Парадокс

Короленко: сон макара

Краткое содержание Сон Макара Короленко

Сон Макара

Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара — на него, по русской поговорке, «все шишки валятся»; с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял». Макар — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил. В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге — в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказывается так много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого Тойона» и просит отца разрешить Макару «что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга! » Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», по «теперь он стоял у конца, и надежда угасла…» От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!» Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации — как революционного характера, так и сугубо христианские. Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после попойки (ср. первую фразу рассказа и начало гл. IV).

Вариант 2

Отбывая ссылку в Якутии зимой 1883 года Короленко начал работу над своим произведением «Сон Макара», в основу которого положены реальные события и факты. Главный герой произведения — крестьянин Макар, прототип Захара Цыкунова. Автор жил у Захара, и жизнь этого человека была ему хорошо знакома.

Живет Макар далеко в тайге в глухой слободке Чалган. Он является потомком русских крестьян, и гордиться этим. Считает себя лучше якутов. На русском языке разговаривает немного и совсем плохо. Жил Макар в бедности, хотя и работал много, но также много и пил. Ему приходилось терпеть голод и холод.

Макар любил охотиться. Перед Рождеством, хорошо выпив в очередной раз, он отправляется в тайгу проверить ловушки. Охотник надеялся вернуться домой с лисой, но заблудился. После долгого хождения по тайге он сел и расслабился. Сон начал его одолевать, ему стало так хорошо и тепло. Макар замерзал. Во сне он увидел попика Ивана, который умер четыре года тому назад. Перед глазами прошла вся жизнь крестьянина. Макар попал на суд. Он стоит перед «старым Тойоном», который выступает в роли Бога. Перечисляются грехи Макара, которых оказалось слишком много. Крестьянина ожидало бы наказание, если бы не сын Тойона, который попросил отца дать слово Макару и послушать, что он сможет сказать.

Дар слова вернулся к Макару. Он рассказывает о своей жизни, где все его гоняли: мороз и жара, засуха и дождь, земля и тайга. Старосты, заседатели, старшины требовали подачи, попы требовали ругу. Горький рассказ Макара становится яростным. Он надеялся и ждал лучшей доли, но пришел конец, надежды больше нет никакой.

Рассказ Макара затронул старого Тойона, попика Ивана и всех молодых работников Бога. Они горько заплакали, а чаша весов с грехами стала резко подниматься вверх. Рассказ Короленко в то время пользовался популярностью.

Его аллегоричность имеет двоякие интерпретации: как революционные, так и христианские.

Есть и менее драматическое толкование. Предполагают, что сон видел Макар после очередной попойки, а не в тайге замерзая.

Сон Макара: содержание

Рассказ «Сон Макара» А. Короленко рассказывает о сбывшейся мечте простого крестьянина Макара Гордеевича о богатстве и беспробудном сне, который тот вынужденно вел в голодной нищете.

Главный герой Макар Гордеевич, измученный нищетой и унижением от богачей, живет воздыхая об иной жизни, где он окружен богатством и роскошью. Он все свое время проводит дремля на голодной постели, где осознает страшную реальность своей жизни и мечтает о богатстве. Во сне он видит себя щедрым хозяином, который живет в изобилии и роскоши.

Романтический сон Макара возник впервые после того, как он прочитал «Маленькую сказку о богатстве» в газете. Оттуда у него возникло желание когда-нибудь самому испытать славу и богатство. Он признается в своем мечтательном сне, что хотел бы быть господином, чтобы иметь все возможности и наслаждения жизни. Он думает, что только деньги могут дать ему счастье.

Сон продолжается, и Макар наслаждается своим новым образом жизни. Он устраивает праздники, приезжают друзья и гости, а он щедро раздает деньги и подарки. В его доме всегда царит радость, веселье и обилие.

Однако, по мере того, как сон продолжается, Макар все больше теряет контроль над реальностью. Он постепенно становится собственником хозяйства и прекрасной недвижимостью, но его желание богатства и власти непреклонно растет. Его частый гость Буркин приносит свинца, который он затем раскручивает в серебро. Но в какой-то момент, Макар начинает осознавать, что его сон может стать его проклятием, и теми, кому он дал свое богатство, могут стать его проклятием.

В конце концов, Макар лишается своей мечты, его сон иллюзорен. Вместо того, чтобы быть счастливым и изначально испытывать радость от своего образа жизни, Макар оказывается возвращенным к своей прежней жизни, но с обилием роскоши и доступом ко всем материальным благам. Избавившись от нищеты, он стал рабом своих желаний и потерял свободу

Мотивы и символы в рассказе

2. Мотив красоты природы: Природа в рассказе является важным символом, который передает чувства и эмоции главного героя. Красота природы олицетворяет недостижимое счастье и идеал, который так трудно найти в реальной жизни. Зеленые луга, цветущие цветы и пение птиц создают атмосферу умиротворения и спокойствия.

3. Мотив тяжелой работы: В рассказе присутствует мотив тяжелой работы, который символизирует усталость, отсутствие отдыха и бесконечную рутину. Герой Макар постоянно работает, чтобы прокормить свою семью, и это его единственное занятие. Тяжелая работа также создает нарастающее чувство безысходности в душе героя и становится причиной его стремления к мечте и иллюзиям.

4. Мотив любви и семьи: Любовь и семья являются важными символами в рассказе. Герой Макар живет ради своей семьи и любимой женщины, и счастье его семьи — его высшая ценность. Однако, даже любовь и семья не могут защитить его от проблем и трудностей жизни, что подталкивает его искать утешения в мире своих грез и фантазий.

5. Символика окна: Окно в рассказе символизирует возможность увидеть и почувствовать красоту за его пределами. Оно выступает как преграда, разделяющая героя и реальность, но одновременно дает возможность погрузиться в мир своих мечтаний. Исходящий из окна свет также олицетворяет надежду и иллюзию, которые освещают жизнь Макара в его снах.

Как вызвать вещий сон?

Хотите стать пророком? Увидеть вещий сон можно попробовать, как же этого добиться? Следует хорошо проветрить комнату перед сном, а вот на ночь нужно закрыть окна. Это поможет человеку крепче спать и не просыпаться от всевозможных сквозняков. Если вы любите благовония, то можете наполнить комнату любимым запахом. Но аромат должен еле чувствоваться и не быть резким. Перед сном нужно очистить душу и тело. Примите ванну, а затем помедитируйте. Вам нужно снять физические и психологические зажимы и лечь спать с ясной головой. Перед сном не нужно ничего вспоминать. Лучше сосредоточьтесь на расслаблении. Вы можете поочередно расслаблять пальцы ног, рук, а затем и все остальные части тела. Спать вы должны в одиночестве. Причем не только рядом с вами не должно быть никого, но желательно, чтобы и в комнате вы были одни. После всех попыток вам удалось увидеть пророческий сон? Тогда нужно как можно подробнее его запомнить. Но вы можете увидеть сновидение не под утро, а в середине ночи. Поэтому положите на тумбочку рядом с кроватью блокнот и ручку. Подробно запишите все увиденные образы, а утром вам нужно будет заняться их расшифровкой. В этом деле вам может помочь интуиция и сонник. Вы убедились, что вам вселенная передала пророческий сон или видение и не знаете, что теперь делать? Запишите свое сновидение, чтобы потом оповестить о нем родных и близких. В свою очередь, они тоже должны будут выступить в роли передатчиков, чтобы уберечь от опасности большее количество людей.

Сюжет рассказа «Сон Макара» Короленко

Однажды Макар решает прогуляться до ближайшего села, чтобы узнать последние новости. На дороге он встречает веселую группу крестьян, которые возвращаются с рынка. Они общаются и смеются, и Макар радуется их счастью. Прибыв в село, Макар узнает об ужасной трагедии — деревенскую церковь ограбили и убили священника. В сердце Макара зарождается гнев и ненависть к преступникам.

Вернувшись домой, Макар рассказывает своему другу Симону о происшествии в церкви и выражает свои мысли о том, какие меры нужно принять, чтобы предотвратить такие ужасные преступления в будущем. Симон, который является старым коммунистом, советует Макару не забывать о нуждающихся и помогать им.

Макар не может забыть убийство священника и прекрасный сон, в котором он видел, как все земные добродетели были заперты в узкий ящик. Макар осознает, что добро не может быть ограничено каким-либо религиозным или политическим мировоззрением.

Рассказ «Сон Макара» показывает, как простой человек, борющийся с болезнью и живущий в нищете, сохраняет свою доброту и человечность. Короленко поднимает актуальные проблемы неразделенной любви к ближнему, несправедливости и социального неравенства.

История Марфушки и розовых глазок

Макар пытался помочь Марфушке, признавшись, что влюблен в нее. Он брал ее с собой в свои фантазийные и мечтательные миры, где они были счастливы вместе. Он делился с Марфушкой своими сокровенными мыслями и надеждами.

Однако реальность сильно отличалась от этих идиллических сценариев. Марфушка все больше уходила в себя, становясь все слабее из-за плохих условий жизни в приюте. Макар искал способы помочь ей, но ему было трудно найти решение.

В конце рассказа становится ясно, что Марфушка умирает. Макар, отдавая дань своим иллюзиям и своей любви к девочке, похоронил Марфушку в своем сне, вместе с розовыми глазками, символизирующими ее безвредность и невинность.

Главный герой: Макар
Девочка с розовыми глазками: Марфушка

Анализ рассказа Сон Макара Короленко

Главный герой рассказа крестьянин Макар. Он беден, дремуч, как место, в котором живет – глухая слободка тайги Якутии. Но «поганых якутов» не любил и отделял себя от них, по чести сказать, разговаривая по-русски плохо.

Макар много и тяжело работал всю жизнь, богатства не нажил и бедствовал и голодал, много пил, как и большинство его соплеменников.

Этот рассказ Короленко имеет характер святочных рассказов, как например «Девочка и спички» Андерсена или «Мальчик у Христа на елке» Достоевского. Но отличительной чертой этого святочного рассказа от других является само рождественское чудо, происходящее с главным героем не сразу.

Макар под рождество идет в тайгу проверить свои силки, заблудившись, замерзает там и видит сон. Там, во сне, он видит Бога в образе «старого Тойона», который начинает его судить и выводы делает далеко не утешительные.

Деревянная чаша с грехами сильно перевешивает золотую чашу, наполняющуюся добродетелями. Макар переоценивает и анализирует всю жизнь, раскаивается, но оправдаться перед Богом не может.

На помощь ему приходит сын «Старого Тойона», который просит дать возможность оправдаться и объяснить причины многих поступков. «Дар слова», ниспосланный свыше помогает Макару рассказать «Тойону» о своей горькой и тяжелой судьбе.

Впервые, из всех «святочных рассказов», божество находится в замешательстве и пересматривает свое отношение к этому, на первый взгляд, ничтожному и гнусному человеку, каковым его считал. «Старый Тойон» плачет, проникшись судьбой одного из детей своих.

Главный герой и его характер

Макар изображается как трудолюбивый и ответственный человек. Он работает в фабрике, где выполняет свои обязанности с усердием и добросовестностью. Несмотря на свое низкое положение, Макар старается достойно выполнять свою работу и не поддаваться отрицательному влиянию других рабочих, в которых он видит разбойников и бездельников.

Герой также обладает внутренней силой характера. Он стремится к справедливости и свободе, мечтает о лучшей жизни для себя и своей семьи. Однако, он понимает, что не может сам изменить свое положение и положение других крестьян. Эта понимание дает ему силы вопреки бедам и лишениям, продолжать стараться и мечтать.

Макар также является чувствительным и внутренне тонким человеком. Он испытывает муки совести из-за своей прошлой жизни, в том числе из-за причиненных им страданий своему брату Андрюше. Его сны пронизаны смутным и неясным чувством вины и потери, что отражает его внутреннюю сложность.

В целом, главный герой Макар Лимонов обладает сильным и настойчивым характером, который позволяет ему преодолевать свои трудности и сохранять надежду на лучшее будущее.

Встреча Макара с Тадеушем

Тадеуш появляется как символ безысходности и тяжких жизненных испытаний. Он грубо отвечает Макару и заявляет, что каждый в этом городе проходит через свою черту испытаний, и только тот, кто справится, сможет найти выход из сложной ситуации.

Макар пытается противостоять Тадеушу и найти способ выбраться из этой странной реальности сна. Однако, его силы покидают, и он проваливается в бездну отчаяния. Тадеуш остается в унынии, наблюдая за героем и комментируя его бессилие.

Таким образом, встреча Макара с Тадеушем является ключевым моментом рассказа. Она отражает состояние безысходности и отчаяния, которые испытывает герой в своем сне. Эта встреча также символизирует сложности и испытания, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, и необходимость преодоления этих трудностей для достижения счастья и свободы.

Знаки самого сновидца

Перед смертью люди видят обычные сновидения, без изменений. В них могут быть вплетены элементы перемен или фантастические картины, которые человек не видел раньше. Например, рай, небо, море, дальние страны и многое другое. Обычно сны, предвещающие смерть, снятся кому-то из близких, знакомых или друзей и редко в прямой форме. О гибели свидетельствуют необычные сновидения, сюжеты, странные элементы, но некоторым людям снится предупреждение о том, что человек уже не будет жить.

Сюжеты зависят от индивидуальных особенностей, личных факторов и примет. Зачастую мелкие детали свидетельствуют о приближении трагедии, хотя некоторым людям сновидения о смерти видятся буквально.

Практика показывает, что кошмары перед смертью снятся крайне редко. Разрушительные картины аварии и катастрофы могут возникнуть только в том случае, если человеку суждено погибнуть в дороге.

Прямо такие картины не говорят о смерти, но родственникам человека видятся зрелища крови, аварии, рассыпанные томаты, гранаты, паника, опасность или какие-то террористы.

Если известно, что приснившийся собирается в дорогу и там может случиться беда, то его ангел-хранитель начинает посылать ему видимые или невидимые сигналы. Он отменяет поездку, сдает билеты, некоторые обстоятельства задерживают его в аэропорту или по дороге к нему, поэтому ему удается избежать опасности.

Обычно они видят косвенные сигналы, свидетельствующие о смерти, слышат во сне новости о том, что самолет разбился или поезд сошел с рельс и многое другое.

Или слышит о том, что уже случилась какая-то беда, но это, скорее, исключение, чем правило.

Обычно гибель человека предсказывают косвенные символы, которые в каждом случае толкуют индивидуально. Но есть несколько общих примет, которые намекают на смерть человека.

Встреча Макара с девочкой

В один из праздничных дней Макар отправился в церковь на службу. По дороге он заметил маленькую девочку, которая сидела на скамейке. Девочка была голодна и обездолена, но при этом она была безумно красива и выглядела очень хрупкой.

Макар решил подойти к девочке и узнать, что с ней случилось. Оказалось, что ее мама умерла, а отец отправился на войну, оставив девочку с неким братом. Но брат теперь работал на заводе и не мог позаботиться о девочке.

Макар решил помочь девочке и предложил ей поужинать вместе. Они пошли в ближайший кафе и Макар заказал для нее еду. Девочка была так благодарна, что потеряла дар речи и просто смотрела на Макара восхищенными глазами.

Пообедав, Макар рассказал девочке о своей жизни. Он рассказал о своей болезни, об утраченных надеждах и о том, как ему приснился сон о счастливой жизни

Девочка слушала его с крайним вниманием и пониманием

В конце встречи Макар дал девочке небольшую денежную сумму и пожелал ей счастья. Девочка была взволнована и благодарна Макару за помощь. Они попрощались и каждый пошел своей дорогой.

Характер

Современники рассматривали роман «Бедные люди» как одно из первых произведений в русской литературе, в котором затрагивается тема «маленького человека» и проявляется к таким людям сочувствие. Бедный и несчастный герой романа, действительно, способен вызвать жалость у читателя. При этом ещё Белинский, один из первых читателей романа, заметил, что Макар Девушкин не отличается большим и острым умом, но имеет доброе сердце. По словам критика, ум героя как бы «перетекает в сердце». При таком прочтении можно сделать вывод, что Достоевский пытается выразить такую мысль: за внешностью незаметного и бедного «маленького человека» кроется широкая и благородная душа, которая способна развиваться и реализовываться, если «маленький человек» найдёт достойного собеседника. Действительно, сам Макар в своих письмах к Вареньке признаётся, что она полностью изменила и преобразила его, придала ощущение смысла жизни.

Однако впоследствии стали появляться другие исследования, более непредвзятые. Так, японский исследователь Кэнноскэ Накамура отмечает, что Макар Девушкин — это странный человек, страдающий комплексом неполноценности. Он имеет ослабленную способность к социальному взаимодействию, что приводит его к неудачам в карьере, финансовых делах, в личной жизни. Боязнь людского осуждения не позволяет ему осуществить то, что он в душе хочет больше всего – жениться на Вареньке. У Макара Девушкина необычайно развиты чувствительность и воображение, из-за чего он и не может общаться с людьми напрямую, предпочитая контактировать с ними через письма. Макар Девушкин в итоге предстаёт приниженным и больным человеком, который производит смешное впечатление.

Популярные сегодня пересказы

  • Чинк — краткое содержание рассказа Сетон-Томпсона Чинк – маленький и глуповатый, но очень веселый щенок. Естественно, пока ему еще очень далеко до взрослой собаки – в основном, его день состоит из проказ. Хозяин довольно часто ловит его «на горячем»
  • Аристократка — краткое содержание рассказа Зощенко Главным персонажем юмористического произведения является Григорий Иванович, недолюбливающий женщин, относящихся к аристократическому роду, по причине, повествующей в рассказе.
  • Два приятеля — краткое содержание повести Тургенева В поместье Вязовны приезжает молодой человек, Борис Анндреевич Вязовнин. Это его родовое гнездо. Мужчина учился в университете, был хорошо воспитан, владел языками. Молодой человек до недавнего времени жил в столице
  • Бахчевник — краткое содержание рассказа Шолохова В рассказе Шолохова «Бахчевик» рассказывается о парне Митьке который работает бахчевиком. Его семья небольшая, он, отец, мать и старший брат Фёдор. Отца Митьки назначают комендантом военно-полевого суда

Плохое сновидение

Пророческие сны предупреждают человека об опасности. Подобным образом судьба предостерегает персону или же целый народ от неминуемой гибели. Но что делать, если во сне привиделось наводнение, которое смывает все вокруг и погружает сушу под землю? А может быть, огонь поглотит все живое? Пугаться не стоит. Нужно подумать насчет аллегории, которая прольет свет на ситуацию. Психологи утверждают, что когда во сне случается что-то плохое, то трактовка у таких событий чаще положительная. Ну а если навязчивая идея не выходит из головы? Попробуйте мысленно переключиться и не зацикливаться на увиденном. Некоторые люди могут жаловаться, что они видят одну и ту же катастрофу ежедневно. В этом случае можно расслабиться. Пророческие сны не повторяются, а обычные кошмары – это навязчивые мысли, которые не находят выхода днем.

Кто такой Макар Девушкин

Макар Девушкин — мелкий бедный чиновник пожилого возраста, который никак не может сделать успешную карьеру. Его жизнь скучна и однообразна, в ней не происходит ничего примечательного. Это типичный «маленький человек», который боится окружающего мира, не может разговаривать с людьми и предпочитает проводить время наедине со своими фантазиями и мечтаниями.

Живёт Макар в дешёвой съёмной квартире где-то на окраине Санкт-Петербурга. Он старается лишний раз не выходить на улицу, чтобы его не увидели окружающие люди. На работе он тоже старается не отрывать взгляд от бумаг, не выходит из-за стола без особой надобности; при этом ему кажется, что за его спиной сослуживцы перешёптываются, насмехаются над ним, желают ему зла.

Так протекает жизнь персонажа довольно долгое время. Однако впоследствии с ним происходит неожиданная вещь: он влюбляется. Объектом его интереса и даже своеобразной страсти становится одинокая девушка Варенька Добросёлова, которая живёт в квартире напротив. Макар Девушкин начинает с ней переписываться, рассказывает ей в письмах о своей жизни, проблемах и чувствах. Однако жениться на ней он не желает: ему кажется, что окружающие его засмеют или будут злобно критиковать и осуждать, ведь это очень необычно — брак пожилого человека и молодой девушки. Из писем Макара Девушкина состоит весь роман.

III

У татарских ворот стояли на привязи несколько коней с высокими якутскими седлами.

В тесной избе было душно. Резкий дым махорки стоял целой тучей, медленно вытягиваемый камельком. За столами и на скамейках сидели приезжие якуты; на столах стояли чашки с водкой; кое-где помещались кучки играющих в карты. Лица были потны и красны. Глаза игроков дико следили за картами. Деньги вынимались и тотчас же прятались по карманам. В углу, на соломе, пьяный якут покачивался сидя и тянул бесконечную песню. Он выводил горлом дикие скрипучие звуки, повторяя на разные лады, что завтра большой праздник, а сегодня он пьян.

Макар отдал деньги, и ему дали бутылку. Он сунул ее за пазуху и незаметно для других отошел в темный угол. Там он наливал чашку за чашкой и тянул их одна за другой. Водка была горькая, разведенная, по случаю праздника, водой более чем на три четверти. Зато махорки, видимо, не жалели. У Макара каждый раз захватывало на минуту дыхание, а в глазах ходили какие-то багровые круги.

Вскоре он опьянел. Он тоже опустился на солому и, обхватив руками колени, положил на них отяжелевшую голову. Из его горла сами собой полились те же нелепые скрипучие звуки. Он пел, что завтра праздник и что он выпил пять возов дров.

Между тем в избе становилось все теснее и теснее. Входили новые посетители – якуты, приехавшие молиться и пить татарскую водку. Хозяин увидел, что скоро не хватит всем места. Он встал из-за стола и окинул взглядом собрание. Взгляд этот проник в темный угол и увидел там якута и Макара.

Он подошел к якуту и, взяв его за шиворот, вышвырнул вон из избы. Потом подошел к Макару. Ему, как местному жителю, татарин оказал больше почета: широко отворив двери, он поддал бедняге сзади ногою такого леща, что Макар вылетел из избы и ткнулся носом прямо в сугроб снега.

Трудно сказать, был ли он оскорблен подобным обращением. Он чувствовал, что в рукавах у него снег, снег на лице. Кое-как выбравшись из сугроба, он поплелся к своему лысанке.

Луна поднялась уже высоко. Большая Медведица стала опускать хвост книзу. Мороз крепчал. По временам на севере, из-за темного полукруглого облака, вставали, слабо играя, огненные столбы начинавшегося северного сияния.

Лысанка, видимо понимавший положение хозяина, осторожно и разумно поплелся к дому. Макар сидел на дровнях, покачиваясь, и продолжал свою песню. Он пел, что выпил пять возов дров и что старуха будет его колотить

Звуки, вырывавшиеся из его горла, скрипели и стонали в вечернем воздухе так уныло и жалобно, что у чужого человека, который в это время взобрался на юрту, чтобы закрыть трубу камелька, стало от Макаровой песни еще тяжелее на сердце. Между тем лысанка вынес дровни на холмик, откуда видны были окрестности. Снега ярко блестели, облитые лунным сиянием. Временами свет луны как будто таял, снега темнели, и тотчаc же на них переливался отблеск северного сияния. Тогда казалось, что снежные холмы и тайга на них то приближались, то опять удалялись. Макару ясно виднелась под самою тайгой снежная плешь Ямалахского холмика, за которым в тайге у него поставлены были ловушки для всякого лесного зверя и птицы

Он пел, что выпил пять возов дров и что старуха будет его колотить. Звуки, вырывавшиеся из его горла, скрипели и стонали в вечернем воздухе так уныло и жалобно, что у чужого человека, который в это время взобрался на юрту, чтобы закрыть трубу камелька, стало от Макаровой песни еще тяжелее на сердце. Между тем лысанка вынес дровни на холмик, откуда видны были окрестности. Снега ярко блестели, облитые лунным сиянием. Временами свет луны как будто таял, снега темнели, и тотчаc же на них переливался отблеск северного сияния. Тогда казалось, что снежные холмы и тайга на них то приближались, то опять удалялись. Макару ясно виднелась под самою тайгой снежная плешь Ямалахского холмика, за которым в тайге у него поставлены были ловушки для всякого лесного зверя и птицы.

Это изменило ход его мыслей. Он запел, что в ловушку его попала лисица. Он продаст завтра шкуру, и старуха не станет его колотить.

В морозном воздухе раздался первый удар колокола, когда Макар вошел в избу. Он первым словом сообщил старухе, что у них в плашку попала лисица. Он совсем забыл, что старуха не пила вместе с ним водки, и был сильно удивлен, когда, невзирая на радостное известие, она немедленно нанесла ему ногою жестокий удар пониже спины. Затем, пока он повалился на постель, она еще успела толкнуть его кулаком в шею.

Над Чалганом между тем несся, разливаясь далеко-далеко, торжественный праздничный звон…

Популярные сегодня темы

Картина И. И. Шишкина “Корабельная роща” написана в1898 году. На картине великого художника-пейзажиста изображена любимая его роща возле Елабуги. Полотно имеет такое название из-за изображения на ней корабельных могучих сосен, которые использовались

В живописи есть отдельный жанр, который называется импрессионизмом и он заключается в том, чтобы передать впечатление от чего-либо. Художник, который работает в этом жанре

Привет, дорогой друг. Я знаю, что давно не писал тебе, не спрашивал, как у тебя дела. Но, честно говоря, у меня совершенно не было времени!

Одной из центральных тем романа «Капитанская дочка» является история любви Петра Гринёва и капитанской дочки – Маши Мироновой. Она начинается с того времени, когда молодой человек приехал на службу в Белогорскую крепость

Выражение «блудный сын» возникло из притчи о блудном сыне, записанной в Библии в Евангелии от Луки. Эта притча рассказывает о том, как богатый человек по просьбе одного из сыновей, разделил всё своё состояние между двумя наследниками

Источник

Сон в Рождественскую ночь

Анализ рассказа В.Г. Короленко «Сон Макара».

Мотивы «рождественского рассказа» Н.С. Лескова «На краю света»

(1875) различимы в «святочном рассказе» В.Г. Короленко«Сон Макара» (1883).

Встреча героя рассказа Короленко – полудикого жителя якутской тайги – с Богом, «большим Тойоном» (по представлениям Макара) происходит, когда Макар замерзает в тайге в самый канун Рождества.

Здесь «Большой Тойон» напоминает скорее представления полудиких жителей «края света», «куда Макар телят не гонял», о «сильном божестве», гнева которого надо опасаться. Деревянная чаша весов с грехами Макара перетянула золотую чашу добродетелей. Присутствующие здесь Ангелы – «молодые Божьи работники» в белоснежных одеждах, у каждого из которых «на спине болтались большие белые крылья», и Макаров знакомый добрый попик Иван, умерший несколько лет назад, не в силах помочь.

Но за грешника вступается Милосердный Сын

сурового Бога. Согласно рождественской концепции«Христос рождается прежде падший восставити образ». Господь Бог не хочет вечных мук и смерти грешника, является в мир для искупления и очищения падшего человека.Сын Божий просветляет тёмное сознание забитого Макара, наделяет его рождественским даром. Здесь это дар слова – с тем, чтобы безропотный, бессловесный человек, загнанный угнетателями всех мастей, возродился, самовосстановился и смог бы оправдаться перед Богом, дать«ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36–37).

Короленко неслучайно выбирает здесь форму несобственно прямой речи, проникнутой авторским пафосом, поскольку также полон сочувствия к бедняку-страдальцу: «Да, его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подати; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засуха; гоняла промёрзшая земля, злая тайга!» (26).

Бесхитростным рассказом о своей мученической жизни Макар приводит «Большого Тойона» в замешательство. Это совершенно новый, непривычный ход в святочной беллетристике, когда не сразу срабатывает важнейшая мотивировка чуда рождественского спасения. Не только лесковский архиерей в рассказе «На краю света»

, но и Всевидящий «Большой Тойон» в рассказе Короленко не сразу разглядел за грубой и неприглядной оболочкой чистую душу. «Большой Тойон» задумался: «– Что же это, – сказал Он, – ведь есть же у Меня на земленастоящие праведники… Глаза их ясны, и лица светлы, и одежда без пятен… Сердца их мягки, как добрая почва А ты посмотри на себя…» (27).

«Не судите по наружности, но судите судом праведным»

(Ин. 7, 24), – эти евангельские слова, избранные Лесковым в качестве эпиграфа к повести«Владычный суд» , как нельзя лучше подошли бы и к рассказу Короленко.

Грешник, считающий себя отделённым от Бога, интуитивно страшится перехода в план смертного греха и небытия. Но человек, который и был сотворён для цельного и гармоничного бытия, обретает искомую полноту и самодостаточность, устремляясь к единению с Богом, желая превзойти свою ограниченность.

Популярные сегодня пересказы

Рассказ под названием «Пигмей» написан русским писателем Лесковым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.

Был рожден в августе 1913 года, в Ярославле, был драматургом и сценаристом. Им было написано примерно 20 пьес и больше чем 6 сценариев для фильмов. Также был управляющим академией искусства. Умер в 2004 году 28 сентября.

В издании говорится про немолодого жителя фермы по имени Моуз Эбрамс. Утром старец стал искать собственный скот и обнаружил посреди глуши странноватую сущность. Существо было салатной окраски с сиреневыми пятнышками

В своей статье Писарев высоко оценивает роман Тургенева «Отцы и дети». Он говорит о том, что роман правдоподобный. Каждый молодой человек в нём может найти себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: