Комплексный анализ эпизода «сон обломова»

Сочинение на тему сон обломова для 10 класса

Краткое содержание главы «Сон Обломова» подробно

Первый сон Обломова отправляет героя в ранее детство. Он видит родовое поместье, которое охватывает две деревни – Сосновку и Вавиловку. Местные жители похожи на сонных мух, крепостные работают вяло, хозяева не обеспечивают слуг работой. Даже природа «Обломовки» скучная и однообразная.

Жители верят в приметы, не имеют представления о странах за пределами далёкой Москвы и Питера. Крестьяне боятся двуглавых людей и великанов, в их представлении мир стоит на огромной рыбе.

Илья видит себя маленьким. Он единственный сын Обломовых, растёт в любви и ласки. Мать тепло одевает ребёнка, закармливает вкусненьким и пытается оградить от опасного окружения. После плотного завтрака пухлый розовощёкий Илюша бежит на прогулку. Его не интересуют гости, молитвы и застолья. За героем по пятам ходит беспокойная няня.

Мама Ильи заведует кухней. Каждое воскресенье и по праздникам готовится пир со сдобными пирогами, хозяева питают страсть к жирной еде. Отец вяло раздаёт приказы и целый день наблюдает мир через окно.

Мальчик в это время познаёт мир. Без страха лезет на голубятню, прыгает по галерее и стремится вырваться за пределы поместья в лес или в овраг. Няня одёргивает воспитанника и сбивчиво отвечает на вопросы любознательного непоседы.

После обеда дом погружается в сон. Илья ловит момент свободы и делает всё, что пожелает душа. По вечерам в поместье подают сытный ужин и чай. Ребёнку снова не позволяют выйти в сад, пугают небылицами и укладывают спать.

Перед сном няня читать Илюше сказки о богатырях, царевнах и чудовищах. В её рассказах счастье можно получить не только в бою, но и по щучьему велению, лёжа на горячей печке. Мальчика привлекают кисельные берега и молочные реки. Он впервые мечтает о сказочной судьбе заправского лентяя.

В следующей сне Илья видит себя 14-летним. Родители отправляют сына в пансион грозного немца Штольца. Герой не привык трудиться и избегает занятий. Обломовы находят любую причину, чтобы оставить юного бездельника дома и жалуются на плохое питания в пансионе.

Старший Обломов презирает труд. Его поместье приходит в негодность, рушится и ветшает, но только личные мотивы побуждают мужчину к действию.

Илье снятся размеренные вечера при свечах. Обломовы боятся любых нарушений привычного быта. Даже неожиданное письмо вводит семью в ступор. Отец героя не отвечает на послание, сравнивая писателей с шутами.

Однако пришло время Илюше строить карьеру. Без образования мальчику не светят мундир и доходные должности. Штольц изо всех пытает направить юнца к знаниям, а его родной сын Андрей тайком помогает ученику с домашней работой.

Во сне и наяву Илья всё больше походит на родных. Он предпочитает отдавать приказы и избегать малейших нагрузок, теряет интерес к подростковым проделкам. Только память о прежних шалостях толкает юношу на общение с одногодками.

Илья помнит, как родители реагировали на прогулки по морозу и безобидную игру в снежки, кутая сына в шубу. Попытки обезопасить Илюшу от мира превратили его в безликую и скучную личность. И только во сне герой искренне хочет хотя бы разок повеселиться с друзьями.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, – это для крепостных Ванек да Захарок.

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Композиция романа

Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.

В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.

Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.

https://youtube.com/watch?v=oy5c6e9j7TU

В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.

https://youtube.com/watch?v=7h9qzgnSCyk

Летний день в Обломовке

Обломову приснился обычный летний день в родном поместье. Утром старая няня одела его и повела к матери. Увидев давно умершую мать, Обломов во сне прослезился и «затрепетал от радости, от жаркой любви к ней». Заботливо осмотрев Илью, мать подвела его к образам и долго молилась, а мальчик смотрел в окно, рассеянно повторяя слова молитвы.

Потом был обильный завтрак, на котором присутствовали отец Ильи, гости, престарелые тётки, жившие в Обломовке, и прочие родственники. Илью осыпали поцелуями, накормили до отвала и отпустили гулять, строго приказав няньке не пускать ребёнка «к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг». Овраг пользовался дурной репутацией. Обломовцы верили, что там водятся бешеные собаки, разбойники, волки и разные мифические существа.

Вырвавшись из дома, Илья попытался забраться на ветхую галерею, огибавшую дом, на сеновал и голубятню, прорваться на скотный двор и к страшному оврагу, но няня каждый раз ловила его за руку и называла «юлой». Иногда Илья вдруг утихал, садился возле няни, наблюдал за окружающим его миром и задавал старушке разные вопросы, на которые та отвечала, как умела.

Тем временем жизнь в Обломовке шла своим чередом. На кухне готовили обед, в людской кто-то прял, мать Ильи распоряжалась хозяйством, а отец сидел у окна и за всеми наблюдал. Главной заботой в Обломовке была кухня: что приготовить на обед решали на семейном совете, но последнее слово было за хозяйкой.

Обеды в Обломовке готовились из своих продуктов, были вкусными и обильными, особенно по воскресеньям и праздникам. В эти дни пекли «исполинский пирог» с начинкой, который и хозяева, и слуги ели три дня.

После не в меру сытного обеда и хозяева, и слуги уснули мёртвым сном. Няня тоже не выдержала, заснула. Илья наконец получил полную свободу и сделал всё, что ему запрещалось.

Вечером пробудившиеся Обломовцы долго пили чай из огромного самовара, грушевую воду, квас — всё, что могло утолить невыносимую жажду. Ребёнку было весело наблюдать за ними. За чаем последовал ужин. Когда совсем стемнело, Илюше захотелось погулять в лесу, но мать не пустила: там бродит леший и уносит маленьких детей.

Ребёнку захотелось знать, какой он, леший, и мать дала волю фантазии. Слушая её, Илья заснул, и его унесли в постель.

Детство Обломова

В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.

Временные рамки

Роман «Обломов» был впервые напечатан в 1859 году. В это время Иван Гончаров уже был известным писателем и драматургом. Работа над «Обломовым» заняла у него несколько лет, и в конце концов книга была опубликована и получила большую популярность.

1859 год был переломным моментом в истории русской литературы. В этот период произошел переход от романтизма к реализму, и роман «Обломов» является одним из наиболее ярких произведений этого времени. В нем Гончаров описал типичного представителя своего времени — Обломова, человека, который не желает двигаться вперед и предпочитает просто существовать без каких-либо усилий.

Анализ главы

Анализируя «Сон Обломова», можно ясно понять, как развивалась личность героя, который впоследствии превратился в аморфного, пассивного и ленивого человека. Илья Ильич родился подвижным и любознательным ребенком. Он проявлял живой интерес к жизни, хотел играть с другими детьми, познавать окружающий мир. В раннем детстве малыш быстро подметил, когда в доме все спят, и сообразил, что можно тайком уйти из дома и погулять без няни.

Он был наблюдательным и смышленым мальчиком. Все вокруг его любили, и он чувствовал и понимал эту любовь. Благодаря ей он стал добрым и беззлобным человеком, не желал никому зла, не был хитрым и подлым. Но эта же всеобъемлющая любовь и забота сыграла в становлении его личности ключевую роль. Родители чрезмерно опекали сына, ограждали от любых забот. За него все делали слуги, Обломов не знал никакого труда.

Безграмотная старушка-няня рассказывала ему сказки и небылицы, и укрепляла в его неокрепшем сознании мысль, что все происходит «по щучьему велению». К Штольцу подросток попал уже разнеженным молодым барином, который привык к сытой и праздной жизни. И строгий, умный немец не смог победить уже укоренившуюся лень и безразличие в характере Обломова. Среда, в которой рос герой, определила его дальнейшую судьбу.

Школа, не изменившая жизненную позицию

Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», – решил Ильюша и остался во власти лени.

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

На уроках литературы дети знакомятся с произведениями классиков. Подробный разбор позволяет лучше понять прочитанное. Анализ сна Обломова дает полное представление о ключевом месте романа Гончарова. В этом эпизоде автор рассказывает о детстве героя и его жизни в деревне. Отрывок носит автобиографический и символический характер.

Кругосветное путешествие

В 1852 году Гончарову посчастливилось попасть секретарём на службу к вице-адмиралу Путятину. Так писатель отправился в на фрегате «Паллада». Путятину было поручено инспектировать русские владения в Америке (Аляску) и установить торговые и политические отношения с Японией. Иван Александрович уже был в предвкушении множества впечатлений, которые обогатят его творчество. Гончаров, «Мильон терзаний» которого до сих пор пользуется популярностью, с первых дней вёл подробный дневник. Эти заметки легли в основу его будущей книги «Фрегат «Паллада»». Она вышла в 1855 году, когда писатель вернулся в Петербург, и была хорошо воспринята читателями.

Но так как Иван Александрович работал цензором в министерстве финансов, он попал в двусмысленное положение. В прогрессивных слоях общества его должность не приветствовалась. Гонитель вольной мысли и представитель ненавистной власти — вот кем был для большинства Гончаров. Роман «Обломов» уже практически был готов, но Иван Александрович никак не мог его закончить из-за нехватки времени. Поэтому он ушёл из министерства финансов и полностью сосредоточился на писательской карьере.

Место эпизода

В книге Гончарова есть несколько ключевых эпизодов:

  1. Парад гостей.
  2. Сон Обломова.
  3. Отношения с Ольгой.
  4. Письмо Обломова.
  5. Жизнь с Пшеницыной.

Роман писателя затрагивал как социальные, так и философские проблемы. Термин «обломовщина» относился к личностной деградации, косности мышления, нежелании отойти от устаревших устоев. Главный герой Илья Обломов не стремится развиваться и трудиться. Гончаров осуждает его за лень, апатию, «растительный» образ жизни — Илья круглыми сутками лежит на диване. В то же время, писатель не разделяет взглядов нового поколения в лице Штольца или Ольги. Первый был лишен душевного спокойствия и внутренней поэтичности, а вторая, будучи замужем, боялась мечтать о будущем и грустила по прошлому.

В романе нет однозначного ответа о том, кто был прав — Обломов или Штольц. Каждый читатель должен сам найти ответ на этот вопрос. Для лучшего понимания произведения его нужно прочитать полностью.

Тест по роману «Обломов» Гончарова в вопросах и ответах

2. Что постоянно обдумывает Обломов, лежа на диване?

4. Откуда приехал отец Штольца в Россию?

5. Как зовут слугу Обломова?

6. Кто из героев приглашает Обломова в Париж?

7. Сколько лет Илье Обломову в начале романа?

8. Какого цвета глаза у Обломова?

9. Какой чин у Обломова?

10. Сколько крепостных крестьян принадлежат Обломову?

12. Как зовут сына Ильи Обломова?

13. Кто из героинь становится женой Ильи Обломова?

14. Как зовут брата Агафьи Пшеницыной?

15. На какой улице живет Обломов в Петербурге?

17. Кем по национальности является отец Штольца?

18. Кому из героев Обломов одалживает свой фрак?

20. Какую арию особенно любит Обломов?

21. Кто из героинь умирает от холеры в конце романа?

23. В какой день начинается действие романа?

24. Как называется село, где вырос Андрей Штольц?

25. На чем любит лежать Илья Обломов?

26. Кто из героев становится нищим бродягой в конце романа? .

27. Каким рукоделием любит заниматься Ольга Ильинская?

28. Как зовут самого тихого и робкого гостя Обломова?

29. Кем была мать Штольца?

30. От кого Обломов получает письмо в начале романа?

Ответ на вопросы теста по роману «Обломов»

1. (2) дворянин 2. (3) план улучшения имения 3. (4) 20 лет 4. (1) из Саксонии 5. (4) Захар 6. (2) Штольц 7. (2) 32-33 года 8. (3) темно-серые 9. (1) коллежский секретарь 10. (4) 300 душ 11. (2) халат 12. (3) Андрей 13. (2) Агафья 14. (4) Мухояров 15. (3) Гороховая 16. (2) Штольц 17. (3) немцем 18. (1) Тарантьев 19. (2) с теткой 20. (4) ария «Casta Diva» 21. (2) Анисья 22. (1) 2 года 23. (2) 1 мая 24. (4) Верхлево 25. (2) на диване 26. (4) Захар 27. (3) вышивка 28. (1) Алексеев 29. (2) русская дворянка 30. (3) от старосты деревни

Это был тест по роману «Обломов» Гончарова на знание текста: вопросы и ответы по произведению (материалы для викторины).

Смысл части

Гончаров не зря поместил отрывок про сон в первую часть романа. В ней раскрыто, почему Илья стал таким вялым, безынициативным и апатичным. Ответ простой: чрезмерная любовь родителей к сыну привела к этому.

Отец и мать должны быть примером для детей. Именно взрослые являются центром мира ребенка, с них он берет образец поведения. Родители не желали зла Илье, они только приучили его быть осторожным, не стремиться выходить за забор. Они не привили ему любовь к труду, усердию, зато развили лень и вялость.

Главный смысл эпизода, как и всего романа, — жизнь человека без труда будет терять всякий смысл. Такая личность будет обузой, она запускает не только себя, но и свой дом.

Даже Ольга не смогла спасти Илью, так как он предпочел привычный диван и отсутствие перемен. Роман завершается достаточно грустно: главный герой умер от проблем с сердцем. Брак с Пшеницыной только усугубил происходящее. Он увяз в бытовых делах — кулебяках, пирогах и прочих мелочах. Он отвык мыслить, больше у него не возникает желания действовать.

Краткое содержание сна Обломова позволяет запомнить основные моменты эпизода. Большая роль отведена пейзажам родной деревни Ильи. Спокойная и умиротворенная обстановка привлекает безмятежностью. Природа гармоничная и мягкая — это создавало иллюзию размеренной жизни. Иногда только были похороны, свадьбы, дни рождения.

Произведение Гончарова не теряет актуальности в современном мире, поэтому многие найдут в нем полезные вещи. Сон Ильи напоминает о том, что нельзя постоянно жить прошлыми воспоминаниями. Необходимо извлечь ценные уроки из событий и сделать их отправной точкой для саморазвития.

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова», указать основные моменты и значение эпизода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: