Сюжет, особенности композиции, основная идея рассказа «После бала»
Антитеза как ключевой стилистический прием раскрытия социального конфликта в рассказе
Композиционно произведение имеет форму «рассказ в рассказе». Его сюжет начинается и заканчивается авторским текстом, который обрамляет историю, изложенную Иваном Васильевичем. В ней повествование ведется уже от лица рассказчика и разделяется на две части, органически связанные друг с другом: действие на балу и происшествие после бала
Причем в названии акцентируется внимание на событиях второй части, которая является словно изнаночной стороной первой. Основой композиции «После бала» является противопоставление этих частей, т.е
художественный прием антитезы. Толстым показан композиционный прием контраста двух противоположных миров: веселое и праздное времяпрепровождение светского дворянского общества противопоставлено суровой реальности жизни низших слоев.
Сюжет рассказа «После бала» не сложен. В небольшом авторском вступлении говорится о споре неких людей, в который вклинивается реплика Ивана Васильевича со своим доводом. Суть спора состояла в различном понимании проблем личного совершенствования человека и мира. Затронуты были популярные идеи середины XIX в., обе точки зрения имели своих сторонников. Одна идея заключалась в том, что на формирование личности влияет среда обитания человека: если «изменить условия» жизни, изменится и натура людей, которых «среда заела». Другая – в том, что человек, независимо от условий жизни, внутренне осознает, «что хорошо, что дурно». Не среда формирует человека, а человек сам себя, исходя из нравственного императива. Иван Васильевич, углубившись в собственные воспоминания, предложил свою версию: жизнь иногда меняется оттого, что «все дело в случае». Он по просьбе своих собеседников рассказал, как всего за одну ночь изменилась его жизнь.
В молодости Иван Васильевич был студентом университета, «веселым и бойким малым». К тому же он был недурен собой, богат и беспечен, любил танцы и балы. К тому же часто влюблялся. В ту пору он находился в состоянии страстного увлечения Варенькой Б. Однажды он оказался на балу, который давал губернский предводитель в конце Масленицы. Проведя незабываемый вечер в обществе своей возлюбленной, восхищаясь ее отцом, он утром, выйдя прогуляться, увидел ужасную картину избиения беглого солдата. Всем этим страшным действом командовал отец Вареньки. Пораженный молодой человек потерял интерес к службе, а его любовь постепенно «пошла на убыль».
Толстой подводит читателя к основной мысли рассказа «После бала»: человек не должен оставаться равнодушным к проявлениям жестокости и несправедливости в обществе.
Главные герои романа
В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.
На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.
Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.
Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.
У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых». Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…
Краткий пересказ «Во сне ты горько плакал»
Рассказ начинается с приятного летнего дня. Рассказчик, молодой отец, вышел во двор своего дома для того, чтобы побеседовать со своим другом. В этом время его сын и собака гуляют неподалеку, и это зрелище очень умиляет главного героя. Он наслаждается всем, что происходит вокруг: приятной погодой, солнцем, любимыми людьми рядом, покоем на душе.
Далее действие переносится к поздней осени, когда все круг уже замерзает, и начинает падать мелкий снег. Отец и сын снова выходят на прогулку, и весь их путь наполнен воспоминаниями о совсем еще недавних, но одновременно таких далеких днях… Счастливых днях, когда друг рассказчика был еще рядом с ним. Этой осенью он застрелился. В последнюю их встречу Митя рассуждал о том, каким большим и прекрасным мир оказался ему в детстве, и как уродливо он уменьшался по мере взросления…
Продолжая читать кратко «Во сне ты горько плакал» Казакова мы видим, как рассказчик проводит параллель между своим умершим другом и маленьким сыном. Он думает о том, что и для его сына мир сейчас большой и прекрасный, однако почему-то малыш все равно плачет по ночам. А ведь друг его в последний их разговор тоже заплакал…
Сыну главного героя всего полтора года. Однако он будет взрослеть с каждым днем, и от этого никуда не деться. Рассказчик думает о том, что со временем его главное сокровище, самый близкий человек, тоже войдет в большую жизнь и будет постепенно отдаляться от него. Главного героя пугает эта перспектива, но от нее тоже не удастся убежать. В конечном итоге, каждый человек остается наедине со своими мыслями… И те, кто не может с ними справиться, стреляют себе в голову.
В финале произведения рассказчик замечает, что на какое-то мгновение у его сына меняется взгляд. В нем есть какое-то тайное понимание это мира, недоступное другим… Именно в этот момент главный герой осознает, что душа сына постепенно отделяется от его собственной и уходит в самостоятельную жизнь – полное их разделение становится только вопросом времени.
Варенька: характеристика и образ героини в рассказе Л.Н. Толстого “После бала”
Рассказ «После бала» написан Л. Н. Толстым и охватывает всего одну ночь, события которой смогли полностью перевернуть видение основных персонажей. Основой сюжета является влюбленность Ивана Васильевича в Вареньку, которая кажется идеальной и недостижимой на балу. Однако дальнейшие события рассказа заставляют героя полностью пересмотреть мнение, и он отдаляется от девушки.
Описание и роль Вареньки в рассказе позволяют понять сюжет глубже. Она благополучна, и выглядит совершенно, при этом по причине сложившихся обстоятельств любовь она теряет. Варенька прелестна: стройна, высока, величественна и грациозна, она всегда царственно откидывает голову назад, и держится прямо, смягчая свой вид улыбкой. Герой не мог отвести глаз от Вареньки, оно сияло, ему нравились и ее ямочки, и милые ласковые глаза и румянец.
Характеристика героини
Варенька молода, ей 18 лет, она стройна, красива, выделяется ласковым взглядом и приятным голосом. Она образованна, владеет французским языком, как и положено по ее сословию. Героиня способна на серьезные чувства, она отвечает Ивану Васильевичу взаимностью, однако в итоге он перестает относиться к ней с любовью.
Молодая дворянка является дочерью военного офицера. Среди ее основных черт можно выделить:
- Добрый нрав. Девушка мила, и в основном улыбается;
- Способность к глубокой любви. Она не флиртует со всеми, а танцует на балу со своим возлюбленным;
- Воспитанность. Варенька – истинная дворянка;
- Образованность. Умеет говорить по-французски, грамотна.
Юная грациозная женщина стройна от природы, имеет величественную осанку, хорошо одевается и умеет показать себя с лучшей стороны. Девушка получает много внимания от родных, поскольку других детей в семье нет, у нее есть дорогая одежда, роскошные аксессуары, ее обожают и даже балуют. Героиня не пустышка, она любит читать, ценит искусство, занимается хореографией. Варенька со вкусом одевается, автор описывает ее белое платье с розовым поясом и бальные туфельки. Вся одежда подчеркивает фигуру девушки.
Образ Вареньки в сюжете
Варенька является одной из основных персонажей, она затмевает своей красотой и привлекает взгляды. На нее смотрят как женщины, так и мужчины. В рассказе описано начало и финал истории девушки и Ивана Васильевича. Молодой человек хотел стать военным и обучался в училище, они с Варей танцевали вдвоем на протяжении всего вечера, ощущая счастье и любовь, хотя желающих потанцевать с юной дамой было более чем достаточно.
Варенька и основной герой Иван Васильевич наслаждаются танцами, и не дают другим представителям сильного пола пригласить девушку. Эта история любви очень коротка. Один из танцев Варенька исполнила со своим отцом, и именно эти минуты зачаровали мужчину. Он видит отцовскую любовь и что девушка ею дышит, они кажутся такими правильными и совершенными.
Поворот сюжета
(Отец Вареньки наказывает беглого татарина)
Всего одна сцена переломила в юноше всю пылкость и тепло к девушке. Отправившись к месту жительства любимой, он видит жестокую расправу, которую тот учинил над беглым татарином. Бедный человек истерзан, вся его спина горит красным цветом, он молит о пощаде, но отец Вареньки непреклонен, холоден и неприступен. Полковник дает приказы, и Иван Васильевич поражается этой стороной его натуры. Он видел культурного и вежливого человека на балу, а утром видит несправедливость, невозможность прощать, несправедливость. Хотя Варенька никак не участвует в событии, это влияет на ее жизнь, ведь любимый сразу остывает к ней. Мужчина даже бросает военную кафедру, и не может быть с Варей, поскольку ее отец ему отвратителен.
Спустя время, Варенька все же выходит замуж, обретает свое счастье, обзаводится двумя детьми. В рассказе описано, что даже к 50 годам она все еще сохраняла присущее ей обаяние и красоту.
Что автор хотел показать на образе Вареньки?
Варенька является чистой, нежной девушкой, показывая образ истинной дворянки, она умна, роскошна, умеет красиво стоять, сидеть, танцевать. Она оставляет настолько приятные воспоминания, что Иван Васильевич не может уснуть от счастья, покорившись нежному и ласковому чувству. В рассказе показано, как настолько хорошее событие может омрачиться другим происшествием. После зрелища с окровавленной спиной татарина, он не может смотреть на героиню, не вспоминая жестокость ее родителя. Ужас зрелища испортил наметившиеся отношения, и лишил совместного будущего.
Образ Петра Владиславовича
В начале произведения, на балу, полковник Пётр Владиславович предстает милым, добродушным отцом семейства, галантным кавалером и прекрасным собеседником.
Пётр Владиславович вызывает только самые тёплые эмоции. Становится понятно, что это достойный во всех смыслах человек, который прожил свою жизнь в полной гармонии со своей совестью. Это честный служака, который в молодости участвовал в боях и в более зрелом возрасте продолжал нести службу на благо Отечеству.
Но особенно трогателен Пётр Владиславович в своей искренней любви к дочери Вареньке. Он делает всё возможное, чтобы она была счастлива. Чувствуется, что отца и дочь связывает нежная любовь и взаимопонимание.
И тем более разительным становится контраст, когда рассказчик видит полковника на службе. Из милого и доброго человека он превращается в жестокого, беспощадного палача, готового избить до смерти, изувечить своего подчинённого за нарушение дисциплины.
Пётр Владиславович строго следит за тем, чтобы сбежавший татарин был наказан со всей строгостью, и когда замечает, что один из солдат наносит удары вполсилы, то страшно гневается и приказывает добавить палок несчастному. Он бесстрастно следит за наказанием беглеца, чьи страдания не способны тронуть его душу.
Однако при этом героя сложно назвать лицемерным или двуличным. Он абсолютно органичен и на балу, и на службе. Столь потрясающая метаморфоза происходит с героем только по той причине, что он является винтиком в системе, в которой жестокость и безжалостность были нормой на военной службе. По своей природе добрый и милый, Пётр Владиславович вынужден подчиняться требованиям общества и быть жестоким и требовательным на своей службе. Он не чувствует себя виноватым, а просто усердно исполняет свою работу.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «После бала»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «После бала»
для самых компанейских —
Главные герои «После бала»
для самых занятых —
Читательский дневник «После бала»
для самых крутых —
Читать «После бала» полностью
Краткий обзор фактов биографии Толстого, связанных с историей написания рассказа «После бала»
Рассказ «После бала» одно из поздних произведений Льва Николаевича Толстого. Оно написано в 1903 г., напечатано в 1911 г. спустя год после кончины писателя.
Родился Лев Толстой в имении Ясная поляна Тульской губернии в 1828 г. По происхождению граф Толстой принадлежал к высшему аристократическому обществу. Но с юности его волновали проблемы несправедливого социального устройства. Рано осиротевший юный Лев Толстой после смерти родителей жил с братьями и сестрой в семье своей тетки в Казани, где учился в университете. Основой сюжета рассказа «После бала» стало реальное событие, случившееся с братом Толстого – Сергеем Николаевичем, увлекшегося в юности светской красавицей Варварой Андреевной Корейш, отец которой служил военачальником в Казани. Сергей Николаевич охладел к барышне, когда наутро после бала, на котором он за ней ухаживал, он увидел ее отца, руководившего наказанием солдата. Лев Николаевич был знаком с Варварой и ее отцом. Спустя пятьдесят лет писатель этот случай опишет в рассказе «После бала».
Существует также версия, что Толстой мог использовать при написании рассказа факты биографии своего отца, участника Отечественной войны 1812 г., вышедшего после войны в отставку по собственным убеждениям, предпочитая службе личную свободу.
С затронутыми в рассказе «После бала» социально-нравственными проблемами писатель лично сталкивался в своей жизни. После отчисления из Казанского университета Лев Толстой служил в действующей армии на Кавказе, участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Он был свидетелем экзекуций солдат и не мог мириться с их бесправием. В 1855 г. Толстой принимал участие в разработке проекта реформирования армии, в котором затрагивал вопрос о варварстве телесных наказаний.
Порка шпицрутенами появилась в России еще при Петре I, заимствована идея проводить виновного сквозь строй солдат в шведской армии. Так сослуживцы становились невольно экзекуторами своего товарища. Считалось, что это укрепляло воинскую дисциплину. Наказывали солдат за дезертирство, воровство, пьянство и иные провинности. Количество ударов назначалось в зависимости от тяжести злодеяния: от 100 до 6000. Эта мера считалась гуманнее иных наказаний, но при большом количестве ударов являлась по сути смертным приговором. Если человек и выживал, то оставался изувеченным калекой. Официально телесные наказания шпицрутенами были отменены в 1863 г., а фактически рукоприкладство в армии стало пресекаться только в начале XX в.
В 1864 г. неподалеку от имения Толстого Ясная Поляна состоялся суд над солдатом, который ударил офицера, издевавшегося над ним. Лев Николаевич на суде безуспешно пытался защитить обвиняемого, которого по приговору провели сквозь строй. Этот суд и приговор оставили тяжелое впечатление в душе писателя.
В 1888 г. Толстым была закончена статья «Николай Палкин», которую попытались опубликовать в журнале «Всемирная история» в 1906 г. и отдельными брошюрами. Но все эти издания были изъяты цензурой и уничтожены. В этой статье отставной 95-летний солдат, служивший при Александре I и Николае II, вспоминал, что почти каждую неделю «забивали насмерть» одного или двух солдат из полка. За такую «палочную» дисциплину императору Николаю Павловичу далипрозвище «Николай Палкин».
Благодаря реальной основе рассказа «После бала» Толстой возвращает читателя в середину 40-х годов XIXв., времени так называемой «Николаевской эпохи».
Ответы
1. Он восхищается Варенькой и ее отцом, как он одет, как он горд.
2. Он чувствует любовь к ней, но не может с ней быть, потому что видит в ней отца ее.
3.Звучала веселая и быстрая песня, он видел, как красиво танцевала Варенька с отцом.
6. » Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опумтил глаза и поторопился домой. Всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего» » Будешь мазать? будешь?»
И до конца абзаца,все это будет состояние Ивана. Рада была
одна из лучших новелл грина.
«крысолов замыкает цепь величайших поэтических произведений о старом петербурге-петрограде, колдовском городе пушкина, гоголя, достоевского, » (вера панова)
реалистическое описание «революционного» полупустого петрограда органично переходит в мифическую битву крысолова и освободителя (гигантской заморской крысы). главный герой сталкивается с такой способностью крыс, которые чуть было не заманили его в смертельную ловушку, являясь ему то в образе маленького мальчика, то любимой девушки. когда он, наконец, попадает к крысолову, тот зачитывает ему отрывок из средневековой книги эрт эртруса «кладовая крысиного короля»: «коварное и мрачное существо это владеет силами человеческого ума. оно также обладает тайнами подземелий, где прячется. в его власти изменять свой вид, являясь как человек, с руками и ногами, в одежде, имея лицо, глаза, подобные человеческим и даже не уступаюшие человеку, — как его полный, хотя и не настоящий образ. крысы могут также причинять неизлечимую болезнь, пользуясь для того средствами, доступными только им. им благоприятствуют мор, голод, война, наводнение и нашествие. тогда они собираются под знаком таинственных превращений, действуя, как люди, и ты будешь говорить с ними, не зная, кто это. они крадут и с пользой, удивительной для честного труженика, и обманывают блеском своих одежд и мягкостью речи. они убивают и жгут, мошенничают и подстерегают; окружают роскошью, едят и пьют довольно и имеют все в изобилии. золото и серебро есть их любимейшая добыча, а также драгоценные камни, которым отведены хранилища под землей.
— но довольно читать, — сказал крысолов, — и вы, конечно, догадываетесь, почему я перевел именно это место».
Авторский замысел снов Раскольникова Каково значение снов Раскольникова на каторге для раскрытия авторского замысла?
Галина
Сны Раскольникова: описание и суть
Первый сон (Ч. 1, Гл. V) Раскольников видит незадолго до
убийства, заснув в кустах в парке после «пробы» и тяжелой
встречи с Мармеладовым.
Сон тяжелый, мучительный, изматывающий и необыкновенно
богатый символами:
Раскольников-мальчик любит ходить в церковь,
олицетворяющую небесное начало на земле, то есть
духовность, нравственную чистоту и совершенство.
Однако, дорога в церковь проходит мимо кабака, который
мальчик не любит; кабак -это то жуткое, мирское, земное,
что губит в человеке человека.
В сцене у кабака — убийстве беспомощной лошаденки толпой
пьяных -маленький Раскольников пытается защитить
несчастное животное, кричит, плачет; видимо, по своей
природе он вовсе не жесток, беспощадность и презрение
к чужой жизни, даже лошадиной ему чужды и возможное
насилие над человеческой личностью для него омерзительно,
противоестественно.
Знаменательно, что после этого сна Раскольников
долгое время снов не видит.
Положение снов в ткани романа тонко продумано,
оно позволяет автору сделать нужные акценты
в нужных местах.
Сон об Африке
Этот сон также приснился Раскольникову накануне
преступления.
Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду,
разноцветные камни, золотой песок.
Этот сон контрастный.
Он противопоставлен реальной жизни Раскольникова —
жалкой, бесцветной, серой. (Ч, 1, Гл. VI)
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
В бреду после совершения преступления Раскольников
видит сон об Илье Петровиче, который бьет хозяйку.
Во сне Раскольников почувствовал страх, что, возможно,
за ним пришли: «Вдруг Раскольников затрепетал как лист…
Илья Петрович здесь и бьет хозяйку… Но, стало быть,
и к нему сейчас придут, если так, «потому что…
верно, всё это из того же… из-за вчерашнего… »
«…Страх, как лед, обложил его душу, замучил его,
окоченил его… »
В то же время даже во сне он не предпринимает
ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.
(Ч. 2, Гл. II)
Сон о смеющейся старухе
Перед приходом Свидригайлова Раскольников увидел
бредовый сон об убитой старухе-процентщице.
Во сне Раскольников идёт в квартиру старухи вслед за
каким-то мещанином, который его туда зовет.
В углу, в гостиной он обнаруживает сидящую старушонку.
Старуха смеется.
Раскольников ударяет по ней топором, но смех только
усиливался.
Раскольников бросился бежать, но повсюду были люди-
на лестнице, в помещениях и т. д.: «…все смотрят, —
но все притаились и ждут, молчат…
Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли…
Он хотел вскрикнуть и — проснулся… »
Во сне Раскольников испытывает страх, который мучал
его в реальности после преступления.
После убийства старухи Раскольников боялся позора и
людского суда.
Он боялся быть опозоренным перед толпой.
Этот страх воплотился во сне (Ч. 3, Гл. VI)
Сон о конце света
Это последний сон Раскольникова.
Уже на каторге Раскольников однажды заболел и попал
в больницу.
В болезненном бреду он несколько раз видел повторяющийся
сон о конце света.
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден
в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной
моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу.
Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма
немногих, избранных… »
Этот последний сон снится Раскольникову уже после суда,
на каторге.
Каторга стала для него началом его новой жизни, началом
искупления его греха.
Этот сон– символ очищения и обновления души
Раскольникова.
Сон очень яркий и эмоциональный говорит о об
активной внутренней работе над собой
Раскольникова.
Александр доронин
Последний сон Раскольникова происходит уже на каторге. Родион тяжело заболевает тифом, и ему снится кошмар.
Мир. Люди заражены неизвестной болезнью, передаваемой духами. Все в мире становятся легко управляемыми марионетками, причем сами люди считают себя людьми высокого ума и рассудка. Затем зараженные убивают друг друга, подобно паукам в бане.
Данный сон является поворотной точкой на жизненном пути Раскольникова. После этого кошмара Родион понимает всю несостоятельность своей собственной теории и, можно сказать, отрекается от нее. Главный герой духовно исцеляется, и начинает жить НОВОЙ жизнью-жить освобожденным от всех исканий, столь мучивших его всю свою жизнь. Именно здесь появляется надежда на искупление своего греха. Именно там-на каторге-Раскольников, подобно Лазарю из библейских сказаний, воскрешается из мертвых.
Также можно сказать, что Достоевский хотел в третьем сне показать будущее, наполненное людьми типа Родиона, у которых есть своя собственная теория-такая же нелепая и убийственная. как и у Раскольникова.
Проще говоря, Достоевский показывает себя-он тоже прошел каторгу за свои убеждения, и впоследствии отказался от них.
Читательский дневник по рассказу «Во сне ты горько плакал» Казакова
Сюжет
Рассказчик-писатель вспоминает Абрамцево, и застрелившегося друга-писателя Митю. Не может понять причину. Помнит его слезы. Может, уже в детстве было видно, что он убьет себя. Он вспоминает сына Алешу, когда тому было полтора года. После летней прогулки на природе мальчик вдруг расплакался во сне. И опять причина неизвестна. Но с того дня маленький человек и его отец душой не одно целое, каждый идет в этой жизни своим путем. И отец едва не плачет от этого грустного открытия.
Отзыв
Рассказ о том, что у каждого человека свой, таинственный путь в жизни. И выбор, каким быть, что любить или нет, он делает еще в раннем детстве. Рассказ учит размышлять над жизнью, останавливаться среди суеты, быть чутким, внимательным, сострадательным, думать не только о себе, но и о других, искать свой путь в жизни, искать взаимопонимания, беречь любовь, дружбу, семью, уметь видеть красоту момента, природы, родного края, души человека.
Биография
Пётр Владиславович Б. — немолодой мужчина, дворянин, военнослужащий в звании полковника. У него есть жена и 18-летняя дочь Варенька.
Пётр Владиславович всю жизнь посвятил военной службе. Вероятно, он принимал участие в сражениях, поскольку имеет воинские награды.
Семья Петра Владиславовича небогата и скромно живёт на самой окраине провинциального города, возле поля. Не имея достаточно денег на содержание семьи, Пётр Владиславович вынужден экономить на себе, чтобы иметь возможность покупать наряды для своей дочери и вывозить её в свет, на званые ужины и балы.
В Вареньку влюблён студент Иван Васильевич. Он часто видит девушку и восхищается её отцом. Но однажды Иван Васильевич становится свидетелем, как старый полковник жестоко наказывает провинившегося солдата. Пётр Владиславович узнаёт кавалера своей дочери, но делает вид, что не знает его.
После увиденного Иван Васильевич перестаёт видеться с Варенькой и навсегда отказывается от службы.
Урок внеклассного чтения: Б. Сокпакбаев «Сердце матери»
Вебер Валентина Александровна, учитель начальных классов стаж 7 лет, вторая категория. КГУ «СШ № 14 имени Ю. А. Гагарина» г. Петропавловск СКО
Литература 4 класс
Тип урока: внеклассное чтение
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с произведением Б. Сакпакбаева «Сердце матери»; расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне. 2. Развивать и совершенствовать навыки беглого, осознанного чтения, умения анализировать, высказывать точку зрения. 3
Воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, развивать познавательный интерес к ценностям, акцентировать внимание на значимости Победы в ВОВ
Оборудование:
Победа добра
Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых компанейских —
Главные герои «Преступление и наказание»
для самых любопытных —
Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
для самых крутых —
Читать «Преступление и наказание» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы февраля для 10 класса:
Краткое содержание «Война и мир»
История создания «Кому на Руси жить хорошо»
Тема патриотизма в романе «Война и мир»
Нравственные искания Андрея Болконского
Краткое содержание «Гобсек»
Краткое содержание «Палата номер 6»
«Мысль семейная» в романе «Война и мир»
Краткое содержание «Севастопольские рассказы»
Анализ стихотворения «К морю» Пушкина
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Иван Васильевич «После бала», какая характеристика?
Каждому хотя бы раз приходится принимать решения, влияющие на дальнейшую судьбу.
Главный персонаж рассказа Л. Н. Толстого «После бала» тоже стоит перед выбором.
Человек, рассказывающий поучительную историю – центральный персонаж произведения. Мужчина вспоминает историю, круто изменившую его жизнь. Описание Ивана Васильевича из рассказа «После бала» вложено в уста самого героя. Много лет назад он был молодым человеком, учился, развлекался, влюблялся.
Обладая привлекательной внешностью, большим состоянием и добрым нравом, Иван Васильевич имел много друзей, пользовался успехом у женщин. Молодой человек мог позволить себе весело проводить время и не задумываться о будущем. Его «удовольствие составляли вечера и балы». Был таким же, как и его сверстники, прожигал жизнь как все.
«Были мы просто молоды, и жили как свойственно молодости: учились и веселились», – объясняет рассказчик.
В рассказе «После бала» характеристики Ивану Васильевичу автор не даёт. Но из текста становится ясно, что это был обычный молодой человек. Добрый по натуре, он искренне видел в людях только хорошее.
Губернский предводитель и его жена – милая семейная пара, полковник – любящий и заботливый отец, Варенька – ангел, спустившийся с небес, с «ласковой, всегда весёлой улыбкой у рта». Мы понимаем, что влюблённый юноша наивен и бескорыстен.
Он живёт счастливым настоящим и мечтает о будущем.
Жестокая реальность одного утра развеяла грёзы и поставила перед Иваном Васильевичем трудную задачу. Приём антитезы, используемый автором, помогает понять состояние главного героя. Его жизнь будто раскололась надвое.
Описание бала насыщено ощущением счастья и любви. На протяжении вечера молодой человек не отходит от своей любимой девушки.
Белое платье невесты, звуки вальса, добрые улыбки – эти детали помогают создать неповторимую картину праздника.
«Вся жизнь переменилась от одной ночи или утра». Герой должен определиться: как жить дальше. Он мог притвориться, что ничего не произошло и продолжать общаться с семьей полковника, руководившего страшным истязанием несчастного татарина.
Сделать предложение любимой девушке, жениться, обзавестись детьми и жить как все вокруг. Ведь жестокие телесные наказания, двуличность полковника, равнодушие прохожих – норма для большинства его современников. Однако молодой человек выбирает другой путь.
И этот выбор – протест безнравственности и жестокости законов, царивших в эпоху правления Николая I. Главный герой не в состоянии общаться с Варенькой, так как она напоминает своего отца, а притворяться и врать он не умеет. Ему «становилось как-то неловко и неприятно». Изменяет планы на будущее, отказывается от карьеры.
«Не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но и нигде не служил и никуда, как видите, не годился». Многое потеряв, сохраняет главное: честь и достоинство. Это утро изменило дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, заставило иначе посмотреть на окружающих людей.
Но ничто не могло заставить его изменить самому себе. В рассказе «После бала» Иван Васильевич изображён человеком, который не боится общественного мнения, поступает по совести.
Нелегко выбирать правильный путь в своей жизни.
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость», – говорил сам великий писатель Л. Н. Толстой.
Важно принимать такие решения, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. Главный герой рассказа «После бала» – пример для подражания
Его поступки учат честности и благородству.
Другие сочинения по этому произведению
«Любовь с этого дня пошла на убыль…» (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)»После бала». Л.Н.ТолстойПосле бала«Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала»Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала»Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)Полковник на балу и после балаПолковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала»Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»?Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»Рассказ Л. Толстого «После бала»Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина»Кавказ», М. Горького»Челкаш».Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала»)Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала»)Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)Композиция и смысл рассказа Л.Н .Толстого «После бала»Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала»Сочинение по произведению на тему: «После бала»Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала»)Художественные параллели (статья «Николай Палкин» и рассказ «После бала»)Изложение замысла рассказа «После бала» ТолстогоПроблематика рассказа Льва Толстого «После бала»Личность и общество в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»Нравственное изменение Ивана ВасильевичаОбраз главного героя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»Л.Н. Толстой «После бала». Полковник на балу и после балаИдейный смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала».Рассвет поменявший мир.Изложение по рассказу Л Н Толстого «После бала»Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуцииСтраницы из дневника написанные в утро Прощеного воскресенья (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)Моральная ответственность человека за свою и чужую жизньЗначение антитезы в рассказе Л Н Толстого «После бала»Характеристика образа Ивана ВасильевичаСуровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)» (2)Описание образа Ивана Васильевича в рассказе «После бала»Мораль в рассказе Толстого «После бала»Любовь с этого дня пошла на убыльРазмышление о рассказе Л. Толстого «После бала»Контраст как основа композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала»Утро, изменившее жизньНравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)» (1)Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»Роль композиции в рассказе Толстого «После бала» в раскрытии его идейно художественного содержания«После бала»(сочинение-отзыв) (1)«Муштра, одна муштра…» (по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «Поединок» )«После бала»(сочинение-отзыв) (2)
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.
Полное имя — Пётр Владиславович Б.
Возраст — точно не указан, пожилой мужчина.
Род занятий — военнослужащий, полковник.
Семья — жена, дочь Варвара.
Социальное положение — дворянин.
Происхождение — родом из дворянского семейства.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — традиционное для его сословия.
Внешность — высокий, статный, красивый пожилой мужчина с румяным лицом, седыми усами и бакенбардами.
Характер — педантичный, уравновешенный, заботливый, любящий, активный, дружелюбный, ласковый, равнодушный, жестокий, исполнительный.
Положительные черты — добродушный, милый, ласковый, заботливый, любящий.
Отрицательные черты — жёсткий, требовательный, равнодушный к чужим страданиям, жестокий.
Произведение — «После бала».