Целый фильм о Беларуси? Партизаны!
И напоследок самый «белорусский», но от этого не менее спорный голливудский фильм «Вызов». Сюжет построен на реальных событиях из белорусской истории – в центре внимания оказывается партизанский отряд и лагерь для бежавших из гетто евреев, которые организовали под Новогрудком четверо братьев Бельских. Их усилиями были спасены более 1200 евреев. Фильм снимали в Литве, хотя действие должно происходить в Налибокской пуще. Одну из главных ролей сыграл Дэниел Крейг, известный по роли Джеймса Бонда, из-за чего, отчасти, фильм получил свою дозу критики — мол, слишком уж однотипные персонажи у актера получаются.
Дружба с Высоцким
Следующей значительной работой Виктора Турова стал фильм «Я родом из детства», вышедший на экраны в 1966 году. Это удивительно тонкая, лирическая киноповесть о детстве тех, кто во время Великой Отечественной войны впервые перенес тяжесть утраты близких, а также испытал желание мстить врагу, стремясь при этом к счастью. Герои фильма – мальчишки Игорь и Женька – живут в прифронтовом городе и ждут отцов, братьев и сестер. В картине «Я родом из детства» впервые с экрана прозвучали песни («На братских могилах», «Холода-холода», «Звезды») Владимира Высоцкого, сыгравшего в картине одну из ролей.
Новость по теме
Книги Мартиновича и Горвата экранизируют в Беларуси
Виктор Туров и Владимир Высоцкий были друзьями. Знаменитый актер и исполнитель вспоминал: «Часто, приглашая меня сниматься, мне предлагали что-нибудь в фильме спеть. Я соглашался. Раньше пел чужие песенки и сам себе писал, но в основном все это были вставные номера. Позже стали предлагать писать песни, которые имели самостоятельную ценность в кино. И первый такой фильм – «Я родом из детства», снятый режиссером Виктором Туровым. Это мой близкий друг, он сам весь родом из детства. Когда ему было восемь лет, на его глазах фашисты расстреляли отца, а потом их с матерью угнали в Германию… Он, потеряв мать, полгода возвращался один по европейским дорогам. Домой в Могилев он пришел 10-летним мальчишкой. Так что он снимает фильмы взрослыми, но в то же время детскими еще глазами».
Так Нечаеву просто повезло?
Сказочно повезло. Но для такого везения нужен был целый культурный переворот. Сначала должно было появиться детское кино как таковое, и для этого понадобилось постановление Госкино СССР. Нет, начальство всегда называло детское кино «особенным репертуаром». Но на деле оно считалось вторым сортом и снималось время от времени, совершенно нерегулярно.
Формально на детских фильмах специализировалась Центральная киностудия имени Горького, а локальные киностудии с мизерным производственным планом от случая к случаю создавали свои, представительские фильмы. До конца 1960-х «Беларусьфильм» ставил детский фильм раз в три-четыре года. Но близилось пятидесятилетие пионерской организации (в 1972 году. — Прим. TUT.BY), киностудиям велели снимать больше фильмов для детей и внести в тематический план постоянный, ежегодный раздел детских фильмов.
Еще в начале 1960-х такая задача была бы для «Беларусьфильма» непосильной. Всю свою историю он работал в помещениях, не приспособленных для кинопроизводства: сначала вовсе в Ленинграде, в подвале бывшего театра, а потом в минском Красном костеле. Даже мизерный план всегда был пыткой. Так совпало, что в начале 1960-х наконец на проспекте Ленина (теперь Независимости) построили новое здание кинофабрики, где белорусские кинематографисты работают и в наши дни. Студия перебралась туда, и поэтому план увеличили втрое. Оправившись от такого шока, «Беларусьфильм» расширил штат и репертуар. Постановление о детских фильмах пришлось как нельзя кстати.
Видео: Allforchildren ru — Всё для детей
А потом случился «телевизионный бум»: на киностудиях Союза открыли телеобъединения, все главные фильмы 1970-х снимали на телепленку и показывали по телевизору, музыкальные сказки Леонида Нечаева — тоже. На «Беларусьфильме» появилось производственно-творческое объединение «Телефильм». План увеличился еще втрое. Киностудия, которая еще десять лет назад еле-еле снимала 3−4 полнометражных фильма в год, стала уверенно давать 10−12 полных метров.
А еще за этот десяток послевоенных лет сильно изменилось детство. Оно стало благополучным, сытым, культурным. Исчезла беспризорность. Многие семьи получили благоустроенные квартиры в новеньких хрущевках, их быт стал легче и не требовал детской помощи. Родители все реже заводили много детей, ребенок больше не нянчил младших. У него появился самостоятельный досуг, пока взрослые целый день были на работе.
В Советском Союзе была мощная индустрия детства: с ранних лет ребенка вовлекали в целую систему процессов и активностей. В 1970-х, когда телевизор стал обычной бытовой вещью, и для телефильмов нашлась огромная аудитория.
Советская культура хорошенько потрудилась, и все сошлось: производственные возможности, идеологический запрос, административная воля, аудитория, талант, интуиция и везение. Леонид Нечаев грамотно распорядился своей удачей.
Сорочинская ярмарка… в Минске
Культовый сериал «Друзья» тоже не обошелся без Беларуси. Ученый и по совместительству молодой человек самой экстравагантной героини – Фиби Буфе – в одной из серий объявляет, что получил трехлетний грант на работу в Минске. При этом он уточняет, что «Минск – это в России!». Появляясь еще пару раз в более поздних сезонах, он рассказывает о том, что повсюду в Минске стоят статуи Ленина, здесь принято на прощание целоваться два раза в щеку и один – в губы, весной можно сходить на Сорочинскую ярмарку, а самолеты из Нью-Йорка в Минск летают раз в полгода. Но самая точная характеристика города звучит в виде шутки: «Нет, нет! Он восемь лет жил в Минске — слишком много прямых солнечных лучей, и он умрет!».
Вероятно, появление в американском ситкоме Беларуси не так уж и случайно: прабабка, дед и бабушка Лизы Кудроу (той самой Фиби) по линии отца еще до войны иммигрировали в США из деревни Илья (сейчас Вилейский район). В 2008 году актриса со съемочной группой телеканала NBC даже приезжала на историческую родину, чтобы снять документальный фильм об этих местах. В процессе съемок выяснилось, что все ее оставшиеся здесь родственники были уничтожены фашистскими войсками вместе с 2 тысячами местных евреев.
Комментарии
Комментариев пока нет
- Собор славянских народов отметил 360-летие Переяславской Рады
- В Тель-Авиве отметили юбилей одного из создателей «Блокадной книги» Даниила Гранина
- Воссоединение Беларуси: взгляд военного историка
- Факты, которые «не замечают»в Институте истории НАН Беларуси
- Битва за Полоцк и Смоленск
- Бородино
- Письма из Беларуси. Уличённые во лжи
- К юбилею легендарного полёта «Буран». Прерванный триумф
- Не повторять роковых ошибок прошедших эпох
- У России украли победу в Первой мировой войне
- 1853 – 1856: не только Крымская война
- Романовский обелиск в Александровском саду
- Городельская уния и её последствия
- К 20-летию государственного флага Российской Федерации Три с половиной века русскому триколору
- Генерал, равный Суворову. Михаил Дмитриевич Скобелев.
- Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда, проживающие за рубежом, приняли участие в городских мероприятиях, посвященных 70-ой годовщине полного освобождения Ленинграда
- 70 лет снятия блокады Ленинграда
- К 70-летию снятия блокады Ленинграда. Они защищали великий город
- К 360-летию Переяславской Рады. «Да будут совершены воедино»
- Единству Руси быть!
- Аркаим как исток европейской цивилизации
- Дорогами Первой мировой войны
- «Дорога жизни» станет музеем
- Лесная – место русской воинской славы!
- Солнечный исток славянской культуры
- Искажение истории и попытки оправдания коллаборационизма на белорусском государственном телеканале
- Герои Отечества времён Первой мировой
- Мы пред врагом не спустили славный Андреевский флаг…
- Он мог бы быть нашим современником. На 90-летие Александра Матросова
- Белоруссию ждёт свой Крым?
- Митрополит Павел передал Национальной библиотеке Беларуси факсимильный экземпляр Полоцкого Евангелия
- Первая мировая война на белорусской земле. Новая книга Вячеслава Бондаренко.
- Кровавый след бандеровцев в Белоруссии
- Анатолий Шлыков, белорусский публицист: Теперь наших детей учат, что в 1812 году воевали между собой россияне и французы, а мы, белорусы, тут ни при чем
- Ветераны Великой Отечественной войны просят белорусского президента А.Г.Лукашенко не устанавливать памятник Ольгерду в Витебске
- В Белоруссии есть силы, дискредитирующие партизанское движение
- «Чернобыльская война». Как это было
- В Бресте накануне Дня Победы умудрились повесить портрет Гитлера на улице
- Георгиевская лента — исторический символ Победы
- Три праздника в преддверии Троицы
- Линия Сталина
- А хто там iдзе?
- Прошлое как возможное будущее
- Белорусы и Белорусская Народная Республика (БНР)
- В Витебске поставили памятник, а в Бресте уже давно стоит. Не заметили?
- «Политики принимают решения, но жизнь отдают не они». Суриков и Жадобин призвали извлечь уроки из двух мировых войн Читать полностью: http://news.tut.by/society/409484.html
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть первая
- Тихая революция. “Па-беларуску”. Часть вторая
- Тихая революция “па-беларуску”. Часть третья
- Первая мировая война – это не только история
- ГосТВ Белоруссии подтвердило приверженность пересмотру итогов Отечественной войны 1812 года
- Осовец: русская слава Великой войны
- К 500-летию битвы под Оршей
- Нет флагу полицаев!
Вот так просто все закончилось?
Так снова совпало. Сначала был разрыв с Инной Веткиной. А потом, в 1986-м, случился знаменитый Пятый съезд кинематографистов. Они протестовали против косной административной системы, требовали свободы — и их требования удовлетворили: расширили автономию творческих объединений и студий, позволили без оглядки на главк решать, что снимать и как. Но, ослабив директивную хватку, чиновники урезали и финансирование. Хозрасчет оказался тем еще испытанием для киностудий, привыкших работать неторопливо и постоянно просить добавки. Года три детские фильмы еще снимались по инерции — никто ведь не отменял пятилетние тематические планы. Потом их не стало. Вслед за детским кино посыпалось авторское. И к началу 1990-х постсоветская киноиндустрия рухнула в кризис, из которого выбирается до сих пор.
А еще одна причина, по которой все кончилось, — конец культурной эпохи. Как все «оттепельные» авторы, человек» оттепели» Нечаев замолчал с концом перестройки, едва сменилась повестка дня. Перестройка ведь была последним отголоском «оттепели», культуру вновь тревожили те же вопросы: личная свобода и великая идея, историческая память и личная ответственность, честь и достоинство. В 1990-х все это исчезло из поля зрения. Жизнь людей пошла по-другому, и они захотели смотреть другое кино. В новое время Нечаев поставил еще два неуверенных фильма, которые не спас даже его поразительный музыкальный талант.
Но его сказки по-прежнему связывают поколения. Повзрослевшие дети показывают их своим детям, испытывая сладкую тоску по своему детству, которое не вернется еще и потому, что одновременно с концом детства умерла целая страна и культура, создавшая это детство. Сказки Нечаева давно ностальгические, а ностальгия — хороший консервант, даже когда к ней примешивается ирония.
Новости партнёров
В Йемене подбит танк американского производства — бой хуситов с саудитами
Сын попутчика пропавшей по дороге в Тулу женщины: Отец исчез месяц назад
Прибалтика обижена: Трамп, обложив местную молочку санкциями, оказался хуже Путина
Пассажира московского метро ранили отверткой, — очевидцы
Врач, выдавший Рослякову справку об оружии, объяснил мотивы
В ОНК сообщили об аресте ученого из ЦНИИмаш по делу о госизмене
Ребенок погиб, засунув голову в забор в детском саду
Кадыров потребовал извинений от властей Грузии за высказывания в эфире «Рустави 2»
Главные герои и их роли в фильме «В деревне умер последний мужчина»
Дейзи
Роль: главная героиня
Описание: Дейзи — сильная и независимая женщина, которая становится лидером в мире, где осталось лишь женское население. Она борется за выживание своего сообщества и решает проблемы, которые возникают в такой уникальной ситуации.
Роза
Роль: лучшая подруга Дейзи
Описание: Роза поддерживает Дейзи и помогает ей в борьбе за выживание. Она добрая и заботливая, всегда готова помочь своим подругам.
Гарнер
Роль: единственный мужчина, который остался в деревне
Описание: Гарнер — последний мужчина в деревне и он становится объектом внимания всех женщин. Его роль в фильме — символ мужской энергии, сексуального влечения и проблемы, которые возникают в результате такого положения вещей.
Телепортируйтесь аккуратно
Мелькнула Беларусь и в бесконечном сериале «Сверхъестественное». История двух братьев, которые вот уже 15 сезонов сражаются с потусторонними силами и всяческими сверхъестественными явлениями, дважды пересекалась с нашей страной. Впервые – когда главные герои оказываются на волосок от гибели в доме, полном газа, и их верный друг ангел Кастиэль телепортирует всю компанию на темную опушку леса. Из короткого диалога выясняется, что попали ребята в Беларусь. Воющие волки в ночном лесу – возможно, именно в такую обстановку попадет телепортирующийся, если не уточнит свой запрос хотя бы до города, ведь по последним данным в нашей стране лесами покрыто около 40% территории.
Второе упоминание случается на несколько сезонов позже, и оно более весомое. В этой серии история переносит зрителя в Витебск 1944 года. Правда, город увидеть не удастся, потому как действие происходит ночью и оценить можно только несвойственное для белорусской архитектуры здание. Речь в серии идет о наследии Второй мировой (конечно же, в той форме, которая может появиться в фантастическом сериале) – големе, созданном раввинами для борьбы со служителями фашистского оккультного общества. Братья, как всегда, победили зло и всех спасли.
Кракозия, Гомель
Начнем, пожалуй, со знакомого многим фильма «Терминал» (2004 год). Главный герой, Виктор Наворски, по сюжету является гражданином вымышленной восточноевропейской страны Кракозии. Пока герой летел в самолете, на его родине произошел государственный переворот, и теперь его документы недействительны, из-за чего Виктор вынужден поселиться в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке.
Где же здесь Беларусь? В одном из кадров можно рассмотреть документы в руках героя: паспорт, анкету и водительское удостоверение. А точнее, «вадзіцельскае пасведчанне», где «месцам жыхарства» значится город Гомель. Правда, кириллицей ФИО персонажа выглядит как Гуліна Гульнара Надыраўна, но это все равно куда лучше, чем, например, паспорт другого голливудского персонажа – Джейсона Борна, где его зовут Ащьф Лштшфум («Foma Kiniaev» в кириллической раскладке).
А на обложке паспорта можно рассмотреть герб страны, который очень похож на герб Беларуси.
Кстати, через несколько лет после выхода фильма выяснилось, что водительские права – вполне реальный документ: женщина по имени Гульнара Гулина действительно жила в военном городке под Гомелем и в 1999 году эмигрировала в США.
От Ошмян до Марьиной Горки один шаг?
Второй сериал этой вселенной выходил на другом канале, но это не спасло его от странностей и нестыковок. «Агент Картер» рассказывает о жизни девушки-спецагента в 1950-е, и уже в пятой серии первого сезона мы встречаемся с упоминаниями Беларуси. Надо признать, что вообще-то речь идет в основном не столько о стране, сколько о советской школе по воспитанию женщин-супершпионов «Академия Красной комнаты». Порядки и нравы в ней просто жуткие, и в начале серии авторы стараются показать это как можно ярче. Но это не то, на чем мы хотим сосредоточиться. Нас интересует, что дальше по сюжету преступная группировка собирается купить партию оружия, а местом сделки назначена Марьина Горка. Конечно же, герои немедленно собираются в Беларусь противостоять злу. И вот тут и происходит первый ошеломляющий диалог:
– Агент Томпсон, знаете, что значит запах сельди в воздухе в Белоруссии летом?
– Кто-то жарит рыбу?
– Значит, что ветер дует с Балтики. В июле он предвещает вьюгу. И если вы чувствуете запах, то у вас полчаса на поиск укрытия и разведение огня, чтобы не умереть к утру от переохлаждения. Я знаю это, потому что была там.
Поразительно, как далеки мы от американских производителей сериалов – буквально в другом полушарии, судя по этим репликам. Логистика в этой операции тоже подкачала. Агенты изначально собирались в Польшу, чтобы перейти границу с СССР, но потом изменили свои планы и решили отправиться в Литву и перейти границу рядом с Ошмянами. Ошмяны действительно недалеко от литовской границы, вот только в то время попасть в Литву и при этом не попасть в СССР было немного невозможно. Да и то, что от Ошмян до Марьиной Горки почти 200 километров, в сюжете никак не проявляется, а ведь герои двигаются на очевидно иностранных грузовиках, и притом с американской символикой. Практически сразу после попадания на территорию СССР герои отправляются в ту самую школу шпионок, которую мы видели в начале. Вот уж и правда идеальное место для секретной школы – в Марьиной Горке, недалеко от Ошмян.
Ад Форэста Гампа да Амэлі Пулен: лепшыя замежныя фільмы на беларускай мове
Выхадныя — лепшы час узгадаць любімае кіно з кубачкам кавы і коткай пад бокам. Дзякуючы энтузіястам пераглядзець выдатныя прыклады сусветнага кінематографа можна і па-беларуску.
Прадстаўленая дзесятка — далёка не поўны пералік фільмаў на беларускай мове, а толькі адзін з варыянтаў спісу стужак, якія ёсць у сеціве.
«Выкупленне з Шаўшэнку»
Паглядзець добра знаёмую і любімую многімі гісторыю маладога таленавітага банкіра Эндзі Дзюфрэйна на беларускай мове трэба абавязкова. Мяркуючы па водгуках гледачоў, менавіта мова робіць выдатную рэжысёрскую работу Фрэнка Дарабона «больш блізкай і ўтульнай для беларускага вуха». Гісторыя пра падман, сяброўства, мары і сапраўдную мэту — усё што трэба, каб выдатна бавіць час.
«Форэст Гамп»
Амерыканская драма па аднаіменнаму раману Уінстана Грума выйшла на экраны ў 1994 годзе і заняла першае месца па зборах. За ўвесь час фільм атрымаў 38 кінаўзнагарод, у тым ліку 6 прэмій «Оскар». Рыжысёр Роберт Земекіс пагадзіўся працаваць толькі па сцэнары Эрыка Рота. Галоўныя ролі ў фільме, які адчувальна адрозніваецца ад рамана, выканалі Том Хэнс і Робін Райт.
«Крымінальнае чытво»
Культавы фільм Квентына Тарантына з Умай Турман у галоўнай ролі, па меркаваньні кіназнаўцаў, стаў пераломным момантам у амерыканскай індустрыі кіно. Стужка атрымала прэмію «Оскар» за лепшы сцэнар, «Залатую пальмавую галінку» Канскага кінафестывалю і яшчэ каля сарака ўзнагарод. Цынізм, непасрэднасць і жорсткасць крымінальнага свету Лос-Анджэлесу рэжысёру дапамагаюць паказаць Джон Траволта, Брус Уіліс, Ума Турман і многія іншыя зоркі амерыканскага кінематографа.
«Неверагодны лёс Амэлі Пулен»
Чароўная французская меладрама пра дзівачку Амэлі, якая жыве ў свеце сваіх фантазій, скарыла сэрцы многіх гледачоў. Ціхую, дзікаватую і рамантычную гісторыю кахання варта паглядзець на беларускай мове — адзін з самых паспяховых кінапаректаў сучаснай Францыі набывае ў такім перакладзе своеасаблівы шарм. Тым больш цікава ўявіць, як Адры Тату і Мат’ё Касавіц размаўлялі б па-беларуску.
«Хтосьці любіць гарачае»
Рамантычную камедыю запрашаюць паглядзець Мэрлін Манро і яе грудастыя кампаньёны Тоні Кёртыс і Джэк Леман. Фільм Білі Уайлдэра з’явіўся на свет у 1959 годзе, але і па сённяшні дзень выклікае самыя лепшыя эмоцыі. Цукерка ў выкананні Манро скарыла шмат мужскіх сэрцаў, а чыкагскія музыканты Джо і Джэры сваёй харызмай прывабілі дзяўчат з усяго свету. Фільм абяцае добры настрой і ўсмешкі ўсім гледачам.
Прэм’ера амерыканскага фантастычнага трылера Эндру Нікало адбылася ў 2011 годзе. Старая як свет гісторыя пра барацьбу з сістэмай адбываецца ў сусвеце, дзе галоўнай валютай з’яўляецца час. Фільм атрымаў вялікую колькасць негатыўных водгукаў, але паглядзець экшн варта хаця б дзеля Джасціна Тымберлейка, які разам з Амандай Сэйфрыд і Кіліанам Мёрфі выконвае ў фільме галоўные ролі.
«Бегчы па лязе»
Амерыканская навукова-фантастычная неануар-антыўтопія 1982 года паказвае Лос-Анджэлес 2019 года. Асабліва цікава будзе параўнаць рэжысерскую інтэрпрэтацыю Рыдлі Скота з сучаснацю, бо па фільме магутная карпарацыя Тайрэл вырабляе генетычна спраектаваных рэплікантаў, які знешне не адрозніваюцца ад людзей. Сюжэт паказвае рызыкоўную групу рэплікантаў, што нядаўна ўцяклі і хаваюцца ў Лос-Анджэлесе, і блэйдранера Рыка Дэкарда (у выкананні Харысана Форда), які згаджаецца прыбраць іх.
«Лобстар»
Нетрадыцыйная гісторыя кахання ад Ёргаса Лантымаса разгортваецца ў будучыні, дзе адзінокіх людзей арыштоўваюць і адпраўляюць у спецыяльны гатэль. Яны павінны знайсці сабе пару за 45 дзён. Калі гэта не адбудзецца, людзей пераўтвараюць у жывёл і адпраўляюць у лес. Фільм, які выйшаў на экраны ў 2015 годзе, амаль поўнасцю зняты пры натуральным асвятленні, электрычнае святло выкарыстоўвалася толькі ў некаторых начных сцэнах. Акцёры, сярод якіх Колін Фарэл, Рэйчэл Вайс, Джэсіка Бардэн, здымаліся без грыма.
«Пакуль ногі носяць»
Два хворых на рак суседа па палаце ладзяць падарожжа па ўсім свеце, каб скокнуць з парашутам, пабачыць піраміды, паганяць на старых аўтамабілях і адкрыць для сябе жыццё ва ўсёй яго шматграннасці. Дуэт Джэка Нікалсана і Моргана Фрымана робіць фільм, які выйшаў у 2007 годзе, выдатным.
Белорусские исторические фильмы
«Седая легенда» — фильм по повести Владимира Короткевича. В центре сюжета молодая невеста князя, в которую влюблен магнат Кизгайло и руководитель крестьянского восстания Ракутович. Романтическая история разворачивается на типичном фоне средневековой Беларуси: замки, швейцарские наемники, магнаты, шляхта. Картина снята коммерческим центром белорусского кино и польской киностудией «Профиль». В фильме сыграли известные советские и польские актеры.
К сожалению, исторические драмы снимать достаточно дорого, и поэтому новые фильмы выпускаются редко. Но в этом году в мае должна была состояться премьера белорусского исторического блокбастера «Авантюры Прантиша Вырвича», который рассказывает о приключениях юного шляхтича и студента на землях Беларуси в XVIII веке.
Авантюры Прантиша Вырвича
«Что с делом в России?» — «В Беларуси»
Одним из недавних появлений Беларуси на экранах стало упоминание в суперпопулярном сериале BBC «Шерлок». В одном из эпизодов Шерлок Холмс находится в какой-то тюрьме и, сидя на фоне национального флага во всю стену, разговаривает с заключенным о его преступлении. Тот на ломаном английском с ужасающим акцентом разъясняет обстоятельства дела, но Шерлок, устав постоянно исправлять ошибки, встает и уходит. Преступник в отчаянии кричит ему в спину, что его повесят, но сыщик не обращает на это внимания.
Возможно, именно потому, что в нашей стране разрешена смертная казнь, авторы решили «отправить» главного героя в Минск, только не учли, что высшая мера наказания в Беларуси – расстрел, а не повешение.
К слову, это один из немногих случаев, когда Минск не называют Россией. Чуть позже по сюжету доктор Ватсон спрашивает: «Что с делом в России?», на что Шерлок поправляет его: «В Беларуси. Простое бытовое убийство, не стоит моего внимания». Но и тут не все так гладко, как хотелось бы: эпизод происходит под аккомпанемент балалайки, а не, например, цимбал.
Исторические фильмы Беларусьфильма
В шестидесятые годы был снят фильм «Жизнь и вознесение Юрася Братчика» по роману Владимира Короткевича «Христос приземлился в Гродно». Лента рассказывает о приключениях и авантюрах бродячих артистов кукольного театра-батлейки времен Великого княжества Литовского. Кинокартина после съемки сразу глухо легла на полку несмотря на то, что там снялись очень известные актеры: Лев Дуров, Алексей Смирнов, Донатос Банионис. Фильм снял Владимир Бычков («Достояние республики»). К сожалению, копию на русском языке уничтожили, и осталась только белорускоязычная версия, но на очень некачественной пленке. Её иногда показывают по белорусскому аналогу канала «Культура» и уже лет 10 обещают реставрировать.
Фильм по роману Христос приземлился в Гродно
Противоречивая могила Льва
Коварный магнат из Черного замка Ольшанского
В 1990 году выходит фильм «Мать Урагана» по пьесе Владимира Короткевича. Фильм рассказывает о малоизвестном Кричевском восстании, которое вспыхнуло на землях ВКЛ в XVIII веке из-за земельных реформ, проходящих на землях князей Радзивиллов. Фильм снимался в Чехии из-за большего соответствия антуражу эпохи. «Мать Урагана» стал последним советско-чехословацким проектом в кинопроизводстве.
Белорусско-чешская Мать Урагана
Военные драмы и хоррор белорусских режиссеров
1.Снятая в 2004 году военная драма «Вам — задание» по повести белорусского русскоязычного писателя Николая Чергинца стала одним из первых опытов создания полноценного художественного фильма о Великой Отечественной Войне без совместного участия с российской киноиндустрией. Захватывающая история о трёх братьях милиционерах, которые попадают, в самом начале войны в самую гущу событий.
Героический фильм Вам — задание
2. «Волки» драма 2009 года поднимающие проблемы нравственного выбора. В послевоенное время, воспользовавшись снежной метелью, заключенный сбегает из под конвоя в свою родную деревню. Только и там ему нет покоя. Вначале его преследуют волки двуногие, а когда он от них сбегает в лес, охоту на него устраивает настоящая волчья стая. В фильме не обошлись без звездных российских актеров, в фильме снялся Андрей Панин, а также известный всем россиянам, белорусский дальнобойщик — Владимир Гостюхин.
Фильм Волки о моральном выборе
3. «Масакра» опыт белорусской киностудии в создании классического мистического хоррора с оригинальным сюжетом снятая в 2010 году. В фильме есть загадки, заброшенный дом и медведь-оборотень, все что необходимо чтобы держать зрителя в напряжении до самого финала. Фильм получился ярким и запоминающимся, тем более, что предыдущий опыт белорусских режиссеров в этом жанре состоялся более 30 лет назад.
Масакра — белорусский хоррор
4. Тяжёлый фильм по произведению Василя Быкова «В тумане» снятый в 2012 году неожиданно получил приз на кинофестивале в Каннах и ещё полдесятка призов других кинофестивалей. В центре сюжета заподозренных партизанами железнодорожник, который предпочитает застрелится, чем пытаться доказать свою невиновность.
В тумане по повести Василя Быкова
5. «Следы на воде» действие фильма происходит в 1946 году в Гродненской области Западной Белоруссии, где милиция пытается вести борьбу с многочисленными бандами, которые укрылись в неприступных лесах. В маленький городок прибывает новый оперуполномоченный, который должен вместе с начальником местного уголовного розыска провести операцию по обезвреживанию самой крупной группы бандитов, которые терроризируют весь район. Но предатели оказываются в самой районной милиции. Фильм создан к 2017 году к 100- летию белорусской милиции.
Следы на воде — фильм о борьбе с бандитами
6. Детский приключенческий фильм «Правила Геймера» (2018) попытка белорусских кинематографистов продолжить традиции «Беларусьфильма» как одного из лидеров в создании подросткового приключенческого кино. Четверо подростков, чтобы раздобыть деньги на поездку на чемпионат по киберспорту, случайно разгадали загадку клада Доминика Радзивилла в Несвиже. А вместе с этим приобрели большое количество разнообразных проблем, с которыми легко справляются.
Детские приключения в Правилах Геймера
Очень востребован в 21 веке на студии Беларусьфильм оказался формат мини-сериалов. О лучших из них мы поговори в следующей статье.
А как москвич Нечаев попал на «Беларусьфильм»?
Случайно. По правилам советского кино Нечаев не должен был оказаться на «Беларусьфильме» и тем более задержаться на нем. Для локальных киностудий чаще готовили «национальные кадры». В 1960-х обновленный «Беларусьфильм» усиленно «накачивали специалистами, и к началу 1970-х он не особенно нуждался в новых режиссерах: за постановки не на шутку дрались «старые».
После ВГИКа Нечаева направили в творческое объединение «Экран» Центрального телевидения снимать хронику. Это было равносильно ссылке: из хроники тоже старались скорее уйти. Тем временем на «Беларусьфильме» сражались с одним заказом «Экрана» — детским фильмом «Приключения в городе, которого нет» («Экран» делал контент для союзного телевидения и периодически размещал заказы на киностудиях).
Шел 1973-й год, работа тянулась с 1969-го. Первый режиссер от постановки со скандалом отказался, план горел, давило Госкино СССР. Тогда и вспомнили про ученика детского режиссера Сегеля, который мается на хронике, и Леониду Нечаеву предложили спасти фильм.
Он изменил сценарий, добавил в скучноватый сюжет песен, выдержал атаки худсовета и снял свой первый детский фильм, обаятельный и музыкальный — «Приключения в городе, которого нет». Такого сильного дебюта никто не ожидал: обычно первые фильмы неуверенны и невнятны. Так москвич, дебютант и телехроникер Нечаев оказался на «Беларусьфильме». А потом случились всем известные «Приключения Буратино», и стало окончательно ясно, что в советском кино появился незаурядный постановщик, и он на своем месте.
Режиссерские приемы в фильме «В деревне умер последний мужчина»
Фильм «В деревне умер последний мужчина» вызвал много обсуждений среди зрителей и критиков. Некоторые посчитали его потрясающим шедевром, а другие — провалом. В данном случае стоит обратиться к режиссерским приемам, примененным в фильме.
Во-первых, можно отметить фокусировку на женских героях. Главная тема фильма — это жизнь женщин в условиях, когда мужчины исчезли. Режиссер достиг этого с помощью повествовательного приема, когда через воспоминания героинь мы узнаем о жизни умершего в деревне последнего мужчины.
Во-вторых, режиссер использовал прием метафоры, что наглядно показало изменения в жизни женщин после того, как в деревне не осталось мужчин. Например, задействована символика блюдца с солью — это был последний подарок умершего мужчины, который передался героиням в наследство. Эта метафора символизирует угасание жизни в деревне.
Тем не менее, критикам некоторые методы казались чрезмерными. Например, долгие кадры на женских лицах, где отсутствует действие, могут вызвать у зрителей скуку. Также можно заметить некоторое протяжение ряда сцен, которые можно было бы убрать без ущерба для понимания сюжета.
Таким образом, можно сделать вывод, что режиссерские приемы в фильме «В деревне умер последний мужчина» вызвали как положительную, так и отрицательную реакцию у зрителей. Каждый зритель воспринимает произведение искусства по-своему, и в данном случае невозможно сделать однозначный вывод.
Фермеры белорусских Альп
Один из самых скандальных мультсериалов «Южный парк» тоже не обошел вниманием нашу страну. Целая серия 16 сезона посвящена конфликту между белорусскими (название страны много раз звучит в серии, так что сомнений быть не может) фермерами и властями, которые с помощью двух бульдозеров пытаются отобрать у фермеров их землю, засеянную капустой
При этом на фоне видны горы с заснеженными вершинами, средневековый замок и городок. Противостояние не дает нужного результата, и в финале появляется Иисус, чтобы спасти ситуацию (он, впрочем, даже выговорить название страны не может). Оканчивается серия печально – после слов Иисуса о том, что ситуация разрешима, за кадром слышны автоматные очереди, а бульдозеры идут вперед.
«В часе езды от Витебска»
Во вселенной Marvel Беларусь появляется в довольно развернутом, но не слишком достоверном виде. Начнем с сериала «Агенты Щ.И.Т.». В первом сезоне героям приходится отправиться в якобы белорусский город Злода. Во время поездки происходит диалог, где появляется немного правдивых фактов:
– Удивительно, с детства мечтала побывать в Злоде.
– Злода в Беларуси? Мечта сбылась? (по выражению лица – явное недоумение)
– Здесь родился нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов. То есть он, конечно, из Витебска, но до него отсюда меньше часа езды и мне грустно, что ты это не знал.
– Нет, конечно я знаю кто это. Отец полупроводниковых транзисторов. Спасибо ему!
Внешне «белорусский» город оказывается абсолютно не белорусским. Черепичные крыши, готический храм, средневековая архитектура, мощеные мостовые – такого в небольших городках «в часе езды от Витебска» у нас не найдешь. Зато все вывески написаны на белорусском языке, а вдобавок повсюду развешаны красно-зеленые флаги. Иронично, что при этом жители города говорят по-русски.
В одной из сцен можно увидеть чек, который помимо языка оперирует еще и ценами. И хотя они, в общем-то, заоблачные (но если учесть, что чек этот из какого-то минского отеля, то все реально), выглядят при этом довольно правдоподобно. Хотя бы потому, что суммы указаны в рублях до деноминации (сезон вышел в 2013 году) и не вызывают желания закричать «Не верю!».
Вообще в СССР детских режиссеров было много?
Раз-два и обчелся: детских режиссеров никогда специально не готовили, и работали они, как правило, на центральных киностудиях — киностудии имени Горького, «Мосфильме» и «Ленфильме». Едва ли не у каждого советского постановщика можно найти один-два детских фильма, но из детского кино всегда старались поскорее уйти. Так, тяготился своим талантом детского режиссера Владимир Бычков, режиссер «Города мастеров» и «Полета в страну чудовищ». Порвал с детским кино Михаил Пташук, снявший в начале карьеры два детских фильма.
До войны в детском кино начали работать киносказочники Александр Птушко и Александр Роу, постановщица незабвенной «Золушки» Надежда Кошеверова, зачинатель детской кинофантастики Василий Журавлев и Николай Лебедев, которого вы можете знать по пронзительному фильму «В моей смерти прошу винить Клаву К.». После войны дебютировали Илья Фрэз, Виктор Эйсымонт и Яков Сегель. В 1950-х на «Беларусьфильме» появился детский постановщик Лев Голуб, автор кинохита «Девочка ищет отца», в 1960-х — Ричард Викторов, который позднее прославится детской фантастикой «Москва — Кассиопея». Вот, без малого, и всё.
В 1970-х, когда старая гвардия отошла от дел, детское кино растерялось. Никто, кроме Якова Сегеля, не оставил учеников, но к нему в режиссерскую мастерскую во ВГИК и поступил москвич Леонид Нечаев.