Последний сон раскольникова анализ с цитатами

Эпилог преступления и наказания

Значение сна Раскольникова

В пятой главе первой части романа описан сон Раскольникова о забитой кляче. В этом эпизоде герой показывает читателю свою истинную натуру. Образ лошади сохранился у Родиона в памяти, возможно, потому, что он уже видел эту сцену наяву в далёком детстве.

Этот сон герой видит накануне совершения убийства. Его скрытое значение — предостережение героя, открытие его истинных чувств. Раскольников видел, как человек хлестал лошадь по кротким глазам и испытывал к ней жалость. Он не преступник на самом деле, его сердце всё ещё открыто к состраданию. Однако он отрекается от этого и идёт на преступление.

Вариант 8

Роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского — это произведение, которое изучают в школе не только потому, что оно является классикой мировой литературы, но и потому, что оно затрагивает важные философские и этические вопросы

Одним из таких вопросов является тема снов, которые имеют важное значение в повествовании. Что же такое сны и какую роль они играют в романе?

Сны в «Преступлении и наказании» часто выступают как символические образы, которые помогают понять внутренний мир персонажей. Они являются способом показать, что происходит в душе главного героя Раскольникова. В своих снах Раскольников выражает свое бессознательное желание признания своей вины. Эти сны становятся для него мучительным пробуждением, которое не позволяет ему избежать сожаления и раскаяния.

Второй важной ролью снов в романе является то, что они помогают раскрыть характер и эмоциональное состояние других персонажей. Например, сны Сони, главной героини, показывают ее внутреннюю борьбу и страдания, вызванные ее профессией

Сны Мармеладова, бедного алкоголика, демонстрируют его душевное состояние и неспособность преодолеть свои проблемы.

Я считаю, что сны играют важную роль в романе, так как они помогают Достоевскому выразить сложные эмоциональные состояния персонажей, а также раскрыть глубину их души. Сны являются символами, которые помогают читателю лучше понять мир, созданный автором.

Например, в сцене, когда Раскольников готовится убить Алена Ивановича, автор описывает его сон, где он видит свое преступление и терзается угрызениями совести. Этот сон помогает читателю понять, что Раскольников находится в состоянии конфликта с самим собой и не может решиться на убийство без внутреннего конфликта и моральных коллизий. Так, в одном из снов Раскольников видит себя вместе с Соней на кладбище, где они общаются с мертвым Лизаветой. В этом сне Раскольников осознает всю трагичность своего положения и осознает, что ему необходимо идти на истинное покаяние и признать свою вину.

Еще одним примером роли снов в романе является сон Сони, в котором ей является мать. В этом сне Соня обращается к матери с просьбой о помощи, но матерь отвечает ей, что она не может помочь, так как сама совершила преступление. Этот сон символизирует не только бедность и безысходность ситуации Сони, но и отсылает к тому, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен принимать последствия своих решений.

В целом, сны в романе «Преступление и наказание» играют важную роль в раскрытии характеров персонажей и передаче глубоких философских идей. Сны помогают читателю лучше понять мотивы героев, их внутренние борьбы и принятие сложных решений.

Мне нравится105Не нравится43

Рейтинг сочинений

447

182

112

94

62

59

44

29

Сны в романе

Русская историческая библиотека Третий сон Раскольникова на каторге, о трихинах и конце света …Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу.

Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины , существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей.

Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали.

Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.

Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга.

В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие.

Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались.

Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные , предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.

Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез… Ф. Срочно была издана брошюра: Руднев М. О трихинах в России. Нерешенные вопросы трихинной болезни. Стилистически строки навеяны Апокалипсисом, образы которого Достоевский наполняет более широким содержанием см. Иоанна Богослова, гл. Ряд стихов Апокалипсиса подчеркнут или отмечен Достоевским в принадлежавшем ему экземпляре Нового завета ст.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Юона Мартовское солнце 8 класс (описание)

    Март… Месяц года, когда зима потихоньку теряет свою власть, а весна вступает в законные права. Именно это время года изобразил известный русский художник Константин Юон на своём полотне «Мартовское солнце» в 1915 году.

  • Сочинение Что значит быть счастливым по рассказам Бунина, Чехова, Куприна

    Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.

  • Сочинение Деньгами надо управлять, а не служить им

    Деньги – это эквивалент отработанного времени, плата за выполненный продукт. Когда-то в древности денег не было, существовал натуральный обмен. Потом люди поумнели и изобрели деньги.

  • Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина сочинение
  • Сентиментализм в Путешествии из Петербурга с Москву Радищева

    Радищев, как и многие современные ему российские и зарубежные писатели, ориентировался на культуру восприятия своего времени, нравы современников. Это, естественно. Побудило его творить в стиле сентиментализм.

Смысл сна Раскольникова

Этот сон можно рассматривать как своеобразное прощание с прошлыми идеалами и образом жизни Раскольникова. После преступления, совершенного им, герой не может найти покоя и живёт в состоянии вечной муки. Сон о смерти Зосимы становится для него символом смерти его старой, морально чистой личности.

Сны в романе часто имеют большое значение и отражают психологическое состояние героя. Сон Раскольникова, будучи столь запоминающимся и четким, является формой саморефлексии и попыткой героя осознать свои действия. Он призывает Раскольникова задуматься о своих мотивах, о взаимосвязи его поступков с их последствиями.

Возможно, сон символизирует и освобождение Раскольникова от прошлого, позволяя ему начать новую жизнь, осознав и приняв свои ошибки. Также, он может быть отголоском его подсознания, напоминая о невозможности избежать правосудия и нести наказание за преступление.

В целом, сон Раскольникова в эпилоге романа «Преступление и наказание» имеет множество толкований и может быть понят и по-разному. Он открывает глубинное понимание и самоанализ героя, а также является выражением авторской идеи о невозможности избежать наказания за совершённое нарушение моральных норм.

Первый сон главного героя

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» являются основной сюжетной опорой и смыслом всего произведения. Описание первого из них дается накануне преступления. Измученный сомнениями в выборе своего решения, он бесцельно бродит по городу. Выпитая в первой попавшейся харчевне рюмка водки дает о себе знать, и Родион, голодный и обессиленный, сходит с дороги и, свалившись на траву, проваливается в глубокое болезненное забытье.

Он видит себя в детстве, как с отцом, побывав у бабушки на кладбище, проходит мимо городской церкви, по пути попадается кабак. Символично, что эти здания оказываются рядом, как главные точки соприкосновения в романе — святость и грех. Читатель видит, как Раскольников также находится между двумя полюсами:

  • совершает самый большой в жизни грех;
  • удивляет всех добротой и самопожертвованием.

Проходя мимо кабака, они видят, как пьяный кучер Миколка избивает и без того слабую и истощенную от недокорма лошадь. Та никак не может сдвинуть с места телегу с десятком подвыпивших людей, которые уселись на нее ради забавы. Видя, как несчастная лошаденка едва семенит, к Миколке подключаются другие люди из толпы и тоже бьют животное. Маленький Родя бежит рядом, «плачет, сердце в нем поднимается, слезы текут», просит не бить лошадку, но, войдя в раж, Миколка забивает ее до смерти.

Со сновидением Раскольникова связаны и другие события. Первое — это «проба», когда он несет в залог старухе серебряные часы, но не из-за нехватки денег. Он хочет испытать себя, сможет ли «переступить» через кровь, найдет ли в себе силы совершить убийство. Уже этими мыслями он отрекается от родных ему людей.

После разговора с Мармеладовым, представив сестренку Дуню, вынужденную жить с мужчиной намного старше ее, чтобы прокормить семью, Раскольников все больше склоняется к бунту, отвергая смирение и сострадание. В то же время герой спасает пьяную девочку-подростка от Свидригайлова, который хотел воспользоваться ее состоянием. После гадкой «пробы» он ненавидит себя, но в то же время утешается мыслью, что, убив бесполезную, на его взгляд, старушонку, докажет, что он не «тварь дрожащая», а имеет право этим убийством сделать счастливыми других людей.

«Фантастический реализм» сновидений в творчестве Ф.М. Достоевского

Прежде чем приступить к анализу влияния сновидческих законов на организацию художественных произведений Ф.М. Достоевского, следует определить природу сна. Вопрос этот является правомерным, так как до сих пор в литературоведении он не получил единой оценки. Одни исследователи считают сновидения элементом фантазии Ф.М. Достоевского, другие говорят об их вполне реалистической природе. В.Н. Захаров в кандидатской диссертации «Фантастическое в эстетике и творчестве Ф.М. Достоевского» определяет сон как основную форму фантастического у Достоевского после 1865 года156. О.А. Фомина также утверждает, что «элемент фантастического выступает в прозе Достоевского в своем прямом воплощении. Это фантастические сны героев…» . Ж.И. Степаньянц же, напротив, в своей диссертации говорит о том, что «у Достоевского нет фантастических снов. Они такие, какие должны сниться реальным людям в реальной жизни. Каждый сон психологически обоснован и всегда связан с реально происходящим и тесно сопряжен с художественной логикой вещей» .

Чтобы определить, считал ли Достоевский прием сновидения в своем творчестве фантастическим или, наоборот, полностью реалистическим, необходимо прежде всего уяснить, как определял сам писатель свой творческий метод.

Из определения Ф.М. Достоевского, который называл свой метод «фантастическим реализмом», В.Н. Захаров делает вывод, что писатель относился к фантастике как «к сознательному производству фантазии художника»159, а СМ. Телегин говорит о том, что это определение свидетельствует «о стремлении писателя к мифологическому удвоению и сакральному углублению мира»160.

В данном контексте фигурируют два понятия — «фантастический» и «фантазия». На основании этих понятий, использованных Достоевским, В.Н. Захаров и О.А. Фомина и делают вывод о том, что сны выступают в повествовании как элемент фантастического. Но они не учитывают, что в современном мире эти понятия воспринимаются несколько в ином значении, нежели их использовал писатель. Например, «фантазия» в современном представлении — это «психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительност и»161. Если сейчас синонимом к слову «фантазия» является «воображение», то для Ф.М. Достоевского контекстуально восстанавливаемыми синонимами являются «мечта» и «идея» .

То же и с определением «фантастический». У писателя оно чаще всего выступает в значении «нереальный, невероятный» или «романтический» .

Анализ отрывка из романа Достоевского «Преступление и наказание» (Сон Раскольникова на каторге).

«Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечье и жестокость современной жизни.

Роман вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересуют, прежде всего, нравственные последствия повсеместного обнищания, рост преступности и народного пьянства, вызванные реформой 1861 года.

Достоевский остро сознавал, что повседневная, будничная жизнь буржуазного города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и вызывает к жизни в мозгу людей разного рода фантастические идеи. Вот и в уме Родиона Раскольникова, главного героя романа, зарождается теория, допускающая «кровь по совести». По этой философской идее люди делятся на два разряда: «тварь дрожащая», или собственно материал, создающий себе подобных и привыкший к послушанию, и необыкновенных людей, усилиями которых движет прогресс. Эта теория дала ему право убить человека, старуху-процентщицу. Раскольников верил, что преступление его будет совершено «во имя спасения человечества».

Однако при столкновении с жизнью теория двух разрядов людей начинает рушиться. Измотанный страхом разоблачения, раскольников пересматривает свое место в теории. Главный герой понимает, что он — отнюдь не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки». Раскольников пытается определить, где же он сделал ошибку. «Старушонка вздор! — думал он горячо и порывисто, — старуха пожалуй что и ошибка, не в ней дело. Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается». Принцип, через который пытается переступить главный герой, — это совесть. Стать «властелином» ему мешает доброта его души. Раскольников все больше думает о раскаянии, и не случайно заставляет Соню Мармеладову читать евангельскую притчу о воскресении Лазаря. Преступник мучается, но любовь к Соне побуждает его признаться в убийстве. Однако и на каторге Раскольников все еще уверен, что теория правильна, просто он себя ошибочно не к тому разряду отнес, за что и расплачивается.

И вот Раскольникову снится сон, помогающий ему сделать последний шаг – сознательно отказаться от своей теории. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве… Люди … становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные…Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе» этот фрагмент обнажает перед нами внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым. Герой видит «идеологический» сон, полное осуществление своей «проклятой мечты». Достоевский наполняет этот сон глубоким символическим содержанием. Писатель указывает на страшную опасность для человечества-«трихины», которые приводят к утрате всех нравственных норм, всех критериев добра и зла.

Сон противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он считал, что «людей с новой мыслею необыкновенно мало рождается», то в сне говорится, что мир страдает от недостатка чистых людей. «Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю».

Сострадание всему миру и постижение разрушающей и самоуничтожающей сущности эгоизма, зла, ненависти помогают Раскольникову избавиться от «трихинов» своей души, излечиться от болезни и воскреснуть для новой жизни.

4 вариант (роль и значение)

В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии. Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.

Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.

Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.

Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.

Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.

Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.

Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.

Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.

Разгадываем символику сна

Сон Раскольникова можно рассмотреть на двух уровнях: личном и философском. На личном уровне это внутреннее состояние героя, его моральные размышления и внутренние конфликты. Философский уровень сна связан с общими идеями романа и направлен на показ сущности человеческой натуры и вопросов свободы и нравственности.

Анализ сна Раскольникова проводится на основе использования символов и образов. Один из таких символов – красивая и прекрасная мечта о новой, светлой жизни. Это символизирует сознание Раскольникова, его стремление к идеалам и пробуждение его души.

Еще одним ключевым символом является солнце. Солнце во сне Раскольникова является символом истины, озарения и прозрения. Оно освещает его путь и помогает ему найти путь к истине и просветлению.

Также стоит обратить внимание на образ птицы, которая появляется во сне Раскольникова. Она символизирует свободу и независимость, которую герой стремится достичь

Великолепие и прекрасие природы, видимое во время сна, также имеет свою символическую значимость. Оно отражает внутреннее состояние героя, его стремление к гармонии и чистоте.

Таким образом, символика сна Раскольникова в эпилоге романа «Преступление и наказание» открывает перед нами глубину его души и характеризует его геройскую борьбу с собой, поиск смысла жизни и смысла страшного и красивого мира, в котором он живет.

Многогранная картина личности

В романе «Преступление и наказание» сны Раскольникова позволяют читателю проникнуть в самые дальние уголки души персонажа, при помощи их Достоевский совершает краткий экскурс в подсознание Родиона, чтобы читатель смог считать образ главного героя как можно детальнее

Автор прекрасно понимал, какое значение будут иметь виде́ния в его произведении, поэтому уделил их проработке особое внимание:

  1. Сновидения отражают реальную сущность Раскольникова, так как, будучи спящим, человек находится в наиболее честном состоянии, ведь он просто не способен врать для своего прикрытия или оправдания.
  2. Благодаря снам лучше понимает Родиона не только читатель, но и сам герой. Раскольников, как и зритель, видит свою истинную природу без прикрас разума, поэтому он понимает, что поступал неправильно и с течением времени осознаёт все свои ошибки.
  3. Сновидения приводят Родиона к искуплению. Все 5 виде́ний в итоге служили одной общей цели — очистить Раскольникова и дать ему шансы искупить вину и стать лучше.

Сон Раскольникова: свидетельство о его подсознательных конфликтах и страданиях

Этот сон свидетельствует о том, что Раскольников не может избавиться от чувства вины за свое преступление. Внутри него борются две стороны: желание оправдать свои действия и убедить себя в их необходимости и справедливости, и одновременно осознание того, что он совершил ужасное преступление против человечности. Это противоречие внутри Раскольникова проявляется в его сне, где он видит, как его жертвы восстают от мертвых и обращаются к нему, возлагая на него свою боль и страдания.

Этот сон также указывает на его подавленные эмоции и страх перед наказанием. Весь роман Раскольников преследует мысль о том, что он может избежать наказания за свое деяние, что он особенный, выше обычных законов. Однако в его сновидении он видит, как его жертвы возвращаются и требуют справедливости. Это страх перед наказанием, перед ответственностью за свои поступки, что на самом деле обвинение его совести.

Этот сон также является свидетельством его внутреннего конфликта между его эгоистическими желаниями и его человеческим состраданием. Раскольников мечтает об особой миссии, оправдывающей его преступление, и одновременно понимает, что он совершил ужасную ошибку, что его действия были изначально суровыми и несправедливыми.

Сон Раскольникова в эпилоге является важным моментом его духовного развития и показывает глубокие подсознательные конфликты и страдания. Он помогает читателю увидеть Раскольникова не только как преступника, но и как сложного и противоречивого человека, который ищет истину и осознает свои ошибки.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Отцы и дети Тургенева

    Роман «Отцы и дети» переносит читателя во времена крепостного права. События в произведении происходят в 1959 и заканчиваются в 1869 году. И это сделано автором не случайно, так как именно в этот период

  • Cочинение на тему Лес после дождя

    Лес после дождя скрывает в своих зарослях много интересного. Там, где раньше встречалось пересохшее русло, теперь бегут журчащие ручейки. Все ямки на земле заполнены водой.

  • Анализ рассказа Горького Дачники

    Максим Горький написал рассказ об определенном сорте людей. Они бегут от светской жизни на дачу. Герои стремятся жить красиво, но тихо, испытывая страх перед жизнью.

  • Сочинение Что такое Семья (рассуждение 9 класс 15.3)

    Еще с древних времен люди старались держаться вместе для достижения поставленных целей и решения общих задач, в частности, для того чтобы выжить и пропитаться

  • Государство и личность в творчестве Пушкина

    Взаимоотношения отдельной личности и государства, их противостояние и конфликт являются на всем протяжении творчества поэта интересными для рассмотрения и рассуждения, при этом в разные этапы творческой деятельности меняется авторское отношение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: