Юнгианская песочная терапия

Как работает юнгианская песочница

Роли и задачи пациента и терапевта в песочнице

Пациент:

В процессе работы в юнгианской песочнице, пациент занимает активную роль и несет на себе определенные задачи. Основная задача пациента — свободно и без судебного пристрастия выразить свои эмоции, желания и внутренние конфликты через мир песочницы.

Пациенту предоставляется возможность играть с песком, фигурками и другими материалами, чтобы выразить свои мысли и чувства без необходимости говорить о них прямо. Пациент может создавать сюжеты, сцены и образы в песке, которые отражают его внутренний мир и конфликты.

С помощью игрового процесса пациент может экспериментировать с разными ролями и сценариями, что позволяет ему погружаться в свои эмоции и осознавать свои внутренние противоречия

Важно, чтобы пациент доверял процессу и поддерживал открытость к своим внутренним переживаниям, без судебного пристрастия и самоконтроля

Работа в песочнице способствует развитию самопознания и осознанию своих эмоциональных состояний, что помогает пациенту разобраться в своих проблемах и найти пути их разрешения.

Терапевт:

В песочной терапии терапевту предстоит играть роль наблюдателя и фасилитатора. Он/она создает безопасное пространство для пациента, где можно исследовать и экспериментировать с внутренним миром. Терапевт должен быть толерантным, непредвзятым и уметь эмоционально поддержать пациента.

Основная задача терапевта — быть присутствующим и быть готовым включиться в диалог с пациентом, если пациент выражает желание обсудить свои переживания. Терапевт может поставить вопросы, поддерживать рефлексию и помогать пациенту осознавать и анализировать свои собственные творческие процессы.

Терапевт должен иметь глубокое понимание символизма и языка песочницы, а также умение интерпретировать проявления пациента в процессе игры. Он/она должен уметь создать безопасное пространство для пациента и поддерживать его/её в его/ее работы.

Терапевтические игры с песком для детей дошкольного возраста: что надо для игр в юнгианской песочнице?

  • В Сандплей используется деревянный ящик

    , окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.

  • На 2/3 объема ящик засыпается песком

    . Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.

  • Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек

    . Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии

:

  1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки.

    Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.

  2. Фигурки животных.

    Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим или . Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные

  3. Предметы домашнего обихода

    : детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.

  4. Сказочные персонажи

    добрые и злые.

  5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои

    .

  6. Украшения

    , сувениры.

  7. Природные элементы

    : ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Презентация на тему: » «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К.Г. Юнг Удивительный песок.» — Транскрипт:

1

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К.Г. Юнг Удивительный песок

2

В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нем тайны. Дональд Сандер

3

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

4

Показания к песочной терапии Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если человек: Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает; Ограничен в проявлении своих чувств; Переживает экзистенциальный или возрастной кризис; Имеет психологическую травму; Имеет проблемы в принятии решения.

5

Возможности песочной терапии Данный метод позволяет: Рисование песком — способ расслабиться. Погружение в приятное текучее состояние спокойного творчества, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи. Песок помогает «заземлить» негативные эмоции, снять стрессы и внутренние зажимы.

6

Это ещё один вариант для создания песочных картин – где существует использование специального экрана с подсветкой. Это ещё один вариант для создания песочных картин – где существует использование специального экрана с подсветкой.

7

В работе используется как сухой так и мокрый песок. В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированное корыто. В отдельных случаях для работы с песком можно использовать также и ватман, у которого загибаются края и он превращается в импровизированное корыто.

8

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь впервые к песку, рассыпанному на подсвеченном стекле, Вы почувствуете его тепло, его текучесть, его движение.

9

СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ Кулаком Ладонью Ребром большого пальца Щепотью Мизинцами Одновременное использование нескольких пальцев Симметрично двумя руками. Отсечение лишнего Насыпание из кулачка Работа над рисунком начинается с фона. Фон может быть как светлым, т.е. без песка, так и темным – когда все засыпано сыпучим материалом.

10

Техника рисования песком проста. Например, если прижать правую ладонь к столу, а потом медленно растянуть песок, получаются волны. Если собрать руку в кулак и сделать несколько круговых движений, а потом с помощью большого пальца вытянуть лучики, то получиться солнце. Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.

11

Упражнение «Необыкновенные следы» «Идут медвежата» ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

12

Упражнение «Бусы для мамы» Провести линию на песке, а потом «нанизывать» разные по форме или величине геометрические фигуры; Упражнение «Страна слов» и т. д.

13

Символизм ландшафта песочной картины Ландшафт в песочном пространстве символизирует карту клиента. Это могут быть горы, равнины, реки, моря и океаны, дороги, леса и т.д. Можно сказать, что лоток с песком – это игровая площадка (или игровой полигон) для реализации самых разнообразных замыслов. Ландшафт покажет, какой путь выстроил себе человек, как он будет его проходить.

14

Что нужно для игры в песок. Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольётся дивной сказкой Игрушек маленький набор Возьмём в игру… Подобно Богу, Мы создадим свой Мир чудес, Мы создадим свой Мир чудес, Пройдя Познания дорогу. (Т. Грабенко) (Т. Грабенко)

15

В ладошки наши посмотри — Мудрее стали ведь они! Спасибо, милый наш песок, Ты всем нам подрасти помог!

Занятия по методу Sandplay — какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

Знакомство с песком по методу Sandplay — игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

  1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как ашинки, как санки, как змейки.
  2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.
  3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
  4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
  5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
  6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.

Основные принципы работы песочницы

Свобода выражения:

Клиент имеет полную свободу выбора фигурок и способа их расположения в песке. Это позволяет ему свободно выразить свои мысли, эмоции и внутренние образы, без ограничений и сужений. Такой подход помогает восстановить потерянный контакт с собственными чувствами и позволяет создать пространство для самовыражения и исследования.

Неинтерпретирующая позиция терапевта:

Терапевт занимает нейтральную и непредвзятую позицию, не интерпретируя и не оценивая происходящее в песочнице. Его задача – быть безусловно принимающим и поддерживающим, а также создать безопасную атмосферу для работы. Это позволяет клиенту свободно и без страха исследовать и выразить свои эмоции и внутренние конфликты.

Символический язык:

Песочница является символическим языком, который позволяет клиенту выразиться через образы и символы. Фигурки, расположение в песке, цвета – все это имеет свое значение и отражает внутренние процессы и переживания клиента. Терапевт вместе с клиентом исследует и разгадывает эти символы, что способствует пониманию и прояснению проблем и конфликтов.

Интеграция разных аспектов личности:

Песочница позволяет клиенту визуализировать и взаимодействовать с различными аспектами своей личности. Он может буквально увидеть себя частями, которые до этого были неосознанными или запрещенными. Такой опыт помогает клиенту включить эти аспекты в свое сознание и процесс самоисцеления.

Основные принципы работы песочницы являются фундаментом для понимания и использования этого метода в терапевтической практике. Они создают условия для роста, исследования и самопознания клиента, а также помогают в достижении эффективных результатов в лечении эмоциональных и психологических проблем.

Когда рекомендуется использовать юнгианскую песочницу?

1. Исследование сновидений: Песочница может быть использована для визуализации и исследования сновидений. Пациент может создавать сцены из своих снов с помощью песка и фигурок, чтобы визуализировать свои эмоции и символы. Это позволяет понять и проанализировать скрытые значения и сообщения, которые могут быть закодированы в снах.

2. Работа с эмоциональными блоками: Юнгианская песочница может быть использована для выражения и освобождения эмоций и эмоциональных блоков. Пациент может свободно выражать свои чувства и эмоции через создание сцен с помощью песка и фигурок. Это помогает процессу самовыражения и осознания эмоций, что ведет к их разрешению и освобождению.

3. Углубление самоосознания: Юнгианская песочница может быть использована для углубления самоосознания и понимания собственной личности. Работа с песочницей позволяет пациенту исследовать свое внутреннее мироощущение, отношения, архетипы и комплексы. Это помогает раскрыть скрытые аспекты личности и обрести глубокое понимание себя.

4. Работа с травмами: Песочница может быть использована в процессе работы с травматическими событиями и эмоциональными ранами. Пациент может создать сцены, которые отражают травму или боль, и визуализировать процесс исцеления и преодоления. Это может помочь пациенту восстановиться, создать новые смыслы и интегрировать травму в свою жизнь.

5. Развитие творческого мышления: Использование песочницы может быть полезно для развития творческого мышления, воображения и интуиции. Пациент может экспериментировать и создавать новые сцены, формы и истории, что способствует развитию креативности и свободного мышления.

В целом, юнгианская песочница может быть полезным инструментом в работе над различными психологическими проблемами, стимулирующим самовыражение, исследование и развитие.

Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие , учат давать характеристику своим ощущениям.
Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко

Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться

Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

Особенности юнгианской песочницы для детей и взрослых

Одной из особенностей юнгианской песочницы является использование песочных ящиков (песочниц) и различных фигурок. Это помогает клиенту выразить свои внутренние состояния и переживания через символический язык, не ограничиваясь словами. Пациент приглашается создать сцену из песка, используя фигурки, искусственные растения, камни и другие предметы, которые ему нравятся, чтобы проявить свои эмоции и воплотить свои внутренние образы.

В песочнице каждый клиент находится в безопасной обстановке, которая способствует свободному выражению своих мыслей и эмоций. Терапевт играет роль наблюдателя, не вмешиваясь в процесс, но иногда задавая вопросы, чтобы помочь пациенту углубить свое понимание и исследовать свои внутренние миры. Это создает возможность для саморегуляции и самоисследования, что позволяет клиенту обнаружить скрытые ресурсы и пролить свет на проблемные области своей жизни.

Одной из привлекательных черт юнгианской песочницы является то, что она также способствует развитию креативного мышления и интуиции у клиента. Песочница предоставляет возможность для свободного и неформального выражения, позволяет испытать новые идеи и решения, исследовать различные пути и перспективы.

Исследования показывают, что юнгианская песочница является эффективным методом терапии, который может помочь пациентам разработать глубинное понимание своих проблем и найти внутренние ресурсы для решения. Она также может помочь улучшить коммуникацию и развить навыки саморегуляции.

В результате работы в песочнице клиенты могут достичь лучшего самопонимания, принять свои тенистые стороны и найти целостность. Этот метод могут использовать как дети, так и взрослые, чтобы найти новые пути к исцелению и развитию.

Обучающая программа «Песочная терапия (Sandplay)»

Практико-ориентированный курс
для специалистов, имеющих высшее психологическое, медицинское, педагогическое образование, студентов психологических факультетов, практикующих психологов, психотерапевтов.

Программа посвящена истории, теории и практике юнгианского подхода в песочной терапии.

Программа предусматривает:

ознакомление с особенностями песочной терапии, организацией и процессом работы

овладение диагностическим инструментарием, приобретение личного опыта погружения в предложенные техники

знакомство с особенностями использования метода при работе с детьми и взрослыми

изучение теоретических и клинических аспектов песочной терапии. Особенности классического юнгианского подхода и современных модификаций в различных направлениях. Ознакомление с наиболее важными понятиями и концепциями развития и структуры психики, а также с различными теоретическими школами их связь с песочной терапией.

    1. Архетипические корни песочной терапии. Идеи М. Ловенфельд, Д. Калф, К.Г.Юнга в развитии метода. Юнгианская песочная терапия и модификация метода. Отличительные особенности. Организация рабочего пространства. Теоретическая основа метода. Активное воображение, метод свободных ассоциаций.
    1. Психология развития и песочная терапия. Структура и развитие психики. Комплексы. Стадии развития личности, отражение процессов в песочнице. Концепции и медоты работы М.Кляйн., А.Фрейд, Д.Винникота, Э.Нойманна
    1. Формирование и развитие символообразующей функции психики. Трансцендентная функция. Взаимодействие сознательного и бессознательного. Идеи К.Г. Юнга, Э.Эдингера, ось Эго-Самость.
    1. Процесс песочной терапии. Уровни взаимодействия. Роль терапевта. Перенос-контрперенос в песочной терапии. Сочетание с арт-терапией.
    1. Анализ песочной картины. Архетипы и символические процессы в песочной терапии. Архетип Матери, Отца, Ребенка, «Я», Самости.
    1. Топография пространства. Ландшафт.
    1. Символическое поле, культура обращения. Уровни анализа символов.
    1. Символический язык сказки и сновидения. Сказки, мифы и другие архетипические истории в песочной терапии. Методы психологической интерпретации. Сны в песочнице.
    1. Особенности песочной терапии с детьми. Методы диагностики. Коррекция и психотерапия детей и подростков в песочнице. Основные психоаналитические концепции психопатологий. Игровая терапия. Работа с родителями.
    1. Песочная терапия со взрослыми и парами. Этапы работы.
    1. Групповая работа в песочнице с клиентами разных возрастов. Особенности, отличия и возможности групповой работы. Техники и средства.
  1. Итоговое занятие. Завершение работы в песочнице. Супервизия в песочнице.

Длительность курса
— 60 академических часов.

По окончании программы выдается сертификат участника.

Режим занятий:
полный курс 15 занятий: 2 группы (утро, вечер), 1 раз в неделю (18.00 — 21.00), (10 00 — 13 00).

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его

Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста. Эта методика получила название Sandplay.

Что такое юнгианская песочница?

Основная идея песочницы заключается в том, что все люди имеют богатый внутренний мир, который можно исследовать и выражать через символы и образы. Песочница предоставляет безопасное и свободное пространство, где клиент может свободно играть с песком, игрушками и фигурками, создавая сцены, истории и метафоры, которые отражают его внутренний мир.

Главная задача юнгианской песочницы — помочь клиенту осознать и исследовать те аспекты его личности, которые обычно остаются скрытыми и непредставленными в сознательной жизни. Это может быть необработанный опыт, представления о себе, архетипы или сновидения. Путем взаимодействия с песком и символами клиент может понять, принять и интегрировать эти аспекты в свою жизнь.

Процесс работы с песочницей не требует специальных навыков или знаний, это простое и доступное средство самоисследования и саморазвития. Психолог или терапевт, проводящий сессии песочницы, обычно работает в качестве наблюдателя и фасилитатора, помогая клиенту в процессе и интерпретации его выражений.

Юнгианская песочница может быть эффективным инструментом терапии и личностного роста, так как она помогает клиенту развивать более глубокое понимание самого себя, своих эмоций и отношения к миру. Она также может помочь в поиске новых ресурсов, исправлении негативных паттернов поведения и повышении самосознания и самоцелительных способностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: