Введение
Сюрреализм (от французского
surrealisme — буквально сверхреализм) — модернистское направление в искусстве,
появившееся после первой мировой войны во Франции, в 20-х годах нашего века.
Его создатели – молодые
художники, поэты рассматривали сюрреализм как способ познания подсознательного,
сверхестественного. По определению основателя и идеолога этого направления
Андре Бретона сюрреализм есть «чистый психический автоматизм, имеющий целью
выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование
мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то
ни было эстетических или нравственных соображений».
Создавался не просто новый стиль в искусстве и
литературе, а, в первую очередь, проявлялось стремиление переделать мир и
изменить жизнь. Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и
внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть
утверждена на земле.
Работы Фриды Кало
Непростая жизнь этой прославившейся на весь мир мексиканской художницы, ее переживания и страхи сохранены на полотнах. В 6 лет будущая художница тяжело перенесла полиомиелит, из-за чего осталась хромой, а через 12 лет попала в автокатастрофу. Девушка в течение года была прикована к постели. Тяжелой для Фриды стала новость, что после этого трагического инцидента она не сможет иметь детей. Именно в этот период мексиканка начала писать картины в стиле сюрреализм.
Художница Фрида Кало в молодости, ч/б фотография
Волнения и страхи на полотнах Фриды Кало передаются через тревожные образы – она часто создавала автопортреты, на которых изображена в мучениях.
Одна из самых известных работ – «Две Фриды» – написана в 1939 году после развода с мужем. Слева изображена женщина в европейской одежде, которую художница носила до брака. Справа она в традиционном мексиканском платье – так художница выражает с помощью смены наряда приверженность новым идеям национализма, которые были важны для ее супруга.
Картина “Две Фриды”
История сюрреализма
Сюрреализм появился во Франции в 1920-ые годы. Он пришел на смену нескольким направлениям, одно из которых – дадаизм. Дадисты постоянно бросали вызов обществу – придумывали арт-объекты из мусора, рисовали на заборах, создавали картины необычным способом. Например, краску на холст они наносили не кистями, а буквально бросали ее, чтобы получать яркие брызги разных цветов.
Дадаизм отвергал все принятые правила, вместо системы в творчестве появляется хаос. На смену разрушительному течению приходит сюрреализм. Хотя у двух направлений есть общие черты, но цели разные. Сюрреалист – это созидатель. Предшественниками французского сюрреализма считают также фюмизм, изощренно высмеивающий действительность, и кубизм, от которого сюрреалисты переняли необычный способ показывать трехмерные изображения.
Значение слова «сюрреализм» можно найти в литературной и художественных энциклопедиях, а также в философских словарях. Оно происходит от французского «surrealisme», что дословно переводится как «сверхреализм». Понятие введено драматургом Гийомом Аполлинером – первое упоминание встречается в одной из его работ начала 20 века.
Родоначальниками течения считаются Андре Бретон, Филипп Супо и Луи Араго. В мае 1920 вышла в свет книга «Магнитные поля», в которой можно познакомиться с одной из главных художественных идей сюрреализма – автоматизмом.
На фото Андре Бретон
Андре Массон делал необычные «автоматические» рисунки – он долго водил по листу карандашом или ручкой, пока на бумаге не начинали проступать образы, в которых можно было угадать очертания привычных предметов.
Преемники сюрреализма
Этот стиль, как уже было сказано, являясь одним из звеньев в цепи декадансного искусства, имеет и собственных детей. Например, склонность Сальвадора Дали в своих поздних сюрреалистических картинах изображать знаменитостей из мира богемы, было унаследовано более поздним художественным течением, получившим название поп-арт.
Примером подобных работ можно называть скульптуру «Мозг Элиса Купера», созданную все тем же испанским гением, и портрет Мэрилин Монро, принадлежащий перу Энди Уорхола. Последний является одним из основоположников поп-арта. От сюрреализма новое направление искусства унаследовало и стремление поэтизировать обычные, казалось бы, предметы повседневного быта. Почти каждому любителю искусства известна работа Уорхола, на которой изображены консервные банки.
Барокко
Исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций
беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема,
напряжения эмоций, взрывоопасности форм. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций,
«плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.
Творческая деятельность детей
Ребенок в возрасте 4-6 лет, как правило, стремится к активному образу жизни. Игры, прогулки на природе, общение со сверстниками — все это дает ему возможность применить свою энергию и получить эмоциональную разрядку. Однако творческий потенциал, заложенный в детях, тоже часто требует реализации. В дошкольных учреждениях существуют специальные программы развития. Воспитательницы и методисты в детских садах отводят несколько часов ежедневно для творческой деятельности своих подопечных. Девочки и мальчики превращаются в маленьких художников и скульпторов, инженеров-конструкторов или создателей фантастических трансформеров.
Отдельные части тела
Тело видится не как нечто цельное: человек разорван на части либо фетишистским взглядом смотрящего, либо
физическим насилием. Но нередко часть тела (например, рука, палец, глаз или рот) становится самодостаточной
и начинает
жить как улитка или ракообразное: свободно передвигается в пространстве, а также обретает собственное лицо
и характер.
Ман Рэй запускает в небо губы своей любимой модели Ли Миллер, Дора Маар соединяет руку манекена с раковиной
наутилуса,
а Жак-Андре Буаффар, иллюстрируя эссе Жоржа
Батая Жорж Батай (1897–1962) — французский философ и теоретик искусства, который исследовал иррациональные стороны жизни общества.
«Большой палец ноги», превращает часть тела в почти портретное изображение.
Возрождение ( Ренессанс)
Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному
культурному наследию, своего рода «возрождение » его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный,
качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии — 14-16 вв., в других странах — 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном
искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
Слайд 5Творчество как процессПроцесс творчества проходит на разных уровнях по отношению
к сознанию и имеет три фазы.Уровни протекания творческого процесса. Единицей
отсчета разных уровней протекания творчества является сознание как главный регулятор психических процессов и «инструмента» разума.Творчество как процесс происходит на разных уровнях: бессознательном, подсознания, сознания и сверхсознания. Каждый из уровней имеет свою специфику образования, механизмов протекания и характера выдаваемых продуктов творчества. Высшим уровнем развития творчества является взаимодействие между ними, когда «креативное поле» захватывает все участки мозга в момент возникновения.
Слайд 12Вторая фаза — поисковая, начинается с острого желания воплотить задуманное,
протекает в поиске средств для его осуществления и кончается их
нахождением, принятием решения относительно конкретных способов воплощения.Включает в себя работу сознания, подсознания и сверхсознания.Функция сознания — четкая постановка вопроса, ясная цель, идея, концепция, которые включают подсознание и сверхсознание. Особенность работы подсознания — это абсолютная смелость в соединении несоединимого, и всех других творческих операций с материалом, на которые не решается сознание, привыкшее к стереотипам и истинам в последней инстанции. Уравнивание по силе и значимости всех запечатленных объектов. Такое уравнивание помогает нарушать стереотипы сознания и «Нос» превращать в живой персонаж.Именно на совместном развитии сознания и подсознания — формируется сверхсознание как интуитивное и мгновенное включение творческого решения в любой вид деятельности.Кроме того, в поисковой фазе очень хорошо тренируется взаимодействие правого и левого полушария.Продуктом поисковой фазы является конкретное виденье воплощения замысла.
Пуантилизм
Течение в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие
достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро). Пуантилизм, или дивизионизм — живопись
точками. Точки стоят близко друг другу, они могут быть круглыми, квадратными (отпечаток плоской кисти), или слегка вытянутыми. Если отойти от холста на расстояние, они сольются в сплошную картину. Цвета на таких полотнах обычно яркие, чистые,
воздушные. Пуантилисты использовали цветовую гамму и сюжеты импрессионистов, но мазки использовали другие, точечные — в этом и есть главное различие между течениями.
Сезаннизм
Направление в искусстве к. XIX – н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит – к контрастным построениям теплых и холодных
тонов. Сезаннизм — это характерное проявление для постимпрессионизма, которое пыталось выразить сущность окружающего мира, основные составляющие элементы. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял
также на отечественную реалистическую школу живописи. Картины в манере сезаннизма легко определить и выделить из числа других стилей и жанров. Здесь бросается в глаза чёткий и однозначный контраст, который выделяет все объекты на картине.
Для того, чтобы выделить формы и сделать их устойчивыми, Сезанн применял даже жирный чёрный контур и заметную разноплановость в цветах и формах.
Художник и творческий акт
Отправной момент И. – творч. действие художника, в результате которого появляется произведение И. При этом личное авторство осознаётся и признаётся далеко не во всех культурах и не во всех случаях. Личность художника может считаться несущественной, в частности, если художник рассматривается лишь как передатчик творч. энергии, исходящей из какого-то общего источника (в фольклоре), из высших сфер, непосредственно инспирируемой Божеством (в религ. И.). Авторство может быть персональным или коллективным, однако коллективность не обязательно равнозначна безличности, поскольку роли в творч. коллективе могут быть чётко распределены (ср. роли в спектакле, партии в оркестре, функции участников творч. группы при создании фильма). По мере осознания авторства как необходимой инстанции худож. процесса возникают и развиваются понятия авторского права, свободы творчества и авторской ответственности.
Дискуссионным остаётся вопрос о природе худож. творчества и о роли личности художника в творч. процессе. Действия художника представляют собой неразделимый сплав рационального и эмоционального, прирождённого таланта и приобретённого мастерства, опыта и импровизации, традиции и новаторства. Уже в древности художника рассматривали то как искусного строителя, то как одержимого (так, Платон в диалоге «Ион» считал артистич. вдохновение разновидностью безумия). Предметом исследований нейрофизиологов и психологов стали особенности нервной системы и психики человека, обеспечивающие творч. процессы, в т. ч. скрытые механизмы творчества (в глубинной психологии). Включение социальных аспектов расширило диапазон факторов, участвующих в формировании личности художника и его авторской позиции. При этом выстроить какой-то единый алгоритм худож. творчества невозможно: каждый художник и каждое его произведение рождаются в результате уникальной конфигурации обстоятельств. К тому же результат творч. акта не обязательно совпадает с творч. замыслом. Произведение И. представляет собой равнодействующую намерений художника и общего социокультурного и жизненного контекста, в котором он находится. С разрастанием худож. и культурных традиций, с укреплением организации И. как социального института возможности проявления индивидуальности автора постоянно сужались, что привело к проблематизации авторства и даже заявлениям о «смерти автора» (Р. Барт).
В ходе историч. развития статус художника претерпевал постоянные изменения. Если в своих истоках, когда И. не выделялось из синкретич. единства с религ. и магич. сферами, фигура художника сливалась с фигурой жреца (или шамана), то первой ступенью профессионализации художника стал его переход в разряд ремесленников (в древности и в Средневековье это понятие не имело к.-л. негативной окраски). На пороге Нового времени наметился выход художника из ряда ремесленников, а на рубеже 18–19 вв., в период предромантизма и романтизма, противопоставление ремесленника и художника становится общепринятым. Если ремесленник в первую очередь – человек опыта, то художник – свободная творч. личность, гений, сам устанавливающий правила своего поведения. Хотя такое представление о художнике отчасти сохраняется и сейчас, однако давление политико-идеологич. сферы и развитие худож. рынка всё больше ставят под сомнение реальность этого образа. И. всё больше втягивается в сферу идеологии, с одной стороны, и развлечения и обслуживания – с другой. В то же время традиция экспериментального И. 20 в. демонстрирует постоянное стремление отстаивать самостоятельность художника.
Приемы сюрреализма
Появляются новые приемы, до сих пор не используемые в живописи. Также применяются старые техники от мастеров, которые не были признаны в свое время или те приемы, которые ранее отрицались художественными критиками.
1. Соединение разнообразных предметов и людей 2. Использование коллажей, фотомонтажа. 3. Искоренение жанровой принадлежности, смешение различных видов. В натюрморты могут вставляться портреты, в пейзажи – композиции из деталей механизмов, животные смешиваются с инструментами, предметы утвари становятся героями бытовых сценок вместо людей. 4. Появление новых техник и названий: – буллетизм – рисование разбивающимися сосудами с краской. – деколлаж – расклеивание, расслоения объекта. – дриппинг – беспорядочное разбрызгивание или разливание красок; – фроттаж – перенос изображения с рельефной поверхности на бумагу с помощью простого карандаша; – фьюмаж – рисование с помощью копоти свечи или керосиновой лампы.
Сальвадор Дали. Портрет моего покойного брата
Сюрреализм стал воплощением неосознанных переживаний человека в реальности. Детские страхи и взрослые поражения, внутренние комплексы, элементы собственной неудовлетворенности жизнью – все это стало выходить на первый план в искусстве. Художники, литераторы, фотографы перестают скрывать свои истинные чувства и мотивы, позволяя и другим заглянуть в себя и узнать что-то новое.
Футуризм
Литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa
кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм
и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Несомненно, футуристы преклонялись перед грядущей технической цивилизацией и ее ценностями. Но это не утопичный мир
будущего — это мир настоящего с превнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. Но, обо всем по порядку.
Аналитический подход
В современном мире наблюдается тенденция к исследованию феномена творчества, ученые пытаются осмыслить психологию процесса, изучается состояние души художника, инженера или писателя, в то время, когда они заняты созиданием. Нередко результаты подобных анализов ложатся в основу докторских диссертаций, ведь наблюдения ученых — это тоже творческая деятельность. Научный интерес, основанный на психологии, всегда дает непредсказуемые результаты, а это значит, что можно ожидать новых открытий.
Творческая активность, если рассматривать ее через призму философии, трактуется как характеристика личности, сформировавшаяся на основе развития специальных способностей индивидуума. При условии достаточной профессиональной подготовки и высокого уровня мотивации образуются социально-психологические установки, которые ведут творца к конечному результату.
↑ Понятие «искусство»
Происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.
Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.
Искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.
Искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство — результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.
Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме — чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство — это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.
Художественный образ — это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ — это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.
Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.
- образность и наглядность;
- особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);
- субъективное отношение к миру;
- эмоциональное воздействие на человека.
Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.
Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой .
В обществе существуют разные взгляды на искусство.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой.
Креативность
— уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности
— творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Креативность входит в структуру одаренности как независимый фактор.
Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности.
Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативнстью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности.
В настоящее время креативностьт рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.
Высокие показатели креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.
Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют след.: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. СПОСОБНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КРЕАТИВНОСТЬ
СПОСОБНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КРЕАТИВНОСТЬ
Дж.Гилфорд и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:
беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);
гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);
оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);
любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);
иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).
Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности.
По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное, тривиальное решение проблемы,