Анализ сна Гринёва
В самом сне Гринёв видит себя внутри пузыря, который плавает в морской пучине. Этот пузырь символизирует его душу, которая находится в состоянии отрешённости от внешнего мира. Морская пучина вокруг пузыря олицетворяет неизвестность и неопределённость, которые Гринёв будет испытывать в своей жизни.
Во время сна Гринёв ощущает мощные потрясения и колебания, которые символизируют грядущие испытания, через которые он пройдёт. Эти потрясения могут быть связаны с политическими и социальными событиями, которые ожидают Россию в то время. От его реакции на эти испытания зависит его дальнейшая судьба и выбор между служением царю или народу.
Сон Гринёва также содержит элементы библейской символики. В момент самых сильных колебаний пузырь разрывается и Гринёв оказывается в каменном ящике. Это напоминает библейскую историю о спасении Моисея из Нилова ковчега. В этом контексте Гринёв появляется как символ спасения и надежды.
Анализ сна Гринёва позволяет нам глубже понять его внутренний мир и предстоящие испытания в его жизни. Этот сон означает, что Гринёв будет сталкиваться с неожиданными событиями и стоять перед сложными выборами. По его реакции на эти испытания будет зависеть его дальнейшая судьба и роль в истории России.
Образ главного героя
Одним из главных героев книги является Петруша Гринев, который во второй главе видит пророческий сон. Автор пытается раскрыть образ персонажа через подробную его биографию, а также показать его роль через отношения с другими персонажами:
- Машей Мировоной;
- Алексеем Швабриным;
- Савельичем;
- Емельяном Пугачёвым.
Автор кратко рассказывает о детстве героя, его родителях. Отец Гринева был отставным офицером. Мальчик хоть и рос в строгости, он не столько занимался учением, сколько продолжал играть даже на уроках. В шестнадцать лет отец отправил его на службу в Белогорскую крепость, а к нему приставил слугу Савельича. В дороге Петр встречает Пугачёва.
Пётр Андреевич Гринев — положительный персонаж, который ставит честь и достоинство на первое место и этим вызывает уважение. Он верит в любовь и жертвует всем, чтобы защитить любимую девушку. Ради Маши Мироновой Пётр Гринев совершает много поступков:
- проводит дуэль с Алексеем Швабриным;
- покидает свою армию, чтобы спасти Машу;
- просит защиты чести девушки у Емельяна Пугачёва;
- против воли отца готов жениться на любимой.
Пётр Гринев совершает добрые поступки, получая в ответ такое же отношение к себе. В дороге, когда герой заблудился во время снежной пурги, он подарил провожатому заячий тулуп, который потом спас ему жизнь. Этим человеком оказался Емельян Пугачёв. При захвате крепости он вспомнил доброту Гринева и подарил ему жизнь.
Отношение Пугачева к сну Гринёва
В романе «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина особое внимание уделено отношению Пугачева к сну Гринёва. Сон Гринёва играет важную символическую роль в развитии сюжета и характеризует отношение Пугачева к герою
Во время одного из первых путешествий героев романа, Пугачев знакомится с Гринёва и останавливается в его доме. Во время ночи Гринёв видит странный сон, в котором ему приснилась речка с кровавой водой
Пугачев, обратив внимание на сон Гринёва, иронически комментирует его и предполагает, что сон свидетельствует о том, что Гринёв будет плыть по «Волге казачьей»
Сон Гринёва можно рассматривать как предвестник предательства и измены Гринёва. Он символизирует его внутреннюю борьбу и нерешительность. Пугачев, будучи предателем и самой неустойчивой личностью в романе, понимает, что Гринёв тоже не стоит на надёжных ногах и склоняется к предательству.
Однако, сон Гринёва можно рассматривать и как предвестник его высшей миссии — служения отечеству и народу. В дальнейшем Гринёв действительно становится героем и патриотом, борется за свободу народа, и этот сон можно толковать как предвестник его будущих подвигов.
В целом, отношение Пугачева к сну Гринёва показывает его проницательность и способность читать людей
Этот эпизод является важной частью романа, подчёркивая сложность характеров героев и их внутренние противоречия
Второй этап войны под предводительством Емельяна Пугачева
Крестьянская война под предводительством Пугачева продолжилась вторым этапом, который продлился в период с апреля по июль 1774 года. В это время Пугачев, который был вынужден снять осаду с Оренбурга, отошел в Башкирию. Здесь его армия была пополнена за счет тружеников уральских заводов. В короткое время численность армии Пугачева превысила 10 тысяч человек, а после продвижения вглубь Башкирии, 20 тысяч. В июле 1774 года армия Пугачева подошла к Казани. Восставшим удалось овладеть окраинами города, но Кремль, в котором укрылся царский гарнизон, был неприступным. Михельсон с большой армией направился на помощь в осажденный город. Пугачев преднамеренно распустил ложные слухи о падении Казани и уничтожении армии Михельсона. Императрица была в ужасе от этих известий и готовилась в любой момент покинуть Россию.
Третий, завершающий, этап войны
Казнь Пугачева на Болотной площади
Крестьянская война под предводительством Пугачева на своем заключительном этапе приобрела настоящую массовость. Этому способствовал Указ от 31 июля 1774 года, который издал Пугачев. Он, как «император Петр 3» объявил о полном освобождении крестьян от зависимости и освобождению ото всех налогов. В результате все южные земли были поглощены восставшими. Пугачев, захватив ряд городов на Волге, отправился к Царицыну, но захватить этот город не сумел. В результате его предали его же казаки, которые, желая смягчить свою учесть, 12 сентября 1774 года схватили Пугачева и выдали его царской армии. Крестьянская война под предводительством Пугачева была завершена. Отдельные восстание на юге страны продолжались, но в течение года и они были окончательно подавлены.
10 января 1775 года на Болотной площади в Москве Пугачев и все его ближайшее окружении были казнены. Многие из тех, кто поддержал «императора» были убиты.
Какое значение имеет сон Гринева в Капитанской дочке?
Какое значение имеет сон Гринева в Капитанской дочке?
Пушкин в своем произведении «Капитанская дочка» использовал один из приемов — вещий сон, в котором Гриневу приснился вожатый, который ему, находящемуся в степи, указал к жилью дорогу.
Таким приемом, автор налаживает связь между Гриневым и Емельяном Пугачевым, тем вожатым из сна, в реальности ставший предводителем войска казаков и самозваным царем.
Этот сон, по сути, опережает развитие будущих исторических событий, а так же в нем предсказывается и характер взаимоотношений, между этими двумя персонажами, офицером Петром Гриневым, и Емельяном Пугачевым.
Если осмыслить этот вещий сон, то в нем можно увидет предсказание казни тех людей, которые защищали Белогорскую Крепость
Прощение и покровительство Гриневу со стороны народного вождя
Один из наиболее ярких эпизодов «Капитанской дочки» — это сон Гринева, описанный во второй главе произведения (ниже вы можете ознакомиться с этим эпизодом). Этот сон главный герой видит в довольно экстремальной ситуации — во время бурана и сразу после знакомства с бородатым бродягой. Уже позже Петр Гринев узнает, что этот бродяга и есть тот самый Емельян Пугачев.
Что касается сна, то он как бы предсказывает дальнейшие события и задает трагическую тональность произведения. Далее во время развития сюжета читателю приходится снова и снова возвращаться к сценам из сна, хотя в начале он не придает его описанию особое значение.
Сам сон является довольно будничным и описывается как реальные события. Это уже не сон, а видение, потому как события в нем представлены отчетливо и ясно. Анализируя этот сон, мы видим, что он предсказывает будущий казачий бунт и непростые отношения Гринева и Пугачева. Бородатый мужик во сне — это предводитель казаков Емельян Пугачев, а кровавая расправа — это казнь в крепости. Уже из сна видно, что Петр как мог противостоял этой расправе. И ведь действительно, он не стал целовать руку Пугачеву. В сне упоминается и ласковое отношение предводителя казаков к Гриневу. О нем автор неоднократно упоминает и далее, описывая реальные события.
Таким образом, сон Петруши является пророчеством. О нем Гринев будет помнить до конца жизни, связывая многие события именно с ним.
Сон Гринева «Капитанская дочка»:
источник
Сочинение по литературе на тему: Какой же сон видел Гринев в романе “Капитанская дочка”
Другие сочинения:
Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя оя и дан в начале романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил Read More ……
Береги платье снову, а честь смолоду. “Береги честь смолоду” – этот нравственный завет является лейтмотивом романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Именно через отношение к этому завету раскрываются характеры двух героев произведения – Петра Гринева и Алексея Швабрина. Казалось бы, Read More ……
Петр Андреич Гринев и Алексей Иваныч Швабрин впервые столкнулись на службе в Белгородской крепости. Гринев был определен туда по повелению батюшки, так как “Петруше шел семнадцатый годок”. Швабрин же “уж пятый год был переведен за смертоубийство”. Оба они – молодые Read More ……
Главный герой повести А. С. Пушкин “Капитанская дочка” – Петр Андреевич Гринев. Сын помещика, Гринев получил домашнее воспитание по обычаю того времени – сначала под руководством Савельича, потом Бопре (по профессии парикмахер). Отец Гринева, властный до самодурства, но честный, но Read More ……
Гринев и Швабрин – две разные личности. Но есть между ними что-то общее. Оба молоды, оба офицеры, оба дворяне. В детстве Гринев играл с дворовыми мальчишками в чехарду
Отец отказался отправлять юного сына служить в Петербург, а написал письмо своему Read More ……
Герои повести Пушкина Петр Гринев и Алексей Швабрин сразу же привлекают внимание читателя. С самого начала знакомства с ними выясняется, что общего у этих людей очень и очень мало
Впрочем, они оба молоды, дерзки, горячи, умны и, вдобавок ко всему, Read More ……
В основу повести “Капитанская дочка” легли реальные события: крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. Но это произведение нельзя в полном смысле назвать историческим. Факты здесь художественно переработаны автором. Несмотря на это, Пушкин объективно описывает причины и размах пугачевского Read More ……
НАВЕРНОЕ, НЕТ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗНАЛ БЫ ИМЯ АЛЕКСАНДРА С. ПУШКИНА. ВСЕМ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПУШКИН БЫЛ ИЗВЕСТНЕЙШИМ ВЫДАЮЩИМСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКОМ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРОГО ЧИТАЛИ, ЧИТАЮТ, И БУДУТ ЧИТАТЬ. А. С. ПУШКИН УВЛЕКАЛСЯ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОЙ ИСТОРИИ. ОСОБЕННО ЕГО ПРИВЛЕКАЛИ РАССКАЗЫ Read More ……
Какой же сон видел Гринев в романе “Капитанская дочка”
«Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» — творения пушкинского гения, известные каждому школьнику. Что позволяет нам поставить их в один ряд и избрать в качестве объекта исследования? В каждом из этих произведений герои видят сны, функция которых в структуре текста представляет для нас интерес.
Попытаемся определить место сновидения в развитии сюжета каждого из перечисленных произведений. Внимательно читая текст, нетрудно заметить, что герои видят сны перед какими-то решающими событиями. И связано это с тем, что в судьбе каждого героя сны играют роль пророчества, предсказания: такова важнейшая функция сна в сюжете пушкинских произведений.
Итак, что же предвещают сны героям? «Все тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон!…» — это первые слова, которые произносит в трагедии «Борис Годунов» Григорий Самозванец. И этот сон предвещает герою то, что с ним случится в скором будущем:
…Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался…
Характерно, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не досматривают. Примечательна эмоциональная наполненность сновидения: «…И стыдно мне и страшно становилось…»
Падение в конце сна — тоже эмоция, хотя и видоизмененная и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательная эмоциональность сна Григория перекликается с финалом трагедии. Когда «кипящий» на площади народ в «ужасе молчит» и отказывается приветствовать Григория — «Димитрия», — это своеобразное предвестие «падения». Иерархичность пространства сновидения (верх — низ), несомненно, связана с боязнью падения на глазах у смеющейся толпы. При этом сам герой в своем сне пассивен: он оказывается на башне как бы не по своей воле — его ведет наверх лестница, — и точно так же подневольно стремительное падение самозванца.
Примечательно, что роль Дмитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена и рассказа о «проклятом сне», сном и заканчивается: «Ложится, кладет седло под голову и засыпает».
Значение и смысл сна Гринева в романе “Капитанская дочка”
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности “Капитанской дочки”. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся ого отношения с Пугачевым. Подобное толкование противоречит самому принципу повествования
Но это “предсказывание” нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцепе сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже
Важно помнить при этом, что увиденный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: “Мне приснился
И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, “соображать” с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.
Не должен был его забывать и читатель.
Какой же сон видел Гринев?
Ему снилось, что он вернулся домой: “…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. “Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься”. – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: “Андрей Петрович, Потругла приехал; оп воротился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного.
Что ж. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: “Что это значит?
Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?” – “Все равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит”…”
Символическое будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой помин – на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна.
Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика.
“Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: Не бойсь, подойди под мое благословение…”
Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже – уже не во сне, а наяву.
Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя он и дан в начало романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил его способностью “самостоятельно” жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности.
Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным – издателем мемуаров Гринева. Опираясь на “семейственные предания”, он писал, что Гринев “присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народно).
Реальная сцена казни Пугачева не может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь не воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из гриневского сна – этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно но избранной дороге.
Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона – ласковый мужик с топором/ Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. “Ласковость” Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого “ласковость” мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.
Вариант 2
Эпизод сна Петра Гринева в романе Капитанская дочка Пушкина является одним из наиболее ярких и символичных моментов произведения. В этом эпизоде Петр Гринев видит во сне свою родную деревню, где он провел детство, и встречается с духом своей матери. Этот сон имеет глубокий символический смысл и отражает внутреннее состояние героя.
Во-первых, сон Петра Гринева является отражением его тоски по родной земле и детству. Герой находится вдали от своей родины и чувствует сильную ностальгию по прошлому. Во сне он возвращается в свою деревню и встречается с духом матери, которая умерла, когда он был еще ребенком. Это воспоминание о матери символизирует тепло и заботу, которые он получал в детстве. Сон также отражает его желание вернуться к своим корням и найти свое место в жизни.
Во-вторых, сон Петра Гринева отражает его внутреннюю борьбу и неуверенность в будущем. Герой находится на перекрестке своей жизни и не знает, какой путь выбрать. Во сне он видит, как его деревня разрушается и погибает, что символизирует его страх перед неизвестным будущим. Он боится потерять свои корни и не найти свое место в жизни.
В-третьих, сон Петра Гринева является символом его внутреннего преображения. Герой осознает свои ошибки и готов измениться. Во сне он видит, как его матерь превращается в ангела и улетает в небеса, что символизирует его желание стать лучшим человеком и достичь духовного просветления. Он понимает, что ему нужно изменить свою жизнь и стать более духовным и мудрым человеком.
В-четвертых, сон Петра Гринева отражает его связь с природой и культурой своей родины. Герой видит во сне красоту своей деревни и ее окружающей природы, что символизирует его любовь к родной земле и культуре. Он понимает, что его корни и культура являются частью его личности и он не может отказаться от них.
В-пятых, сон Петра Гринева является символом его внутренней свободы и независимости. Герой осознает, что он может выбирать свой путь в жизни и не ограничиваться традициями и общественными нормами. Он понимает, что его жизнь зависит только от него самого и он может достичь своих целей, если будет следовать своим мечтам и убеждениям.
В-шестых, сон Петра Гринева отражает его желание найти свою любовь и счастье. Герой видит во сне свою возлюбленную Машу, которая символизирует его желание найти свою истинную любовь и быть счастливым. Он понимает, что любовь и счастье являются важными аспектами его жизни и он должен искать их.
В-седьмых, сон Петра Гринева отражает его желание найти свое место в жизни и достичь успеха. Герой видит во сне своего отца, который символизирует его желание стать успешным и достичь своих целей. Он понимает, что ему нужно работать усердно и не останавливаться на достигнутом, чтобы достичь своих целей.
В-восьмых, сон Петра Гринева отражает его желание найти свое место в обществе. Герой видит во сне своего друга Пугачева, который символизирует его желание найти свое место в обществе и стать полезным для других людей. Он понимает, что его жизнь должна быть направлена на помощь другим людям и на благо общества.
В-девятых, сон Петра Гринева отражает его желание найти свое место в мире. Герой видит во сне своего деда, который символизирует его желание найти свое место в мире и стать частью чего-то большего
Он понимает, что его жизнь должна быть направлена на достижение больших целей и на создание чего-то важного и значимого
В-десятых, сон Петра Гринева отражает его желание найти свое место в истории. Герой видит во сне своего предка, который символизирует его желание стать частью истории своей страны и оставить свой след в истории
Он понимает, что его жизнь должна быть направлена на создание чего-то важного и значимого для своей страны и народа
Основные события
Восстание берет своё начало в сентябре 1773 г. в Яицком городке. Пугачёвщина продолжалась в несколько этапов: объявление Пугачева о том, что он Пётр Третий, чудом спасшийся после восхождения Екатерины Великой на престол, а также распространение его указов об обещании свободы крепостным.
Пугачеву удалось к октябрю собрать 2500 единомышленников. В процессе осады Оренбурга присоединилось ещё 15000 человек, и все вместе направились в сторону столицы.
К зиме 1774 г. бунт охватил территорию Урала и Поволжья. Желая подавить восстание, императрица отправила армию под предводительством Бибикова. Волнения дошли до Татищевской крепости, где развернулась масштабная битва. Пугачевскую армию ждал ряд поражений. На некоторое время Пугачеву пришлось затаиться в горах Урала, чтобы уцелеть и вновь собрать единомышленников для взятия других городов.
В июле, буквально за пять дней, Емельяну удаётся осадить Казань, Воронежскую, Нижегородскую, Тамбовскую и Пензенскую губернии. К концу месяца ему удаётся осадить ещё четыре города. Надеясь заполучить помощь донских казаков, Пугачев терпит поражение в этом вопросе.
В августе 1774 г. предводитель восстания издаёт манифест, освобождая крестьян от обязанностей.
В сентябре того же года смелые представители казачества насильно сдают Пугачева правительству. 10 января 1775 года предводителя восстания и его соратников казнят в Москве.
Этот военный период был полон множества важных событий, однако основная хронология представляет собой следующее:
- Сентябрь 1773 г. — начало крестьянского восстания. Объявление Пугачевым себя спасшимся Петром Третьим.
- Октябрь 1773 г. — приближение отряда к Оренбургу под предводительством Пугачева. Осада длилась почти полгода, но была неудачной.
- Январь 1774 г. — бунт охватил Поволжье и Урал. Правительственные войска были направлены на его подавление.
- Март 1774 г. — победа правительственных войск в сражении под Татищевской крепостью. Снятие осады с Оренбурга.
- Апрель-июнь 1774 г. — основная армия пугачёвцев потерпела поражение и на время укрылась в горах. Емельян Пугачев снова собирает войско.
- Июль 1774 г. — Пугачев подошёл к Казани. Издание Пугачевым манифеста об освобождении крестьян.
- Сентябрь 1774 г. — казаки сдали Пугачева правительству. Против оставшихся повстанцев выступил А. В. Суворов.
- Январь 1775 г. — казнь Пугачева и его единомышленников на Болотной площади в Москве.
«Капитанская дочка» (А. Пушкин)
Цитата: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
История создания
С 1832 г. Пушкин активно работал над историей восстания Емельяна Пугачёва. Он обращался к архивам, собирал редкие документы и материалы, чтобы увидеть объективную картину восстания. В 1833 г. Пушкин написал «Историю Пугачёвского бунта». Однако результаты работы не вполне удовлетворили его.
При выборе сюжета автор колебался: его интересовали два реальных лица, о которых он узнал из архивов. Один — дворянин, перешедший на сторону Пугачёва. Другой — дворянин, бежавший из пугачёвского плена и присоединившийся к усмирителям восстания. Замысел сложно трансформировался, и в результате в «Капитанской дочке» — два героя-дворянина: благородный Гринёв и подлый Швабрин.
Образ Маши Мироновой полностью вымышленный.
Проблематика:
Смысл названия: главным героем «Капитанской дочки» является Пётр Гринёв, а название всё же отсылает нас к Маше Мироновой. Почему? Наверное, здесь стоит снова вспомнить эпиграф («Береги честь смолоду»).
Несмотря на то, что Машу в романе называют то «дурочкой», то «трусихой», она являет собой пример непоколебимой чести и незыблемого достоинства.
Идти за Гринёва без благословения родителей плохо — и Маша отказывается от привлекательного предложения.
Белгорскую крепость захватывают пугачёвцы — Маша, несмотря на свой страх, готова защищать крепость до конца.
И, наконец, неслыханный поступок капитанской дочки — обращение к императрице с просьбой помиловать жениха. Это кажется немыслимой дерзостью, но Маша уверена: правда восторжествует.
Капитанская дочка Маша Миронова ничем не опорочила свою честь. Возможно, она иногда выглядит несколько наивной. И тем не менее именно Мария Миронова воплощает в этом произведении идеал автора. Отсюда и название — «Капитанская дочка».
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть (социально-исторический роман).
Жанровые особенности: в «Капитанской дочке» мы можем найти черты как повести, так и романа. Да и сам автор называл «Капитанскую дочку» то повестью, то историческим романом.
Сон-предсказание Петруши Гринева в повести «Капитанская дочка»
Интересно сопоставить сны Григория и Петра Андреевича Гринева (повесть «Капитанская дочка»).
«Мне казалось, буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы . С беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце…» «Тише, — говорит она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься. Пораженный страхом, я иду за нею в спальню Что ж? Вместо отца моего вижу? В постели лежит мужик с черной бородой, весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к матушке. «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика? Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог… Ужас и недоумение овладели мной. И в эту минуту я проснулся…» Бросается в глаза явная абсурдность сновидений: отец оказывается настоящим, и, несмотря на тяжелую болезнь, он весело «поглядывает», да еще и вскакивает с постели и машет топором.
Сновидение наполнено нарастающими эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.
Финал сна Гринева схож с финалом сна Григория: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения. Интересно, что переживания героя отражаются в природных явлениях («буран еще свирепствовал»). «Буран» в контексте повести — весьма многозначительный образ, связанный не только с чувствами героя, но и с историческими событиями того времени.
Здесь так же, как и во сне Григория, поведение «сновидца» пассивно: случайный приезд домой (на самом деле Гринев едет из дома), подчинение обстоятельствам, невозможность убежать от мужика с черной бородой, образ которого, кстати, возникает не случайно: сну предшествовала встреча с вожатым, который впоследствии окажется Емельяном Пугачевым — царем — самозванцем (во сне он фигурирует как отец-самозванец). Мать Гринева называет мужика «посаженным отцом» и это опять-таки не случайно — достаточно вспомнить, какую роль сыграет Пугачев в судьбе Маши и Гринева. Гринев признает, что это «сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним разные обстоятельства моей жизни».
Анализ эпизода
Сон в пушкинской повести имеет символический смысл. Автор специально вводит его в начало произведения для того, чтобы предупредить, что вскоре будут трагические изменения в жизни основного персонажа. Таким образом Пушкин задаёт тон всему повествованию.
Сон снится Петруше в экстремальной ситуации, когда во время снежного бурана он и его слуга сбились с пути. Но даже буран у Пушкина — это образ, который заключает в себе не только ощущения главного героя, впервые в жизни расставшегося с родным домом и близкими людьми, но и грядущие исторические изменения.
С Пугачёвым Петруша знакомится перед тем, как впадает в дремоту, и тот сразу становится действующим лицом страшного сновидения. Скорее всего, состояние Петра можно даже назвать полусном, когда перед ним пробегает странное видение, которое он представляет отчётливо. Все события кажутся вполне реалистичными.
Если осмыслить увиденное Петром Гриневым, то можно увидеть предсказание, что скоро начнётся бунт казаков, а также узнать, как будут развиваться отношения между ним и Емельяном Пугачёвым. Уже из видения героя становится понятно, что он будет защищать крепость и никогда не станет на сторону мятежников.
Посаженым отцом Петруши Емельяну Пугачёву всё-таки пришлось стать, так как родной папа не давал согласия на его брак с Машей Мироновой, а разбойник и предводитель бунтующих казаков устроил их счастье. Свой сон основной персонаж запомнил настолько хорошо, что до конца жизни он считал его провидением и связывал с ним все события, которые происходили с ним.
Особенность романа
Смысл сновидения противоречит принципу повествования писателя. Чтобы понять, какое значение имеет сон Гринева, достаточно прочесть его до конца. Он выполняет функцию предсказывания грядущих событий. Кратко пересказать эпизод сложно, для раскрытия главной темы повести нужно изучить его подробно.
Для многих остается вопросом, почему Пушкин включил в свое произведение сновидения персонажа. Из него становится ясно, что Петр Гринев будет противостоять врагу и сражаться до победного. Он не станет перед ним на колени, и не будет целовать ему руку. Но породниться все же придется. Родной отец Петра не позволял ему жениться на Маше Мироновой. Так как Пугачев становится его посаженым отцом, он устраивает им свадьбу. В этот момент злодей предстает ласковым и мягким, точно таким его увидит Гринев в конце своего сна.
Многие писатели используют такой литературный прием, как пророческие сновидения. Основная цель его применения — раскрыть подсознание персонажа и понять, что творится в его душе. А также в вещих снах немаловажную роль играют воспоминания и страхи. Он понимал, это обычный сон, но чувство тревоги его не отпускало и оказалось что не зря.
Вывод
Восстание Емельяна Пугачева сильно дестабилизировало ситуацию в стране и стало настоящим стихийным бедствием. Екатерина Великая всячески старалась стереть из памяти все, что было с ним связано, и наложила запрет на упоминание имени предводителя крестьянской войны.
Этот бунт не смог улучшить положение, а только ухудшил ситуацию усилением репрессий. За всю историю Пугачёвщина считается самым крупным народным бунтом и стал значимым в обществе из-за борьбы с крепостничеством. Екатерина Вторая вынуждена была усилить защитный режим, поняв, насколько сильным может быть общественное недовольство и его проявления.
Восстание Емельяна Пугачева ярко продемонстрировало, как общество нуждается в изменениях, и стало спусковым крючком к реформированию страны.