Содержание сна
Содержание сна является одним из ключевых элементов анализа сновидений. В случае с третьим сном Раскольникова на каторге, содержание сна имеет особое значение, так как именно в нем герой осознает свою вину и начинает процесс покаяния.
В этом сне Раскольников видит себя в детстве, играющим вместе с сестрой Дуней. Они играют в куклы, и Раскольников замечает, что у куклы его сестры отвалилась голова. Он пытается ее прикрепить обратно, но не может. В этот момент он замечает, что рядом с ним стоит человек в черном, который наблюдает за ними.
Этот сон символизирует разрушение детства и невинности Раскольникова. Отвалившаяся голова куклы представляет его сестру, которую он не смог защитить от жестокости жизни. Человек в черном символизирует его совесть, которая не дает ему покоя и напоминает о его преступлении.
Сон также отражает процесс покаяния Раскольникова. Он пытается прикрепить голову куклы обратно, что символизирует его желание исправить свою ошибку и вернуть себе невинность. Однако, он не может это сделать самостоятельно, что указывает на необходимость помощи и прощения от других людей.
Таким образом, содержание сна является ключевым элементом анализа третьего сна Раскольникова на каторге. Оно отражает его внутренние конфликты, процесс покаяния и необходимость помощи от других людей.
Образец 4
В своем социально-философском романе Достоевский очень хорошо показал, как соединяется реальность с подсознанием, используя различные художественные приемы. Как один из таких приемов, автор задействует сны Родиона Раскольникова. Описание сновидений героя дает нам возможность увидеть его подробный психологический портрет, его внутренние конфликты и душевные муки. Ведь именно во сне человек становится самим собой, говорит и думает без прикрас, действует так, как он хочет, в отличие от реальной жизни, где он скован социальными рамками и общественным мнением.
В течение всего романа Раскольников видит символические сны. В первом сне, еще до убийства старухи, он видит себя семилетним мальчиком, идущим с отцом за руку, мимо большого кабака. Это место и его шумные обитатели вызывали в нем отвращение и страх. Далее он видит, как пьяный мужик Миколка и другие усаживаются гурьбой в телегу, запряженную всего лишь одной тощей саврасой кобылкой. Бедное животное не может двинуться с места, а Миколка, обезумев от злости, начинает нещадно сыпать ударами по бокам кобылы. Остальные кричат и хохочут, а маленькому Родиону жалко кобылку до слез, и он смотрит на эти зверства в беспомощности.
Проснувшись, Раскольников испытывает ужас и омерзение от увиденного насилия, он рад, что это был всего лишь сон, но вместе с тем начинает задавать себе вопрос, как же он сам решится на жестокое убийство? Как сможет занести топор над головой живого человека, как будет скользить в теплой крови, грабить, а потом прятаться?
Накануне преступления, пребывая в болезненном состоянии, он видит еще один сон, в котором он будто находится в Египте, вокруг него золотой песок, голубая вода, красивые камни. Такая картина является полной противоположностью действительности, в которой он находится. Египетская пустыня символизировала собой новый мир Раскольникова, о котором он так мечтал и надеялся построить.
После совершения преступления он чувствует себя ужасно, впадает в беспамятство, и видит очередной кошмар: полицейский Илья Петрович почти до смерти избивает хозяйку квартиры, в которой живет Раскольников. Он слышит крики и вопли хозяйки, звуки ударов и хрипящий голос полицейского, выкрикивающий безобразные ругательства. От испуга его бьет дрожь, он понимает, что Илья Петрович придет и за ним, но ничего не может сделать, ни спрятаться, ни убежать, ни затворить дверь. Все его существо снова противится жестокости, тому, что сделал он со старухой, но разгоряченный мозг твердит о правильности его теории, что убийство-это естественное явление в жизни. Но этот кошмар показывает нам, насколько Раскольников боится быть пойманным, опозоренным, он понимает, что сотворил нечто страшное и необратимое.
В четвертом сновидении герой идет вслед за таинственным человеком, который подзывает его рукой. Он ведет его в квартиру процентщицы, а затем исчезает. Раскольников узнает это место, а затем видит и саму старуху, сидящую на стуле и прячущую лицо. Он хватает топор и начинает бить ее по голове, но удары не вредят ей, как бы сильно он не бил. Он заглядывает ей в лицо и видит, что она смеется, и люди в соседней комнате тоже начинают смеяться. Этот сон показывает, что его теория и попытки изменить мир смешны, что все было тщетно и бесполезно. Он убил людей просто так, ничего, кроме страданий он не получил, а только загубил свою жизнь.
Мы видим, как в самом начале подсознание главного героя пытается с ним говорить посредством первого сна, уберечь от ошибки. Но Раскольников игнорирует этот знак, охваченный идеей своеволия и принципом разделения людей на категории
Остальные сны тоже имеют важное значение, посредством их мы видим, что испытывает герой, как он мучается и борется с самим собой
Роль снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – это глубокий социально-психологический роман, раскрывающий читателю не только душу и разум убийцы, но и затрагивающий целый спектр проблем: от философских до общественно-политических. Автор использовал различные приемы для того, чтобы создать яркий характер и образ главного героя.
Одним из них выступают сны. В романе они играют не только важную повествовательную функцию, но и передают переживания героя, помогают понять его внутренний мир. В своем сочинении я хочу подробно рассмотреть роль снов в романе и их значение в судьбе Раскольникова.
Один из первых и самых запоминающихся, по моему мнению, снов происходит в начале произведения, еще до преступления, в пору мучительных раздумий главного героя. Раскольникову снится его детство. Маленький мальчик, проходя с отцом мимо кабака, видит страшную картину: пьяные мужики до смерти забивают лошадь. У ребенка это вызвало не только слезы и чувство жалости к животному, но и злость к убийцам, желание противостоять насилию. В первую очередь, этот эпизод выполняет функцию экспозиции и знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на протяжении всего романа.
Однако нам более важна именно его смысловая нагрузка. Этим эпизодом Достоевский хотел показать истинное состояние души Родиона: убийство противоречит природе человека, а задуманное героем насилие – его собственной натуре. Помимо этого, во сне присутствует много символики. Например, рядом с кабаком – центром пьянства, ругани и грязи – находится церковь. Небольшое расстояние между этими местами означает, что у человека всегда есть возможность прекратить грешить и начать праведную жизнь.
Раскаяние – это одна из основных тем романа, которая тоже раскрывается с использованием сна. Уже на каторге Раскольникову снится, что мир погряз в моровой язве, он наполнен человеческими страданиями и мучениями.
Трихины заражают людей, проникают в мозг и внушают человеку, что только он в этом мире прав. Зараженные убивают друг друга, но есть люди, переболевшие этой болезнью. Именно они способны вылечить мир и спасти человечество, однако их больше никто не слышит и не видит. Достоевский показывает выход – нужно отказаться от нравственного нигилизма, чтобы найти истину. Именно в этот момент Родион окончательно разочаровывается в своей теории и осознает, к чему приводит вседозволенность. Герой встает на путь раскаяния и очищения, возрождая свою душу.
Таким образом, сны в романе «Преступление и наказание» помогают понять психологию Раскольникова и показывают, что он чувствует на самом деле и как меняется его мировоззрение. Не стоит забывать и о символике, ведь с помощью нее автор доносит до читателя свои идеи об ужасах безнравственности и вседозволенности или о возрождении души
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем чат-боте Сочинения24
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id42835
голоса
Рейтинг статьи
Третий сон Раскольникова. Сон об Илье Петровиче и хозяйке
Отрывок из романа Преступление и наказание часть 2 глава II
Он пришел к себе уже к вечеру, стало быть, проходил всего часов шесть. Где и как шел обратно, ничего он этого не помнил. Раздевшись и весь дрожа, как загнанная лошадь, он лег на диван, натянул на себя шинель и тотчас же забылся…
Он очнулся в полные сумерки от ужасного крику. Боже, что это за крик! Таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слез, побои и ругательств он никогда еще не слыхивал и не видывал. Он и вообразить не мог себе такого зверства, такого исступления. В ужасе приподнялся он и сел на своей постели, каждое мгновение замирая и мучаясь. Но драки, вопли и ругательства становились всё сильнее и сильнее. И вот, к величайшему изумлению, он вдруг расслышал голос своей хозяйки. Она выла, визжала и причитала, спеша, торопясь, выпуская слова так, что и разобрать нельзя было, о чем-то умоляя, — конечно, о том, чтоб ее перестали бить, потому что ее беспощадно били на лестнице. Голос бившего стал до того ужасен от злобы и бешенства, что уже только хрипел, но все-таки и бивший тоже что-то такое говорил, и тоже скоро, неразборчиво, торопясь и захлебываясь. Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку! Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени, — это ясно, это слышно по звукам, по воплям, по ударам! Что это, свет перевернулся, что ли? Слышно было, как во всех этажах, по всей лестнице собиралась толпа, слышались голоса, восклицания, всходили, стучали, хлопали дверями, сбегались. «Но за что же, за что же, и как это можно!» — повторял он, серьезно думая, что он совсем помешался. Но нет, он слишком ясно слышит!.. Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, всё это из того же… из-за вчерашнего… Господи!» Он хотел было запереться на крючок, но рука не поднялась… да и бесполезно! Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его… Но вот наконец весь этот гам, продолжавшийся верных десять минут, стал постепенно утихать. Хозяйка стонала и охала, Илья Петрович всё еще грозил и ругался… Но вот наконец, кажется, и он затих; вот уж и не слышно его; «неужели ушел! Господи!» Да, вот уходит и хозяйка, всё еще со стоном и плачем… вот и дверь у ней захлопнулась… Вот и толпа расходится с лестниц по квартирам, — ахают, спорят, перекликаются, то возвышая речь до крику, то понижая до шепоту. Должно быть, их много было; чуть ли не весь дом сбежался. «Но боже, разве всё это возможно! И зачем, зачем он приходил сюда!»
Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. Вдруг яркий свет озарил его комнату: вошла Настасья со свечой и с тарелкой супа. Посмотрев на него внимательно и разглядев, что он не спит, она поставила свечку на стол и начала раскладывать принесенное: хлеб, соль, тарелку, ложку.
Анализ третий и последний сон Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Кроме того, третий кошмар является и своеобразным подтверждением собственных догадок Раскольникова о слабости своей натуры, неспособности хладнокровно и равнодушно переступить через труп человека. Описание молчаливо смотрящих людей в этом сне предваряет появление Аркадия Ивановича Свидригайлова в комнате Раскольникова. Этот человек является психологическим двойником главного героя, он некоторое время наблюдает за спящим юношей.
В эпилоге романа описывается еще один сон Раскольникова, который больше напоминает полубред. Этот сон становится предвестником нравственного выздоровления, избавления от сомнений и мучительного поиска ответов на вопросы о крушении собственной теории. Родиону снится, что приближается конец света, весь мир погибает от страшной болезни. Появились микробы, точнее, одаренные умом и волей духи, которые вселяются в людей, делают их сумасшедшими и абсолютно невменяемыми. При этом зараженные люди считают себя самыми умными и уверены в правоте своих действий. Больные жестоко уничтожают друг друга, словно пауки в банке. После такого кошмара Раскольников полностью исцеляется: и духовно, и физически. Он готов к новой жизни, в которой нет места чудовищной теории.
Таким образом, сны Раскольникова в композиционном отношении играют существенную роль: они заостряют внимание читателя на развитии сюжетной линии, на представленной автором системе образов; готовят к последующим эпизодам; способствуют наилучшему пониманию основной идеи романа. К тому же, в художественно-изобразительном плане такие элементы, как сны, имеют очень большое значение
Они помогают наиболее полно и глубоко раскрыть характер и психологию главного героя. Возможно, если бы Раскольников прислушался к голосу своего внутреннего «я» с самого начала, то не оказался бы он раздавленным страшной трагедией, расколовшей на две половины его сознание.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id3691
Главная мысль эпизода
Что же хотел показать писатель этим эпизодом? Достоевский акцентирует внимание на неприятие убийства человеческой натурой, в том числе и натурой Родиона. Перед сном Раскольников думал, что будет полезно убить старуху-процентщицу, отжившую свой век и заставляющую страдать других
От ужасной сцены, увиденной во сне, Раскольников весь покрылся холодным потом. Так боролась его душа с разумом.
Делая анализ сна Раскольникова, мы убеждаемся, что сон не имеет свойства подчиняться разуму, поэтому в нем видно натуру человека. Идеей Достоевского было показать этим сновидением непринятие душой и сердцем Родиона убийства. Реальная же жизнь, где герой заботится о матери и сестре, желает доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» личностях, заставляет его идти на преступление. Он видит в убийстве пользу, которая заглушает муки его натуры. В старушонке студент видит никому не нужное, вредное существо, которое вскоре и само умрет. Тем самым писатель вложил в первый сон истинные причины преступления и противоестественность убийства.
О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)
Рассказывают, что В. Г.Белинский сказал тогда еще молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело «государственного преступника» Достоевского. И быть может, именно на каторге у писателя зародилось желание написать о душевных муках преступника, о болезненной ломке его теорий. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герой противоположны.
В темной каморке, когда нечего было
есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.
Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжать учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем, чтобы промотать деньги. Чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки и их не переделать — «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние
внешне ничем не отличаются от простых людишек, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, переступая через закон и кровь. Раскольников решает стать таким властелином.
Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и Магометы» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до сознания того, что невозможно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Ведь где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? Остается решать только с точки зрения своего блага.
История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей,- всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Сегодня много спорят о сущности Октябрьской революции. А ведь и большевики надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразовать мир, Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали им такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и военной) навязать остальным свою волю. Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?
Итак, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Он выдержал «испытание» и, казалось бы, может идти к власти дальше. Но уже не может, не выдерживает. Почему? Не только потому, что сдали нервы. И не потому, что, как считает сам герой, оказался «вошью». Мы видим, что Родион Раскольников — личность незаурядная. И прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.
Хотя ум Раскольникова не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По собственной теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет пробовать таким образом, какой он, обыкновенный или нет, человек…
Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.
Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, обречен носить в душе страшную тяжесть одиночества. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра для него становятся чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который знает цену своим поступкам и не обставляет их «высокими» теориями. Впрочем, и он не выдержал до конца своей роли.
Если бы не сострадание и любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.
Хотя Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.
Трудно читается роман, не сразу «разгрызешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту слов М. Горького о том, что «гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобретательности его талант равен, быть может, только Шекспиру».
Сон как художественный прием
На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.
В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием
Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.
Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.
Сон Раскольникова о конце света — текст, эпизод, фрагмент, отрывок
Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.<o>
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во всё время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно.***Это был текст эпизода «Сон Раскольникова о конце света» (отрывок, фрагмент) из романа «Преступление и наказание» Достоевского. Смотрите:
В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.
Сон Раскольникова о трихинах и его значение
В сне Раскольников видит, как он покупает мясо с трихинами и ест его без всякой опаски или страха перед последствиями. Этот сон можно рассматривать как метафору преступления и убийства, которые совершил главный герой. Трихины, являющиеся маленькими паразитами, символизируют чувство вины, которое постепенно начинает пронизывать Раскольникова.
Важно отметить, что во время сна Раскольников не испытывает никакого страха или ужаса перед трихинами, что отражает его начальное отношение к своему преступлению. Он считает, что его действия были оправданы и служили высшей цели
Однако этот сон предвещает грядущую душевную борьбу главного героя.
Сон о трихинах становится пророческим, потому что в дальнейшем Раскольников испытывает все большую тревогу и наказание за свое преступление. Это символизирует проникновение чувства вины и осознание неправильности его действий. В конечном итоге, Раскольников осознает свою вину и признает необходимость наказания, что приводит его к искреннему раскаянию и путь к искуплению.
Таким образом, сон Раскольникова о трихинах имеет глубокое символическое значение в романе. Он предвещает внутреннюю борьбу и конфликт главного героя с его совестью. Этот сон служит напоминанием о неправильности преступления и необходимости искупления, чтобы преодолеть чувство вины и восстановить моральное равновесие героя.
Шанс на спасение
Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех его мук. Истинное наказание – в настоящем раскаянии, в муках, которые человек испытывает после преступления. У всех есть шанс на спасение. Герой не обделен положительными качествами изначально. Он способен сострадать и сопереживать, он готов отдать последнее. В поисках ответа, он обвиняет в этом Сонечку Мармеладову, но именно это качество помогает Раскольникову спастись и встать на путь истинный. Только поняв разрушающую силу эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться. Через страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион понимает ценности, которые действительно могут спасти человека от страшных грехов и помыслов.
В романе «Преступление и наказание» автором поднимаются глобальные вопросы о человеческой сущности, о нравственности, о разделении добра и зла в человеке. Сон на каторге является итогом мук Раскольникова и началом его новой жизни.
Статья поможет написать грамотное и вдумчивое сочинение на тему «Сон Раскольникова на каторге».
Предыдущая СочиненияМотив убийства Раскольникова в “Преступлении и наказании”
Второй сон. Сон о том, как Илья Петрович бьёт хозяйку.
Сразу после совершения убийства Раскольников видит второй безобразный и ужасный сон, который наполнен только воплями, криками и в котором Илья Петрович бьёт хозяйку квартиры: «Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени». Здесь нет ярких и приятных красок, каких-то дорогих сердцу воспоминаний, а только ужас и страх: «она ныла, визжала и причитала», голос бившего хрипел. «Таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал и не видывал», — пишет автор.
Но так как Родион в это время находился в лихорадочном состоянии, испытывал общее раздражение, то этот сон можно назвать скорее галлюцинацией или бредом. С одной стороны, Достоевский с помощью этого эпизода раскрывает подсознательное желание Раскольникова расправиться ещё с одной «вошью», так как именно в это время герой должен немалые деньги квартирной хозяйке, но с другой – это всё – страх перед будущим, которое впоследствии может стать поистине ужасным.
Но будто бы в ответ на внутренние душевные переживания Роди его мать присылает ему денег. Раскольников выкупает у своей квартирной хозяйки вексель, и уже одной проблемой меньше, но если её сравнивать с драмой героя, то она просто кажется каплей в море!
Несмотря на всё, Родион был просто поражён такой жестокостью людей. Возможно, в этом сне он себя оправдывает и говорит себе, что он не один такой, то есть, по сути, любой человек способен на преступление, если его толкнёт судьба или так сложатся обстоятельства.
Сочинение Роль снов Раскольникова
Сны в «Преступлении и наказании» играют очень большую роль. В них сокрыты параллели с реальностью, которую проживают главные герои, их потаенные мысли и страхи. Также они полны символов, вместе складывающихся в единое целое; за ними скрыта суть романа Достоевского
Наибольшее внимание уделяется двум очень сложным с точки зрения психологии персонажам: Раскольникову и Свидригайлову
Родион Раскольников видит на протяжении всего произведения пять снов. Первый его настигает после встречи с нетрезвой девушкой на бульваре. Он затрагивает детство героя и жизнь в родном городе, скучном и сером. Краски вокруг мрачные, лишь только местная церковь выделяется на унылом фоне. Особенно сильно она контрастирует с находящимся неподалеку кабаком, олицетворявшем в глазах маленького Родиона низшие людские пороки и зло. Их близкое расположение не случайно: тем самым автор хочет показать, что, даже когда человек сошел с верного пути, у него есть шанс найти искупление в религии.
Также в этом сне фигурирует убийство лошади кнутом. Сцена показывает, что отношение Раскольникова к насилию никогда не менялось. В глубине души Родион испытывает к нему отвращение, пусть и пытается выдумать оправдание своим планам на старуху-процентщицу.
Второй сон повествует о далекой Африке. Голубой оазис посреди пустыни — последний шанс на спасение, не только от жажды, но и от греха. Важную роль сыграло сравнение с Наполеоном, ведь его первые походы были на Египет. Как и тщеславный французский полководец, проигравший в первом бою, он не получит удовлетворения от совершения преступления.
Последующие сны Раскольникова выражают чувство его вины и тревоги из-за содеянного. В одном нам ним смеётся старуха, как будто сама судьба, заставляющая чувствовать раскаяние; в другом Родион становится свидетелем издевательств и не может их стерпеть. Оба эти видения показывают, что в герое до сих пор осталась человечность, мешающая смириться с произошедшим и желающая отыскать прощение. Пятый сон – кошмар, в котором мир погружается в хаос – окончательно убеждает Раскольникова в том, что важны не заумные теории, а не добрые и искренние поступки.
Свидригайлов тоже видит сны, которые постепенно раскрывают его внутреннюю сущность, спрятавшуюся за маской циничного подлеца, лишь изредка по внезапному хотению способного на благородство. Через них Аркадий Иванович видит, насколько он на самом деле ничтожный и слабый человек, предавшийся пороку и давно лишившийся шанса на спасение.
Предчувствие грядущего падения
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» важную роль играют сновидения главного героя, Раскольникова. Одним из таких снов, которые имели высокую значимость в ходе исследования психологического состояния Раскольникова, был его сон о трихинах. Этот сон можно рассматривать как предчувствие грядущего падения главного героя.
Во время сна Раскольников видит масштабное зло, которое охватывает обитателей города. Они бессознательно становятся иными, чужими, превращаясь в трихинозных свиней, которые являются символом грязи и развращения в романе. Этот сон можно сравнить со сценой карнавала, где границы между добром и злом стираются, и люди теряют свою человеческую природу.
Трихина, как паразит, крепко укореняется в своих жертвах, аналогично тому, как зло закрепляется в сердце Раскольникова перед и после преступления. Сон о трихинах воссоздает атмосферу мрачной тайны и универсального греха, которые охватывают общество. Кроме того, это сон является предвестником грядущего падения Раскольникова, своеобразным предупреждением о последствиях его преступления.
Сон о трихинах имеет глубокое символическое значение в романе «Преступление и наказание». Он представляет собой предчувствие и предупреждение героя о неизбежных последствиях его действий. Этот сон олицетворяет скрытое зло, которое пронизывает общество, и предупреждает о том, что пришло время для Раскольникова отдать дань за его преступление.