Анализ стихотворения «на севере диком стоит одиноко…» м. лермонтова

Анализ стихотворения «на севере диком стоит одиноко» лермонтова

Темы и мотивы в стихотворении Лермонтова «На севере диком стоит одиноко»

Одна из главных тем, затронутых Лермонтовым в данном стихотворении, — это тема одиночества и уединения в природе. Поэт описывает северную природу с ее грандиозными просторами, суровым климатом и непримиримыми условиями, что усиливает ощущение одиночества, присущее главному герою.

Еще одной важной темой стихотворения является тема поиска своего места в жизни. Лермонтов показывает, что герой не нашел свое место в мире, не может найти свое предназначение, что лишь усиливает его чувство одиночества и озабоченности

В стихотворении также присутствуют мотивы природы как символа гармонии и целостности. Природа описывается в гармонии с главным героем, что создает некоторое сходство между ними. Природа также символизирует спокойствие и умиротворение, чего не хватает герою.

Примерные мотивы стихотворения
Мотивы Примерное описание
Одиночество Герой одинок и беспомощен в своем уединении
Природа Природа описывается как символ гармонии и целостности
Поиск места в жизни Главный герой ищет свое место в жизни и свое предназначение

Вариант 4

Когда падает звезда, она оставляет яркий след. Миг падения быстротечен, но свет озаряет мир. Короткой, но яркой была жизнь великого русского поэта, драматурга, живописца Михаила Лермонтова. За двадцать шесть прожитых лет он успел многое: получил хороше образование, знал несколько языков, служил в армии, стал автором стихотворений, поэм, драм, овладел живописью.

В поэзии Лермонтова особо остро ощущается одиночество. У Михаила Юрьевича рано умерла мать, были сложные отношения с отцом, в юности познал безответное чувство любви. Несмотря на довольно немалый круг друзей, поэт часто оставался наедине, был резким со сверстниками. О чем размышлял поэт, почему не находил понимания и страдал?

Произведение написано в жанре элегии, что привносит особую легкость в восприятии, веет грустью и вечным одиночеством. Поэт не прибегает к экспрессии, речь простая, понятная, но строки переполнены драматизмом, который усиливается в каждом слове.

Стихотворение состоит из двух катренов. Образы сосны и пальмы не противопоставляются, а наоборот, их объединяет душераздирающие одиночество и обреченность. Такое духовное единство рождает оптимизм и веру в то, что одиночество не вечно. Прошло время, но поэзия Михаила Лермонтова продолжает будоражить сердца человечества.

Анализ стихотворения Сосна (На севере диком) по плану

Сочинение с планом по картине Шишкина

План

  1. Название картины.
  2. Риза.
  3. Сосна.
  4. Моё впечатление.

Картина И.И. Шишкина названа по первой строчке стихотворения М.Ю. Лермонтова. Точнее, это перевод стихотворения Г. Гейне. В этом поэтическом произведении речь идет об одиночестве, в нем звучит тоска поэта по родственной душе. Стихотворение очень печальное, даже трагическое. А в пейзаже Шишкина, мне кажется, трагизма совсем нет, хотя печаль есть.

На переднем плане изображена сосна. Она так красива, что все остальное трудно заметить. Сосна, действительно, покрыта снегом, “как ризой”. Риза — это такое одеяние священника. Оно шьется из парчи — тяжелой ткани с таинственным блеском. Он не глянцевый, а подобный блеску камня или сахара. Сосна на картине, кажется одетой в такую сверкающую одежду или покрытой сахарной глазурью.

Сосна — это дерево, то есть неподвижна сама по себе. И ветра, очевидно, нет, иначе он стряхнул бы это прекрасное снежное одеяние. Но все же сосна на картине вовсе не кажется застывшей. Чувствуется, что она живая, она словно дышит. Контраст цветов: матово блестящей «ризы» и темного зимнего неба — придает еще больше таинственности этой картине.

Мне очень нравится это произведение. В нем передано чувство художника. Он любуется своей “моделью”, стремится передать ее магическую сущность. Ведь хвойные деревья всегда считались волшебными, неслучайно именно ими украшают дом на Новый год в надежде приманить удачу. Мне кажется, художник хотел создать впечатление чего-то мрачного и таинственного. Во всяком случае, я воспринимаю это полотно именно так.

Анализ стихотворения На севере диком Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов, несомненно, один из величайших поэтов своей эпохи. По многочисленным стихотворениям, написанным Лермонтовым в юношеские годы, мы можем судить о том, что с малого возраста он обладал глубоким мышлением и тонким восприятием мира, присущими не каждому взрослому человеку. Поэт строго соблюдал свое негласное правило: не переводить стихотворения чужих авторов. Он верил, что его ум может самостоятельно, без обращения к зарубежному творчеству, найти поэтические образы для выражения собственных мыслей. Поэтому все произведения Михаила Юрьевича уникальны: они выхвачены у времени и поднесены Лермонтову самой Эвтерпой.

Однако, в 1841 году, перед ссылкой на Кавказ, Лермонтов напишет в своем дневнике несколько вариантов перевода стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне. Впоследствии это стихотворение станет известного нам как стихотворение «На севере диком стоит одиноко…».

В окончательном варианте этого литературного произведения Лермонтов напрочь ушел от темы любви, затронутой Гейне. Заимствуя лишь образы, создаваемые немецким поэтом, русский поэт усиливает в своем произведении чувства страдания, уныния, поднимая заиндевелую в нем на заре его дней тему одиночества. Дикое могучее северное дерево, одетое в ризы священника, отстраненное от мира — аллегория души поэта, портрет его личности в последние годы жизни. Примененные к описанию сосны инверсия «стоит одиноко» и эпитеты «на севере диком», «на голой вершине» подчеркивают отчужденность Лермонтова от общества, отдаленность его от мира с присущими ему устоями и ценностями.

Все стихотворение Лермонтова будто бы разделено на два полюса. Начальным строкам, пропитанным холодной грустью, чувствами унылого покоя, бесприютности и тоски, Лермонтов противопоставляет строки, рожденные образом жарких стран: окрашенные в более светлые, яркие тона. Но образ знойной пустыни (вместо, например, образа оазиса), навевает мысль о таком же одиночестве. Эта антитеза появляется в стихотворении не случайно. И, если у Гейгеля она заключает в себе образ двух влюбленных людей: далеких, совершенно противоположных характерами, — то лермонтовский стих, благодаря этому противопоставлению, подчеркивает разобщенность человека и мира, показывает, что во всех углах земли (и на севере, и на юге) есть одинокие души, которые, отчаявшись и не имея более надежд, понимают, как далека и несбыточна их мечта обрести что-то близкое, родное.

Переводом данного стихотворения занимались и другие русские авторы. Их произведения единообразны с точки зрения затронутой темы. Лермонтовское произведение уходит глубже. Автор расширяет границы стиха: выходит за рамки отношений двух влюбленных, что делает стихотворение уникальным. Именно поэтому многие относят стихотворение «На севере диком стоит одиноко…» к личному творчеству автора, вдохновленному лирикой Г. Гейне.

При прочтении стихотворения можно заметить грустную напевность стиха, полную тоски о несбыточном — своеобразную мелодию души поэта. Такого эффекта Лермонтов достигает многократным повторением шипящих звуков в словах, повторением звуков «с» и «з», а также использованием рифмы во второй и четвертой строках четверостишья и исключением рифмы первой и третьей строки.

Стихотворение просто, оно не отличается ярким слогом или рифмой. Напротив, Лермонтов намеренно уподобляет его обычной прозе, что только усиливает драматичность поднятой темы одиночества. Несомненно, произведение находит отклик в душах читателей, оно понятно и легко для восприятия, потому что чувство одиночества хотя бы раз в жизни настигало каждого из нас. И каждому, хотя бы раз, мечталось о далекой неведомой душе, которая разделила бы с ним надежды и стремления.

6 класс по плану, кратко

Стихотворная форма и особенности поэзии Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов, один из крупнейших русских поэтов XIX века, был знаменит своей оригинальной стихотворной формой и смелой экспериментальностью в поэтическом языке. Лермонтов использовал множество форм стихотворения, от абаб и чередования рифм до сочинений, не имеющих явной рифмы.

Важной особенностью поэзии Лермонтова является его использование повествовательной техники для передачи глубоких эмоций и идей. Его стихотворения зачастую содержат драматические мотивы и переживания, что является отличительной чертой раннего романтизма

Еще одной особенностью стихотворений Михаила Лермонтова является их импульсивность и сложность мыслительных процессов. Несмотря на то, что его стихи выглядят призрачно легкими и лирическими, они зачастую транслируют глубокое философское содержание, основанное на сложных образах и символах.

  • Структура стихотворений: Лермонтов часто использовал размышления о смерти, пустоте бытия и другие философские темы в своих стихотворениях. Такое построение текста говорит о его литературной многоплановости и глубине мышления.
  • Рифма и ритм: В своих стихах Лермонтов использовал различные формы рифмовки и ритмики. Это позволяло ему лучше выразить свои мысли и эмоции в поэтической форме.
  • Образы и символы: Лермонтов использовал множество образов и символов в своих стихотворениях. Они были часто романтической и символистской природы и служили для передачи глубокого содержания.

Как видно, многогранность стихотворной формы Лермонтова совмещена с глубиной его мыслей и эмоциональности текстов. Именно эти особенности стали причиной восторга критиков и читателей его произведений.

Идейный посыл , Произведение, в котором кратко приведено описание сосны и пальмы, между строк повествует:

  • о человеческом одиночестве;
  • о том, как нелегко повстречать поистине родственного духовно человека.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что любой индивид одинок, а обретение преданного соратника настолько эфемерно, что сравнимо с противопоставлением северной сосны южной пальме. Облачая светлый недосягаемый образ тропического дерева в форму грез северного дерева, писатель привносит в стихотворение элемент потаенной надежды. Тем самым автор не только самому себе, но и читателю признается, что вера в лучшее еще теплится в его душе.

Рано потерявший мать, практически не знавший отца и познавший участь неразделенной любви в юном возрасте, М. Ю. Лермонтов пронес ощущение недолюбленности сквозь весь свой жизненный и творческий путь. Как и любой деятель искусства, поэт тяжело переживал этот внутренний диссонанс и выражал его в своих талантливых литературных творениях.

7 стр., 3004 слов

Описание по картине На севере диком Шишкина 9 класс

… «На севере диком» написана И. И. Шишкиным в 1890 году по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Полотно носит … недоступной вершине скал возвышается гордое и одинокое дерево. Все его окружение – черное глубокое ущелье, … Шишкина «На севере диком», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения …

Пересмотр образа природы в стихотворении «На севере диком стоит одиноко» (М.Ю. Лермонтов)

Поэтическая картина природы

В стихотворении Лермонтов описывает природу как суровую и дикую. Холодный север предстает перед читателем в образе белой пустыни, где нет ни зеленых лесов, ни теплых равнин. Автор использует образы ледяных мглов, ветровых бурь, мерцающих снежинок и туманов, чтобы передать читателю атмосферу суровости и одиночества.

В то же время, Лермонтов замечает удивительную красоту природы севера: ледяные группы и белоснежный покров гор, голубые просторы неба и стесненные овраги. С помощью таких образов поэт передает читателю свои впечатления от северной природы и заставляет его переосмыслить свое отношение к ней.

Природа и человек

В стихотворении Лермонтов не только описывает природу севера, но и подчеркивает ее столкновение с человеческой цивилизацией. Поэт говорит о том, что человек «безжалостно грозит здесь покоям» природы и уничтожает ее.

В целом, Лермонтов подчеркивает необходимость бережного отношения к природе, которая является главным объектом вдохновения для поэта. Природа в стихотворении является не только окружающей средой, но и возможностью приобщения к духовному миру и возвышения души.

Тема

В анализируемом стихотворении М.Ю. Лермонтов раскрыл тему одиночества и мечты о встрече с родственной душой. Человеческие переживания поэт воплотил в образах природы – сосны и пальмы. Главный герой стихотворения – сосна. С этим деревом читатель знакомится с первых строк. Сосна дремлет, стоя одна на холодной голой вершине. Она утешает себя сновидением.

Стихи второго четверостишия воспроизводят сон сосны. Он уносит северную жительницу в тёплые края, где «живёт» пальма. Она тоже одинока. Если сосна страдает от холода, то пальма – от палящего солнца и «утеса горючего». Сосна чувствует, что прекрасное южное дерево – это родственная душа, к которой ей, увы, не добраться. Остаётся только наслаждаться короткими сновидениями.

Под аллегорическим образом скрывается человек, который не может найти тех, кто избавил бы его от одиночества. Можно утверждать и то, что северное дерево отображает внутреннее состояние лирического героя. Пальма – человек, близкий сосне (другому человеку) по духу.

Следует заметить, что в подлиннике, в стихотворении Гейне, дерево мужского рода (в переводах других поэтов – дуб или кедр) тоскует о пальме, то есть перед нами любовная лирика – “он” тоскует по “ней”. Устраняя из стихотворения мужской род (вводя слово “сосна”), Лермонтов трансформирует идею стихотворения: оно не о любви, а об одиночестве.

Пальма

Вторая часть стихотворения переносит нас в солнечный край, где, подобно сосне, печально растет пальма. Оба дерева женского рода. В то время как у немецкого автора присутствует сопоставление мужского и женского образов, что уже говорит о главной теме Гейне. Для немецкого романтика основным лирическим мотивом был разлука с возлюбленной, чего нельзя сказать о стихотворении «Сосна». Лермонтов стих посвятил, скорее, своему стремлению быть понятым, услышанным.

Все же поэт в желании избавиться от одиночества и найти близкого человека создавал в своем воображении не образ духовного друга, а женский облик. Об этом явственно говорят последние строки стихотворения, где мечту он представляет в образе «прекрасной пальмы».

Прочитаем еще раз произведение М. Ю. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

Лермонтов мыслит образами, взятыми из мира природы, который удивителен, необычайно красочен и разнообразен. Поэт не только видит, но слушает и слышит, передает звуками тончайшие чувства, живет жизнью своих поэтических образов.

Стихотворение из 8 строк является образцом поэтического мастерства. В нем мы видим настоящее созвездие средств художественной выразительности.

Антитеза привносит в него строгость, четкость и ритм.

Юг и север – не столько географические, сколько психологические понятия: тепло, комфорт, цветение, ароматы, теплый воздух – и холод, стужа, оледенелость… Лирический герой внутренне сливается с душой северной сосны, а юг и пальма кажутся ему несбыточной мечтой. Образы сосны и пальмы передают трагизм человеческой разобщенности и одиночества.

Развернутая метафора дает читателю возможность увидеть в сосне и пальме живые существа. Сосна, замершая «на голой вершине», «на севере диком», страдает, мучается. И в морозной дреме снится ей сон: на юге, «в пустыне далекой», грустит о счастье «прекрасная пальма». Холод севера – это душевный холод, невозможность любви и душевного тепла. Но и в краю восходящего солнца нет места счастью.

Мотив одиночества, покинутости, обреченности, страдания усиливается инверсией : «стоит одиноко», «в пустыне далекой», «на утесе горючем» и др.

и эпитетами : «на севере диком», «снегом сыпучим», «на голой вершине» и т.д.

Автор удачно использует сравнение : «одета, как ризой, она» (понятие «риза» рассматривается как старинное длинное красивое одеяние без рукавов – царское парадное одеяние).

В краю холодов и вьюг, в полном одиночестве стоит сосна. Великолепие ее убранства («риза»), голая вершина скалы и дикость севера усиливают бесприютность , обездоленность и невозможность счастья.

Интересна звуковая организация стихотворения, отличающаяся высокой музыкальностью . Первые две строки создают звуковой образ пейзажа повторением звука «с»: «на с евере» с тоит… с осна… с негом… с ыпучим». Более того, если медленно, растягивая слова, прочесть первые строки, то за звуками «э…и…и…о…о…о…э… и… е» мы услышим завывание северного ветра , холодного, лютого, ледяного, не дающего надежды на спасение.

Гласные переднего ряда имеют перенос «э», «и», «о». Фонема же «а» открытая. Она резко выпадает из общего рисунка строк, встречается только в трех местах – в начале, конце и середине, создавая своеобразную картину рамки — «сосн а , одн а , грустн а ».

Строка «прекрасная пальма растет» — имеет два ударных «а». Звук «а» — широкий, ясный, торжественный, напевный. Он обещает надежду.

Впечатление от стихотворения Лермонтова усиливается особой рифмой : рифмуются лишь вторая и четвертая строчки каждой строфы. Но общая гармония стихотворения не нарушается. Подобная рифма делает его оригинальным и мелодичным.

Интересен морфологический ряд стихотворения. В нем всего 42 слова и лишь 4 глагола. Известно, что глаголы передают динамику действий. Этого нет. Действие словно уснуло, замерло, замерзло, оно не развивается. А на 11 существительных приходится 6 прилагательных, причем почти все они качественные. Поэт избегает красивости, он дает нам возможность самим «дорисовать» картину и глубже прочувствовать драму.

Итак, стихотворение М. Ю. Лермонтова – это не перевод, это оригинальное, высокохудожественное произведение, навеянное лирикой Г. Гейне.

Известно, что стихотворение Гейне переводили также такие русские поэты, как Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Их переводы близки к стихотворению Гейне по характеру лирического переживания – любовного переживания. В переводе М.Ю.Лермонтова мысль об одиночестве человека в мире стала ведущей.

Выдающийся русский живописец И.И. Шишкин средствами живописи передал чувства немецкого и русского поэтов, написав картину «На севере диком…». Три шедевра искусства, имеющие мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но только разными средствами.

— Бахтин Н.Н. Человек в мире слов.- М.: Издательство Российского открытого университета, 1995 год.

— Выготский Л.С.Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991 год.

— Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998 год.

Сосна

Первая строфа посвящена холодному, но реальному миру, в котором пребывает дерево. Сосна на голой вершине – символ одиночества. Одинокое замерзшее дерево тоскует и дремлет. Свои ощущения автор передает через этот образ. Ведь он также всю свою недолгую жизнь чувствовал себя непонятым, одиноким.

Лермонтов наделяет деревья способностью ощущать, мечтать, грустить. Это позволяет ему искренне выражать свои потаенные чувства. Но сам поэт вместе с тем выражает также неверие в существование близкого ему человека. За его недолгую жизнь у него было достаточно поводов усомниться в женской верности.

«На севере диком…» («Сосна»), анализ стихотворения Лермонтова

Судьбу русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова счастливой не назовешь: в три года остался без матери и был взят на воспитание бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая лишила его возможности общаться с отцом. Зато именно благодаря усилиям Елизаветы Алексеевны, Михаил все детство провел в казармах, так как бабушка единолично решила, что для мальчика лучшим воспитанием должно стать военное образование.

Таким образом, уже с детства мальчик испытывал чувство одиночества, которое нашло отражение в его самых известных лирических произведениях. Пожалуй, самым распространенным эпитетом в стихотворениях Лермонтова можно считать слово «одинокий». Знаковым для всего творчества поэта, безусловно, является «Парус». который, как известно, тоже «одинокий». «белеет … в тумане моря голубом» .

Не менее символическим становится другое стихотворение, написанное в последний год жизни поэта, — «На севере диком…» По сути, это не авторское стихотворение — это перевод лирической миниатюры немецкого романтика Генриха Гейне. Чувство одиночества было едва ли не самым главным для романтического героя, однако в переводе Лермонтова возникает такое щемящее чувство одиночества, которое пронизывает все стихотворение, вызывая у читателя ощущение безнадежности:

На севере диком стоит одинокоНа голой вершине сосна…

Эпитет «дикий» усиливает впечатление одиночества, ведь любому цивилизованному человеку понятно, что такое состояние может вызвать только страх, как все древнее, первобытное, враждебное живому на земле. Единственное, что в какой-то степени утешает, что сосна «дремлет». а значит, не испытывает дискомфорта, ведь во сне все, даже самое неприятное, происходит быстрее. При этом особую торжественность описанию придает сравнение ее одежды («снега сыпучего» ) с ризой — праздничным облачением священника. Только вот подобный богатый убор не делает ее счастливей, ведь и стоит она, и дремлет «одиноко» .

Сосна не просто спит — она видит сон о прекрасной пальме, растущей «в том крае, где солнца восход». Прямого указания на юг нет — можно только догадываться, что пальмы растут именно там. Примечательно другое: пальма растет «на утесе горЮчем». Скорее всего, подразумевается не столько температура, сколько ГОРЕ, ГОРЕЧЬ. В русских сказках всегда плакали горючими слезами. Вот и героиня — «прекрасная пальма» — тоже горюет, горюет о близкой родственной душе, которой нет рядом.

И если сосна, находясь на голой вершине, окружена снегами, переливающимися под солнечным или лунным светом (ведь не случайно сравнение с ризой!), то пальма растет в пустыне, где ничего не меняется годами, где только палит жаркое солнце да бушуют песчаные бури.

Кроме пейзажных особенностей, сложно выделить что-то контрастное, так как автор не преследовал цели противопоставить эти образы. Наоборот, тот факт, что и на севере, и на юге есть те, кто испытывает одиночество, приводит к очень грустному выводу о всеобъемлющей тоске неразделенности в масштабах всей земли, планеты, Вселенной, а это у любого человека вызывает стойкое чувство страдания и обреченности.

Использованное автором олицетворение можно смело назвать символом, как в «Парусе». Любому понятно, что речь идет не просто об образе, наделенном одушевленными чертами, а о символе — обобщенном выражении главной идеи стихотворения. В случае с «Сосной» это не просто мотив неразделенной любви — это фатальная невозможность соединения любящих (такой же мотив звучит в стихотворениях «Утес» и «Листок» ).

В завершении анализа необходимо отметить, что в этих последних произведениях Лермонтов отходит от повышенной экспрессивности, свойственной раннему творчеству. Наоборот, поэт обращается к речи намеренно не украшенной, иной раз даже прозаизированной, что называется, безыскусной. При этом драматизм каждой конкретной лирической ситуации не ослабляется, а усиливается, и подобная простота выражения это лишь подчеркивает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: