Вопросы самостоятельной работы школьников по литературе в трудах методистов конца xix — начала xx вв. бренчугина-романова анна николаевна

Кратчайшее содержание для читательского дневника

Злая мачеха-царица узнала от волшебного зеркальца, что падчерица-царевна красивее её. Она велела отвести девушку в лес на съедение волкам, но та спаслась и нашла убежище в доме у семи братьев-богатырей.

Узнав об этом, царица под видом старой нищенки подсунула падчерице отравленное яблоко. Откусив кусочек, девушка уснула мёртвым сном. Богатыри похоронили её в пещере в хрустальном гробу.

Жених царевны королевич Елисей искал её по всему свету. Ветер указал ему дорогу к пещере. Там королевич разбил хрустальный гроб, и девушка проснулась. Они с царевной поженились, а злая царица умерла от тоски.

Главная мысль сказки: добро побеждает зло, а любовь сильнее смерти.

Царевну чернавка по приказу злой мачехи отвела в лес и бросила там. Когда Елисей узнал, что пропала невеста, он незамедлительно отправился на ее поиски.

Он добрый и честный человек, поэтому все силы природы старались помочь его горю.Он спрашивал у солнца, не видало ли оно царевны молодой. Солнышко не смогло ему помочь и посоветовало обратиться к брату месяцу. Месяц отправил его к ветру. Ветер сообщил королевичу горькую весть о том, что его невеста умерла.

Елисей заплакал и пошел к указанной пещере, чтобы попрощаться с царевной. Он ударился о хрустальный гроб, и невеста ожила. Он ее поднял на руки, и они отправились в домой.

Королевич Елисей очень любил царевну. Сила его любви, его преданность помогли ему спасти невесту. Его поступок говорит о том, что никогда не надо сдаваться.

  • Что такое портьера кратко

      

  • Основные этические нормы и принципы профессиональной деятельности педагога ответ на билет кратко

      

  • Психолого педагогическая подготовка учителя начальной школы

      

  • Школа 1601 педагогический состав

      

  • Почему феминизм нужен кратко и понятно

Основные персонажи сказки

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.
  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Полный текст и аудиосказка

Аудиоверсия доступна на YouTube в исполнении Олега Табакова:

Любимая жена-царица родила супругу дочь, а вскоре умерла. Царь погоревал, но через год женился на другой — гордой и злой красавице. У новой царицы было волшебное говорящее зеркальце, у которого она любила спрашивать:

Разгневалась царица и велела своей служанке Чернавке увести девушку в лес, связать и бросить на съедение волкам. Однако служанка пожалела царевну и отпустила на все четыре стороны.

Иллюстрация Владимира Серова

Так царевна стала жить вместе с братьями-богатырями, вести хозяйство в их доме. Богатыри полюбили её, но выходить замуж за кого-то из них девушка отказалась:

Между тем злая царица вновь спросила волшебное зеркало, кто прекраснее всех в мире. И зеркало поведало, что лучше всех красавица-царевна, которая живёт у семи богатырей. Мачеха решила извести девушку.

Тем временем невесту без устали искал королевич Елисей. Никто из людей не мог помочь ему, и тогда юноша обратился к солнцу и месяцу. Те ответили, что не встречали девушку. Но Елисей не сдавался и обратился с вопросом к ветру:

Ветер указал Елисею пещеру, где в гробу лежит его невеста. Поспешив в пещеру, рыдающий царевич ударился о хрустальный гроб, разбил его, и девушка пробудилась ото сна. Вместе с царевной они поспешили домой.

Злая царица, узнав об этом и увидев царевну, умерла от тоски, а Елисей с невестой сыграли свадьбу.

И никто с начала мираНе видал такого пира;Я там был, мед, пиво пил,Да усы лишь обмочил.

Иллюстрация Владимира Серова

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Самостоятельная работа по произведению
В.А. Жуковского
«Сказка о спящей царевне»
5 класс

Слайд 2Вы познакомились
с произведением
В.А. Жуковского
«Сказка о спящей царевне».

Выполните

самостоятельно предложенные вам задания. Запишите ответы.

Слайд 3Задание 1.
Проверим, насколько внимательно вы прочитали сказку, запомнились ли вам

её герои, сюжет

1) Берендей, 2) Салтан, 3) Матвей, 4) Андрей

Слайд 52. Какое существо напророчило царице дочь? 1) паук, 2) рак,

3) щука,4) шмель

Слайд 63. Сколько чародеек позвали на пир? 10, 2) 11, 3)

12, 4) 13

Слайд 74. В сказке царь назван: 1) разумным, 2) справедливым, 3)

честным, 4) мудрым

Слайд 85. Что случилось, когда гости собрались на пир? не пришла

царица, 2) царь заболел, 3) стало известно, что украли блюдо,

4) гром загремел

Слайд 96. Что предсказала ведьма молодой царевне? 1) смерть от укола

иголки; 2) жизнь долгую и счастливую; 3) оцарапается веретеном и

умрёт в 18 лет,4) оцарапается веретеном и умрёт в 16 лет.

Слайд 107. Сколько лет спала царевна? сто, 2) двести, 3) триста,

4) пятьсот

Слайд 118. Кто едет спасать царевну от мёртвого сна? князь, 2)

сын царский, 3) царевич Матвей, 4) купец.

Слайд 129. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец? молитву

прочитал, 2) перекрестился, 3) взял живую воду, 4) взял мёртвую

воду.

Слайд 1310. Что пробудило царевну от сна? прикосновение к кольцу, 2)

поцелуй, 3) живая вода, 4) проснулась сама внезапно

Слайд 14Проверь себя1 – 32 – 23 – 24 – 15

– 36 – 47 – 38 – 29 – 110

– 2

Слайд 15Задание 2
Можно ли назвать это произведение В.А. Жуковского литературной сказкой?

Почему?

Слайд 16Какие особенности
ВОЛШЕБНЫХ НАРОДНЫХ СКАЗОК использовал
в «Сказке о спящей

царевне»
В.А. Жуковский?

Слайд 17

Задание 3

Обратим внимание на некоторые особенности поэтической речи «Сказки о

спящей царевне»
В.А. Жуковского

Слайд 18В сказке встречаются устаревшие слова.
Устаревшие слова — это слова,

которые вышли из обихода в современном мире
Например:«Будешь всем на радость

ты
Благонравна и тиха…»Благонравный — скромный, отличающийся хорошим поведением, воспитанием.

Слайд 19Определите значение следующих устаревших слов. Используйте толковый словарь

Слайд 20Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…». Что такое

ланиты? губы, 2) щёки, 3) волосы, 4) глаза

Слайд 21 «…В свой черёд
И последняя идет». Что такое «черёд»?

Слайд 22«…В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь …»
Что такое веретено?

Слайд 23«…Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть…»
Что такое горница?

Выпишите другие устаревшие

слова и укажите их значение

Слайд 24Определите вид рифмы:
— парная,
— опоясывающая,
— перекрестная

Слайд 25Какие средства выразительности автор использует в данных фрагментах:
— эпитет,
— сравнение,

олицетворение

Слайд 26«…Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал…»

Слайд 27«…От сказки той
Вспыхнул он, как от огня;
Шпоры втиснул он в

коня…»

Слайд 28«…И, треща, огонь горит,

И струею дым бежит…»

Слайд 29Выпишите по одному отрывку сказки
в качестве примера использования
эпитета,
олицетворения,
сравнения

Сюжет произведения

Царь уехал в долгий путь, оставив царицу дожидаться его. Спустя 9 месяцев в сочельник родила она дочь. По приезду царя царица вскоре умерла. Через год царь женился второй раз – новая жена была божественно красива, но завистлива и своенравна. Из приданного было у неё говорящее зеркало, повторявшее, что она на свете краше всех.

Бредя по лесу, царевна нашла терем, где жили семь молодцев-богатырей. Стала она им сестрицей, вела хозяйство и не перечила. Узнав, что царевна жива, мачеха решила её отравить: переоделась в старуху и угостила девушку отравленным яблоком. Царевна уснула вечным сном. Богатыри поместили её в хрустальный гроб, и закрепив на шести столбах, простились.

Царевич Елисей искал любимую по всему свету, но не мог найти. Ветер указал ему дорогу. С появлением жениха молодая девушка снова ожила. Приехав домой, мачеха не выдержала досады и умерла. А царевич с царевной обвенчались и сыграли пышную свадьбу.

Плюсы и минусы методов обучения по Лернеру и Скаткину

Объяснительно-иллюстративный способ является одним из особенно результативных методов передачи информации, зато он не формирует умения и умения применять полученные познания: метод применяется для получения этих знаний учащимися.


Фото автора Vlada Karpovich: Pexels

Сущность репродуктивного способа обучения заключается в повторении определенной деятельности, которое полностью следует указаниям педагога. Действие преподавателя заключается в создании и распространении шаблонов, а действие обучающегося в выполнении определённых манипуляций в соответствии с этим шаблоном.

Сущность способа проблемного изложения материала состоит в том, что педагог ставит перед адептом задачу. Но для обнаружения правильного ответа часто из-за возникающих возражений указывает метод ее решения сам.

Квинтэссенция частично-поискового (эвристического) метода заключается в том, что педагог разбивает проблемную задачу на подзадачи, а учащиеся предпринимают индивидуальные шаги параллельно поиску решения.

Всякий шаг полагает творческое действие, зато целостного решения задачи пока нет – этот ориентир достигается через эксперименты и строго контролируется педагогом. Подобные изыскания направлены на обеспечение творческого использования познаний: учащиеся овладевают научными способами знания, у них формируется навык поэтапной деятельности.

Исследовательский метод хорош в том случае, когда учитель предлагает учащимся разного рода познавательные задачи, которые они решают по собственному сценарию, используя подходящие для этого действия приемы.


Фото: @pixabay

Этот метод создан, чтобы обеспечить развитие у обучаемых навыка, который поможет уместно и творчески применить полученные теоретические знания. При этом они овладевают всеми им доступными научного познания и углубляют личный опыт экспериментальной, интересной деятельности.

История написания

Александр Сергеевич написал сказку в стихотворении осенью 1833 года, когда находился в Болдино. Сам сюжет не оригинален, он встречается в народных сказках разных народов. Существуют несколько вариантов истории:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Классификация методов образования по Лернеру и Скаткину

Определенный познавательный характер деятельности, в соответствии с методикой Михаила Николаевича и Исаака Яклвлевича, упрощает процесс обучения для всех людей. Если правильно выделить основу, понять какой тип преподавания наиболее подходит для конкретных предметов и людей, то можно значительно упростить жизнь учащимся, заинтересовать их, стимулировать к активной образовательной деятельности.

В классификации методов обучения есть подходы по логике и этапу учебного процесса, по источнику знаний и прочее. А в середине 1960-х годов прошлого века известный научный тандем советской педагогики предложил конструирование способов преподавания обучающего материала по таким методам, как:

  • метод проблемного изложения;
  • эвристический или частично поисковый;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • объяснительно иллюстративный.

Дидактический подход предполагает активность учащихся, которая зависит от соединения различных методов, их переплетения в группы. Так, на примере школы можно проследить, как ребенок сталкивается с увеличением нагрузки, а затем ее послаблением (за математическим диктантов следует урок изобразительного искусства). Также можно наблюдать, как преподается предмет, его суть (сегодня нужно выучить стих, завтра – придумать его самому, а последующий урок будет предусматривать составление самим учеником технического задания для соседа по парте).

Усвоение материала в таком случае пройдет по трем линиям:

  • потребление готового продукта (у стихотворения есть автор) – используется рецептивный метод;
  • реализация собственных навыков через творчество (ученик сам должен выступать автором);
  • формирование частично поисковых навыков (требуется создать задание, а для этого нужно самостоятельно провести этап подбора рифм, темы или иных составляющих).

Руководствуясь данными способами можно получить хороший результат в степени подготовки школьников и студентов к следующему этапу – практическому применению усвоенных знаний.

Методика преподавания литературы как наука. Литература как учебный предмет в школе

Можно сказать, что методика преподавания литературы – это и наука и искусство одновременно. Наука потому, что имеет свой предмет – процесс изучения литературы в школе, ее истории и теории; понятийный аппарат, свидетельствующий о систематизированности информации о предмете; описание закономерностей, характеризующих целостный процесс изучения литературы.

Наука потому, что неотъемлемой ее частью является методическое прогнозирование. Как наука, она представляет собой совокупность знаний, лежащих в основе научной картины целостного процесса преподавания литературы в школе (методическая теория). Особенностью данной науки является то, что она объединяет методическую теорию и школьную практику. Искусство – потому, что это высокая степень методического мастерства, то есть методических умений, ядром которых являются психолого-педагогические и методические знания, осмысленные педагогом, принятые им как истинные. Методическое искусство – это реализация методической теории на практике на высоком уровне психолого-педагогического и метод. мастерства.

Как для науки для методики характерны следующие методы исследования.

1. Метод теоретического анализа исследований в области методики и других гуманитарных наук (философии, психологии, культурологи, литературоведения, педагогики).

2. Метод срезов: анкетирование, беседы, контрольные работы учащихся, тесты, анализ творческих работ. Этот метод хорош тем, что констатирует уровень знаний, достижения, недостатки преподавания, но, однако, не указывает на причину успехов или недостатков.

3. Метод целенаправленного наблюдения за процессом обучения в совокупности с методом теоретического анализа в области методики позволяет выявить причины или их предположить. При этом методе изучается ход процесса обучения в соответствии с поставленной проблемой. Разрабатывается система заданий для учащихся.

4. Метод естественного эксперимента позволяет вносить значительные изменения в содержание и методы обучения. Он проходит непосредственно в классе.

5. Метод анализа результатов экспериментального обучения.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в словесных художественных образах. Словесная природа литературы определяет ее способность постигать действительность во всей универсальности. Образы литературы, лишенные прямой зрительной достоверности, обращенные к человеческой фантазии, к миру эмоций, к разуму обладают большой силой воздействия на читателя, приглашая его к диалогу, к осмыслению художественного текста, к сотворчеству, тем самым приобщают его к духовным исканиям художников слова, нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Цель изучения литературы в школе сформулирована в современной программе: «приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций». Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно полноценной личности.

Задачи изучения литературы можно сформулировать следующим образом:

освоение историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий, формирование умения функционально использовать знания;

  • развитие устойчивых читательских и речевых умений, способности применять их в новой ситуации и в собственном литературном творчестве;
  • развитие творческих начал личности, в том числе литературно-художественных способностей (литературно-критических, литературно-творческих, исполнительских);
  • воспитание духовно развитой личности, обладающей культурно-историческим типом мышления, гражданской и нравственно-эстетической позицией, гуманистическим мировоззрением.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: