Содержание и структура главы о сне Обломова
Значение «Сна Обломова» — это актуализация характера героя. Роль этой главы в романе можно отследить по ее содержательной и композиционной линии.
Содержательная роль главы
А) объяснение причин формирования характера Обломова, объяснение национальных русских черт
Б) Основные черты Обломовки
(«оно (небо) распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод», «Все сулит там покойную долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть»);
(«Как все тихо, сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!»);
(«У них, как и у всех людей, были и заботы, и слабости, взнос подати или оброка, лень и сон; но все это обходилось им дешево, без волнений крови»);
(… няня «начинает натягивать ему чулочки»,»… начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками»; » Он не внимал запрещениям матери и уже направлялся к соблазнительным ступеням, но на крыльце показалась няня и кое-как поймала его»; «…напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей»);
(» Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке», «Наступал час всеобщего послеобеденного сна»; » выпивается чашек по двенадцати чаю…», » После чая все займутся чем-нибудь: кто пойдет к речке и тихо бродит по берегу…; другой сядет к окну и ловит глазами каждое мимолетное явление»);
в вере в чудеса, приметы и сказки
(» И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной смысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины…»);
(» Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли»…);
- в важных актах жизни семьи Обломовых — родинах, свадьбе, похоронах;
- вывод автора
(«Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья»…);
история с письмом как прообраз поведения Ильи Ильича;
отношение к просвещению
(«Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду»)
Структурная роль главы о сне героя
Ее появление в первой части романе «Обломов» дает объяснение предшествующему поведению персонажа и последующим его поступкам.
«… он проясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения» (А.В.Дружинин)
Сравнение сна Обломова с другими сюжетными элементами
Сон Обломова играет важную роль в произведении, олицетворяя его главного героя и его внутренний мир. В сне Обломова автор раскрывает тему лени и бездействия, которые так характерны для героя. Сон представлен как пространство, где Обломов чувствует себя комфортно и защищенно, отказываясь принимать реальность. Это отличает его от других сюжетных элементов произведения, таких как непосредственные действия и диалоги между персонажами.
В сон Обломова переплетены его детские воспоминания и фантазии, указывая на его склонность к мечтательности и отрешенности от реальности. Сон является отражением его внутреннего мира и его стремления жить в мире иллюзий, где нет необходимости преодолевать собственную лень и пассивность. Это различие между иллюзорным миром сна и реальностью делает сон Обломова столь важным сюжетным элементом.
Сон Обломова также сравнивается с другими сюжетными элементами, такими как встречи с другими персонажами и событиями в жизни героя. В этих сценах Обломов обычно пребывает в своем сонном состоянии, не желая выходить из зоны комфорта и быстро возвращаясь к своим фантазиям и мечтам. Это показывает его оторванность от реального мира и его предпочтение пассивности и бездействию.
Таким образом, сон Обломова занимает важное место в произведении, обращая внимание на главную тему произведения — лень и бездействие. Он выделяется среди других сюжетных элементов своей символической значимостью и способностью отразить внутренний мир героя
Роль сна в романе «Обломов»
В девятой главе романа «Обломов» особую роль играет сон обломова. Он становится символом его бездействия, беспомощности перед собственной жизнью и нежелания что-то менять. Сон становится иллюстрацией пассивности и уклончивости обломова.
Во время сна обломов видит свою мать, которая пытается разбудить его и привести к действию. Но обломов оказывается не в состоянии проснуться и остается в своем бездельничестве. Эта сцена является выразительным образом показывает пассивность и инертность героя.
Сон также фактически становится началом нового этапа в жизни обломова. Хотя сон показывает его бездействие, оставляет надежду на его пробуждение и изменение ситуации. Сон становится проблеском будущих действий, которые герой пока еще не реализовал.
Функции сна в романе «Обломов» | Роль сна в романе «Обломов» |
---|---|
Символ бездействия и пассивности. | Иллюстрация инертности главного героя. |
Сцена, показывающая изменение в жизни обломова. | Выразительный образ его нежелания осуществлять действия. |
Таким образом, сон обломова в 9 главе романа «Обломов» играет важную роль и символизирует его бездействие и нежелание преодолевать собственные слабости. Тем не менее, это также начало нового этапа в его жизни, который может привести к изменениям и активности.
Вариант 2
«Сон Обломова» — это не просто глава в романе Гончарова, а самостоятельное произведение в произведении. Писатель в этом эпизоде попытался проанализировать детство и юность Обломова, чтобы понять сущность его души, причину, почему он такой.
Обломов вспоминает своё детство с нежностью, лаской, огромной любовью. Он трепетно вспоминает пейзажи, интерьеры, образы близких людей.
В «Сне» читатель наблюдает за Обломовым в детстве. Здесь, в маленьком Илюше, можно увидеть такие черты, которых уже нет во взрослом Обломове. Например, любознательность. У маленького Обломова часто возникает желание поиграть с деревенскими мальчишками, погулять. Он часто задает вопросы, на которые не получает полных ответов. То есть, таким образом автор показывает, что каждый ребенок в детстве любопытный, любознательный, активный и озорной. Но не каждому удается сохранить эти качества во взрослом состоянии. Что помешало Обломову быть таким же активным и энергичным, как в детстве?
Вся Обломовка пронизана атмосферой ленности и безделья. Автор нежно описывает традиционный послеобеденный сон, когда словно вся Обломовка замирала на некоторое время. И даже Илюша, который хотел в это время погулять, был вынужден ложиться в кровать и предаваться сладкому сну. Писатель описывает и крестьян, которые, подобно хозяевам, не работали, а отдыхали всё время. Илья Обломов, находясь в такой обстановке, не мог вырасти другим. У ребенка еще нет силы воли, чтобы противостоять злу. Он делает то, что делают его родители.
Затем в «Сне» появляется Обломов-подросток. Чтобы учиться, ему надо было покинуть родной дом. Конечно, Обломов, привыкший к ласке и нежности Обломовки, не мог привыкнуть к новому месту. Он так и не смог выучиться, получить образование. Все задания за него делал Штольц, с которым он вместе учился.
Таким образом, «Сон» раскрывает становление личности главного героя. Илья Обломов провел самую важную часть своей жизни в месте, где все бездельничали и отдыхали. Он не видел хорошего примера, а все его положительные черты не смогли выдержать испытание Обломовкой. Позднее эта ленность настолько засосала героя, что он не смог избавиться от нее. Никто не виноват в том, что Обломов такой. Это его судьба, как и каждого представителя рода Обломовых. Возможно, когда-то найдется такой человек, который остановит эту цепь. Автор считает, что им должен стать Андрей — сын Обломова, которого воспитывает Штольц.
Детство Обломова
В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.
Символика снов в романе
Сон Обломова в романе «Обломов» имеет глубокое символическое значение и является одним из ключевых аспектов произведения. В сновидении автор передает нам важные идеи и эмоции, а также раскрывает характер и внутренний мир главного героя.
Во-первых, сон Обломова является отражением его бездействия и пассивности. Во время сна мы видим, что Обломов лежит на диване и ничего не делает, погруженный в мир фантазий и иллюзий. Это символизирует его желание уйти от реальности и сохранять свое состояние пассивности.
Во-вторых, в сновидении появляются различные образы и персонажи, которые отражают разные стороны личности героя. Например, появляется образ стоящего на пороге незнакомца, который является символом перемен и новых возможностей. Обломов не может сделать выбор и встретить вызов, о чем говорит его реакция на появление незнакомца — он пытается спрятаться и не вступать в диалог.
Еще одним важным моментом в сновидении является появление образа Агафьи Матвеевны, верной служанки Обломова. Она символизирует привязанность героя к прошлому, к его детству и беззаботной жизни. Однако, вместо того чтобы обратиться к ней и получить поддержку, Обломов игнорирует ее присутствие и продолжает лежать на диване.
Наконец, сон Обломова является уникальным моментом, когда мы можем взглянуть в его подсознание и увидеть его скрытые желания и внутренние конфликты. Он становится метафорой для всего романа, который рассказывает о растерянности и самоотречении героя.
В целом, символика снов в романе «Обломов» имеет глубокое значение и помогает нам лучше понять главного героя и его внутренний мир. Греческий и психологический данный феномен оказывает на нас сильное влияние и отражается на нашем поведении, что и подтверждается в романе «Обломов».
Сочинение на тему сон Обломова
Сочинение на тему сон Обломова начну с того, что в этой главе рассказывается о человеке, живущем в комфорте. Он чувствует себя в безопасности и защищен от окружающего мира. Его сознание ничто не будоражит, ведь в данном мирке царит полная гармония. При этом его личное пространство располагается вдали от окружающего мира. Все, кто тут проживает, лишь со слов знают о другом мире. Жители Обломовки не задаются лишними вопросами. В их голове напрочь отсутствуют даже любая мысль.
Именно с помощью образа Обломовки автору удастся передать уклад жизни ее обитателей. У Обломова ей уделяется особое место. Он сидит и наблюдает за тем, что происходит во дворе. Изначально же герой представляется читателю талантливым и энергичным. Он активен и явно неглуп, весьма наблюдателен. Всю жизнь ему твердили о том, что он является истинным барином и владеет рабами.
Обломову нет никакого смысла трудиться. Абсолютно все за него выполняют слуги и крестьяне. Если же он, еще будучи ребенком, и хотел что-то сделать сам, его сразу же останавливали. Как только он выходил во двор, за ним мгновенно мчались няньки, оберегая мальчишку от возможной опасности.
То, каким является окружающий мир, Обломов узнавал лишь от няни. Некоторые из этих рассказов привели к возникновению явных страхов, связанных с внешним миром. Не удивительно, что чрезмерная опека, ограждение от реального мира, отразились на жизни Ильи в обществе. Даже важные для него события были обречены на крах. Ведь он не мог изменить навязанный с раннего детства жизненный уклад.
Роль сна Обломова при написании сочинения объяснить несложно. Он повествуется в виде своеобразной сказки. При этом с помощью именно этой главы в полной мере раскрывается образ главного героя. Сам же образ Обломовки является собирательным. Это своеобразное сонное царство, способное погубить все активное и живое.
Летний день в Обломовке
Обломову приснился обычный летний день в родном поместье. Утром старая няня одела его и повела к матери. Увидев давно умершую мать, Обломов во сне прослезился и «затрепетал от радости, от жаркой любви к ней». Заботливо осмотрев Илью, мать подвела его к образам и долго молилась, а мальчик смотрел в окно, рассеянно повторяя слова молитвы.
Потом был обильный завтрак, на котором присутствовали отец Ильи, гости, престарелые тётки, жившие в Обломовке, и прочие родственники. Илью осыпали поцелуями, накормили до отвала и отпустили гулять, строго приказав няньке не пускать ребёнка «к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг». Овраг пользовался дурной репутацией. Обломовцы верили, что там водятся бешеные собаки, разбойники, волки и разные мифические существа.
Вырвавшись из дома, Илья попытался забраться на ветхую галерею, огибавшую дом, на сеновал и голубятню, прорваться на скотный двор и к страшному оврагу, но няня каждый раз ловила его за руку и называла «юлой». Иногда Илья вдруг утихал, садился возле няни, наблюдал за окружающим его миром и задавал старушке разные вопросы, на которые та отвечала, как умела.
Тем временем жизнь в Обломовке шла своим чередом. На кухне готовили обед, в людской кто-то прял, мать Ильи распоряжалась хозяйством, а отец сидел у окна и за всеми наблюдал. Главной заботой в Обломовке была кухня: что приготовить на обед решали на семейном совете, но последнее слово было за хозяйкой.
Обеды в Обломовке готовились из своих продуктов, были вкусными и обильными, особенно по воскресеньям и праздникам. В эти дни пекли «исполинский пирог» с начинкой, который и хозяева, и слуги ели три дня.
После не в меру сытного обеда и хозяева, и слуги уснули мёртвым сном. Няня тоже не выдержала, заснула. Илья наконец получил полную свободу и сделал всё, что ему запрещалось.
Вечером пробудившиеся Обломовцы долго пили чай из огромного самовара, грушевую воду, квас — всё, что могло утолить невыносимую жажду. Ребёнку было весело наблюдать за ними. За чаем последовал ужин. Когда совсем стемнело, Илюше захотелось погулять в лесу, но мать не пустила: там бродит леший и уносит маленьких детей.
Ребёнку захотелось знать, какой он, леший, и мать дала волю фантазии. Слушая её, Илья заснул, и его унесли в постель.
Сон Обломова и его отношение к теме лени и бездействия
Сон Обломова — это один из ключевых моментов в романе И.А. Гончарова «Обломов». В этом сне главный герой погружается в мир своих сновидений, где ему являются образы его прошлого и настоящего. Одним из главных мотивов сна является тема лени и бездействия, которая преследует Обломова на протяжении всего романа. Во время сна он осознает свою бездейственность и понимает, что ему нужно изменить свою жизнь. Однако, как и в реальной жизни, Обломов не может преодолеть свою лень и продолжает жить в своем мире сновидений. Этот сон является символом того, что лень и бездействие могут стать настоящей преградой на пути к счастью и успеху.
Что такое обломовщина
Рассказывая о детстве героя с помощью его сна, Гончаров помогает читателям проанализировать истоки текущего образа жизни Обломова и прямо отвечает, что погубило героя: виной всему «обломовщина».
Если критик Н. А
Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» сосредоточил своё внимание на социальном явлении, свойственном крепостнической России 19 века («Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить»), то Гончарова «обломовщина» волнует на более широком уровне — это явление, свойственное каждому русскому, а отчасти — любому человеку без привязки ко времени и пространству
Чтобы понять, что именно вкладывает автор в слово «обломовщина», важно посмотреть, каким эпизодом завершается «Сон Обломова». Маленького Илью, убежавшего из дома поиграть в снежки, ловят, закутывают в одеяло, поят чаем с малиной и 3 дня держат дома, когда ему полезно только одно: «опять играть в снежки»
Но потребностям Ильи никто не придаёт значения.
Обломова с детства берегли от трудностей жизни, пугали его «страшным оврагом», запрещали бегать и исследовать мир, взамен рассказывая причудливые сказки на ночь. В результате Илья вырос инфантильным мечтателем, который боится жизни.
Обломов подобен всем другим жителям Обломовки, причём не только дворянам, привыкшим, что к их услугам всегда «триста Захаров». Сам Захар недалеко ушёл от своего хозяина по укладу жизни и привычкам. Общий жизненный застой, тяготение к традиционному укладу сделали Обломова пассивным и бездеятельным.
Равно как в детстве Обломова, полученное письмо не могли прочитать 4 дня, а затем отложили в сторону, чтобы никогда на него не ответить, так повзрослевший Илья Ильич не может заставить себя написать письмо управляющему, чтобы решить проблемы в деревне, до последнего предпочитает затягивать с переездом.
Неотъемлемая часть Ильи Ильича — восточный халат, символ обломовской лени, которая поглощает героя целиком. Он кутается в одежду, как в детстве кутался в одеяло, создающее иллюзию защиты от ужасного «внешнего мира».
Смысловая нагрузка сна
В сне Обломов часто находит покой и убежище от реальности. Он погружается в мир фантазий и иллюзий, где все его проблемы и заботы исчезают. Во сне герой чувствует себя свободным и беззаботным, отбрасывает все ограничения и впускает в свою жизнь яркие цвета и необычные образы.
Однако сон Обломова также отражает его пассивность и отсутствие инициативы. Герой проводит большую часть времени, лежа в постели и дремля, откладывая все на потом. Сон становится ему способом избежать ответственности и решения проблем. И это становится символом его бездеятельности и пассивного образа жизни.
Сон Обломова также имеет свою символику. Кровать, в которой герой проводит большую часть жизни, становится символом его бездействия. Она становится угнетающим и подавляющим средством, которое не позволяет ему раскрыть свои способности и идти вперед. Частые сны героя о погружении в воду могут символизировать его стремление к спасению и искание пути к новой жизни.
- Сон Обломова является одним из ключевых элементов романа, отражающих его внутренний мир.
- В сне герой находит убежище от реальности и погружается в мир фантазий.
- Однако сон символизирует его пассивность и отсутствие инициативы.
- Кровать становится символом его бездействия и подавления.
- Сны о погружении в воду могут отражать его стремление к переменам и новой жизни.
Вторая часть.
Далее Обломов видит себя в семь лет. Когда Илья был маленький, ему были присущи следующие качества: веселый, любопытный и любознательный. Он хотел узнать многое, посмотреть на мир, но нянечка и мать не давали ему это сделать. Родители ленились и не работали, сидели у окна и пили чай. В обед был положен сон, который длился около трех часов. В это время за Илюшей никто не сморит, поэтому он пытается исследовать местность за забором, а когда кто-то начинает просыпаться — возвращается в дом. Если же нянечка видит, что маленький Илюша вышел за забор или идет на пути к оврагу — начинаются крики и оры, все бегут спасать бедного мальчка.
Взрослый Обломов
Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.
Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.
Данная статья поможет написать сочинение на тему «Анализ эпизода «Сон Обломова», указать основные моменты и значение эпизода.
Отражение в снах внутреннего мира героя
Сон Обломова является важным моментом в романе, который отражает внутренний мир главного героя и его состояние души. Во сне Обломов переживает разнообразные эмоции и мысли, которые свидетельствуют о его внутреннем противоречии и непростой психологической обстановке.
Во время сна Обломов уходит в реальность своего прошлого и вспоминает моменты своей молодости, когда он был активным и полным энергии человеком. Он видит себя, как юношу, полного амбиций и стремлений, что является контрастом к его текущему состоянию пассивности и безразличия.
Во сне тоже отражается его желание насладиться жизнью и испытать все ее радости и горести. Обломов видит себя в разных ситуациях – славных и забавных, любовных и тревожных, что отражает его стремление к разнообразию и полноте жизни.
Очень важным моментом во сне Обломова является его встреча с границей: он видит себя на границе двух миров — мира сна и мира реальности. Этот мотив символизирует его внутренний конфликт между желанием погрузиться в свои грезы и неизбежностью возвращения к реальности.
Сон Обломова показывает его внутренний мир, в котором присутствуют две противоречивые стороны – активная и энергичная молодость и безразличная и пассивная зрелость. Это отражает основную тему романа — противоречия и конфликты внутреннего мира героя.
Ключевые аспекты сна Обломова:
Аспект
Значение
Внутреннее противоречие
Сопротивление Обломова и его желание погрузиться в мир своих грез
Желание насладиться жизнью
Стремление Обломова испытать все радости и горести
Встреча с границей
Символ внутреннего конфликта героя
Сон Обломова является интересным и важным событием, которое позволяет читателю лучше понять внутренний мир главного героя и представить его внутреннюю борьбу и противоречия. Этот сон создает эмоциональную напряженность и служит ключевым аспектом романа, помогая выявить основные темы и идеи, заложенные в произведение.
Роль сна в развитии сюжета
Сон является одним из ключевых аспектов развития сюжета романа «Обломов» Ивана Гончарова. Сон обломовского героя имеет особое значение, позволяя погрузиться в его внутренний мир и раскрыть его характер. Всего в романе описаны четыре сна Обломова, каждый из которых играет свою роль в развитии и понимании его личности.
-
Первый сон — сон Обломова о детстве. В этом сне он воспоминает свое счастливое детство, связанное с родительским домом, играми и заботой бабушки. Этот сон показывает, как сильно Обломову не хватает этого детского счастья и беззаботности в его взрослой жизни. Он отчаянно стремится вернуться в прошлое и избежать реальности, где ему предстоит принять ответственность и сделать выборы.
-
Второй сон — сон Обломова о сельской местности. В этом сне он видит свою родную деревню и характерные черты обычной жизни. Этот сон отображает его желание вернуться в привычную обстановку, где время течет медленно и нравы просты. Однако он также осознает, что в деревне нет перспектив для его интеллектуальных и социальных амбиций.
-
Третий сон — сон Обломова о своей невесте Ольге. В этом сне он представляет свою идеальную жену, которая объединяет в себе все его тайные желания и мечты. Этот сон показывает его желание найти идеальную женщину, которая будет его исконным суженным и сможет полностью понять его природу. Однако этот идеал остается только в его воображении, и реальность его существования под сомнением.
-
Четвертый сон — сон Обломова о беспечности. В этом сне он уплывает на яхте, наслаждаясь безмятежной жизнью и свободой от забот. Этот сон отображает его внутреннюю борьбу между желанием прожить жизнь, не беспокоясь о проблемах, и осознанием необходимости действовать и принимать ответственность. Этот сон является своеобразным итогом его раздумий и приводит к осознанию обязательств перед собой и окружающими.
Таким образом, сны Обломова играют важную роль в развитии сюжета романа, отражая его внутренний мир, желания и конфликты. Они помогают читателю лучше понять этого героя и его сложные отношения с реальностью.
История создания произведения
Гончаров писал роман на протяжении 12 лет. Премьерное представление состоялось в журнале «Отечественные записки» в 1859 году.
К работе писателя подтолкнули размышления Белинского об утраченном укладе жизни россиян. По представлению автора только в таких местах, как Обломовка еще остались люди с патриархальным сознанием. Нормы жизни передавались родителями от дедушек, а дедушки перенимали от прадедушек. И всякое проявление личной воли наполняло души ужасом и страхом…
В девятой главе «Сон Обломова» Гончаров живо отразил ускользающую эпоху. Глава выпускалась отдельным тиражом в журнале «Современник» в первый год создания романа.
Сон Обломова. Своеобразие эпизода и его роль в романе
«Сон
Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе»
«Сон Обломова» — это особая глава романа.
«Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер
Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья,
уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух
деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили
их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира,
боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и
приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и
тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить
грех. Так же жили и помещики Обломовы.
Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь
день сидел у окна или прогуливался по дому.
Мать Обломова была деятельнее мужа, она
наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы
дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его
растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться.
Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время,
когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время
всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и
галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир.
Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов
стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому
привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить
в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью
зависел от слуги Захара.
В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу
сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали
поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во
взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень
и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за
житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место
обломовской лени.
Обломовы не любили книг и считали, что
чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не
любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие
отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с
учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его
другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим
развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и
упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать,
как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления
обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление
многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана»
потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность
Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на
некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с
ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через
несколько лет умер.