Литература

Сон обломова
. 
эпизод из неоконченного романа

Структура и содержание главы 9

И. А. Гончаров условно разделил сон главного героя на три части.

В первой части автор описывает родной край Обломова, и его детство, где мальчику всего семь лет. В этом возрасте ребенок был активным, энергичным и любознательным. Он стремился познавать окружающий мир, был очень наблюдательным. Малыш подмечал все тонкости взрослой жизни, и постепенно такой размеренный образ жизни стал для него привычным.

Во второй части писатель подробно рассказывает об одном зимнем вечере, когда мальчик с удовольствием слушает рассказы старой няньки. В них жизнь героев всегда богатая и счастливая, волшебники щедро осыпают их дарами, принцессы приезжают сами из заморских стран, и в жизни царит радость и веселье. По сути, сказки этой неграмотной женщины сыграли большую роль в культурном воспитании мальчика. С детства ему понравилась модель такой легкой, беззаботной жизни, и о ней он мечтал, будучи взрослым человеком.

Третья часть сна переносит героя в отрочество. В ту пору Обломов проходил ученье в пансионе, было ему лет тринадцать. Учитель, немец Штольц, искренне питался привить юноше желание учиться и развиваться. Однако мальчик попал в его руки, будучи уже избалованным и ленивым ребенком. Окружающая действительность также мешала развитию сильной личности. В селе царили такие же отсталые и примитивные нравы, как и в родной Обломовке. Традиции и устои быта сыграли ключевую роль в воспитании характера Обломова.

Главные герои

Обломов Илья Ильич – помещик, дворянин, возраст около тридцати двух лет. После смерти родителей получил в наследство родовое поместье и триста пятьдесят душ крестьян. Ведет маргинальный образ жизни, пристрастен к жирной пище, отчего имеет рыхлую, тучную фигуру. Любимое занятие – лежать на диване и мечтать. Проживает в Петербурге, на улице Гороховой, с верным слугой Захаром.

Другие персонажи

Обломовы Илья Иванович с женой – родители Ильи Ильича. Мелкие помещики-дворяне, очень любящие своего единственного сына, и оберегающие его от всех забот и волнений. Люди добрые и безобидные, но малограмотные и ограниченные.

Няня – безграмотная деревенская старушка, приставленная к Обломову с самого рождения. Всегда находилась рядом с ним, ухаживала и следила за молодым барчуком. С детства рассказывала малышу былины и предания, и привила герою любовь к сказкам.

Учитель Штольц – обрусевший немец, управляющий в селе Верхлёвка, и держатель пансиона для дворянских детей. Человек образованный, умный и энергичный. Пытался привить юному Обломову любовь к учению, и духовному развитию.

Андрей Штольц – сын учителя Штольца, единственный друг Обломова.

Захар – верный слуга Ильи Ильича, во сне еще юный мальчик.

Антип и Анисья – крестьянская семья, слуги в доме Обломовых.

Настасья Ивановна, Степанида Тихоновна, Пелагея Игнатьевна – тетки-приживалки, которые жили в родительском доме.

Сюжет

«Сон Обломова» автор представил в виде череды картинок жизни, которые герой как-бы «просматривает» в памяти. Сюжетная линия ведется плавно, одни события сменяются другими эпизодами. Сцены во сне происходят в такой последовательности:

  1. Описание родового поместья Обломовых, где родился и рос главный герой. Писатель подробно рассказывает природу края, его традиции и обычаи.
  2. Обломов в возрасте семи лет. Как проходило раннее детство мальчика, образ жизни и мировоззрение родителей, система его воспитания.
  3. Рассказ о будничной жизни в семействе Обломовых: распорядок дня в доме, бытовые привычки, неписаные законы и обряды, за которыми наблюдал ребенок.
  4. Послеобеденный сон в поместье, когда маленький Илья дожидался, чтобы все уснули, и совершал самостоятельные прогулки без надзора взрослых.
  5. Вечера в обществе няни, которая вдохновенно рассказывала мальчику былины и сказки, а он слушал и мечтал о волшебстве и вечном празднике.
  6. Обломов в отроческом возрасте. Его жизнь в доме Штольца, обучение и знакомство с Андреем, который в будущем станет его единственным другом.

Заканчивается сон картинкой из детства – накануне Илья сбежал из дома поиграть с детьми в снежки, был найден и возвращен назад. И вот он снова под теплым одеялом лежит в кровати, под опекой любящих родителей.

Социальное и философское звучание темы «обломовщины» в романе И. А. Гончарова «Обломов». «Сон Обломова» и его место в художественной структуре романа

Роман И. А. Гончарова «Обломов» создавался больше десяти лет (1846 — 1858). В нем исследуется личность, данная в сложных взаимоотношениях со средой и временем. Главный герой романа Илья Ильич Обломов целыми лежит на диване в своей квартире на Гороховой улице и совершенно ничего не делает. Его мир ограничивается только пространством его квартиры. У Обломова накопились насущные дела, связанные с преобразованием его имения. Он строит планы, но ничего не делает для их осуществления.

Такая жизнь не устраивает Обломова, но ничего изменить в ней он не может и не хочет: он – барин, он «не такой, как все», он имеет право ничего не делать. Но, в то же время, герой осознает ущербность своей жизни. Он мучается над вопросом: «Отчего я такой?» Глава «Сон Обломова» дает ответ на этот вопрос. В ней подробно описывается детство героя. Именно там начало его судьбы и идеал его жизни.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко!»

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать их родного дома, а во-вторых, и не зачем. Ведь главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Такой образ жизни, а главное, образ мысли, и называет писатель «обломовщиной». Это далеко не однозначное понятие. С одной стороны, это, несомненно, отрицательное явление: в нем слились все пороки крепостничества. С другой стороны, это определенный тип русской жизни, который можно охарактеризовать как патриархально-идиллический. Замкнутость пространства, цикличность жизненного круга, преобладание физиологических потребностей и полное отсутствие духовных – вот характеристики этого мира. В нем есть много положительных сторон, которые Гончаров поэтизирует: мягкость, доброта и человечность обломовцев, их любовь к своей семье, широкое хлебосольство, спокойствие и умиротворение.

Попав из этого мира в холодный и жестокий мир Петербурга, где нужно бороться за свое «место под солнцем», Обломов почувствовал, что не хочет жить так, как его петербуржские знакомые. Он во многом сознательно выбирает свою жизненную позицию, не желая «мараться» о грязь современной циничной жизни. Но, в то же время, Обломов боится реальной жизни, он совершенно не приспособлен к ней. Кроме того, в его голове прочно «сидели» крепостнические установки: я – барин, а значит, имею право ничего не делать. Все вместе, социальное и философское, породило характер Обломова и такое явление русской жизни, как обломовщина.

Учёба Илюши Обломова

Ничто не нарушало однообразной жизни Обломовки, и сами обломовцы не хотели перемен даже к лучшему, ведь они тоже требуют хлопот.

Однажды покой обломовцев нарушило письмо. Все всполошились и прочесть его решились только на четвёртый день. Письмо оказалось от дальнего родственника, который просил у Обломова-старшего рецепт кваса. Несколько месяцев старик Обломов собирался написать ответ, но так и не написал.

Писать Обломов-старший не любил, а книги, доставшиеся ему от брата, были для него нечастым развлечением

Ему не важно было, какая книга, любую из них он считал вещью для развлечения, а самого писателя — кем-то вроде скомороха

Времена недорослей миновали, Обломовы понимали, что учиться необходимо для карьеры, но Илюша всё равно учился кое-как. Родители использовали любой предлог, чтобы оставить несчастного, отощавшего от учёбы ребёнка дома. Они мечтали увидеть Илью в шитом мундире, но хотели достичь этого без изнурительного учения.

Штольц боролся с этим, но не преуспел: Илюшу пожалел Андрей и начал помогать.

Андрей Штольц
 — сын немца Штольца, ровесник Ильи, умный, серьёзный, настой­чивый, в будущем — лучший друг Обло­мова.

Обломову приснилась его жизнь в пансионе Штольца. Его камердинер ухаживал за четырна­дца­тилетним Ильёй, как нянька: одевал, натягивал чулки. Раньше резвому мальчику всё хотелось делать самому, но родители останавливали его — зачем, если есть слуги? Потом Илья и сам решил, что приказывать и удобней, и спокойней.

Порой хотелось Илье сбежать с лестницы, пробежаться по двору, но родители не давали, берегли сына, и рос он медленно и вяло, как цветок в теплице. Иногда зимой он вырывался из дому, начинал играть в снежки с деревенскими мальчишками. За ним прибегали, закутывали, поили чаем с малиной, на три дня укладывали в постель, «а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки».

Предмет теории литературы

Предмет научного интереса – это совокупность признаков, черт и свойств какого-либо объекта, делающих его завершённым и позволяющим рассматривать его как в отрыве от других объектов, так и в связи с ними. Если иначе, то предмет – это какие-либо избранные свойства объекта, явления, которые могут изучаться в отрыве от других свойств этого же объекта. Касательно темы этой статьи, то проблема состоит в том, что научное сообщество определяет целый ряд предметов теории литературы, в зависимости от подхода и системы представлений о наиболее актуальных связях как самой литературы, так и её теории. Так как эта статья не является исчерпывающим или хотя бы претендующим на таковое исследованием, а лишь в общих чертах затрагивает тему, потому и называется основами теории литературы, то я ограничусь тремя предметами с их неполным раскрытием, избрав их в качестве иллюстрации. Итак, первый подход – содержательный, на мой взгляд, наиболее близкий к сути объекта, так как избирает основным своим предметом черты этой самой сути литературы как явления.

Предметом теории литературы при содержательном подходе называется способ(ы) построения литературного произведения (его структуры) и его содержательный продукт. Этот подход затрагивает понятия идеи, фабулы-сюжета, темы, художественной композиции, стиля изложения и прочего подобного. То есть то, что я назвал чертами сути литературы (но не самой сутью, безусловно);
Социологический подход к определению предмета теории литературы называет последним особенности отражения социальной действительности в символах-образах. Я сразу могу назвать упущение в этом подходе в том, что литература не всегда отражает действительность

Однако, этот подход акцентирует внимание на образе, методе изложения, мировоззренческой связи, даже классовости, этничности, народности и подобном;
Исторический подход понятен и не является столь уязвимым к замечаниям, как предыдущий; этот подход считает предметом теории литературы производство литературы как целостный исторический процесс. Несложно понять, что в данном случае от литературоведения здесь столько же, если не меньше, чем от истории как науки и области знаний

Литературоведческая составляющая выделяет в историческом процессе создания произведений закономерности и особенности структуры, что находит отражение в типологизации по литературным родам (см.статью), литературным видам (см.статью) и литературным жанрам (см.статью), а также направлениям и общим принципам.

Объект – нечто существующее в объективной действительности, независимо от восприятия кем бы то ни было. И то, что объектом изучения литературоведения в общем и теории литературы в частности является сама литература (как объективно существующее явление действительности), я полагаю, и так понятно, без дополнительного пояснения, но я его сделал на всякий случай.

январь 4715

(с) Algimantas Sargelas

Внутренний конфликт героя

У Ильи Ильича мысли с обломовцами сходятся: он тоже мечтает о спокойной жизни в большом доме, любит поесть и отдохнуть после обеда. Однако рассуждения героя возвышеннее, чем у его родителей. Обломов интересуется миром искусства, с удовольствием слушает музыку. В роли своей жены он видит красивую и интеллигентную женщину, к которой в гости будут приходить за нотами, а не чтобы попросить рецепт пирога.

Пик любви между Обломовым и Ольгой стал золотой порой в жизни героя, пробуждением его от долгого сна, однако женщина не любила героя таким, каков он на самом деле. Она любила будущего Илью, воссоздать которого ей не удалось. Ольга ценила «нежную, голубиную душу» Обломова, но не смогла до конца понять его натуру.

Другой опорой и шансом порвать с миром обломовщины был Штольц, приятель детства, с которым Илья Ильич вместе учился в Верхлёво. Герои продолжают литературную традицию дружбы между двумя непохожими людьми.

Взаимоотношения персонажей являются темой отдельного урока, на котором проводится сопоставительный анализ, составляется таблица с характеристикой героев, выявляется система их жизненных ценностей. Кратко сформулировать их можно так: несмотря на кардинальные различия в характерах, герои любят и уважают друг друга. Обломов восхищается деловой хваткой и энергичностью Штольца, а тот ценит нравственность и порядочность Обломова.

В своём сне Обломов видит картины своих школьных лет: он то и дело пропускает занятия, иногда неделями подряд, потому что в доме всегда найдётся повод не пускать ребёнка на учёбу: то на дорогах грязно, то Илюша простыл, то праздники впереди. На занятиях он тоже ленится, плохо ведёт конспекты уроков, витает в облаках.

Повзрослевший Обломов равнодушен к труду, беспомощен в делах и привык откладывать всё на потом.

Проявление автобиографизма в сюжете и событиях

Автобиографические черты писателя воплощены в сюжете и событиях романа «Обломов». Иван Гончаров, создавая образ героя Обломова, во многом опирался на свои собственные жизненные опыты и наблюдения.

Первое, на что следует обратить внимание, это лень и пассивность главного героя, которые характеризуют и самого Гончарова. Обломов – это символ некоторой части автора, которой было свойственно откладывать все на потом, не принимать активного участия в событиях, погружаться в рефлексию и мечтательность

Эта автобиографическая черта автора явно прослеживается в поведении Обломова в романе.

И еще одним проявлением автобиографизма становится ситуация, в которой оказывается герой. Обломов живет в имение, находится в процессе продажи, и его угрожает потеря имущества. Это напоминает трудное положение, в котором оказался сам Гончаров, когда его отец был задержан за мошенничество, и семья лишилась собственности. Таким образом, писатель передает свои личные переживания через события в романе.

Следующее автобиографическое проявление в романе состоит в выборе профессий для героев. Обломов, как и сам Гончаров, не может найти себе подходящую работу. Герой безуспешно пытается найти свое место в жизни, что отражает переживания автора, который на протяжении многих лет тоже выбирал свое призвание, пока не стал писателем.

И наконец, одно из самых заметных проявлений автобиографизма Гончарова – это постоянные возвращения к самым разным событиям и эпизодам из своей жизни. В романе «Обломов» также присутствуют фразы, диалоги и шутливые замечания, которые были заимствованы из реальной жизни автора и его знакомых.

В целом, роман «Обломов» является ярким примером того, как писатель использует автобиографические элементы для создания характера героя и сюжета. Это придает произведению особую глубину и аутентичность, позволяя читателю получить личное ощущение жизни и опыта автора.

Разделы литературоведения

Литературоведение – это наука, изучающая литературу в ее различных проявлениях и аспектах. Она охватывает широкий спектр разделов, каждый из которых имеет свою специфику и методологию исследования.

1. Теория литературы. Этот раздел науки изучает основные теоретические подходы к литературе, ее функциям, структуре, жанровой классификации и историческому развитию.

2. История литературы. В этом разделе рассматривается развитие литературы на протяжении исторических эпох и периодов. Изучаются литературные школы, направления, авторы и их произведения, а также влияние литературы на общественные и культурные процессы.

3. Литература разных народов. Этот раздел литературоведения посвящен изучению литературы различных народов и национальных культур. Исследуются особенности литературных традиций, национального характера и менталитета, а также взаимодействие литературы разных культурных пространств.

4. Жанровое исследование. В этом разделе изучаются различные литературные жанры – поэзия, проза, драма, эпос и др. Анализируются особенности жанровых форм и стилей, исследуются идеи, темы и композиционные приемы разных жанров.

5. Литературная критика. В этом разделе литературоведения анализируются произведения литературы, оцениваются их художественная ценность и эстетические качества. Исследуются стилистические и риторические приемы, анализируются образы, символы и сюжетные конструкции произведений.

6. Сравнительное литературоведение. В этом разделе сравниваются литературные традиции и произведения разных народов и эпох. Исследуются взаимосвязи, параллели и влияние литературных процессов, анализируются общие мотивы, сюжеты и темы.

7. Фольклор и народное творчество. Этот раздел изучает фольклорные жанры и формы народного творчества – народные сказки, песни, баллады, пословицы и т.д. Анализируются их структура, символика и социокультурный контекст.

Это лишь некоторые из разделов литературоведения, и каждый из них имеет свою значимость и роль в изучении и анализе литературы. Комплексное и всестороннее исследование всех этих разделов позволяет литературоведам получить глубокое понимание и объективное представление о мире литературы.

Вариант 2

«Сон Обломова» — это не просто глава в романе Гончарова, а самостоятельное произведение в произведении. Писатель в этом эпизоде попытался проанализировать детство и юность Обломова, чтобы понять сущность его души, причину, почему он такой.

Обломов вспоминает своё детство с нежностью, лаской, огромной любовью. Он трепетно вспоминает пейзажи, интерьеры, образы близких людей.

В «Сне» читатель наблюдает за Обломовым в детстве. Здесь, в маленьком Илюше, можно увидеть такие черты, которых уже нет во взрослом Обломове. Например, любознательность. У маленького Обломова часто возникает желание поиграть с деревенскими мальчишками, погулять. Он часто задает вопросы, на которые не получает полных ответов. То есть, таким образом автор показывает, что каждый ребенок в детстве любопытный, любознательный, активный и озорной. Но не каждому удается сохранить эти качества во взрослом состоянии. Что помешало Обломову быть таким же активным и энергичным, как в детстве?

Вся Обломовка пронизана атмосферой ленности и безделья. Автор нежно описывает традиционный послеобеденный сон, когда словно вся Обломовка замирала на некоторое время. И даже Илюша, который хотел в это время погулять, был вынужден ложиться в кровать и предаваться сладкому сну. Писатель описывает и крестьян, которые, подобно хозяевам, не работали, а отдыхали всё время. Илья Обломов, находясь в такой обстановке, не мог вырасти другим. У ребенка еще нет силы воли, чтобы противостоять злу. Он делает то, что делают его родители.

Затем в «Сне» появляется Обломов-подросток. Чтобы учиться, ему надо было покинуть родной дом. Конечно, Обломов, привыкший к ласке и нежности Обломовки, не мог привыкнуть к новому месту. Он так и не смог выучиться, получить образование. Все задания за него делал Штольц, с которым он вместе учился.

Таким образом, «Сон» раскрывает становление личности главного героя. Илья Обломов провел самую важную часть своей жизни в месте, где все бездельничали и отдыхали. Он не видел хорошего примера, а все его положительные черты не смогли выдержать испытание Обломовкой. Позднее эта ленность настолько засосала героя, что он не смог избавиться от нее. Никто не виноват в том, что Обломов такой. Это его судьба, как и каждого представителя рода Обломовых. Возможно, когда-то найдется такой человек, который остановит эту цепь. Автор считает, что им должен стать Андрей — сын Обломова, которого воспитывает Штольц.

Плюсы и минусы обломовской жизни

Обломовская жизнь, описанная в романе И. А. Гончарова «Обломов», имеет свои плюсы и минусы, которые можно вынести на практике.

Плюсы обломовской жизни:

  1. Отсутствие стресса и напряженности. Обломов проживает свои дни без суеты и постоянной беготни. Он позволяет себе наслаждаться моментом и не перегружать свой мозг бесконечными делами.
  2. Близкие и доверительные отношения с друзьями. Обломовский образ жизни позволяет иметь больше свободного времени для общения с друзьями и близкими людьми. Обломов часто проводит время в интеллектуальных беседах и обмене мыслями с ними.
  3. Возможность исследовать свои внутренние миры. В отсутствие постоянной занятости и дел, обломовская жизнь дает возможность погрузиться в себя, размышлять и развиваться как личность.

Минусы обломовской жизни:

  1. Отсутствие активности и инициативы. Обломов прикован к своему дивану и не имеет силы воли, чтобы решаться на действия. Это препятствует личностному росту и достижению целей.
  2. Прокрастинация и отсутствие продуктивности. Обломов стремится откладывать дела на потом, не выполнять свои обязанности и не принимать ответственность за свою жизнь.
  3. Ограничение потенциала развития. Из-за отсутствия активности и постоянного комфорта, обломовская жизнь становится препятствием для личностного и профессионального роста.

Таким образом, обломовская жизнь имеет свои плюсы, такие как отсутствие стресса, близкие отношения с друзьями и возможность исследования внутреннего мира. Однако, она также имеет свои минусы, включая отсутствие активности и инициативы, прокрастинацию и ограничение потенциала развития. Каждый человек должен самостоятельно решить, что важнее для него и какой образ жизни принесет большую счастье и удовлетворение.

Проверь себя

Задание 1.Искусством чего является литература? 

  1. искусством слова
  2. искусством разума 
  3. искусством мелодии 
  4. искусством прозы

Задание 2.Что такое фольклор?  

  1. письменное народное творчество
  2. устное народное творчество
  3. музыкальное народное творчество
  4. правильного ответа нет

Задание 3.Что характерно фольклору? 

  1. Один автор и строгие каноны оформления.
  2. Письменный характер творчества и преобладание описания культуры зарубежных стран.
  3. Традиционность, коллективность, анонимность.
  4. Фольклор не имеет каких-либо черт, отличающих его от нынешней классической литературы.

Задание 4.Когда возникает авторский замысел? 

  1. До начала написания произведения.
  2. В процессе создания произведения.
  3. В конце написания произведения.
  4. В середине написания произведения.

Ответы:1. — 1; 2. — 2; 3. — 3; 4. — 1.

Литература[]

Хализев В. Е. Интерпретация и литературная критика // Проблемы теории литературной критики. — М., 1980. (см. ISBN )

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991. (см. ISBN )

Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы. — Ижевск, 1992. (см. ISBN )

Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения: «Миргород» Н. В. Гоголя. — М., 1997. (см. ISBN )

Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — М., 1995. (см. ISBN )

Хайдеггер М. Бытие и время. — М., 1997. (см. ISBN )

Тюпа В. И. Онтология коммуникации // Дискурс. № 5/6. — Новосибирск, 1998. — С. 5-17. (см. ISBN )

  • Rezeptionästhetik. Teorie und Praxis / Hrsg. R. Warning. München: 1975
  • Iser W. Der Akt des Lesens: Theorie ästhetischer Wirkung. München: 1976
  • Meier R. Bibliographie zur Intonation. Tübingen, 1984. С. 306

Идеальный мир детства

Согласно плану Гончарова, композиция романа состоит из четырёх частей, первая из которых является прологом, вторая и третья — «поэмой любви», а четвертая подводит итог жизни героя. Необычность структуры заключается в том, что уже в первой части читателям преподносят «Сон Обломова», художественно-смысловой и философский центр произведения.

Анализ сна Обломова следует начинать с определения хронотопа. Место действия — родная деревня героя, а воспоминания соответствуют действительности, однако само пространство Обломовки носит не реальный, а идиллический характер. Сон лишён сюрреалистических моментов и мистического подтекста. Перед читателем идеальный мир счастливого детства, но мир не придуманный, а действительно существовавший в прошлом, поэтому перед читателем не утопия, а идиллия. Черты её проступают в описании картин природы, образе жизни поселян и их традициях:

  1. Замкнутый мир: в деревне всегда тихо, природа спит, никто из других деревень и сёл сюда почти не приезжает, никто не покидает пространства Обломовки.
  2. Соблюдение годового цикла, «космическое время» в эпизоде, жизнь в деревне словно идёт по кругу: каждый год похож на предыдущий, люди не болеют и не умирают, продолжительность жизни очень высокая.
  3. Мир добрый, благостный: жители отличаются спокойным и добродушным нравом, отношения между соседями хорошие, никакие «сильные страсти» людям несвойственны, главной заботой является приготовление вкусных блюд.
  4. Мир Обломовки полон традиций и ритуалов: здесь соблюдаются обычаи и традиции (главный герой назван по имени своего отца), отмечаются праздники, жители очень суеверны (если погасла свеча, нужно ждать гостей).

Повзрослевший Обломов — человек, который вырос в рамках идиллии и теперь мучительно пытается освоить реальный мир, полный забот. Настоящая Обломовка за эти годы потеряла свой процветающий облик: дома там наполовину разрушены, деревня разорена управляющим.

Однако Илья Ильич не замечает текущего состояния дел, он повсюду ищет возможности устроить свою жизнь, как в детстве.

Виды (жанры) литературы

    КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
    ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
    МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
    ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
    ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
    ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
    ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
    РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
    РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
    ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
    ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

 

История литературоведения

Литературоведение является отраслью гуманитарных наук, которая изучает литературу и ее различные аспекты: литературные произведения, литературные жанры, литературные движения и т.д. В ходе своего развития литературоведение прошло несколько этапов, которые определили его основные направления и методы исследования.

Одним из первых шагов в развитии литературоведения было формирование методологии исследования литературных произведений в древности. В Древней Греции и Древнем Риме развивались критические подходы к литературе, изучались особенности жанров и стилистики произведений.

В Средние века литературоведение находилось в тесной связи с религиозной сферой. Литературные произведения были подвержены цензуре, и их исследование часто сводилось к рассматриванию аллегорического и символического значения.

В возрождении литературоведение приобрело более формальный характер, исследователи стали уделять больше внимания форме и стилю произведений. Литературные школы, такие как прекрасный стиль, сильно повлияли на развитие данной дисциплины.

В XIX веке литературоведение стало все более научной дисциплиной. Были разработаны новые методы исследования, такие как исторический и сравнительный анализ, а также стали активно изучаться социальные и философские аспекты литературы.

В XX веке литературоведение стало еще более разнообразным и перешло к свободным исследованиям

Основное внимание уделяется анализу текста, влиянию идей и культурных контекстов на произведение, а также интерпретации литературы в рамках социальных и политических процессов

На современном этапе литературоведение стало также активно использовать методы исследования из области лингвистики, психологии, социологии и других наук, чтобы получить более глубокое понимание литературного процесса и его роли в обществе.

Тяга к роскоши и отрицание материального

Одним из плюсов обломовского образа жизни является отсутствие стресса и ощущение внутреннего покоя. Обломов не испытывает никаких угрызений совести за свою бездельническую жизнь и не стремится к достижению каких-либо целей. Он полностью удовлетворен своим существованием, наслаждается каждым моментом жизни и не испытывает никаких амбиций.

Однако, минусом обломовской жизни является полное отсутствие развития и прогресса. Обломов не стремится к самосовершенствованию, не интересуется окружающим миром и не проявляет никакой инициативы. Он упускает возможности для личностного роста, ограничиваясь бытовыми заботами и ожидает, что все его желания будут выполнены без его участия.

В своей отрицательной позиции по отношению к материальным ценностям, Обломов демонстрирует отсутствие ответственности и незнание реальности. Он не осознает, что для достижения желаемых результатов и роскоши нужно приложить усилия и обязанности по исполнению своих обязанностей. Стремление к роскоши без труда и вложений приводит к финансовой зависимости и кризису.

  • Преимущества обломовской жизни:
  • отсутствие стресса и угрызений совестиполный комфорт и покой
  • Недостатки обломовской жизни:
  • отсутствие развития и самосовершенствования ограничение личностного ростанезнание реальности и отсутствие ответственности.

Раздел ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

В разделе представлена литература для детей разного возраста, начиная от дошкольников и кончая выпускниками школ. Для самых маленьких читателей имеются книжные серии: «Дошкольное чтение», «Читаю сам по слогам», «Библиотека детского сада», «Книги с крупными буквами», «Библиотека начальной школы» и др. Для детей среднего возраста имеются книжные серии: «Внеклассное чтение», «Школьная классика», «Библиотека школьника» и др. Для старшего возраста имеются книжные серии: «Школьная библиотека», «Библиотека мировой литературы для детей», «Собрания сочинений» разных писателей и др.

В разделе много ярко иллюстрированных книг компании «Дисней», а также рисованные истории в виде комиксов супергероев и других. Имеются в разделе детской литературы и «музыкальные» книжки. Особенно полюбилась детям книга-плеер «Лебединое озеро» — старинная легенда на музыку П.И. Чайковского.

Сон Обломова: описание и анализ

Сон Обломова – это один из наиболее ярких моментов в романе И.А. Гончарова «Обломов». В этом сне главный герой погружается в мир своих сновидений, где ему предстоит встретиться с различными образами и персонажами, которые отражают его внутренний мир и проблемы.

Сон начинается с того, что Обломов оказывается в своей комнате, где он замечает, что его кровать стала маленькой и неудобной. Затем он попадает в мир своих сновидений, где ему встречаются различные образы и персонажи, которые отражают его внутренние проблемы и конфликты. Например, он видит свою бывшую няню, которая упрекает его за лень и бездействие, а также своего друга Столза, который является противоположностью Обломова и символизирует активность и энергию.

Анализ сна Обломова позволяет понять его внутренние проблемы и конфликты. Сон отражает его страх перед изменениями и новыми вызовами, а также его желание уйти от реальности и погрузиться в мир своих сновидений. Кроме того, сон символизирует его внутренний конфликт между ленью и бездействием, с одной стороны, и желанием изменить свою жизнь, с другой.

В целом, сон Обломова является важным моментом в романе И.А. Гончарова «Обломов». Он позволяет понять внутренние проблемы и конфликты главного героя, а также отражает его отношение к реальности и желание уйти от нее в мир своих сновидений.

Исторический раздел литературоведения

Исторический раздел литературоведения — один из основных разделов литературоведческой науки, изучающий процессы развития литературы в исторической перспективе.

В историческом разделе литературоведения изучаются литературные эпохи, исторические факторы и события, которые оказывали влияние на развитие литературы, а также литературные школы и направления.

Одной из основных задач исторического раздела литературоведения является определение периодов, или культурных эпох, в истории литературы. Каждая эпоха имеет свои характерные черты, свои особенности стиля и содержания. История литературы дает возможность изучить эти особенности и понять, как они менялись со временем.

Важной задачей исторического раздела литературоведения является также изучение и анализ литературных течений, школ и направлений. Через изучение исторической рецепции литературы, литературных критик и их оценок можно понять, какие литературные течения и направления имели наибольшее значение в разных периодах времени

Также исторический раздел литературоведения занимается изучением вклада отдельных писателей и поэтов в развитие литературы.

Исторический раздел литературоведения помогает литературоведам и исследователям лучше понять и интерпретировать литературные произведения, а также понять взаимосвязь между культурными, историческими и литературными процессами.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: