Краткое содержание главы «Сон Обломова» подробно
Первый сон Обломова отправляет героя в ранее детство. Он видит родовое поместье, которое охватывает две деревни – Сосновку и Вавиловку. Местные жители похожи на сонных мух, крепостные работают вяло, хозяева не обеспечивают слуг работой. Даже природа «Обломовки» скучная и однообразная.
Жители верят в приметы, не имеют представления о странах за пределами далёкой Москвы и Питера. Крестьяне боятся двуглавых людей и великанов, в их представлении мир стоит на огромной рыбе.
Илья видит себя маленьким. Он единственный сын Обломовых, растёт в любви и ласки. Мать тепло одевает ребёнка, закармливает вкусненьким и пытается оградить от опасного окружения. После плотного завтрака пухлый розовощёкий Илюша бежит на прогулку. Его не интересуют гости, молитвы и застолья. За героем по пятам ходит беспокойная няня.
Мама Ильи заведует кухней. Каждое воскресенье и по праздникам готовится пир со сдобными пирогами, хозяева питают страсть к жирной еде. Отец вяло раздаёт приказы и целый день наблюдает мир через окно.
Мальчик в это время познаёт мир. Без страха лезет на голубятню, прыгает по галерее и стремится вырваться за пределы поместья в лес или в овраг. Няня одёргивает воспитанника и сбивчиво отвечает на вопросы любознательного непоседы.
После обеда дом погружается в сон. Илья ловит момент свободы и делает всё, что пожелает душа. По вечерам в поместье подают сытный ужин и чай. Ребёнку снова не позволяют выйти в сад, пугают небылицами и укладывают спать.
Перед сном няня читать Илюше сказки о богатырях, царевнах и чудовищах. В её рассказах счастье можно получить не только в бою, но и по щучьему велению, лёжа на горячей печке. Мальчика привлекают кисельные берега и молочные реки. Он впервые мечтает о сказочной судьбе заправского лентяя.
В следующей сне Илья видит себя 14-летним. Родители отправляют сына в пансион грозного немца Штольца. Герой не привык трудиться и избегает занятий. Обломовы находят любую причину, чтобы оставить юного бездельника дома и жалуются на плохое питания в пансионе.
Старший Обломов презирает труд. Его поместье приходит в негодность, рушится и ветшает, но только личные мотивы побуждают мужчину к действию.
Илье снятся размеренные вечера при свечах. Обломовы боятся любых нарушений привычного быта. Даже неожиданное письмо вводит семью в ступор. Отец героя не отвечает на послание, сравнивая писателей с шутами.
Однако пришло время Илюше строить карьеру. Без образования мальчику не светят мундир и доходные должности. Штольц изо всех пытает направить юнца к знаниям, а его родной сын Андрей тайком помогает ученику с домашней работой.
Во сне и наяву Илья всё больше походит на родных. Он предпочитает отдавать приказы и избегать малейших нагрузок, теряет интерес к подростковым проделкам. Только память о прежних шалостях толкает юношу на общение с одногодками.
Илья помнит, как родители реагировали на прогулки по морозу и безобидную игру в снежки, кутая сына в шубу. Попытки обезопасить Илюшу от мира превратили его в безликую и скучную личность. И только во сне герой искренне хочет хотя бы разок повеселиться с друзьями.
Анализ главы
Анализируя «Сон Обломова», можно ясно понять, как развивалась личность героя, который впоследствии превратился в аморфного, пассивного и ленивого человека. Илья Ильич родился подвижным и любознательным ребенком. Он проявлял живой интерес к жизни, хотел играть с другими детьми, познавать окружающий мир. В раннем детстве малыш быстро подметил, когда в доме все спят, и сообразил, что можно тайком уйти из дома и погулять без няни.
Он был наблюдательным и смышленым мальчиком. Все вокруг его любили, и он чувствовал и понимал эту любовь. Благодаря ей он стал добрым и беззлобным человеком, не желал никому зла, не был хитрым и подлым. Но эта же всеобъемлющая любовь и забота сыграла в становлении его личности ключевую роль. Родители чрезмерно опекали сына, ограждали от любых забот. За него все делали слуги, Обломов не знал никакого труда.
Безграмотная старушка-няня рассказывала ему сказки и небылицы, и укрепляла в его неокрепшем сознании мысль, что все происходит «по щучьему велению». К Штольцу подросток попал уже разнеженным молодым барином, который привык к сытой и праздной жизни. И строгий, умный немец не смог победить уже укоренившуюся лень и безразличие в характере Обломова. Среда, в которой рос герой, определила его дальнейшую судьбу.
Основные этапы
Если изучить кратко сон Обломова, то можно увидеть несколько ключевых моментов. Эпизод посвящен воспоминаниями героя о том времени, когда он был ребенком. Он родился в деревне Обломовка, которая была очень тихой. Каждый день для жителей одинаков. Родители Ильи были милыми и добрыми, но они не понимали, зачем трудиться. Они предпочитали веселиться и совсем не обращали внимания на состояние дома.
Обломов был ребенком любознательным, веселым, активным. Но мама и няня запрещали ему познавать мир. Они предпочитали сидеть у окна и пить чай. В обед они ложились спать. В это время Илья был предоставлен сам себе и пошел на улицу.
Следующий момент эпизода — это учеба в школе. Обломову 13 лет, но его жизнь подвержена привычному распорядку:
- мама опасается, что ее сын простудиться и запрещает ему ходить на занятия;
- дома проводятся частые праздники, поэтому Илья обязан участвовать;
- родители окружают ребенка запретами.
https://youtube.com/watch?v=wUoz_kwbmvQ
Мальчик не лишен любознательности, он дружил со Штольцем, но неделями не посещал школу. Друг пытался учить его, помогал делать домашнее задание. В четырнадцать лет Илья все еще стремился к знаниям, но ограничения со стороны родителей все больше уничтожали хорошие черты личности.
Композиция романа
Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.
В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.
Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.
В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.
Во второй части начинается отсчет деградации Обломова. Даже общение со Штольцем и любовь к Ольге не мотивируют его. Кульминация романа наступает в третьей части. Герой делает предложение Ильинской, но не может выполнить ее просьбу и отправиться в деревню. Он расстается с любимой женщиной, предпочитая сохранить привычный жизненный уклад. Ухудшается его финансовое положение, и он вынужден переехать в бюджетную квартиру.
В заключительной части наступает развязка романа. Появляется «выборгская обломовщина», Илья женится на Агафье Пшеницыной и вскоре умирает. Он окончательно деградировал как личность. Перед смертью он воскликнет: «Есть же этакие ослы, что женятся!».
Обломовка — крепостнический заповедник лени
Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
«Материнская сфера» в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Своеобразие субъектной организации текста романов Гончарова как романов реалистических, предполагающих преобладание субъектов сознания над субъектами речи, послужило основанием к выделению в трилогии писателя особой «сферы», объединенной одной «точкой зрения», общим субъектом сознания. Носителем этого сознания является героиня-женщина, символизирующая собой Дом, Семью, Уют, создающая атмосферу добра и любви, проводящая жизнь в неустанной заботе о домочадцах.
На содержательном уровне «материнская сфера» в трилогии Гончарова представляет собой своеобразную Вселенную, центром которой становится фигура матери. Жизнь этой Вселенной течет, подчиняясь извечным законам природы, усвоенным с незапамятных времен нашими предками и активно реализующимся и по сей день в человеческом бытии: рождение — продолжение рода — смерть. Последние являются тремя составляющими патриархальной модели жизни, в которой, без сомнения, ведущая роль — «носителя духовного чина, то есть порядка,., семейной нравственности — принадлежит мужчине — отцу рода.
Однако, как отмечает И.Е.Забелин, женщина — хозяйка дома в иерархии семейных отношений занимает особое место, поскольку «права и обязанности хозяина и хозяйки находятся как бы в дополнительном распределении, почти не пересекаясь, а это и определяет ранг хозяйки в частной жизни дома. Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не является полноправным членом общества, он остается при отцовском доме. Кроме того, И.Е.Забелин распределяет функции «государя» и «государыни» дома по православной формуле: «слово и дело». И если право решения, «последнее слово», всегда остается за «государем», ибо он в ответе за свою семью перед Господом, то «делом» в доме всегда занимается «государыня» — «делодержец дому». Именно поэтому, в противовес идеальным качествам, требующимся, согласно патриархальной норме, от женщины в семейной жизни — «чистоте и послушанию», многим из женщин были присущи «крепкое мужество и непреложный разум — качества безусловно мужские»
Только подобная не-женская твердость характера и целеустремленность могли помочь женщине управляться зачастую с огромным хозяйством, растить детей, понимать и разделять тяготы многочисленных домочадцев. Ведь семья в патриархальной модели жизни понималась широко: не «общество» окружало человека, а «родство», «род», «община». Вспомним множество домочадцев, которых видит маленький Илюша за утренним чаем: помимо отца и матери это и «престарелая тетка восьмидесяти лет», «ее девчонка, трясущая от старости головой», и «три пожилые девушки, дальние родственницы отца», и «немного помешанный деверь его матери», и «помещик семи душ Чекменев, гостивший у них», и «еще какие-то престарелые старушки и старички», которых Гончаров шутя называет «штатом и свитою дома Обломовых» (IV; 110).
Вместе с тем рамки семьи Обломовых существенно раздвигаются за счет многочисленной дворни и крестьян, обитающих в Обломовке и почитающих, как и велит им патриархальная мораль, барина -батюшку и барыню — матушку. В семью Обломовых, таким образом, образом, включаются все обитатели Обломовки; независимо от действительной степени родства каждый здесь ощущает себя частицей общего целого, связанным со всеми членами семьи узами взаимной привязанности, понятием морального долга, почтительности по отношению и к старшим по возрасту, и к «старшим» по социальному положению. Быть может, именно поэтому в «Сне Обломова» отсутствует речевая индивидуализация, поскольку в патриархальном обществе отдельная человеческая личность еще не выделяет свой «голос» из общего «родового хора»
Вообще в речи персонажей «Сна Обломова» выражается вековая народная мудрость, некоторые правила взаимоотношений человека с Миром. Выражением этой народной мудрости становятся сказки, рассказываемые в детстве каждому из обитателей Обломовки, и, даже становясь взрослыми, они живут согласно этой единственно возможной для них сказочной модели жизнеустройства.
Отсюда берет начало стойкое убеждение обломовцев: того «чужого», чего отцы и деды не знали, им и знать не следует. Именно поэтому страшнее даже Лешего, обитающего в темном лесу, и Домового, навещающего «в ночь на Пасху… конюшню» (IV; 123), для них оказывается пришедшее из «чужого» мира письмо или невесть как попавший в овраг пьяный мужик, названным по общему приговору «чудовищем». Они сознательно отвергают иной образ жизни, замыкаясь в своем патриархальном, отстраненном от большого жизненного пространства мирке, остовом которого и является родовое общинное сознание.
Сочинение про Сон Обломова
Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.
Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.
Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».
Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.
Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».
По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.
На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.
Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».
И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»
И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.
Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.
Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.
Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.
Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».
Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».
В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».
И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
Бессмысленный полет на крыльях фантазий
Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, — это для крепостных Ванек да Захарок.
Школа, не изменившая жизненную позицию
Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», — решил Ильюша и остался во власти лени.
Обломов и Ольга – любовь как недостижимость
Центральной историей любви в романе «Обломов» Гончарова становятся отношения между Обломовым и Ольгой. На первый взгляд, персонажи имеют много похожих черт – они оба мечтательны, романтичны, видят прекрасное в каждом проявлении природы и тонко чувствуют каждое мгновение. Однако если Ольга направлена к внешнему миру и живет днем сегодняшним, то Обломов, даже несмотря на кажущийся выход из застоя, продолжает существовать в своем привычном, комфортном мире иллюзий. Их любовь – любовь поэтичная, возвышенная, в какой-то мере даже христианская, но с самого начала обреченная на разрыв.
Долг и любовь
Для Ольги ведущим в ее чувствах оставался долг, некая практичность даже в столь иррациональном чувстве, как любовь. Девушка не готова была принять увальня Обломова таким, как он есть, продолжая вытаскивать его из «болота обломовщины» – «ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Многие исследователи сравнивают Ольгу с образом светлого ангела-спасителя, который помогает человеку изменить свою жизнь к лучшему. Однако девушка не учла, что полюбила не реального Обломова – инертного, апатичного, безинициативного и при этом уже полностью состоявшегося мужчину, а некий образ милого тихого добряка-мечтателя, который навеял ей Штольц. Сквозь розовый флер любви девушка не понимала, что все ее попытки изменить возлюбленного тщетны. Осознание приходит к Ольге только когда Обломов, узнав, что уже пришло время заявить об их отношениях общественности, отодвигает дату свадьбы еще на год. Девушка наконец увидела, что ее любовь – все, что она делала для Ильи Ильича, было бесполезным и Обломов не желает меняться и идти вперед даже ради своей возлюбленной.
Любовь и мир иллюзий
Первая любовь Обломова в романе «Обломов» могла бы стать для героя новым шагом вперед и вырвать из порочного круга «обломовщины», но произошла с героем слишком поздно, когда даже ради высокого, светлого чувства он не желал отказываться от привычной жизни и – самое главное – от собственных мечтаний и иллюзий. Любовь Ольги и Обломова – красивая история нежных, высоких чувств, которая зарождается на фоне весенней природы – символом их отношений становится хрупкая ветка сирени. Романтизм и поэтичность чувств возлюбленных рано или поздно должны были перейти на новый уровень – уровень быта, той самой «обломовщины». Тем не менее, Ольга для Обломова оставалась прекрасным, светлым ангелом, далеким от семейной жизни – неким прообразом прекрасной дамы средневековых рыцарей, восхищающей и вдохновляющей на подвиги (изменения себя), но обязательно далекой и недоступной. Именно поэтому Обломов всячески отодвигает дату их свадьбы. Он, не осознавая того, боится, что весенний флер их чувств рассеется, и они поймут, что любили не друг друга, а идеализированные образы. Это и происходит при расставании – Обломов соглашается со словами Ольги, что не сможет измениться и жить новым днем, постоянном меняясь и стремясь вперед.
Любовь Ольги и Обломова была чувством стихийным, не зависящим от героев
Даже то, что она началась весной и окончилась осенью, указывало на быстротечность этого чувства, умирание его вместе с природой – и как на смену зиме приходит весна, так и на смену страданиям героев об утраченной, но иллюзорной любви, приходит новое, не менее важное чувство
Обломовка — крепостнический заповедник лени
Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.
Вариант 2
«Сон Обломова» — это не просто глава в романе Гончарова, а самостоятельное произведение в произведении. Писатель в этом эпизоде попытался проанализировать детство и юность Обломова, чтобы понять сущность его души, причину, почему он такой.
Обломов вспоминает своё детство с нежностью, лаской, огромной любовью. Он трепетно вспоминает пейзажи, интерьеры, образы близких людей.
В «Сне» читатель наблюдает за Обломовым в детстве. Здесь, в маленьком Илюше, можно увидеть такие черты, которых уже нет во взрослом Обломове. Например, любознательность. У маленького Обломова часто возникает желание поиграть с деревенскими мальчишками, погулять. Он часто задает вопросы, на которые не получает полных ответов. То есть, таким образом автор показывает, что каждый ребенок в детстве любопытный, любознательный, активный и озорной. Но не каждому удается сохранить эти качества во взрослом состоянии. Что помешало Обломову быть таким же активным и энергичным, как в детстве?
Вся Обломовка пронизана атмосферой ленности и безделья. Автор нежно описывает традиционный послеобеденный сон, когда словно вся Обломовка замирала на некоторое время. И даже Илюша, который хотел в это время погулять, был вынужден ложиться в кровать и предаваться сладкому сну. Писатель описывает и крестьян, которые, подобно хозяевам, не работали, а отдыхали всё время. Илья Обломов, находясь в такой обстановке, не мог вырасти другим. У ребенка еще нет силы воли, чтобы противостоять злу. Он делает то, что делают его родители.
Затем в «Сне» появляется Обломов-подросток. Чтобы учиться, ему надо было покинуть родной дом. Конечно, Обломов, привыкший к ласке и нежности Обломовки, не мог привыкнуть к новому месту. Он так и не смог выучиться, получить образование. Все задания за него делал Штольц, с которым он вместе учился.
Таким образом, «Сон» раскрывает становление личности главного героя. Илья Обломов провел самую важную часть своей жизни в месте, где все бездельничали и отдыхали. Он не видел хорошего примера, а все его положительные черты не смогли выдержать испытание Обломовкой. Позднее эта ленность настолько засосала героя, что он не смог избавиться от нее. Никто не виноват в том, что Обломов такой. Это его судьба, как и каждого представителя рода Обломовых. Возможно, когда-то найдется такой человек, который остановит эту цепь. Автор считает, что им должен стать Андрей — сын Обломова, которого воспитывает Штольц.
Специфика «Сна Обломова» как структурного «элемента» романа И.А.Гончарова «Обломов»
Представление о «тексте» как «некой решетке», вовлекающей в себя всё, что ею захватывается, организующей «целое» произведения и обнаруживающей его «позиционный смысл»38, иными словами, проявляющей в нём авторскую точку зрения по отношению к изображаемому, является, на наш взгляд, определяющим для осмысления специфики повествовательной структуры романа И.А.Гончарова «Обломов».
При этом «текст», будучи «сообщением» об определенной концепции действительности, зачастую трактуется в современном литературоведении как «минимальная единица коммуникации»39. Соответственно, целью автора становится передача этого сообщения -информации читателю.
Сообщение, содержащееся в тексте, реализуется только в том случае, когда читатель интерпретирует его, стремясь приблизиться к адекватному его пониманию. Иначе говоря, сама возможность передачи информации какому-либо лицу или самому себе, но в иной временной момент, выступает одним из обязательных условий существования текста.
Наряду с этим, по мысли Е.Фарыно40, любой текст характеризуется наличием трех основных признаков: выражения, 4 делимитации и структуры.
Под «выражением» исследователь понимает материальную закрепленность передаваемого текстом информационного сообщения. Конечность, исчерпаемость этого сообщения, его заданная «предельность», в свою очередь, позволяет охарактеризовать его как обособленное, отграниченное, иначе говоря, «делимитированное» сообщение. Последнее имеет, как отмечает Е.Фарыно, «знаковый характер», то есть является внутренне упорядоченным, выстроенным. При этом применительно к тексту понятие «структура» осмысливается ученым не только и не столько как «внутреннее устройство», «упорядоченная система, в которой все взаимосвязано и взаимообусловлено» , сколько как «совокупность всех внутритекстовых и внетекстовых связей произведения».
Таким образом, строго определенный механизм, обозначенный термином «структура», не только осуществляет внутритекстовую взаимоподчиненность всех элементов текста, но и способствует обогащению художественного текста дополнительными смыслами под влиянием контекста. Именно контекст зачастую способствует более глубокому пониманию смысла текста, намечая иной — неязыковой -уровень восприятия текста.
В связи с тем, что механизм структурной организации текста обусловливает целостность произведения и одновременно с этим способствует возникновению его смыслов, особенно значимой становится категория границы («начала», «конца», «рамы» и прочее) , отделяющей текст от «не-текста».
Адекватная передача знаний, иначе говоря, информации, и порождение новых смыслов являются двумя основными функциями текста в общей системе культуры.
Наиболее полно первая функция осуществляется при максимальной однозначности текста, то есть при полном совпадении «точек зрения», взглядов на мир говорящего и слушающего. Основным структурным признаком текста в рамках второй функции является его внутренняя неоднородность, при которой информация «на входе» не адекватна информации «на выходе».
«На входе» художественный текст есть некий мир, представляющий собой потенциальный запас информации. Для того, чтобы стать информативным, этот мир должен обогатиться новыми смысловыми обертонами, превратиться в сообщение о самом себе, о своей структуре. Отсюда информативным становится «дубликат» текста, который может получиться «на выходе».
В результате, тексты «на выходе» и «на входе» не тождественны друг другу. Совпадая формально, они обладают различной смысловой наполненностью.
Возникающая в тексте «смысловая игра», заключающаяся в разнице между информацией «на входе» и «на выходе», составляет самую сущность работы текста как «мыслящего устройства».
Таким образом, текст во второй своей функции является не пассивным носителем вложенной в него извне информации, а «генератором» новых смыслов, «глубинных пластов содержания», «новых смысловых конфигураций»43.
Процессу «генерирования» новых смыслов во многом способствует введение в текст другого, «внешнего» по отношению к основному, текста. Этим «внешним» текстом, по мысли Ю.М.Лотмана44, может стать широкий культурный контекст или особые отношения читателя с текстом, в результате которых возникает единое текстовое пространство.