Действие 2
- званный обед с форелью;
- погребенье;
- крещенье.
Слушать планы нельзя без саркастической ухмылки: «она не родила, но по расчету (моему) должна родить».
К Фамусову в кабинет входит Чацкий. Начинается интересный диалог представителей двух поколений дворянства. Молодого человека интересует все, что связано с Софией. Отец в ответ пытается узнать планы: не надумал ли жениться? Чацкий выясняет, что ответил бы ему Фамусов на сватовство. Тот говорит, что хотел бы увидеть в нем умелого руководителя именьем. Главное, Фамусову хочется отправить юношу служить. Александр Андреевич парирует ему фразой, ставшей крылатой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Фамусов приводит в пример Максима Петровича, покойного дядю. Он добился уважения и почтения с помощью нелепой ситуации. Оступившись один раз и развеселив знатных людей, он повторил падение несколько раз
Привлек к себе внимание и стал человеком, который сам дает чины, раздает пенсии. Чацкий выслушав пример, просто изумился, как можно получить место за счет собственного унижения («стучали об пол не жалея»), лести (лесть как кружево плели)
Все подлости предки скрывали под маской преклонения перед царем, а на самом деле мечтали только о своем карьерном росте и деньгах. Речи юноши пугают Фамусова. Он видит в нем «карбонари» (тайное политическое общество революционного оттенка), опасного человека. И чем больше говорит Чацкий, тем больше пугается Фамусов. Конец речи хозяин дома уже не слышит, он просто просит отпустить его, не спорить и не продолжать критику событий и людей его века.
Слуга объявляет, что прибыл полковник Скалозуб. Испуганный Фамусов кричит, что Чацкого нужно отдать под суд. Только на третий раз слуга смог докричаться до хозяина
Он просит Чацкого при Скалозубе вести себя осторожно и почтительно, не вести споров и завиральных идей. Говорит о возможном желании полковника жениться на Софии
Фамусов не видит срочной надобности в этой свадьбе, но и не исключает такой возможности.
Чацкий остается на несколько минут один. Он размышляет, о том, что женихов вокруг его любимой появилось неизвестное количество. Любовь, по его мнению, приходит к концу, не выдержав 3 года разлуки.
Сергей Сергеевич Скалозуб, Фамусов и Александр Андреевич Чацкий располагаются в одной комнате, начинают беседу.
Речь полковника построена однобоко. Он думает только четкими военными понятиями. Поэтому смешно слышать его ответ на вопрос о родстве с женщиной: «Мы с нею вместе не служили». О родне знает только, кто где и когда служил, чем отличился. Среди родных у Скалозуба есть брат, который вместо получения чина уехал в деревню читать книги. Скалозуб дружит с теми, кто открывает ему вакансии по службе. Он завидует более удачливым, жалеет себя. Ему пришлось 2 года ездить за полком, чтобы получить очередное звание. Мечта Скалозуба – стать генералом. Фамусов интересуется о его планах насчет женитьбы. Полковник жениться не прочь.
Интересно звучит характеристика Москвы: дистанции огромного размера, пожар способствовал ей много к украшенью. Еще оригинальнее в словах Фамусова описано чувство патриотизма. Девушки льнут к военным, потому что патриотки.
Чацкий включается в беседу, когда речь заходит о Москве. Его первое же суждение пугает Фамусова. Юноша говорит, что в столице новые дома, но старые предрассудки. Хозяин просит вспомнить, о чем просил в начале встречи. Ему приходится представить полковнику молодого человека. В его словах много негатива и критики:
- не хочет служить;
- не стал деловым;
- тратит свой ум не туда.
К Чацкому и Скалозубу в комнату вбегает София вместе со служанкой. Она стремится к окну и кричит, что кто-то упал и разбился. Александр Андреевич замечает неподдельный страх девушки. Скалозуб представляет, что «дал маху» старик-хозяин. Лиза объясняет всем в комнате, что несчастье случилось с Молчалиным, не сумевшим забраться на лошадь. Полковнику интересно, как упал жалкий ездок: грудью или боком.
Чацкий не знает, как помочь любимой. Лиза просит принести воды, чтобы привести Софию в сознание. Очнувшись, девушка ругает Александра Андреевича, что он не помогает Молчалину, но Лиза подводит ее к окну, чтобы увидеть: все обошлось, и для паники нет причины.
Уроки, которые Фамусов извлек из этой ситуации
1. Внимательность к деталям.
Одним из основных уроков для Фамусова была необходимость быть внимательным к деталям
Если бы он обратил внимание на ключевые моменты в сне Софьи Горе, он мог бы понять его истинное значение. Этот опыт научил Фамусова быть более наблюдательным и не пропускать малозначимые детали, которые могут оказаться важными
2. Объективность и критическое мышление.
Фамусов понял, что для правильного понимания ситуации важно быть объективным и иметь критическое мышление. Вместо того, чтобы принимать сон Софьи Горе буквально, Фамусов мог бы задать себе вопросы и попытаться разобраться, что именно могло быть важным в ее сне
Этот опыт научил Фамусова не принимать всегда все буквально, а анализировать и применять логику в решении сложных ситуаций.
3. Смирение перед неизвестностью.
Фамусов осознал, что даже несмотря на свою эрудицию и опыт, он может столкнуться с ситуацией, которую не сможет разгадать. Это научило его быть более смиренным перед неизвестностью и признавать свои ограничения. Вместо того, чтобы пытаться «расшифровывать» сон Софьи Горе насильно, Фамусов мог бы признать, что не всегда мы можем найти однозначные ответы на все вопросы.
4. Взаимодействие и коммуникация.
Фамусов осознал, что важно общаться с другими людьми и задавать вопросы, если что-то непонятно. Вместо того, чтобы сохранять сон Софьи Горе только для себя, Фамусов мог бы обратиться к другим людям за помощью или советом
Этот опыт научил Фамусова ценить взаимодействие и коммуникацию с другими и понимать, что часто лучше решения могут быть найдены совместными усилиями.
5. Уважение к внутреннему миру других людей.
Фамусов понял, что сновидения — это индивидуальный опыт каждого человека и что каждый может истолковывать их по-своему. Он научился уважать внутренний мир других людей и не сводить его к своим собственным представлениям и ожиданиям. Этот опыт научил Фамусова быть более терпимым и открытым к разнообразию мнений и взглядов.
Насколько важна поддержка общественности для Софьи?
Софья была образованной и независимой молодой женщиной, которая осознавала свое место в обществе и стремилась к самореализации. Она прониклась идеями и ценностями своего времени и понимала, что даже самый простой обыватель не должен быть «лодырем и глупым», как это считал Горя Фамусов. Поэтому, чтобы вызвать у него осознание своего недостатка образования и переоценки своих взглядов, Софья решила рассказать ему о своем ярком и символичном сне.
Поддержка общественности в этом контексте — это не только признание Софьиной интеллектуальной превосходности перед Горей, но и выражение поддержки и одобрения ее желанию изменить общество, в котором она живет. Ее решение вызвало отклик у других персонажей пьесы, таких как Лиза, Молчалин и Молчалина, которые также высказали свое одобрение и поддержку Софьи. Это позволило ей почувствовать себя поддержанной и уверенной в своих действиях.
Софья: | Этот сон, я надеюсь, всем откроет… |
Горя: | Простите: на одну карти…forgivez-moi, как говорится, на одну мысль еще два слова, милости просим передать. Нам — не присылать. С — ы — н. |
Таким образом, поддержка общественности для Софьи была необходима для реализации ее идеи и создания атмосферы, благоприятной для изменений во взглядах Горя Фамусова
Она подтверждает важность влияния общества на формирование и развитие личности и сознания каждого из нас
Критика о комедии «Горе от ума». «Мильон терзаний» И.Гончарова
Спустя почти полвека после создания комедии «Горе от ума» в критическом этюде «Мильон терзаний», написанном в 1872 г, Гончаров отметил, что пьеса обладает «крепкой живучестью», «моложавостью» и «свежестью» и переживет еще не одну эпоху. Читатели сразу полюбили пьесу, оценив остроту ума автора, проявившуюся в «меткости языка». Представленная в комедии галерея ярких типов старой барской Москвы словно взята из жизни. Со временем герои комедии видоизменились, но пока будут существовать карьеризм, угодничество, чинопочитание, сплетни, до тех пор будут в обывателях мелькать «черты Фамусова, Молчалина и др.» Чацкого Гончаров называет одиноким «пылким и отважным бойцом» в целом «лагере Фамусова». Такой герой, по мнению Гончарова будет всегда востребован во времена «смены одного века другим».
Пушкин писал, что комедию сложно критиковать, ею можно только наслаждаться. Поэт считал, что в «Горе от ума» действительно только одно умное действующее лицо – и это Грибоедов. Чацкий, при всей его пылкости, благородстве, добродушии, хотя и говорит умно,ведет себя неумно. Первым признаком умного человека является способность понимать, с кем имеешь дело, и не «метать бисер перед Репетиловыми». Странно, что герой о своих высоких идеалах говорит московским старушкам, карьеристам, полуобразованному служаке и прочим обывателям, а не своим единомышленникам.
Как сон может помочь решить проблемы
Когда мы спим, наш мозг продолжает работать, обрабатывая информацию, которую мы получили за день. Он связывает факты и создает новые ассоциации, что часто приводит к появлению творческих решений
Именно поэтому так много известных изобретателей и художников говорят, что важно засыпать с проблемой в голове – это помогает им найти ответ, когда просыпаются
Сон также может быть своеобразным источником предупреждения. Часто наши страхи, тревожные мысли или важные моменты нашей жизни находят отражение в снах. Рассказывая Софья свой сон Фамусову горе, она, вероятно, хотела поделиться своими страхами и надеждами, а также попросить его помощи в решении возникшей проблемы.
Сон также предоставляет возможность осознать истинные чувства и желания. Как известно, во время сна мы лишаемся контроля над своим сознанием, и это позволяет подсознанию высказаться
Иногда мы не осознаем свои истинные желания, но они все же вырываются на поверхность во время сна, помогая нам понять, что на самом деле важно
Мы все можем узнать что-то новое о себе, рассказывая другим о наших снах. Они могут отражать наши натянутые отношения с окружающими, наши скрытые страхи и желания. Рассказывая свой сон кому-то, мы можем получить новый взгляд на свою жизнь и открыть для себя новые возможности.
Так что не забывайте о важности снов и всегда готовы к тому, что ваш сон может вам рассказать. Слушайте свои сновидения и используйте их с помощью для поиска решений и нахождения своего уникального пути к счастью
Выявите функциональную значимость сна Софьи
Обсуждение вопроса:
В литературе сны часто использовались, чтобы сделать отсылку к прошлому героя произведения или же намекнуть на те события, которые произойдут в скором времени. Сон — иносказание жизни персонажа, изображение связанного с ним мира с другой стороны.
Софья, персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пытается импровизировать, составляя свой «сон» в соответствии с общепринятыми нормами. Образы, описываемые ей, довольно сильно совпадают с той обстановкой, в которой она находилась и находится сейчас: непринужденная обстановка («цветистый луг»), человек, которого «увидим — будто век знакомы», — затем «темная комната» и устращающие детали.
Так, сон Софьи, описанный в начале произведения, скорее позволяет читателю узнать об отношении героини к обстановке в доме, к Молчалину и его компании.
Вспомните, каковы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметьте, что сон в литературе — это и предмет описания, и художественный приём, и особое средство познания мира.
Далее выявите функциональную значимость сна Софьи. Убедитесь в том, что сон героини — импровизация, он придуманный, вымышленный. Установите, в какой конкретной ситуации рождается эта импровизация. Вспомните, что Фамусов чуть не застал свою дочь наедине с Молчалиным ранним утром накануне приезда Чацкого
Поэтому своим рассказом Софья стремится отвлечь внимание отца, отвести подозрения от своего возлюбленного и т.д. Одновременно она намекает на свои чувства к тому, кто «в бедности рождён», пытаясь выяснить потенциальное отношение к этому Фамусова
Охарактеризуйте основные сновидческие образы Софьи («цветистый луг», «небеса», «тёмная комната», «какие-то не люди и не звери» и др.) и покажите, как отражается в них внутренний мир героини, её мечты о счастье с «милым человеком» и осознание неизбежных препятствий на пути к их осуществлению.
Подумайте, можно ли назвать сон Софьи «вещим». Объясните, почему литературоведы называют его сном «наоборот».
Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи.
Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений. Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» повестует о сне Софьи, который она выдумывает для своего отца Павла Фамусова. Выдуманный сон несет огромный смысл, потому что этим сном героиня раскрывает свой внутренний мир, свои душевные переживания и самые сокровенные желания.
Таким образом, можно сделать вывод, что Функциональной значимостью сна Софьи является раскрытие своей души и своих намерений перед отцом.
Сон Софьи в комедии «Горе от ума» имеет важное значение в понимании сюжетной линии «Софья и Молчалин». Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей
Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит
Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит.
Таким образом, сон, придуманный Софьей, имеет реальную подоплеку: девушка влюблена в Молчалина, но предвидит, что бедность избранника станет серьезным препятствием на ее пути к счастью. И главным человеком, который не позволит ей выйти замуж за любимого, станет отец, Павел Афанасьевич Фамусов, не случайно «появившийся» во сне в таком страшном виде.
Роль Софьи в раскрытии значимости своих снов
Своей способностью к ярким и символичным снам, Софья Фамусова играет важную роль в раскрытии значимости своих снов. Этим она проявляет свою интуицию и показывает, что мир ее внутреннего мира полон загадок и тайн, которые она несет с собой.
Рассказывая свои сны Фамусову горе, Софья предоставляет возможность лучше понять ее натуру и внутренний мир. Ее сны отражают ее эмоции, волнения и страхи, которые она не всегда готова открыть перед окружающими. Они являются ключом к тому, как Софья воспринимает и понимает окружающую реальность.
Кроме того, сны Софьи имеют глубокий символический смысл, который помогает осознать скрытые аспекты ее личности. Софья видит события, людей и предметы в своих снах, которые имеют огромное значение для ее жизни. Они служат проводником в ее душу и позволяют понять невидимые связи и направления, которые могут пролить свет на ее будущее и принять нужные решения.
Таким образом, рассказывая свои сны, Софья Фамусова важным образом раскрывает свою индивидуальность, интуицию и внутренний мир. Ее сны являются ключами к пониманию своей жизненной ситуации, а также помогают ей справиться с эмоциональными трудностями и найти правильное направление для своего развития
Важно учитывать их значения для более глубокого понимания истинной природы Софьи Фамусовой и ее роли в романе
Тайна сломанного ребра
Сцена из спектакля «Горе от ума». Малый театр, Москва, 1915 год. Billy Rose Theatre Collection / New York Public Library
Вот Скалозуб рассказывает анекдот о графине Ласовой:
Позвольте, расскажу вам весть:
Княгиня Ласова какая-то здесь есть,
Наездница, вдова, но нет примеров,
Чтоб ездило с ней много кавалеров.
На днях расшиблась в пух;
Жоке не поддержал, считал он видно мух. –
И без того она, как слышно, неуклюжа,
Теперь ребра недостает,
Так для поддержки ищет мужа.
Смысл этого анекдота — в намеке на библейскую легенду о происхождении Евы из ребра Адама, то есть вторичности женщины по отношению к мужчине. В московском мире всё происходит с точностью до наоборот: первенство здесь всегда и во всем принадлежит женщинам. В грибоедовской Москве царит матриархат, женское начало последовательно вытесняет мужское. Софья приучает Молчалина к музыке («То флейта слышится, то будто фортепьяно»); Наталья Дмитриевна окружает мелочной заботой вполне здорового Платона Михайловича; Тугоуховский, подобно марионетке, двигается по командам своей жены: «Князь, князь, сюда», «Князь, князь! Назад!» Женское начало преобладает и за сценой. Высокой покровительницей Молчалина оказывается Татьяна Юрьевна. Фамусов пытается воздействовать на Скалозуба через Настасью Николавну и вспоминает каких-то неведомых читателю, но важных для него Ирину Власьевну, Лукерью Алексевну и Пульхерию Андревну; окончательный приговор совершившемуся в доме Фамусовых должна вынести княгиня Марья Алексевна.
«Этот женский режим, которому подчинены персонажи „Горя от ума“, многое проясняет, — пишет Юрий Тынянов. — Самодержавие было долгие годы женским. Даже Александр I считался еще с властью матери. Грибоедов знал, как дипломат, какое влияние оказывает женщина при персидском дворе». «Женская власть» и «мужской упадок» становятся знаками времени: Грибоедов описывает ту переломную точку русской жизни, в которой мужественный быт 1812 года уходит в прошлое, а сплетни оказываются важнее поступков. В этой обстановке и возникает клевета на Чацкого.
Почему Горе Фамусов заинтересовался сном Софьи?
Софьяя рассказала Горе Фамусову о своем сне, веря в то, что он может быть полезным для анализа и толкования. Она искала понимания и разъяснений для себя, надеясь, что Горе Фамусов сможет оказать ей помощь и поделиться своими знаниями о толковании снов.
Софья также хотела узнать, есть ли в ее сне какие-то скрытые послания или предостережения, которые могут помочь ей в ее личной жизни или решении проблем. Она верила, что Горе Фамусов, известный эксперт в этой области, сможет раскрыть ей значение и символику сна.
Кроме того, Горе Фамусов высоко ценил мнение Софьи и ее интуицию, и поэтому был заинтересован в том, чтобы разобраться в ее сне и помочь ей интерпретировать его. Понимая, что сны имеют сильное влияние на эмоциональное состояние и принятие решений, Горе Фамусов был озабочен тем, чтобы помочь Софье раскрыть смысл своего сна и использовать его информацию в свое благо.
Горе Фамусов и эскалация событий
Софья, решив поделиться своим сном с Горе Фамусову, не могла предвидеть, какие последствия это принесет. Ее ночной сон становится инициатором цепочки событий, которые приводят к эскалации ситуации между Горе Фамусовым и другими персонажами.
После того, как Горе Фамусов узнает о сне Софьи, он начинает думать, что это является предзнаменованием или знаком судьбы. Он воспринимает сон очень серьезно и решает действовать в соответствии с теми образами и событиями, которые увидел во сне. Это приводит к тому, что Горе Фамусов начинает изменять свое поведение и принимать сомнительные жизненные решения.
Однако, вместо того чтобы принять сон как чисто индивидуальный опыт Софьи, Горе Фамусов решает поделиться своими толкованиями с другими героями пьесы. Они в свою очередь начинают воспринимать его слова как руководство к действию или пророческие предсказания. Это приводит к конфликтам, недопониманию и, в конечном счете, к осложнению взаимоотношений между персонажами.
Таким образом, деликатность и особенность сна Софьи выступает как инициатор цепочки событий, которая приводит к эскалации ситуации между Горе Фамусовым и другими персонажами. Это иллюстрирует, насколько легко могут возникать недопонимания и конфликты, основанные на неверных истолкованиях или принятии собственных мыслей за определенную истину.
Сон как способ коммуникации в отношениях между Софьей и Фамусовым
Передавая свои мысли и эмоции через символическое изображение сна, Софья позволяла Фамусову заглянуть в ее подсознание и понять ее истинные чувства. Сон, будучи метафорическим и сокровенным, расширял границы обыденного, повседневного общения и открывал новые возможности для глубокого понимания друг друга.
Кроме того, сон способствует формированию доверительных отношений. Рассказывая своему партнеру о своих снах, человек раскрывает некоторые свои скрытые стороны и высказывает свои глубинные желания и страхи. Это требует открытости и уязвимости и может способствовать укреплению связи между людьми.
Кроме того, сон может быть способом выразить некоторые недостатки или претензии, которые трудно выразить в прямой форме общения. В сне человек может отобразить свои эмоции и мысли без риска быть осужденным или непонятым. Это дает возможность партнеру лучше понять и принять то, что Софья чувствует и думает.
Таким образом, сон является интересным и эффективным способом коммуникации в отношениях между Софьей и Фамусовым. Он позволяет им более глубоко понимать друг друга, строить доверительные отношения и выражать свои недостатки и желания. Рассказывая свои сны друг другу, они укрепляют связь и создают основу для более глубокого взаимодействия.
Почему сон Софьи стал феноменом?
Сон Софьи, который она решила поделиться с Горе Фамусову, стал необычным явлением и вызвал значительный интерес у многих людей. Есть несколько причин, почему этот сон стал феноменом:
1. Уникальность сна
Сон Софьи представляет собой нечто уникальное и необычное. В нем присутствуют яркие образы, символизм и глубокий смысл, который можно исследовать и интерпретировать
Такие сны привлекают внимание и вызывают интерес у людей.
2. Значимость персонажей
В сне Софьи присутствуют различные персонажи, каждый из которых имеет свою значимость и символику
Некоторые персонажи могут быть связаны с реальными людьми или событиями, а другие — с собственным внутренним миром Софьи. Это вызывает интерес и желание понять их роль в сне.
3. Возможность для анализа
4. Привлекательность загадочности
Сон Софьи является загадочным и непонятным. Он открывает двери в неизвестность и позволяет нам заглянуть в мир тайны и сокровенных смыслов. Это привлекает людей, их любопытство и желание раскрыть его тайны.
Все эти факторы делают сон Софьи феноменом, который привлекает внимание и вызывает интерес у множества людей
Смысл снов Софьи в «Горе от ума»
Сновидения Софьи в пьесе «Горе от ума» имеют глубокий символический смысл, раскрывая внутренний мир героини и отражая ее эмоциональное состояние.
Первое сновидение Софьи, в котором ей приснился Иван Крылов, выражает ее настороженность и осторожность в отношении окружающих. Крылов, как сатирик и мастер фабул, символизирует ее скрытую наблюдательность и интеллект
Это сновидение также отражает неудовлетворенность Софьи своим окружением и желание перервать существующие стандарты и ограничения.
Во втором сновидении Софье снится речь Петра Андреевича с надписью «все суть мне мужчины, взять бы чего и где-нибудь карточку выторговать!». Этот сон символизирует ее доверие и влюбленность в Петра, но также выражает ее страх перед жизненными разочарованиями и нежелание быть обузой для мужчины. Сновидение также отражает ее внутренние конфликты и неуверенность в себе.
Третье сновидение Софьи связано с фразой «ты нежнейший ангел, ты белье-платье-ночница». Это сновидение отражает ее желание быть идеальной женой, нежной и заботливой, ограниченной в своих желаниях и призвании служить мужчине. Сновидение также выражает ее страх перед потерей собственной индивидуальности и подчинением мужу.
Четвертое сновидение Софьи, в котором ей снится семинарист, является отражением ее внутренней борьбы с общественными нормами и ожиданиями. Сновидение символизирует ее стремление к образованию и саморазвитию, надежда на освобождение от традиционных ролей и рамок.
Пятое сновидение Софьи связано с темой смерти. Сон с загадочными словами «смерть, и расстаться с миром темницы» отражает ее страх перед смертью и желание освобождения от ограничений и суеты мира. Сновидение также символизирует чувство утраты и разочарования в жизни.
Сновидение Софьи играют важную роль в пьесе «Горе от ума», помогая раскрыть сложный внутренний конфликт героини и отобразить ее стремление к саморазвитию, свободе и настоящему счастью.
История названия произведения
Комедия «Горе от ума» первоначально называлась «Горе уму». Но при изменении названия изменилась и идея произведения. В первоначальном варианте названия ум пассивен, не в состоянии что-либо изменить, отсюда и драматический конфликт. Во втором же названии ум активен и сам на себя навлекает горе, и потому он смешон. А. С. Грибоедов в своей пьесе противопоставляет несколько типов ума, а основную проблему произведения раскрывает с точки зрения России. Писатель показывает, что смешными могут быть и умный Чацкий, и далеко неглупая Софья. А.С. Грибоедов стремится показать, что даже умный человек может быть глубоко несчастным и одиноким.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Писатель противопоставляет угодливый ум Молчалина возвышенному и «странному» уму Чацкого, но при этом это не является противостоянием ума и глупости.
Замечание 2
В произведении Грибоедова вообще нет глупцов, конфликт пьесы строится на противостоянии разных типов ума.
К философскому наполнению произведения имеет отношение категория ума. А.С. Грибоедов в своей пьесе ставит вопрос о том, что такое ум. Почти каждый персонаж имеет на этот вопрос свой ответ, у каждого свои представления, и эти взгляды и представления он обосновывает по ходу действия произведения. Поэтому «Горе от ума» не сводится к четкому разграничению персонажей на предмет выявления ума. В пьесе Грибоедова нет эталона ума, поэтому и победителя в ней нет.
Выявите функциональную значимость сна Софьи
Обсуждение вопроса:
В литературе сны часто использовались, чтобы сделать отсылку к прошлому героя произведения или же намекнуть на те события, которые произойдут в скором времени. Сон — иносказание жизни персонажа, изображение связанного с ним мира с другой стороны.
Софья, персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пытается импровизировать, составляя свой «сон» в соответствии с общепринятыми нормами. Образы, описываемые ей, довольно сильно совпадают с той обстановкой, в которой она находилась и находится сейчас: непринужденная обстановка («цветистый луг»), человек, которого «увидим — будто век знакомы», — затем «темная комната» и устращающие детали.
Так, сон Софьи, описанный в начале произведения, скорее позволяет читателю узнать об отношении героини к обстановке в доме, к Молчалину и его компании.
Вспомните, каковы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметьте, что сон в литературе — это и предмет описания, и художественный приём, и особое средство познания мира.
Далее выявите функциональную значимость сна Софьи. Убедитесь в том, что сон героини — импровизация, он придуманный, вымышленный. Установите, в какой конкретной ситуации рождается эта импровизация. Вспомните, что Фамусов чуть не застал свою дочь наедине с Молчалиным ранним утром накануне приезда Чацкого
Поэтому своим рассказом Софья стремится отвлечь внимание отца, отвести подозрения от своего возлюбленного и т.д. Одновременно она намекает на свои чувства к тому, кто «в бедности рождён», пытаясь выяснить потенциальное отношение к этому Фамусова
Охарактеризуйте основные сновидческие образы Софьи («цветистый луг», «небеса», «тёмная комната», «какие-то не люди и не звери» и др.) и покажите, как отражается в них внутренний мир героини, её мечты о счастье с «милым человеком» и осознание неизбежных препятствий на пути к их осуществлению.
Подумайте, можно ли назвать сон Софьи «вещим». Объясните, почему литературоведы называют его сном «наоборот».
Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи.
Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений. Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» повестует о сне Софьи, который она выдумывает для своего отца Павла Фамусова. Выдуманный сон несет огромный смысл, потому что этим сном героиня раскрывает свой внутренний мир, свои душевные переживания и самые сокровенные желания.
Таким образом, можно сделать вывод, что Функциональной значимостью сна Софьи является раскрытие своей души и своих намерений перед отцом.
Сон Софьи в комедии «Горе от ума» имеет важное значение в понимании сюжетной линии «Софья и Молчалин». Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей
Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит
Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит.
Таким образом, сон, придуманный Софьей, имеет реальную подоплеку: девушка влюблена в Молчалина, но предвидит, что бедность избранника станет серьезным препятствием на ее пути к счастью. И главным человеком, который не позволит ей выйти замуж за любимого, станет отец, Павел Афанасьевич Фамусов, не случайно «появившийся» во сне в таком страшном виде.
Насколько сон Софьи был реалистичным?
Сон, который разделила Софья с Горе Фамусову, был чрезвычайно реалистичным и отражал многие важные аспекты их реальной жизни.
Во сне Софья описывает свои проблемы и страдания, а также свои надежды и желания. Она изображает реальные ситуации и конфликты, с которыми сталкивается в своей повседневной жизни, именно такими, какие они есть. Будучи участником общества своего времени, Софья отражает в своих снах социальные и политические проблемы того времени, включая общественные различия, амбиции и ложь. Она использовала свои сны, чтобы выразить свои идеи и критику в адрес способа жизни высокого общества, в котором она жила.
Реалистичность сна Софьи была также связана с ее сильными эмоциями и переживаниями. Во время сна Софья испытывает глубокую боль и тревогу, а ее эмоции становятся настолько сильными, что они переносятся на Горю Фамусову, который не может не отреагировать на ее страдания. Это создает ощущение чрезвычайной реалистичности сна и делает его пронзительным и запоминающимся.
Благодаря реалистичности и эмоциональной силе сна, Софья смогла передать свое послание и привлечь внимание к своим проблемам. Таким образом, сон стал сильным инструментом для выражения своих мыслей и эмоций, а также средством воздействия на окружающих и вызова сочувствия и понимания
Горе и печаль Фамусова
Софья рассказывает свой сон Фамусову, но в ее словах заложены горе и печаль, которые сковывают его сердце. История, которую она рассказывает, полна загадок и тайн, которые смутно намекают на будущие события и проблемы, которые переживет наш герой.
Тон ее голоса и выражение ее глаз говорят о глубокой печали, которая охватывает ее. Ее слова пронизывают сердце Фамусова, заставляя его задуматься о своей судьбе и тайнах, которые скрывает прошлое.
Горе Фамусова проистекает не только из незнания того, что произойдет, но и из того, что он не сможет предотвратить грядущие неприятности. Его сердце опустошено и наполнено тревогой, он не знает, каким образом соотнести свою жизнь с этими загадками и тайнами.
Однако горе и печаль Фамусова непреодолимы. Он начинает сомневаться в своих силах и способностях, неожиданные обстоятельства ставят его в неловкое положение, и в его жизнь проникает страх перед неизвестным. Его предчувствия подтверждаются, когда он осознает, что не может изменить свою судьбу.
Фамусов погружается в глубокие размышления и сомнения, но, несмотря на это, он не теряет разум. Он старается разгадать тайны прошлого и настоящего, чтобы найти ответы на свои вопросы и понять, как защитить себя от грядущих неприятностей.
Горе и печаль Фамусова кажутся бесконечными, но все же они не мешают ему искать истину. Он сильный и упорный, и он не останавливается перед никакими преградами, чтобы получить ответы, которые он ищет.
Но только время покажет, как Фамусов сможет преодолеть свое горе и печаль, разгадать загадки, которые предстоят перед ним, и найти счастье, которое так отчаянно ищет.
Фамусово горе: сущность и значение
Фамусов является одним из эгоцентричных персонажей романа. Через него автор иронично изображает современную Кавказу русскую интеллигенцию, стремящуюся к внешнему блеску и роскоши вместо настоящих ценностей. Фамусов и его «горе» становятся символом мещанской обывательщины, ничего не имеющей внутри, лишь олицетворяющей пустоту и аморальность.
Рассказ Софьи о своем сне Фамусову горе имеет глубокий смысл и значение в ходе сюжета романа. Она пытается открыть ему глаза на истинные ценности при помощи символического сна. Во сне Софья видит обезображенного Фамусова, который оказывается лишенным не только достоинства, но и смысла жизни. Таким образом, сон является своего рода предостережением Фамусову и сигналом о необходимости изменений в его жизни.
Однако, несмотря на все попытки Софьи, Фамусов не осознает значения своего горя. Он продолжает вести праздное и бессмысленное существование, полное лицемерия и жизненных ошибок. Фамусово горе становится метафорой для безысходности и безнравственности современного общества.
Таким образом, Фамусово горе в романе «Мещанин во дворянстве» является не просто элементом сюжета, но и мощным символом пустоты и разложения общества. Через него автор укоряет русскую интеллигенцию и показывает бесконечные ошибки и страдания, присущие мещанскому классу. Узнавая о Фамусовом горе, читатель заставлен задуматься над собственными ценностями и найти смысл в своей жизни, вопреки всему безысходному и лицемерному, что может преградить ему путь.