Краткое содержание
Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».
Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.
Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.
Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.
Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая
В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья
После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.
Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. В этих сказках всё совершалось само, по щучьему велению. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».
Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.
Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».
Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.
Творческая история и жанр
Иван Гончаров написал три романа о русской жизни, которые часто называют трилогией «Три О». В нее вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».
История создания произведения тесно переплетается с жизнью автора:
- Писатель неоднократно говорил, что Обломов во многом похож на него самого. Автор был весьма ленивым человеком, любил пребывать в раздумьях и находиться дома.
- Личность Ольги Ильиных создана на основе образов сразу нескольких реальных женщин — знакомых Гончарова.
- Прототип Андрея Штольца — отец супруги брата автора.
Гончаров долго писал этот роман. Книга вышла в 1859 году, через 12 лет после того, как автор начал работу над произведением. Роман относится к направлению — реализм. Писатель старался рассказать историю, в которую поверят читатели, создать реалистичные образы с учетом жанрового своеобразия.
Критики определяют жанр произведения «Обломов», как социально-философский роман. Книга описывает долгую историю, в ней фигурирует множество героев.
Композиция и смысл произведения
Интересно, что композиция произведения связана с природными циклами. Ее особенности:
- Действия начинают разворачиваться зимой, когда Обломов полностью погружен во внутренний мир и оторван от окружающей реальности.
- Пробуждение главного героя происходит весной, когда природа просыпается.
- Кульминация сюжета случается летом.
- Финал наступает в начале осени. Обломов возвращается в состояние замкнутости.
В романе повествуется обо многих конфликтах. Можно выделить следующие ключевые моменты:
Главный герой противопоставляет себя обществу и отказывается принимать свое окружение.
Он не может совладать со своей природой.
Холодный и равнодушный город противопоставлен теплой и добродушной деревне.
Важно также отметить любовный конфликт. Главному герою приходится выбирать между двумя женщинами с абсолютно разными характерами.. Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова
Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает
Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает.
Неожиданно к Обломову приходит его давний приятель — предприниматель Андрей Штольц. Он старается вернуть друга к жизни, представив ему привлекательную девушку — Ольгу Ильинскую. Молодые люди понравились друг другу и у них начался роман. Лень и апатия покидают главного героя, он по-настоящему влюбляется.
Однако через какое-то время чувства Обломова начинают остывать и он возвращается в прежнее состояние. Илья переезжает со своей старой квартиры и попадает в лапы к мошенникам, он чуть не потерял свои деньги, но на помощь приходит Штольц. Старый друг начинает присматривать за делами Обломова.
Изложение
Начинается сон Обломова с описания природы родного края. Все дышало миром и спокойствием – ласковое небо, невысокие холмы и широкие равнины. Не было в ней грозных морей, которые несут с собой бури и волны, высоких гор, хранящих опасность сорваться в пропасть. Никаких потрясений не бывает в этих местах.
Затем герой видит себя семилетним ребенком, просыпающимся в мягкой кровати, а над ним сплошь любящие лица. Родители, нянька, слуги – все обожают малыша, и стремятся ему угодить. Мальчик растет любознательным и активным, но любая инициатива к самостоятельности пресекается – для всего есть слуги.
Далее сон переносит Обломова в зимний вечер, когда за окном метель, а он возле няни слушает сказки и предания. И так все нравится в них ребенку – всегда появляются волшебники и феи, одаривают принца богатствами, и веселье никогда не кончается. Малыш всегда представляет себя на месте героя, и любовь к сказкам сохраняет на всю жизнь.
После, Илья Ильич видит себя уже подростком, лет тринадцати-четырнадцати. Он в пансионе у Штольца, куда послали его родители «образовываться». Обломов к тому моменту уже пухлый, румяный «барин», который привык, что его все обслуживают, и ему потакают. Учеба его утомляет, задания часто за него делает сын Штольца, Андрей. При любом случае, он пропускает занятия. Так и растет главный герой, со всех сторон обласканный, как «цветок в теплице…».
Что ты чувствуешь по отношению к школе?
+1
+1
+1
+1
+1
История создания
Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки ». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» — «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» — «золотой век» или гибель, застой? В «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание. Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, — писал Гончаров, — после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» — у меня уже в уме был готов план Обломова». Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск , быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым стали обитатели вымышленной им Обломовки. Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».
Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского . Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова — «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество.
Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.
Образ Обломова в русской литературе
Роман И. А. Гончарова «Обломов» стал настоящим шедевром русской и мировой литературы. «Обломов» вызвал множество споров и рассуждений на тему того, как опасна бывает для человека лень. Главный герой этого произведения стал своеобразным символом ленивого, вялого и апатичного образа жизни, а слово «обломовщина» плотно вошло в словарь и прижилось в обиходе. Что значит само это слово?
Замечание 1
«Обломовщина» — это состояние человека, характеризующееся никчемным, бессмысленным и вялым существованием.
Это слово созвучно с фамилией главного героя и это неслучайно: Илья Обломов на протяжении всего романа был представлен спящим, ленивым, не желающим ничего менять в своей жизни человеком.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Счастлив ли был Обломов в своем состоянии или оно его угнетало? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно прочитать данное произведение. Однако, мнения различны. С одной стороны, Обломов был несчастен – его дела были расстроены, у него не было жены и детей, а свою единственную любовь он упустил. Даже друзья, навещавшие его, ничем не могли ему помочь – в частности потому, что в такой ситуации Обломов должен был помочь себе сам. С другой же стороны, Илья не хотел ничего менять – его полностью устраивал его запустевший дом с паутиной и пылью, вялое существование, смысл которого заключался во сне – у Обломова было все, что нужно ему для счастья – его мягкий диван.
Так, мы можем выделить из всего этого характерные признаки «обломовщины» или того, что мешает вести человеку нормальную осмысленную жизнь, навсегда приковывая его к дивану. К таким признакам относится:
- Апатия, отсутствие интереса к чему-либо, тоска и скука от любого дела, даже от того, что раньше приносило удовольствие.
- Лень, предотвращающая всякое действие и желание, пресекающая порыв или побуждение в самом зародыше, мешающая творчеству и нормальной жизнедеятельности.
- Безынициативность, неспособность справиться с собой и с собственной ленью.
- Якобы «гармоничное» состояние, затягивающее в себя, как зыбучий песок, прокарстинация.
- Абсолютное отсутствие силы воли, довольствие своим состоянием, хотя есть осознание того, что это неправильно.
Таким образом, эти признаки наиболее характерны для такого понятия, как «обломовщина». Все вышеперечисленные признаки являются, в своем роде, одними из главных качеств, которые высмеиваются в романе – там они показаны читателю с ироничной стороны. Автор как будто бы предупреждает нас о том, что с нами может произойти, если потакать все время своей лени.
Замечание 2
Из всего этого можно сделать вывод о том, что Илья Обломов является в одноименном романе Гончарова своеобразным «антиподом», противоположностью привычного и правильного образа жизни здорового человека. Так, Гончаров представляет нам Обломова, выказывая лень, апатию как один из самых главных пороков человека, с которым тяжело справиться.
Смысл части
Гончаров не зря поместил отрывок про сон в первую часть романа. В ней раскрыто, почему Илья стал таким вялым, безынициативным и апатичным. Ответ простой: чрезмерная любовь родителей к сыну привела к этому.
Отец и мать должны быть примером для детей. Именно взрослые являются центром мира ребенка, с них он берет образец поведения. Родители не желали зла Илье, они только приучили его быть осторожным, не стремиться выходить за забор. Они не привили ему любовь к труду, усердию, зато развили лень и вялость.
Главный смысл эпизода, как и всего романа, — жизнь человека без труда будет терять всякий смысл. Такая личность будет обузой, она запускает не только себя, но и свой дом.
Даже Ольга не смогла спасти Илью, так как он предпочел привычный диван и отсутствие перемен. Роман завершается достаточно грустно: главный герой умер от проблем с сердцем. Брак с Пшеницыной только усугубил происходящее. Он увяз в бытовых делах — кулебяках, пирогах и прочих мелочах. Он отвык мыслить, больше у него не возникает желания действовать.
Краткое содержание сна Обломова позволяет запомнить основные моменты эпизода. Большая роль отведена пейзажам родной деревни Ильи. Спокойная и умиротворенная обстановка привлекает безмятежностью. Природа гармоничная и мягкая — это создавало иллюзию размеренной жизни. Иногда только были похороны, свадьбы, дни рождения.
Произведение Гончарова не теряет актуальности в современном мире, поэтому многие найдут в нем полезные вещи. Сон Ильи напоминает о том, что нельзя постоянно жить прошлыми воспоминаниями. Необходимо извлечь ценные уроки из событий и сделать их отправной точкой для саморазвития.
История жизни Обломова
История жизни Ильи Обломова начинается, как выразился автор, “в глубине необъятной России”. Родился Илья Обломов в помещичьей семье, которая живет по традиционному патриархальному укладу. Детские года Обломова прошли в родовом поместье и деревни “Обломовка”. Жизнь там не отличалась разнообразием и насыщенностью.
Родители Илью любили. Ласковая няня радовала мальчика сказками каждый вечер. Сон и длительные восседания за трапезой были привычным делом для хозяев имения. Мальчик без проблем перенял наклонности своих родителей. Обломова всячески опекали от неприятностей и приучали, что труд – это занятие рабочих и вообще дело низкое.
Илья рос апатичным и замкнутым, пока в итоге не превратился в 32-х летнего безыдейного и пассивного мужчину. Заинтересованность хоть в чем-то кроме еды и сна, в нем напрочь отсутствовала. Но на какие же деньги жил Илья Обломов, если ничем не занимался? Доход герою обеспечивали крестьяне, которые трудились не покладая рук. Видя пассивность своего помещика, некоторые крестьяне и рабочие стали понемногу грабить его. Вот такая вот история жизни Обломова в романе Гончарова.
Где же живет Обломов?
По сути, у Ильи Обломова два места жительства: квартира в Петербурге и поместье в деревне «Обломовка”. Квартира Обломова в Петербурге находилась на одной из центральных улиц города под названием Гороховая. На Гороховой улице преимущественно жили люди средних классов. Первые два квартала улицы принадлежали к аристократической Адмиралтейской части города.
Спустя время, Обломов переселится на Выборгскую сторону городу. Она представляет из себя мещанский район и походит больше на провинцию, нежели на полноценную часть города. Теперь Обломов живет на Симбирской улице (ул. Космонавтов). Близкий друг Гончарова – Анатолий Кони высказался коротко и понятно по поводу улицы: “Длинная улица, совершенно провинциального типа”. Именно в квартире на Симбирской улице главному герою снится его знаменитый сон. Здесь осуществился идеал его жизни.
Что касается деревни “Обломовка”, сам Гончаров прекрасно описал ее в романе.
Лучший друг Обломова – Андрей Штольц
Андрей и Илья дружили с самого детства. Происхождения Обломова и Штольца разнятся. Про происхождение Обломова я уже все написал, разберемся с Андреем. Штольц – немец из небогатой, но дворянской семьи. Отец Штольца хорошо вописатал своего сына: обучил всем нужным практическим наукам, заставил рано работать и отослал от себя закончившего университет сына. Он научил Андрей тому, что деньги – главное в жизни. По итогу, главными чертами Штольца можно назвать тактичность, аккуратность и бережливость.
На этом моменте становится понятно, что Илья Обломов полная противоположность Адрея Штольца. Из первого героя так и веет прозябанием и пассивным созиданием жизни, а из второго льется энергия, бурная деятельность и активность. Обломов добрый и ленивый, больше всего его беспокоит собственный покой. Штольц сильный и активный, по заветам отца находится в постоянной деятельности. Любовь Обломову нужна не равноправная, а материнская (служанка Агафья Пшеницына). Штольцу же нужна равная по взглядам и уму женщина (Ольга Ильинская).
Любовь Обломова к мысли и его доброта привели к тому, что в него влюбилась энергичная девушка по имени Ольга. Они любят много извилистых разговоров, но это все. К сожалению, его неспособность к действию разрушает то, что могло бы быть, и, наконец, Ольга отвергает его:
Услышав эти слова, Обломов падает в обморок и впадает в глубокую болезнь. Ольга уходит с лучшим другом Обломова, энергичным немцем Штольцем. Обломов возвращается в свою квартиру и женится на служанке.
Влияние романа «Обломов» Ивана Гончарова на общественную жизнь
Позже Ленин увидел в романе Гончаров «Обломов» символ всего, что было не так с Россией. Книга и ее центральный персонаж имели такой успех, что «Обломовщина» стало именем нарицательным, которое характеризует вялость, бездействие и пассивность. Слово же «Обломов» означает «ленивый человек» и очень часто используется даже теми людьми, кто и не читал роман.
Обломов итог
Ну и какой же итог, спросите вы? Роман Обломов — это продолжительное размышление над вопросом, который волновал человека на протяжении тысячелетий и к решению которого мы сегодня находимся неблизко. Что выше – активная или созерцательная жизнь?
Критика
Известный критик Николай Александрович Добролюбов написал об этом романе знаменитую статью «Что такое обломовщина?», в которой описал основные идеи романа со своей точки зрения. Статья Добролюбова во времена СССР часто публиковалась в одной книге вместе с романом. Добролюбов называл «Обломова» «знамением времени».
Более разносторонне роман рассмотрен в статье «„Обломов“. Роман И. А. Гончарова» другого известного критика Александра Васильевича Дружинина.
- Нечаенко Д. А. Миф о сновиденности русской жизни в художественной интерпретации И. А. Гончарова и И. С. Тургенева («Обломов» и «Новь»).
- Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX—XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011. Стр. 454-522. ISBN 978-5-91304-151-7.
История создания
Роман был задуман в 1847 году и писался в течение 12 лет.
В 1848 году в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при «Современнике» была опубликована как самостоятельное произведение глава «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задаётся вопросом: что же такое «обломовщина» — «золотой век» или гибель, застой? В «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, и добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание.
Работа над романом шла медленно, в конце 1840-х годов Гончаров писал издателю Андрею Краевскому:
Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. «Вскоре, — писал Гончаров, — после напечатания в 1847 году в „Современнике“ „Обыкновенной истории“ — у меня уже в уме был готов план „Обломова“». Летом 1849 года Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск, быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым спали обитатели вымышленной им Обломовки.
Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Тогда он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвёртой частью, заключительные главы которой были написаны в 1858 году.
Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвёл некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».
Полностью роман был опубликован в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки» и был встречен как важнейшее общественное событие, став предметом обсуждения среди критиков и писателей.
Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского. Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова — «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты: по собственному признанию, Гончаров и сам был сибаритом — любил безмятежный покой, рождающий творчество.
В газете «Правда» в статье, посвящённой 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писалось: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя».
Анализ произведения
Введение. История создания романа. Основная идея.
Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.
Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».
Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.
Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.
Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.
Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности — все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.
С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа — Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.
История создания романа Обломов (Гончаров)
Роман Ивана Гончарова «Обломов» вместе с трудами «Обыкновенная история» и «Обрыв» образует трилогию. Автор создавал произведение больше десяти лет. Роман «Обломов» имеет длинную историю создания.
Желание создать роман о помещичьей России впервые возникает у Гончарова в 1847 году. О своем замысле писатель сразу же сообщает главному редактору журнала «Современник» с обещанием предоставления рукописи в 1848 году. Однако, к этому моменту ничего сделано не было, поэтому отношения Ивана Гончарова и «Современника» разорвались. Писатель обратился к изданию «Отечественные записки» и продлил срок до 1850 года.
В 1849 году Гончаров создал вставной элемент «Сон Обломова». Эта внесюжетная часть показывает источник «обломовщины», всю ее природу, последствия и причины. Большое влияние на автора оказала его поездка в родной город, Симбирск, где он мог наблюдать «обломовщину» в живую. В маленьком уездном городе помещики жили неторопливо, спокойно, не заботились о своем развитии. Эти впечатления помогли написать Гончарову первую часть.
После возвращения писатель делает перерыв в работе. Ему посчастливилось стать участником кругосветного путешествия в качестве секретаря Е.В Путятина. Это событие легло в основу цикла очерков «Фрегат ”Паллада„».
Все это время Иван Гончаров не прикасался к работе над «Обломовым», однако он очень много думал о произведении.Впервые после длительного перерыва писатель садится за работу над романом в 1857 году во время лечения в Мариенбаде. Работа пошла с бешеной скоростью и была завершена за месяц. В 1859 году роман был опубликован.
«Обломов» — очень личное произведение для автора. В основу образа главного персонажа, Ильи Обломова, лег характер самого автора. Автор также вырос в патриархальной семье. Иван Гончаров отличался от своих коллег медлительностью и мечтательностью, но обладал очень чутким сердцем и острым умом. Иван Гончаров смог развидеть в себе эти свойства и привил их своему герою.
На этом не ограничиваются личные черты писателя в романе. В основу образа Агафьи Пшеницыной легла характеристика матери писателя. После смерти отца воспитанием ребенка занялся крестный отец, а мать Гончарова только обеспечивала им спокойную жизнь со всякими удобствами.
Образы Ольги Ильинской и Андрея Штольца — собирательные. В их характеристику вошло множество человек, которые поражали автора, были его идеалами и кумирами. Елизавета Толстая, один из прототипов Ольги Ильинской, была образцом женского ума для писателя. Екатерина Майкова удивляла его своей целеустремленностью и активной жизненной позицией. Образы этих женщин легли в основу характера возлюбленной главного героя. В основу образа Штольца вошли черты, враждебные, по мнению автора, русскому характеру. Это деятельность, строгость, активность, тяга к обучению и совершенствованию.
Работа над романом «Обломов» была очень долгой и упорной. Автор вложил в произведение всю свою душу, выразил свою позицию, поднял важную проблему.
Несколько интересных сочинений
Эту принцессу родители обожали с самого начала, так как она была очень долгожданным ребенком. Родители уже почти потеряли надежду на то, что у их страны будет наследник или, хотя бы, наследница.
Радищев, как и многие современные ему российские и зарубежные писатели, ориентировался на культуру восприятия своего времени, нравы современников. Это, естественно. Побудило его творить в стиле сентиментализм.
Даже не верится, что Новый год скоро. Раньше, когда я был маленьким (в первом классе), я очень ждал Новый год. Я дни в календаре зачеркивал. Я плохо спал даже. Мне хотелось, чтобы быстрей наступил праздник, каникулы
Родина и природа неразрывно связаны между собой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Ни одна страна не может похвастаться таким богатством, как природа моей Родины
Рассказ Василия Шукшина «Срезал» очень впечатлил меня. Несмотря на отрицательную атмосферу, которая чувствуется на протяжении всего рассказа, в нем есть много ярких моментов и необычных деталей, над которыми можно поразмыслить