Искра и свеча в снах Катерины: что они означают
Одним из ярких символов, которые повторяются в снах Катерины, является искра и свеча. В различных снах Катерины искра и свеча появляются в разных контекстах и несут разные значения.
- В одном из снов Катерины, она видит искру, которая «плавает» на воде и не гаснет. Это символизирует ее сильное стремление к свободе и счастью. Искра, несмотря на все трудности и несправедливость в ее жизни, продолжает гореть, что говорит о силе ее духа и оптимизме. Этот сон подталкивает Катерину к поиску счастья и реализации мечты о идеальной жизни.
- В другом сне Катерины она видит свечу, которая горит ярким пламенем, однако потом она замечает, что свеча начинает гаснуть и тушиться. Этот сон воплощает общую идею драмы – борьбу человека с обстоятельствами и трудностями жизни. Свеча, которая погасла, символизирует разочарование и потерю надежды. В этом сне Катерина ощущает угасание своей силы и веры в счастье, но это также стимулирует ее к дальнейшим выборам и поискам.
Толкование снов и символов в драме «Гроза» предоставляет нам возможность погрузиться в внутренний мир героев и понять их побуждения и эмоции. Искра и свеча в снах Катерины являются мощными символами, отражающими ее стремление к счастью и свободе, а также ее силу и уязвимость. Они подталкивают Катерину к действию и помогают ей преодолеть трудности, что делает их основными компонентами ее внутреннего развития и сюжета всей пьесы.
Значение сна Татьяны
«Пророческий сон» – один из излюбленных элементов А.С. Пушкина. Такой сон является частью сюжета в «Капитанской дочке». В сказке «Жених» Пушкин ведет повествование также посредством сна, только в ней сон не пророческий, а придуманный: главная героиня выдает свои сновидения за реальность. Проведя анализ произведения, можно сделать вывод, что «сон», как элемент повествования, встречается в таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова и «Светлана» Жуковского.
Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.
Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.
Данная статья поможет школьникам написать сочинение по теме «Сон Татьяны в «Евгении Онегине». В статье раскрывается смысл пророческого сна Татьяны, проводятся параллели с другими произведениями русской литературы, где сны главных героев играют важную роль в произведении.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Евгений Онегин»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Евгений Онегин»
для самых компанейских —
Главные герои «Евгений Онегин»
для самых занятых —
Читательский дневник «Евгений Онегин»
для самых любопытных —
Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
для самых крутых —
Читать «Евгений Онегин» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы февраля для 9 класса:
Почему Печорин и Вернер не стали друзьями?
Анализ стихотворения «Собаке Качалова» Есенина
Биография Чичикова
Таблица «Печорин и Грушницкий»
Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
Анализ стихотворения «Я не люблю иронии твоей» Некрасова
«Белые ночи» очень краткое содержание
Анализ «Бедные люди» Достоевский
Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»
Характеристика Максима Максимыча
Разные точки зрения
Развязка пьесы — самоубийство главной героини. К теме суицида во все времена относились неоднозначно. Гибель героев в произведениях — не такое уж и редкое явление для мировой литературы. Самоубийство всегда было принято рассматривать, как нечто противоестественное человеческой природе, грех и недостойный поступок. Островский впервые представил самоубийство, как протест против установленных порядков, осмысленный выбор героини. Это не могло не породить множество дискуссий.
Суицид как проявление силы
Перед тем как обсуждать неоднозначный поступок, описанный Островским, следует вспомнить, почему Катерина покончила жизнь самоубийством. У главной героини было сразу несколько мотивов.
По традиции XIX века девушку рано выдали замуж за купеческого сына Тихона Кабанова. Этот союз не характеризовался ни любовью, ни взаимным уважением. Ежедневно девушка подвергалась нападкам и издёвкам со стороны своей свекрови Марфы Кабановой. В силу христианского воспитания и кроткого нрава Катерина не могла дать отпор взрослой женщине, а Тихон не смел перечить матери.
Вторым мотивом для самоубийства являются чувства Катерины к Борису. Девушка влюбляется в героя и в силу своей неопытности, доверчивости наделяет мужчину несвойственными для него благородными качествами. Она считает Бориса смелым, воспитанным, высоконравственным и преданным человеком. Однако чувства мужчины оказываются не так сильны, как ожидает Катерина. В самый ответственный момент Борис покидает и предаёт девушку, оставив одну в окружении злобных, безнравственных людей. Совершённая измена оказывается тяжким грузом на душе Катерины.
Главным мотивом для суицида, по мнению критиков, является нестабильное психическое состояние главной героини. Христианские ценности, привитые с детства, не соответствуют окружающей её действительности. Она видит, как жители маленького городка прикрываются ценностями и божьими законами для совершения ужасных поступков.
Катерина не могла больше терпеть слабость нелюбимого мужа, издевательства свекрови, предательство любимого человека и порочность окружающих её людей. В то же время она не имела возможности что-либо изменить. Этого не позволял кроткий характер и воспитание героини. По мнению Добролюбова, единственным выходом из сложившейся ситуации было самоубийство. Жизни в порочном обществе Катерина предпочитает смерть. В этом, по мнению многих критиков, и проявляется сила характера главной героини.
Самоубийство как слабость
Противоположной точки зрения придерживается критик Писарев в своей работе «Мотивы русской драмы». Самоубийство он расценивает как слабый, безвольный поступок, который абсолютно не решает проблемы.
Для того чтобы удостовериться в этом, стоит рассмотреть, какова реакция окружающих на действие Катерины. Для большинства окружающих смерть девушки — ужасное и даже необычное событие. Тихон, несмотря на своё горе, не изменит своего поведения, Марфа Кабанова не станет сожалеть о своём отношении к девушке, Бориса также едва тронет эта история.
По мнению Писарева, Катерина решает совершить суицид вовсе не от безвыходности положения, а из-за невозможности принимать сложные решения. Он описывает характер девушки как:
- слабый;
- безвольный;
- безответственный.
Даже измену критик воспринимает не как ошибку, а как порок. Ведь на покаяние перед мужем женщина решилась не сразу. Страх перед наказанием приходит к Катерине только после третьего свидания с Борисом. Влюблённость главной героини также представляется критику весьма странной. Писарев осуждает её легкомысленность.
К слову, такими качествами характера, как смирение, безволие и неспособность делать сложный выбор можно охарактеризовать не только Катерину, но и бо́льшую часть дворянства второй половины XIX века. Людям этого типа проще погибнуть и предпочесть вечные страдания, чем решить свои проблемы, изменить привычный уклад или пойти против общественного мнения.
Островский впервые смог поднять проблему выбора между жизнью с ложными ценностями и добровольной гибелью. В пьесе «Гроза» сила и слабость Катерины олицетворяет муки выбора общества того времени. В русском дворянстве начинались глобальные перемены. Молодые люди больше не хотели жить по старым правилам и порядкам. Несмотря на то что знаменитая драма описывала общественные проблемы XIX века, эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
В каких произведениях русской литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений? (ЕГЭ по литературе)
В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?
1) А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Сон Татьяны в произведении дает читателю представление о содержании внутреннего мира героини и, кроме того, является как бы маленьким вступлением к последующим событиям в сюжете (ссора Онегина с Ленским и их дуэль).
2) И. А. Гончаров «Обломов». Сон заглавного героя Ильи Ильича – это и воспоминание, и его вечный идеал; это история детства героя и в то же время потерянный образ совершенного, беззаботного мира, которым была для него родная деревня Обломовка.
3) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сны Родиона Раскольникова можно охарактеризовать по-разному. Они могут, как врезаться в реальность, открывая при этом внутренний духовный мир героя, так и носить фантасмагорический характер и своим устрашающим впечатлением нарушать стройность теоретических выводов Раскольникова о его праве на возможность убийства.
В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?
Сны – ключевое средство поэтики в русской литературе.
С одной стороны, сон служит своеобразной книгой, через которую мы можем узнать о переживаниях и чувствах персонажей, а с другой – с помощью иносказаний, аллегорий сна можно скрыть, завуалировать истинное положение того, что происходит.
Прием сна мы можем увидеть в таких произведениях как «Война и мир» Льва Толстого (сон Пети Ростова), «Преступление и наказание» Федора Достоевского (сны Раскольникова и Свидригайлова), «Сон Макара» Владимира Короленко.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Речевая характеристика Катерины
Характеристика речи Катерины полностью отражает сущность героини, её внутренний мир. В основе её речи лежит народное просторечие, устная поэзия, церковно-житийная литература.
Катерина часто использует просторечные выражения: «долго ли в беду попасть», «души не чаяла», «чтоб не видеть мне ни отца, ни матери», «успокой ты мою душу», «быть греху», «после этого разговору-то.»
Подобная речь указывает на отсутствие полноценного образования, жизнь среди малограмотных людей.
Мечтательность и поэтичность натуры Катерины проявляется в обилии изобразительных средств. Особенно много в её речи сравнений, которые также носят народный, просторечный характер: «руки-то жжет, точно уголь», «точно голубит меня», «точно гора с плеч свалилась», «точно голубь воркует».
Речь Катерины указывает на её духовный мир, в котором немалое место занимает религия. Героиня часто упоминает в речи имя Господа, её пугает собственная греховность.
Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Особенно ярко это проявляется в монологе, в котором героиня вспоминает своё детство, волшебные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».
В своем заключительном монологе Катерина всерьез размышляет о смерти: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие,красненькие, голубенькие…»
И здесь её речь полна народной поэзией благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам, образности, фразеологическим оборотам.
Вариант 7
Передо мной стоит задача взглянуть на образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» Александра Островского и попытаться разгадать многогранный характер этого героя. Этот образ обладает множеством черт, которые делают его одним из самых ярких и запоминающихся в русской литературе. Мне интересно исследовать, какие именно качества и конфликты определяют Катерину, и как она взаимодействует с миром вокруг себя.
Катерина Кабанова — это персонаж, который отличается открытостью и честностью. Она не умеет играть в обман и всегда высказывает свои истинные чувства и мысли. Эта ее черта поражает меня, ведь в современном мире так часто приходится скрывать свои настоящие чувства, чтобы соответствовать общепринятым стандартам. Катерина научила меня, что честность перед собой и перед другими — это дорогой дар.
Еще одной ключевой чертой Катерины является ее желание свободы и природы. Она мечтает о полете как птица и плавании по Волге на лодке. Эти мечты символизируют ее стремление к освобождению от оков общественных норм и ограничений
Ее мечты напоминают мне о важности сохранения связи с природой и поиске своего собственного пути
Независимость и решительность — это еще две характеристики, которые делают Катерину такой привлекательной. Рассказ о ее путешествии в лодке по Волге в молодости свидетельствует о ее независимости и смелости. Она готова идти вперед, несмотря на все трудности и опасности. Это учит меня тому, что даже в мире, полном ограничений и преград, можно найти смелость и решимость идти к своей цели.
Воображение и мечты — еще одни важные черты Катерины. Она рассказывает о своих фантазиях о золотых храмах и невидимых садах с голосами. Это отражает ее желание уйти от реальности и погрузиться в мир собственных фантазий
Это напоминает, как важно сохранять в себе способность к мечтам и фантазиям, которые придают жизни яркость и волшебство
Внутренний конфликт Катерины — это, возможно, самая трогательная и сложная часть ее характера. Она осознает, что ее любовь к Борису вызывает у нее чувство вины и страха перед обществом и богом. Эта внутренняя борьба делает ее персонажем, который заставляет задуматься о цене, которую приходится платить за свои истинные чувства
Это научило меня, что даже в самых трудных моментах важно оставаться верными себе
Готовность Катерины к жертве и ее трагическая судьба напоминают, что настоящая любовь может быть самой могучей и сложной силой в жизни. Ее готовность пожертвовать собой ради своей любви к Борису говорит о ее искренности и глубине чувств. Ее трагическая судьба напоминает, что иногда жизнь бывает несправедливой, но любовь и преданность остаются ценностями, которые делают нашу жизнь богаче и глубже.
Для меня Катерина Кабанова стала настоящей героиней, символом силы, честности и любви
Ее характеристики и внутренний мир заставили меня задуматься о смысле жизни, о том, что действительно важно. Ее открытость и стремление к свободе вдохновляют нас быть более искренними и смелыми в выражении своих чувств и мечт
Ее готовность к жертве напоминает, что настоящая любовь способна двигать горы и менять судьбы.
Образ Катерины Кабановой в пьесе «Гроза» Александра Островского — это источник глубоких размышлений и вдохновения. Ее открытость, стремление к свободе, независимость, воображение, внутренний конфликт и готовность к жертве делают ее персонажем, с которым мы можем сопереживать и учиться. Ее трагическая судьба напоминает, что жизнь полна сложностей и испытаний, но именно в эти моменты мы имеем возможность проявить свою настоящую сущность.
Катерина Кабанова остается вечным источником вдохновения и понимания для всех, кто знаком с ее образом. Ее история учит нас быть открытыми и честными, сохранять жажду свободы и природы, и не бояться идти вперед, даже если перед нами встает внутренний конфликт. Ее сила, ее мечты и ее готовность к жертве напоминают нам о великой силе человеческой души.
Мне нравится572Не нравится300
Цветы в снах Катерины: смысл и интерпретация
Цветы, как частая символическая деталь снов, в пьесе «Гроза» выступают как отражение внутреннего мира Катерины, ее чувств и эмоций. Во снах Катерины цветы могут быть интерпретированы несколькими способами в зависимости от их вида и контекста.
Розы, например, символизируют любовь и нежность. В сне Катерины, розы могут указывать на ее желание и силу любить, а также на нежность, которую она прячет внутри себя.
Васильки, с другой стороны, могут указывать на скромность и простоту Катерины. В сновидении эти цветы представляют собой символ нового начала и возможности для Катерины.
Тюльпаны, яркие и красочные, могут символизировать страсть и энергию Катерины. В сновидении Катерины, тюльпаны выражают ее желание и готовность к смене обстановки и началу новой жизни.
Интерпретация цветов в снах Катерины может быть также связана с образами и персонажами, которые сопровождают эти сны. Например, если в сновидении розы появляются рядом с главным героем пьесы, Тихоном Лыковым, это может указывать на возможность возникновения любовных отношений между Катериной и Тихоном.
Кроме того, важно отметить, что символика цветов в снах Катерины может иметь различные значения в зависимости от контекста и ситуации в пьесе. Поэтому каждый цветок встречающийся в снах Катерины, следует рассматривать в контексте остальных символов и действий пьесы
Розы | Символизация любви и нежности. |
Васильки | Символ простоты и скромности. |
Тюльпаны | Выражение страсти и энергии. |
Сон Татьяны
На кануне крещения Татьяна, как и многие незамужние девушки на Руси того времени, решает погадать на суженного. Автор пишет, что девушка была суеверной:
«Татьяна верила преданьям Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.»
В последний момент Татьяна пугается, ее посещает какая-то странная тревожность о будущем. Так и не решившись на гадание, она ложится спать. Во сне девушка видит огромного лохматого медведя, которого очень пугается. Он помогает ей перебраться через бурный поток, а она «ни жива, ни мертва» следует за ним. Когда она падает, он подхватывает ее и тащит в избушку, которая наполнена фантастическими животными:
«Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордой,
Там карла с хвостиком,
а вот Полужуравль и полукот.»
Среди этих мифических существ Татьяна узнает своего возлюбленного. Во сне Татьяны Евгений Онегин является хозяином этого странного общества. Увидев ее, он направляется в ее сторону, и на какое-то время они остаются наедине. Однако скоро в комнате появляются Владимир Ленский с Ольгой, что очень злит Онегина. Между приятелями завязывается ссора и главный герой в порыве гнева убивает своего друга.
Через некоторое время оказывается, что Татьянин сон оказался пророческим.
Сны Раскольникова до преступления
Первый сон, который снится Раскольникову накануне преступления – сон о замученной лошади. Сновидение относит его на много лет назад к временам своего детства. Он идет с отцом мимо кабака и видит, как мужики до смерти забивают кнутом маленькую лошадь. во сне герой испытывает жалость к животному, старается ее защитить и в ужасе просыпается. Этот сон раскрывает противоречивую натуру персонажа. С одной стороны он задумал жестокое преступление, с другой – способен на жалость к слабым и обездоленным. Во сне важными объектами являются церковь и кабак, которые находятся недалеко друг от друга. Кабак олицетворяет грязь и безобразие всего мира, а церковь – путь к очищению.
Еще один сон перед преступлением- сон про оазис. Ему снится Африка, золотой песок, голубая вода. Во сне все спокойно и прекрасно, что является полной противоположностью реальной жизни Раскольникова. Не случайно именно Египет снится Родиону. Таким образом вводится культ Наполеона, как человека, которому позволено больше остальных (поход на Египет – один из первых походов Наполеона).
Отношения с Борисом
В «Грозе» образ Катерины раскрывается и через любовную линию. Борис приехал из Москвы по делам, которые касаются получения наследства. Чувства к Кате вспыхивают внезапно, как и ответные чувства девушки. Это любовь с первого взгляда. Бориса беспокоит то, что Катя замужем, однако он продолжает искать встреч с ней. Катя же, осознавая свои чувства, пытается отказаться от них. Измена противоречит законам христианской морали и общества. Варвара помогает влюблённым встретиться. Целых десять дней Катя тайно встречается с Борисом (пока Тихон был в отъезде). Узнав о приезде Тихона, Борис отказывается от встреч с Катей, он просит Варвару уговорить Катю молчать об их тайных свиданиях. Вот только Катерина не такой человек: ей нужно быть честной перед другими и самой собой. Она боится божьей кары за свой грех, поэтому расценивает разбушевавшуюся грозу как знак свыше и рассказывает об измене. После этого Катя решает поговорить с Борисом. Оказывается тот собирается уезжать в Сибирь на несколько дней, но не может взять девушку с собой. Очевидно, что Борису на самом деле не нужна Катя, что он не любил её. Но и Катя не любила Бориса. Точнее, она любила, но не Бориса. В «Грозе» Островский образ Катерины наделил свойством видеть во всём хорошее, наделил девушку удивительно сильным воображением. Катя додумала образ Бориса, она видела в нём одну из его черт — непринятие действительности Калинова — и сделала её основной, отказываясь видеть другие стороны. Ведь Борис приехал просить денег у Дикого, так же, как это делали другие калиновцы. Борис был для Кати человеком из другого мира, из мира свободы, той, о которой мечтала девушка. Поэтому и сам Борис становится неким воплощением свободы для Кати. Она влюбляется не в него, а в свои представления о нём.
Драма «Гроза» завершается трагически. Катя бросается в Волгу, осознав, что не сможет жить в таком мире. А другого мира не существует. Девушка, вопреки своей религиозности, совершает один из самых страшных грехов христианской парадигмы. Чтобы решиться на такой поступок нужна огромная сила воли. К сожалению, другого выбора в тех обстоятельствах у девушки не было. Удивительно, но Катя сохраняет внутреннюю чистоту даже совершив самоубийство.
Подробное раскрытие образа главной героини и описание её отношений с другими действующими лицами пьесы пригодится 10 классам при подготовке к сочинению на тему «Образ Катерины в пьесе «Гроза»».
Тест по произведению
Отражение внутреннего мира героев
Пророческие сны, которые видят герои русской литературы, играют важную роль в отражении их внутреннего мира. Через сны авторы передают читателям настроения, эмоции и мысли героев, позволяют лучше понять их душевные состояния и внутренние конфликты.
Сны героев русской литературы часто имеют символическую природу и позволяют авторам выразить глубину переживаний персонажей. Например, в романе «Преступление и наказание» Федора Достоевского главный герой Раскольников видит сон, в котором он оказывается во дворе, окруженном забором и с грязью под ногами. Этот сон символизирует его моральную погруженность и ощущение вины перед обществом.
Пророческие сны также помогают раскрыть внутреннюю сущность героя. Например, в романе «Евгений Онегин» Александра Пушкина герой Онегин видит сон, в котором он смотрит на свое отражение в зеркале и видит, что его лицо исказилось и стало безликим. Этот сон становится символом его эмоциональной пустоты и самоотчуждения от окружающего мира.
Таким образом, пророческие сны героев русской литературы не только являются средством передачи событий и повествования, но и служат важным инструментом для отражения внутреннего мира персонажей. Они помогают авторам передать читателям эмоции, мысли и внутренние борьбы героев, делая их максимально осязаемыми и понятными.
Описание образа Катерины для сочинения по пьесе «Гроза»
Жизнь и детство Катерины в родительском доме
Одухотворенная церковными службами эту приверженность она пронесет через всю жизнь. Мать души не чаяла в своей дочери, холила и лелеяла ее, наряжала словно куклу. Вспоминая жизнь до замужества, свое прошлое, Катерина сравнивает себя «с птичкой на воле», подчеркивая трудность своего настоящего положения.
Муж Катерины
Тихон – сын деспотичной, властной матери, без ведома которой он ни шагу ступить не может. Сын почтенно относится к своей матери, не замечая многочисленных необоснованных упреков в адрес своей жены.
Выходя замуж, Катерина надеялась на счастливую жизнь, на мужа, что будет для нее опорой. На самом деле оказалась героиня чужой для людей, с которыми живет под одной крышей.
В действительности, Тихон – маменькин сынок, ощущающий гнет Кабанихи, но ничего не предпринимающий для изменения ситуации.
Отношение Кабанихи к Екатерине
Свекровь изводила невестку постоянными упреками, руганью и скандалами. Самодурство, превратившееся в деспотизм – ключевая характеристика образа Кабановой. Судьба близких Марфы Игнатьевны подчинена домострою, в справедливость которого она свято верит. Кабаниха требует подчинения Катерины, не понимает сына, что не остепеняет жену.
Суровая и властная, она корит Тихона, отравляет жизнь Катерины. Героиня не понимает доброты и ласки невестки, все, что она пытается от нее получить – это страх. Единственное чувство, которое должна испытывать молодая девушка – боязнь перед свекровью, мужем.
Жизнь в доме Кабанихи отравляет душу жены Тихона. Только Варвара становится подругой для Екатерины, отдушиной в доме, где все подчинено жестокости и брани.
История любви Катерины и Бориса
В письме, полученном от подруги, героиня получает некое предостережение по поводу Бориса. Однако знакомство с Борисом, племянником Дикого, позволяет Катерине отвлечься от проблем в семье, почувствовать себя любимой. Их встречи были короткими, мимолетными (случайно на бульваре, на церковной службе).
И все-таки им удается встретиться во время отъезда Тихона из Калинина. Эта встреча не была последней, десять ночей влюбленные тайно встречались. Возвращение Тихона в город положило конец их свиданиям. Героиня не смогла выдержать разлуки с возлюбленным, душевных терзаний и рассказала о случившемся мужу и свекрови на глазах у всего города, совершив публичное покаяние.
Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»
Отношения с Борисом – это попытка обрести свободу, освободиться от гнета жестокого купеческого общества. Весь трагизм истории заключен в семье, в которую вступила героиня. Вся жизнь Катерины – борьба с ложью, к которой девушка не приучена, противостояние властолюбивой купчихе Кабанихи с ее деспотичным укладом жизни.
Входя в семью Кабановых, героиня со всей теплотой пыталась отнестись к свекрови. Однако ее попытки не увенчались успехом: грубость, язвительные разговоры и колкости – все, что она получила. Тонкая натура, ищущая гармонии, не смирилась с этим миром. Катерина боролась за свои убеждения, она отвечала Марфе, обращалась к ней на «ты», не заискивала и не лгала.
Смерть Катерины
Поняв тщетность положения, неспособность одной изменить сложившийся уклад, героиня лишается на самоубийство. Ее монолог «Куда теперь…» подчеркивает, что жизнь в данных условиях хуже смерти. Не видя причин остаться, героиня бросается с обрыва.
После гибели Катерины, Тихон рыдает. Он обвиняет в ее кончине мать, не понимает или не хочет понимать и своей вины. Кабаниха пытается отстранить сына от жены, говоря, что плакать о ней грех. Смерть Катерины – освобождение ее души, ведь о такой жизни она и думать не хотела.
Сны в русской литературе
Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.
Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.
Что же значит сон в русской литературе?
Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.
Статья: Сны в русской литературе
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.
В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.
В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сны снятся главному герою произведения, совершившему преступление, — Родиону Раскольникову. Здесь сны играют роль совести главного героя – они «мучители» и «каратели», незримые голоса совести.
Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:
- Сновидение-предсказание, сновидение-предчувствие. Такой прием сновидения в русской литературе обычно помогает лучше прочувствовать сюжет произведения, переживания героев и эмоциональную окраску произведения.
- Сновидение, передающее характер героя, отражающее его мысли. Бывает, что такой тип сновидения отражает главную мысль произведения или является по своей сути «сконденсированным» сюжетом.
- Сновидение-совесть. Такие сновидения предназначены для того, чтобы лучше понять переживания героя. Зачастую они несут в себе ярко-выраженную высокоморальную окраску.
- Непонятные или неясные сновидения героев. Они предназначены для того, чтобы «отвлечь» читателя, перевести на другую тему или настроить на другой лад.
- Сновидения, используемые как часть сюжета. Эти сновидения являются, по сути, композиционной задумкой автора, частью сюжета и несут отдельный, самобытный смысл.
Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.
Замечание 1
В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.
Сон Раскольникова о конце света — текст, эпизод, фрагмент, отрывок
Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.<o>
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во всё время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно.***Это был текст эпизода «Сон Раскольникова о конце света» (отрывок, фрагмент) из романа «Преступление и наказание» Достоевского. Смотрите:
В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.