Описание обломовщины
Из произведения можно рассказать о смысле этого слова. Явление показывает сущность эпохи, описанной в романе. Такое понятие актуально и в наше время, потому что охватывает многих людей, похожих на персонажей.
- Гончаров в романе написал без преувеличения каковы слабые стороны не только Обломова. Похожие признаки есть в каждом человеке. Возможно, кто-то прячет внутри себя такие недостатки, как леность, бессилие, нежелание. Писатель решил показать все данные изъяны на обозрение. Настоящая правда создает у читателя страх и отвращение.
- Действия Ильи показывают диковинную лень, чем может вызвать недовольство персонажем. Но какая-то доля истины в этом есть. Поведение главного героя свойственно людям и в жизни, просто кто-то старается бороться и подавлять такие качества.
Ничего не делать и переложить все проблемы на сторону другого человека. Это последствия воспитания общества. Обязательно нужно меняться в такой ситуации, чтобы с гордостью сказать, что побороли «обломовщину».
Различия личностей Обломова и Штольца
В романе Гончарова Обломов предстает как человек мечтательный, добрый, мягкий и нерешительный. Он привлекает своим спокойным, располагающим характером, но и отталкивает постоянной ленью, нежеланием стремиться вперед и постепенной деградацией. Он старается как можно меньше двигаться, все дни проводит на диване, строя всевозможные планы и переживая выдуманные ситуации более полно и эмоционально, чем реальные события своей жизни. Причины такого отношения Ильи Ильича к миру лежат в его «тепличном» воспитании и умиротворяющей атмосфере Обломовки – родном поместье героя, далеком уголке России. В деревне жили не по реальному календарю, а от обряда к обряду, здесь отрицались все новые ценности и лелеяли устаревшие, частично архаичные нормы. Обломов рос как «тепличное растение», которое оберегали от всего нового и с детства, прививая ему отвращение к труду и активности.
Как уже говорилось выше, у Обломова в романе есть антипод – это Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, Штольц ведет активную общественную жизнь, считает труд и активность основными действующими силами в мире. Андрей Иванович всегда находится в центре внимания, его знают во многих светских кругах, он ценный работник, стремительно поднимающийся по карьерной лестнице, с ним многие хотят дружить. Однако, как и Обломов, Штольц – личность не идеальная. Если у Ильи Ильича «слабым» местом являются активность и трудолюбие, стремление к всестороннему развитию, то для Андрея Ивановича «камнем преткновения» стала сфера чувств, не поддающихся рациональному, разумному пояснению. Причины непонимания героем сути любви также лежат в его детстве – воспитывая в сыне трудолюбие и умение в любой ситуации уверенно двигаться вперед, рациональный отец-немец не заботился о чувственной стороне его личности. Со смертью матери, ставшей для персонажа большим горем, Андрей Иванович еще сильнее отгородился от сферы чувств (в том числе мечтаний и иллюзий), руководствуясь в дальнейшем исключительно велениями разума, но продолжая искать в других то чувственное начало, которого был лишен сам.
Четыре поры любви
Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.
Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.
Андрей Штольц как антипод Обломова
Обломову
противопоставлен в романе Андрей Штольц. Первоначально он мыслился Гончаровым
как положительный герой, достойный антипод Обломову. Автор мечтал, что со
временем много «Штольцев явится под русскими именами». Он пытался
соединить в Штольце немецкое трудолюбие, расчетливость и пунктуальность с
русской мечтательностью и мягкостью, с философическими раздумьями о высоком
предназначении человека. Отец у Штольца — деловитый бюргер, а мать – русская
дворянка. Но синтеза немецкой практичности и русской душевной широты у
Гончарова не получилось. Положительные качества, идущие от матери, в Штольце
только декларированы: в плоть художественного образа они так и не вошли. В
Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая
логическому контролю даже самые интимные чувства и с недоверием относящаяся к
поэзии свободных чувств и страстей. В отличие от Обломова, Штольц — энергичный,
деятельный человек. Но каково же содержание его деятельности? Какие идеалы
вдохновляют Штольца на упорный, постоянный труд? По мере развития романа
читатель убеждается, что никаких широких идеалов у героя нет, что практика его
направлена на личное преуспеяние и мещанский комфорт.
В конфликте
Обломова со Штольцем за социальными и нравственными проблемами просвечивает еще
и другой, историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает в романе
вызов современной цивилизации с ее идеей исторического прогресса. «И сама
история,- говорит он,- только в тоску повергает: учишь, читаешь, что вот-де
настала година бедствий, несчастлив человек; вот собирается с силами, работает,
гомозится, страшно терпит и трудится, все готовит ясные дни. Вот настали они —
тут бы хоть сама история отдохнула: нет, опять появились тучи, опять здание
рухнуло, опять работать, гомозиться… Не остановятся ясные дни, бегут — и все
течет жизнь, все течет, все ломка да ломка».
Обломов готов
выйти из суетного круга истории. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились
наконец и успокоились, бросили погоню за призрачным комфортом, перестали
заниматься техническими играми, оставили большие города и вернулись к
деревенскому миру, к простой, непритязательной жизни, слитой с ритмами
окружающей природы. Здесь герой Гончарова в чем-то предвосхищает мысли позднего
Л. Н. Толстого, отрицавшего технический прогресс, звавшего людей к опрощению и
к отказу от излишеств цивилизации.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/
Обломов и его окружение
Автор Гончаров в своем романе «Обломов» активно использует описание пейзажей окружающей среды главного героя. Это делается с определенной целью — создать контраст и подчеркнуть особенности Обломова и его характера.
Окружение Обломова описывается как сельская местность, где главный герой проводит большую часть своего времени. По описанию пейзажей видно, что это уединенное место, отдаленное от суеты города. Здесь царит спокойствие, тишина и покой, что отражает характер Обломова.
Однако, автор не описывает окружение Обломова с идеализацией. В описании пейзажей можно заметить состояние запустения и упадка. Здания и участки земли показывают признаки заброшенности — требуют ремонта, нехватка уборки и ухода. Это символизирует состояние Обломова — он сам является «обломком», человеком, который не может справиться с собственной жизнью и не способен на самостоятельное развитие и улучшение.
Описание пейзажей также служит для подчеркивания пассивности и бездействия Обломова. Главный герой предпочитает бездельничать и отдыхать, не проявляя никакой инициативы или активности. В конечном итоге, это становится символом его душевного состояния и его характера.
Описание пейзажей окружающей среды Обломова помогает создать атмосферу и передать настроение романа. Она визуализирует состояние героя и помогает читателю лучше понять его внутренний мир и проблемы, с которыми он сталкивается.
Разрушение идеалов в пейзажах обломовщины
Автор применяет пейзаж обломов, чтобы иллюстрировать процесс разрушения идеалов своих героев. В пейзажах обломовщины автор передает атмосферу безысходности и тоски, которые отражают состояние души главного героя.
Через описание затихшей природы, зачарованной спокойствием и однообразием, Чичиков ощущает свою несчастливую жизнь, лишенную стремления к чему-либо новому и великому. Все вокруг него отражает его собственную пассивность, его отсутствие инициативы и силы воли.
Автор также использует пейзаж обломовщины, чтобы показать моральный упадок и разложение общества. Через образы заброшенных поместий, заросших полян и запущенных садов автор отражает упадок землевладельцев и недостаток заботы о земле. Это символизирует разрушение старых ценностей и приверженность аристократов легкому и беспечному образу жизни.
В целом, пейзажи обломовщины являются неотъемлемой частью произведений автора и служат главным средством передачи эмоциональных состояний и моральных аспектов истории. Эти пейзажи отображают упадок и разложение, приносят ощущение безысходности и тоски, иллюстрируя пустоту и ничтожность идеалов своих героев.
Характеристика героев
Сочинение по Обломову и Штольцу следует начать со сравнения и описания героев. Именно их характеристика поможет понять отличия и сходства друзей. Андрей Штольц — энергичный человек, который не может долго бездействовать, ему нужно всегда находиться в движении. Воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец, а мать — русская дворянка. Родители постоянно трудились. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. Помещиком не был. Обладал крепким здоровьем.
Штольц был всегда чем-то занят, постоянно работал над своим развитием и преодолевал различные трудности на жизненном пути, никогда не совершал ошибок по невнимательности. Он стал полностью самостоятельным и целеустремлённым человеком, читал художественную литературу, в то время как Обломов ограничивался лишь газетами, пытался показать ему другую жизнь, чтобы тот перестал лежать на диване и тратить время зря, а занялся чем-нибудь полезным.
Илья Ильич — полный и ленивый потомственный дворянин, помещик. Постоянно жаловался на проблемы со здоровьем, был с детства воспитан так, чтобы в его сознании не возникало ни малейшего стремления познавать новое, изучать мир вокруг. Он любил проводить свободное время в мире иллюзий. Это его удовлетворяло более чем полностью.
Для счастья ему было нужно немного:
- Находиться в максимально комфортных условиях (на диване).
- Как можно больше времени проводить наедине с собой.
Из этого следует, что вектор жизни Ильи Ильича был направлен исключительно на удовлетворение потребности в покое. Он ни к чему не стремился, старался минимизировать контакты с внешним миром насколько это возможно, Штольц же был трудолюбивым и активным.
Но время от времени ему приходилось-таки возвращаться в реальность, что не радовало, и он мечтал поскорее закончить дела и снова лечь на диван. Ему настолько безразлично происходящее вокруг, что он даже не придаёт значения займам Тарантьева, которые тот не возвращает, обворовывая героя. Обломов мечтатель, но Штольц — реалист.
Илья Ильич был своеобразным двойником Штольца — он тоже был увлечён своей целью, только она не требовала активных действий. Он был совершенно неумелым — за всю службу не выполнил ни единого поручения без ошибок. Имение было в запустении, а сам Обломов жил на съёмных квартирах.
Характеристика Обломова
В Обломовке вырос главный герой Илья Ильич. У него было много слуг, которые ухаживали, кормили и веселили. Однажды мальчик решил одеться сам, а ему родители с удивлением запретили. Думали зачем что-то делать, если есть множество прислуг. Персонажу разрешалось поступать так, как он хочет, кроме прогулки у развалившейся галереи.
- Когда барин вырос, сформировывается ложная картина мира, потому что он привык ждать решения вопросов от кого-то. Жизнь у ребенка была по другим правилам, получение желаемого без усилий. Поэтому взрослый Обломов не может ничего сделать самостоятельно и не хочет чем-то заниматься.
- После переезда в Петербург он не смог адаптироваться к новому образу жизни, как у активного населения. Родовое имение, перешедшее ему от отца с матерью, располагается в тысячи километров от города, где находится персонаж. Смерть родителей ухудшает положение хозяйства в имении, потому что барин получился непутевым хозяином. Число душ в деревне уменьшилось. Было 350 жителей, затем 300, так как некоторые умерли, а кто-то сбежал.
Со временем старинные рецепты вкусной еды потерялись, пришли в негодность несколько производств. Поэтому Илья получал маленький доход от деревни. Жил в городе и не думал приехать обратно домой, хотя с наследственным гнездом у него связаны наиболее теплые воспоминания.
Барин вспоминает о том, как слуга ему читала сказки всегда со счастливым концом, где добро побеждает зло. Отец смотрит в окно за тем, что происходит на улице. Мать следит за приготовлением еды. Считал такое место лучшим для существования, потому что время протекало спокойно и не нарушался образ жизни, в котором все делают за него.
Отчасти что-то удается устроить. Например, если описать его деятельность в городе, то он только спит. Пищу готовит кухарка Анисья, а прислуга Захар, который с детства приглядывает за барином, занимается делами за него.
Образ Обломова
Илья Ильич Обломов, главный герой романа Гончарова, молодой мужчина, обладающий рядом положительных качества. Он добр, умен, простодушен. Однако инертность и нерешительность, впитанные им с молоком матери, мешают ему жить. Характер Ильи Обломова является прямым следствием воспитания. Он не был с детства приучен к труду и весьма разбалован. В его понимании идеальная жизнь – это беззаботный промежуток времени между сном и приемом пищи. Взрослый Обломов в работе не видит никакого смысла, любой труд приносит ему только чувство досады. Придумав смешной повод, Илья Ильич увольняется с работы.
Статья: Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Трагедия главного героя романа Гончарова заключается в том, что у него нет острой необходимости зарабатывать на жизнь. Доход ему приносит родовое имение, которое и является предметом ежедневных мечтаний Обломова. Особенно ярко бездейственность Обломова проявляется на фоне его деятельного друга Штольца.
Трагедия героя состоит в том, что он лишен острой необходимости зарабатывать на кусок хлеба. Родовое имение приносит ему небольшой реальный доход. Оно, собственно, и является предметом его ежедневных бессмысленных мечтаний.
Значение детства в формировании характеров героев
Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе «Сон Обломова» автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.
Сюжетно-композиционное построение «Обломова»
Для понимания идейно-смысловых функций композиции романа «Обломов» Гончарова необходимо кратко пересказать основные сюжетные линии произведения.
В первой части автор рисует перед читателем один день из жизни Ильи Ильича. Ленивый, погрязший в «обломовщине» Обломов весь день проводит на постели, так и не решаясь подняться и заняться какими-либо делами. Более того, он не поднимается даже чтобы поздороваться с пришедшими к нему Волковым, Судьбинским и Пенкиным, а затем Алексеевым и Тарантьевым. Завершает первую часть глава «Сон Обломова» – единственная глава в романе, имеющая название
Это обусловлено не только историей создания произведения (задумка книги появилась еще в 1847 году, а в 1849 году Гончаров публиковал «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которое затем легло в основу романа «Обломов»), но и важностью сна для понимания явления «обломовщины», ее влияния на Илью Ильича как центральной цели его жизни
Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.
Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.
Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Обломов и Штольц
Роман И. А. Гончарова «Обломов» был создан в переломный для общества период, когда феодальные, истинно русские устои сменялись новыми, буржуазными, европейскими ценностями. На момент написания романа общество разделилось на два лагеря:
- Те, кто разделял старые, частично архаичные устои;
- Сторонники обновлений.
Такая концепция внутриобщественного противостояния стала основой противопоставления в романе Обломова и Штольца. На примере выделяющихся, ярких, но типичных героев писатель пытается проанализировать то, как разное воспитание и образование формирует из двух представителей одного социального строя, одной эпохи, совершенно разных, антитетичных личностей.
Замечание 2
При описании становления образов героев антитеза в романе прослеживается в первую очередь в различном, абсолютно противоположном воспитании.
Лень, мечтательность и нежелание трудиться Илья Обломов перенял от своих родителей и ближайших родственников – жителей Обломовки. Родовое поместье Обломова – это средоточие спокойствия и умиротворения, где любой труд воспринимался как наказание, а время исчислялось не по часам и минутам, а по обрядам – от свадьбы к крестинам, от рождения к похоронам. Большое влияние на маленького Обломова оказали рассказы няни о мифических героях и сказочных богатырях. Обломов с самого детства мечтал о влекущем сказочном мире, где можно спрятаться подальше от реальности. Мечтательность и эскапизм Ильи в зрелом возрасте развивались и усиливались. Неудачи на службе, интровертный характер, отсутствие приспособленности к реальному миру, требующему постоянной активности и стремительно меняющемуся, способствовал этому.
Среда, в которой проходило детство Штольца, разительно отличалось от атмосферы Обломовки. Отец Андрея был немецким бюргером, прививавшим сыну любовь к активной деятельности и труду, учившему его всегда стараться быть на шаг впереди остальных и прокладывать себе путь самостоятельно. Мать Штольца, русская дворянка, видела в сыне яркую светскую фигуру, а не работящего буржуа, и всеми силами прививала ему любовь к искусству, книгам и светскому общению. Постоянные визиты гостей, шумные компании в доме родителей способствовали становлению открытой миру, экстравертной натуры Штольца.
Замечание 3
Прием антитезы в романе Гончарова прослеживается и при раскрытии темы любви.
В жизни Ильи Обломова было две любви – всеохватывающая, стихийная, способная изменить жизнь, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и тихая, спокойная, основанная на чувстве благодарности и уважения любовь к Агафье Пшеницыной.
Отношения Обломова и Ольги с самого начала были обречены на расставание по причине иллюзий влюбленных относительно друг друга. Каждый идеализировал друг друга и не замечал отрицательных качеств.
Совершенно другие чувства связывали Ольгу с Андреем. Между ними не было страстного пламени, как между Обломовым и Ольгой. Не было и спокойного принятия друг друга, как у Ильи с Агафьей. Любовь Андрея и Ольги основана на взаимоуважении и крепкой дружбе.
Замечание 4
Таким образом, Обломов и Штольц противопоставляются автором как активно, рациональное, новое начало и пассивное, мечтательное, консервативное.
Но их противоположность только внешняя, на деле же оба героя дополняют друг друга.
Смысл противопоставления Ильи Обломова и Андрея Штольца заключается в том, чтобы показать, что человек не будет счастливым и гармоничным, развивая лишь одну сторону личности. Необходимо уметь уверенно смотреть в будущее, при этом помня о ценностях и опыте прошлого.
Пейзаж обломов как средство характеризации героев
Автор, используя пейзаж обломов в своих произведениях, эффективно характеризует своих героев и передает основные идеи и настроения произведения.
Пейзаж обломов представляет собой мрачную и однообразную картину сельской жизни, отражает утрату смысла и цели у героев, их бездействие и отрешенность от мира. Местность обломовских деревень изображается автором с помощью детальных описаний запустения, неразвитости и унылости окружающей среды.
Этот пейзаж является символом для главных героев произведений, таких как Обломов и Петербургский. Он окружает героев, отражая их пассивность и апатию, отсутствие желания менять свою жизнь и развиваться. В этом однообразном окружении герои буквально тонут в своей бездейственности и неспособности проявить инициативу.
Автор использует пейзаж обломов в качестве контраста с более динамичной и современной столичной средой, чтобы подчеркнуть противопоставление между вялотекущей провинциальной жизнью и быстротечным ритмом современного города. При этом пейзаж обломов помогает выделить качества героев, такие как безответственность, отсутствие инициативы и энергии.
Таким образом, пейзаж обломов является важным инструментом автора для характеризации героев и передачи основных идей произведений. Он помогает отразить безразличие героев ко всему, что происходит вокруг них, и их нежелание изменить свою жизнь, создавая тяжелое и унылое настроение.
Детство Андрея Штольца
У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость — основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.