Стихи Есенина для детей 1 класса
Поэт является знатоком русской души и народного языка. Точно и четко каждым словом умеет передавать любовь ко всему, что его окружает. Духовное становление поэта пришлось на 1910-1913 годы, в период его юности. В это время были написаны одни из самых проникновенных стихотворений о природе.
*******
Самые лучшие минуты
Самые лучшие минутыБыли у милой Анюты.Ее взоры, как синие дверцы,В них любовь моя, в них и сердце.
*******
Берёза
Белая берёзаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.
На пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.
И стоит берёзаВ сонной тишине,И горят снежинкиВ золотом огне.
А заря, ленивоОбходя кругом,Обсыпает веткиНовым серебром.
*******
Пополняйте багаж знаний ребенка такими прекрасными стихами великого русского поэта Сергея Есенина. приучайте ребятишек с самого раннего возраста любить свою культуру и природу.
*******
Черемуха
Черемуха душистаяС весною расцвелаИ ветки золотистые,Что кудри, завила.Кругом роса медвянаяСползает по коре,Под нею зелень прянаяСияет в серебре.А рядом, у проталинки,В траве, между корней,Бежит, струится маленькийСеребряный ручей.Черемуха душистаяРазвесившись, стоит,А зелень золотистаяНа солнышке горит.Ручей волной гремучеюВсе ветки обдаетИ вкрадчиво под кручеюЕй песенки поет.
*******
Читайте детям как можно чаще, и лучше чтобы это были строки великих мастеров своего дела. Делитесь ссылкой с друзьями и коллегами по работе.
*******
ВеснаВесна наступает,Снег быстро тает,И все оживаетС приходом ея!
Деревья оделисьЗеленой листвою,Луг зеленеет,Покрытый травою.
Поля зазеленели,Ароматом дыша.Цветы запестрели,Птицы прилетели.
Лес оживилсяЩебетанием,Воздух наполнилсяБлагоуханием.
*******
Гляну в поле, гляну в небо
Гляну в поле, гляну в небо —И в полях и в небе рай.Снова тонет в копнах хлебаНезапаханный мой край.
Снова в рощах непасеныхНеизбывные стада,И струится с гор зеленыхЗлатоструйная вода.
О, я верю — знать, за мукиНад пропащим мужикомКто-то ласковые рукиПроливает молоком.
*******
*******
Восход СолнцаЗагорелась зорька краснаяВ небе темно-голубом,Полоса явилась яснаяВ своем блеске золотом.
Лучи солнышка высокоОтразили в небе свет.И рассыпались далекоОт них новые в ответ.
Лучи ярко-золотыеОсветили землю вдруг.Небеса уж голубыеРасстилаются вокруг.
*******
Стихотворения о природе на конкурс чтецов детям 5 класса
Ниже найдете несколько стихотворений Есенина для заучивания наизусть. Берите любое и рассказывайте на любом из мероприятий — будь-то школьный урок, или день рождения. Весьма красноречивые слова можно встретить в его строках, но они никак не мешают пониманию смысла произведения.
*******
С добрым утром
Задремали звезды золотые,Задрожало зеркало затона,Брезжит свет на заводи речныеИ румянит сетку небосклона.Улыбнулись сонные березки,Растрепали шелковые косы.Шелестят зеленые сережки,И горят серебряные росы.У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»
*******
Что это такое?
В этот лес завороженный,По пушинкам серебра,Я с винтовкой заряженнойНа охоту шел вчера.По дорожке чистой, гладкойЯ прошел, не наследил…Кто ж катался здесь украдкой?Кто здесь падал и ходил?Подойду, взгляну поближе:Хрупкий снег изломан весь.Здесь вот когти, дальше — лыжи…Кто-то странный бегал здесь.Кабы твердо знал я тайнуЗаколдованным речам,Я узнал бы хоть случайно,Кто здесь бродит по ночам.Из-за елки бы высокойПодсмотрел я на кругу:Кто глубокий след далекийОставляет на снегу?
*******
Поэт был за океаном, но там не написал ни одного поэтического произведения. И вернувшись обратно, стал с еще большим рвением писать.
*******
Буря
Дрогнули листочки, закачались клены,С золотистых веток полетела пыль…Зашумели ветры, охнул лес зеленый,Зашептался с эхом высохший ковыль…
Плачет у окошка пасмурная буря,Понагнулись ветлы к мутному стеклуИ качают ветки, голову понуря,И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…
А вдали, чернея, выползают тучи,И ревет сердито грозная река,Подымают брызги водяные кручи,Словно мечет землю сильная рука.
*******
Зима
Вот уж осень улетелаИ примчалася зима.Как на крыльях, прилетелаНевидимо вдруг она.
Вот морозы затрещалиИ сковали все пруды.И мальчишки закричалиЕй «спасибо» за труды.
Вот появилися узорыНа стеклах дивной красоты.Все устремили свои взоры,Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,Ложится белой пеленой.Вот солнце в облаках мигает,И иней на снегу сверкает.
*******
Был женат на Айсейдоре Дункан, которая была миллионершей. Но ему не нужен был такой неравноценный брак.
*******
Гляну в поле, гляну в небо…
Гляну в поле, гляну в небо —И в полях и в небе рай.Снова тонет в копнах хлебаНезапаханный мой край.
Снова в рощах непасеныхНеизбывные стада,И струится с гор зеленыхЗлатоструйная вода.
О, я верю — знать, за мукиНад пропащим мужикомКто-то ласковые рукиПроливает молоком.
*******
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс
Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл. На поэта,
- Анализ стихотворения Фета Грезы
Смерть страшит. После неё – неизвестность, и сколько бы различные люди с различной репутацией не писали про загробную жизнь, всё равно страшен этот переход. Но не для Фета. Стихотворение «Грёзы» — о смерти, но не страшной,
- Анализ стихотворения Ахматовой Сероглазый король
Анна (Андреевна) Ахматова – талантливый литературовед и поэтесса, романтическая представительница российского Серебряного века поэзии конца XIX — начала XX веков, переводчица.
История создания
Есенинское стихотворение «Пороша» очень нежное, красивое и мелодичное. Оно считается одним из лучших образцов пейзажной лирики XX века, в которой явно слышны фольклорные интонации.
Автор написал это небольшое произведение в 1914 году и потому оно относится к раннему периоду творчества Есенина.
Молодой поэт в то время находился в Москве. Большой город одновременно нравился и угнетал суетливостью, грязью. Сергей Александрович скучал по родным рязанским просторам, лесам, заснеженным полям. Все эти чувства и вдохновили его на написание стихотворения «Пороша».
5. Проблематика
Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не затрагивает. Он просто рисует картину умиротворенного зимнего леса, передавая всю свою любовь и тоску по малой родине.
6. Тематика
В произведении поднимается тема родины. Автор с любовью рисует прекрасный пейзаж, характерный его любимой деревне, а точнее, лесу за домами.
Бережное отношение, любование природой составляют основную тему стихотворения.
7. Идея
Автор написал это стихотворение, чтобы излить собственную тоску по малой родине, рассказать, как она прекрасна и неповторима.
8. Пафос
Есенин любуется лесными просторами, в каждой строчке чувствуется восхищение и особенно трепетное отношение к родине.
9. Система образов
Стихотворение – удивительный пример олицетворения пейзажа. Тут не просто образы деревьев или природы в целом, а настоящая волшебная сцена.
Перед нами предстают сказочные герои, оживленные воображением автора: заколдованный невидимкой лес, сосна-старушка, опирающаяся на клюку. Благодаря таким сравнениям стихотворение становится похоже на фольклорное произведение.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем произведения становится сама русская природа, заснувшая зимой. Автор олицетворяет все вокруг, и обычные деревья оживают перед восхищенным взором читателя.
Нельзя забывать и о лирическом герое, который тоже предстает как персонаж произведения. Ведь мы видим все происходящее именно его глазами.
11. Лирический герой
От лица лирического героя ведется повествование. Это он едет на лошади и видит разворачивающуюся вокруг чудесную картину.
Лирический герой здесь – художественная проекция самого Есенина, так как нам сообщаются именно его чувства и особенное восприятие окружающего мира.
13. Композиция
Формально стихотворение состоит из четырех частей. В каждом катрене рисуется своя маленькая картинка или деталь общего пейзажа.
Повествование развивается спокойно, линейно, без каких-либо явных композиционных точек.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано очень живым и невероятно образным, богатым языком. Причем, автор практически не использует высокой лексики. Вся ткань произведения состоит их простых слов, понятных любому человеку.
В этом заключается необыкновенный талант Есенина: суметь обычными выражениями нарисовать поистине волшебную картину.
15. Размер, рифма, строфика
- Стихотворный размер – четырехстопный хорей.
- Рифмовка перекрестная (АБАБ).
- Стихотворение состоит их четырех строф, написанных катренами.
16. Средства художественной выразительности
- Практически все стихотворение – олицетворение природы: «дремлет лес», сосна «понагнулась как старушка», снег «стелет шаль».
- Встречаются эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».
- Автор использует сравнения, причем как явные, так и скрытые: «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась как старушка», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».
- Для особой напевности, характерной фольклорным произведениям, в тексте присутствует инверсия: «скачет конь», «валит снег».
- Метафоры: «дорога лентой», «сказка сна».
17. Значение произведения
Произведение помогает понять, насколько тонко и необычно Есенин воспринимал мир и как глубоко, искренне любил свою родину. Оно является ярким образцом таланта автора – уметь в простом видеть волшебное и очаровывать читателя рисуемыми образами.
18. Актуальность
Каждый человек любит свою родину, и у каждого из нас есть места, особенно дорогие сердцу. Именно поэтому стихотворение актуально и в наше время.
Тема и композиция
Основная тема стихотворения – это выражения любви к природе и малой Родине, тому месту, где ты родился и дорос от пелёнок до человека. Эти места имеют особое значения, там дорога каждая травинка, каждый кустик, каждое деревце. Пусть сейчас они и далеко в физическом плане, но они совсем рядом в сердце и не теряют ценности.
Есенин уверен, что в тяжёлые минуты бытия именно любовь к малой Родине придаст ему сил, в часы смятения и печали автору строк ничем не поможет московская суета, разве что, на время даст возможность забыться банальный, как пробка, московский кабак.
Композиция построена из четырёх строф, в каждой из которых открывается своя тема, но все они связаны единой нитью любви к природе и Родине. Сначала лирический герой едет верхом на коне по родным местам и описывает увиденное:
Затем внимание уделяется зимнему лесу, который
Третья строфа отдана на откуп образу сосны, её Есенин в лице лирического героя сравнивает со старушкой, а заканчивается стих описанием простора российской глубинки:
Стихотворение является хорошим примером пейзажной лирики, написанной четырёхстопным хореем при перекрёстной рифмовке (звоны – снегу – вороны – лугу). Рифмы мужские и женские.
Вариант №3
егодня мы будем разбирать одно из самых коротких произведений С. А. Есенина, стихотворение «Пороша».
В данном произведении, написанном для пробуждения в русском человеке любви к Руси, читатели любого возраста могут почувствовать ту лёгкую атмосферу и сказочность, которыми пропитано каждое слово.
В первом четверостишии затягивает своей плавностью, легкостью слова, с начала второго четверостишия уже околдовывает. И внезапно возвращает в реальность фраза: «… долбит дятел на суку. …». После этой строчки читатель вновь полностью находится в реальности, едя по снежной степи, с убегающей вдаль дорогой.
Есенин писал этот стих в основном для детей, хотя правильнее будет сказать для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ребёнком. Поэтому в тексте присутствует сравнение сосны с Бабой-Ягой, опирающейся на клюку. Также много раз используются такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения. Автор хочет, чтобы читатель проникся атмосферой, почувствовал всю любовь к родине, её бескрайность.
Сам Сергей Александрович, приехавший из села в город в 17 лет, остро ощущал тоску по дому, горячо любимому. Как следствие, он стал выражать эти чувства через такие стихи, как «Пороша». Впрочем, ощущал он и лёгкое недоумение окружающих, их пока неясное неприятие его стиля и поведения, его характера. Всё это, несомненно нашло отклик и в творчестве, в частности, в стихах.
После прочтения данного произведения, своеобразного крика души, в сознании ещё долго может стоять картинка бескрайнего русского зимнего поля, буран, дорога и неясные очертания сказочных существ, охраняющих Великую Русь. Будет ощущаться то чувство морозной свободы, величавого спокойствия, зимнего ветра и тишины, которыми так богата наша родина.
5, 6 класс кратко по плану
Жанр, направление и размер
Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.
Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».
Стихи Есенина для детей 5-6 лет для заучивания в детском саду
Детишки детского сада очень любят стихи про природу. Выбирайте из подборки любое и читайте вместе со своим чадом. Старайтесь с самых ранних лет приучить ребенка к истинным ценностям жизни — к любви и заботе о своих ближних.
*******
Вечер, как сажа
Вечер, как сажа,Льется в окно.Белая пряжаТкет полотно.
Пляшет гасница,Прыгает тень.В окна стучитсяСтарый плетень.
Липнет к окошкуЧерная гать.Девочку-крошкуБайкает мать.
Взрыкает зыбкаСонный тропарь:«Спи, моя рыбка,Спи, не гутарь».
*******
По лесу леший кричит на сову
По лесу леший кричит на сову,Прячутся мошки от птичек в траву.Ау!
Спит медведиха, и чудится ей:Колет охотник острогой детей.Ау!
Плачет она и трясет головой:— Детушки-дети, идите домой.Ау!
Звонкое эхо кричит в синеву:— Эй ты, откликнись, кого я зову!Ау!
*******
Вот уж вечер. Роса…
Вот уж вечер. РосаБлестит на крапиве.Я стою у дороги,Прислонившись к иве.
От луны свет большойПрямо на нашу крышу.Где-то песнь соловьяВдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,Как зимой у печки.И березы стоят,Как большие свечки.
И вдали за рекой,Видно, за опушкой,Сонный сторож стучитМертвой колотушкой.
*******
Стойкость написанного всегда проверяется временем, и стихи Есенина будут жить столетия. Ведь в них сосредоточена любовь к русской деревне, природе и окружающим людям. Строки порою дерзкие и испещрённые болью и страданием, но за болью всегда скрывается принятие и облегчение.
Стихи Есенина про осень для детей 2 класса
Сергей Есенин по праву считается самым лучшим поэтом из глубинки. Уже в 15 лет он пишет серьезные стихи, которые трогают за душу любого их прочитавшего. Действия и поступки паренька из деревни расходятся с обычным укладом жизни большинства того времени. Этакий дерзкий и нахально-вызывающий себя юноша впоследствии станет ориентиром для будущих поколений.
*******
Осень (Небо тучно, ветер шумит)
Осень! Небо тучно,Ветер шумит.Природа скучноВсюду глядит.
Цветы поблёкли;Деревья голы:Сады заглохли,Печальны долы.
И птиц не слышно,Все улетели.В последний раз веснеПесню спели.
Осень! Небо тучно.Дождик льет,Печально, скучноВремя идет.
*******
В процессе творчества открываются безграничные возможности для каждого из нас. Вот так и Сергей Александрович черпал вдохновение в безудержных своих работах, которым порою посвящал дни напролет.
*******
Нивы сжаты, рощи голы…
Нивы сжаты, рощи голы,От воды туман и сырость.Колесом за сини горыСолнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.Ей сегодня примечталось,Что совсем-совсем немногоЖдать зимы седой осталось…
*******
*******
Топи да болота
Топи да болота,Синий плат небес.Хвойной позолотойВззвенивает лес.
Тенькает синицаМеж лесных кудрей,Темным елям снитсяГомон косарей.
По лугу со скрипомТянется обоз —Суховатой липойПахнет от колес.
Слухают ракитыПосвист ветряной…Край ты мой забытый,Край ты мой родной.
*******
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№336 учебника 2019-2022 (стр. 157):
Выпишите предложения в следующей последовательности: а) с не- приставкой; б) с не — отрицательной частицей. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Замёрзший бор шумит среди лазур.., м..тёт в..твями с..неву небес, и кажется, (не)буря буд..т лес буйный лес, качаясь, буд..т бурю. (С. Маршак) 2. Что ты нам расскаж..шь ветер (не)поседа-ветерок? (Е. Трутнева) З. Опять гудит бушу..т (не)погода. (Б. Лихарев). 4. Заколдован (не)видимкой, дремл..т лес под ска..ку сна. (С. Есенин)
№336 учебника 2022-2023 (стр. 174):
Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов. Графически обозначьте вставленные орфограммы. Для чего можно использовать данные слова и словосочетания?
Эстамп* на стене, в кашпо* цветы резеды, отрывной к..лендарь, льняной скат..ртью, длинной бахромой, в глинян..м гр..фине, пр..крыть салфеткой, карниз над окном, б..тарея ц..нтрального отопления, п..ркетный пол, д..ревянную кр..вать, вых..д на б..лкон, огр..дительная р..шётка‚ пр..красную квартиру, аб..жур под потолком.
№336 учебника 2011-2018 (стр. 14):
Сравните в каком-нибудь отношении следующие предметы. Запишите получившиеся предложения. Обозначьте в них члены предложения. Каким способом вы выразили сравнение? Выразите ту же мысль другим способом.
Образец.
Солнце и Земля. Луна и Земля. Уральские горы и Кавказские горы. Баренцево море и Чёрное море. Растительность3 тундры и растительность тайги. Енисей и Волга.
Подсказка
№336 учебника 2019-2022 (стр. 157):
Вставим пропущенные буквы и раскроем скобки:
- среди лазури (Р. п., 3 скл.) — окончание существительного;
- метёт (мёл), ветвями (ветви), синеву (синь) — безударные гласные;
- не буря; непоседа, непогода, невидимкой — не с существительными;
- будит (будить, II спр.), расскажешь (рассказать, I спр.), дремлет (дремать, I спр.) — окончания глаголов;
- сказку (сказочка) — парный согласный.
№336 учебника 2022-2023 (стр. 174):
Вставим пропущенные буквы:
- календарь, скатертью, графине, батарея, паркетного, кровать, балкон, решётка, абажур — словарные слова;
- в глиняном (каком?) — окончание прилагательного;
- прикрыть (неполн. д.), прекрасную (=очень) — приставки при-/пре-;
- центрального (це́нтр), деревянную (де́рево), выход (ход), оградительная (огра́да) — проверяемые безударные гласные.
№336 учебника 2011-2018 (стр. 14):
Прочитай о сравнительных степенях прилагательных в справочнике.
Ответ
№336 учебника 2019-2022 (стр. 157):
А) 2. Что ты нам расскажешь, ветер непоседа-ветерок? (Е. Трутнева) З. Опять гудит, бушует непогода. (Б. Лихарев). 4. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин) Б) 1. Замёрзший бор шумит среди лазури, метёт ветвями синеву небес, и кажется, не_буря будит лес, а буйный лес, качаясь, будит бурю. (С. Маршак)
№336 учебника 2022-2023 (стр. 174):
Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой, карниз над окном, батарея центрального отопления, паркетный пол, деревянную кровать, выход на балкон, оградительная решётка‚ прекрасную квартиру, абажур под потолком.
Эти слова и словосочетания можно использовать для описания квартиры.
№336 учебника 2011-2018 (стр. 14):
Солнце больше Земли.Солнце больше, чем Земля.
Луна меньше Земли.Луна меньше, чем Земля.
Уральские горы ниже Кавказских гор.Уральские горы ниже, чем Кавказские горы.
Баренцево море холоднее Чёрного моря.Баренцево море холоднее, чем Чёрное море.
Растительность тундры беднее растительности тайги.Растительность тундры беднее, чем растительность тайги.
Енисей длиннее Волги.Енисей длиннее, чем Волга.
I. Растительность — сущ.
(что?) растительность.
II. Н. ф. — растительность;
Пост.: нариц., неодуш., ж. р., 3 скл.
Непост.: в ед. ч., И. п.
III. (Что?) растительность — подлежащее.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Анализ стихотворения Сергея Есенина Пороша
История создания
Данное произведение относится к ранним стихотворениям Есенина, когда поэт еще не определился до конца со своей стилистикой, и совершал творческие поиски. Стихотворение увидело свет в 1914 году, в Москве, когда юному Есенину было всего девятнадцать лет. Возможно, именно контраст большого и шумного города, с маленькой умиротворённой деревеней, откуда происходил поэт, и взывали внутри него те чувства, которые, в последствии, были выплеснуты в данное стихотворение. Ведь именно «Пороша» является одним из ярчайших примеров пейзажной лирики в творчестве поэта.
Тема
Главной темой, проходящей красной нитью через весь стих, является восхищение окружающей природой. Она богата и многогранна, и каждое ее проявление озарено прекрасной сказочной таинственностью. Поэт описывает ее с большим трепетом. Для него каждая деталь, вроде следов на снегу, или погнутой сосны, одинаково очаровательна.
Стих пропитан неприкрытой радостью автора от наблюдения картины раскинувшегося леса в зимнюю пору. Именно этот образ явился главным источником вдохновения, и именно поэтому стих носит наименование «Пороша», ведь именно так называют выпавший ночью снег. Но в произведение читается не только любовь к природе, но и теплые чувства к тому, что можно называть малой родиной. В описание этих видов можно узнать родное село Есенина, Константиново.
Структура и композиция
Стих представляет собой четыре строфы, связанные темой природы. Несмотря на это каждая строфа раскрывает какой-то определенный композиционный сюжет.
В первой строфе происходит представление лирического героя, что пробирается через снег едя верхом. Герой расслаблен и находится в безмятежном спокойствии. Вероятно, он созерцает тишину, в которой слышен только шум ворон и стук копыт.
Во второй строфе герою приходится наблюдать лес, который будто покрыт пеленой сна, настолько он таинственный и загадочный
Особое внимание героя привлекает сосна, Настроение строфы мечтательное
В третьей строфе происходит раскрытие образа, с которым у лирического героя ассоциируется сосна. Она напоминает старушку, сгорбленную и в белой косынке из снега. Окружающий лес все еще покрывает тишина, прерываемая, изредка, постукиваниями дятла.
В последней строфе спокойствие и сонное умиротворение сменяется движением вперед, по широкому простору. Снова идет снег, и перед героем снова предстает дорога. Он вышел из спящего леса. Дальняя дорога и широкие просторы олицетворяют бескрайность и свободу жизни, и ее неопределенность.
Жанр
Это стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Оно написано четырехстопным хореем. Присутствуют и мужская и женская рифмы, что придает стиху большую выразительность.
Сейчас читают:
-
Мёртвые живые души по поэме Мертвые души сочинение
Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.
-
Сочинение Как человек может сделать мир вокруг себя лучше? (итоговое сочинение) ЕГЭ 11 класс
Можно часто услышать, как люди жалуются на жизнь, на проблемы на работе, в семье, на трудности и недопонимание в обществе. Постоянно жалуясь на что-либо, люди забывают, что они могут сами менять свою жизнь
-
Проблематика романа Обломов сочинение
С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального.
-
Сочинение Моя сестра
Моя сестра — это одна из самых важных людей в моей жизни. Она старшая из нашей семьи и всегда была для меня примером того, как нужно жить и как себя вести.
-
Сочинение Калининград — мой город
Калининград находится на побережье Балтийского моря в устье реки Преголи. Это часть территории России, находящаяся между Литвой и Польшей. Когда-то он назывался Кёнигсберг и был столицей Восточной Пруссии.
-
Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри сочинение
Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году, в эпоху позднего творчества поэта. Главной идеей его поздней лирики является тема одиночества. Поэт, через призму своего творчества, пришел
Константиново против Москвы
В 1914 году Есенин переезжает в Москву, которая является полным антиподом его малой родины, села Константиново. В душе поэта есть место грусти, он скучает по рязанским просторам и тишине русской глубинки.
В стихотворении автор противопоставляет тишину деревни шуму города, а простор губернии тесноте Москвы. В Константиново:
В Москве перекрёстки и суета улиц. На малой Родине лишь:
В столице вечный гул огромного города, суета и практически броуновское движение.
Природа в Москве вычеркнута напрочь из картины жизни, её нет вовсе, что сурово для человека, привыкшего к простору полей. С помощью стихотворения «Пороша» автор пытается хотя бы виртуально переместиться домой и скинуть с себя бремя городского обывателя.
Темы и настроение
Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому
Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим
Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству
Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.
Рецензия на стихотворение «Пороша» Есенина
Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.
Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.
Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.
В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.
Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.
Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.
Художник Леднев Александр Алексеевич
«Пороша», анализ стихотворения Есенина
Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя. Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина .
Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет. Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…». «Поет зима – аукает». «Ты меня не любишь, не жалеешь…». Не стало исключением и довольно известное стихотворение «Пороша», написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина. Уже в первой строчке названо главное действие героя и лаконично описана окружающая обстановка:
Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.
Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет – черный.
А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна». Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку». как будто повязавшись белою косынкой. Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различными художественными средствами. Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась». «повязалася». «оперлася» гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.
Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае – союзы словно и будто, а во втором – форму творительного падежа.
Разнообразен и тонический рисунок стихотворения. Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.
Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения. Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль. При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль» (вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.
Конечно, тема дороги. пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.
Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.
И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:
В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.
Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.
В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.
В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.
Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.