Анализ и краткое содержание
В балладе «Светлана» Жуковского события происходят в ночь на Крещение.
В ней действуют следующие герои :
- Светлана — главная героиня. Это девушка, прекрасная внешне и внутренне. Она глубоко нравственна, верна своему жениху, терпеливо и кротко ждет его возвращения.
- Подруги Светланы — веселые девушки, посоветовавшие ей заняться гаданием.
- Белоснежный голубь — образ ангела-хранителя.
- Черный ворон — вестник смерти.
- Жених Светланы — молодой человек, верный и любящий. В конце сюжета он возвращается к ней.
Крещенское гадание
Балладу «Светлана» изучают на уроках литературы в 6 классе средней школы. Ее краткое содержание состоит в следующем: крещенским вечером девушки собираются погадать на суженого. Они веселятся, поют «подблюдные песни», бросают на улицу башмачок, кормят курицу «счетным зерном». Лишь одной Светлане грустно.
Девушки пытаются ее развеселить, предлагают спеть вместе с ними песню. Но Светлана отказывается. Она грустит из-за того, что ее жених уже целый год не подает о себе вестей.
Тогда девушки предлагают ей совершить старинный обряд, чтобы узнать о суженом. Нужно постелить стол белой скатертью, поставить два прибора, свечу и зеркало. «В полночь, без обмана», в зеркале должен появиться жених и сесть за накрытый стол.
Светлана проводит обряд гадания. Она садится за накрытый стол и с робостью смотрит в зеркало. В полночь чудится шепот за спиной. Она оборачивается и видит своего жениха. Он предлагает ей немедленно ехать в церковь венчаться, так как там уже все подготовлено. Светлана выходит с ним во двор, где уже ждут запряженные сани. Они садятся в них и мчатся по заснеженной равнине. Но на сердце у девушки тревожно. Она смотрит на жениха и видит, что тот «бледен и уныл».
Светлана спрашивает, что с ним, но суженый не отвечает. Вскоре они проезжают мимо церкви, полной людей: там происходит отпевание покойника. Начинается метель, валит снег. Вокруг саней вьется и каркает черный ворон. Жених молчит.
Сани мчатся и вскоре подъезжают к одинокой хижине, занесенной снегом. Неожиданно кони и возлюбленный пропадают, и героиня остается в одиночестве.
Страшное видение и счастливый конец
В пустой хижине Светлана видит гроб, икону и свечку перед ней. Девушка молится на образ Спаса и робко садится в уголке, зажав в руке нательный крест. Неожиданно в избушку влетает белый голубок и садится ей на грудь, обняв крыльями. Воцаряется тишина.
Вдруг девушка с ужасом видит, что покойник в гробу начинает шевелиться. Он приподнимается, и девушка узнает своего возлюбленного. Мертвец пытается разомкнуть руки, из его уст доносится стон. Но тут голубок взлетает и садится на него, лишая сил.
Раздается крик петуха. Девушка просыпается и понимает, что это был всего лишь сон. Но на душе у нее тяжело. Ее мучают мрачные предчувствия. Чтобы развеяться, девушка садится у окна. Вдруг она слышит радостный звон колокольчика. К дому подъезжают сани, из них выходит ее возлюбленный, живой, невредимый, все так же влюбленный в Светлану.
Содержание и символика
Баллада «Светлана» Жуковского — это драматическое произведение, в котором автор рассказывает историю о непростой любви между героями. Сюжет баллады начинается с момента, когда Светлана встречает молодого рыцаря, который на первый взгляд покоряет ее своей красотой и храбростью.
Однако автор начинает балладу с описания света, который обычно ассоциируется с добротой, чистотой и надеждой. Это создает атмосферу света на фоне, которой разворачиваются действия истории.
Символика в балладе «Светлана» также имеет глубокий смысл. Имя Светлана отражает ее характер и личность — она светлая и чистая, похожая на луч солнца. Ее любовь к рыцарю символизирует идеалы и желание быть с героем, с кем она хочет провести всю свою жизнь.
Через балладу Жуковский передает важные жизненные вопросы, как например, вечную борьбу между добром и злом, выбор между сердцем и разумом и сложность принятия решений, которые могут определить твою судьбу.
Персонажи и события
Автор баллады Жуковского «Светлана» начинает свое произведение со смыслового архитектурного приема. Он отправляет читателя в прошлое, на далекий берег Невы, где начинается история главной героини — прекрасной Светланы. Это первый намек на то, что события баллады будут связаны с местностью и национальными традициями, присущими России.
Светлана — главное имя, которое носит героиня баллады. Она является символом красоты и невинности. Ее привлекательность становится причиной и источником всех событий, происходящих вокруг нее. История Светланы воплощает в себе конфликт добра и зла, любви и предательства, мечты и разочарования.
Другие персонажи, встречающиеся в балладе, также играют важную роль в развитии сюжета. Одним из них является рыцарь, заколдованный вороной, который влюбляется в Светлану и пытается завоевать ее сердце. Этот персонаж символизирует любовь, страдания и самоотверженность.
Кроме того, в балладе появляется и злая ведьма Берендея, которая венчает Светлану с боярином своей подружки. Ее появление в истории вызывает конфликт и разлуку главной героини с рыцарем. Этот персонаж символизирует зло, предательство и силу магии.
Баллада Жуковского «Светлана» является поэтическим произведением о любви и судьбе, о силе добра и зла. Через героев и события автор передает свои мысли и чувства, создавая внутренний мир каждого читателя. Он показывает, что решающую роль в нашей жизни играет наше выбор, наши действия и отношение к окружающим людям.
Отношения и эмоциональная сфера
Баллада Жуковского «Светлана» — это произведение, в котором автор исследует отношения и эмоциональную сферу героев
Первая строка «СМ», выделенная автором в круглые скобки, сразу привлекает внимание читателя и наводит на мысль о настоящем смысле баллады
В ходе развития сюжета автор показывает сложность и многогранность чувств и эмоций героев. Любовь, предательство, ревность, горе — все эти эмоции переплетаются в душах героев и влияют на их решения и поступки.
Автор неоднократно использует метафоры и образы, чтобы передать глубину эмоций героев. Например, в строфе «Ты там держишь одну ветвь, / В предрассветных облаках, / И страшно ей лететь назад, / И вниз глядеть потешно» автор описывает внутреннее состояние Светланы, которая висит на ветке между небом и землей, между надеждой и горем.
Особую роль в создании эмоциональной атмосферы в балладе играют сравнения и контрасты. Автор противопоставляет светлую красоту Светланы и обычных людей, вкладывая в этот контраст смысл между небесным и земным, искусственным и естественным.
В конце баллады автор показывает, что смысл всей истории заключается в любви, которая преображает и спасает героев от череды событий и эмоциональных переживаний. Светлана выбирает любовь, хотя это может принести ей боль и горе. Именно в этом выборе заключается главный смысл баллады «Светлана».
Главные герои и их характеристика
Главные темы пьесы — любовь и верность.
Проблема «Светланы» очень сложна и оригинальна даже для нашего времени.
«Светлана» стала очень популярной среди читателей. В основном это связано с тем, что в балладе слишком много деталей национального колорита, она была близка народу и считалась истинно русским произведением, понятным читателю. Здесь присутствует широкая фольклорная основа: некоторые приметы, типичные оракулы, ссылки на известные песни и легенды, мотивы из русских сказок и преданий. Православной России того времени нравился конец пьесы, в котором девушка спасается от злых сил через веру в Бога. Это основная идея пьесы: религиозность защищает людей от зла и является залогом счастливой жизни.
Так Якуцкий обращается к русской истории, популяризированной Н. М. Карамзиным в начале XIX века, и идеям православного христианства. Автор баллады показывает, что не следует верить в сны, гадания и суеверия, а полагаться на то, что происходит на самом деле; никогда не терять веру в лучшее и не терять надежду. Он выражает смысл баллады в следующих строках: «Здесь страдание — ложный сон, / счастье — пробужденье».
Историзмы в «Светлане» Жуковского
Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова
Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность
Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.
Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:
многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.
Песенки подблюдны — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.
Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.
Запона – белая ткань, часть одежды священника.
Главные герои и их характеристика
В балладе присутствуют второстепенные персонажи и символические образы.
Главная героиня – девушка Светлана. В первых строках стиха автор дает девушке следующую характеристику: «Молчалива и грустна милая». В образе Светланы Жуковский воплощает высшие национальные качества.
В героине сочетается красивая внешность и душевная чистота. На протяжении года, ничего не зная о возлюбленном, она смиренно ждет. Ее грусть кротка и нежна. Она не ищет развлечений в разлуке, а тихо предается воспоминаниям.
Ее «душа – как ясный день», поэтому счастье не обходит Светлану стороной. Итогом всех сомнений и тревог становится долгожданная встреча и вечная любовь.
Михаил Кошевой в романе Шолохова «Тихий Дон»: характеристика
Другой романтический герой баллады – жених Светланы. Он обладает всеми характерными качествами: красотой, удалью, добротой и статью.
Главные герои и их характеристика
Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.
В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.
Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.
За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.
Анализ баллады Жуковского «Светлана». Сочетание романтизма и сентиментализма
February 13, 2014
Василий Жуковский является одним из первых русских поэтов, создавших понятные, простые и легкие для чтения произведения. До этого литераторы работали по принципу, чем сложнее – тем лучше. Нам непросто оценить масштаб гениальности Василия Андреевича, ведь то, что для нас кажется вполне приемлемым и обычным, для современников поэта было удивительным. В XIX веке все увлекались сентиментализмом, и Жуковский не был исключением, поэтому его творчество является сочетанием этого жанра и народного.
Попытка создания русской народной баллады
Анализ баллады Жуковского «Светлана» показывает, что за основу сюжета автор взял произведение немецкого поэта Бюргера
Василий Андреевич всегда считал, что россиянам следует перенимать опыт у западных коллег, но переделывать свои работы в соответствии с народными обычаями и беря во внимание русский характер. Учитывая особенности жанра, писатель обратился к миру сказок, легенд, фантастики и мистики
Следует отметить, что на другие подобные произведения совершенно не похожа баллада Жуковского «Светлана». Содержание сначала нагоняет на читателя страх и ужас от происходящего, но вот конец радостный и счастливый. Главные герои остаются живы, их судьба замечательно складывается, тогда как в таких известных балладах, как «Людмила», «Лесной царь», ощущается драматизм.
Сюжетный анализ баллады Жуковского «Светлана»
Произведение начинается с приукрашенной автором картины гадания девушек на Святки. Василий Андреевич, чтобы сделать образ Светланы ярче, обратился к сентиментальной поэзии. Читатель видит девушку скромной, молчаливой, грустной. Она скорбит, потому что разлучена с милым, но не жалуется на свою судьбу, а находит успокоение в молитвах. В образе этой девушки Жуковский хотел воплотить типичные черты, присущие русскому народу: религиозность, покорность судьбе, кротость.
Анализ баллады Жуковского «Светлана» показывает, что автор включил в свое произведение черты романтизма и сентиментализма. Сначала девушка сидит перед зеркалом, желая увидеть там своего суженого, затем засыпает. Во сне она встречается со своим женихом, следует за ним, но мужчина кажется каким-то необычным. Только со временем читатель вместе со Светланой понимает, что это жених-мертвец. Когда девушка оказывается в избушке возле гроба, она своей молитвой отгоняет потусторонние силы, слетевший ей на грудь белый голубь является символом Духа Господня. Смирение и покорность принесут спасение и вознаграждение – вот главная тема баллады Жуковского «Светлана».
Оптимистичный конец
Произведение написано в романтично-сентиментальном стиле. К романтике можно отнести мистический сон, в котором присутствует образ страшного жениха-мертвеца, зловещее карканье ворона, ночные скачки на конях, мертвенный свет луны, гроб в избушке, одинокая церквушка. К сентиментализму относится образ подружек Светланы, гадание, свадьба. Чтобы подчеркнуть этот стиль, поэт использует существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Анализ баллады Жуковского «Светлана» показывает, что это произведение оптимистичное. Что бы ни случилось во сне, в реальной жизни все будет хорошо.
Смысл баллады Жуковского «Светлана»
Баллада Жуковского «Светлана» — одно из самых известных его произведений. Смысл этой баллады заключается в изображении силы и истинности истинной любви. Начиная свою балладу с слов «Слышу, голос продолжая», Жуковский создает загадочную и таинственную атмосферу, вызывающую интерес читателя.
Смысл баллады проявляется в истории любви молодого рыцаря и прекрасной девушки Светланы. Баллада описывает страстную и искреннюю привязанность молодого человека к своей возлюбленной. Весь смысл баллады заключается в том, что автор показывает, что настоящая любовь может преодолеть любые преграды.
Жуковский использует романтические образы, чтобы передать смысл баллады. Он описывает красоту и нежность Светланы, а также страсть и преданность молодого рыцаря. Через эти образы автор передает идею о вечной и истинной любви, которая может сокрушить даже самые мощные преграды.
Таким образом, смысл баллады Жуковского «Светлана» заключается в том, что настоящая любовь может преодолеть все трудности и преграды. Это возвышенное и вечное чувство способно преодолеть даже самую смертельную опасность и сохранить свою силу и истинность. Баллада призывает нас к вере в силу и твердость настоящей любви.
Чему учит?
Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».
История создания
Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.
В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.
Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.
В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.
Ответ эксперта
У современного читателя баллада «Светлана» оставляет обычно приятное впечатление лёгкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней.
К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: лёгкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, например, Державина это казалось удивительным.
Авторы учебника спрашивают: «В чём смысл баллады «Светлана»?»
Слово смысл не имеет чёткого терминологического значения. Его значения сильно различаются: это и содержание, значение чего-либо, и цель. Не зная, что имеют авторы в виду под словом смысл, нельзя корректно ответить на поставленный вопрос.
Описание «крещенского вечерка». Сон героини
Баллада «Светлана» была написана на сюжет баллады немецкого поэта Бюргера. Жуковский считал, что русская литература должна освоить всё созданное на Западе, но освоить не слепо, а творчески перерабатывая и переосмысливая достижения иных культур. Жуковский решил пересадить жанр баллады на русскую почву, создавая в «Светлане» национальный колорит с помощью описания народных обычаев (гадания на Святки) и путём придания характеру Светланы черт типичного русского характера, как его понимал Жуковский (христианское смирение, терпение, кротость).
Светлана садится гадать на жениха ночью перед зеркалом, за накрытым столом с двумя столовыми приборами. Считается, что на Святки пробуждаются таинственные, потусторонние силы. Светлана долго глядит в зеркало и незаметно для себя засыпает. Во сне она слышит шёпот и видит своего милого, который зовёт её венчаться. Сюжет сна начинается с того, что Светлана без слов подчиняется милому и идёт с ним в сани, как бы странно ей это не казалось.
В таинственной избушке, где стоит гроб, после молитвы Светланы перед иконой на грудь ей слетает белый голубок — в православии символ Духа Господня. Таким образом, дева оказывается под Божьей защитой, и мертвец бессилен ей навредить. Жуковский хочет сказать, что смирение и покорство Божьей воле является спасением и вознаграждается.
Мы отчётливо ощущаем лёгкий шуточный оттенок в балладе «Светлана» — ив лёгкости стиха, и в счастливом финале. «Светлана» существенно отличается от таких баллад, как «Лесной царь», «Кубок» или «Людмила», которые ощущаются как драматические и кончаются гибелью героев.
Главная мысль
Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?
Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.
Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.