План – залог успеха.
Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана
Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение
В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части
Сочинение должно «просматриваться» через план.
Любое сочинение состоит из трех частей.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III. Заключение.
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Например, план может выглядеть так:
Сочинение
Свет и тени натуры Обломова
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
План:
I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере
героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
1.1. барин — ленивец;
1.2. раб самому себе;
1.3. Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
3.1. доброта души;
3.2. любовь к детям;
3.3. любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.
План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
Рекомендации.
Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.
При переписывании следите за стройностью и соразмерностью частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.
Особые стратегии написания
Если вам кажется, что ничего из вышеперечисленного не помогает, не паникуйте. Я припрятал для вас особые стратегии. Вот они:
- писать вступление последним. Вступление необязательно писать первым. Если у вас уже сложился основной текст, начинайте с него. Вступительную часть сможете потом подстроить;
- работайте над идеями. Если вы теряетесь и не знаете, с чего начать, просто записывайте все идеи, которые приходят в голову. Потом выберете то, что подходит. Это точно работает;
- не бойтесь корректировок. Хорошие тексты не пишутся сходу. За ними стоят многочисленные корректировки. Перечитывание поможет найти ошибки, описки, неточности, нарушение логики и т. д;
- дайте кому-нибудь почитать написанное. Взгляд со стороны укажет на моменты, над которыми стоит поработать получше. А в процессе обсуждения вы найдете новые решения. Двойная польза.
Основные характеристики
Лирическое вступление – это часть текста, которая предшествует основной теме или сюжету произведения. В нем выступает автор с личными переживаниями, мыслями или эмоциями, устанавливая эмоциональный тон и создавая атмосферу для дальнейшего развития текста.
Основные характеристики лирического вступления:
- Интроспективность: В лирическом вступлении автор обычно обращается к себе, рассказывая о своих мыслях, чувствах и внутреннем мире. Это делает текст более эмоциональным и личным.
- Намеки на тему произведения: В лирическом вступлении автор может раскрывать некоторые детали будущей темы или сюжета, создавая интригу и заинтересованность у читателя.
- Использование стилевых приемов: Лирическое вступление может быть оформлено в определенном стиле, с использованием образных сравнений, метафор, риторических вопросов и других стилевых приемов. Это позволяет автору усилить воздействие на читателя и создать особую атмосферу в тексте.
- Символика и метафоры: Автор может использовать символику и метафоры в лирическом вступлении, чтобы передать свои эмоции и мысли более наглядно и эффектно.
- Краткость: Лирическое вступление обычно не занимает много места в тексте и является кратким. Это позволяет автору быстро установить эмоциональный тон и перейти к основной теме произведения.
Лирическое вступление может использоваться в различных жанрах текстов, включая поэзию, прозу, песни и другие формы литературы. Оно помогает установить связь между автором и читателем, передать эмоции и создать атмосферу произведения
Как правило, лирическое вступление является важной частью текста, определяющей его общий тон и настроение
Состояние сна как метафора
Сон часто употреблялся святыми отцами как метафора, обозначая нечто призрачное, непостоянное и ненастоящее. Весьма многие из них сравнивали настоящую жизнь со сном. В качестве иллюстрации достаточно привести одну цитату из преподобного Ефрема Сирина : «Как сон обольщает душу призраками и видениями, так мир обольщает своими удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он обогащает тебя найденными сокровищами, делает властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими благами и богатствами; они проходят, как ночное сновидение, и обращаются в ничто. Тело засыпает в смерти, а душа пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире, стыдится их и краснеет» .
Достойна внимания и еще одна метафора, менее распространенная, но не менее яркая. Блаженный Августин сравнивал свое обращение к вере с процессом пробуждения: «Мирское бремя нежно давило на меня, словно во сне; размышления мои о Тебе походили на попытки тех, кто хочет проснуться, но, одолеваемые глубоким сном, вновь в него погружаются. И хотя нет ни одного человека, который пожелал бы всегда спать, – бодрствование, по здравому и всеобщему мнению, лучше, – но человек обычно медлит стряхнуть сон: члены его отяжелели, сон уже неприятен, и, однако, он спит и спит, хотя пришла уже пора вставать. Так и я уже твердо знал, что лучше мне себя любви Твоей отдать, чем злому желанию уступать; она влекла и побеждала, но оно было мило и держало. Мне нечего было ответить на Твои слова: «Проснись, спящий; восстань из мертвых, и озарит тебя Христос»» .
В этих метафорах видно и отношение к сновидениям как к тому, чему не следует доверять и к чему не следует привязываться, и к процессу сна как к тому, чему не должно предаваться сверх меры.
Аскетическое отношение к сновидениям
Общепризнанным считается положение, что бесы нередко используют сновидения как оружие против верующих. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание
Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним». То же читаем и у преподобного Исаака Сирина : «Иногда враг, под видом откровений от Бога, изводит на среду прелесть свою и в сновидениях показывает что-либо человеку… и делает все, чтобы прийти в возможность мало-помалу убедить человека и хотя бы несколько привести в согласие с собою, чтобы человек предан был в руки его»
Отсюда видно, что даже просто занимательные, яркие сны, обращающие на себя внимание, могут представлять опасность, если относиться к ним с нездоровым интересом. Потому у преподобного Иоанна Лествичника есть наставления и о том, как нужно вести себя после сна, дабы не потерпеть от бывшего сновидения какого-либо вреда: «Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих»
Но преподобный Иоанн также указывает несколько особых типов бесовских искушений, насылаемых на монахов через сновидения: «Когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу, тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее» .
«Бесы тщеславия – пророки в снах; будучи пронырливы, они заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения, вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, он предсказывает это легковерным чрез сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предведению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть» .
План написания
Наш план — 7 простых шагов, которые помогут сориентироваться в написании и понять, с каких слов начать эссе:
Подумайте над первым предложением, заинтересующим читателя
Это важно: не все готовы уделить время информации, которая им неинтересна и не решает их задачу. Читатель должен сразу понять, о чем речь
Такие «крючки» найти непросто, но они гарантируют высокую оценку. Это малоизвестный факт, оригинальная статистика, «хайповая» информация (вроде феминизма, бодипозитива, прививок и т. д). Можно словами создать яркую картинку.
- Подведите к сути. 2-е и 3-е предложения должны служить связкой между 1-м, главным, и остальной частью. В них нужно развивать мысль из первого предложения, расширять контекст. Создайте плавный переход, а не переход с трамплином.
- Теперь расскажите, о чем эссе. Собираясь его писать, вы ставили перед определенную цель: не просто что-то сообщить, но выразить свое мнение, в чем-то убедить, раскрыть какой-то секрет. Поделитесь этим с читающим, чтобы он принял решение остаться (или уйти).
- Обрисуйте структуру. Это поможет вам сохранить логику повествования, сделает работу понятной и целостной. Имея представления о структуре, вы не рискуете что-то забыть. Только вы должны видеть структуру, а читающий — гладкий и четкий текст.
Если тема эссе простая и не требует сосредоточенности, конкретики, то над структурой можно и не думать. Спонтанность — залог отклика и открытий.
- Сформулируйте основное положение. Как и в случае со структурой, если есть необходимость и желание. Это всего одно предложение, лаконично и емко описывающее основной посыл. Иногда основное положение обязательно (зависит от специальности). Этим положением завершают первый абзац.
На основе анализа данных о демографической ситуации, в этом эссе будут рассмотрены варианты повышения уровня рождаемости.
- Определитесь с тоном сочинения. Стиль письма — основной фактор, влияющий на привлекательность вашего текста в глазах читателя. Пишите просто и понятно, постарайтесь установить связь с читателем, говорить с ним на одном языке.
- Сокращайте. Ориентируйтесь на максимально короткое вступление. Напишите все, что вы хотите сказать. Перечитайте. Сократите написанное на треть. Перечитайте. Возможно, вы найдете места, в которых можно написать проще и короче. Так и сделайте.
Коротко — не значит сухо. Ваш текст должен дышать, но быть емким, цепляющим и живым.
В сочинении главное – соответствовать критериям, приберегите творческие порывы
Конечно, очень приятно написать сочинение полностью самому. Придумать все обороты, красивые сравнения. Но очень неприятно получить потом плохую оценку, потому что использовано это не в том месте и не с тем смыслом.
При написании сочинения очень важно соответствовать критериям
Помните, что при написании сочинения главное – соответствовать критериям.
Можно не придумывать колесо, вот небольшой перечень клише для вступления:
Все сталкивались с …
Нельзя отрицать важность … в нашей жизни.
Часто мы задаёмся вопросом …
В произведении … автора … поднимается проблема …
Чтобы уж совсем не напрягаться, можно в качестве вступления использовать какую-нибудь цитату, но следите, чтобы эта цитата содержала высказывание именно по вашей проблеме. Цитирование даст вам дополнительные баллы.
Также очень здорово, если вам есть, что сказать во вступлении, если вы хотите рассказать о проблеме со всех сторон, и у вас есть свои мысли по каждой теме, но помните, что проверять это будут люди.
А им хочется просто увидеть чёткое соответствие критериям и поставить вам хорошую оценку. Они мало вчитываются. Не используйте слишком сложные конструкции, есть большой шанс допустить ошибку.
Не мудрите. Сочинение – это не тест. Тут есть человеческий фактор, и если ваше сочинение сядет проверять человек не в настроении, то ему не захочется перечитывать по 2-3 раза одну фразу, чтобы вникнуть в суть.
Написание сочинения по литературе – очень трудная работа. Когда вы напишете такое вступление в сочинении, у вас всё разложится по полочкам, так как вывод уже автоматически будет готов (вывод – то же, что и вступление, но другими словами).
А доказательства – это просто ваши размышления, написать то, что ты думаешь, совсем не трудно, главное грамотно это оформить.
Не стесняйтесь пользоваться клише и высказывать своё мнение в сочинении.
В этом видео вы узнаете, как нужно писать вступление к сочинению:
Общие правила написания сочинения, пошагово
Шаг первый: четко и полно сформулировать мысль, которую хотите доказать.
Полное сочинение-рассуждение состоит из следующих частей:
- вступление (несколько предложений для вовлечения читателя в тему);
- тезис (мысль, суждение, положение, сформулированное в соответствии с темой сочинения, которое нужно будет доказать);
- аргументы (каждый из них должен служить наглядным и убедительным доказательством основной мысли);
- вывод (повторяет тезис, но подкрепляет его обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).
После вступления и обозначения проблемы необходимо приступить к основной части сочинения, в которой содержатся аргументы и их содержание.
Оптимальное количество аргументов для школьного сочинения — три. Широко используемыми аргументами являются общеизвестные исторические факты (которые можно найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, учебниках, научных исследованиям и т. д.). Веским доказательством станут статистические данные, актуальные события. В практике школьных сочинений самый распространенный аргумент — литературное произведение, в котором отражается тема и основная проблема сочинения.
Аргументом может служить и личный опыт, но такое доказательство наименее убедительно и его рекомендуется представлять в виде дополнения к фактам, опирающимся на общепризнанные источники.
Шаг второй: подобрать аргументы, подтверждающие вашу авторскую точку зрения.
После основной части следует сделать вывод. Вывод углубляет тезис, содержит советы, правила, предлагает прогноз по той или иной проблеме.
Алгоритм написания 12 задания ЕГЭ
Хорошая идея — начать с плана для каждого эссе, который включает в себя смысловую связность. Многие люди пренебрегают этим пунктом, так как считают, что в их сознании все укладывается гораздо лучше. Однако, смею заметить, это расстраивает — в среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логичное эссе без плана. И это не обязательно должна быть целая страница или десятки подпунктов — достаточно просто упорядочить свои идеи и записать их на бумаге.
Если у вас достаточно практики в написании эссе и вы можете организовать свои идеи без плана, вы можете пропустить эту часть.
План
Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами — писательские части, то есть произвольные, вытекающие из предложенной темы.
Пример:
12.4 Почему Пушкин подробно описывает в романе обстановку, в которой росла и жила Татьяна, хотя и отмечает, что она «выглядела чужой девочкой в своей собственной семье»? (из романа Пушкина «Евгений Онегин»)
I. Введение .
- Какую роль в жизни человека играет обстановка, в которой он вырос? Как авторы это используют?
- В какую эпоху жила Татьяна? Она воплотила черты нац. х-ра.
II. аргументация .
Не следует верить снам
Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении… Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение» .
Подробнее о таком состоянии, то есть о сне совершенного подвижника, пишет преподобный Иоанн: «Когда он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: «Просвети очи мои, да не когда
усну в смерть» (). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным» .
Естественно, что при таком сне бывают и иного рода сновидения. Преподобный Зосима Верховский , рассказывая о духовном опыте своего учителя преподобного Василиска, писал, что тот во сне нередко имел духовные видения: «В таких сонных видениях иногда зрит он, как бы в откровении, будущие, уготованные грешным и праведным воздаяния, но, недоумевая, как оба тех изъяснить, говорит, что неисповедимо воздаяние грешным из-за страшного ужаса и нестерпимой мучительной лютости, а праведным – из-за пречудной славы и неизреченной сладости и радости. Иногда же предузнавал он и некоторые перемены в жизни своей и других отцов, которые со временем и исполнялись» .
Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.
В последнее время в поп-КУЛЬТУРЕ родились два примечательных образа Бога. Первый создал Джордж Бернс, помогающий Джону Денверу в фильме «О Боже!», и второй — Джеймс Эрл Джоунс, отдающий особые приказания Роме Дауни и Делла Ризу в телевизионном шоу «Прикосновение Ангела». В первом случае Бог представлен доступным и благословляющим, во втором Он становится более назидательным и могущественным.
Образ Бога проявляется в снах по-разному. Часто Бог появляется не в облике человека, но как нечто, наделенное божественным началом (например, в виде религиозных икон, Библии и т. д.). В конце концов, иногда во сне просто возникает ощущение божественного присутствия. Появление такого божественного элемента в наших сновидениях открывает путь к Провидению и подсказывает решение проблемы, с которой мы столкнулись во сне. Бывает, божественный символ, как бы предостерегая от ошибок, останавливает нас. Такое особенно часто бывает, если перед нами открыт выбор, ведущий к ЗАПРЕТному поступку или отношениям.
В таких снах важно оценить содержание полученного откровения. Уже сам факт появления божественной символики заслуживает пристального внимания
В состоянии бодрствования наше ЭГО отрицает сверхъестественную силу Бога. Но во время сна мы более открыты и расположены к общению со Всевышним.
Постарайтесь расшифровать заложенную в этом духовном послании информацию. Соответствует ли появившееся во сне божество тем представлениям о нем, которых вы придерживаетесь в реальности?
В военном деле существует своеобразный опознавательный код, который помогает определить, насколько добросовестно исполняются приказания офицерского состава. Возможно, вам стоит прибегнуть к применению такого опознавательного метода, прежде чем точно определить, что во сне вас посетило Высшее Существо.
Перед тем как следовать открывшемуся вам, проверьте его содержание на соответствие характеру и природе Бога.
Божественный символ испугал вас, он угрожал вам? Попробуйте найти обоснование своего чувства.
Пытался ли полуночный Гость что-то сказать вам? Пересмотрите проблемные аспекты своей жизни, прежде чем определить, был ли сон провидческим.
Проверяем сочинение.
Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии
«Тема не раскрыта»
Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
– Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С
Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.
Что такое вступление и какую роль оно играет в сочинении
Сочинение состоит из трёх основных частей: вступление (формулировка проблемы, высказывание позиции), доказательство (размышления), вывод.
Вступление содержит главную мысль сочинения
Самое важное здесь – вступление, так как там содержится главная мысль, которую впоследствии вы будете доказывать или опровергать. Если вы неправильно её выделите, уже не имеет смысла ни доказывать эту неверную мысль, ни, тем более, писать вывод
Если вы неправильно её выделите, уже не имеет смысла ни доказывать эту неверную мысль, ни, тем более, писать вывод.
Как формулируется главная мысль:
главная мысль – это проблема, поднятая в каком-то тексте, высказывании и т.д.. Проблема – это конфликт. У конфликта всегда есть минимум две стороны. Нужно найти, что чему противопоставляется. Но помните, что не обязательно это будет два отдельных человека или группы людей, конфликт может быть с самим собой или вообще между какими-то явлениями природы
Ищите скрытые смыслы, только не заходите слишком далеко;
обращайте внимание на мелочи. Многие не могут выделить проблему, если идёт описание природы
Переносите характеристики природы на людей. «Хмурое небо» — хмурый человек. И сразу всё встаёт на свои места;
проблемы делятся на два типа: человек-общество, человек-природа. Первый более популярен, сюда входят любовные конфликты, конфликты из-за власти, проблемы одиночества, непринятия и т.д.. Во втором типе человек чувствует себя царём мира и восстаёт против природы в плохом смысле, губит её.
Проблема может таиться в любом высказывании главного героя, в любом его поступке, в каком-то событии.