Поэзия серебряного века: характеристика, направления, представители

Серебряный век русской литературы

Анализ стихотворения Сон Лермонтова

Многие стихотворения Михаила Лермонтова окутаны ореолом трагичности и писимизма. Почти все стихотворения были  построены, но основе этих чувств, где они являлись основной темой и мыслю произведения. Так же стоить учитывать еще один характер творчества Лермонтова, который относиться к способности поэта предчувствовать грядущие события, как к примеру свою смерть. Все эти качества можно наглядно рассмотреть в одном из последних произведений писателя, под названием « Сон ». В этом стихе идет повествование, о лирическом герое который видит себя в качестве убитого трупа. Но помимо этого есть видимая параллель между ним и некой невесты, который видится сон, где герой лежит убитый в долине Дагестана.

В этом непростом произведение Лермонтова, ощущается особая грусть, основанная на предчувствие скорой гибели и особенно ее детализации. Автор очень подробно описывает происходящее и не скрывает прямого отношения к самому себе. И это создает такой особый эффект, от которого мы проникаемся сожалением о погибшем персонаже. Помимо всего в первой части стихотворения, присутствуют множество элементов сопутствующие развитию чувства одиночества. Это особо прослеживается в природной обстановке, как например жаркая погода, и пустынный песок, и посреди пустыни лежит одинокий труп. Вокруг него нет, переживающих утрату, друзей или родственников, да и само место далеко от родного дома. Все говорит о некой сиротливости и одиночестве лирического героя. Вторая часть стихотворения ведает нам о том, как спящий мертвым сном герой видит в родном краю, пиршество на котором одна из многих видит неравнодушного ей человека, убитого в долине. Эта часть особо добавляет трагизма в стихотворение, так как создается как бы духовная связь между двумя людьми и один из них чувствует смерть ближнего. Тем более обстановка, соответствует празднику, где все веселятся под мирным небом, и они говорят о том, кто уже погиб. Такое соотношение контраста трудно не заметить.

Обобщая вышенаписанное, хочется сказать относительно стихотворения, что оно очень глубокое и лирическое. А прямая связь с гибелью Лермонтова и сюжетом произведения, придает особую загадку. В этом произведение очевиден итог всей  жизни писателя. Стих мне очень понравился.

Уровни анализа стихотворения

Фонетический Лексический Синтаксический

Ритм, рифма, размер, слова (короткие, длинные), звучание

(ассонанс, аллитерация)

Слова одной тематической группы, синонимы, антонимы, слова определённой части речи, тропы Предложения простые, осложнённые, сложные

Эта работа основана на методике М.Л. Гаспарова. Она позволяет интегрировать уроки русского языка и литературы, проводить научное исследование текста, глубоко вникать в каждое слово.

Такая подготовительная совместная работа учеников позволяет собрать богатейший материал, который впоследствии каждый из них использует индивидуально.

Барокко

В нашей стране течение не получило большого распространения, но в европейской литературе было очень популярно. Возникновение этого направления было связано с разрушением идей эпохи Возрождения о всемогущем человеке-полубоге и противопоставлением личности безличному миру природы. Характерные черты барокко:

  • интерес к изысканным метафорам, аллегориям, игре слов и оксюморонам,
  • трагизм, ощущение безысходности и обречённости,
  • эстетизация роскоши,
  • богатство красок и форм,
  • сочетание текста и визуальных украшений.

Наиболее популярные жанры – сонет, мадригал, рондо, ода.

Крупнейшие авторы направления: П. Кальдерон, А. Силезиус, А. Грифиус, В. Вуатюр и др.

«Анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»»

Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта — талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у Пушкина в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер и многие другие. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир прекраснее.

Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:

* Любви, надежды, тихой славы * Недолго нежил нас обман, * Исчезли юные забавы, * Как сон, как утренний туман.

Мы видим, как замечательно передает поэт. ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев – друг Пушкина, офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия». Нельзя не обратить внимания на то, что в этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:

* Мы ждем с томленьем упованья * Минуты вольности святой, * Как ждет любовник молодой * Минуты верного свиданья.

Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия:

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Это стихотворение можно определить и как патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию. Стихотворение это не было напечатано сразу, но его знала и повторяла прогрессивная молодежь, будущие декабристы. Именно с такими людьми Пушкин связывал все свои мечты и надежды.

В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что именно в этот момент исторического развития отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Вот почему такая глубокая вера в лучшее будущее звучит в финале стихотворения:

* Товарищ, верь: взойдет она, * Звезда пленительного счастья, * Россия вспрянет ото сна, * И на обломках самовластья * Напишут наши имена!

В первых строках стихотворения поэт прощается с надеждами на «тихую славу», а значит, на мирное достижение свободы: Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман… Даже любовь он называет «юной забавой» и готов пренебречь ею ради великой цели — свободы. С именем Чаадаева Пушкин связывает и собственные вольнолюбивые надежды, и понятия о чести, патриотизме. Любовь к родине и любовь к свободе поэт отождествлял, он верил, что молодость как раз та пора, когда человек способен и может добиться многого во имя этой любви:

* Пока свободою горим, * Пока сердца для чести живы, * Мой друг, отчизне посвятим * Души прекрасные порывы!

В конце стихотворения Пушкин открыто говорит о том, каким ему видится будущее родины. Верить в светлое завтра, в свободную страну он призывает и читателя, так как сам горячо верит, что «Россия вспрянет ото сна», а героями-освободителями станут его друзья:

* И на обломках самовластья * Напишут наши имена!

Творчество Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик.  Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

Главные работы Цветаевой:

  • «Имя твое ‑ птица в руке»;
  • «Идешь, на меня похожий»;
  • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
  • «Тоска по Родине! Давно…»;
  • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
  • «Я бы хотела жить с Вами»;
  • «Моим стихам, написанным так рано»

Основные темы в творчестве поэтессы:

  • тема Родины;
  • тема любви, ревности, разлуки;
  • тема дома и детства;
  • тема поэта и его значимости;
  • историческая судьба отечества;
  • духовное родство.

Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

Звукопись

Рады представить вам удивительную звукопись! 

Внимание! В этой части статьи придется шипеть, петь и читать рэп!

Звукопись — это использование фонетических (то есть звуковых) приемов для усиления выразительности речи.

Чаще всего мы будем видеть звукопись в лирике. Стихотворения привыкли к сюрпризам — сколько тропов есть в каждом произведении! Но, оказывается, даже на уровне фонетики (учение о звуках) нас встречают интересные штучки. 

Давайте посмотрим на примере, как звуки становятся инструментом поэта и помогают ему воплотить свой художественный замысел:

Били копыта.Пели будто:— Гриб.Грабь.Гроб.Груб.  

(Отрывок из стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»)

Звуки «п», «т» в первых двух строках — глухие. Произнесем их вслух: мы слышим глухие короткие звуки — они ассоциируются с движением копыт по пыли. Далее звонкие звуки «г», «р», «б» — дают гремящее, громкое, рычащее звучание. Именно так автор передает «песню» копыт. 

Какие бывают виды звукописи? 

Как стихотворная речь подражает звучанию природы?Давайте пропоем — прямо вслух — слово «ассонанс». Протянутся гласные звуки. Так мы запомним, что ассонанс — это повторение гласных звуков.Например:Быстро лечу я по рельсам чугуннымДумаю думу свою(Н.А. Некрасов, отрывок из «Железной дороги»)Буква «у» — это звук ветра, возникающий от стремительного движения вперед. С другой стороны, это звук тоски и растянутого времени: «Ску-у-ука».

Чтобы запомнить понятие аллитерации, представим, что мы читаем реп. Слово «аллитерация» мы проговариваем быстро, с акцентом на согласные — так же, как это делает репер. Тогда мы точно не забудем, что аллитерация — это повторение согласных звуков.

Давайте еще немного потренируемся применять знания на практике и решим задание №9 ЕГЭ по литературе:Из приведённого ниже перечня выберите названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.Семь холмов — как семь колоколов!На семи колоколах — колокольни.Всех счётом — сорок сороков.Колокольное семихолмие!В колокольный я, во червонный деньИоанна родилась Богослова.Дом — пряник, а вокруг плетеньИ церковки златоголовые.И любила же, любила же я первый звон,Как монашки потекут к обедне,Вой в печке, и жаркий сон,И знахарку с двора соседнего.Провожай же меня весь московский сброд,Юродивый, воровской, хлыстовский!Поп, крепче позаткни мне ротКолокольной землёй московскою!М.И. Цветаева «Семь холмов — как семь колоколов!…»1. Ассонанс2. Лексический повтор3. Антитеза4. Рефрен5. Риторическое восклицание Решение. В приведенной строфе нет рефрена и антитезы. Ассонанс: «Семь холмов — как семь колоколов! / На семи колоколах — колокольни. / Всех счётом — сорок сороков. / Колокольное семихолмие!». В приведенных строках видно повторение гласной буквы «о», а это как раз признак ассонанса. Лексический повтор: «И любила же, любила же я первый звон». Одно и то же слово повторяется в пределах стихотворной строки — перед нами лексический повтор. Риторическое восклицание: «Семь холмов — как семь колоколов!». Восклицательный знак в конце строки — признак использования риторического восклицания.Ответ: 125

Мы разобрали много терминов и примеров, поэтому давайте все еще раз закрепим с помощью таблицы.

Классицизм

Господствующая идея эпохи классицизма, длившейся более 150 лет, – разумность и упорядоченность окружающего мира. В основе направления лежат античные представления, переработанные просветителями – Вольтером, Декартом и др. Человек воспринимался в первую очередь как создание, наделённое разумом, а общество – как рационально организованный механизм. Любое произведение должно было формироваться по строгому канону, для чего во многих странах происходили реформы языка и литературы. Так, в России М. В. Ломоносовым и В. К. Тредиаковским была проведена реформа стихосложения, предложена теория «трёх штилей», регламентировавшая использование различных языковых средств для различных жанров. Во Франции Н. Буало предложил строгую иерархию жанров, разделив их на низкие (басни, комедии) и высокие (трагедия, ода). Было сформулировано правило трёх единств, требующее, чтобы действие произведения происходило в одно и то же время, в одном месте и вокруг одного центрального конфликта.

Самые распространённые жанры классицизма – ода, комедия, сатира, басня. Выдающиеся авторы: Ф. Малерб, Ж. Лафонтен, Мольер; в России: А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, А. Д. Кантемир, Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, И. И. Хемницер.

Модернизм

Под этим термином понимают совокупность направлений, противопоставлявшихся реалистическому. Среди них – импрессионизм, символизм, футуризм, акмеизм, сюрреализм и др. Основные идеи, объединяющие эти течения:

  • попытка осмысления действительности посредством нереалистических способов,
  • антиисторизм мышления, мифологизация прошлого, будущего и настоящего,
  • интерес к личности в целом, а не в разрезе эпохи.

Импрессионисты стремились запечатлеть изменчивый мир, опирались на свои мимолётные впечатления и ассоциации. Известные авторы: Э. Золя, Т. Манн, С. Цвейг, И. Анненский, К. Д. Бальмонт. Идеи направления часто перекликались с концепциями других направлений, например, с представлениями символистского течения.

Символисты разработали философскую концепцию, которая гласила, что окружающее человека и сам человек непознаваемы. Тайны жизни не могут быть познаны посредством науки или выражены обычным языком. Для понимания природы необходимо создать систему символов, объединяющую искусство и жизнь. Теоретики символизма (А. А. Блок, А. Белый, К. Д. Бальмонт) верили, что с помощью поэтического символа можно изменить мир.

Представители акмеизма видели ценность в материальном, вещах, а не абстрактных образах. Они воспевали точность и изысканность слов, предметность образов, часто обращались к экзотическим пейзажам, объектам культурного наследия. Знаменитые авторы направления: А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам.

Футуризм объединил поэтов и писателей, стремившихся создать новую систему ценностей. Они экспериментировали не только с образами, но и с языком, придумывая новые слова и выражения. Часто вели себя вызывающе, эпатировали своим творчеством, поведением и внешним видом. Произведения авторов этого направления часто были посвящены будущему, развитию технологий, динамичной жизни в больших городах.

Сюрреалисты большое внимание уделяли парадоксам сознания. В их произведениях фигурируют случайные образы, отдалённые ассоциации, бессознательные импульсы

Авторы (А. Бретон, Г. Аполлинер) направления стремились освободить творчество от условностей и правил.

История создания

Поэт жил в 19 веке, когда общество ожидало изменений от Александра Первого, правящего императора. Особое влияние на эту общественную мысль оказала Отечественная война 1812 года. Казалось бы, война выиграна, народ сплочен боями. Многие дворяне оказались в одних окопах с обычными крепостными крестьянами и увидели, что они ничем не отличаются от них самих, потому что так же любят Родину и готовы пожертвовать жизнью ради неё. Они увидели жизнь в Европе, где люди равны.

Дворяне осознали, что нужна новая внутренняя политика, и ожидали изменений от Александра Первого. Но после изгнания Наполеона в стране все пошло по-старому. Крестьяне, герои войны, все ещё были подчинены барину, подневольный труд также не отменили. А. С. Пушкин, как и многие его современники, выступал против крепостного права. В своём стихотворении «К Чаадаеву» поэт говорит о своём неравнодушии к судьбе Отечества, о готовности служить на благо России.

Из названия можно догадаться, что стихотворение посвящено Чаадаеву, другу и соратнику Пушкина. Пётр Яковлевич Чаадаев был одним из самых известных мыслителей и либеральных публицистов своего времени. Он очень резко высказывался о деспотизме правителей, об их бездействии. Публицист выступал за равенство, то есть за отмену крепостного права.

Легко догадаться, что такое свободомыслие могло привести к ссылкам, каторгам и невозможности публиковаться в журналах. При жизни Чаадаев постоянно подвергался травле. Впечатления от такого отношения общества к мыслителю легли в основу «Философических писем». После публикации одного из таких писем в 1836 году Чаадаева раскритиковали и объявили сумасшедшим. Общество было не готово к таким громким высказываниям. Пушкин, понимая страдания и мучения друга, посвятил ему одно из своих лучших произведений.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения — пример по плану, специально составленному к конкретному произведению

Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

Футуризм

Одновременно с акмеизмом возникло другое литературное направление — футуризм. Оно было самым шумным, скандальным, эпатажным из модернистских направлений русской литературы. Выступления футуристов запоминались театральностью, яркими абсурдными костюмами (например, желтая женская кофта В. Маяковского), а также потасовками.

Наметилось четыре объединения футуристов: первое — эгофутуристы (И. Северянин, К. Романов); второе — кубофутуристы (В. Хлебников, В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых); третье — «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев); четвертое — группа «Центрифуга» (Б. Пастернак, К. Бобров).

Несмотря на все различия между отдельными группами, футуристов объединяло единое отношение к культуре. Они воспринимали культурное наследие как изжившее себя и провозглашали лозунги: «Сбросим Пушкина с парохода современности», «во имя нашего завтра сожжем Рафаэля». Футуристы отказывались от прошлого во имя будущего. Будущее для них связывалось с урбанизацией, технократией. Искусство будущего они представляли только в синтезе с политикой, поэтому революции в искусстве они приравнивали к революции в политике. На уровне поэтики использование культурного наследия выражалось в апелляции к фольклорному сознанию и в таком своеобразном явлении, как заумь, которая выглядела как воспроизведение заклинаний. Например, у А. Крученых мы читаем:

Дыр бул щил

убещур

скум

вы со бу

р л эз.

Заумь В. Хлебникова представляла собой своеобразную переплавку привычных слов в поисках их первоначального единства.

Крылышкуя золотописьмом тончайших жил,

кузнечик в кузов пуза уложил

миллионы всяких трав и вер.

Пинь-пинь-пинь-тарарахнул зинзивер.

О лебедиво! О озари!

«Кузнечик»

Эгофутуристы — наиболее раннее из футуристических объединений. Поэты этой группы находились под влиянием символизма: подчеркнутая музыкальность стиха, устремленность к возвышенному. Лирика И. Северянина была своеобразной пародией на символизм:

Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском,

Весь я в чем-то испанском,

Вдохновляюсь порывно —

И берусь за перо.

Самым многочисленным, самым ярким было объединение кубофутуристов. Многие из его представителей были не только поэтами, но и художниками (А. Крученых, В. Маяковский, Д. Бурлюк). Именно из среды кубофутуристов избирались Председатели Земного Шара (первый — В. Хлебников, второй — Н. Петников, третий — Л. Вышеславский).

После Октябрьской революции 1917 г. кубофутуристы стали называть себя комфутами — коммунистическими футуристами. Они претендовали на то, чтобы быть официальным искусством революции, но не получили поддержки советской власти.

В 1919 г. В. Шершеневич совместно с С. Есениным, С. Мариенгофом, Р. Ивневым создали группу имажинистов (1919—1923), которые главным принципом своего творчества провозгласили создание образов.

В. Маяковский отошел от футуристического движения и создал свою группу ЛЕФ — Левый Фронт искусства, которая стремилась выработать концепцию нового пролетарского искусства — искусства будущего.

Футуризм был своеобразным переходом между искусством модернизма и авангардом. Если модернисты, стремясь к новизне, не разрывают с традициями прошлого, то в авангарде происходит кардинальный разрыв между прошлым и будущим искусством. Если модернизм исходит из представления о мире как о хаосе, который преодолевается гармонией художественного произведения, то в авангарде реакция на хаос мира — хаос текста (творчество А. Крученых).

Символизм, акмеизм и футуризм — это главные направления в поэзии Серебряного века, были поэты, которые периодически придерживались диаметрально противоположных мнений, переходили (С. Городецкий, А. Тиняков). Кроме того, были поэты, которые никогда не принадлежали ни к одному направлению и всегда держались в стороне от литературных школ (М. Волошин, М. Кузьмин, М. Цветаева, В. Ходасевич).

После революции 1917 г. многие направления, течения были признаны неактуальными для нужд нового советского общества. Лишь с 80-х гг. XX в. наследие Серебряного века стало доступно любителям поэзии без цензурных сокращений.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

  • Восхищение солнечным и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Литературные направления 20 века

Главное направление литературы Серебряного века – это символизм. В диалоге и борьбе с ним возникают акмеизм и футуризм. Также в этот период отдельным направлением можно выделить имажинизм, но оно возникло уже в 1918 году. Поэтому литераторы спорят относительно того, был ли имажинизм частью Серебряного века или возник уже после того, как этот период закончился (его хронлогические рамки все же весьма условны).

Символизм

Хронологические рамки: 1890-ые гг. – 1910 г.

В конце XIX века в обществе набирали популярность прогрессивные идеи, критикующие устоявшийся уклад жизни россиян. Население все больше было недовольно действующим социальным делением и монархией в принципе, а потому в стране нарастали волнения. Творческой реакцией на это неспокойное время и моральный кризис стал символизм в литературе.

Изначально символизм возник во Франции, но русские авторы несколько его переосмыслили. Основные характеристики русского символизма:

  • размышления на тему глобальных философских вопросов;

  • материальный мир рисуется как маска, через которое прослеживается что-то потустороннее;

  • нет логического раскрытия темы, вместо него – символика чувственных форм;

  • общение к «тайным смыслам» через вещественный мир.

Среди поэтов 20 века, творивших в этом направления, выделяются «старшие» (прежде всего они обращались к эстетическому восприятию) и «младшие» (обращались к философско-религиозному восприятию) символисты. К «старшему» направлению относятся Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, к «младшему» — А. А. Блок, В. И. Иванов, А. Белый.

Футуризм

Хронологические рамки: 1909 г. – 1920-ые гг.

С 1909 г. в России начали появляться «поэты будущего». Им не нравилась предыдущая литературная эпоха. Ранее использованные художественные приемы они считали устаревшими и не подходящими для нового времени, в котором появились значимые достижения технического прогресса.

Основные характеристики литературного футуризма:

  • разрушение культурных стереотипов;

  • в нагромождении слов поэт выражает свои мимолетные и неуловимые ощущения;

  • отказ от синтаксиса и строфики;

  • появление новых слов;

  • схожесть с телеграфным текстом (ощущение, что стихотворение было надиктовано очень быстро – в этом выражалось стремление автора рассказать о своих сиюминутных и стремительно изменяющихся чувствах).

Также футуризм призывал к мировой революции. Обращения, с которым авторы высказывали свои позиции, нередко шокировали читателей.

Самые известные поэты-футуристы Серебряного века – это В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.

Акмеизм

Хронлогические рамки: 1910 г. – 1940 г.

Акмеизм является практически полной противоположностью символизма. Поэты, которые работали в этом направлении, предпочитали ясный взгляд на мир, а туманные образы и символы были им чужды. Тем не менее, они не отрицали, что окружающая действительность может быть грубой» и не всегда приятной, но они все равно старались найти в ней что-то прекрасное.

Основные характеристики акмеизма:

  • отказ от мистики, призыв взглянуть на реальный мир;

  • принятие окружающей действительности такой, какая она есть;

  • поэтизация мира;

изображения человека настоящими эмоциями и чувствами, которые он испытывает.

Самыми яркими представителями акмеизма являются следующие русские поэты Серебряного века: А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам. Они также называли себя «адамистами», отсылая к библейской фигуре Адама – первого человека, давшего наименование всему, из чего состоял окружающий его мир.

Имажинизм

Хронологические рамки: 1918 г. – 1924 г.

Представители этого литературного направления считали, что главное – это создать в своем творчестве определенный образ, который будет необычным для читателям, шокирует его и даст ему возможность сформировать ясное представление о тех или иных вещах.

Основные характеристики имажинизма:

  • попытка разработать уникальную классификацию образов;

  • метафора – основа творчества;

  • эпатажные и анархические мотивы;

  • скандальные выходки авторов для привлечения внимания к своему творчеству.

Известные последователи имажинизма: Н. Д. Вольпин, С. А. Есенин, Г. Л. Владычина, А. Б. Мариенгоф.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну — с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле — метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение — это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Интересные факты и средства выразительности

Стихотворение «К Чаадаеву» использовалось как агитация перед восстанием на Сенатской площади в 1825 году. Пушкин и сам был не прочь войти в ряды декабристов, но его друзья, понимая, чем это может обернуться для поэта, отговорили его от этой идеи.

Написание «К Чаадаеву» принято считать началом конфликта между поэтом и императором Александром Первым, который в итоге закончится ссылками литературного гения. Концовка довольно сильная. В ней автор убеждает героя произведения в том, что он ещё сможет добиться поставленных целей.

Отдельного слова заслуживают средства художественной выразительности. Александр Сергеевич Пушкин использует множество различных троп, чтобы задать соответствующее настроение произведению и более чётко передать свои взгляды и идеи:

  • Эпитеты: «тихой славы», «власти роковой», «нетерпеливою душой», «вольности святой», «верного свиданья», «прекрасные порывы», «пленительного счастья».
  • Сравнения: «исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман», «мы ждём с томленьем упованья минуты вольности святой, как ждёт любовник молодой минуты верного свиданья».
  • Метафоры: «нежил нас обман», «минуты вольности святой», «свободою горим»,»звезда пленительного счастья»,»на обломках самовластья напишут наши имена».

Такова краткая характеристика стихотворение. Этот разбор поможет школьникам, которые проходят в старших классах рассматриваемое произведения. Он будет полезен и учителям, если им необходимо кратко составить план по занятиям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: