Жизнь после смерти есть
На международном симпозиуме «Жизнь после смерти: от веры к знанию», проходившем в начале двухтысячных в С.Петербурге, ученый А.В. Михеев обозначил некоторые важные научные позиции, которые были доказаны и подтверждены:
- Доказано существование так называемого тонкого тела, которое является носителем таких составляющих человеческого существа как самосознание, память, эмоции и внутренняя жизнь. Это тонкое тело является некой параллельной компонентой нашего тела физического, что и обеспечивает вышеобозначенные процессы. Физическое же тело — лишь посредник для их проявления в физическом мире.
- Научный эксперимент, в широком смысле этого слова, доказал: наша жизнь не оканчивается земной смертью, а продолжается и после. И это — естественный закон, распространяющийся на любого человеческого индивидуума.
- Предстоящая нам новая реальность состоит из большого количества различных уровней, которые различаются своими частотными характеристиками и их, в свою очередь, составляющими.
- Место, где окажется человеческая душа после смерти физическоо тела, определяется предстоящей настроенностью человека на определенный энергетический уровень, что является общим результатом его мыслей, чувств и поступков, сгенерированных в течение его земного пребывания. То есть, это можно сравнить со спектром электромагнитного излучения, что исходит от того или иного химического вещества и зависит, в конечнм итоге, от его состава.
- Такие общеизвестные понятия как рай и ад — всего лишь отражение двух возможных полярных посмертных состояний человеческой души.
Почему многие верят в жизнь после смерти?
Еще одним мнимым доказательством существования бессмертной души и жизни после смерти служат рассказы тех, что пережил клиническую смерть. Они рассказывают, что летели по трубе, а перед этим видели свое тело на операционном и слышали слова врачей и так далее…
Переубедить человека, испытавшего подобный опыт бессмертия очень трудно, так как это как раз тот случай, когда эмоции полностью перекрывают весь здравый смысл и авторитет Писания. Хотя был ли здравый смысл и вера в Слово Бога? Вопрос…
Что говорят УЧЁНЫЕ о состоянии человека перед смертью и этих видениях себя со стороны? Большинство из них прямо говорят, что это обычные ГАЛЛЮЦИНАЦИИ умирающего мозга.
Примечательно, как описано в этой статье, люди видят после смерти то, во что верили сами. Если это религиозный человек, то он видит ангелов, ад или рай. А если это неверующий, то ни черти, ни ангелы на том свете его не встречают, он видит только своих родственников и близких людей.
Что говорит здравый смысл о бессмертии душе?
Лично меня убеждает в ложности этого учения не только Библия, но и обыкновенный здравый смысл, подкреплённый современными научными знаниями. Давайте поразмышляем вместе:
- Если душа после смерти тела живёт как самостоятельная субстанция, то она должна уметь видеть, слышать, говорить (как-то общаться) и главное ДУМАТЬ!
- Из этого следует вывод, что у души должны быть свои органы зрения, органы слуха и главное «духовный мозг», которым эта душа должна думать и помнить то, что было до смерти.
- Но возникает вопрос: а зачем тогда нам буквальные глаза, уши и самое главное мозг — САМОЕ СЛОЖНОЕ УСТРОЙСТВО во Вселенной, которое известно человеку?!
- Если у нас всё ДУБЛИРУЕТСЯ, то почему глухие не слышат душой, слепые не видят душой, а душевнобольные (больные мозгом) не думают духовным мозгом?
Такие простые вопросы, на которые нет простых ответов, потому что ещё никто этой «бессмертной души» не видел и приборами не измерил.
Люди не задают себе таких вопросов ещё и потому, что они мешают им верить в своё бессмертие.
Духовный человек — образ Бога
В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.
Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.
Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.
Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.
В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.
Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.
Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу
Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.
«Диалог о Православии» о душе и духе
Другие ученые о существовании души
Существует ли душа с научной точки зрения? Во всяком случае, научные доказательства факта существования души существуют. Их много и их можно проследить. В принципе, их результат, с точки зрения науки, подтверждает, что природа сознания как такового нематериальна.
Это отмечал создатель квантовой механики и лауреат Нобелевской премии Э.Шредингер уже в двадцатом веке. Он говорил, что природа связи сознания с физическими процессами лежит в стороне от науки и за пределами человеческого понимания.
Российский академик П.К. Анохин также утверждал, что ни одну из мыслительных операций, которые мы обычно приписываем разуму, ученым до сих пор так и не удалось связать напрямую с какой-либо частью нашего мозга. И вообще:
Это ли не есть еще одно доказательство существования души?..
Кто придумал учение о бессметной душе?
Когда думаешь о происхождения учения о душе, то не можешь не заметить явную закономерность: все религии, такие разные, так единодушны в своём веровании. Это наводит на мысль о едином источнике этого учения.
Мы, конечно, не можем сесть в машину времени и проследить, в чьей голове в первый раз возникла мысль, что в нём есть бессмертная душа.
Например, Диоген Лаэртский, который написал книгу «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», считает, что учение о бессмертной душе придумал философ Фалес Милетский:
Фалес жил за долго до Платона, который учение о бессмертности души развил и раскрутил на полную катушку. Но все же не они были теми, кто подкинул людям идею об их бессмертии.
В самой древней книге, Библии, мы можем ясно увидеть, как эта идея появилась в первый раз и КТО её озвучил.
Открываем книгу Бытие и читаем третью главу:
Змей был самым осторожным из всех полевых зверей, которых создал Иегова Бог. Змей заговорил с женщиной и спросил её: — Действительно ли Бог сказал, что вам нельзя есть со всех деревьев в саду?
На это женщина сказала змею: — Плоды с деревьев сада мы можем есть. Но о плодах дерева, которое посреди сада, Бог сказал: «Не ешьте с него и не прикасайтесь к нему, чтобы вам не умереть».
Тогда змей сказал женщине: — Нет, вы не умрёте. (Быт.3:1-4)
Задумайтесь: Бог сказал, что люди в случае согрешения УМРУТ, а Сатана сказал НЕ УМРЁТЕ! Так кто же из них прав? Кто первым выдвинул идею о бессмертии человека НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО? Ответ очевиден.
Идея прижилась, ведь для нормального человека умирать совсем не естественно. Как и Ева, многие её потомки поверили, что они «НЕ УМРУТ».
На сегодняшний день написано немало книг в защиту и, наоборот, разоблачения этого учения, так что каждый ищущий найдёт то, что он ищет. Но мы ищем ИСТИНУ.
Честно говоря, я раньше как и все верил, что у меня есть бессмертная душа. Почему я в это поверил?
Случай из жизни
Однажды, когда я засыпал, я почувствовал, что как бы поднимаюсь над кроватью (как бы моя душа), и зловещий голос мне сказал, что на самом деле меня зовут как-то по-восточному (уже не помню точно), и это моя не первая жизнь соответственно.
Это было очень страшно, и я проснулся в холодном поту. Как только я уснул опять, это повторилось. Дальше спать я просто боялся.
Так в то время укрепилась моя вера в то, что я БЕССМЕРТНЫЙ, что в принципе было приятно и загадочно.
Но прошло совсем немного времени и моя вера в бессмертие души сильно пошатнулась…
Концепция души в психологии
Образ души напрямую связан с психической деятельностью человека, поэтому к проблеме души обращаются не только философы или религиоведы, но и психологи. Такие великие психологи, как 3-й Фрейд, К.Г. Юнг
Развитие понятия «душа» важно для всего человечества — это следует из того, что в каждый исторический период мыслители разных культур пытались найти истоки духовной сущности человека (души). Идеи о существовании человеческой души существовали уже в начале первобытной эпохи и развивались вместе с изменениями, происходившими в мировоззрении и миропонимании человека, но проблема души оставалась нерешенной, поскольку, несмотря на различные философские спекуляции, душа оставалась объектом веры и лишь отчасти объектом разума
Можно ограничиться тем, что сказать: анализируя психику, сознание, мы, по сути, анализируем феномен души, продолжая традицию всей истории философской и психологической мысли. Душа индивидуальна и субъективна. Эта субъективность выступает как отрыв от природной детерминации характера, темперамента, таланта или глупости, остроумия, воли, одним словом, психической физиономии человека. Индивидуальные души отличаются друг от друга. Это бесконечное разнообразие модификаций. От природных данных детской души следует отличать то, чем стал человек в результате своей деятельности, а также воспитания и образования. Природные данные — это скорее возможности, которые сначала дают направление нашему развитию. Образование и обучение совершенствуют природные способности, расширяют их и делают более или менее понятными в различных областях знаний, шлифуют их и поднимают на более высокий уровень. Душа совершенствуется, приобретая духовную силу и объем. Человеческая душа очень особенная. Эта уникальность возникает благодаря природным талантам и образованию, которое человек получает в детстве в семье, школе и обществе, в жизни среди себе подобных, а также благодаря усвоению универсальных культурных ценностей. Таким образом, душа каждого человека — это индивидуальное явление, которое представляет и выражает уникальные характеристики конкретной личности. Это духовная уверенность каждой индивидуальности. Индивидуальность души, которая, конечно же, является носителем общих человеческих характеристик, существует как способ варьирования темперамента, характера, степени способностей, особенностей выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется, и так далее. В конце концов, я такой, какой я есть, благодаря своей душе! Но в то же время бесспорно, что душа находится в теле и осуществляется в нем. Наличие души является поэтому абсолютным условием нашего бытия, самым необходимым принципом нашей жизни, и в этом смысле знаменитым принципом Р. Декарта: «Я мыслю, я существую». Знаменитый принцип Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» совершенно неоспорим. Душа — это не то, что пребывает в покое, напротив, это нечто постоянно беспокойное, активное. Можно даже сказать, что душа — это нечто, что в каждый момент времени отличается от самого себя. Душа не есть нечто законченное до своего проявления, не есть, как говорил Гегель, «существо, скрывающееся за горой видимостей, но такое, которое обладает подлинной реальностью только через определенные формы своего необходимого самопознания». Душа — это не просто (как считала психология) некая «душа-вещь», находящаяся во внешнем отношении к телу, а нечто внутреннее, связанное с телом и образующее с ним нечто единое и целое — живой человеческий организм. Тело — это та же жизнь, что и душа, и все же можно сказать, что они различны. Душа без тела не была бы живой земной душой, и наоборот: человеческое тело само по себе не обладает самодостаточной жизненной силой — оно «получает» ее через животворящую силу души. Душа принимает форму индивидуального субъекта, что отражается в особенностях темперамента, характера, таланта и других склонностей. Души людей отличаются друг от друга бесконечным числом модификаций. Особенность душевного состава человека имеет уникальные черты, которые определяют неповторимость человека.
Существует ли Бог?
2) Невролог, который утверждал, что Рай существует после того, как неделю провёл в коме (2008 год)
В 2008 году Эбен Александр III (Eben Alexander III) перенёс очень серьёзную недельную кому, которая была вызвана инфекцией менингита. Сканирование мозга показало, что вся кора, окружающая мозг в районе, отвечающем за сознание, мышление, память и понимание, не функционировала.
Врачи давали ему очень мало шансов, и сказали его семье, что даже если Эбен и выживет, то его мозг, вероятно, останется поврежденным до конца его жизни. Несмотря на все перенесённые трудности, Эбен проснулся спустя ровно неделю.
Находясь в глубокой коме, мозг был поражен настолько сильно, что работали лишь самые примитивные его районы. После пробуждения мужчина утверждал, что испытал нечто экстраординарное: он путешествовал на небеса.
В своей автобиографической книге «Доказательства существования рая: путешествие нейрохирурга в загробную жизнь» (Proof of Heaven: A Neurosurgeon’s Journey into the Afterlife) он рассказывает о том, как покинул свое тело и перенёс клиническую смерть.
Александр утверждает, что после смерти нас ожидает целая вечность совершенного блеска, в «комплекте» с ангелами, облаками умершими родственниками.
К 3 июля 2013 года книга пробыла в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс в течение 35 недель.
В широкомасштабном расследовании истории невролога Александра, основываясь на его медицинское образование, журнал Esquire сообщил в своём номере за август 2013 года, что до публикации книги, невролог был отстранён от врачебной деятельности из-за халатности, а также из-за принадлежности его к участию, по крайней мере, в двух процедурах по прикрытию медицинской ошибки.
Специалисты журнала также говорили о том, что нашли расхождения в книге Александра. Среди несоответствий, в частности, выделяется то, что Александр пишет будто «впал в кому в результате тяжёлой формы бактериального менингита, при этом мозговая деятельность была приостановлена».
Одновременно с этим, врач, который наблюдал его во время комы, утверждает, что кома была индуцирована медицинским способом, и пациент находился частично в сознании, однако, при этом, его сопровождали галлюцинации.
Книга Александра и рекламная кампания в её поддержку были раскритикованы учёными, в том числе и нейробиологом Сэмом Харрисом (Sam Harris), который назвал работу Александра «тревожно ненаучной» и подчеркнул, что представленных автором доказательств не только недостаточно, они также говорят о том, что автору мало что известно о работе мозга.
В ноябре 2012 года Александр ответил критикам, выпустив вторую статью, в которой он пересказывал слова врачей, которые делали ему все анализы мозга. «Не проводилось ничего такого, из-за чего любая из функций, в том числе зрение, слух, эмоции, память, язык или логика, могла быть повреждена».
Правда или ложь? Каждый решает для себя сам.
Общие представления
Согласно представлениям древних египтян, душа была у каждого человека, а также всего живого, что окружает людей. Душу имели животные и божества, а потому именно эта невидимая составляющая являлась связующей нитью между мирами людей и могущественных богов. Кроме того, сама душа имела несколько частей.
Интересно, что в разных регионах (и в разные времена) египтяне говорили о различном количестве этих душ, имеющихся у одного живого существа. Так, например, в гробнице Аменемхета надписи на стенах указывают на три составляющих души, а вот в более позднее время их уже насчитывалось пятнадцать. Но, как принято считать, основным числом стало пять.
Не менее важными считались и дополнительные элементы, например, тело или имя человека. Неслучайно многие народы и в наши дни считают имя, данное при рождении, священным, причём в некоторых культурах оно скрывается – чтобы злые демоны не навредили ребёнку. Если сосчитать основные составляющие – как телесные, так и душевные, выйдет число девять. Это – основные «части» каждого человека. И при знакомстве с ними понимаешь, что египтяне были не так уж далеки от истины.
Как считали древние египтяне, у всего сущего на земле есть душа, и не одна / dashinvaine / deviantart.com
Что в православии означает душа
Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.
Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии
А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)
Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.
Происхождение души
Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.
Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.
Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего
Основные составляющие души
От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека
Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным
Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:
- ум;
- чувство;
- воля.
Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.
Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.
Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного. Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать
Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой
Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.
Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора
Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:
- гнев;
- ярость;
- ревность к добру и злу.
Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы — гневаться на сатану. Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом
Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.
Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.
Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.
По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.
Особенности души
Теперь перейдём непосредственно к душе. «Двойником» человека считалась его душа Ка. Она отвечала за здоровье и благополучие, являлась некой защищающей и оберегающей силой для каждого человека
Не менее важной была Ба. Вот только её связывали с сознанием и мыслями людей
При жизни физического тела душа Ба могла путешествовать, отходя от внешней оболочки.
Как? Очень просто – в мире сновидений, который египтяне считали не менее реальным, чем тот, где мы живём. К Ба в Древнем Египте относились особенно внимательно. До наших дней сохранились изображения этой частицы души. Египтяне представляли Ба или в образе барана, или в виде птицы с человеческими руками.
К тому понятию души, которое знакомо христианам, наиболее близка иная частица – Аху. Это название переводится как «Сияние». Считалось, что Аху освобождалась после ритуала раскрытия уст, а затем обретала свободу. При этом стоит сказать, что Аху как частица души могла действовать вполне явно. Она была грозной защитой человека, почившего вечным сном. Считалось, что именно Аху наказывает расхитителей гробниц и насылает проклятия на разбойников.
Одной из самых интересных частиц считалась Шу. Так называли тень человека. Да-да, египтяне верили, что даже тень имеет собственные качества. Тень была неким отражением сущности человека. Самой страшной карой считалась потеря тени. И по-настоящему необыкновенный была последняя составляющая души – Хека. Именно так называли усиление Ка, а значит, магию, которой обладал бог или живое существо. Кроме того, Хека называли также и преимущества, силу человека.
Душа Ба, выходящая из гробницы, и тень ШуМестонахождение: Некрополь, Фивы, Египет
В Древнем Египте была сложная система верований, и мировоззрения о душе, а вернее, пяти её составляющих, ярко демонстрируют это. Египтяне считали, что сущность человека – это взаимодействие различных важных частиц, которые связаны между собой. Надо признать, что и сегодня мы не перестаём верить в наличие души у живых существ. Быть может, в Древнем Египте видели более ясно принцип мироздания и место человека в нём?
На обложке: Фрагмент из «Книги мёртвых» – Взвешивание сердца покойной, III-II века до н.э.. Местонахождение: Коллекция папируса и Музей папируса, Вена, Австрия
Понятие души в религиях
В иудаизме Талмуд описывает душу как независимую от тела сущность, часть человека, созданную непосредственно Богом. В силу своей природы душа чиста, и причина зла в человеке заключается в том, что помимо доброго начала, которое стремится к добру (хат-тов), существует отрицательное начало, которое стремится к злу (хара-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им. Как Бог наполняет вселенную, но остается невидимым, так и душа наполняет человеческое тело, оставаясь невидимой. Концепция посмертной судьбы современных евреев схожа с концепцией буддизма, а также с верованиями Древнего Египта, откуда она, скорее всего, и была заимствована: грешные души должны после смерти вновь и вновь проходить цикл реинкарнации (перерождения), пока не достигнут совершенства.
На стыке иудаизма и христианства Хотя Ветхий Завет ясно показывает явление души умершего Самуила Саулу, у новозаветных евреев было другое понимание души. Фарисеи верили, что душа бессмертна и может существовать вне тела до тех пор, пока не будет воскрешена из мертвых. Саддукеи учили противоположному, что душа умирает вместе с телом. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения ни ангела, ни духа, а фарисеи признают и то, и другое. В христианстве Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о высшей бессмертной нематериальной (духовной) сущности человека, носителе разума, чувств и воли. После смерти человека, согласно этому взгляду, душа продолжает сознательное существование, и ее судьба определяется Богом в процессе, а последующее место души после этого процесса — либо рай, либо ад. Римско-католическая церковь также имеет доктрину чистилища.
Адвентисты седьмого дня верят, что главное определение души содержится в библейском стихе: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою». (Быт.2:7). Соответственно, душа понимается как соединение тела и «дыхания жизни», то есть душа — это живое существо (как человек, так и животное). После смерти происходит обратное, дух возвращается к Богу: «Прах возвращается в землю, которой он был, а дух возвращается к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Соответственно, душа не имеет сознания, существующего вне тела, а бессмертие возможно только в воскресшем или воссозданном теле (при Втором пришествии Христа).
3.5 О душе в БиблииСлово «душа» имеет в Библии шесть значений: 1) Человек. (Быт.2:7) И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (также Пет.3:20; Рим.13:1; Деян.2:41). 2) Живое существо. (Быт.1:20) И сказал Бог: да произведут воды пресмыкающихся, душу живую, и да полетят птицы над землею, по тверди небесной. 3) Жизнь. (Матф.10:39) Кто бережет душу свою (жизнь), тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою (жизнь) ради Меня, тот сбережет ее (также Лев.17:11; Матф.2:20; 16:25; Иоан.13:37; 15:13). 4) Внутренний мир человека. (Деяния 4:32) «У уверовавшего же народа было одно сердце и одна душа, и никто не называл ничего из имения своего своим, но все у них было общее (также Псалом 102:1). 5) Одна из трех сущностей человека. (1-е Фессалоникийцам 5:23) И ныне Сам Бог мира освятит вас всецело, и дух ваш и душа и тело сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Дух (вместилище сознания, воли, чувств) тянется к Богу, а душа (физическая жизненная энергия) — к материальным вещам. Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, пронзает даже до разделения души и духа, и души и ума, и судит помышления и намерения сердечные. 6) Бессмертный дух человека. (Откр.6:9-10) И когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Господь святой и истинный, будешь судить и мстить за кровь нашу живущим на земле? (также Евр.12:23) Душа, как дух, мыслима без тела. (2 Коринфянам 12:2) Я знаю одного человека во Христе, который четырнадцать лет назад был вознесен (в теле или вне тела — не знаю, Бог знает) на третье небо. (2 Петра 1:14 )
Нагарджуна — реальность и нереальность
Статуя Нагарджуны в Шотландии
Через несколько сотен лет после смерти Сиддхартхи Гаутамы другой буддийский философ Нагарджуна задумался над вопросом: можем ли мы вообще найти различия между идеальным и материальным мирами и сказать, что реально, а что нет?
Возьмем к примеру, уже упомянутый атом водорода. Раз этот атом — лишь иллюзия, порожденная взаимодействием протона и электрона, и существует лишь в нашей голове в виде идеи, то значит он не является частью материального мира, значит он нереален. Но все остальное в нашем мире построено из атомов — молекулы, клетки, организмы, планеты — и является набором слоев абстракций составных идей. Значит, все материальные вещи тоже нереальны. Более того, даже само ядро атома, протон — является составной иллюзией взаимодействия кварков, а крутящийся по орбите вокруг протона электрон можно представить как иллюзию, порожденную взаимодействием описываемых математическими формулами физических сил. То есть части атома точно также иллюзорны и нереальны и существуют лишь в виде идеи в нашей голове.
Даже такое казалось бы фундаментальное свойство нашей Вселенной как время — лишь иллюзия. Мы делим время на прошлое, настоящее и будущее. Прошлое определено относительно настоящего и будущего, будущее определено относительно настоящего и прошлого, а настоящее определено относительно прошлого и будущего. Прошлого уже нет, будущее еще не наступило. Так где же тогда находится настоящее — тот самый миг между прошлым и будущим? Между тем, чего уже нет, и тем, чего еще нет. Это значит, что настоящее и само время — точно также «пусто», как и все остальное.
Конечно, во времена Нагарджуны не слыхивали про кварки, но разобрав подобным образом все известные ему вещи и явления, философ пришел к выводу, что ничего реального и материального вообще не существует, что вся материя — это лишь идеи и впечатления в нашем сознании, а следовательно материальный и идеальный мир — есть одно и то же. Развивая эту мысль, Нагарджуна пришел к мыслям, очень похожим на мысли знаменитого австрийского философа XX века Людвига Витгенштейна о том, что наш язык в принципе не может адекватно описать реальность, а вся наша философия является не рассуждениями о мире, а рассуждениями о наших представлениях о мире. Мысль изреченная есть ложь. Всё реальное — неописуемо, всё описываемое — нереально, и никакой иной реальности кроме мира идей не существует.