Кратко «сон обломова» и. а. гончаров

Обыкновенная история и.а.гончарова в литературном контексте 40-х годов 19 века, литература русская - дипломная работа

Темы

Тематика романа «Обыкновенная история» многогранна и интересна даже для сегодняшнего читателя, привыкшего к литературному изобилию:

  1. Становление личности – основная тема романа. Гончаров показал тот путь, который прошёл человек от мечтательного юноши до расчётливого карьериста. Становление личности, по мнению Гончарова, может быть не только со знаком «плюс», но и со знаком «минус». Под влиянием неудач Александр изменил самому себе.
  2. Любовь – на протяжении всего произведения юный Адуев неоднократно влюбляется. Однако все его любовные начинания обречены на провал. Потому что, по мнению Гончарова, в столичном обществе Российской империи, погрязшем в цинизме и инфантилизме, нет места по-настоящему глубоким чувствам. Иронично, однако, то, что настоящую любовь в романе демонстрирует именно циничный Пётр Адуев.
  3. Семья – в столичном обществе, изображённом в романе, нет места настоящей семье. Елизавета несчастна в браке, а Александр в итоге женится по расчёту. С другой стороны, живущая в провинции мама Адуева по-настоящему ценит семью и любит своего сына. Город в очередной раз противопоставляется деревне и терпит поражение в системе ценностей Гончарова.
  4. Отцы и дети – бесконечные споры юного Александра и видавшего виды Петра символизируют собой столкновение двух поколений, попытку буйной молодости сломать уклад, сформированный старшими. Однако в итоге «отцы» одерживают победу, и «дети» вынуждены идти по их стопам.
  5. Творчество – попытки Александра стать писателям терпят поражение не только из-за его неопытности, но и от отсутствия воли, чтобы пытаться снова и снова. По мнению писателя, искусство – это долгий и кропотливый труд, к которому нельзя подходить легкомысленно.
  6. Воспитание – детство оказывает огромное влияние на жизнь человека. Именно то воспитание, которое дала Александру мать, сделало его романтиком и идеалистом, который в итоге не смог сопротивляться растлевающему влиянию общества.

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Роман является самым широким по охвату жизни, самым читаемым и распространённым жанром литературы нового времени. В нём полно и рельефно воплотились существенные черты реализма как наиболее передового и прогрессивного художественного метода, наиболее плодотворного направления литературы X1X и XX веков, ставящего своей целью отображение жизни в её историческом движении и изменении, в её социальных конфликтах, в единстве её индивидуальных и общественно закономерных моментов.

Анализируя роман, мы можем наблюдать намеренную одноплановость сюжета «Обыкновенной истории»: в нём резко доминирует один образ, один конфликт, одна интрига. Однако «Обыкновенная история» — всё же роман, а не новелла или повесть. Мы находим здесь общественный и социальный фон, раскрывающийся не только в бытовых картинах, но и в характеристиках и описаниях.

К 1847 г. русская литература уже знала «роман в стихах» («Евгений Онегин»), роман в повестях и новеллах («Герой нашего времени»), роман-«поэму» («Мёртвые души»), «роман в письмах» («Бедные люди»).

Однако в ней ещё не существовало романа в собственном смысле этого слова, в котором «существенные стороны» жизни были бы раскрыты на широком, однородном по составу прозаическом полотне, отличном по своей структуре от смежных с романом видов прозы. «Обыкновенная история» была одним из первых реалистических русских романов этого типа.

Роман «Обыкновенная история» был написан уже тогда, когда Гончаров вступил в зрелый период жизни. В начале 1840-х годов это внутренне уравновешенная, духовно оформившаяся личность, «человек взрослый, совершеннолетний», как скажет о нем вскоре после их знакомства Белинский, духовная зрелость Гончарова во всей полнте отразилась в его первом романе.

Замыслы всех трех основных произведений Гончарова — романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» — возникают в 40-е годы, в ту пору, когда писатель был наиболее близок к демократическому отрицанию феодально-крепостнического строя.

«Обыкновенная история» примыкала к тем произведениям о городской столичной жизни, которые появились в русской литературе к середине 40-х годов, и была из них самым значительным по широте охвата действительности, по глубине раскрытия исторических тенденций в развитии русского общества того времени, по силе реалистического искусства.

«Обыкновенная история» была одним из первых реалистических русских романов в прозе. Роман сразу же обнаружил особенности таланта и писательской манеры Гончарова. Он свидетельствовал о стремлении Гончарова к правдивому изображению повседневной жизни, обыкновенных людей. В романе выразительно обрисованы типы русской действительности того времени, типические обстоятельства их жизни, что, как известно, является важнейшим признаком реализма. Взыскательный художник, Гончаров добивается всестороннего, обстоятельного изображения той среды, которую показывает. Сюжет романа развивается последовательно, события вытекают из особенностей характеров и взглядов персонажей романа. Уже в «Обыкновенной истории» Гончаров проявил себя как мастер бытовых, портретных и пейзажных зарисовок.

«Главная сила таланта г. Гончарова, — писал Белинский, — всегда в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств, как, например, в поэтическом описании процесса горения в камине сочинений молодого Адуева». Белинский восхищался живостью повествования-писателя, мастерством его диалогов. «Рассказ Гончарова в этом отношении не печатная книга, а живая импровизация, — писал великий критик. — Некоторые жаловались на длинноту и утомительность разговоров между дядею и племянником. Но для нас эти разговоры принадлежат к лучшим сторонам романа. В них нет ничего отвлеченного, не идущего к делу; это — не диспуты, а живые, страстные драматические споры, где каждое действующее лицо высказывает себя, как человек и характер, отстаивает, так сказать, свое нравственное существование».

Роман «Обыкновенная история» принадлежит к числу тех замечательных произведений конца 40-х годов, которые упрочили победу реализма в русской литературе.

Главная тема романа

•Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Вывод: Внешне размеренная жизнь и неторопливое творчество Гончарова были наполнены и неожиданными поворотами. На общественные события эпохи 1840-х годов Гончаров откликнулся своеобразно. В романах трилогии его «герои времени» делятся на мечтателей, философски мудро осмысливающих жизнь с позиций патриархальности, но сохранения вечных ценностей, и «деловых людей» нового века, превращающихся из романтиков в реалистов. Композиция романа «Обломов» показывает высокое мастерство писателя. Социальная и нравственная проблематика романа задает читателю вечные вопросы, волнующие человечество: возможна ли диалектика временного и вечного, конкретноисторического и общечеловеческого, сатирического и лирического.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Смысл названия

В своих произведениях Гончаров стремился отобразить тенденции, которые господствовали в русском обществе на момент создания романа. Название романа «Обыкновенная история» подчёркивает повсеместность и типичность описанных событий, чтобы подчеркнуть их опасность и значимость.

Кроме того, автор взывает к памяти читателя: разве он не помнит, каким был в юности, какие мечты утратил с течением времени? История Александра — это вечная история о том, как романтичная молодость уступает место практической зрелости, где нужно не только писать стихи возлюбленной, но и обеспечивать ее.

Сюжет

Убедившись в том, что «Обыкновенная история» представляет собою замечательное произведение, Белинский предложил Гончарову отдать этот роман в альманах «Левиафан», который Белинский предполагал издать в 1846 г. 14 мая 1846 г. Белинский писал жене: «Скажи Маслову, что Некрасов будет в Питере в половине июля, и попроси его вложенное здесь письмо доставить по адресу хоть через Майковых, если он не знает, где живет Гончаров». Надо думать, что в этом письме Белинского речь шла об «Обыкновенной истории» для «Левиафана». В конце июня — уже после отъезда Белинского на юг — Некрасов разговаривал на эту тему с Гончаровым, но без всякого успеха. Осенью мысль об издании альманаха окончательно отпала, и «Обыкновенная история» была куплена Некрасовым и Панаевым для «Современника». «Мы объяснили Гончарову дело о журнале, — писал Некрасов Белинскому, — он сказал, что Краевский ему дает по 200 рублей за лист; мы предложили ему эти же деньги, и роман этот будет у нас. Другую его повесть я тоже купил у него» .

В феврале 1847 г. Гончаров, по свидетельству И. И. Панаева , «сияет, читая свои корректуры, и дрожит от восторга, стараясь в то же время прикинуться совершенно равнодушным». «Обыкновенная история» появилась в третьей и в четвертой (мартовской и апрельской) книгах журнала «Современник». В 1848 г. роман Гончарова был выпущен в свет отдельным изданием .

Расцвет творчества

Будучи цензором Гончаров навлек на себя недовольство многих писателей. В первую очередь его ругали за консерватизм взглядов. Он запретил множество статей и произведений.


Гончаров И.А.

После публикации «Обломова» литератор приступил к последнему крупному роману трилогии, книге «Обрыв». Работа шла сложно и медленно. Гончаров никак не мог поймать образ своего главного героя, Бориса Райского. Вынашивал его постепенно, дополняя все новыми деталями.

Времени на творчество было не много. Писателя назначили на несколько официальных должностей. В том числе редактора правительственной, государственной газеты.

Из-за аврального графика и огромной нагрузки Гончаров быстро впал в апатию. С выгоранием ему приходилось упорно бороться.

Вернуться в строй литератор сумел только к концу 60-х, когда уволился с официальных постов. Отставка позволила ему освободить немало сил и ресурсов. Публиковать роман начали в 1869. Однако, как и в прежние времена, Гончаров остался недоволен своими творческими усилиями.

Портрет И. А. Гончарова, худ. Крамской Иван Николаевич

«Обрыв» оказался не таким удачным, как предыдущие работы. Критики отнеслись к нему прохладнее. Исследователи искусства считают, что книга вышла слишком поздно. На тот момент в стране начинались перемены. Новые тенденции сменили старые, и роман оказался неактуальным. Он был родом из 50-х, а не из прогрессивных 60-х.

Однако Иван Александрович с присущим ему педантизмом просто не мог выпустить в свет недоработанное произведение. Он не стремился высказываться здесь и сейчас. Его литературу, как считают биографы и искусствоведы, нужно рассматривать как попытку осмыслить именно те годы.

Спустя больше века трилогия, знаменитые романы Гончарова выглядят как тонкий срез из общества России тех времени. Всмотревшись в него, можно увидеть нравы, быт и психологические особенности людей дореформенного периода.

История создания

Писатель задумал роман в 1847 году и работал над ним на протяжении 12 лет.

Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершён, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически автор явился прообразом своего героя.

События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.

Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, роман был переделан и дописан. Годы написания этого романа – 1847–1859.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Обломов»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Обломов»

для самых компанейских —

Главные герои «Обломов»

для самых занятых —

Читательский дневник «Обломов»

для самых крутых —

Читать «Обломов» полностью

Чудный край

Обломову снился «чудный край», где не было ни высоких страшных скал и пропастей, ни глубоких и бурных морей.

Илья Ильич Обломов
 — в данном эпизоде ему от 7 до 14 лет, он шустрый и любо­зна­тельный, хоро­шенький, румяный и пухленький.

Небо там жалось ближе к земле, «чтобы уберечь… избранный уголок от всяких невзгод», времена года сменяли друг друга в положенное время, горами считался ряд отлогих холмов, лето было тёплое, зима — морозная, без паводков, ураганов, оттепелей и прочих опасных явлений. Даже летние грозы в том краю были неопасны, и было их ровно столько, сколько надо.

Какой-нибудь поэт не удоволь­ствовался бы «природой мирного уголка», потому что луна там похожа на медный таз, а соловьёв и вовсе не водится.

Люди в том краю тоже были спокойные, никогда там не случалось ни убийств, ни разбоя, умирали только от старости, и то редко. Крестьяне знали, что есть губернский город, за ним — Саратов и Нижний, дальше — Москва и Питер, за ними живут французы и немцы, а дальше расстилался неведомый мир, населённый двухголовыми людьми, великанами, и «всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю». Людям не с чем было сравнить свою жизнь, и они были счастливы, считая, что остальные живут так же.

В местности располагалось несколько деревенек, дома в которых были разбросаны как попало. Один дом висел в воздухе над оврагом, и надо было обладать большой ловкостью, чтобы зайти в него, однако в нём счастливо прожило несколько поколений.

Две деревни принадлежали Обломовым и носили общее название «Обломовка». Там и прошло детство Ильи.

Внутренний конфликт героя

У Ильи Ильича мысли с обломовцами сходятся: он тоже мечтает о спокойной жизни в большом доме, любит поесть и отдохнуть после обеда. Однако рассуждения героя возвышеннее, чем у его родителей. Обломов интересуется миром искусства, с удовольствием слушает музыку. В роли своей жены он видит красивую и интеллигентную женщину, к которой в гости будут приходить за нотами, а не чтобы попросить рецепт пирога.

Пик любви между Обломовым и Ольгой стал золотой порой в жизни героя, пробуждением его от долгого сна, однако женщина не любила героя таким, каков он на самом деле. Она любила будущего Илью, воссоздать которого ей не удалось. Ольга ценила «нежную, голубиную душу» Обломова, но не смогла до конца понять его натуру.

Другой опорой и шансом порвать с миром обломовщины был Штольц, приятель детства, с которым Илья Ильич вместе учился в Верхлёво. Герои продолжают литературную традицию дружбы между двумя непохожими людьми.

Взаимоотношения персонажей являются темой отдельного урока, на котором проводится сопоставительный анализ, составляется таблица с характеристикой героев, выявляется система их жизненных ценностей. Кратко сформулировать их можно так: несмотря на кардинальные различия в характерах, герои любят и уважают друг друга. Обломов восхищается деловой хваткой и энергичностью Штольца, а тот ценит нравственность и порядочность Обломова.

В своём сне Обломов видит картины своих школьных лет: он то и дело пропускает занятия, иногда неделями подряд, потому что в доме всегда найдётся повод не пускать ребёнка на учёбу: то на дорогах грязно, то Илюша простыл, то праздники впереди. На занятиях он тоже ленится, плохо ведёт конспекты уроков, витает в облаках.

Повзрослевший Обломов равнодушен к труду, беспомощен в делах и привык откладывать всё на потом.

Анализ

Адуев-младший и Адуев-старший воплощают для Гончарова две стороны России — полуазиатскую провинцию и европеизированную столицу. Пропасть между ними становится наиболее очевидной в середине романа, когда Адуев-младший занимает положение типичного «лишнего человека ». Примирить эти две крайности без особого успеха пытается супруга Адуева-старшего.

Взаимное притяжение и антагонизм двух Адуевых — репетиция отношений Обломова и Штольца в следующем романе Гончарова. Место Адуевой в следующем романе займёт барышня Ольга Ильинская. Адуевский лакей Евсей будет трансформирован в слугу Обломова. Принципиальная разница между романами в том, что в отличие от Обломова младший Адуев находит силы преодолеть в себе «лишнего человека», побороть собственную пассивность, добиться карьерного роста, а вместе с ним — расширения жизненного опыта.

Жанр

Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа, направление – натурализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.

«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.

Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – всё это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.

Роман-автобиография создавался в упрёк своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», цель «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».

Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведёт к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.

Трилогия И. Гончарова

• «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» , по мнению автора, связаны одной последовательной идеей – идеей перехода от одной эпохи русской жизни к другой. В этом смысле их можно назвать трилогией. • От разоблачения патриархально-дворянского уклада и утверждения торжества буржуазии к союзу между дворянством и буржуазией против революционной демократии – так в трилогии изменялись взгляды и настроения И.А. Гончарова.

«Обыкновенная история» 1847 «В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: