Связь пейзажа с идейным содержанием
Пейзажи, описываемые в романе, отражают внутреннее состояние Обломова и его окружающих персонажей. Мрачные и угрожающие образы природы соответствуют пессимистическому настроению героев и их негативному отношению к жизни. Например, описание осеннего пейзажа с его «серыми, скучными, угрожающими днями» отражает мрачность и однообразие жизни Обломова.
С другой стороны, яркие и красочные описания природы соответствуют моментам идиллического счастья и вдохновения героев. Например, описание весеннего утра с его «пронзительно-голубым, солнечным небом» является символом новой надежды и возрождения. Это отражение счастья и спокойствия, которое передается через пейзажи настроением героев.
Пейзажи также выполняют функцию контраста и противопоставления. Например, описание красивых и чистых пейзажей вне Обломова дома становится контрастом к грязи и беспорядку, царящему в самом доме, и отражает разочарование и разрушение идиллии Обломова.
Таким образом, пейзажи в романе «Обломов» являются неотъемлемой и важной частью идейного содержания произведения. Они передают настроение и эмоции героев, символизируют их внутреннее состояние и служат контрастом к различным моментам сюжета
Описания пейзажей позволяют читателю глубже понять и проникнуть в мир героев, а также подчеркивают философскую направленность романа.
Природа Обломовки
В романе наиболее детально прорисована природа Обломовки, которую видит во сне главный персонаж. Это умиротворенное место, отдаленное от города и его шума. Здесь царит спокойствие. Путник не встретит в этом месте роскошных лесов или бушующего моря. Только степь и луга. Повсюду одна трава, поэтому такая среднерусская местность не может заинтересовать мечтателя или художника.
Самая главная отличительная особенность родового имения Обломова в том, что оно создает идиллическое настроение. Все здесь подчиняется своим собственным законам, которые никто не рискнет нарушать. И природа поддерживает эту атмосферу. То, каково ее состояние в Обломовке, передается всем людям, ее населяющим. Пейзаж в этом случае играет психологическую роль:
- Через призму природы читатель видит, почему характер Обломова сложился именно таким, каким его показывает Гончаров. Становится ясно, по какой причине Илья Ильич избегает большого света и стремится к уединению.
- Характер пейзажа повторяет характер Обломова. Это гармония, спокойствие, подчинение своему канону, который ничего не может разрушить.
- Главный герой романа тесно связан с окружающим миром. Только находясь в Обломовке, он чувствует себя на своем месте. По этой причине родное имение снится ему, но детство Ильи Ильича в этом месте также положило начало обломовщине в его жизни.
Особую атмосферу нарушают только важные события — свадьба, похороны или чьи-нибудь именины. Самое любимое время года обломовцев — это лето, ведь в эту пору вся природа расцветает, но этот цвет все равно остается неподвижным.
В настоящее время в квартире в Петербурге читатель видит Обломова таким же, каким был пейзаж в его детстве. Героя ничего не заботит, он бездеятельный, лишь мечтает и вспоминает то время, когда был ребенком. Ведь тогда он был жизнерадостным и любопытным, исследовал мир вокруг себя. Родители, пытавшиеся оградить любимого сына от всех тягот жизни, сделали его ленивым и апатичным.
Со временем Обломов стал таким же, как и они, перенял энергетику окружения в Обломовке, перенес во взрослую жизнь даже распорядок дня, который был в его имении. Он срастается с местом, где родился, душой, поэтому говорящий пейзаж в романе «Обломов» мил его сердцу.
Обломов и его безмятежная жизнь
Все в его жизни происходит медленно и неспешно. Он не спешит вставать с постели, не спешит одеваться, не спешит куда-то идти. Он засыпает в любое время дня, не заботясь о времени или обязанностях. Его безмятежность распространяется и на его окружение – слуг и прислугу. В его доме царит атмосфера покоя и спокойствия.
Одним из культовых эпизодов романа является сон Обломова, который описывает его безмятежное состояние. Во сне он плавает на корабле и наслаждается морскими просторами. Описание сна подробно передает его внутреннюю характеристику и стремление к безмятежности. В этом сне Обломов ощущает свободу и независимость, и это становится для него идеалом жизни.
Обломов и его безмятежная жизнь стали символами пассивности и отсутствия жизненной энергии. Он никогда не борется, не рвется вперед, не идет на компромиссы или совершает что-то новое. Его жизнь полна повторений, он не стремится к самосовершенствованию и росту.
Тем не менее, такая безмятежная и спокойная жизнь имеет свое очарование. Она представляет собой побег от реальности, противоположность суетливой и напряженной жизни. Обломов и его безмятежность говорят нам о необходимости уметь остановиться и насладиться моментом, прийти в гармонию со своим телом и душой.
Таким образом, жизнь Обломова и его безмятежность являются ключевыми концепциями романа И.А. Гончарова. Они передают настроение и атмосферу произведения, а также вызывают размышления о смысле жизни и стремлениях человека.
Символы природы в сновидениях Обломова
Одним из наиболее ярких символов природы в сновидениях Обломова является лес. Лес представляет собой место уединения и покоя, которое отражает желание героя уйти от суеты и проблем повседневной жизни. В сновидениях Обломова он часто находится в густом лесу, окруженном высокими деревьями, что создает ощущение защищенности и безопасности. Таким образом, лес символизирует желание Обломова скрыться от мира и найти спокойствие.
Другим символом природы в сновидениях Обломова является вода. Вода может иметь различные значения, но в контексте сновидений Обломова она часто ассоциируется с перезагрузкой и очищением. Главный герой часто видит себя на берегу реки или озера, наблюдая течение воды. Это символизирует его стремление избавиться от негативных эмоций и проблем, которые обременяют его. Вода также может быть перенесена в контекст физического и эмоционального покоя, представляя спокойствие и гармонию, которые Обломов так желает.
Третьим символом природы в сновидениях Обломова является цветение цветов. Цветение символизирует возрождение и преобразование. В сновидениях Обломова он часто видит цветущий сад или поля с яркими и красочными цветами. Это отражает его желание измениться и стать лучшим человеком. Цветы также являются символом красоты и жизни, и могут отражать желание Обломова наслаждаться миром и радоваться простым, но важным моментам жизни.
В сновидениях Обломова символика природы играет важную роль в передаче его эмоционального и духовного состояния. Лес, вода и цветы служат метафорами для его стремлений и желаний, помогая нам лучше понять его характер и мотивацию. Эти символы природы создают глубокий и проникновенный образ Обломова и делают его сновидения более запоминающимися и значимыми.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Готовое сочинение
Гончаров всегда отличался от других писателей тем, что описывал окружающие пейзажи с большой точностью и уделял этому огромное количество текста. В этом он сравним с Н.В. Гоголем. Займемся же анализом пейзажей в его романе « Обломов». Роль пейзажа в романе велика, ведь благодаря пейзажу мы представляем себе место, где происходят действия, можем охарактеризовать душевное состояние героя, прочувствовать царящую атмосферу.
Первую картину мы видим во «Сне Обломова», роль пейзажа здесь психологическая, она дает нам понять внутреннее состояние героя, узнаем о его детстве, о формировании его характера. Окружение в имении Обломовых скудно и нероскошно.
Сезоны года здесь сопоставлены с рабочими днями крестьян. Все в природном цикле движется плавно, гармонично. Самое прекрасное время в этом краю – это лето. Все вокруг зелено, хочется вдыхать воздух полной грудью, чувствуя запахи травы и цветов.
Везде царит тишина и покой: на полях, в деревнях и поселках. В имении Обломовых все ложатся спать после вкусного обеда. Люди здесь тихие и умиротворенные, как и все вокруг. Люди в имении заняты только повседневными делами, которые редко разнообразит свадьба или крестины. Обломовцы практически не трудятся, ведь работа для них, как наказание.
Здесь и прошло детство главного героя, такой жизнью и был сформирован его характер. Илья любил бегать по лугам с мальчишками. Был любознательным и наблюдательным, изучал окружающий его мир любыми доступными способами, но родители всегда опекали его и следили за ним, чтобы он нигде не поранился. Так все его стремления и увяли. С каждым годом он становился все ленивее, его интерес превращался в безразличие. Обломов превращается в стандартного жителя деревушки: ленивого и умиротворенного. Пейзаж сыграл важную роль в формировании его характера.
21 стр., 10107 слов
Почему Обломов лежит на диване? (по роману Гончарова «Обломов»)
… Гончаров Обломов Мищенко С Н Сочинение. Зачем автору понадобилось вводить в начало романа и без того невероятно затянутую, вставную главу «Сон Обломова» ? Какую роль играет этот эпизод во всем романе? На …
Со временем их чувства крепнут и перерастают в любовь. Герои становятся более внимательными к окружающей их природе: замечают новые запахи, нежные щебетание птиц, наблюдают за бесшумно парящими бабочками, и даже чувствуют дыхание цветов.
Поэзия
Превыше всего Сергей Есенин любил Россию, а потому описанию русского пейзажа он придавал огромное значение. Природа в творчестве этого классика являет собой единый организм. Природные явления в его произведениях не только взаимосвязаны («Сыплет черемуха снегом»), но и очеловечиваются («Поет зима, аукает…»). А в более поздних стихотворениях они буквально вплетаются в душевные переживания героя.
Темы любви, творчества и природы сплетаются воедино в произведениях Бориса Пастернака. Примером может служить стихотворение «Февраль, достать чернил и плакать», где описание ранней весны связано в надеждой на обновление жизни, на изменение ее в лучшую сторону. В этом произведении есть и воспоминания лирического героя, и его мечты. И все сопровождается описанием окружающего мира, в мельчайших деталях.
Обломов и его сон
Сон Обломова отражает его бездействие, беспомощность и отсутствие инициативы. Во сне он мечтает о невозможном — о героических подвигах, о путешествиях, о новых впечатлениях. Но реальность всегда прерывает его мечты, и он оказывается в своей изолированной реальности, в своей известной и безопасной зоне комфорта.
Сон Обломова также представляет его стремление к свободе и прекрасному. Поэтому во время сна в романе описываются яркие и живописные пейзажи — красивые поля, горы, реки. Эти природные картины сопровождаются восторженными описаниями, которые показывают его желание побывать в этих прекрасных местах, но реальность всегда вызывает его обратно.
Таким образом, сон Обломова является одним из ключевых моментов, характеризующих его лень, бездействие и отсутствие стремления к действиям. Во сне он выражает свои мечты о лучшей жизни, но реальность всегда снова и снова возвращает его к его обычной рутине и бездействию.
Эмоциональное воздействие пейзажей на Обломова
Описание природы и пейзажей в романе «Обломов» И.А. Гончарова играет важную роль в передаче внутреннего состояния главного героя. Пейзажи, описываемые автором, оказывают сильное эмоциональное воздействие на Обломова и отражают его философское отношение к миру.
Гончаров использовал художественные средства, чтобы передать настроение Обломова при взгляде на различные пейзажи. В описаниях городских улиц и зданий, автор показывает монотонность и суету городской жизни, от которой Обломов стремится избавиться. Скучные и серые пейзажи олицетворяют его неприятие повседневности и желание жить в мире беззаботия.
Однако, при описании деревенской природы, Гончаров передает восторг и любовь Обломова к окружающей его природе. Описания зелени, цветов, солнца и свежего воздуха подчеркивают его стремление к простоте и гармонии. С помощью пейзажей автор раскрывает внутренний мир Обломова, его желание покоя и наслаждения жизнью.
В романе «Обломов» пейзажи не только служат фоном для действия, но и являются средством передачи эмоционального состояния героя. Они помогают читателю лучше понять мир Обломова и его стремление к уединению и внутреннему покою.
Сон Обломова и его пейзажные зарисовки
Пейзажные зарисовки во время сна Обломова выполняют несколько функций
Во-первых, они акцентируют внимание на настроениях и эмоциях героя, помогая читателю вникнуть в его внутренний мир. Во-вторых, они создают контраст между внешним миром и миром Обломова, который совершенно оторван от реальности и окружающей среды
В-третьих, они служат прекрасным средством для создания атмосферы и визуального образа сна Обломова.
Гончаров описывает сон Обломова как плавное, медленное движение по тропинке, в то время как вокруг происходят быстрые перемены и суета. При этом пейзажные детали — зеленые луга, шелковистое небо, золотистые поля и шумящие реки — создают образ идеального и гармоничного мира, который находится в совершенном противоречии с реальностью жизни Обломова.
Сон Обломова отражает его внутренний мир и его отчуждение от реальности. Пейзажные зарисовки помогают передать эти чувства и создают атмосферу сна, в котором герой окружен красотой и спокойствием. Эта сцена не только является важным моментом в развитии сюжета, но и подчеркивает основную тему романа — противоречие между инертностью и бездействием Обломова и неистовой активностью мира вокруг него.
Жизнь в Обломовке
Обломов увидел себя мальчиком лет четырнадцати. Он уже учился в соседнем селе, в пансионе Штольца.
- Штольц
- — немец, управляющий соседнего поместья и владелец небольшой школы, сторонник строгой дисциплины.
Возможно, Илюша и смог бы выучиться, находись пансион далеко от Обломовки, но он был совсем рядом, и обломовский образ жизни не отпускал мальчика. Обломовцы жили легко, словно во сне, к труду относились, как к наказанию, и даже умирали «будто украдкой», не испытывая мучений.
Жизнь обломовцев веками текла, как спокойная река: «родины, свадьба, похороны», которые перемежались весёлыми семейными праздниками. Обычаи там строго соблюдались, а дети росли розовыми и толстенькими. Прочие заботы обломовцы стойко игнорировали.
Однажды старая галерея вокруг Илюшиного дома обвалилась. Несколько месяцев Обломов-старший решал, не построить ли новую, но потом велел подпереть досками остатки старой галереи, да так и оставил. Ворота в поместье годами оставались непочиненными, крыльцо шаталось, но старика Обломова это не волновало. Однако он мог перевернуть весь дом, чтобы найти носовой платок.
Проза символистов
Что такое пейзаж в литературе? Определение этому художественному явлению дать непросто. Многие исследователи и сегодня пытаются обобщить это средство выразительности. Роли пейзажа в творчестве отдельных авторов посвящены многие работы. Но закономерности его использования в художественном тексте не выявлены. Каждый художник вводит пейзаж в свое произведение в том объеме, в котором он необходим для воплощения его философских и эстетических идей. В прозе начала прошлого века встречают описания природы, призванные символизировать переживания, судьбу, характер героя.
Примерами символической прозы являются новеллы Томаса Манна. В одной из них – «Смерть в Венеции» – присутствует множество символов. Основной из них – город, охваченный эпидемией. Главный герой оказывается в Венеции, которая, уже исходя из своих природных особенностей, ассоциируется с романтикой и смертью, с радостью и таинственностью. Один из самых легендарных городов в произведении немецкого писателя служит фоном для трагической истории о человеке, охваченном страстью, и во имя ее намеренно идущим на верную гибель.
Пейзаж как средство выражения мыслей автора присутствует также в рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Яркие картины из окна не радуют главного персонажа, потому как он утратил способность радоваться красоте окружающего мира. Природа острова Капри символизирует все то, что упустил господин из Сан-Франциско за свою долгую, но пустую жизнь.
Пейзаж является неотъемлемой частью классической литературы. Понять произведения великих поэтов и писателей без анализа природных описаний невозможно. Именно в них нередко таятся глубинные мысли и идеи авторов.
Обломов и его сон
Сон Обломова олицетворяет его внутренний мир, его желание уйти от реальности и погрузиться в безмятежное состояние. Сон является метафорой его лень и бездействия. В этом сне Обломов путешествует по разным местностям: сначала он находится в каком-то облаке, а затем перемещается в лес, где плавает на озере.
Гончаров использует яркие и живые описания природы, чтобы передать настроение героя. Он описывает цветы и поля, птиц и бабочек, создавая образ безмятежной и гармоничной природы. Этот сон является прекрасным примером гончаровского пейзажного стиля.
Сон Обломова не только раскрывает его внутренний мир, но и служит символом его характера и расслабленного образа жизни. Обломов, увлеченный своим сном, уходит от реальности и не способен преодолеть свою лень. Этот сон становится одним из ключевых моментов романа, показывая противоречие между мечтами и реальностью.
Обломов и Ольга
Несмотря на то что в Петербурге Обломов далек от пейзажа родных мест, природа все еще играет большую роль в его жизни. Ключевым предметом его любви является ветка сирени. Обломов и Ольга именно из-за нее начинают чувствовать симпатию по отношению друг к другу.
Сирень в «Обломове» является символом жизни, ведь на цитату Ильи Ильича: «Цвет жизни опал», Ольга протягивает ему именно эти цветы, будто говоря, что все только начинается. Сирень цветет весной, весной же разгорается любовь между героями романа. А это время является символом продолжения жизни. Эпизод с сиренью является завязкой отношений героев.
Следом наступает лето — период, когда вся природа расцветает и показывается в своем лучшем виде. Это случается и с чувствами Ильи Ильича и Ольги. Наступает апогей их любви. Они счастливы, Обломову кажется, что нет ничего невозможного, ведь вся природа будто на его стороне, влияет на эмоции. Это тонкий прием психологизма, которым воспользовался автор при написании.
В тот момент, когда первая, самая прекрасная пора влюбленности проходит, Обломов начинает сомневаться в том, правильно ли он поступает в отношении Ольги, тот ли он человек, который ей нужен. Все его переживания отображает природа. Погода меняется вслед за мыслями главного героя. Он считает, что его чувства схожи с мрачным, дождливым ненастьем, с сыростью и холодом, поэтому видит за окном ту картину, что в его мыслях.
Ольга, будто подтверждая мысли Ильи Ильича, говорит ему, что сирень отошла, как будто пытаясь сказать ему, что «отошла» их любовь тоже. Отдаление персонажей друг от друга подчеркивается тем, что читатель наблюдает в романе увядающий осенний пейзаж. Он также символизирует чувства героев друг к другу.
Обломов и Ольга теперь слушают крики воронов, листья опали и шуршат под ногами, не позволяя влюбленным незаметно для остальных бродить по саду. Деревья голые, и персонажи теперь не могут прятаться за их зеленью, чтобы рассматривать нюхать цветы или разговаривать.
Окончательно любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской заканчивается зимой, когда вся природа полностью умирает и впадает в спячку. Их расставание сопровождается снегопадом, под который попадает главный герой. Они оба забывают про веточку сирени, символ их весенней любви. Она погибает под снежным покрывалом зимы.
Любовь Обломова и Ольги сопровождается сменой времен года. На основе этого можно выделить четыре этапа их чувств:
- Весна — время, когда цветет сирень, зарождается жизнь. Все растения оживают после зимних холодов. В этих условиях два героя влюбляются друг в друга.
- Лето — период расцвета. Любовь героев достигает наивысшей точки в их жизни. Они строят планы на жизнь, это самое счастливое время.
- Осень — сезон, в который природа начинает потихоньку умирать. В душе Обломова селятся сомнения о том, правильно ли он делает, что встречается с Ольгой. Его мысли отображает погода.
- Зима — время, когда любовь персонажей окончательно угасает. Между ними воцаряется холодность и апатия.
Природа и ее отражение в снах Обломова
Основным характеристикой снов Обломова является их безграничность. Как и в реальности, во снах природа открывается перед героем во всей ее красоте и многообразии. Густые леса, раскинутые до горизонта поля, журчащие реки и тихие пруды – все это создает атмосферу умиротворенности и спокойствия.
В снах Обломова природа также отражает его эмоциональное состояние. Например, в моменты грусти и отчаяния ландшафт может быть погружен в густой туман или окутан черными тучами, отражая мрачное расположение духа героя. С другой стороны, в счастливые моменты сны Обломова наполняются светом и яркими красками, что символизирует его радость и счастье.
Природа в снах Обломова также имеет символическое значение. Например, лес может олицетворять дикие, неиспорченные страсти, которые разгораются внутри героя. Реки и пруды, напротив, символизируют протекающую внутри Обломова жизнь, движение и изменение.
В снах Обломова природа становится средством образного выражения его внутреннего мира. Она олицетворяет его настроения, эмоции и мысли, отражая все противоречия и сложности его жизни. Ландшафты в снах Обломова помогают нам глубже понять его характер и погрузиться в его внутренний мир.
Зарисовки рек и прудов в сне Обломова
В глубине сна, обретая себя в далеких ландшафтах, Обломов погружался в великолепие природы, где реки и пруды создавали уникальные зарисовки. Он видел, как спокойное течение реки незаметно преображается в бурный поток, брызги которого играют в солнечных лучах. Река изгибается, словно танцуя под звуки своего собственного пения, а зеленые берега дарят укрытие редким птицам и черепахам, расправляющим свои ленивые лапы.
Пруды, полные живых существ, радовали взгляд Обломова своей непринужденной красотой и спокойствием. Вода мерцала на солнце, словно сотканная из благородных камней. Участки пологого дна покрыты корявыми корнями и зарослями лилий, создавая своеобразную сказочную растительность. Вот-вот покажется рыбка, поиграет на поверхности, а затем исчезнет в стороне, словно замирая в ожидании следующего своего шага.
Обломов наслаждался каждым моментом, каждой деталью этого зрелища природы. Его глаза утонули в бесконечности просторов, а его душа стала свободной, обретая свою гармонию в окружающем мире. Каждая зарисовка реки и пруда, словно маленький кусочек живописного полотна, запечатлевшего неповторимые просторы и мгновения вечности.
Противоположности в характере
- Пассивность и бездействие
- Оптимизм и мечтательность
- Эгоизм и отзывчивость
- Непосредственность и инертность
- Лень и романтическое чувство жизни
- Отсутствие силы воли и стремление к изменению
Главный герой Обломов отличается своей пассивностью и бездействием, что является одной из главных черт его характера. Он предпочитает тратить время на бесполезные размышления и мечтания, вместо того чтобы действовать и достигать своих целей.
Тем не менее, Обломов также обладает оптимизмом и мечтательностью, которые позволяют ему видеть жизнь в розовых тонах и верить в лучшее. Он увлекается идеалами и романтикой, и это отличает его от большинства своих современников.
Кроме того, Обломов проявляет эгоизм и отзывчивость одновременно. Он может быть бесчувственным к чужим проблемам, но при этом быть готовым помощь и поддержку близким людям.
Герой романа также отличается непосредственностью и инертностью. Он говорит то, что думает, не задумываясь о последствиях, но при этом не способен изменить свою ситуацию и оказаться в более активной жизненной позиции.
Обломов характеризуется ленью как основной чертой своего характера, но при этом испытывает романтическое чувство жизни. Он наслаждается красотой природы, мечтает и сочиняет стихи, но при этом не проявляет достаточной силы воли для достижения своих целей.
Наконец, Обломов хоть и не обладает силой воли, но стремится к изменениям в своей жизни. Он осознает свою неполноценность и негативное влияние своего образа жизни на себя и окружающих, и пытается найти пути для своего улучшения. Хотя в конечном итоге эти попытки оказываются неудачными из-за его собственной инертности и отсутствия действий.
Таким образом, характер героя Обломова является результатом сложного противоречия и внутреннего конфликта. Это отражение не только автобиографических черт писателя, но и общества того времени, в котором пассивность и бездействие часто были характерными чертами русской интеллигенции.
Общее значение пейзажа
В финальной главе после смерти главного героя Обломова Гончаров приводит описание пейзажа кладбища, где захоронен Илья Ильич. Друзья посадили на его могиле ветку сирени, вокруг царит запах полыни. Это заставляет окунуться в философские размышления, вернуться мыслями в Обломовку. Этим приемом Гончаров достигает эффекта того, что после смерти главный герой оказался в том месте, где родился. Смысл в том, чтобы показать, как в тексте романа работает кольцевая композиция.
После анализа всех важных элементов можно сделать вывод, что пейзаж играет сюжетообразующую функцию в романе. И Обломов, и Ольга тонко чувствуют окружающий мир, поэтому между ними вспыхнула любовь в самое прекрасное время года. Они переживали свои чувства вместе с природой, поэтому не удивительно, что их эмоции угасли тогда, когда зимой вокруг не осталось ничего, что раньше приносило им обоим удовольствие.
Читатель видит, что отношения с Обломовым наложили отпечаток на Ольгу. Только рядом с ним она была чуткой и восприимчивой к окружающему миру. В браке со Штольцем она потеряла способность чувствовать любые проявления природы. Она будто заснула той зимой и больше не пробудилась ото сна.
Также Гончаров показывает, что человек, поддаваясь прогрессу и урбанизации, отдаляется от природы, но воздействовать на нее он никогда не сможет. В тексте видна философия: мир вокруг гораздо выше человеческого понимания, этого не нужно забывать.
Образы природы в сне Обломова
Во время сна Обломова представления о природе и пейзаже получают особенно яркие и живые образы. В его сновидениях присутствуют не только конкретные ландшафты, но и эмоциональные состояния, вызванные природой.
- Бескрайние поля и луга. Во сне Обломова часто появляются обширные поля и бескрайние луга, которые символизируют его стремление к свободе и безмятежности. Зеленые и пышные просторы окружают его, создавая ощущение умиротворения и спокойствия.
- Шум реки. Звуковой образ реки часто встречается в снах Обломова и вызывает у него приятные ощущения. Шум воды и ее движение символизируют поток жизни и изменения, связанные с природой, которые Обломов подсознательно хочет пережить.
- Горные пейзажи. Иногда в снах Обломова появляются горные пейзажи с их величием и красотой. Вершины гор и долины вызывают в нем ощущения возвышенности и величия, побуждая к размышлениям о смысле жизни и своем месте в мире.
- Цветы и деревья. В сновидениях Обломова часто появляются яркие и красочные цветы, а также могучие деревья. Они символизируют жизненные силы и пробуждают в нем желание наслаждаться простыми и красивыми вещами.
Образы природы в сне Обломова позволяют ему отстраниться от своей суетливой и монотонной реальности, окунуться в спокойствие и красоту природы, а также задуматься о глубинных вопросах жизни.
Обломов и Ольга
Несмотря на то что в Петербурге Обломов далек от пейзажа родных мест, природа все еще играет большую роль в его жизни. Ключевым предметом его любви является ветка сирени. Обломов и Ольга именно из-за нее начинают чувствовать симпатию по отношению друг к другу.
Сирень в «Обломове» является символом жизни, ведь на цитату Ильи Ильича: «Цвет жизни опал», Ольга протягивает ему именно эти цветы, будто говоря, что все только начинается. Сирень цветет весной, весной же разгорается любовь между героями романа. А это время является символом продолжения жизни. Эпизод с сиренью является завязкой отношений героев.
Следом наступает лето — период, когда вся природа расцветает и показывается в своем лучшем виде. Это случается и с чувствами Ильи Ильича и Ольги. Наступает апогей их любви. Они счастливы, Обломову кажется, что нет ничего невозможного, ведь вся природа будто на его стороне, влияет на эмоции. Это тонкий прием психологизма, которым воспользовался автор при написании.
В тот момент, когда первая, самая прекрасная пора влюбленности проходит, Обломов начинает сомневаться в том, правильно ли он поступает в отношении Ольги, тот ли он человек, который ей нужен. Все его переживания отображает природа. Погода меняется вслед за мыслями главного героя. Он считает, что его чувства схожи с мрачным, дождливым ненастьем, с сыростью и холодом, поэтому видит за окном ту картину, что в его мыслях.
Ольга, будто подтверждая мысли Ильи Ильича, говорит ему, что сирень отошла, как будто пытаясь сказать ему, что «отошла» их любовь тоже. Отдаление персонажей друг от друга подчеркивается тем, что читатель наблюдает в романе увядающий осенний пейзаж. Он также символизирует чувства героев друг к другу.
Обломов и Ольга теперь слушают крики воронов, листья опали и шуршат под ногами, не позволяя влюбленным незаметно для остальных бродить по саду. Деревья голые, и персонажи теперь не могут прятаться за их зеленью, чтобы рассматривать нюхать цветы или разговаривать.
Окончательно любовь Ильи Ильича и Ольги Ильинской заканчивается зимой, когда вся природа полностью умирает и впадает в спячку. Их расставание сопровождается снегопадом, под который попадает главный герой. Они оба забывают про веточку сирени, символ их весенней любви. Она погибает под снежным покрывалом зимы.
Любовь Обломова и Ольги сопровождается сменой времен года. На основе этого можно выделить четыре этапа их чувств:
- Весна — время, когда цветет сирень, зарождается жизнь. Все растения оживают после зимних холодов. В этих условиях два героя влюбляются друг в друга.
- Лето — период расцвета. Любовь героев достигает наивысшей точки в их жизни. Они строят планы на жизнь, это самое счастливое время.
- Осень — сезон, в который природа начинает потихоньку умирать. В душе Обломова селятся сомнения о том, правильно ли он делает, что встречается с Ольгой. Его мысли отображает погода.
- Зима — время, когда любовь персонажей окончательно угасает. Между ними воцаряется холодность и апатия.
Заключение
Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 19
К какому литературному направлению относится роман Гончарова «Обломов»?</h3>
- <label>Романтизм;</label>
- <label>Реализм;</label>
- <label>Классицизм;</label>
- <label>Сентиментализм.</label>
(новая вкладка)
Назначение пейзажа (как и многих других художественных приёмов в данном произведении) подчинено основной цели – показать историю возникновения такого человеческого характера, как Обломов, историю формирования его личности и особенности его образа жизни.
В восьмой главе романа автор упоминает о любимой мечте Ильи Ильича – жить в деревне. И картины этой жизни всегда связаны не только «со сладкой едой и сладкой ленью», но и с замечательной сельской природой. Он хотел бы сидеть за чашкой чая «под непроницаемым для солнца навесом деревьев, …наслаждаясь… прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд…». Обязательно видятся Обломову «вечное лето, вечное веселье» и много еды для гостей с «неувядающим аппетитом».
Почему так? Почему он такой, а «не другой»? Этот вопрос возникает как у читателей, так и у самого героя. Иногда Обломову становится «грустно и больно за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил…». Особенно страшно становилось, когда в душе вдруг зарождалось «представление о человеческой судьбе и назначении…», и он «болезненно чувствовал, что в нём зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало…», но «глубоко и тяжело завален клад дрянью». Понимал Обломов, что надо бы сбросить всё это наносное, весь этот хлам, мешающий жить полнокровно, и … мысль послушно возвращала его в мир, где всё прекрасно, где чудесные картины природы позволяли забыть о тревогах, уйти от беспокоящей душу реальности. Своеобразная, «обломовская» любовь к природе, соединённая с мечтательностью, вносила в жизнь героя успокоение и даже ощущение счастья.
В девятой главе Гончаров рисует мир, где герой романа мог бы жить счастливо, если бы никогда не покидал родную Обломовку. Именно здесь мы находим ответы на многие вопросы и понимаем, почему душой стремился Илья Ильич в этот «благословенный уголок».
Гончаров не сразу начинает главу с описания «чудного края». Он даёт сначала пейзажные зарисовки в виде сменяющих друг друга прекрасных картин, очень контрастных по отношению к природе Обломовки, что также позволяет понять, почему этот край и эта природа способствовали зарождению обломовского характера. Здесь «нет моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого». И автор объясняет отрицательный взгляд обывателей на экзотические пейзажи: образы бушующего моря, мощь стихии или вид неприступных скал, грозных гор и пропастей наводят тоску, страх, тревогу на душу, терзая её, и «сердце смущается робостью…». Такая природа не способствует «увеселению» жизненного настроения, не успокаивает, не «убаюкивает», а помогает формированию деятельного и энергичного характера, который способен преодолевать препятствия, бороться с трудностями.
рекомендоватьСтраницы:Страница 1, Страница 2