В чем талант Гончарова, по мнению Добролюбова?
Итак, краткое содержание Добролюбова “Что такое обломовщина?” (брифли) стоит начать с характеристики писателя Гончарова. Именно с нее начинает свою критическую статью автор. Эпиграфом к своей работе Николай Александрович взял слова Гоголя, где он говорит о том, что в России редко рождается человек, способный повести за собой, умеющий делать шаги навстречу большим делам. Критик сообщает, что общество на протяжении 10 лет ждало выхода романа “Обломов”. Восприятие у читателей было разное, многим первая часть книги показалась слишком скучной. И не удивительно, ведь главный герой Илья Обломов всю часть пролежал на диване. Последующие главы сглаживают у читателей впечатление от первого знакомства с Обломовым. Добролюбов выделяет художественный талант Гончарова, который смог заставить читателей сочувствовать своему герою. Критик делает акцент на том, что он написал статью не об Обломове, а по поводу него. Особенно нравится Добролюбову в романе Гончарова, что тот очень детально изображает предметы, события, подмечая все мелочи.
Жизненный путь Гончарова
Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в зажиточной купеческой семье. Обучался сначала в пансионе, в 10-летнем возрасте его отправляют в Москву в коммерческое училище, которое он спустя 8 лет бросает и поступает в 1831 г. в Московский университет.
После окончания университета, прослужив непродолжительное время секретарем у губернатора Симбирска, переезжает в Петербург, поступает в Департамент внешней торговли в качестве переводчика. Гончаров свободно владел французским, немецким и английским языками. В 1852 г. был назначен секретарем адмирала Путятина и совершил кругосветную экспедицию на военном паруснике «Паллада», на котором пересек Атлантический, Индийский и Тихий океаны. За 2,5 года посетил Англию, Южную Африку, Индонезию, Китай, Японию, Филиппины, побывал на многочисленных островах и архипелагах. Подав в отставку, сходит с корабля на берег Охотского моря и, возвращаясь в Петербург, проезжает через всю Россию. Колоссальный багаж его впечатлений отражен в серии путевых очерков, названных «Фрегат Паллада» (1858 г.).
В последние годы работает цензором в Министерстве просвещения, затем редактором в Главном управлении по делам печати. В 1858 г. дополнительно был назначен преподавателем русской словесности у наследника престола Николая Александровича, но через полтора года от этой должности отказывается.
Всю жизнь Гончаров находился на государственной службе, дослужился до действительногостатского советника, что соответствует чину генерала. После отставки часто путешествует по Европе. Личная жизнь Гончарова не сложилась, он не создал семьи, все свободное время посвящал творчеству. В 1891 г. сжег весь свой литературный архив. 27 сентября 1891 г. скончался, захоронен на Волковом кладбище Петербурга.
Гончаров – первый в русской литературе писатель из разночинцев, а не из дворянской среды. Иван Александрович всю жизнь занимался литературой, писал и переводил с 14 лет, анонимно печатал в журналах свои статьи и фельетоны. Творчеством мог заниматься только на досуге, в свободное от службы время. За 25 лет творческой деятельности (с 1944г. по 1869г.) было написано всего три романа, ставших шедеврами мировой литературы. Современники называли Гончарова одним из гениальнейших литературных лентяев.
Все написанные романы Гончаров считал единым произведением: образы героев и основные мотивы перекликаются между собой. Это единство подчеркнуто еще тремя «О», названия романов начинаются с этой буквы: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Трилогия отражает две основные стороны жизни русского общества: патриархальный уклад провинциальной, деревенской помещичьей жизни и буржуазный городской, столичный образ жизни предпринимателей того времени.
В 1847 г. в нескольких номерах журнала «Современник» печатается роман «Обыкновенная история», который принес успех. В 1849 г. в том же журнале издает очерк «Сон Обломова», который станет впоследствии главой романа «Обломов», появившегося только через 10 лет в «Отечественных записках». Этот роман вызвал множество вопросов и споров. В 1869 г. печатается роман «Обрыв» в журнале «Вестник Европы», который не поняли и не приняли. После неудачи с «Обрывом» в литературе работает только как критик.
Слайд 21Стержнем анализа Добролюбовым вопроса о духовном единстве личности является образ Катерины,
созданный Островским в драме «Гроза». Для Добролюбова Катерина была провозвестником народного пробуждения. Но народ так и не поднялся на революционную борьбу. Островский изобразил, как сила природы проявляется в протесте человека против условий своего существования. Условия жизни в «темном царстве» ужасны. С одной стороны, произвол самодуров, опирающийся на толстую мошну, с другой – жизнь большей части обитателей «темного царства» под гнетом произвола, когда «система бесправия и грубого, мелочного эгоизма, водворенная самодурством, прививается и к тем самым, которые от него страдают. Сильный русский характер, полагал Добролюбов, представлен в образе Катерины. Этот характер изображен сосредоточенно‑решительным, неуклонно верным чутью естественной правды. Ему лучше гибель, чем жизнь в старых условиях. «Он водится… – читаем мы в статье Добролюбова, – просто натурою, всем существом своим. В этой цельности и гармонии характера заключается его сила…» Она определяется уже тем, что против произвола самодуров протестует женщина, самое угнетенное и забитое существо в семейном быту «темного царства». Вывод Добролюбова о том, что старые отношения в России середины XIX в. были лишены внутренней силы, был недостаточно обоснованным, что старые, отжившие отношения в обществе могут еще долго существовать, опираясь на случайные обстоятельства, на старые внешние связи и т. п.
Обломовщина
Добролюбов о романе «Обломов» отзывается положительно, он признает величайший талант И. А. Гончарова, который смог в одном произведении отобразить «полноту явлений жизни». Критик благодарен И. А. Гончарову за то, что он смог с точностью передать современное ему явление «обломовщины». Это понятие является центральным во всей критической статье Н. А. Добролюбова. Именно «обломовщина», а не Обломов является, по мнению критика, главным во всем романе И. А. Гончарова. Н. А. Добролюбов не соглашается с читателями «Обломова», которые считали роман растянутым и скучным, он говорит о том, что все действия произведения располагаются вокруг лени и апатии Обломова.
«Обломовщину» Н. А. Добролюбов рассматривает как общественное явление, которое ознаменовало те времена.
Н. А. Добролюбов подчеркивает, что «печать обломовщины» лежит на многих представителях русского народа. Они много рассуждают и разглагольствуют, но не могут предложить пути развития России. Смириться и отдаться судьбе – вот что могут сделать люди, в глубине которых есть «обломовщина».
Критик не соглашается с И. А. Гончаровым, который устами Штольца прощается с Обломовкой и «обломовщиной». Н. А. Добролюбов указывает на то, что «обломовщина» существует и расцветает в современном обществе.
Финал романа
Что касается хозяйства Обломова, то постепенно оно из рук добродушной Пшеницыной переходят в руки брата женщины. Иван Мухояров – человек, у которого отсутствуют понятия о чести и доброте к людям. Ивану знакома только корысть и стремление извлечь выгоду даже самым бесчестным и жестоким путем. В конце концов, Мухояров втягивает Илью Ильича в мошенничество. Обломов – обнищал и осунулся. Пшеницыной жаль бедолагу: женщина старается помочь герою, починив халат, который, кажется, уже больше похож на лохмотья.
Читателю сообщается также о судьбе Ольги Ильинской. Обломов – первая любовь девушки – принес героине одни лишь разочарования. Однако дело обернулось на пользу Ольге, ведь Ильинская стала женой Штольца.
Проходит некоторое время и Штольц навещает друга. Обломов сражен болезнями, преждевременно постаревший и заработавший инсульт – результат малоподвижного стиля жизни. Илья Ильич понимает, что осталось ему немного: Штольц обещает другу, что не бросит сына – Андрюшу. После этой встречи, Обломов прожил еще два года, после чего смерть застала его – тихо, во сне. Могила Обломова поросла полынью и сиренью. Ольга часто навещает последнее пристанище бывшего возлюбленного. Сына же – Андрюшу – передали на воспитание Ольге Сергеевне и Штольцу. Пшеницына, разбитая горем, посвятила жизнь сыну.
Мы помним, что в петербургской квартире Обломов жил вместе со слугой – Захаром. Старый лакей прожил дольше, чем молодой барин. Однако жизнь у Захара сложилась не лучшим образом: слуга ударился в алкоголь и выпрашивал подаяния.
О смысле обломовщины
Это явление, которое имеет место в культуре, характеризуется как состояние упадка, инертности, апатии. Обломовщина – это застой в личностном развитии, леность, пассивность. Также есть все основания проводить параллели между обломовщиной и прокрастинацией.
Для первого явления характерно обращение к медлительному, малоподвижному, созерцательному образу жизни (однако это не vita contemplative, которую проповедует античная философия). Душа человека становится мягкой, мысли и действия – неторопливыми. Вялость, сонливость, осоловелость – вот внешние признаки обломовщины.
Что касается прокрастинации, то это явление определяется как задержка, откладывание на потом. Человек, склонный к прокрастинации, постоянно переносит важные и срочные дела на более позднее время, старается как можно дольше оттягивать момент ответственности. Прокрастинация – это не лень, потому что – в отличие от лени – здесь человек тревожится из-за этого откладывания.
Обломовщина в цитатах
Образ жизни главного героя романа «Обломов» прекрасно описан через слова других персонажей, а также через монологи и реплики самого Ильи Ильича. Например, герой воспринимает жизнь как поэзию, далекую от прагматичной, рутинной действительности. Жизнь – это приставучая муха, от которой нельзя укрыться, спрятаться. Обломовщина предполагает некую романтическую, любовную идеализацию: без любви невозможен и быт.
Обломов, как и древнегреческий мыслитель Диоген, стремиться сыскать человека, но попытки героя безуспешны. У Ильи Ильича есть понимание ситуации, осознание собственного состояния, однако не хватает силы и воли, чтобы исправить это положение. Обломов считает, что ум и искренность – это качества, которые сложно синхронно соединить. Падшему человеку следует либо протянуть руку, либо же издеваться над ним или плакать над его крушением. В последнем высказывании чувствуются мотивы, которые позже проявятся в произведении Фицджеральда «Крушение».
Как видим, обломовщина – это не локальное явление. Похожее на декаданс, обломовщина – это цикл, периодически возникающий и повторяющийся, независимо от культуры. Таким образом, часто обломовщиной называют хроническую апатию, отсутствие движения и действия, уныние, скуку, равнодушие к жизни, лень, социопатию.
Слайд 22Анализируя произведения великого русского драматурга, Добролюбов сумел изложить в печати систему
собственных воззрений по вопросам личной и общественной жизни в России. В статье «Темное царство», посвященной комедиям «Бедность не порок» и «Свои люди – сочтемся», Добролюбов выразил революционно‑демократический взгляд на самодержавно‑крепостнические порядки. Основной акцент статьи сделан на том, что в условиях «темного царства» человек становится «гадок для нас именно тем, что в нем видно почти полное отсутствие человеческих элементов…». Причем это характерно не только для угнетателей (Болыпов, Подхалюзин), но и для угнетенных. Подобное искажение или, по словам Добролюбова, «сглажение, отменение человеческой личности» – неизбежный результат тех обстоятельств, в которых проходит жизнь героев «темного царства». Будучи посвящена литературным произведениям, к тому же вызывавшим противоречивые толкования и оценки, статья «Темное царство» была удобной формой изложения революционно‑демократических взглядов.
«Обломовцы» других авторов
Добролюбовский анализ других литературных произведений вскрывает «обломовщину». Не скрыта скорбь мучительного поиска смысла жизни героями:
Русские писатели касались этой темы, поэтому она не стала новостью. Молодые люди, изображенные в писательских трудах Гоголя, Пушкина, Лермонтова не могут определить цель в жизни, не знают, каким трудом заняться. Это видно и у Тургенева в «Гамлете Щигровского уезда» и «Дневнике лишнего человека».
Выявляя закономерности, критик оценивает «обломовщину» как дармоедство и нетрудоспособность. Попытки героев-обломовцев приступить к деятельности не имеют перспектив. Читатель видит, что они знают о своих способностях и умении трудиться, но не верят в реализацию этой возможности. Шаги к действию у героев других романов дальше обдумывания не предпринимались. Они:
Критик также кратко обобщает, что у «обломовцев» отмечается презрение к людям. Они не умеют любить и не знают, что искать в любви. Но одно качество характера объединяет их — желание получить похвалу, даже путем уничижения себя. Сон и пища были их главной заботой. Интерес вызывали лишь проблемы быта. Никакие цели не мешали спокойному провождению времени.
Анализ писательских трудов акцентирует, что явление отчаявшихся бездельников распространяется. Люди этого типа не в состоянии оценить свои возможности. Не имея стремления ни к какому делу, устают от самих себя. Есть одно желание, чтобы прихоти исполнялись без сложностей. Мечты не претворяются в жизнь, так как герои романов не знают, каким образом этого достичь.
Родители берегли, на примере Ильи Ильича, детей от труда. Для этого были слуги. Они всегда находились рядом. С раннего детства пресекались любознательность, самостоятельность и желание творить. Со временем порывы к созиданию увядали.
«Обломовцы» не понимают, зачем живут, нет видения своего предназначения. В жизни Обломова отсутствие смысла бытия, принесло скуку, от которой он тяготится. Радости нет ни от работы, ни от учебы, ни от общения с женщинами. Праздно проводя время, часто в разговорах, герои произведений считают это занятие делами.
Роман Гончарова сумел открыть новый взгляд на героев-лежебоков, умеющих умно рассуждать. Читатель понял суть «обломовцев», изменив мнение о достоинствах их поступков. Потому Добролюбов называет Обломова честнее других персонажей. Он, в отличие от них, не скрывает своей сущности и никого не вводит в заблуждение относительно своего статуса.
Критика Добролюбова о «Обломове» гласит, что писатель поторопился похоронить «обломовщину.» Поместье, где родился Илья Ильич дало корни этому явлению. Крепостничество омрачило судьбы одних людей непосильным трудом, других угнетало бездельем. Описав существование Обломова, автор показывает мученическую жизнь всего народа. Просвета не видно и «надгробное слово писать еще рано».
Мечтательные черты героя Гончарова
Краткое содержание “Что такое обломовщина?” Добролюбова продолжаем с того, что критик рассуждает об устройстве жизни. Как не погибнуть в ней, не прятаться от нее? Неужели угасание Обломова – это единственный возможный путь? Илья Ильич постоянно мечтает, отказывается от реальной жизни. Эта мечтательность бесполезна и бесплодна, она только отнимает энергию и время. Добролюбов считает, что излишняя мечтательность сыграла злую шутку с Обломовым, погубив его. Мечты отобрали у героя энергию, и он ничего не сделал. В грезах и фантазиях он забыл о реальной жизни. Обломов желал, чтобы жизнь принесла ему свои дары без всякого его участия и труда.
Рабская натура Обломова
Краткое содержание “Что такое обломовщина?” Добролюбова покажет вам, как автор обнажает сложную взаимосвязь рабства и барства. Критик называет Обломова апатичным, но не тупым. Он привык получать удовлетворение не от своих усилий, а за счет других. Илья Ильич становится жалким нравственным рабом. Это рабство пересекается с его барством и объединяется в одно целое. Добролюбов считает, что Обломов является рабом своего слуги Захара. Тот никогда не делает того, чего не хочет. Иногда может что-то сделать против воли барина. Критик видит в слуге Захаре барина над своим господином. Их обоих Добролюбов называет детьми Обломовки.
Оценка образа Штольца
Оценивая образ Штольца в романе, Добролюбов говорит не только о его достоинствах, но указывает и на недостатки. Молодой человек получил по тем временам хорошее образование, обучился, как все дворяне, французскому языку, неплохо играл на фортепьяно. Отец старался вводить сына в практические дела и даже устроил на работу, дав ему должность мастерового. Андрей добросовестно относился к своим обязанностям и вникал в другие хозяйские дела.
Читатель видит Штольца уже в тридцатилетнем возрасте. Он ровесник Обломова, но смотрится моложе, так как физически хорошо сложен и, в отличие от последнего, ведет активную жизнь. Андрей очень организованный человек:
- во всем любит порядок и всегда этого придерживается;
- он никогда не сидит без дела и все проблемы решает самостоятельно.
Несмотря на деловитость и практицизм, мужчина способен на нежные чувства. Мужчина искренне влюбляется в Ольгу, и любовь впервые в его жизни начинает занимать большое место. Штольц, по замыслу Гончарова, введен в роман как антипод бездеятельному Обломову, и он пишет: «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!», но, по мнению Добролюбова, время их еще не пришло. Читатель видит Штольца деятельным, и тот постоянно говорит, что надо трудиться, чтобы изменить жизнь.
Он много раз помогает наладить дела лежащего на диване друга (приобретение Обломовки и возврат векселя), но как это делается, писатель не показывает, так как он «не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».
Обломовщина: определение Добролюбова
Обломовщина – это состояние души, характерное для героя романа «Обломов» И.А. Гончарова, которое было впервые определено и исследовано Н.А. Добролюбовым.
Согласно Добролюбову, обломовщина – это пассивность, бездеятельность, отсутствие инициативы и энергии, пассивное наблюдение и мечтательность.
Добролюбов рассматривает обломовщину как отрицательное явление, причину которого находит в русской действительности. Он считает, что обломовщина возникает из-за отсутствия должного внимания к образованию и воспитанию молодых людей, из-за неправильной системы образования, недостатка культуры и нравственного образования.
Основные черты обломовщины, согласно Добролюбову, включают следующие:
- Пассивность и бездеятельность. Герой обломовщины склонен просто лежать на диване и ничего не делать, не стремиться к достижению поставленных целей или к самосовершенствованию.
- Бесполезность занятий. Обломов не стремится ничему научиться, развить свои таланты или умения. Он предпочитает праздность и бесполезные развлечения.
- Мечтательность. Обломов часто уходит в мир своих фантазий и мечтаний, но не предпринимает никаких действий для их осуществления. Его мечты оставляются пустыми и нереализованными.
- Отсутствие инициативы и энергии. Обломов отличается отсутствием стремления к достижению успеха или противодействию трудностям. Он пассивно принимает жизнь такой, какая она есть, без попыток изменить ее.
- Стремление к комфорту и удобству. Обломов предпочитает роскошь, комфорт и удобство, а не труд и трудностей. Он непрерывно впадает в гедонизм и ищет наслаждений и удовольствий, которые ему доступны.
История героя романа «Обломов» стала символом обломовщины в русской литературе. Добролюбов считает обломовщину одним из негативных социальных явлений, которые мешают развитию и совершенствованию человека.
Слайд 26Ленин сказал: «Говоря о влиянии на меня Чернышевского, как главном, не
могу не упомянуть о влиянии дополнительном, испытанном в то время от Добролюбова – Друга и спутника Чернышевского. За чтение его статей в том же „Современнике“ я тоже взялся серьезно. Две его статьи – одна о романе Гончарова „Обломов“, другая о романе Тургенева „Накануне“ – ударили как молния. Я, конечно, и до этого читал „Накануне“, но вещь была прочитана рано, и я отнесся к ней по‑ребячески. Добролюбов выбил из меня такой подход. Это произведение, как и „Обломов“, я вновь перечитал, можно сказать, с подстрочными замечаниями Добролюбова. Из разбора „Обломова“ он сделал клич, призыв к воле, активности, революционной борьбе, а из анализа „Накануне“ настоящую революционную прокламацию, так написанную, что она и по сей день не забывается. Вот как нужно писать!».Не менее актуальным является наследие Добролюбова и его изучение в настоящее время. Мировоззрение Добролюбова, литературные работы, публицистические статьи составляют важнейшее достояние нашей народной социалистической культуры.
Слайд 16Гуманизм и демократизм русских революционных демократов заключался в том, что они
понимали проблему довольно широко, признавая любого члена общества в качестве исторического деятеля. Говоря об этом, Добролюбов отмечал, что существует два противоположных взгляда на права личности, ее значение в жизни общества. Оба они ошибочны в своих крайностях. Так, первый из них, «происходя из неуважения к личности вообще, от непонимания прав каждого человека, приводит к неумеренному, безрассудному поклонению нескольким исключительным личностям», т. е. исторически активными признаются только великие личности. Такое преклонение перед великими личностями, по мнению Добролюбова, возмутительно – в нем выражается неуважение каждой отдельной личности к самой себе
Второй взгляд предполагает вообще подавление личности, так как «важно развитие народа и человечества, а не развитие отдельных личностей». Такое рассуждение, объяснял Добролюбов, показывает неумение применить общее положение в конкретных областях
Революционеры‑демократы – и Чернышевский, и Добролюбов – принципиально верно понимали свои ближайшие задачи. Все их шаги были направлены на подготовку деятельности „молодых штурманов будущей бури“, деятельности, которая имела и свой исторический смысл, и историческое оправдание в дальнейшем развитии классовой борьбы в России.
Структура и сюжет романа «Обломов»
Сюжет романа представляет собой повествование о жизни Обломова, его детстве, негативных изменениях характера со временем и его нерешительности в принятии решений. Главной проблемой Обломова является его бездействие и отсутствие цели в жизни. Внешний строй романа отражает внутренний мир главного героя и его сравнение с активным и энергичным Столзом.
Роман делится на три части:
- Первая часть — представляет собой описание детства Обломова и его неспособность к действиям. Рассказывается о его дружбе с Столзом и о их совместном образовании.
- Вторая часть — основная часть романа, где показаны противопоставление Обломова и Столза. Персонажи изображаются во всех аспектах их жизни, их характеры и проблемы подробно раскрыты.
- Третья часть — высшая точка развития романа. В этой части романа главный герой, Обломов, осознает свою негативную роль в своей жизни и принимает решение об изменении своего образа жизни. Вместе с этим, Столз реализует свою мечту и уезжает за границу.
Структура романа «Обломов» отличается от привычной линейной последовательности событий. Гончаров использует переходы во времени и возвращение к прошлому, чтобы подчеркнуть внутренние противоречия и изменения в личности главного героя. Эта структура способствует глубокому анализу характера Обломова и его преображения с течением времени.
Гончаров использует язык и повествование для создания эффективного портрета героев и рисования их психологического состояния. Противопоставление Обломова и Столза служит основой для анализа отличий между бездействием и активностью, мечтательностью и реализацией целей в жизни. Роман «Обломов» стал уникальным произведением русской литературы благодаря своей структуре, сюжету и портрету главного героя.
Значение в современном обществе
Принципы реальной критики Добролюбова имеют огромное значение в современном обществе. В эпоху информационных технологий и захламленности медиа-пространства, множество людей пребывает в состоянии расслабленности и безразличия к проблемам и общественным явлениям.
Такая ситуация легко приводит к потере активной и самостоятельной мысли, а также к слабому развитию критического мышления. В таком контексте принципы реальной критики Добролюбова о жесткой и бескомпромиссной аналитике проявляются как наилучший антидот против поверхностного мышления и пассивности общества.
Благодаря реальной критике, мы можем видеть и осознавать проблемы, с которыми сталкивается общество. Она помогает развить критическое мышление, анализировать информацию, понимать и непредвзято воспринимать мнения других людей. Такие навыки являются необходимыми в условиях современной информационной эры, где массовая информация легко манипулируется и искажается.
За последние десятилетия социальные сети и интернет привели к захламлению информационного пространства, где правдивые, глубокие и обоснованные аналитические материалы уступают место потоку поверхностной информации, несущей пропаганду, страх и недостоверность. Именно в этом контексте принципы реальной критики Добролюбова остаются актуальными и необходимыми, помогая людям осознанно подходить к получаемой ими информации и находить истину в глубине анализа.
Таким образом, принципы реальной критики Добролюбова играют важную роль в современном обществе, помогая нам сохранить ясность мышления, крепкую интеллектуальную базу и способность к самостоятельному анализу
Они напоминают нам о важности критического мышления и необходимости противостоять поверхностности и манипуляциям с информацией
Мечтательность и оторванность от реальности
Мечтательность обломовского типа проявляется в том, что главный герой романа «Обломов» Илья Ильич Обломов предпочитает погружаться в свои сновидения и фантазии вместо реальной жизни. Он не способен действовать и воплотить свои идеи, предпочитая оставаться в своем комфортном пространстве. Это отчуждение от реальности приводит к его пассивности и полной зависимости от слуг.
Добролюбов призывает общество отказаться от мечтательности и увлечения иллюзиями. Он утверждает, что мечтательность и отрыв от реальности препятствуют развитию не только отдельного индивида, но и всего общества. В своих статьях он призывает к действию и активной жизненной позиции, осуждая бесплодный труд обломовщины и бездействие.
Таким образом, Добролюбов поднимает важную проблему отношения личности к действительности, показывая, что мечтательность и оторванность от реальности — это неизбежный путь к отсталости и обреченности. Он заставляет задуматься и принять активное участие в жизни, оставив мечты в стороне и реализовав свой потенциал на практике.
Обломовщина и социальная критика
Одной из ключевых черт обломовщины является уклонение от работы и активной деятельности. Обломов, главный герой одноименного романа Ивана Гончарова, просыпается поздно, проводит часы в полнейшей бездейственности, неспособный решиться начать дела. Для обломовщинского типажа характерно отсутствие энергии и инициативы, он откладывает все на потом и, в конечном итоге, ничего не достигает в своей жизни.
Добролюбовское определение «обломовщины» ориентировано на социальную критику. Для Добролюбова, обломовщина символизирует отставание России от Запада, ее отрицательный экономический, социальный и культурный облик.
Гончаров создавал образ Обломова в эпоху небывалого экономического и культурного подъема Запада, когда в России, произошедшая в середине XIX века экономическая и социальная реформа, выливалась в положение западноевропейских стран по мере становления городского промышленного производства и капитализма. Это привело к обострению социальной напряженности и критике всех отрицательных сторон промышленного и капиталистического строя посредством создания иллюстративных образов, в том числе образа Обломова.
Обломов и Штольц
Достоевский считает, что Гончаров не до конца бы разоблачил обломовщину, если бы не ввел образ Андрея Штольца. В отличие от барина Обломова, Штольц являлся новым буржуазным дельцом. Если воля Ильи парализована, то Андрей наполнен непреклонной энергией. Он все время занят, к чему-то стремится и чего-то добивается. Если у Обломова проявляются одни воображения, то у Штольца – дела, опыт и факты. Стихией и целью жизни Андрея является труд. Друг пытается пробудить Обломова, но тот заживо хоронит себя в домике с малограмотной Пшеницыной. Добролюбов показывает, что на смену мечтателям и лентяям приходит новая буржуазная сила.
Суть обломовщины по Добролюбову
В своей критической статье Добролюбов рассматривает обломовщину как общественное явление. Люди, в «глубине которых есть обломовщина, много рассуждают», но не могут увидеть истинного пути развития России. Обломов, лежа на диване, мечтает о несбыточном, замыкаясь от реальной жизни. Илья Ильич желает без труда и всяких усилий получить дары от жизни. С детства живя за счет мамок и нянек, Илья Ильич стал их рабом, так как без их помощи обойтись не может.
«Знамением времени» назвал великий критик роман Гончарова. Обломов — не совсем новый тип в русской литературе. Многие его черты были видны еще в Онегине. Затем этот тип со временем претерпевал изменения и на страницах романа Гончарова приобрел простой и естественный вид. Главные черты обломовского характера — инертность и апатия, безразличие ко всему на свете. Объяснить их можно отчасти воспитанием и образом жизни, отчасти — уровнем умственного и нравственного развития.
С ранних лет барчонок привык к тому, что за ним ухаживают «триста Захаров». Мальчику не позволяли самому сделать даже самую малость. Ребенок рос, как «экзотический цветок в теплице, медленно и вяло». Силам, которые просились наружу, выхода не было, и они «никли, увядая». И так воспитывалась большая часть дворянских детей, с теми или иными изменениями. В детстве ему хотелось поиграть с ребятами или убежать куда-нибудь далеко в сад, валяться на траве и наблюдать за облаками.
Иногда это удавалось, и мальчик залезал на голубятню, ловил жуков в садовых зарослях, а то и просто рылся в канале, собирал корешки, очищал их и ел жадно. Теперь же, лежа на диване, Илья Ильич воображал себя храбрым полководцем, завоевателем, художником или философом. Видно, что он человек ищущий и думающий, но барская привычка получать все без каких-либо усилий превратила его в нравственного раба.
В отношении с женщинами обломовцы одинаковы: они пользуются ими, кокетничают, а когда дело коснется серьезных чувств, то в лучшем случае сбегают. Когда Илья Ильич предложил Ольге стать его женой и получил согласие, он начинает пытать девушку, так ли сильно она любит, чтобы прежде стать любовницей.
Критик и писатель
Несложно догадаться, что между ними отношения складываются не слишком гладко. Между критиком и писателем существует неизбежный антагонизм. Этот антагонизм обостряется тогда, когда на создание художественных текстов и их рассмотрение влияют амбиции, стремление к первенству и прочие факторы. Критик — это человек с литературным образованием, анализирующий художественное произведение без учета
политических и личных пристрастий.
Отечественной истории известно немало случаев, когда критика находилась на службе власти. Именно об этом рассказано во всемирно известном романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель не раз сталкивался с недобросовестными критиками. В реальной жизни отомстить им никак не мог. Единственное, что ему оставалось, создать неприглядные образы Латунского и Лавровича — типичных критиков 20-х годов. На страницах своего романа Булгаков отомстил своим обидчикам. Но ситуацию это не изменило. Многие прозаики и поэты все так же продолжали »
писать»
в стол. Не потому, что
их произведения были бесталанными, а потому, что
не отвечали официальной идеологии.