Безумство Чацкого с точки зрения представителей фамусовского общества
Чацкого назвали безумцем. Однако возникает вопрос, а так ли много клеветы в этом обвинении с точки зрения общества фамусовых, которое живет по законам «Табели о рангах», по законам «Фамусовых», по законам «Максима Петровича и Кузьмы Петровича». И жизнь фамусовского общества – это жизнь, в которой все происходит именно по этим законам. Основная заповедь существования высшего света: «Спросили бы, как делали отцы, учились бы, на старших глядя».
В этом обществе морально лишь то, что выгодно. Идеалы такого общества сугубо материальные, прагматический – все ради себя и все для себя. Важен не сам человек, а степень его нужности, услужливости. Именно поэтому с такой легкостью в фамусовское общество был принят Молчалин. Он принял все правила этого общества, не стал затуманивать себе голову исканиями, «науками и искусствами». По этой же причине везде принят и картежник, доносчик, вор Загорецкий, ведь он «мастер услужить». В фамусовском обществе царят отношения не между людьми, а между титулами и чинами.
Поэтому фамусовское общество, живущее по таким законам, не может считать здравомыслящим человеком Чацкого, ведь его убеждения, согласно их взглядам, неразумны и ненормальны. Для фамусовского общества Чацкий или сумасшедший, или преступник. Самому свету в нем удобнее видеть безумца, ведь в таком случае все обвинения Чацкого можно считать лишь плодом больного воображения. Чацкий-сумасшедший фамусовскому обществу не страшен, и это главное. Поэтому клевета Софьи попала точно в цель.
В пьесе «Горе от ума» столкнулись два мира. Чацкому приходится противостоять целой толпе врагов. И хоть где-то есть люди с такими же взглядами и убеждениями (например, двоюродный брат Скалозуба, племянник Тугоуховской). Но в настоящий момент Чацкий одинок и ранен холодностью любимой девушке. С этого момента между Чацким и окружающими встает глухая стена.
Высокий интеллект Чацкого, его образованность задевают других персонажей произведения. Они считают себя умными, принимая за подлинный ум ловкость и хитрость. Например, Скалозуб знает каналы, позволяющие добыть чины и считает, что о чинах он судит, «как истинный философ».
Фамусов на словах признает ум за реальную ценность, он даже дал дочери образование, но сделал это лишь для того, чтобы удачно выдать ее замуж.
Но всех ловчее и хитрее здесь кроткий и тихий Молчалин, который для себя выработал целую систему взглядов на жизнь. У Молчалина своя философия, он не далеко не глуп, но его мысли мелки, а ум меркантилен.
Театральные постановки
«Горе от ума» — это злободневная и дерзкая пьеса, которая не единожды ставилась в театре. Известно, что впервые сыграли ее в 1827 году в Ереване. Исполняли пьесу актёры-любители кавказского корпуса, а на премьере присутствовал сам автор. Сообщение о нахождении в зале Грибоедова встретили громкими аплодисментами. Через несколько лет с многочисленными правками комедия была поставлена в Петербурге и Москве. Но без цензурных ограничений это сценическое произведение увидело свет лишь в 1860 году.
Даже по прошествии без малого двух веков это произведение всё так же интересно, актуально и популярно в театрах, как и раньше. Можно найти как классические постановки, так и авангардистские творческие решения, в которых главные герои переносятся в нынешнее время, а текст практически полностью переработан и адаптирован для современного зрителя.
Выявите функциональную значимость сна Софьи
Обсуждение вопроса:
В литературе сны часто использовались, чтобы сделать отсылку к прошлому героя произведения или же намекнуть на те события, которые произойдут в скором времени. Сон — иносказание жизни персонажа, изображение связанного с ним мира с другой стороны.
Софья, персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пытается импровизировать, составляя свой «сон» в соответствии с общепринятыми нормами. Образы, описываемые ей, довольно сильно совпадают с той обстановкой, в которой она находилась и находится сейчас: непринужденная обстановка («цветистый луг»), человек, которого «увидим — будто век знакомы», — затем «темная комната» и устращающие детали.
Так, сон Софьи, описанный в начале произведения, скорее позволяет читателю узнать об отношении героини к обстановке в доме, к Молчалину и его компании.
Вспомните, каковы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметьте, что сон в литературе — это и предмет описания, и художественный приём, и особое средство познания мира.
Далее выявите функциональную значимость сна Софьи. Убедитесь в том, что сон героини — импровизация, он придуманный, вымышленный. Установите, в какой конкретной ситуации рождается эта импровизация. Вспомните, что Фамусов чуть не застал свою дочь наедине с Молчалиным ранним утром накануне приезда Чацкого
Поэтому своим рассказом Софья стремится отвлечь внимание отца, отвести подозрения от своего возлюбленного и т.д. Одновременно она намекает на свои чувства к тому, кто «в бедности рождён», пытаясь выяснить потенциальное отношение к этому Фамусова
Охарактеризуйте основные сновидческие образы Софьи («цветистый луг», «небеса», «тёмная комната», «какие-то не люди и не звери» и др.) и покажите, как отражается в них внутренний мир героини, её мечты о счастье с «милым человеком» и осознание неизбежных препятствий на пути к их осуществлению.
Подумайте, можно ли назвать сон Софьи «вещим». Объясните, почему литературоведы называют его сном «наоборот».
Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи.
Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений. Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» повестует о сне Софьи, который она выдумывает для своего отца Павла Фамусова. Выдуманный сон несет огромный смысл, потому что этим сном героиня раскрывает свой внутренний мир, свои душевные переживания и самые сокровенные желания.
Таким образом, можно сделать вывод, что Функциональной значимостью сна Софьи является раскрытие своей души и своих намерений перед отцом.
Сон Софьи в комедии «Горе от ума» имеет важное значение в понимании сюжетной линии «Софья и Молчалин». Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей
Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит
Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит.
Таким образом, сон, придуманный Софьей, имеет реальную подоплеку: девушка влюблена в Молчалина, но предвидит, что бедность избранника станет серьезным препятствием на ее пути к счастью. И главным человеком, который не позволит ей выйти замуж за любимого, станет отец, Павел Афанасьевич Фамусов, не случайно «появившийся» во сне в таком страшном виде.
Интерпретация сновидений Софьи
Первое сновидение: Во время своего первого сновидения, Софья видит, как ее отец уходит от нее в незнакомом окружении. Это сновидение может быть интерпретировано как ее боязнь потерять отца из-за его амбиций и экономических проблем, которые преследуют его. Это сновидение также отражает ее ощущения беспомощности и страха перед неизвестностью.
Второе сновидение: Во время второго сновидения Софья видит, как Молчалин, ее отец, возвращается и отказывается принимать ее дары. Это сновидение может быть интерпретировано как ее желание быть полезной для отца и его семьи, но ее отказ от признания и принятия ее помощи. Она боится, что ее присутствие и поддержка могут быть отвергнуты. Это также отражает ее стремление быть хорошей дочерью и ее чувство неполноценности в семейных отношениях.
Третье сновидение: В третьем сновидении Софья видит, как ее брат Молчалина, Александр, изменяет ей с ее лучшей подругой Марью. Это сновидение отражает ее желание быть любимой и желание близкой и искренней связи с Александром, но ее страх измены и потери доверия. Это также указывает на ее чувство обиды и предательства.
Сновидения Софьи в пьесе «Горе от ума» помогают нам понять ее внутренний мир и ее эмоциональное состояние. Они предлагают глубину ее характера и затрагивают такие темы, как боязнь потери, неполноценность, желание быть любимой и преданность.
Софья и ее сны: расшифровка сюжета пьесы «Горе от ума»
Софья встречает в своих снах различные образы и символы, которые зеркалят ее подсознание и внутренние переживания
Одним из таких снов является сон о Пантелии, молодой и привлекательной девушке, которая притворяется невзрачной и неинтересной, чтобы заслужить внимание и любовь Молчалина. Этот сон раскрывает тему маскировки и обмана в отношениях, которая присутствует в пьесе
Другой сон Софьи связан с Воронцовым, молодым и богатым дворянином, в которого она влюблена. Во сне Воронцов появляется в образе прекрасного ангела, что символизирует идеализацию и сильные чувства, которые Софья питает к нему. Однако, этот сон также показывает нереальность и недостижимость ее желаний, так как Воронцов недоступен для брака из-за своего женатого статуса.
Сны Софьи отражают ее внутренний мир, его сложность и противоречивость. Через сны она ищет ответы на вопросы о любви, обмане и собственной судьбе. Вместе с тем, они показывают, что она не может доверять своим чувствам и желаниям, так как они искажены и идеализированны. Это приводит к печальному концу пьесы, где Софья отказывается от своих иллюзий и готовит себя к жизни без источников счастья, которые так долго преследовали ее во снах.
Рассказ семье — путь к пониманию себя
Рассказывая свои сны своим близким, мы делимся частями своего подсознания, которые могут быть недоступны для нас в повседневной жизни. Сны являются отражением наших эмоций, желаний и страхов, и позволяют нам лучше понять себя самих.
Когда Софья рассказывает свой сон Фамусову горе, она открывает перед ним свои самые сокровенные мысли и чувства. Этот рассказ помогает ей прояснить и разобраться в своих внутренних переживаниях и страхах. В свою очередь, Фамусов, слушая ее сон, может получить больше информации о том, как его действия и поведение могут влиять на самочувствие и эмоциональное состояние Софьи.
Рассказ семье сновидений или личных историй может помочь всем членам семьи лучше понять друг друга и разрешить возникающие конфликты. Часто мы не осознаем, какие эмоции и переживания присутствуют в нашей жизни, пока не поделимся ими с другими людьми. Рассказ и обсуждение сновидений может способствовать открытому и глубокому разговору между членами семьи и помочь им создать более тесную и поддерживающую связь.
Помните, что рассказывая свои сны и истории семье, важно быть открытым и искренним. Постарайтесь выразить свои чувства и эмоции, а также попросить совета и поддержки, если это необходимо
Разделитесь с теми, кого вы любите, и позвольте им понять вас еще лучше.
Рассказ семье – это путь к пониманию себя и созданию более глубоких и крепких связей с теми, кто нас окружает. Будьте открыты и готовы поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами со своими близкими – это поможет вам лучше понять себя и получить поддержку, которую вы заслуживаете.
Тайна сна Софьи
Александр Южин в роли Фамусова и Вера Пашенная в роли Софьи в спектакле «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год. Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library
Вот Софья рассказывает Фамусову сон, который явно придумала:
Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери,
Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему — вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!..
Что вообще всё это значит? Софья выдумывала свой сон не просто так, а с опорой на литературу, а именно на романтическую балладу: героиня попадает в потусторонний мир, населенный злодеями и чудовищами.
Объектом пародии для Грибоедова здесь становится прежде всего Жуковский и его вольные переводы баллады немецкого поэта Бюргера «Ленора» — «Людмила» (1808) и «Светлана» (1811), в которых к героиням являются мертвые женихи и уносят в загробный мир. Едва ли Фамусов читал Жуковского, но Грибоедов вкладывает в его уста едкую сентенцию, очень похожую на финал баллады «Светлана»: «Тут всё есть, коли нет обмана: / И черти и любовь, и страхи и цветы». А вот «Светлана»:
Улыбнись, моя краса,
На мою балладу;
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Во сне Софьи сгущаются балладные штампы: невинную героиню и ее возлюбленного разлучает мучитель — персонаж из загробного мира (неслучайно во сне Фамусов появляется из-под вскрывающегося пола). В первой редакции Фамусов и вовсе описывался как инфернальный герой: «Смерть на щеках, и дыбом волоса».
Впрочем, не только сон Софьи, но и ее отношения с Молчалиным напоминают балладный сюжет. Их любовная интрига выстроена по образцу баллады Жуковского «Эолова арфа» (1814). Минвана, дочь знатного феодала, отвергает притязания именитых витязей и отдает свое сердце бедному певцу Арминию:
Младой и прекрасный,
Как свежая роза — утеха долин,
Певец сладкогласный…
Но родом не знатный, не княжеский сын:
Минвана забыла
О сане своем
И сердцем любила,
Невинная, сердце невинное в нем.
Грибоедов пародирует картину идеальной любви, созданную Жуковским. Бед-ный певец Арминий словно бы подменяется подлецом Молчалиным; трагическое изгнание Арминия отцом Минваны — финалом комедии, когда Софья подслушивает разговор Молчалина с Лизой и изгоняет незадачливого любовника.
Эта пародия неслучайна. В литературной полемике между архаистами и новаторами Грибоедов придерживался позиции младших архаистов, которые весьма скептически относились к Жуковскому, и высмеивал модную тогда мечтательность: «Бог с ними, с мечтаниями, — писал он в разборе переводов Бюргеровой баллады «Ленора» в 1816 году, — ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтешь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос». Молчалин — пародия на возвышенного и тихого героя сентиментальных повестей и баллад.
«Матримониальная психология»: размножение и прочность брака
Матримониальная психология ставит перед собой две основные задачи: изучение процесса размножения, а также исследование факторов, способствующих прочности и стабильности брака.
Размножение в контексте брака – это процесс познания и понимания другого человека, осознания своих желаний и потребностей, а также создания и воспитания детей. Взаимопонимание и благоприятная коммуникация между партнерами являются ключевыми факторами размножения в браке. Активное слушание, эмпатия и умение находить компромиссы являются важными способами поддержания этого процесса.
Однако размножение в браке может столкнуться со множеством вызовов и препятствий. Различия в ценностях, интересах и потребностях могут привести к конфликтам и недопониманию. Недостаток времени и энергии также могут оказывать негативное влияние на размножение в браке. Чтобы справиться с этими трудностями, необходимо постоянно работать над улучшением коммуникации, укреплением доверия и установлением общего понимания.
Кроме того, прочность и стабильность брака определяются рядом факторов, связанных с психологическим и эмоциональным благополучием партнеров. Взаимная поддержка, уважение и справедливость – основные компоненты здорового и долгосрочного брака
Важно уметь приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и требованиям, поддерживать динамичность отношений и заботиться о развитии и самосовершенствовании как самого брака, так и каждого партнера по отдельности
В итоге, «матримониальная психология» имеет целью изучить и улучшить взаимодействие и отношения между партнерами в браке. Она позволяет разобраться в сложностях и вызовах, с которыми сталкиваются супруги, а также предлагает рекомендации и стратегии для поддержания крепкого и счастливого брака.
Персонажи[]
- Александр Андреевич Чацкий — главный герой
- Павел Афанасьевич Фамусов, — управляющий в казенном месте
- Софья Павловна Фамусова — его дочь, возлюбленная главного героя
- Лизанька, — служанка дома Фамусовых
- Алексей Степанович Молчалин, — секретарь Фамусова, живущий у него в доме
- Скалозуб, Сергей Сергеевич — Полковник
- Наталья Дмитриевна Горич, — молодая дама
- Платон Михайлович Горич, — муж ее
- Князь Тугоуховский
- Графиня бабушка Хрюмина
- Графиня внучка Хрюмина
- Антон Антонович Загорецкий
- Старуха Хлёстова, — свояченица Фамусова
- Репетилов.
Говорящие фамилии
По традиции классицистической комедии драматург дал почти всем своим героям говорящие фамилии.
Обычно в театре фамилии выделяли главное свойство персонажа, олицетворённый порок, добродетель или какое-то иное одномерное качество. В же «Горе от ума» всё менее прямолинейно: все говорящие фамилии так или иначе воплощают одну идею — идею вербальной коммуникации, преимущественно затруднённой.
- фамилия Фамусова образована от латинского fama — «молва»
- Фамилия Молчалина, «не смеющего своё суждение иметь», говорит сама за себя.
- Репетилов (от французского répéter — «твердить наизусть», «повторять за кем-то») можно усмотреть Дlвоякое значение: с одной стороны этот персонаж, молча слушает важные разговоры, и после повторяет их другим, а с другой — выступает как комический двойник Чацкого, иллюстрирующий его душевные порывы собственными физическими неуклюжими движениями
- Князь Тугоуховский — то есть глуховатый
- полковник Скалозуб (Скалить зубы, улыбаться)— мастер казарменных острот.
- Хлёстова — можно усмотреть намёк на хлёсткое словцо, в котором и ей не откажешь.
- Фамилию самого Чацкого (в ранней редакции — Чадский) разные исследователи ассоциировали со словом «чад» на основании его общей пылкости и разбора его реплик («Ну вот и день прошёл, и с ним / Все призраки, весь чад и дым / Надежд, которые мне душу наполняли» или сентенции о сладком и приятном «дыме Отечества»). Но более прямая ассоциация, конечно, с Чаадаевым.
Прототипы героев
О том, что у героев комедии были прототипы известно от самого Грибоедова, который упоминал это в письме к критику. Однако, прямо он ни на кого не указывал. Слухи и догадки о том, кто именно выведен в той или иной роли, стали распространяться уже зимой 1823-24 года, как только Грибоедов начал читать ещё не завершённую пьесу в знакомых домах.
Прототипом Софьи Фамусовой многие считают Софью Алексеевну Грибоедову, двоюродную сестру драматурга, — при этом мужа её, Сергея Римского-Корсакова, считали возможным прототипом Скалозуба, а за домом её свекрови, Марьи Ивановны Римской-Корсаковой, в Москве на Страстной площади закрепилось название «дома Фамусова».
Прототипом самого Фамусова называют дядю Грибоедова, основываясь на одном отрывке у драматурга:
«Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. <…> Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть, и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образ его поучений: «я, брат!..» |
Приятель Грибоедова, Дмитрий Бегичев, в чьём имении писалась комедия, считался одним из прототипов Платона Михайловича Горича.
Двоеточие любви: несостоятельность отношений
Софья, героиня пьесы, любит Алексея, но ее чувства не находят взаимности
Алексей, будучи эгоистичным и самоуверенным человеком, не отвечает на ее чувства и предпочитает внимание Анны, жены своего друга Скалиони. Эта ситуация является ярким примером несостоятельности отношений и показывает, что иногда любовь может быть неразделенной и односторонней
Сон, приснившийся Софье, также указывает на сложности любовных отношений. Во сне она видит, что Алексей и Анна обмениваются нежностями и ласками, игнорируя ее присутствие. Это символизирует не только отсутствие взаимной любви, но и предательство со стороны Алексея, который не только не отвечает на чувства Софьи, но и находит утешение в общении с другой женщиной.
Таким образом, сон и несостоятельность отношений становятся ключевыми моментами, которые Александр Грибоедов использовал для передачи своего мировоззрения и критики социальной иерархии. В пьесе он затрагивает важные вопросы любви, предательства и собственных моральных принципов.
Фамусово горе: сущность и значение
Фамусов является одним из эгоцентричных персонажей романа. Через него автор иронично изображает современную Кавказу русскую интеллигенцию, стремящуюся к внешнему блеску и роскоши вместо настоящих ценностей. Фамусов и его «горе» становятся символом мещанской обывательщины, ничего не имеющей внутри, лишь олицетворяющей пустоту и аморальность.
Рассказ Софьи о своем сне Фамусову горе имеет глубокий смысл и значение в ходе сюжета романа. Она пытается открыть ему глаза на истинные ценности при помощи символического сна. Во сне Софья видит обезображенного Фамусова, который оказывается лишенным не только достоинства, но и смысла жизни. Таким образом, сон является своего рода предостережением Фамусову и сигналом о необходимости изменений в его жизни.
Однако, несмотря на все попытки Софьи, Фамусов не осознает значения своего горя. Он продолжает вести праздное и бессмысленное существование, полное лицемерия и жизненных ошибок. Фамусово горе становится метафорой для безысходности и безнравственности современного общества.
Таким образом, Фамусово горе в романе «Мещанин во дворянстве» является не просто элементом сюжета, но и мощным символом пустоты и разложения общества. Через него автор укоряет русскую интеллигенцию и показывает бесконечные ошибки и страдания, присущие мещанскому классу. Узнавая о Фамусовом горе, читатель заставлен задуматься над собственными ценностями и найти смысл в своей жизни, вопреки всему безысходному и лицемерному, что может преградить ему путь.
Почему Софья решает поделиться своим сном с Фамусовым
Софья принимает решение рассказать свой сон Фамусову в надежде пробудить в нем осознание собственных ошибок и вызвать у него сожаление и исправление своих поступков. Она понимает, что Фамусов, подобно всем остальным членам его семьи, ничего не ценит высоко и не задумывается о последствиях своих поступков.
Сон, который приснился Софье, олицетворяет ее внутреннее состояние и несчастливое положение, в котором она находится. Она видит себя запертой в комнате, неспособной выйти наружу и свободно дышать. Это символизирует ее отчаяние и печаль, в которых она оказалась из-за своего замужества за Фамусова.
Софья надеется, что рассказав Фамусову свой сон и передав ему свою огненную свечу, она сможет пробудить в нем чувство ответственности и эмпатии к ее страданиям. Она хочет, чтобы он понял, какие тяготы она переносит, и постарался улучшить ее положение. Кроме того, она надеется, что сновидение вызовет в Фамусове ощущение вины за все его сомнительные поступки и ложь.
Решение Софьи поделиться своим сном с Фамусовым также свидетельствует о ее надежде на изменение отношений в семье и возвращение к счастливому совместному времяпрепровождению. Она проникнута идеей возможности восстановления былых отношений и счастья, и поэтому решает сделать последнюю попытку воздействовать на Фамусова, надеясь на то, что он внимательно прислушается и поймет ее страдания.