Сон раскольникова. фрагмент романа «преступление и наказание» (ф. достоевский)

Преступление и наказание. часть 1
. 
знакомство раскольникова с мармеладовым. убийство старухи-процентщицы

Достоевский «Преступление и наказание», часть 3, глава 3 – краткое содержание

У Раскольникова уже сидел Зосимов. Родион, как и вчера, был ужасно скован в разговоре сестрой и матерью. Он почти не скрывал, что их присутствие для него – почти физическая боль. Зосимов и Разумихин, видя это, пытались ободрить друга, но он отвечал на их искренние чувства едва ли не насмешками. Дуня и мать сидели ошеломлёнными.

Раскольников признался, что отдал вчера семье «одного погибшего» все присланные матерью и сестрой деньги. «Я, впрочем, права не имел никакого, зная, как вам самим эти деньги достались». «Полно, Родя, – успокаивала его мать, – я уверена, всё, что ты делаешь, всё прекрасно!» «Не будьте уверены», – скривился Раскольников.

Пульхерия Александровна рассказала, что жена преследовавшего Дуню помещика Свидригайлова, Марфа Петровна, умерла – и, по слухам, после того, как муж её избил. Дуня, впрочем, смягчающе поясняла: «Он вообще с ней всегда был очень терпелив, даже слишком снисходителен к ее характеру, целые семь лет… Как-то вдруг потерял терпение». – «Стало быть, он вовсе не так ужасен, коли семь лет крепился?» – поинтересовался Раскольников. – «Нет, нет, это ужасный человек!» – возбудилась Дуня.

Пульхерия Александровна робко заметила вслух, что Родион так молчалив, что с ним даже страшно говорить. «Полноте, маменька, успеем наговориться!» – отмахнулся Раскольников, и тут же поймал себя на мысли, что с чистой душой ему уже ни о чем, никогда и ни с кем теперь нельзя будет говорить. Это озарение было так ужасно, что он забывшись, встал и пошёл из комнаты, никого не видя. Разумихин остановил его, схватив за руку.

Раскольников как бы в забытьи стал рассказывать, как хотел жениться на дочери хозяйки. «Она больная такая девочка была, совсем хворая; нищим любила подавать, и о монастыре всё мечтала, и раз залилась слезами, когда мне об этом стала говорить… Дурнушка такая собой… Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная… Так, какой-то бред весенний был…» – «Нет, тут не один бред весенний», – воодушевлённо возразила Дуня.

Раскольников вдруг обрадованно вспомнил, что хотел говорить и о деле. «Сестра, или я, или Лужин! – снова заявил он Дуне. – Пусть я подлец, а ты не должна. Один кто-нибудь».

Дуня стала горячо убеждать: она выходит за Лужина совсем не потому, что хочет принести себя в жертву родным. «Я просто из двух зол выбираю меньшее… Я не выйду за него, не быв твердо убеждена, что могу уважать его. И я могу в этом убедиться сегодня же… Даже если я погублю кого, так только себя одну… Я еще никого не зарезала!..» Дуня вдруг заметила, как страшно изменился вдруг при этих последних случайных словах взгляд её брата, и вскрикнула: «Родя, что ты?»

Мать с сестрой показали Раскольникову записку, полученную ими вчера от Лужина. Разворачивая её, он вдруг произнёс, как бы пораженный новою мыслью: «Странно, да из чего я так хлопочу? Да выходи за кого хочешь!» Но, прочитав письмо, возмутился: «Он пишет: пеняйте на себя. Это – угроза вас бросить – и теперь, когда уже в Петербург вызвал. И клевещет на меня: я отдал деньги на похороны, а не на что другое, и не «отъявленной» дочери пьяницы, а его вдове.

Дуня, вопреки настоянию Лужина, просила брата непременно быть завтра вечером на свидании с ним. Раскольников согласился. Дуня попросила прийти и Разумихина.

См. полный текст этой главы и её краткое содержание подробнее.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 3, глава 1 – краткое содержание

Очнувшись, Раскольников понял, что после совершённого им убийства больше не сможет с открытой душой разговаривать с матерью и сестрой. Он стал усылать их от себя «до завтра» в гостиницу, где они остановились. Пульхерия Александровна была поражена, но Дуня заметила, что брат не в себе, и пошла к выходу, уводя за собой мать.

Раскольников попросил, чтобы Разумихин проводил женщин. Напоследок он сообщил им, что прогнал приходившего к нему Лужина. «Дуня, этот брак – подлость, – объявил Раскольников сестре. – Пусть… я подлец, но ты от этого брака должна отказаться. Выбирай: я или Лужин!»

Полупьяный Разумихин пошёл провожать дам. По пути он явно увлёкся Дуней, пришёл от этого в сильное возбуждение и стал без остановки говорить. К ужасу Пульхерии Александровны, он вскользь заметил: «доктор Зосимов давеча боялся, что Родька сойдёт с ума». Потом рассказал, как только что спорили гости у него дома: «Городят чушь: полной безличности требуют и в этом самый смак находят! Это-то у них самым высочайшим прогрессом считается! Живут чужим умом. Даже соврать по-своему боятся, а ведь вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами».

От восхищения Дуней Разумихин даже стал перед ней на колени посреди тротуара. Узнав, что Лужин заказал для Дуни и её матери номера на грязном постоялом дворе Бакалеева, он бурно вознегодовал. «У меня гости сидят хотя все пьяные, но зато все честные, а Петр Петрович… не на благородной дороге стоит».

Достоевский в этой главе живописно обрисовывает внешность матери и сестры Раскольникова. Дуня была девушкой очень энергичной и самоуверенной. Она сильно походила на брата лицом и имела привычку, скрестив руки, в задумчивости ходить взад и вперёд по комнате. Её нижняя губка и подбородок слегка выдавались вперёд, обличая упрямство натуры, но она была очень красива, а во взгляде часто светилась большая доброта. (См. Внешность Дуни Раскольниковой.)

Пульхерии Александровне было 43 года. Она тоже была ещё недурна собой, но по душевному складу явно мягче Дуни. Впрочем, несмотря на свою чувствительность и уступчивость, она могла бы уступить «лишь до известной черты», а через неё не перешла бы ни за что.

Проводив дам в номер, Разумихин тут же побежал к себе домой за доктором Зосимовым. Он повёл его «проведать Родьку», а потом вместе с ним пришёл дать Дуне и Пульхерии Александровне отчёт о состоянии Раскольникова. Зосимов сказал, что явного сумасшествия в больном нет, «скорее заметна какая-то неподвижная мысль, что-то обличающее мономанию».

Оба они затем пошли ночевать в дом Раскольникова. Когда Зосимов по пути намекнул, что Дуня «неплоха», ревнивый Разумихин с рёвом схватил его за горло и прижал к стене

Зосимов смеялся, а Разумихин посоветовал ему вместо Дуни обратить внимание на квартирную хозяйку Раскольникова Пашеньку. «Она застенчива до ужаса, но и тает, как воск

С ней ты найдёшь то, что больше всего надо таким, как ты: тихое пристанище, трехрыбное основание мира, эссенцию блинов, жирных кулебяк, вечернего самовара, тихих воздыханий и теплых кацавеек, натопленных лежанок. Да и меня заодно от неё избавишь».

См. полный текст этой главы и её краткое содержание подробнее.

Вариант 7

«Сны Раскольникова» – это неотъемлемая часть романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который рассказывает историю студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу. Сны, которые видит главный герой, помогают читателю понять его внутреннее состояние и намекают на возможные последствия его поступка.

Первый сон Раскольникова – это сон о лошади. В этом сне главный герой видит, как пьяные мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую телегу. Раскольников хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом. Этот сон является предупреждением главному герою о том, что его задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам. Церковь и кабак, которые находятся рядом друг с другом в этом сне, символизируют противопоставление жизненных позиций, но также указывают на то, что каждый человек сам выбирает, какими принципами ему жить, и от добра до зла может быть всего один шаг.

Второй сон Раскольникова – это сон об Африке. Главный герой видит Египет, оазис, голубую воду и теплый песок. Этот сон символизирует жажду души и стремление к чистому и прекрасному. Он снится на кануне убийства, и герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни. Оазис, голубая вода и тепло являются метафорой чистоты побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.

Мне нравится571Не нравится298

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши
    . В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице.
    Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке
    . В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.

Проснувшись, Аркадий Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Вариант 5

«Сны Раскольникова» — тема, которая интересна не только школьникам, но и широкой аудитории. Роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» изучается в школах и вузах, и его главный герой Родион Раскольников служит объектом исследования для многих исследователей литературы. В данном сочинении рассмотрим сны Раскольникова, которые важны для понимания его психологического состояния.

Первый сон, о лошади, является пророческим. Он символизирует то, что герой собирается совершить что-то недопустимое и жестокое, что противоречит его человеческим качествам. Лошадь, которую зверски убивают пьяные мужики, является метафорой жертвы, которую Раскольников собирается убить. Кабак и церковь, которые находятся рядом друг с другом, символизируют дилемму, перед которой стоит герой. Он должен выбрать путь, который ему подходит, и понимать, что выбор несет последствия.

Второй сон, об Африке, также является символическим. Оазис, голубая вода и теплый песок – все это является метафорой чистоты, которую герой считает недостижимой. Он стремится к этой чистоте, но не может ее достичь. Сон предупреждает героя о том, что убийство противоречит его душе и положительным качествам.

Третий сон, об Илье Петровиче и хозяйке, отражает страх Раскольникова быть пойманным за свои преступления. Он видит во сне, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры, но он не делает ничего, чтобы ее спасти. Сон выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы, что означает, что Раскольников мог остановить себя, но не сделал этого. Сон символизирует его страх быть разоблаченным и пойманным.

Мне нравится680Не нравится398

Эпилог

Глава 1

На суде Раскольников не пытается оправдываться, однако судьи смягчаются, дают ему восемь лет каторжных работ. Соня отправляется за Родионом. Пульхерия Ивановна умирает еще во время суда. Соня пишет Дуне и Разумихину о том, как Родион и живут в Сибири.

Дуня и Разумихин поженились, собираются ехать к Раскольникову и Соне, когда приятель Родиона закончит учебу в университете, чтобы в Сибири жить всем вместе.

Глава 2

Каторжане не приняли Раскольникова, избегали его, не любили. А Родион, терзаемый муками совести, думал, что Свидригайлов оказался более сильным по духу, чем он сам, раз смог совершить самоубийство. Соню же арестанты уважали, даже полюбили. Они при встрече с девушкой шапки снимали перед ней, кланялись земными поклонами.

Раскольников как-то серьезно заболел, попал в госпиталь. Выздоравливал он очень тяжело и трудно, так же трудно и тяжело происходило исцеление душевное.

Однажды Раскольников расплакался, встав перед Соней на колени. Девушка заплакала в ответ, поняв вдруг, что Родион ее любит. Она и сама любила его и жить без него не могла.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»

В кратком пересказе событий романа «Преступление и наказание» отражены самые существенно важные события, происходящие с героями произведения, и основная мысль, основная идея романа: преступления без наказания не бывает. Сам роман, целиком, в оригинале будет еще более интересен читателю.

Вариант 2

«Преступление и наказание» Федора Достоевского является одним из величайших романов не только русской, но и всей мировой литературы. В этом произведении автор, как никто другой, затронул важные темы, такие как мораль, грех, наказание, и самое главное, роль человеческого сознания и подсознания в формировании личности. Одним из ярких проявлений подсознания являются сны, которые играют важную роль в этом романе.

В романе «Преступление и наказание» сны выступают в качестве важного мотива. Они показывают нам внутренний мир главного героя Раскольникова, его непоколебимую волю и стойкость в духовном поиске

Раскольников неоднократно видит во сне убийство, которое совершил, и преследуют его бессонные ночи. Во время сна он вновь переживает ту же боль и страх, которые испытывал в день убийства. Все это позволяет читателю понять, что Раскольников на самом деле не желает жить с преступлением, которое он совершил, и что его поступок противоречит его совести.

Кроме того, в романе также присутствует множество символических сновидений, которые помогают читателю лучше понять смысл происходящего и проникнуться идеей произведения. Например, в одном из снов Раскольников видит, как он переплывает реку, и это символизирует его стремление к искуплению грехов и преодолению препятствий на пути к настоящей жизни.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сны в романе «Преступление и наказание» играют важную роль в формировании образа главного героя, помогая читателю понять его внутренний мир и страдания

Они являются важным мотивом в повествовании, помогая Достоевскому раскрыть глубину человеческой души и показать, как важно признать свои ошибки и ответить за свои поступки. Благодаря сновидениям автор передает важное послание о том, что каждый человек должен отвечать за свои поступки и искать пути к искуплению грехов

Таким образом, сны в романе «Преступление и наказание» не просто украшение повествования, а важный инструмент в передаче главной идеи произведения.

Мне нравится300Не нравится118

Церковь и кабак

В течение всего произведения Родион Романович видит сны пять раз. Точнее, три сна и два полубреда, происходящие на грани сознания и нереальности. Сны Раскольникова, краткое содержание которых позволяет уловить глубинный смысл произведения, позволяют читателю ощутить внутренние противоречия героя, его «тяжелые размышления». Так происходит в случае с первым сном, в котором в какой-то степени идет внутренняя борьба героя. Это очень важный момент. Это сон перед убийством старухи-процентщицы

На нем необходимо заострить внимание. Это системообразующий эпизод, от которого, как от камня, пущенного в воду, расходятся волны по каждой странице романа

Первый сон Раскольникова – порождение болезненного воображения. Он видит его в своей «комнатушке» после того, как повстречал пьяную девочку на бульваре. Сон возвращает Родиона в далекое детство, когда он жил в своем родном городке. Жизнь там настолько проста, обычна и скучна, что даже в праздничные дни ничто не в состоянии разбавить «серенькое время». Причем сон Раскольникова Достоевским изображался в мрачных, отталкивающих тонах. Контраст создает лишь зеленый купол церкви да красные и синие рубашки, которые принадлежат пьяным мужикам.

В этом сне есть два места, которые являются противопоставлением друг другу: кабак и церковь на кладбище. Церковь на кладбище является определенным символом: как жизнь начинает свою человек в церкви, так и заканчивает ее там же. А кабак, в свою очередь, ассоциируется у Родиона со злобой, низостью, закостенелостью, пьянством, грязью и развращённостью его обитателей. Веселье обитателей кабака как у окружающих, так и у самого маленького Роди вызывает только страх и отвращение.

И два этих центра – кабак и церковь – не случайно находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Этим Достоевский хочет сказать, что человек, какой бы он ни был отвратительный, может в любой момент прекратить низкую жизнь и обратиться к всепрощающему Богу. Для этого лишь надо начать новую, «чистую» жизнь, жизнь без грехов.

Сон Раскольникова о конце света — текст, эпизод, фрагмент, отрывок

Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.<o>

Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез. Шла уже вторая неделя после Святой; стояли теплые, ясные, весенние дни; в арестантской палате отворили окна (решетчатые, под которыми ходил часовой). Соня, во всё время болезни его, могла только два раза его навестить в палате; каждый раз надо было испрашивать разрешения, а это было трудно.***Это был текст эпизода «Сон Раскольникова о конце света» (отрывок, фрагмент) из романа «Преступление и наказание» Достоевского. Смотрите: 

В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.

Психологический портрет

Описывая этот сон, Достоевский тонко раскрывает психологический портрет главного героя. Старуха, которая смеется, отражает не только внешнюю угрозу, но и внутренний конфликт Раскольникова.

Оно, что смеется, символизирует его жертву, его сознание и его совесть. С этим символом смеха Достоевский обозначает некий психологический диссонанс, который возникает у Раскольникова после совершения убийства. Смех старухи обостряет его внутренние переживания и вносит смятение во внутренний мир героя.

Смех старухи активизирует различные психологические процессы, такие как чувство вины, страх, сомнение и растерянность. Раскольников ощущает, что мир смеется над ним, подчеркивая его преступление и внося тень на его совесть.

Сон о старухе является символическим отражением внутреннего состояния Раскольникова, а также психологического напряжения, которое он испытывает после совершения убийства. Он олицетворяет борьбу между разумом и совестью, с которой герой пытается прийти к согласию. Сон смеющейся старухи является важным элементом романа, которое помогает нам лучше понять внутренний мир Раскольникова и его эмоциональное состояние.

Часть 5

Глава 1

Причиной своей ссоры с Дуней Лужин считает Раскольникова. Он размышляет о том, как отомстить брату Дуни. Петр Петрович поселился у Лебезятникова, с которым был знаком. Лебезятников проживает в соседней квартире с Мармеладовыми.

Лужин раскладывает на столе деньги, якобы желая их пересчитать, затем просит знакомого позвать сюда Соню. Помещик извиняется перед девушкой, что не пошел на поминки по ее отцу, вручает ей 10 рублей на помощь семье, потерявшей кормильца. Лебезятников подумал, что приятель его что-то недоброе задумал.

Глава 2

Вдова Мармеладова устроила очень неплохие поминки по мужу. Однако гостей пришло совсем немного. Среди пришедших был и Раскольников. Катерина Ивановна стала ссориться с хозяйкой дома Амалией Ивановной.

Хозяйка стала упрекать вдову в том, что бедная женщина не позвала на поминки ее «приличных» знакомых, а пригласила «кого попало».

В разгар ссоры к Мармеладовым заходит Лужин.

Глава 3

Помещик видит ссору женщин, Раскольникова среди гостей. Лужин перед всеми обвиняет в воровстве Соню: якобы она украла у него 100 рублей. Девушка в растерянности достает 10 рублей, которые Петр Петрович ей недавно сам дал.

Катерина Ивановна всех уверяет в том, что ее старшая дочь не воровка, что украсть она не могла, начинает выворачивать у девушки карманы платья. Вдруг из кармана выпадает сторублевая купюра.

Лужин призывает в свидетели кражи Лебезятникова, который начинает понимать, в какую авантюру его втянул знакомый. И Лебезятников при всех гостях заявляет о том, что Лужин сам подложил 100 рублей девушке в карман.

Петр Петрович возмущается, кричит, что вызовет полицию. Хозяйка Амалия Ивановна выставляет Мармеладовых из дома. Раскольников пытается разъяснить гостям, какую подлость замыслил Лужин, уходит вслед за Соней.

Глава 4

Родион приходит к девушке, рассказывает ей о том, что якобы лично знает убийцу Лизаветы. Соня понимает, что убил Родион. Девушка спрашивает: зачем же Раскольников такой грех сотворил, для чего он пошел убивать, раз даже не присвоил себе награбленное.

«Что вы над собой сделали! – кричит Соня. – Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете! Но как вы, такой, могли на это решиться?»
«Просто я самолюбив, завистлив, зол, мстителен, работать не хотел. И решил узнать: тварь ли я дрожащая или право имею…».

Соня жалеет его, готова следовать за ним на каторгу. Родион пытается объяснить ей свою теорию о сверхчеловеке, однако начинает путаться в объяснениях, понимая сам, что его теория ничего не стоит. «Что мне теперь делать!», – в отчаянии восклицает он. –

«Стань на перекрёстке, – говорит Соня, – поцелуй землю, которую ты осквернил и скажи всем, вслух: «Я убил!» Прими страдание и искупи себя им!»

Глава 5

К Соне неожиданно приходит Лебезятников, который сообщает, что мать ее, Катерина Ивановна, похоже, сошла с ума, что она повела малолетних детей на улицу, заставляя деток просить милостыню. Соня и Родион идут ее искать.

На одной из улиц, побежав за одним из детей, Катерина Ивановна падает замертво, у нее идет горлом кровь. Женщину переносят к Соне, где вдова умирает.

В это время Дуня видится со Свидригайловым, который пытается дать девушке деньги, однако она от них отказывается. Аркадий Иванович хочет отдать деньги Мармеладовым. А Раскольников советует сестре повнимательнее отнестись и приглядеться к Разумихину.

Свидригайлов обращается к Раскольникову, обещая оказать помощь Соне и детям деньгами, и говорит:

«Ведь не была же Катерина Ивановна вредной вошью, как старуха-процентщица»

О конце света

Несостоятельность гипотезы подтверждается последним сном героя. Его он видит на каторге, когда серьезно заболевает. Ему грезится, что весь мир окутала страшная болезнь, которая по своей мощи не может конкурировать с моровой язвой. Кажется, что все живое вот-вот погибнет. Людей в свои оковы заключают злоба и жестокость. Происходят убийства на каждом шагу, ужас плодится на планете, наступает конец света.

Подобное может сниться только людям, которые не могут реализовать замысел о всемирном спасении. Ведь именно его Родион не реализовал. На практике его теория не работает и выглядит ужасно.

В этот момент персонаж пытается достичь гармонии. Этому способствуют место его нахождения и окружение:

  • каторга открывает герою новую жизнь, становится очагом искупления грехов;
  • Соня, умеющая сострадать и вобравшая в себя всю человеческую боль.

Краткое содержание сновидений центрального персонажа романа «Преступление и наказание» поможет грамотно составить текст сочинения, заполнить читательский дневник. Для удобства информацию можно сократить, выбрав самые яркие символы и их значение, занеся их в таблицу с указанием, в какой главе произошло действие.

Вовсе не обязательно читать всю книгу, чтобы понять основную мысль этих снов. Достаточно ближе познакомиться с творчеством Достоевского, для которого сновидения значили гораздо больше. Они были прообразами обнаженной совести, которую нельзя заговорить препаратами, славными словами. Это позволяет открыть души и характеры героев.

Значение снов в романе «Преступление и наказание»

Мир снов и сновидений всегда волновал писателей, учёных и поэтов. Многие русские и зарубежные писатели и до и после Достоевского пытались прибегать к помощи снов, чтобы раскрыть основную идею произведения, раскрыть душу и мысли героя, его внутренние качества и характер, отношение его к себе и к другим героям, чтобы понять, как к этому герою относятся остальные действующие лица.

В русской литературе сны всегда играли очень важную роль. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Зачастую именно сон определяет будущее героев, позволяет понять их характер, причину поступков, отношение к людям и к себе, отражает переживания, раскрывает внутренний и нравственный мир героев. Только когда человек спит, он не может лгать и прикрываться масками, потому что его подсознание освобождается и не сковано внешними условностями. Такими яркими примерами могут служить сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, сон Светланы в балладе «Светлана» В. А. Жуковского, сон в романе Чернышевского «Что делать?», сон в книге Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву», сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза», сон Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и многие другие. Но Достоевскому удалось это так глубоко, так точно и так развёрнуто, как ни одному из них.

Писатель не просто раскрыл сам смысл поступков Родиона Раскольникова, но и смог опровергнуть теорию бедного студента, убивающую в человеке всё человеческое при осознании этим человеком возможности убийства им другого, себе подобного.

Именно через сны Родиона Раскольникова мы можем сопереживать герою, подготовиться к последующим эпизодам, полностью сконцентрироваться на развитии сюжета, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия, потому что только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю

Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа

  • Посуда с цитатами маленький принц

      

  • Отношение болконского к женитьбе цитаты

      

  • Субботник дело добровольное цитата

      

  • Характеристика ермака с цитатами

      

  • К чему снится цитата

Драматический сон

На протяжении всего сна, старушка – это символ мучительного сознания убийцы, его совести, которая не дает ему покоя. Её старческая обветшалость и страдания напоминают Раскольникову о прошлом и о его преступлении. Она становится олицетворением психологических мук героя, и это делает сон еще более трагическим.

Смех старухи является ключевым моментом сна. Это перевёрнутая шутка над самим Раскольниковым, его силой и убийством, которое он совершил. Смех символизирует немощь героя перед поступком, его ощущение чужого смеха над ним. Это драматический поворот сюжета, который отражает внутренний конфликт главного героя и его моральные качества.

Драматический сон Раскольникова делает его ещё более реалистичным и позволяет читателю проникнуться его внутренними переживаниями. Этот сон становится ключевым моментом в развитии сюжета и помогает автору создать глубокий образ героя с его моральными колебаниями и борьбой с собой. Сон является интенсивным эмоциональным и символическим описанием внутреннего мира Раскольникова и его психологического состояния.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: