Погоны капитана военно-морского флота
Погоны капитана 3 ранга выглядят аналогично как и погоны майора за исключением цветовой гаммы. Параметры наплечных знаков отличий военнослужащих данного ранга следующие:
- на погонах имеется два просвета, которые обозначены двумя параллельно идущими прямыми золотисто-желтого цвета;
- строго между этими полосами находится единственная звезда, которая присуща данному званию;
- диаметр единственной звезды составляет 2,2 см;
- расстояние от края погона составляет 6 см;
- данных о расстоянии между звездами для данного звания не предусмотрено, поскольку звезда находится в единственном экземпляре.
Погоны капитана 2 ранга соответствуют внешнему виду погон подполковника. Параметры наплечных знаков данного звания следующие:
- капитан второго ранга, погоны которого по внешнему виду отличаются от предыдущего звания только количеством звезд, также имеют два желтых просвета на серовато-синем фоне;
- на каждом погоне располагается по две звезды, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга;
- диаметр каждой звезды составляет, аналогично капитану третьего ранга, 2,2 см;
- расстояние, на котором находятся звезды от края погона, составляет 3,5 см;
- между звездами капитана второго ранга также не предусмотрено, поскольку они находятся на одинаковом расстоянии по отношению друг к другу.
Погоны капитана первого ранга по внешнему виду соответствуют званию полковника в сухопутных войсках. Параметры его наплечных знаков отличия следующие:
- на каждом погоне расположено три звезды;
- диаметр каждой из звезд, по сравнению с предыдущими званиями старшего офицерского состава, остается неизменным и составляет 2,2 см;
- расстояние, на котором находятся звезды, отсчитывая от края погон, составляет так же, как и у капитана второго ранга, 3,5 см;
- поскольку от первых двух звезд вдоль погона третью отделяет определенное расстояние, то параметр межзвездного пространства в данном случае присутствует и составляет 3,5 см.
Стоит отдельно отметить, что внешний вид наплечных знаков отличия в советское время значительно отличался от современного внешнего вида погон. В период, который наступил после свершения Революции, в течение нескольких десятилетий капитаны корабельных войск носили погоны чернильного цвета, на которых располагалась одна звезда, имевшая красный цвет и окантовку золотисто-желтого оттенка. Она находилась у верхней части погона, а все остальное пространство погона занимали поперечные полосы такого же желтого цвета в общем количестве 5 штук на каждом погоне.
После 35-го года прошлого столетия внешний вид наплечных знаков отличия резко видоизменился. Капитан первого ранга носил погоны с одной бледно-желтой полоской и маленькой звездочкой такого же цвета, которая в диаметре была не более 1,5 см.
На кителе военнослужащих морского флота в период Великой отечественной войны пришивались погоны, которые имели основной цвет золотой, а окантовка и просветы были темно-синего оттенка. Чтобы звезды не сливались с общим фоном, их сделали серебристого цвета.
Уже в послевоенное время погоны военнослужащего военно-морского флота нашей страны стали носить погоны современного плана. Парадные погоны отличаются сейчас от повседневных только более нарядным видом. Базовый цвет остался золотым, а просветы и окантовки – темно-синего оттенка, почти черного. Звезды используются золотые и нашиваются на сам погон строго по параметрам.
Тема
В стихотворениях раскрывается тема путешествий по морю, что характерно для эпохи романтизма. В центре находится многогранный образ моряка. И в каждом произведении он раскрывается с разных сторон.
Первая часть описывает идеального капитана в глазах автора. Это бесстрашный и сильный человек, который бросает вызов морской стихии и отмечает на карте «свой дерзостный путь». Такой мореплаватель вызывает у лирического героя восхищение. Ведь это бесспорный лидер, он не боится штормов и ураганов и с легкостью справится с бунтом моряков.
Второе стихотворение посвящено путешественникам и мореплавателям. Гумилев называет некоторые имена: это первооткрыватели 14-18 веков, античные колонизаторы и даже мифические и сказочные персонажи. Но в центре внимания поэта неизвестные герои: пираты, люди, которые искали веру, а также те, кто впервые поплыл не на корабле, а на плоту. Но все эти лица, принадлежащие разным эпохам, объединены общими чертами: отвержение традиций и серых будней. Вместе с тем лирический герой рассуждает о том, что в мире есть земли, которые не были открыты до сих пор. И эта мысль погружает автора в романтические грезы.
Но сколько бы не продолжалось путешествие, моряки возвращаются в родной порт. И этому посвящена третья часть цикла. Ступив на сушу, мореплаватели спешат в таверны, чтобы за бутылочкой сидра рассказать свои истории о далеких странах. Они привыкли к свободе и поэтому берут от этой передышки все: участвуют в драках, играют в карты и продают знатным женщинам обезьянок. Но как только слышится рупор капитана, они покидают свои развлечения и снова отправляются на борт.
Основой для четвертой части послужила легенда о корабле-призраке, Летучем Голландце. По преданиям, это предвестник смерти каждому моряку, который увидит его в море. Но у Гумилева своя трактовка этого мифа. Автор считает, что корабль указывает путь к краю мира. И тот, кто отважится по нему последовать, узнает все тайны мироздания. Пусть даже и придется заплатить за это собственной жизнью.
Таким образом, цикл Николая Гумилева «Капитаны» — это четыре стихотворения, которые открывают для читателей разные аспекты жизни моряков. А основная их мысль заключается в восхищении образами капитанов и мореплавателей, стремление автора повторить их судьбу и пережить удивительные приключения, которое только могут случиться в дальних странах.
Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»
Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.
Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.
Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», – вопрошает поэт.
Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», – отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».
Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.
Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.
Николай ГумилёвРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Тема
В стихотворении автор раскрыл тему морских путешествий, характерную для литературы эпохи романтизма. В центре произведения образ моряка. Он собирательный и многоликий, в каждом произведении цикла открывается его определённая грань.
В первой части создается обобщённый образ капитана. Это смелый, сильный человек, который всегда готов бросить вызов морской стихии и отметить на карте «дерзостный путь»
.
Вторую часть Н. Гумилёв посвятил всем путешественникам и первооткрывателям. В ней он перечисляет имена наиболее известных мореплавателей. Он не забывает ни об одном поколении смельчаков, упоминая даже о людях «на первом плоту»
. Поэт уверен, что этим людям опостылели родные края, поэтому они и отправились на поиски приключений.
О пребывании моряков на суше автор рассказывает в третьем произведении цикла. Создано оно в духе пиратских романов. Причалив к берегу, моряки спешат в таверны, где за бутылкой сидра рассказывают о том, что видели в далёких краях. Гулянья продолжаются «от заката до утра»
. Моряки, привыкшие к свободе, не прочь порезвиться и за пределами таверны. Они затевают драки, продают знатным иностранкам обезьянок и играют в карты. Веселье прекращается, как только покорители морей слышат рупор капитана.
Четвёртая часть основана на легенде о Корабле Летучего Голландца. Согласно преданию, он сотни лет бороздит морские просторы. За штурвалом корабля-призрака капитан с окровавленной рукой, а члены его команды бледны, «как смерть»
. Автор уверен, что таинственный капитан указывает путь, ведущий к краю моря.
Удачливая Миас
Удачливая Миас — опытная мореплавательница, одна из дочерей правительницы Ста островов. Она приходит на черный корабль «Дитя приливов» — один из тех, что состоят из осужденных, которым предписано бороздить опасные воды. Миас хочет бросить вызов собственной матери, и для этого ей придется попытаться сделать из сброда, собранного на борту «Дитя приливов», настоящую команду.
По характеру Миас — образцовый офицер. Она жесткая, бесстрашная и бескомпромиссная. С первого же появления она «давит» харизмой даже тех, кто, возможно, мог бы одолеть ее в схватке (или победить хотя бы числом). Не менее искусно капитан манипулирует толпой ради достижения своих целей, например, утереть нос слишком возомнившей о себе сестре.
Удачливая Миас — одна из центральных персонажей романа «Костяные корабли» Р. Дж Баркера.
Португальцы
В отличие от испанцев, которых затмили итальянцы, служившие испанскому королю, португальцам удалось вписать несколько великих имен в историю мореплавания.
Источник wp-s.ru // Жозеф Верне, морской порт
Васко да Гама
В отличие от большинства мореплавателей, Васко да Гама происходил из знатной семьи рыцаря. В двадцать семь лет он получил от короля Португалии титул адмирала. Его первым заданием было в составе трех кораблей обогнуть Африку и найти морской путь в Индию. Это плавание длилось больше двух лет и стоило жизни большей части моряков да Гамы. Тот пассат, что помогал кораблям Колумба плыть на запад, дул команде да Гамы в лицо. Кроме того, продвигаться вдоль западного берега Африки было невозможно из-за мощного прибоя. Поэтому Васко да Гама принял решение плыть через открытое море и со временем его команда достигла Индии. Однако там португальцы пробыли недолго. Из-за угрожающего поведения местного правителя в городе Калькутта да Гама принял решение возвращаться домой. И хотя его команда умоляла переждать еще один сезон в Индии из-за неблагоприятного ветра, да Гама принял решение плыть. Это привело ко многим смертям, но небольшая часть команды все же вернулась домой. Задание короля было выполнено. Обнаружение пути в Индию сыграло важную роль в дальнейшем развитии европейского мореплавания и мировой торговли.
Фернан Магеллан
Португалец Магеллан вошел в историю как первый покоритель Мирового океана. Его славу не умаляет даже то, что он не дожил до конца своего кругосветного плавания. Магеллан начал карьеру в качестве пажа королевы Португалии. Затем он участвовал в нескольких плаваниях в Индию и кровопролитных морских сражениях с арабами. Однажды он получил ранение при сражении в Марокко и с тех пор хромал. Из-за этого его уволили с военной службы всего в двадцать шесть лет. Даже прошение португальскому королю не исправило ситуации. Тогда Магеллан уехал в Испанию и со своим обширным морским и боевым опытом пришелся там очень кстати. Испанский король назначил Магеллана генерал-капитаном эскадры, которая должна была открыть западный морской путь до Островов пряностей.
Источник badfon.ru // Генри Лейн, Фрегат Фредерик
В пути экспедицию Магеллана ждало множество бед. В районе суровой Патагонии капитаны его кораблей подняли мятеж: будучи испанцами, они не желали подчиняться какому-то португальцу. Мятеж подавили, но впереди ждали новые трудности. Американский берег словно не имел конца, и когда команда Магеллана достигла прохода между материком и Огненной землей, все были измучены. Продолжать плавание было равносильно самоубийству. Но Магеллан настоял на своем и корабли снялись с якоря. Это стало роковым решением для большей части команды. Сам Магеллан погиб на Филиппинах в сражении с местными жителями. Эта же участь ждала и многих его людей. Другие пали жертвами цинги и голода. Оставшаяся команда добралась до просторов Тихого океана и попала в экваториальный пояс штилей. Они неимоверно страдали в этом страшном, недвижимом и залитом палящем солнцем океане, похожем на тарелку с супом. От голода матросы сначала съели все кожаные изделия на корабле, затем принялись за крыс, а после и за своих умерших товарищей.
Это стало одной из самых трагичных страниц в истории мореплавания, но одновременно и невероятно значимой. Была окончательно доказана шарообразность Земли и открыты невиданные доселе возможности для морских путешествий. Единственный корабль экспедиции Магеллана с символичным названием «Виктория» вернулся на родину. Капитаном корабля был Хуан Элькано. Испанский король среди прочего пожаловал ему герб: на щите были изображены палочки корицы, плоды мускатного ореха и семена гвоздики — отсылка к открытию пути к Островам пряностей. А над щитом располагался глобус, украшенный лентой с надписью «Primus circumdedisti me» — «Ты первым обошел вокруг меня».
Источник pinimg.com // гравюра, гибель Фернана Магеллана на Филлипинах
Англичане
В XVII веке государства Иберийского полуострова уступили первенство на море англичанам. Это была эпоха людей, которые начинали морскую карьеру пиратами и безжалостными разбойниками, а заканчивали национальными героями и рыцарями. Испанцы и португальцы презирали нищих англичан и прочих европейцев, ведь сами они невероятно обогатились на заморских экспедициях. Но вскоре англичане начали захватывать испанские и португальские корабли, а затем и их заморские земли. Так началось новая глава в истории мореплавания, в которой морем правили англичане. Среди них множество прославленных имен: Рейли и Фробишер, Девис, Кук и Нельсон. Но мы остановимся на первом и наиболее ярком из них.
“Пират Ее Величества”
По одной версии, Френсис Дрейк был сыном матроса, а по другой — священника. Он получил хорошее образование, что скорее подтверждает вторую версию. С юности Дрейка манило море, но карьеру он начал с весьма грязного дела: перевозки африканских невольников в испанские колонии Центральной Америки. За это он получал от испанцев ром, сахар, табак и хлопок. Но в какой-то момент испанцы запретили англичанам торговлю с Вест-Индией и жестоко обошлись со многими людьми из команды Дрейка. Тогда он поклялся отомстить испанцам сполна. И в 1570 году он вернулся в Вест-Индию с новой командой, потопил несколько испанских галеонов, ограбил пару испанских городов и исчез с богатой добычей. Спустя два года он повторил набег уже с двумя кораблями, поджег несколько испанских городов и снова ограбил их, пользуясь поддержкой местных индейцев.
Пролив Дрейка
В 1577 году Дрейк предпринял плавание, которое вошло в историю как одно из величайших. Ученые расходятся во мнении об изначальном замысле этой кампании. Одни считают, что Дрейк планировал наладить деловые отношения с Островами пряностей, расположенными в Индонезии. Другие уверены, что это было лишь прикрытием, а на самом деле по заданию английской королевы Дрейк должен был отомстить Испании и совершить захват их судов и богатств, находящихся на тихоокеанской побережье Америки. На зиму команда Дрейка осталась в аргентинском местечке Сан-Хуан, а уже оттуда они спустились в Магелланов пролив, где один корабль погиб, а второй вернулся назад в Англию.
Источник clancytucker.blogspot.com // корабли Френсиса Дрейка
На единственном корабле «Пеликан», в ходе плавания переименованном в «Золотую лань», Дрейк продолжил путь. Вопрос о том, действительно ли Дрейк обнаружил пролив, названный его именем, не имеет окончательного ответа. Действительно, огромное водное пространство между южной оконечностью архипелага Огненная Земля — Мысом Горн и Шетландскими островами Арктики носит название Пролив Дрейка. Но команда «Золотой лани» не сообщала о том, что видела на своем пути к западному побережью Южной Америки открытое море. Этот вопрос до сих пор остается спорным.
Рыцарь Френсис Дрейк
Как бы то ни было, Дрейк достиг испанских поселений на западе и смог ограбить галеоны, груженые золотом. Затем «Золотая лань» поднялась вдоль берега до Северной Америки, но при сильном похолодании повернула в Тихий океан. В результате Дрейк и его команда прошли Тихий и Индийский океаны и вернулись на родину. К этому времени пошел третий год экспедиции. Когда в Плимуте узнали прибывший трехмачтовик, ликованию города не было предела, ведь все давно похоронили дерзкого капитана.
Сама королева Елизавета I вступила на корабль Дрейка и посвятила того в рыцари. Уже на правах командующего английским флотом из двадцати пяти кораблей Дрейк снова отправился в Вест-Индию. Там он огнем и мечом прошелся по заморским владениям Испании, а в решающей части этой войны он способствовал уничтожению Великой армады — грандиозного испанского флота. После этого морскому владычеству испанцев постепенно пришел конец. Значимость плавания Дрейка отражена во многим английских художественных произведениях. Вот как описал это Редьярд Киплинг в своем стихотворении «Песнь мертвых»:
Источник artsdot.com // Ван де Вельде, парусники 17 века
Штурман[]
Хороший штурман был большой редкостью, а штурманские карты были самым большим его сокровищем. Умелый штурман мог привести корабль в точку в нескольких милях с наветренной стороны от места назначения, чтобы потом он мог по ветру отдрейфовать прямо в порт. Если судно подходило к берегу с подветренной стороны, это могло обернуться кораблекрушением. В 1720 году Бартоломью Робертс был всего в нескольких милях от побережья Западной Африки, но не смог совладать с господствующими ветрами и был вынужден развернуться и опять плыть через всю Атлантику в Южную Америку, чтобы предпринять вторую попытку.
Капитан судна
Знаки различия работников речного флота образца 1947 года. Старший начальствующий состав Министерства речного флота СССР (МРФ СССР): Эксплуатационно-судовая служба: • Капитан речного флота 1 класса (Судовая и эксплуатационная специальность); • Капитан речного флота 2 класса (Подводно-водолазная специальность); Техническая служба: • Инженер-капитан речного флота 2 класса (Судомеханическая, судостроительная, технологическая, механическая специальности); • Инженер-капитан речного флота 2 класса (Путейская, портовая, строительная, гидротехническая специальности Специальности связи и электротехники); • Инженер-капитан речного флота 2 класса (Специальности связи и электротехники); • Инженер-капитан речного флота 3 класса (Подводно-техническая специальность); • Инженер-капитан речного флота 3 класса (Инженерно-экономическая специальность); Дизайн: Л. Н. Токарь, 2016 г.
Тужурка капитанов ледоколов «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». 12-я категория, высший начальствующий состав Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) при Совете Народных Комисаров СССР (СНК СССР), 1933—1936 гг.Дизайн: А. Каревский
Должностные обязанности и права капитана определяются соответствующими международными и национальными законами и нормативными актами и должностными инструкциями судовладельца.
В торговом флоте Российской Федерации права и должностные обязанности капитана, а также капитана-наставника и капитана-механика изложены в «Уставе службы на морских судах», «Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации», «Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации», в профессиональных стандартах и разработанных на их основании должностными инструкциями судовладельца. Например:
Капитан теплохода «Константин Симонов» Казаков Александр Николаевич проводит экскурсию в рулевой рубке.
- Капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.
- На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу.
- Капитан судна является представителем судовладельца в отношении государственного портового контроля, в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания судна.
- Капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
- Капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде.
- Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвовавшему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам его экипажа. Капитаны столкнувшихся судов обязаны сообщить друг другу названия своих судов.
- В случае, если, по мнению капитана судна, судну грозит неминуемая гибель, капитан судна после принятия всех мер по спасанию пассажиров разрешает членам экипажа судна оставить судно. Капитан судна оставляет судно последним после принятия всех зависящих от него мер по спасанию судового журнала, машинного журнала, карт маршрута следования судна, судовой печати, документов и ценностей.
Капитан морского торгового судна обладает во время плавания большими правами гражданско-правового, уголовно-полицейского и административного характера в отношении лиц судовой команды, пассажиров судна и груза.
Капитан судна при исполнении служебных обязанностей должен быть в форменной одежде. Форменная одежда устанавливается судовладельцем. Должностное положение обычно обозначается галунами в нижней части рукавов форменной одежды: тужурки, сюртука, пальто или на погонах летней одежды. Капитан, по общему правилу, обычно носит четыре средних галуна (например, капитан судна свыше 20 тонн в Главном управлении Северного морского пути (ГУСМП), 10-я категория, старший начальствующий состав).
Среди должностей, встречаются например, в СССР: капитан-директор, капитан-гарпунер.