Лебеди, отражающиеся в слонах
Двойные изображения были важной частью параноидально-критического метода Дали. Как и полотно «Метаморфоза Нарцисса», это произведение использует отражение в озере, чтобы создать двойное изображение
Три лебедя перед деревьями отражаются в озере, так что их шеи становятся слонами слонов, а деревья становятся ногами слонов. Пейзаж контрастирует с тишиной озера, поскольку Дали писал вихреподобные изображения, чтобы изобразить фоновые скалы и небеса.
Лебеди, отражающие слонов, считаются знаковой живописью в сюрреализме, поскольку она повышает популярность стиля двойного изображения. Это самый известный двойной образ, созданный Сальвадором Дали; его величайший шедевр с использованием параноидально-критического метода; и одна из самых известных работ в сюрреализме.
Кстати, говоря об озёрах, напомним, что на нашем сайте TopCafe.su есть очень интересная статья с фотографиями про удивительный комплекс Плитвицких озер.
5
Check out essays on more Spanish Painters.
Robert Descharnes, Gilles Néret (1 August 2007). Salvador Dalí: 1904-1989. The paintings. Taschen.
Michael Taylor in Dawn Adès (ed.), Dalí (Milan: Bompiani, 2004).
Lorenzo, Bernini, Gian. “The Obelisk of the Minerva”. www.theeuropeanlibrary.org.
See the piazza della Minerva where the Elephant and Obelisk statue sits
Heckscher, William S. (1947). “Bernini’s Elephant and Obelisk”. Art Bulletin. XXIX (3): 155–182.
Popham, A. E. ‘Bernini’s Drawings of Elephants’. The Burlington Magazine 97, no. 633
Descharnes, Robert, Salvador Dalí (translated by Eleanor R. Morse), New York, Abradale Press, 1993
Ades, Dawn, Salvador Dalí, Thames and Hudson, 1995 (2nd ed.)
Dalí, Salvador, The Diary of a Genius, London, Hutchinson, 1990 (translated by Richard Howard, first published 1964)
Христос Святого Иоанна Креста
- Год создания: 1952.
- Место хранения: Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго.
Сальвадор Дали написал целый цикл работ – иллюстраций библейских посланий. Великий художник бунтует против привычных изображений. Это можно заметить, изучаю картину «Христос Святого Иоанна Креста», где Иисус предстает перед нами сильным и красивым, защищающим от тьмы. Без крови, боли и страданий. В нижней части полотна мы видим лазурное прекрасное небо, простирающее над тихой гладью воды. У берега лодки, люди. Эти мирские пейзажи – вид из окна дома Дали, в порте Льегат. Распятие, изображенное с ракурса птичьего полета – работа художника, основанная на том, как видел это распятие католический святой Хуан Де Ла Крус. Сам художник заявляет, что идея создания этой картины, впрочем, как и многих других, пришла к нему во сне. Эта одна из самых ярких и крупных картин Дали размером более двух метров.
Сон (1937)
Сальвадор Дали этой картиной подтверждает своё звание сюрреалиста. Только параноидальные видения могут быть такой силы, чтобы дать толчок на сотворение подобного полотна. Картина изображает огромную бесформенную спящую голову, напоминающую незаполненный мешок, которую поддерживают на весу множество тонких подпорок. Даже оплывшие веки пытаются поднять подпорки. Голова находится в голубом бесконечном пространстве, что усиливает нереальность происходящего. Даже маленькая собака, порождённая сном, изображена вдали от головы и нуждается в опоре.
Эту картину Дали написал под впечатлением от своих сновидений, в которых пытался забыться.
6
Биография
Жизнь Сальвадора Дали была полна эпатажа не меньше, чем его творчество. Многогранность проявлений.
Детство
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерасе испанской провинции Жирона. Глава семьи был зажиточным нотариусом. У Сальвадора еще была сестра, а брат умер от менингита.
Сальвадор был драчливым и неуправляемым ребенком, всегда стремящимся выделиться и манипулировать. При этом он отличался сообразительностью и ранним проявлением талантов. В 14 лет Сальвадор уже мог похвастаться персональной выставкой своих работ. Спустя несколько десятилетий именно это здание стало театром-музеем Дали, где он был погребен.
Юность
В 17 лет Дали поступил в Королевскую академию художеств. Обучение было полно воодушевления, и преподаватели очень высоко ценили работы юного художника.
В 1921 году Дали решил поступил в Академию Сан-Фернандо. Экзаменационная работа понравилась преподавателям, но они потребовали рисунок большего размера через 3 дня. Молодой эксцентрик даже и не думал идти на поводу у общих стандартов и принес работу еще меньше первоначальной. Талант превысил недовольство самовольством, и Дали приняли в академию.
Молодые годы
Через 5 лет Дали все же был выгнан их Академии за дерзость и недостойное поведение с преподавателями.
Это время было полно невероятной фантазией и оригинальным поведением. В том же 1926 году Дали познакомился с женой своего друга-поэта Поля Элюара. Ее называли Галой, настоящее имя – Елена Ивановна Дьяконова, она осталась в Европе после лечения в швейцарском санатории. Художник сближается с Галой, фактически уводя ее от мужа, а с 1934 года они начинают совместно жить.
Это был не только любовный союз, но и творческий также. Гала отличалась предприимчивым характером, поэтому взяла на себя все организационные и финансовые вопросы.
Разрыв с сюрреалистами
В 1929 году Дали примыкает к группе сюрреалистов во главе с Андре Бретоном. В 1936 году он расстается с ними по политическим убеждениям после начала гражданской войны в Испании. Хотя Сальвадор высказывал монархические взгляды, их считали настолько несерьезными, что можно назвать Дали полностью аполитичным.
Утверждая свою независимую позицию, Дали провозглашает: «Сюрреализм – это я». Масло в огонь ссоры добавила картина «Загадка Вильгельма Телля». Сальвадор изобразил швейцарского народного героя в образе Ленина с чрезмерно увеличенными ягодицами. Художник выставил Телля как жестокого отца, который хочет уничтожить своего ребенка. Но сюрреалисты были настроены в коммунистическом духе, поэтому считали Ленина как идейного отца. Картину, которая была воспринята как карикатура на вождя пролетариата, даже пытались уничтожить.
Эволюция творчества. Отход от сюрреализма
Разорвав с сюрреалистами, Дали начинает интересоваться другими течениями искусства. Посетив Италию в 1937 году, он восторгался творениями Ренессанса. Восхищение повлияло на его работы: в них начинают появляться соответствия академическим канонам. Но при этом художник продолжает воплощать свои фантастические сюжеты.
Жизнь в США
С началом Второй мировой войны чета Сальвадора и Галы уезжает в США, где остаются до 1948 года. В этот период Дали пишет книги, занимается дизайном и декорациями, становится фоторепортером и ювелиром и даже предлагает Уолту Диснею проект сюрреалистического мультфильма.
Зрелые и пожилые годы
После возвращения в Европу Дали обосновался в Испании, иногда приезжая в Париж. В этот период он работал в кинематографе, занимается коммерческими проектами по рекламам и продолжает писать картины. Под влиянием Галы художник брался за разработки моделей костюмов и товарных брендов.
Последние годы
В 1981 году у Дали стали появляться признаки болезни Паркинсона. Смерть Галы в следующем году еще больше подорвала состояние художника. Писать картины становилось все труднее, объекты упрощались, а в сюжетах преобладал мотив скорби.
Отягченный болезнью характер Дали стал еще более невыносимым. Он кидал в медсестер все, что попадалось под руку, кричал и кусался.
В 1989 году 23 января сердечный приступ оборвал жизнь Сальвадора Дали. Еще ранее художник завещал похоронить себя так, что бы по могиле могли ходить люди. Его погребли в полу одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.
«Мои усы будут жить вечно»
Несколько лет назад в Испании объявилась женщина, утверждающая, что великий Сальвадор Дали — ее родной отец. Единственный верный способ ответить на сложный вопрос о родстве — эксгумация тела живописца.
Кто-то считает это истинным чудом, а некоторые специалисты утверждают, что это вполне естественное явление. Когда труп находится долгое время в закрытом пространстве, его волосы и ногти вполне могут сохранять свой первоначальный вид.
«Усы мои всё растут — как и сила моего воображения»
Сальвадор Дали — икона сюрреализма. Его великий талант и совершенно оригинальная манера и в наше время цепляет зрителя, заставляя думать и размышлять над тем, что в работу вложил автор. Его картины, поведение и внешний вид еще долгие годы будут обсуждаться людьми во всех странах мира.
Работы живописца состоят из символов и фигур, с помощью которых он заставляет зрителя задуматься. Его усы — один из этих символов. Своей необычной формой и смелым творческим решением они приковывают взгляды и олицетворяют именно то, к чему всю свою жизнь стремился сам Сальвадор Дали, — свободу и искусство.
Мягкая конструкция из вареной фасоли (Предчувствие гражданской войны).
В этой работе Сальвадор Дали рассматривает гражданскую войну в Испании с несколько неясной точки зрения, связанной с его идеологической и политической позицией.
Из-за этой работы и политической двусмысленности художника, сюрреалистическое движение давит на него, и возникает несколько противоречий, поскольку все художники этого аспекта считали себя революционерами левых.
Художник позиционирует событие как нечто неизбежное, в котором Испания «самоуничтожается».
Существо, которое доминирует в этой сцене, образует очертания испанской карты, из которых выходят руки и ноги. Вы можете увидеть рассыпанную на землю запеченную фасоль, которая никого не может накормить.
Холст был написан масляной краской в 1936 году, имеет размер 101 х 100 см и находится в Художественном музее Филадельфии в США.
Жираф в огне (1937)
Эта картина известна многим, так как её зрительные образы настолько нереальны, будто они явились из долгого мучительного сна. День близится к концу, таинственные женские фигуры, состоящие из выдвижных ящичков, возникают на фоне заката. Их руки и спины подпирают палки. С рук фигур содрана кожа, и ужасная багровая плоть пугает зрителя. Вдали виднеется полыхающий жираф.
Все эти галлюцинации — напряжение, страх и эмоции Дали. По натуре он был интровертом и избегал внешнего влияния других людей, но был очень чувствительным. Эта картина передаёт ощущение надвигающегося хаоса и ужаса.
Удивительные животные, в существование которых трудно поверить.
5
История создания картины
Сюрреалистические пейзажи, к которым относится “Сон”, начали появляться в творчестве Дали с самого начала. Но именно эта картина относится к периоду зрелого творчества Сальвадора Дали. Совокупность высокого качества исполнения и необычной идеи сделали “Сон” одной из наиболее узнаваемых картин живописца. Но и критики, и поклонники творчества Дали ценят ее в основном за идею.
Появление идеи и процесс ее воплощения
Определить конкретный момент, когда “Сон” зародился в фантазии Сальвадора Дали, невозможно. Это связано с тем, что в картине художник решил отобразить свои болезненные сновидения. При этом он хотел не просто перенести на холст странные фантазии, но и сделать из картины настоящий манифест сюрреализма XX столетия. С обеими задачами Дали справился.
Художник включил эту картину в цикл полотен “Паранойя и война”. Известно, что это была одна из самых важных в понимании автора работ из всего цикла. В автобиографической книге “Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим”, художник написал, что представлял сон огромным монстром, “поддерживаемый подпорками реальности”. Так и зародился центральный образ, для создания которого испанский творец:
- Экспериментировал со светлыми и синими оттенками масла;
- Выбирал архитектурный комплекс, с которого напишет здания на фоне;
- Зарисовывал театральные маски;
- Делал фоновые наброски на мысе Креус.
Общественное восприятия
Картину высоко оценили современники. Довольно рано ее начали пытаться купить, но Дали медлил с продажей полотна
Это обусловлено тем, что вся “Паранойя и война” была как минимум эмоционально важной для художника. А вот в современности эта работа Сальвадора Дали не так популярна, как была ранее
Трудно понять, с чем это связано. Возможно, все из-за того, что “Сон” находится в частной собственности и не участвует в крупнейших выставках живописца.
Символы в картинах Сальвадора Дали
Мы уже увидели, что у Дали есть повторяющиеся символы — гранат, слоны и другие животные. Привожу здесь словарь символов и смыслов картин Сальвадора Дали, собранный искусствоведами, с отсылками на названия его работ.
Ангел. К ангелам у Дали было трепетное отношение. Он ассоциировал ангелов со своей возлюбленной музой Гала. Они означают чистоту, возвышенность. «Падший ангел», 1951.
Аппараты. Дали неровно дышал к науке, техники и последним достижениям. Аппараты — символ противопоставления бренной разлагающейся материи. «Аппарат и рука», 1927.
Выдвижные ящики. Символ того, что скрыто глубоко внутри человека, его души и подсознания. «Венера Милосская с ящиками» (скульптура), 1936.
Выдвижные ящики на стене во внутреннем дворе, Театр-Музей в Фигерасе
Жираф. Образ войны. «Сотворение чудовищ», 1937.
Груша. Груша похожа на женщину, её изгибы означают страстно желанные изгибы женского тела. Также груша имеет и другой, более светлый и менее приземленный символ — любовь Иисуса к людям.
Кипарис. В Испании их много. Дали изучал кипарисы из окна школы, то, как на них падает солнечный свет. Так он определял время до конца урока. Эти деревья для Дали — символ измерения времени. «Окостенение кипариса на рассвете», 1934.
Кипарисы, скульптурная инсталляция в Театре-Музее в Фигерасе
Костыль. Означает опоры или поиск опоры. «Мягкий автопортрет с жаренным салом», 1941.
Кузнечик. Художник страдал инсектофобией — болезнью насекомых. Особый страх внушали кузнечики. Поэтому кузнечик — это нечто жуткое, криповое и кошмарное. «Просвещенные удовольствия», 1929.
Лев. Означает мужскую потенцию и доминирование мужчины. «Приспосабливаемость желаний», 1929.
Лобстер. Означает невинность, девственность. «Кадриль лобстеров», 1969.
Морской ёж. Дали любил это блюдо. Снаружи деликатес покрыт жёсткими колючками, внутри представляет собой нежное мясо. Такими же эстетически-гастрономическими свойствами обладают улитки. «Обнаженный Дали, созерцающий пять упорядоченных геометрических тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворенная лицом Гала», 1954.
Инсталляция с ракушками, морскими ежами на стене, Театр-Музей в Фигерасе
Муравьи. Символ смерти, распада и алчного вожделения. Однажды художник увидел во сне продырявленную ладонь, и из дыры выползали муравьи.
Мухи. Символ паранойи, духовной деградации. «Святой Нарцисс и мухи», 1973.
Мягкие часы. Быстротечность, относительность времени. «Треугольный час», 1933.
Текучие часы, музей Сальвадора Дали в Фигерасе
Осел. То, что испугало Дали в детстве. Он однажды увидел разлагающегося осла. «Мед слаще крови», 1941.
Призраки или фигуры в белом. Символ сексуальной привлекательности и стыдливости. «Призрак сексуальной привлекательности», 1934.
Рог носорога. Символ безупречности и красоты. Рог математически точен и выверен природой — это восхищало Дали. «Носорогообразная фигура Илисса Фидия», 1954.
Слоны. Символ заботливой семьи, доминирования, защиты. Тонкие ноги слонов — символ зыбкости величия и власти. «Искушения святого Антония», 1946.
Усы. Элемент личного бренда Сальвадора Дали. Он очень любил свои усы и хотел превзойти ими Ницше. «Мои усы должны быть тонкими, империалистическими и взмывать в небо!» — заявлял художник.
Фотопортрет с усами, Театр-Музей в Фигерасе
Хлеб. Символ страха бедности и нищеты. «Ретроспективный бюст женщины», 1933.
Части тела. Символ свободы и самопознания. «Фигуры, лежащие на песке», 1926.
Сальвадор Дали изображал то, что не смог нарисовать никто до него и после. Подражателей много — а Гений один такой. Многие творения эксцентрика заставляют задуматься об осознании мира и себя, показывают, что на самом деле скрывается под маской иллюзий, культуры и общественных норм. Дали в своих картинах не боялся показывать свои страхи и комплексы. Он был таким же человеком, как и мы — а значит, он не боялся показывать своим зрителям их собственные страхи и комплексы. Дали был не просто художником — а тонким психологом и исследователем.
Дали и Испания 1936 года
Период создания «Горящего жирафа» Сальвадором Дали важен для осмысления изображённого на картине. В 1936 году на родине художника началась Гражданская война, один из самых кровавых конфликтов ХХ века внутри одной нации. Ещё никто не знал, что вскоре вся Европа будет охвачена Второй Мировой, но тревога уже поселилась в душах и витала в воздухе. Чуткий и впечатлительный, тонко воспринимающий ужасы братоубийственной бойни, как и подобает творческому человеку, Дали, как бы ни говорил, что он аполитичен, впитывал всё происходящее. Политика не зависела от его желаний, она вламывалась в творчество художника без спроса.
«Жираф в огне» Сальвадора Дали – экстравагантный документ той эпохи, сложный, иносказательный, но очень красноречивый.
Ловля тунца
Эта картина была создана Сальвадором Дали в конце его знаменитой карьеры и считается его последним великим шедевром. Он провел два лета, чтобы создать художественные работы, в которых помимо сюрреализма он использовал такие стили как: рисование действий, поп-арт, пуантилизм, геометрическую абстракцию и психоделическое искусство. В том числе изображения древнегреческой скульптуры в современном кинематографе, картина «Ловля тунца» изображает жестокую борьбу между мужчинами и крупными рыбами, как олицетворение ограниченной вселенной.
Картина посвящена Жан-Луи Эрнесту Мейссонье, французскому художнику XIX века, известному своими изображениями боевых сцен
По мнению Дали, произведение «Ловля тунца» является его самой важной работой
6
Жираф в огне
Работу «Жираф в огне» рассматривают как выражение личной борьбы Сальвадора Дали с гражданской войной, происходящей в его родной стране. На полотне написаны две женские фигуры с неопределенными фаллическими формами, выступающими из их спины. Руки, предплечья и лицо ближайшей фигуры урезаются до мышечной ткани под кожей. Напротив, открываются выдвижные ящики, выступающие из левой ноги и сундука фигурки.
Сальвадор Дали был большим поклонником знаменитого невролога Зигмунда Фрейда, и некоторые картины Дали были под влиянием фрейдистских теорий. Эти открытые ящики могут быть отнесены к психоаналитическому методу Фрейда и относятся к внутреннему, подсознательному внутри человека. Живое изображение жирафа на заднем плане было описано Дали как «мужским космическим апокалиптическим монстром». Он считал это предчувствием войны.
3
“Сон”, преисполненный идеями – такой привычный Дали
Это одна из известнейших и наиболее символичных картин знаменитого сюрреалиста.
На ее создание художника подтолкнули труды психоаналитика Зигмунда Фрейда, а именно – работы, в которых он исследует осознанные сновидения. Такие сны вызываются каким-то внешним раздражителем – но он же и приводит к пробуждению.
Так, на картине зритель видит морской пейзаж. В правом нижнем углу, над каменной плитой парит Гала – муза и натурщица Дали. Именно парит, а не лежит – это придает композиции большую сюрреалистичность, демонстрирует, что действие происходит во сне. Рядом с Галой гранат и пчела – предметы, которые вызвали столь необычное сновидение.
Левая часть картины изображает другой гранат; он намного больше. Из него вырывается рыба, а из нее – тигры, один за другим. Между ними и спящей женщиной – винтовка, которая вот-вот проткнет кожу Галы.
На заднем плане впервые появляется образ, который Дали еще не раз использует в других своих картинах – слон с длинными худощавыми ногами и обелиском на спине. Так художник преобразил скульптуру “Слон с обелиском” Джованни Бернини.
Создание статуи, в свою очередь, было вдохновлено старинной иллюстрацией к фантастическому роману “Гипнэротомахия Полифил”, где главный герой видит сновидение со множеством невероятных фантасмагорических образов.
Картина наполнена различными символами. Так, море под каменной плитой – человеческое подсознание.
Гранат и пчела выбраны художником неслучайно: в христианской традиции эти образы связаны с возрождением и Богородицей соответственно.
Жужжание пчелы и ее внешний вид преображаются во сне: необычные глаза насекомого находят свое отражение в чешуе рыбы, полоски на теле – в тиграх. Острое жало и заключающаяся в нем опасность – в штыке винтовки и острых когтях хищников.
Изменения в облике “Слона” Бернини тоже имеют обоснование: тонкие ноги обозначают неустойчивость мира грез, а атрибуты папы – прямая отсылка к работам Фрейда, где тот рассказал о приснившихся ему похоронах папы римского. Сон был вызван колокольным звоном – это еще одно доказательство связи реального мира и сновидений.
В своей необычной картине Сальвадор Дали смог отразить собственное видение фрейдистских идей.
Творчество художника
Весь мир знает Дали как художника. Но только живописью его творчество не ограничивается. Он создавал скульптуры, декорации, писал статьи в журналы, книги, сочинял сценарии к голливудским фильмам.
Сюрреализм — основной жанр, в котором писал Сальвадор Дали. В начале карьеры под впечатлением от творчества Пабло Пикассо он увлекался кубизмом и футуризмом.
Ключевые моменты творческой биографии:
- Ноябрь 1925 г. Первая персональная выставка в Барселоне в галерее Далмау. Он представил 22 работы — 17 картин и 5 рисунков.
- Январь-февраль 1927 г. Вторая персональная выставка и знакомство с каталонским художником Хуаном Миро. Перспективы работы в Париже.
- 1928 г. Выступает с лекцией на тему «Отношение современного каталонского искусства к веяниям нового разума». Открытое заявление о пристрастии к сюрреализму.
- 1929 г. Премьера первого сюрреалистического фильма «Андалузский лес» в Париже. Сальвадор Дали совместно с Луисом Бунюэлем пишет сценарий. Выставка в парижской галерее Карла Гоэманса. Скандал вокруг портрета матери.
- 1930 г. Написал самую знаменитую картину — «Постоянство памяти» («Мягкие часы»)
- 1933 г. Выставки в Париже и Нью Йорке.
- 1939 г. Разрыв отношений с обществом сюрреалистов в Париже. Лидер движения Андре Бретон из букв имени художника (salvador dali) составляет сочетание Avida Dollars ( в переводе «алчущий доллары»).
- 1942 г. Выпускает автобиографию под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
- 1945-46 гг. Сотрудничество с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком в США.
- 1969 г. Расписывает стены и потолки в замке Пуболь.
- 1970 г. Работает над открытием собственного музея в Фигерасе. Увлечение голограммами.
- 28 сентября 1973 г. Открытие Театра-музея.
- 1980 г. Самая полная ретроспективная выставка в Париже в центре Жоржа Помпиду.
- 1983 г. Последняя работа на холсте «Ласточкин хвост».
За творческие заслуги Дали отметили членством во Французской академии искусств в Париже и высшей наградой в своем регионе в Испании — золотой медалью правительства Каталонии.
Замок Галы
Христос Святого Иоанна Креста (1952)
Эта картина наполнена глубоким чувством веры и мистицизма. Вдохновлённый рисунком XVI века, выполненного св. Иоанном Креста, Дали изобразил своё видение распятия. Зритель смотрит на крест сверху, как бы, со стороны Бога Отца. Сам художник объяснял свою картину, что после двух видений у него чётко сформировалась композиция и сюжет картины. Вначале после первого видения он предполагал изобразить Христа в терновом венке и с кровью, которая превращается в красные гвоздики, но, после второго видения, в котором как бы говорилось, что Христа мало, а крови много, Дали убрал все кровавые атрибуты.
12
Дали по Фрейду: «Сон, вызванный полетом пчелы…» с точки зрения психоанализа
«Кажется, они считают меня своим святым покровителем», — посмеивался Фрейд над сюрреалистами, которых называл придурками. Дали же зачитывался книгами отца психоанализа и многократно пытался воспроизвести на картинах образы, порожденные во сне бессознательным
У художника был особый метод — он спал на работе. Если верить рассказам Дали, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот будил художника.
И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось состояние между сном и явью. На картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» звук, который вот-вот прервет сон героини, в то же время и создает его сюжет, вызывая у спящей ряд ассоциативных образов.
Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы). 18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение». Психоаналитик бы сказал, что героиня картины видит классический фрейдистский сон — о противостоянии мужского и женского начал, подавленном сексуальном желании и в то же время страхе перед ним. Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник.
Дали несколько раз пытался встретиться с Фрейдом, но удалось лишь однажды, в 1938-м, за год до смерти ученого. Оба остались не очень довольны друг другом.
1 Женщина. Это Гала, которую художник считал своей вдохновительницей и вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе двух миров — реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.
2 Полет. Спящая не лежит на скале, а парит над ней, что с точки зрения классического психоанализа говорит о подавленном желании. «Благодаря Фрейду мы знаем об эротическом значении всего, что связано с полетами», — писал Дали.
3 Пчела. Насекомое и плод — часть реального мира; жужжание пчелы — первопричина и сна, и пробуждения.
4 Гранат. В античной и христианской символике этот образ означает возрождение и плодородие. «Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната», — комментировал картину сам художник.
5 Ружье со штыком. Трансформация образа пчелиного жала, а также угрозы пробуждения, разрушения сна. По Фрейду — символ мужских гениталий. «В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием», — отмечал создатель психоанализа в своих лекциях.
6 Тигры. Полосатые рычащие хищники — отражение в мире снов жужжания и окраски пчелы. Образ, навеянный Дали цирковой афишей.
7 Рыба. Ее чешуйчатое тело, возможно, отражение в мире сна фасеточных глаз пчелы из реального мира.
8 Слон. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя. Слона с площади Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.
9 Обелиск. Камень на спине слона — знак доминирования, ярко выраженный символ мужского начала.
10 Луна. Это символ женского начала, а также атрибут ночи — времени сновидений.
11 Море. В творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море бессознательного. По мнению историка и искусствоведа Натаниэла Харриса, именно оно изображено на картине.
1904 — Родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса, имя получил в честь умершего до его рождения брата. 1922–1925 — Учился в Королевской академии искусств в Мадриде. 1929 — Примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни — Галу (Елену Дьяконову). Написал картину «Великий мастурбатор». 1931 — Создал «Постоянство памяти». 1934 — Зарегистрировал отношения с Галой во Франции. 1940–1948 — Жил в США. 1944 — Создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». 1947–1949 — Работал над «Атомной Ледой». 1969 — Придумал логотип . 1989 — Умер от сердечной недостаточности, осложненной пневмонией, похоронен в Фигерасе в Театре-музее Дали.
Фото: Alamy / Legion-Media, Carl Van Vechten / Library of Congress
Сонник Мишеля Нострадамуса. О чем говорит полет
Полет — это олицетворение положительных эмоций, самостоятельности, свободы.
Собственный полет выдает ваше желание быть свободным и самостоятельным человеком. Сон сообщает, что уже в ближайшее время вам представится такая возможность.
Если вам довелось взлетать во сне, это означает ваши будущие попытки изменить к лучшему собственную жизнь, сделать ее более осмысленной и насыщенной. В этом вам будет сопутствовать удача, если вы измените свое представление о жизни.
Упасть во время полета — после такого сна займетесь преодолением препятствия и разрешением проблем.
Полеты в космическом пространстве говорят о том, что вы до такой степени погружены в свои фантазии, что происходящее вокруг совершенно не удостаивается вашего внимания.