Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.
Какими способами вводится предыстория обломова
Название работы: Предыстория героя как способ характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX века
Предметная область: Литература и библиотековедение
Описание: Так показав детство главного героя Гончаров раскрыл суть всего крепостного уклада калечащего жизни дворянского класса.
Дата добавления: 2013-08-24
Размер файла: 12.52 KB
Работу скачали: 1 чел.
Предыстория героя как способ характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX века
Предыстория героя позволяет понять, чем обусловлено его поведение в настоящем . Часто предыстории героев даются в сравнении, подчеркивая таким образом, наиболее важные черты в их характерах.
Например, Пушкин, рисуя образы Татьяны и Онегина в романе «Евгений Онегин» обращается к их прошлому, чтобы показать, насколько разными были их детство, отрочество и юность, которые сформировали таких вот разных людей: холодного и скучающего Онегина и пылкую Татьяну, для которой весь смысл жизни в любви. У Евгения воспитатели — иностранцы-гувернеры; у — Татьяны — простая русская крестьянка-няня. Там — ненормальный противоестественный образ жизни — обращение «утра в полночь», здесь — жизнь в полном соответствии с природой: Татьяна просыпается на рассвете; подобно крестьянским девушкам, первым снегом умывает «лицо, плеча и грудь». Там «наука страсти нежной», цепь легких и скоро приевшихся, надоевших побед; здесь — мечты о настоящей, большой любви, о единственном суженном небом избраннике.
Гончаров также неслучайно сопоставил предыстории Обломова и Штольца: он акцентировал внимание на том, что лежало в основе успеха одного и неудачи другого. Обломов рос как цветок, был окружен множеством слуг
«Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание». Любое проявление активности подавлялось; среда убивала в нем все начала самостоятельности, и это происходило везде, где бы Обломов ни находился. «Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Так, показав детство главного героя, Гончаров раскрыл суть всего крепостного уклада, калечащего жизни дворянского класса. Образ Обломова был обобщением, он представлял собой литературный тип, систему пороков дворянского общества, свойственную дореформенной России.
Воспитание Штольца радикально отличалось от воспитания Обломова. Иван Богданович направил развитие сына в верном направлении. Штольц рос в семье, где поощрялись активность и самостоятельность. Неслучайно, желая противопоставить Штольца Обломову, писатель соединяет в этом герое два начала: азиатское и западное. Отец его, немец, олицетворяет прагматизм и практичность, характерные для народов Запада; мать же — русская, воплощающая высокую духовность и нравственность.
Источник
Летний день в Обломовке
Обломову приснился обычный летний день в родном поместье. Утром старая няня одела его и повела к матери. Увидев давно умершую мать, Обломов во сне прослезился и «затрепетал от радости, от жаркой любви к ней». Заботливо осмотрев Илью, мать подвела его к образам и долго молилась, а мальчик смотрел в окно, рассеянно повторяя слова молитвы.
Потом был обильный завтрак, на котором присутствовали отец Ильи, гости, престарелые тётки, жившие в Обломовке, и прочие родственники. Илью осыпали поцелуями, накормили до отвала и отпустили гулять, строго приказав няньке не пускать ребёнка «к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг». Овраг пользовался дурной репутацией. Обломовцы верили, что там водятся бешеные собаки, разбойники, волки и разные мифические существа.
Вырвавшись из дома, Илья попытался забраться на ветхую галерею, огибавшую дом, на сеновал и голубятню, прорваться на скотный двор и к страшному оврагу, но няня каждый раз ловила его за руку и называла «юлой». Иногда Илья вдруг утихал, садился возле няни, наблюдал за окружающим его миром и задавал старушке разные вопросы, на которые та отвечала, как умела.
Тем временем жизнь в Обломовке шла своим чередом. На кухне готовили обед, в людской кто-то прял, мать Ильи распоряжалась хозяйством, а отец сидел у окна и за всеми наблюдал. Главной заботой в Обломовке была кухня: что приготовить на обед решали на семейном совете, но последнее слово было за хозяйкой.
Обеды в Обломовке готовились из своих продуктов, были вкусными и обильными, особенно по воскресеньям и праздникам. В эти дни пекли «исполинский пирог» с начинкой, который и хозяева, и слуги ели три дня.
После не в меру сытного обеда и хозяева, и слуги уснули мёртвым сном. Няня тоже не выдержала, заснула. Илья наконец получил полную свободу и сделал всё, что ему запрещалось.
Вечером пробудившиеся Обломовцы долго пили чай из огромного самовара, грушевую воду, квас — всё, что могло утолить невыносимую жажду. Ребёнку было весело наблюдать за ними. За чаем последовал ужин. Когда совсем стемнело, Илюше захотелось погулять в лесу, но мать не пустила: там бродит леший и уносит маленьких детей.
Ребёнку захотелось знать, какой он, леший, и мать дала волю фантазии. Слушая её, Илья заснул, и его унесли в постель.
Детство Обломова
В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.
Школа, не изменившая жизненную позицию
Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», — решил Ильюша и остался во власти лени.
Школа, не изменившая жизненную позицию
Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», – решил Ильюша и остался во власти лени.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.
Сон Обломова
Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильные стрелы, а разве только чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.
Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.
Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.
Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.
Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.
По указанию календаря наступит в марте весна, побегут грязные ручьи с холмов, оттает земля и задымится теплым паром; скинет крестьянин полушубок, выйдет в одной рубашке на воздух и, прикрыв глаза рукой, долго любуется солнцем, с удовольствием пожимая плечами.
Не возвращаются внезапные вьюги весной, не засыпают полей и не ломают снегом деревья.
Зима, как неприступная, холодная красавица, выдерживает свой характер вплоть до узаконенной поры тепла; не дразнит неожиданными оттепелями и не гнет в три дуги неслыханными морозами; все идет обычным, предписанным природой общим порядком.
В ноябре начинается снег и мороз, который к Крещенью усиливается до того, что крестьянин, выйдя на минуту из избы, воротится непременно с инеем на бороде; а в феврале чуткий нос уже чувствует в воздухе мягкое веянье близкой весны.
Но лето, лето особенно упоительно в том краю. Там надо искать свежего, сухого воздуха, напоенного не лимоном и не лавром, а просто запахом полыни, сосны и черемухи; там искать ясных дней, слегка жгучих, но не палящих лучей солнца и почти в течение трех месяцев безоблачного неба.
Как пойдут ясные дни, то и длятся недели три- четыре; и вечер тепел там, и ночь душна. Звезды так приветливо, так дружески мигают с небес.
Дождь ли пойдет — какой благотворный летний дождь! Хлынет бойко, обильно, а только перестанет — солнце уже опять с ясной улыбкой любви осматривает и сушит поля и пригорки: и вся страна опять улыбается счастьем в ответ солнцу.
Радостно приветствует дождь крестьянин: «Дождичек вымочит, солнышко высушит!» — говорит он, подставляя с наслаждением под теплый ливень лицо, плечи и спину.
Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно, как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.
Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю.
Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, громоздится на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.
Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывает там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.
И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.
Композиция романа
Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.
В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.
Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.
https://youtube.com/watch?v=oy5c6e9j7TU
В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.
Во второй части начинается отсчет деградации Обломова. Даже общение со Штольцем и любовь к Ольге не мотивируют его. Кульминация романа наступает в третьей части. Герой делает предложение Ильинской, но не может выполнить ее просьбу и отправиться в деревню. Он расстается с любимой женщиной, предпочитая сохранить привычный жизненный уклад. Ухудшается его финансовое положение, и он вынужден переехать в бюджетную квартиру.
В заключительной части наступает развязка романа. Появляется «выборгская обломовщина», Илья женится на Агафье Пшеницыной и вскоре умирает. Он окончательно деградировал как личность. Перед смертью он воскликнет: «Есть же этакие ослы, что женятся!».
https://youtube.com/watch?v=7h9qzgnSCyk
Обломовка — крепостнический заповедник лени
Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.
Вариант 2
Образ Ильи Ильича Обломова останется в памяти читателя как пример полнейшей апатии и лени.
Писатель Гончаров крайне часто изображает Обломова в ироничном ключе, но в романе встречаются моменты, когда Илья Ильич представляется читателю трагической и противоречивой фигурой. Характер и привычки Ильи Ильича Обломова сформировались под влиянием окружающей среды. В произведении присутствует эпизод который отлично доказывает данное утверждение — это глава «Сон Обломова».
Многие писатели очень часто апеллируют к жанру сна, поскольку это хорошо раскрывает внутренний мир персонажа. Однако Гончаровым данный жанр используется для того чтобы показать истоки характера персонажа. В главе «Сон Обломова» подробно описывается детство Обломова. Писателем Гончаровым показывается, что такие качества Обломова, как апатия и безразличие к миру, лень, являются приобретенными, а не врожденными.
Рассматриваемая нами глава «Сон Обломова» — вставной эпизод, внесюжетный элемент. Эта глава пусть и обладает самостоятельностью и законченностью, никак не влияет на дальнейшее развитие сюжетной линии. Глава ставит цель лишь детально отобразить характер Ильи Ильича Обломова.
Во сне Илья Обломов изначально видит себя семилетним мальчиком. Он резвится и играет, его одолевает любопытство, он тянется ко всему что его окружает, еще нет той апатии которая настигнет его позже. Несмотря на всё это, постоянный контроль мамы с няней мешает ему претворить в жизнь свои желания. Лишь в то время когда все засыпали днём, Илья Обломов обретал свободу. Начиналась его самостоятельная жизнь.
Во сне Обломов также предстает как мальчик лет двенадцати или тринадцати. Он уже не в силах оказывать сопротивление, в его голове крепко засела мысль о том, что нужно жить так как живут его родители. Илья Обломов не желает учиться, потому что ради этого ему приходится покидать свой родной дом. Он не может понять ценность учебы. Его мать беспокоилась лишь о том чтобы её чадо было всегда веселым, толстым и здоровым. А прочие вещи были неважны и абсолютно не затрагивали мать Ильи Обломова.
Писатель Гончаров сумел написать главу так, чтобы читатель всецело мог ощутить старинный, деревенский быт. В любой строчке главы есть звук народного говора, заунывной песни, всё в главе походит на сказку. В родной деревне Ильи Обломова всё предстаёт каким-то живым и одухотворенным.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Родители Ильи – скучные непросвещённые люди, не признают учёбу и труд, избаловали сына.
- Няня Илюши – ласковая беспокойная женщина, любительница рассказывать сказки.
- Штольц – немец, владелец пансиона, управляющий соседнего поместья, строгий и дисциплинированный педагог.
- Андрей Штольц – сын учителя, настойчивый сообразительный юноша, в будущем лучший друг Ильи.
Жители верят в приметы, не имеют представления о странах за пределами далёкой Москвы и Питера. Крестьяне боятся двуглавых людей и великанов, в их представлении мир стоит на огромной рыбе.
Илья видит себя маленьким. Он единственный сын Обломовых, растёт в любви и ласки. Мать тепло одевает ребёнка, закармливает вкусненьким и пытается оградить от опасного окружения. После плотного завтрака пухлый розовощёкий Илюша бежит на прогулку. Его не интересуют гости, молитвы и застолья. За героем по пятам ходит беспокойная няня.
Мама Ильи заведует кухней. Каждое воскресенье и по праздникам готовится пир со сдобными пирогами, хозяева питают страсть к жирной еде. Отец вяло раздаёт приказы и целый день наблюдает мир через окно.
Мальчик в это время познаёт мир. Без страха лезет на голубятню, прыгает по галерее и стремится вырваться за пределы поместья в лес или в овраг. Няня одёргивает воспитанника и сбивчиво отвечает на вопросы любознательного непоседы.
После обеда дом погружается в сон. Илья ловит момент свободы и делает всё, что пожелает душа. По вечерам в поместье подают сытный ужин и чай. Ребёнку снова не позволяют выйти в сад, пугают небылицами и укладывают спать.
Перед сном няня читать Илюше сказки о богатырях, царевнах и чудовищах. В её рассказах счастье можно получить не только в бою, но и по щучьему велению, лёжа на горячей печке. Мальчика привлекают кисельные берега и молочные реки. Он впервые мечтает о сказочной судьбе заправского лентяя.
В следующей сне Илья видит себя 14-летним. Родители отправляют сына в пансион грозного немца Штольца. Герой не привык трудиться и избегает занятий. Обломовы находят любую причину, чтобы оставить юного бездельника дома и жалуются на плохое питания в пансионе.
Старший Обломов презирает труд. Его поместье приходит в негодность, рушится и ветшает, но только личные мотивы побуждают мужчину к действию.
Илье снятся размеренные вечера при свечах. Обломовы боятся любых нарушений привычного быта. Даже неожиданное письмо вводит семью в ступор. Отец героя не отвечает на послание, сравнивая писателей с шутами.
Во сне и наяву Илья всё больше походит на родных. Он предпочитает отдавать приказы и избегать малейших нагрузок, теряет интерес к подростковым проделкам. Только память о прежних шалостях толкает юношу на общение с одногодками.
Илья помнит, как родители реагировали на прогулки по морозу и безобидную игру в снежки, кутая сына в шубу. Попытки обезопасить Илюшу от мира превратили его в безликую и скучную личность. И только во сне герой искренне хочет хотя бы разок повеселиться с друзьями.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.
Сон как отражение философских идей автора
В романе «Обломов» сон является одним из ключевых элементов, который отражает философские идеи автора. Через сны Обломова Гончаров показывает его внутренний мир, его мысли и стремления.
Сон Обломова часто олицетворяет его пассивность и бездействие. Вместо того чтобы бороться с проблемами и преодолевать трудности, Обломов предпочитает засыпать и скрыться от реальности. Например, в самом начале романа, Гончаров описывает сон Обломова, в котором он мечтает о своей идеальной жизни в деревне. Этот сон является проявлением его желания жить в комфорте и беззаботности, но при этом без каких-либо усилий со своей стороны.
Однако, сон также может иметь глубокий философский подтекст. Гончаров использует сны Обломова, чтобы выразить свои собственные мысли о роли и смысле жизни. Например, в одном из снов Обломову снится вечное движение и цикличность жизни. Этот сон может быть толкован как отражение идеи о том, что жизнь представляет собой бесконечный процесс и необходимо активно участвовать в ней, а не просто наблюдать за ней со стороны.
Сон также может являться символом внутреннего пробуждения и преображения героя. В одном из снов Обломову снится путь к светлому будущему, где он больше не лежит в бездействии и самоосознании, а становится активным и совершенствующимся человеком. Этот сон может быть интерпретирован как призыв к самопереосмыслению и изменению себя.
В целом, сон в романе «Обломов» имеет глубокий философский смысл и отражает идеи автора о пассивности и активности, цикличности жизни и внутреннем преображении. Через сны обломова Гончаров проникает в глубину его души и передает читателю свое видение человеческого существования.
Характеристика Обломова
В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.
- Когда барин вырос, сформировывается ложная картина мира, потому что он привык ждать решения вопросов от кого-то. Жизнь у ребенка была по другим правилам, получение желаемого без усилий. Поэтому взрослый Обломов не может ничего сделать самостоятельно и не хочет чем-то заниматься.
- После переезда в Петербург он не смог адаптироваться к новому образу жизни, как у активного населения. Родовое имение, перешедшее ему от отца с матерью, располагается в тысячи километров от города, где находится персонаж. Смерть родителей ухудшает положение хозяйства в имении, потому что барин получился непутевым хозяином. Число душ в деревне уменьшилось. Было 350 жителей, затем 300, так как некоторые умерли, а кто-то сбежал.
Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.
Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.
Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.
https://youtube.com/watch?v=wUoz_kwbmvQ
Воображаемое имение обломова, описание обломовки (цитаты)
Воображаемое имение «Обломовка» в романе Гончарова «Обломов» является для главного героя своеобразной утопией со своей тихой, медленной и спокойной жизнью
Сам автор называет Обломовку «земным раем», тем самым подчёркивая её важность для Обломова:. “…в своем земном раю – в Обломовке…”
“…в своем земном раю – в Обломовке…”
Ритм жизни в Обломовке не меняется уже несколько лет, оставаясь всё таким же размеренным и неторопливым даже в тот момент, когда Обломов становится её обладателем:
“…Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну…”
Окрестности Обломовки тихие и безмятежные, в них никогда не происходит чего-то непредсказуемого и безмятежного:
“…Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их…”
В воображаемом имении абсолютно все персонажи: начиная от крестьян, заканчивая хозяевами, – являются любителями понежиться в домашних условиях, отдавшись сонной атмосфере:
“…Тихо и сонно все в деревне…”
…В Обломовке мужики смирные, домоседы; что им шататься. ”
Жители имения крайне редко настраиваются на трудолюбивый лад, основное их времяпрепровождение – отдых. Вследствие этого ремонты и прочие работы постоянно откладываются, здания и постройки выглядят старыми и унылыми:
“…родительский дом, с покривившимися набок воротами, с севшей на середине деревянной кровлей, на которой рос нежный зеленый мох, с шатающимся крыльцом, разными пристройками и настройками и с запущенным садом…”
«Обломовцы» заботятся лишь о пище, пища у них – чуть ли не объект «культа»:
“…Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. ”
Одной из главных забот жителей воображаемого имения является и сон после принятия обеденной пищи:
“…И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна…”
“…И садовник растянулся под кустом в саду, подле своей пешни, и кучер спал на конюшне…”
В имении Обломовка труд является наказанием:
“…Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным…”
Однообразный и лишённый движений стиль жизни жителей Обломовки обеспечивает долголетие жителей:
“…Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: оттого всегда и цвели здоровьем и весельем, оттого там жили долго…”
Анализ главы
Анализируя «Сон Обломова», можно ясно понять, как развивалась личность героя, который впоследствии превратился в аморфного, пассивного и ленивого человека. Илья Ильич родился подвижным и любознательным ребенком. Он проявлял живой интерес к жизни, хотел играть с другими детьми, познавать окружающий мир. В раннем детстве малыш быстро подметил, когда в доме все спят, и сообразил, что можно тайком уйти из дома и погулять без няни.
Он был наблюдательным и смышленым мальчиком. Все вокруг его любили, и он чувствовал и понимал эту любовь. Благодаря ей он стал добрым и беззлобным человеком, не желал никому зла, не был хитрым и подлым. Но эта же всеобъемлющая любовь и забота сыграла в становлении его личности ключевую роль. Родители чрезмерно опекали сына, ограждали от любых забот. За него все делали слуги, Обломов не знал никакого труда.
Безграмотная старушка-няня рассказывала ему сказки и небылицы, и укрепляла в его неокрепшем сознании мысль, что все происходит «по щучьему велению». К Штольцу подросток попал уже разнеженным молодым барином, который привык к сытой и праздной жизни. И строгий, умный немец не смог победить уже укоренившуюся лень и безразличие в характере Обломова. Среда, в которой рос герой, определила его дальнейшую судьбу.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.
Ключевая глава в романе
От чего прятался Обломов в своей в маленькой квартире на Гороховой улице? О чем он мечтал? И почему этот герой стал одним из самых знаменитых образов в русской литературе? Прежде чем приступить к краткому содержанию «Сна Обломова», следует вспомнить сюжет всей книги.
В 1847 год в литературном журнале появился отрывок из будущего романа. Это была та самая глава, о которой идет речь в сегодняшней статье, — «Сон Обломова».
Богатый наследник, владелец деревни Обломовка приехал в Петербург. Но к городской жизни ему не удалось приспособиться. Поработав немного в конторе, он оставил службу. С тех пор несколько лет почти не выходил из своей квартиры. Халат (облачение, в котором он и спал, и бодрствовал) давно пришел в негодность. Но Обломову это было безразлично.
Единственное, что трогало его душу, — это воспоминания о родной деревне. Впрочем, однажды друг детства Штольц познал Илью Ильича с Ольгой Ильинской. Эта встреча могла бы изменить жизнь мечтательного помещика. Но ничего не произошло. Обломов был слишком нерешительным. Ильинская вышла замуж за Штольца. Илья Ильич обрел иллюзорное счастье с Агафьей Матвеевной, которая заштопала старый халат и создала в доме атмосферу его родового имения.
Какую же роль в сюжете играет сон Обломова? В кратком содержании, изложенном выше, упомянуты воспоминания, которым предавался главный герой. Это и есть сон. Грезы о счастливом, безмятежном счастье. Не зря в некоторых языках одинаково звучат слова «мечта» и «сон».
Заключение
Роман Гончарова «Обломов» является одним из самых подробных и точных исследований такого русского феномена как «обломовщина» – национальной черты, характеризующейся леностью, боязнью перемен и мечтательностью, заменяющей реальную деятельность. Автор глубоко анализирует причины «обломовщины», видя их в чистой, нежной, нерасчетливой душе героя, ищущей спокойствия и тихого однообразного счастья, граничащего с деградацией и застоем. Конечно, краткий пересказ «Обломова» не может раскрыть перед читателем все вопросы, рассмотренные автором, поэтому настоятельно рекомендуем оценить шедевр литературы 19 века полностью.