из-за которых Игорь попал в плен.

Тягостный сон Святослава считается одним из важных и поэтических в общей художественной структуре мест «Слова о полку Игореве». Сон делится на две неравные части. Первая из них относится к самому Святославу.

«Этой ночью с вечера одевают меня, — говорит, —

черным покрывалом

на кровати тисовой;

черпают мне синее вино,

с горем смешанное;

сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежат меня.

Уже доски без князька

в моем тереме златоверхом…»

Вторая имеет в виду зловещее явление природы, усиливающее мрачное впечатление от сна в целом.

«…Всю ночь с вечера

серые вороны каркают у Плесеньска,

в предградье стоял лес Кияни,

понесли меня вороны к синему морю».

Из двух частей первая не возбуждает сомнений, поэтому все усилия исследователей направлялись преимущественно на истолкование второй части, начиная с вороньего грая у Плесеньска Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей — Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 226.

Однако и в первой части сна есть немало подробностей, которые были обделены вниманием, потому что казались понятными или вполне разъясненными

Святослав, рассказывая, что ему виделось, перечисляет зловещие приметы. И главную трудность для исследователей составила следующая строка текста: «Уже доски без князька в моем тереме златоверхом…». «Князек» в древнерусском варианте — «кнес». По-видимому, эта подробность должна была стать решающей в некой связной системе зловещих предвещаний. Но почему в эту строку вложен решающий смысл?

Вопрос о том, «верхнюю перекладину» («князя») или какую-либо другую часть Святославова терема нужно понимать под «кнесом», изредка поднимался в исследованиях, пояснения по этому поводу были краткими и однообразными. Истолкование сна Святослава продвигалось медленно, тем более, что в нем были и другие загадки, привлекавшие куда больше внимания.

В попытках объяснения «кнеса» можно встретиться, прежде всего, с книжными, лексическими параллелями к нему, подбираемыми из разных языков. Но данные поиски не увенчались успехом. Между тем, указание на «доски без кнеса» не случайная деталь, она должна быть связана с другими подробностями сна. Во множестве «вещих снов» в древней письменности не встретилось одновременно несколько из тех примет, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве». Были сделаны многократные попытки привлечь параллели из народной поэзии — великорусской, белорусской, украинской, сербской, болгарской иВ т.д.

В новейшей литературе о «Слове о полку Игореве» вопрос о «кнесе» считается решенным — большинство объяснений и переводов отождествляет его с «князьком», реже с «коньком». Эти объяснения основываются, прежде всего, на наблюдениях над живыми народными говорами. И здесь можно выявить значение «князька». Выражение «перерубить конек» означает, что живущее в том доме семейство подверглось изгнанию, и видеть во сне, что конек перерублен или сломался сам, значит, что смерть или другое великое несчастье должны постигнуть главу того дома Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей — Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .

То, что Святослав видит во сне исчезновение «кнеса» со своего терема, вполне естественно и окончательно разъясняет ему смысл всех предшествующих примет, которые оставляли, может быть, тень надежды. Но «кнеса» нет, и сомнений не остается: Святославу грозит гибель. Поэтому и дальнейшие видения сна Святослава не относятся более к нему самому, а дают широкие картины общего несчастия и возможной гибели. Все тонко рассчитано автором, но сон написан, как и все «Слово о полку Игореве», лаконично. Это и создает препятствия для его полного истолкования, но одновременно служит свидетельством выдающихся художественных совершенств.

Сон Святослава в «Слове о полку Игореве»

В эпической поэме «Слово о полку Игореве» описывается сон Святослава, который предвещает грядущую битву и смерть его сына Игоря. Сон, который навещает Святослава во сне, знаменует наступление неизбежной трагедии.

В сновидении Святослав видит восход солнца и вдруг глаза его заполняются тревогой и печалью. Он видит, как Игорь стоит на холме и на груди его появляются два серебряных ворона. Святослав просыпается и рассуждает о значении ворон в его сне. Он считает, что они символизируют скорую смерть Игоря и пытается убедить себя, что это только пугающая греза.

Однако, сон Святослава является предвестником трагических событий. В дальнейшем, судьба подтверждается и смерть Игоря в битве с половцами является ярким подтверждением сна Святослава

Сон обретает смысл и становится важной частью сюжета поэмы, предостерегая героев от неминуемой судьбы

Сон Святослава в «Слове о полку Игореве» имеет метафорическое значение и служит символическим предзнаменованием грядущих событий

Он подчеркивает важность предвидения и интуитивного понимания в бескомпромиссных временах

Речь Великого Святослава

В то время Киевскому князю Святославу снится сон, который оказывается вещим. Таким образом ему становится известно о проигранной битве князей. Святослав печалится, говорит своё знаменитое слово. Упрекает князей Всеволода и Игоря за их чрезмерную самодеятельность. Его обращение «смешано со слезами», великий правитель упоминает Всеволода и Игоря Святославовичей, он тоскует и грустит, как и Ярославна.

Главная идея обращения

В Киеве (на горах) князь Святослав стоит недвижим, его слово отсылается ко всем русским княжествам. Он расположен на одном месте, в столице Руси, а всё вокруг находится в оживлении. Святослав господствует среди русских князей, он формирует им правильное восприятие положения вещей в родном отечестве.

В исторической летописи и в «Слове…» есть «золотое слово», произнесённое Великим князем Святославом Всеволодовичем после вести о неудачном походе князя Игоря. «Слово» Киевского правителя передано в литературном произведении сходно с его оригинальной речью.

Святослав выражает недовольство из-за безрассудного поступка юного русского князя. Не остаётся сомнений, слово правителя — не вымысел, а действительный неоспоримый факт. И в летописи, и в «Слове о полку Игореве» в речи Святослава присутствует плач Великого Киевского князя. Он тяжело вздыхает, утирает свои слёзы, сильно печалится о судьбе Отечества.

Речь князя Святослава во многом сходна с мыслями автора литературного произведения, иногда до совершенной неразличимости. В «золотом слове» есть упрёк князя Игоря и его брата за их слепое стремление к собственной славе. Эти «медные трубы» противоречат благочестию. Они предали родное государство: «Нъ нечестно одолъсте, нечестно бо кровь поганую пролиясте».

Поэма «Слово о полку Игореве» была написана в 1185 году. Знаменитый исторический труд о походе на половцов. Представляет собой по содержанию древнерусскую летопись.

Сюжетная линия:

  • вступление;
  • Игорь отправляется на половцев;
  • золотое слово Святослава;
  • речь к князьям;
  • плач Ярославы;
  • Игорь бежит из плена.

Личность Киевского князя

Получили известие о разгроме Игоря и его войска, тогда Великий Святослав изронил «золотое слово», которое смешано с болью и слезами. Этой речи вторит горький плач Ярославны и взывание девушки к стихиям природы: ветер, река, солнце.

В художественном сочинении о походе на половцев предметы, принадлежащие князьям, определяются, как «золотые», то есть принадлежащие великому русскому правителю.

«Золотые» вещи знатных персон в Древней Руси:

  • стремя;
  • престол;
  • меч;
  • шлем.

Разумеется, у знати имелись в обиходе дорогостоящие вещицы, но необходимо понимать и другое — смысл особого ритуала во взаимосвязи понятий «князь» и «золото» как соотношение «его светлости» и «драгоценности». Слово великого правителя Русского государства также «золотое».

Произведение о походе Игореве — это важный литературный труд для славянского народа

Текст тревожит светлые умы и приковывает внимание литературных и исторических исследователей. По своему содержанию представляет собой своеобразную энциклопедию времён Древней Руси

Именно здесь можно изучить смену язычества христианской верой, обозначить развитие образов правителей Русского государства, рассмотреть тему социальных ролей, разобрать географические границы российской страны древнего периода, изучить особенности сражений, обмундирование персонажей.

Эта литература помогает исследовать стихотворные принципы времён Киевской Руси, помогает познакомиться с разными категориями в социуме, с их прямым предназначением и признаками в обществе.

«Опорный» эпизод художественного произведения — речь Киевского князя. Святослав Всеволодович — это реальная историческая личность. Он правил в Российском государстве с 1140 по 1194 год. Отметился в истории как правитель, предотвративший междоусобные войны и урегулировавший взаимоотношения среди русских княжеств. Итоги его политической деятельности положительны, хотя не решают всех трудностей того времени, но весьма заметны для Отечества.

Тайна сновидений Святослава

Святослав был воином и полководцем. Его сны, соответственно, были проникнуты битвами, войной и победами. Когда он закрывал глаза, перед ним оживали бои и кровавые сражения. Окруженный военачальниками и воинами, Святослав ощущал великую силу и могущество, которые могут принести стране славу.

Однако сновидения Святослава не были составлены только из кровавых битв. Ему снились также мирные картины: красивые пейзажи, купцы и ремесленники, счастливые и умиротворенные лица людей. Святослав видел свое княжество образцом мира, просветления и прогресса. Каждый раз, просыпаясь, он новыми силами стремился воплотить эти идеалы в жизнь и сделать свою страну лучше и справедливее.

Сны Святослава были полны символов, которые сложно однозначно истолковать. Они стали основой для образного языка эпической поэмы «Слово о полку Игореве». В этих снах отразились не только личные чувства и мысли князя, но и дух эпохи, в которой жил. Они позволяют нам заглянуть в его мир и понять его стремления, мечты и амбиции.

Тайна сновидений Святослава остается неразгаданной. Мы можем лишь гадать и предполагать, какие образы и идеи могли посещать его во снах. Однако эти сны оставили свой отпечаток в истории и культуре, сказываясь на формировании имиджа русского воина и государственного деятеля.

Сон Святослава

В своем сне Святослав видит белого коня, символизирующего чистоту и силу. Этот конь предупреждает Святослава о том, что предстоит кровопролитная битва с половцами. Конь также предостерегает о том, что не все богатство и слава достойны жизни, и некоторые вещи следует отдать во имя высших идеалов.

Сон Святослава также содержит образ князя Владимира Великого, который подает Святославу кубок с водой

Это является символическим жестом, который предупреждает о приближающейся опасности и напоминает Святославу о важности духовной силы и мудрости

Весь сон Святослава наполнен метафорами и символикой, которые имеют глубокий смысл и позволяют читателю поэмы погрузиться в мир эпической поэзии и осознать важность и непредсказуемость предстоящих событий. Кроме того, сон Святослава служит художественным приемом, позволяющим автору передать эмоциональную составляющую и напряженность событий, а также создать образы, которые ярко и запоминающе представляют сюжетные повороты и развитие сюжета поэмы

Кроме того, сон Святослава служит художественным приемом, позволяющим автору передать эмоциональную составляющую и напряженность событий, а также создать образы, которые ярко и запоминающе представляют сюжетные повороты и развитие сюжета поэмы.

Обращение к ветру

Ярославна плачет на ветру. Такое обращение знакомо многим по сказке А.С.Пушкина. Могучий ветер веет под облаками, лелеет корабли, гладит синее море. Ветер пробил каменные горы. Он прошел легко сквозь половецкие земли. Добрый ветер помогал когда-то Святославу. Ярославна спрашивает природную стихию, почему она изменила своё отношение и отвернулась от русских воинов. Анализ Ярославны в «Слове о полку Игореве» интересен силой женской души. Она, как птица, не боится ветра. Он развевает её крылья, разносит мысли, но нет в нём жестоких порывов. Здесь прослеживается единение стихии и женщины.

Значение исторического события

Историческое событие, описанное в тайнах русской истории, имеет огромное значение, как для прошлого, так и для современности. Оно отражает важные моменты и пропущенные детали, которые могут полностью изменить наше представление о прошлом и его влиянии на нашу страну.

Историческое событие может раскрыть тайны, связанные с русской культурой, религией, политическими процессами и многими другими аспектами нашей истории. Оно может осветить сложные взаимоотношения между нашей страной и другими государствами, а также внутренние противоречия и события, которые оказали сильное влияние на развитие русского общества.

Через познание исторического события мы можем лучше понять наших предков, их стремления и трудности, с которыми они сталкивались. Мы можем наблюдать, каким образом прошлое влияет на нашу современную жизнь и какие уроки мы можем извлечь из него для будущего. Исторические события помогают нам задуматься о нашей национальной идентичности, о том, кто мы, откуда пришли и куда идем.

История народа и государства имеет огромное значение для формирования коллективного сознания и понимания нашей собственной роли в мире. Исторические события служат связующим звеном между прошлым и настоящим и помогают нам по-новому взглянуть на себя и своего нация. Они помогают нам осознать наши сильные и слабые стороны, а также определить наши цели и задачи на будущее.

Историческое событие, раскрытое в тайнах русской истории, играет важную роль в сохранении исторической памяти и национальной идентичности. Оно укрепляет наше понимание собственной истории и соединяет нас с предками, которые оставили свой след в истории нашей страны. Познание исторических тайн помогает нам стать более осознанными гражданами и сохранить ценности, которые передавались поколениями.

Сон князя Святослава

Вещие сны не редкость в средневековых памятниках литературы. В «Слове» сон — это раскрытие образа Святослава. Сон предвещает несчастье с людьми, зависевшими от князя. Это войско Игоря, потерпевшее поражение на Каяле. Поражение уже состоялось, но известие еще не дошло до Святослава: он узнает о нем затем от бояр. Святослав видит себя одариваемым подарками. К этим подаркам имеют отношение те, кто стал причиной несчастья. Святослава кто-то одевает черной паполомою и угощает синим вином. На него сыпят жемчуг, символ слез, из колчанов «поганых толковин» — союзных Игорю ковуев, которые первые бежали в битве и из-за которых Игорь попал в плен.

Тягостный сон Святослава считается одним из важных и поэтических в общей художественной структуре мест «Слова о полку Игореве». Сон делится на две неравные части. Первая из них относится к самому Святославу.

«Этой ночью с вечера одевают меня, — говорит, —

черным покрывалом

на кровати тисовой;

черпают мне синее вино,

с горем смешанное;

сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежат меня.

Уже доски без князька

в моем тереме златоверхом…»

Вторая имеет в виду зловещее явление природы, усиливающее мрачное впечатление от сна в целом.

«…Всю ночь с вечера

серые вороны каркают у Плесеньска,

в предградье стоял лес Кияни,

понесли меня вороны к синему морю».

Из двух частей первая не возбуждает сомнений, поэтому все усилия исследователей направлялись преимущественно на истолкование второй части, начиная с вороньего грая у Плесеньска Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей — Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 226.

Однако и в первой части сна есть немало подробностей, которые были обделены вниманием, потому что казались понятными или вполне разъясненными

Святослав, рассказывая, что ему виделось, перечисляет зловещие приметы. И главную трудность для исследователей составила следующая строка текста: «Уже доски без князька в моем тереме златоверхом…». «Князек» в древнерусском варианте — «кнес». По-видимому, эта подробность должна была стать решающей в некой связной системе зловещих предвещаний. Но почему в эту строку вложен решающий смысл?

Вопрос о том, «верхнюю перекладину» («князя») или какую-либо другую часть Святославова терема нужно понимать под «кнесом», изредка поднимался в исследованиях, пояснения по этому поводу были краткими и однообразными. Истолкование сна Святослава продвигалось медленно, тем более, что в нем были и другие загадки, привлекавшие куда больше внимания.

В попытках объяснения «кнеса» можно встретиться, прежде всего, с книжными, лексическими параллелями к нему, подбираемыми из разных языков. Но данные поиски не увенчались успехом. Между тем, указание на «доски без кнеса» не случайная деталь, она должна быть связана с другими подробностями сна. Во множестве «вещих снов» в древней письменности не встретилось одновременно несколько из тех примет, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве». Были сделаны многократные попытки привлечь параллели из народной поэзии — великорусской, белорусской, украинской, сербской, болгарской и т.д.

В новейшей литературе о «Слове о полку Игореве» вопрос о «кнесе» считается решенным — большинство объяснений и переводов отождествляет его с «князьком», реже с «коньком». Эти объяснения основываются, прежде всего, на наблюдениях над живыми народными говорами. И здесь можно выявить значение «князька». Выражение «перерубить конек» означает, что живущее в том доме семейство подверглось изгнанию, и видеть во сне, что конек перерублен или сломался сам, значит, что смерть или другое великое несчастье должны постигнуть главу того дома Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей — Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .

То, что Святослав видит во сне исчезновение «кнеса» со своего терема, вполне естественно и окончательно разъясняет ему смысл всех предшествующих примет, которые оставляли, может быть, тень надежды. Но «кнеса» нет, и сомнений не остается: Святославу грозит гибель. Поэтому и дальнейшие видения сна Святослава не относятся более к нему самому, а дают широкие картины общего несчастия и возможной гибели. Все тонко рассчитано автором, но сон написан, как и все «Слово о полку Игореве», лаконично. Это и создает препятствия для его полного истолкования, но одновременно служит свидетельством выдающихся художественных совершенств.

Образы русских князей Игоря и Всеволода

Образ киевского князя Святослава и его «Золотое слово»

В образе князя Игоря изображен человек, одержимый жаждой подвига и славы, он дерзок и безудержен. Ему не хватает рассудительности и политической зрелости. Он храбрый воин и готов сложить голову вместе со своими дружинниками. Осознав, какую страшную цену он заплатил за свое тщеславие,Игорь после половецкого плена едет к отчему престолу в Киев, как и библейский блудный сын. И за это раскаяние ему в конце поется слава.

Весьма живописен образ князя Всеволода. Младшего брата князя Игоря прозвали за воинскую удаль и храбрость Буй-Тур ли Яр-Тур. Слова «буй» и «яр»в Древней Руси означали «неистовый» и «неукротимый», «туром» называли дикого быка. Молодой князь Всеволод в описании боя предстает как храбрый воин, он скачет впереди своих дружинников, уверенно владеет мечом и луком, держит оборону и продолжает сражаться, даже лишившись оружия. Братья дружны и преданы друг другу.

В образе князя Святослава показан мудрый правитель. Киевский князь не раз предпринимал успешные походы против половцев, укрепляя границы русских земель. Он осознавал, к чему может привести раскол между русскими удельными князьями, которые правят по принципу «это мое – и то мое же», ища лишь личной выгоды.

В «смутном» сне Святослава проявились его тревожные предчувствия, что желание славы и молодость могут толкнуть князей Игоря и Всеволода на рискованный и бессмысленный поход. Образы-символы, увиденные во сне, предвещали беду, они были для славян плохими приметами. Кровать предзнаменовала болезнь или смерть, черное покрывало считалось погребальным, синее отравленное вино сулило горечь разлуки, рассыпанный из вражеского колчана жемчуг – скорбь и слезы, терем без главного украшения – конька на крыше символизировал разрушение. Крики ворона в далекой стороне, где-то у моря, были признаком беды, идущей с вражеской стороны. Сон стал пророческим.

После поражения дружин князя Игоря и Всеволода русские земли лишились защитников, стали доступны для разорения половцам. Святослав, оплакивая гибель дружин, осуждая неразумное честолюбие князей, взывает забыть о междоусобице и распрях, «склонить стяги», «вложить в ножны мечи», т.е. умерить гордыню и перестать враждовать между собой, не искать себе личной славы и почестей, объединиться для защиты границ своих вотчин от вражеских набегов, чтобы не допустить грабежей кочевников на русских землях.

В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»

Обращение киевского правителя к боярам автор назвал «золотым словом». Его речи присуща политическая дальновидность и государственная мудрость. Святослав обращается с призывом сплотиться перед лицом внешнего врага, ибо поход князя Игоря показал, что жажда личной славы может привести к поражению, ослабит рубежи русских земель. В «золотом слове» Святослава раскрывается основная идея всего произведения.

Новый жанр

Литературоведы нашли в плаче Ярославны сходство с несколькими литературными жанрами: песня, заклинание, причитание, крик. Песенные мотивы подтверждаются лиризмом плача и повторами. Плач можно петь, он складывается в единый сюжет, напоминающий привычные песни женщин в разные обрядовые события. Заклинание связано с содержанием. Героиня просит и требует одновременно. Она как будто колдует, стоя на юру, надеясь вызвать все силы природы к себе в союзники. Причитание матери, оставшейся в одиночестве и не знающей, как сложится её судьба. Причитание – это горе, страдание, именно оно лежит в основе речи Ярославны.

Слезы Ярославны – крик души. Каждая строчка несёт особый смысл. Искренняя русская душа женщины обнажается и соединяется с природой. Автор доказывает, что связь со стихией лежит в основе русского характера. Крепкий лес, буйная река, сильный ветер, тёплое солнце – эпитеты женской любви. Она крепкая, прочная и непоколебимая. Любовь живет в течение всей жизни, меняя свою силу, она греет и развевает над головами своих близких темные тучи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: