Славянская тематика у кальдерона и проблема ренессанс

Жизнь есть сон кальдерон: тема и основные идеи

Смысл заглавия пьесы кальдерона жизнь есть сон

Примирить эти две позиции оказалось элементарно, стоило только объявить мир иллюзией. Иллюзорно величие человека, но иллюзорна и его зависимость от божества. Разумеется, сам Кальдерон, ревностный католик, никогда не согласился бы с тем, что это «случилось» в лучшей его пьесе. Однако рассмотрим ее и убедимся в этом.

Пьеса начинается с того, что Сехисмундо, принц, с рождения заточенный своим отцом в специально отстроенной башне, жалуется и негодует, обращаясь к небу. Не зная истинного своего «греха» (зловещих знамений, предвестивших его появление на свет), он все же признает, что наказан справедливо:

Очевидно, эти понятия внушены несчастному его учителем Клотальдо, потчевавшим узника религиозными догматами об изначальной греховности человека. Усвоивший католическую веру, Сехисмундо недоволен лишь тем, что за общий «грех рождения» расплачивается он один. Позже принц становится равнодушен к этой «несправедливости», когда осознает, что «жизнь есть сон».

Сон может быть плохим, может быть хорошим, но в любом случае он представляет собой иллюзию. Следовательно, нет никакого смысла сетовать на свою судьбу.

К этой мысли он приходит после того, как был прощен, призван ко двору, свершил там несколько жестоких и безнравственных поступков и, отринутый, вернулся в первоначальное состояние заключенного. Мы видим в этом своеобразную трактовку религиозного постулата о бессмертии души, которая может жить-грешить (иначе говоря, спать), но по смерти (пробуждении) ее ждет возвращение в потусторонность. Поскольку Сехисмундо не умер, т. е. не «проснулся» окончательно, он понимает свою жизнь в заключении как сон, а краткое пребывание на воле, соответственно, как сон во сне. Итак, говоря языком священника, в сей юдоли все бренно: и преступление, и возмездие, и печаль, и радость:

9Реверсивная

Если инверсивная композиция предполагает перемешивание фрагментов истории в любом необходимом автору порядке, то реверсивная композиция требует расположения строго в обратном порядке — от конца к началу. Идеальный вариант — полная демонстрация действия перемоткой. Но на практике подобное почти нельзя сделать смотрибельным, поэтому это реализовывалось лишь в клипах («Кольщик» группы «Ленинград»), да в чехословацком экспериментальной фильме «Хэппи-энд», где герой проходил путь от смертной казни к рождению.

Ключевая функция реверсивной драматургии — подчеркнуть причины тех или иных событий. Среди наиболее удачных опытов, где эпизоды расставлялись в обратном порядке, можно назвать «5х2» Франсуа Озона, «Необратимость» Гаспара Ноэ и «Помни» Кристофера Нолана. Последний фильм это, конечно, вообще особый случай, поскольку там реверсивная драматургия переплетается с традиционной последовательной.

Кальдерон п жизнь есть сон анализ

8. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон»

Наиболее ярко драматическое барочное искусство Кальдерона, по общему мнению, проявляется в драме “Жизнь есть сон” (1635) – “ключевой драме не только для творчества Кальдерона, но и для всего искусства барокко”. “Жизнь есть сон” – многопроблемная драма,

это необходимо иметь в виду, знакомясь с ее истолкованиями в отечественном литературоведении. В некоторых источниках очевидно стремление к историко-политической конкретизации фабулы произведения (например, утверждение, что это пьеса о воспитании идеального правителя), не адекватное, как кажется, поэтике Кальдерона-драматурга. Аллегорико-философское звучание этой драмы возможно особенно ясно ощутить, если сопоставить ее с “Саламейским алькальдом” – исторической пьесой Кальдерона, основанной на переработке драмы, авторство которой часто связывают с именем Лопе де Веги. И в этом случае Кальдерон сосредотачивается на проблеме чести, но ставит и решает ее на более конкретном национально-историческом материале.

Разнообразны источники фабулы пьесы: тут и христианские легенды о Варлааме и Иосафате, восходящие к восточным преданиям о Будде, и исторические хроники (описаны польско-российские отношения периода Смуты). Историческая фабула сильно трансформирована. Местом действия выбрана Польша, что легко объяснимо: Польша, как и Испания, католическое государство. Выбранный сюжет Кальдерон трансформирует, делает его эмблематичным. Эта пьеса – об уделе человека на земле – в смысле и религиозном, и этическом. Центральная проблема – проблема свободы воли, актуальная и для протестантов. У них удел предопределен, а у католиков – нет. Эта коллизия отражена в драме (Басилио верит предсказаниям звёзд, запирает Сехизмундо в темницу).

Философский смысл пьесы.

Перед нами – история Сехизмундо, который не приходит к пониманию, где жизнь, а где сон, как их можно разделить, итог один – сомнение (см. эп. с Росаурой: Сех.: Я был Царем, я всем владел, / И всем я мстил неумолимо; / Лишь женщину одну любил…/ И думаю, то было правдой: / Вот, все прошло, я все забыл, / И только это не проходит).

Человек существует, не понимая, реальность или иллюзия вокруг

Вывод Сехизмундо – необходимо творить добро, неважно, спим мы или бодрствуем: «Клотальдо:Что говоришь? Сехисмундо: Что я лишь сплю, / И что творить добро хочу я, / Узнавши, что добро вовеки / Свой след незримый оставляет, / Хоть ты его во сне свершил». Добро – этическая категория: творить добро – быть нравственным, достойным

Речь идёт о понимании действительности и пути человека как пути бед, требующих самоограничения и самоотречения. Человек должен выбрать позицию ограничения своих земных желаний добровольно: см. Сехизмундо говорит:«А с духом менее свободным / Свободы меньше нужна мне» à получает власть à теряет à получает снова à наказывает предводителя восстания, т.к. он преступил закон (эволюционирует от человека, желающего полной и ничем не ограниченной свободы, к человеку, подчиняющемуся закону).

В этой пьесе не так много действующих лиц, но действие её – двуфокусно – тут две линии интриги (соответственно, единства действия нет): Росаура (и Астольфо) и Сехизмундо (и его жизнь-сон).

Также важно отметить следующее: Сехизмундо любит Росауру, но отрекается от неё, так как должен восстановить её честь (пусть идёт за Астольфо), а он, по рангу, – муж Эстрейи

История создания и постановки

Трагедию «Сид» (которую сам он определял как «трагикомедию», подчёркивая счастливый финал, невозможный для трагедии) Корнель написал в 1636 году, находясь в Руане. Главным героем пьесы стал герой испанской Реконкисты Родриго Диас, известный как Сид Кампеадор, а в качестве литературного материала для обработки Корнель использовал испанские романсы и драму испанца Гильена де Кастро «Молодость Сида». Из этой пьесы он позаимствовал 72 лучших стиха (Литературная энциклопедия указывает, что подобные заимствования в эпоху классицизма не были исключительным явлением).

Первая постановка «Сида» была осуществлена в Théâtre du Marais в декабре 1636 года (по другим источникам, в январе следующего года).

Жизнь есть сон

Кальдерона, думаю, все более-менее помнят. Этот билет – две странички компиляции из материалов для коллоквиума и краткий пересказ драмы.

Драма Кальдерона «Жизнь есть сон», опубликованная в 1636 г

., — пожалуй, самая загадочная и глубокая драма Кальдерона. Мысль обыстротечности, кратковременности человеческой жизни , породившая метафорическое уподобление ее сну, — одна из древнейших. Мыслители и художники барокко были особенно сосредоточены на проблемебренности и иллюзорности земного бытия, противопоставляя им вечность и бессмертие духа

Важной драму «Жизнь есть сон» можно с

Анализ произведения «Жизнь есть сон»

Сехисмундо — наследный принц, государства Полония, который растёт в башне-тюрьме без человеческого общества. Единственным человеком, которого он видел, был тюремщик Клотальдо. В результате Сехисмундо рос в печали, и каждый день думал, почему у него такая судьба. Он думал, почему Бог дал волю речке, рыбе, птице, зверю, а его обделил. А в ходе своих размышлений и страданий он приходит к тому, что ничего плохого не делал, и может быть виновен лишь в том, что родился.

Отец принца — король Басилио, увлекался астрологией. И вот однажды, звёзды предсказали королю, что его сын принесёт смерть матери, будет сеять вокруг смерть и хаос и даже, поднимет руку на отца. И первое предсказание сбылось: мать Сехисмундо погибла после родов. Басилио принимает решение заключить новорожденного принца в темницу, дабы спасти государство и себя от своего сына.

Так, по воле звёзд и отца, Сехисмундо оказывается заточенным на долгие годы в темницу. Но всё меняется, когда переодетые в мужскую одежду Росаура и её слуга случайно находят башню Сехисмундо. Они входят вовнутрь и встречают принца, который был очень удивлён, встретив незнакомых людей

Но их голоса привлекают внимание Клотальдо, который зовёт на помощь стражу. Однако принц яростно защищает путников, угрожая, что если с ними что-то случится, то он закончит жизнь самоубийством

Но кое-что удивило Клотальдо: шпага, находившаяся у Росаулы (которую все до сих пор считали мужчиной) была отдана самим Клотальдо его любимой Вьоланте. Он пообещал ей когда-то, что поможет любому кто принесёт ему эту шпагу. Клотальдо начал догадываться, что этот мужчина — его сын. Тем временем Басилио терзаемый уговорами Астольфо и Эстельи (сына его младшей сёстры и старшей дочери) оставить престол им, он признаётся, что у него есть сын.

Приказав слугам дать Сехисмундо снотворного и перенести его во дворец, он хотел испытать правдивость предсказания. Но очнувшийся новоиспеченный король Сехисмундо был жесток и резок, и даже сбросил с балкона в море слугу, который ему посмел возразить. Басилио, разочаровавшись в сыне, приказал напоить его опять снотворным и отнести назад в тюрьму, сказав, что всё что было — сон.

Сехисмундо проснулся в недоумении и снова разочаровался в своей судьбе. Однако Клотальдо сказал ему слова, которые изменят его жизнь в будущем: добро — и во сне добро. А король тем временем решает отдать трон Астольфо и Эстельи, но народ не хочет принимать чужаков (Астольфо был принцем далёкой Московии) и устраивает бунт. Они освобождают Сехисмундо и присоединяются к нему. Войска принца побеждают защитников Басилио и король сдаётся, готовясь к смерти. Но Сехисмундо прощает его, став пред ним на колени ведь добро — и во сне добро.

В итоге Астольфо женится на Росауре (они были давно связаны узами любви, но не могли жениться из-за низкого происхождения Росауры, Клотальдо признал её как свою дочь и влюблённые стали равны по происхождению). Сехисмундо женился на Эстильи ( хоть и любит Росауру, но идёт на уступки ради её счастья). С тех пор Сехисмундо был добрым и справедливым королём.

В своей драме Педро Кальдерон хотел показать, что даже если жизнь человека оказывается во власти звёзд, ему под силу всё исправить.

Завязка

Завязка стоит отельной от экспозиции. Завязка представляет собой введение динамического мотива, который определяет фабульное развитие. Завязка обычно определяет весь ход событий драматического произведения. Самым типичным приором драматической завязки является любовь героев, которая встречает преграды на своём пути. Завязка имеет прямую связь с развязкой. Место завязки может быть, как непосредственно в экспозиции, так и в середине пьесы. В некоторых произведениях несколько первых актов содержат побочные эпизоды, которые представляют собой косвенную экспозицию, и лишь в середине пьесы мы можем наблюдать первый динамический мотив фабулы.

4Новелльная

Новелльная композиция предполагает явное деление фильма на ряд новелл или эпизодов. Причем если в фильмах с реальным временем нет разрывов в действии, то здесь дистанция между эпизодами принципиально важна, например, для сравнения ситуаций и героев в разных условиях и в разные периоды.

Вспомним фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года», где новелльность заключена уже в названии, — мы видим девять эпизодов из жизни трех друзей, произошедших с ними за год. К новелльной композиции часто прибегает Ларс фон Триер. Например, элементы такого подхода есть в его недавнем «Доме, который построил Джек» — разрывы между эпизодами помогают подчеркнуть эволюцию (или скорее деградацию) главного героя-маньяка.

Система выходов

В драматическом произведении немаловажную роль играет мотив выходов и уходов героев произведения. В старой традиции существовал принцип единства места, поэтому персонажи просто выходили на сцену, произносили свою речь и так же немотивированно уходили, в этом случае использовалось отвлеченное место. Постепенно отвлеченное место стали заменять на место сборища людей, например, гостиницу, ресторан, площадь. В XIX веке декорациями драматического произведения была одна из комнат, например, комната главного героя, остальные события происходили в местах легко мотивируемых на собрание персонажей, например, бал, именины и так далее.

Билеты (вариант 1) 3. Жанр религиозно-философской драмы в творчестве П. Кальдерона. Пьеса «Жизнь есть сон» как «квинтессенция» мировосприятия барокко.

3. Жанр религиозно-философской драмы в творчестве П. Кальдерона. Пьеса «Жизнь есть сон» как «квинтессенция» мировосприятия барокко.

Особенности драматургии: 1) стройная экспозиция, композиция 2) интенсивное драматическое действие и его концентрация вокруг 1-2 персонажей 3) схематизм в изображении характеров героев 4) экспрессивный язык (часто он обращается к метафоре, переходу)

Творчество можно разделить на 2 периода: 1) ранний – до 1630х гг. – преобладает жанр комедии 2) с 30 – до конца жизни. Поздний период, принимает сан священника, меняется его мировосприятие и направленность его творчества. Появляется новый жанр – обозначает священное действие (сегодня это морально-философская религиозная драма)

Драма “Жизнь есть сон”. Написана в 1635г. История польского принца Сигизмунда, когда родился отцу предсказание – сын будет жестоким. С детства заточил сына, был у него лишь учитель. Проходит время, отец решает проверить предсказание. Попадает на бал, проявляет свой нрав. Заточение снова.

Сигизмунд показан как человек, каким он вышел из лона природы. Он морально зависит от природы, от своих страстей. Подтверждением является слова самого Сигизмунда: “совмещение человека и зверя”. Человек, так как он мыслит и его ум пытлив. Зверь, так как раб своей природы.

Он не считает, что звериное начало только от природы. Был с рождения поставлен в такие жесткие условия, что превратился в человека-зверя. Он обвиняет своего отца. Иронизирует, что в нем пытались звериное начало, доведя его до звериного состояния. Считает, что человечность нужно утверждать не силой. После пробуждения происходит преображение принца. Он спрашивает слугу о том, что было. Он говорит, что все было сном, а сон есть нечто преходящее. Он пробудился ото сна, где был принцем, но не пробудился от сна жизни. В этот момент он приходит к выводу: все чем он живет (королевская власть, богатство) – это сон, но сон богатого человека. Бедность – сон бедного человека. Все это сны в любом случае. Вся человеческая жизнь это сон

Значит все это не столь важно, ни стремления, ни тщеславия, поняв это принц становится мудрым человеком

Поднимается тема, идея самовоспитания человека (которое сопрягается с разумом). Разум помогает принцу победить страсти.

он свободен меньше чем они.

своих династических прав, а ради восстановления человеческих прав. Помня свой путь от зверя к человеку, Сигизмунд помиловал отца, оставил его в живых.

Драматургический метод Кальдерона состоит в обнажении жизненных противоречий. ОН проводит своего героя через враждебные обстоятельства и раскрывает его внутреннюю борьбу, ведет героя к духовному просветлению. Это произведение отвечает законам барокко. 1

) действие происходит в Полонии (Польша), но это абстрактное место, нет конкретизации времени, герои схематичны и выражают идея автора, а не являют собой ценностный образ. 2) Герой не статичный (изменяется и формируется под внешними обстоятельствами) 3) Во вступлении отражение идеи о враждебности, хаотичности окружающего мира, о страданиях человека (монолог Росауры)

Язык драмы изобилует украшениями, Особенно часто метафоры и аллегории, Сложные синтаксические конструкции. Многослойная композиция: несколько сюжетных линий (центральная: линия любовной тематики).

Анализ Философская драма Кальдерона «Жизнь есть сон».

Знаменитая пьеса Педро Кальдерона де ла Барка впервые была представлена публике в 1635 году. Созданная в период расцвета испанской литературы, она стала одним из знаковых произведений своей эпохи. В ней драматург наиболее полно раскрыл истинную сущность человеческого бытия и натуры. А помог ему в этом им же разработанный жанр религиозно-философской драмы.

«Жизнь есть сон» — пьеса из трёх «хорнад» (действий). Слово «хорнада» имеет испанские корни и обозначает «жизненный путь человека, пройдённый за день». Художественное время драмы как раз и состоит из трёх дней. Три хорнады становятся в пьесе и тремя этапами взросления человеческой души.

В первый день мы видим Сехисмундо – человеком, который мало чем отличается от зверя: он всю жизнь провёл среди диких скал и ему знакомо лишь это естественное существование, лишённое человеческих чувств и морали.

Вырванный из привычной ему среды, герой проявляет себя как настоящий зверь – жестокий, кровожадный, мстящий за свои былые унижения всем, в том числе, и родному отцу. Власть второго дня открывает в Сехисмундо самые худшие качества – эгоизм, несдержанность, похоть.

Проснувшись в темнице, бывший принц приходит к выводу, что «жизнь – есть сон», и не изменяет ему даже после того, как узнаёт от Росауры подробности своего вполне реального царствования. В уста Сехисмундо Кальдерон вкладывает основное христианское положение всех времён и народов: «Мы здесь до пробуждения спим». Осознав это, Сехисмундо решает творить добро, как то единственное, что оставляет свой след – как во сне, так и в человеческом существовании.

Справиться со своими животными наклонностями герою удаётся только после знакомства с жизнью – её радостями и огорчениями, её богатством и тщетой. Таким образом, автор утверждает идею человечности

, живущей в каждом из нас и находящей себя вопреки всему. Главное, чтобы сам человек осознавал себя личностью, способной как на дурные, так и на добрые поступки.

12«Плетенка»

Трейлер фильма «Магнолия» (1999)

«Плетенкой» называют такой способ построения композиции, где параллельно развиваются или перекрещиваются несколько равнозначных сюжетных линий. «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита — это, вероятно, самый первый пример этого подхода. Там зритель наблюдает одновременно за четырьмя историями, разворачивающимися в разные эпохи: Древний Вавилон и история царя Валтасара, Древняя Иудея и история Христа, Франция эпохи Позднего Возрождения и Варфоломеевская ночь, а также современная зрителю Америка начала XX века и казнь невинного человека. Эпизоды четырех сюжетов чередуются, выявляя параллели между разными эпохами.

Более современный пример использования «плетенки» — «Облачный атлас» Тома Тыквера и тандема Вачовски, где разворачиваются шесть взаимосвязанных историй. Другие близкие фильмы — «Магнолия» Пола Томаса Андерсона, «Столкновение» Пола Хаггиса, «трилогия смерти» Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Ключевая мысль подобных картин — всеобщая взаимосвязь действий и явлений, причин и последствий.

Развязка

Развязка обычно в драме имеет традиционной вид, это или гибель героев, или катастрофа, возможно свадьба. В драме развязка отходит на второй план так как в этом жанре главным является не итог произведения, который чаще всего легко предсказуем, интерес в данном случае представляет то как герои справляются с клубком препятствий на своем пути

Особое внимание в драме принадлежит моменту перед развязкой, самому напряженному моменту, в котором возможны несколько вариантов развития событий. Драматизм произведений зависит от его остроты и художественности построения

В конце произведения обычно имеет место быть речь, которая резюмирует всё моральное значение пьесы.

Система речей

Классическое драматическое произведение весьма наглядно демонстрирует приемы мотивировки разговоров. Для того чтобы показать мотивы, которые имели место быть вне сцены чаще всего авторы прибегали к использованию вестников или гонцов. В признаниях прибегали к монологам или речам в сторону (предполагалось, что остальные персонажи не слышат эти слова). Монологи так же часто сменялись диалогами с наперстниками или наперстницами – персонажами, которые не имели отношения к сюжету произведения, их главной ролью было оправдание длительных речей персонажей о своих намерениях, чувствах, наперстник выслушивает своего героя и указывает направление его монологу. Когда появлялась необходимость ввести внелитературный материал, автор прибегал к использованию резонера — рупора авторских сентенций. Несмотря на то, что в XIX в. классическая система персонажей была сломлена, роль вестников, наперсников и резонеров не исчезла, ее стали исполнять эпизодические персонажи. Практически в каждом драматическом произведении можно найти персонажей, которые выполняют функцию рупоров, наперсников, резонеров.

5Эллиптическая

Сцена из фильма «Фотоувеличение» (1966)

Эллиптическая композиция также предполагает, что часть действия остается за кадром, однако из истории выпадают не промежуточные «скучные» события, а, наоборот, те, что кажутся наиболее важными. Хрестоматийные примеры такого решения можно найти у Микеланджело Антониони.

В «Приключении» завязка связана с исчезновением девушки, однако после непродолжительных поисков и герои, и автор как будто бы забывают о происшествии, а конфликт — что же произошло с героиней? — так и не получает разрешения. В «Фотоувеличении» пропущен важный эпизод с другого конца — мы весь фильм следим за расследованием, но так и не узнаем, с чего начался конфликт, откуда в парке взялся труп.

Жанр и характеристика пьесы Кальдерона

Главной темой пьесы является поиск истины, размышления о свободе и судьбе. Основная интрига заключается в особенностях сюжета: принц Сегисмунд, рожденный в заключении, вырастает воспитываемым в тюремных условиях и узнает о своем истинном происхождении. Кальдерон проводит параллели между Сегисмундом и всеми людьми, живущими в мире, где сон и реальность переплетаются.

Характеристика пьесы Кальдерона включает в себя такие особенности:

  1. Возможность размышления над вечными философскими вопросами: судьба и свобода, истинное и ложное.
  2. Сильная символика и аллегории, которые помогают автору передать свои мысли и идеи.
  3. Единая система персонажей, где каждый из них выполняет свою роль в пересекающихся сюжетных линиях.
  4. Комплексная структура, которая включает элементы фантазии и реальности.
  5. Глубокое психологическое и философское осмысление мира и человеческой природы.

Разнообразие тем и аспектов, которыми занимается Кальдерон, делает его пьесу универсальной и позволяет каждому зрителю и читателю находить в ней что-то свое. «Жизнь есть сон» – это произведение, которое продолжает волновать и вызывать интерес у современной аудитории.

Конфликт и напряжение

Конфликт между Сигизмундом и его отцом, королем Базилем, создает высокую степень напряжения в драме. Сигизмунд жаждет свободы, хочет жить настоящей жизнью и сам решать свою судьбу. Он готов сразиться с отцом, даже если это приведет к войне и кровопролитию.

В драме присутствует также конфликт между отцом и сыном. Базиль хочет сохранить власть и контроль над Сигизмундом, чтобы избежать угрозы его престолу. Он видит в Сигизмунде опасность для своего королевства и делает все, чтобы подавить его силу и потенциал.

Картина конфликта и напряжения в драме Кальдерона создается не только через диалоги героев, но и через различные драматические события и повороты сюжета. Например, победа Сигизмунда в конечном счете заставляет Базиля признать его в качестве наследника престола, но это событие сопровождается тревожными предсказаниями о будущих кровавых битвах и несправедливости.

Главные элементы конфликта и напряжения:
— Свобода против предопределения
— Сигизмунд против Базиля
— Отец против сына
— Силовое противостояние и потенциальные войны
— Тревожные предсказания о будущем

Обзор темы «Жизнь есть сон» в творчестве Кальдерона

Основная идея «Жизни есть сон» заключается в том, что мир является чем-то неопределенным и нереальным, а жизнь человека — просто сон. Главный герой пьесы, Сегизмунд, просыпается из своего сна и обнаруживает, что его жизнь и его действия были всего лишь игрой судьбы. Он осознает, что он не может контролировать свою судьбу и свободу в жизни.

Тема сна и реальности также присутствует в других произведениях Кальдерона. В «Докторе, чудаке и великане» главный герой оказывается в мире, который кажется сущим сном, в то время как в «Жизнь это сон» граница между сном и реальностью оказывается размытой. Это создает атмосферу неопределенности и вызывает вопросы о природе реальности.

Тема судьбы и свободы также играет важную роль в творчестве Кальдерона. Он задается вопросами о том, может ли человек контролировать свою судьбу или его жизнь предопределена. Герои его пьес стремятся найти свою судьбу и осознать свою свободу, но часто сталкиваются с непреодолимыми преградами и ограничениями.

Таким образом, тема «Жизнь есть сон» является одной из ключевых тем в творчестве Кальдерона, отражающей его философский взгляд на мир и жизнь человека. Эта тема вызывает много вопросов и позволяет читателю задуматься о смысле жизни и роли судьбы и свободы в нашей жизни.

Образы и конфликт

«Сид» — первая пьеса в французской литературе, в которой раскрыт основной конфликт, занимавший писателей эпохи классицизма, — конфликт между долгом и чувством. Хотя выбор герои последовательно совершают в пользу долга, Корнель стал первым, кто показал связанные с ним душевные муки, которые отражены в словах Химены: Начало цитатыУвы! Моей души одна из половин

Другою сражена, и страшен долг, велевший,

Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.Конец цитаты

Конфликт между честью и личным счастьем Корнель разрешает, вводя идею ещё более высокого долга, чем долг родовой чести, — долга перед страной, перед монархом, который в «Сиде» трактуется как единственно подлинный. Выполнение этого долга превращает Родриго в национального героя, над которым не властны обычные феодальные этические нормы, которые сменяет государственная необходимость.

Образы «Сида» также характерны для классицизма, вызывая восхищение и преклонение своей героической цельностью. Такой стиль изображения персонажей одной краской — либо полностью положительными, либо негодяями без единой светлой черты — типичен для всего творчества Корнеля, а создание образов рыцарей без страха и упрёка диктовалось историческим периодом, который в тот момент переживала Франция, нуждавшаяся в образцовых героях.

Жизнь есть сон Кальдерона: персонажи и их роль

В драме «Жизнь есть сон» испанского драматурга Кальдерона де ла Барка, персонажи играют важную роль в развитии сюжета и выражении основных идей произведения. Кальдерон создает ярких, многогранных и символичных персонажей, которые отражают различные аспекты человеческой природы и философские проблемы.

Сегизмундо

Сегизмундо — главный герой и один из самых загадочных персонажей пьесы. Он вырос в заключении, и после освобождения у него возникает мучительный конфликт между его внутренним миром и внешними обстоятельствами. Под влиянием своей непокорности и гордости он совершает ужасные поступки, что позволяет автору обсудить тему свободы воли и предопределения.

Клара

Клара — дочь короля и поэтому принцесса. Она символизирует благородную и чистую любовь. Клара верит в возможность истинной любви, способной преодолеть обстоятельства и трагедии. Ее роль в произведении заключается в создании конфликта между страстью и долгом, а также в сжалении Сегизмунда, когда она превращает его во властного правителя.

Астрея

Астрея — эмблема женственности и добродетели. Она влюблена в Сегизмунда и совершает серию тайных посещений к нему. Астрея символизирует надежду на лучшее и возможность перемен. Ее роль заключается в подчеркивании связи между Астреей и Сегизмундом, а также показании поворотного момента в жизни Сегизмунда.

Клотальдо

Клотальдо — отец Сегизмунда и главный антагонист в пьесе. Он является своеобразным представителем сильной воли в противостоянии с предопределением и судьбой. Клотальдо представляет понятие королевской власти, жесткости и борьбы за сохранение власти, даже за счет человеческих страданий.

В заключение, персонажи в пьесе «Жизнь есть сон» Кальдерона де ла Барка играют ключевую роль в выражении философских идей произведения, в создании конфликтов и символических моментов. Комплексность и многогранность характеров позволяют автору задавать вопросы о смысле жизни, свободе воли и жестокости судьбы.

2Двухактная

Сцена из фильма «Заводной апельсин» (1971)

Гораздо реже, чем трехактная, встречается двухактная композиция. Она может включать два контрастных действия или же подготовку к действию в первой половине и его реализацию во второй. Большим любителем двухактной композиции был Стэнли Кубрик. «Заводной апельсин», «Барри Линдон», «Цельнометаллическая оболочка» строятся именно на двух актах.

В «Заводном апельсине» акты контрастируют благодаря образу главного героя: в первой части он — адепт «ультранасилия», а во второй — беззащитная жертва. В «Цельнометаллической оболочке» первый акт — подготовка к войне, второй — сама война. В отечественном кино яркий пример двухактной композиции — «Летят журавли» Михаила Калатозова, где водоразделом между почти равными частями становится внезапная гибель героя, которого мы считали главным.

Оппозиция внешней и внутренней свободы

В центре пьесы Кальдерона «Жизнь есть сон» — конфликты между человеком и природой, личностью и властью, свободой воли и роком. Причем конфликт рока и свободы воли является особенно значимым. Все герои пьесы так или иначе вынуждены бороться с судьбой.

И в первую очередь, это Басилио – король, чью волю выполняют остальные персонажи. Но воля Басилио бессильная перед судьбой. Король, пытаясь избежать предсказанного, напротив, поступает согласно воле рока – если бы он не запер сына в темнице, Сехизмундо бы не возненавидел все вокруг. Королю не удается избежать судьбы, так как он не пытается повлиять на ситуацию, изменить ее «изнутри», а вместо этого «регулирует» ее внешне, лишив внешней свободы своего сына.

Принц Сехизмундо становится жертвой воли отца и воли рока. Принц сетует на то, что его лишили свободы. Для него лишение свободы равно лишению воли – в сознании принца внешняя свобода совпадает со свободой внутренней. Дальнейшее развитее сюжета идет через оппозицию внешней и внутренней свободы. В первой хорнаде у польского принца нет ни внешней, ни внутренней свободы, так как он их не отделяет друг от друга, но уже во второй хорнаде он свободен внешне и за это благодарен судьбе. Однако Сехизмундо не понимает, что внешняя свобода без свободы внутренней – ничто. И в третьей хорнаде принц учится отделять вечные ценности от ценностей мимолетных, обретает внутреннюю свободу. В четвертой хорнаде Сехизмундо обретает и внешнюю свободу.

Замечание 1

«Хорнада» — это древнее испанское слово, означающее «путь, пройденный человеком за день».

Принцу удается победить рок лишь потому, что он сумел изменить себя изнутри, а не пытался влиять на свою судьбу внешними действиями. Став наследником престола, Сехизмундо приобретает возможность своей волей оказывать влияние на других. Например, именно благодаря Сехизмундо состоится свадьба Астольфо и Росауры. Сехизмундо, изменив себя, изменил свою судьбу. Или изменил себя по воле судьбы?

С судьбой сражается и «двойник» Сехизмундо – Росаура. Возлюбленный девушки, герцог Астольфо, покидает ее против своей воли. Росаура говорит о том, что у нее был выбор – ехать за Астольфо или остаться. И она выбирает первое, пытаясь противостоять воле судьбы. Но Росаура не собирается давать свободу выбора Астольфо – если он по воле короля (по воле судьбы) или по своей воле откажется жениться на ней, она просто его убьет. Росаура по воле судьбы попадает к башне и по воле короля должна умереть. Однако по воле судьбы она встречает своего отца Клотальдо. Он хочет ей спасти жизнь. Росаура не умирает – снова по воле короля (или по воле судьбы?). здесь можно заметить, что воля человека (короля) и воля судьбы противоречат и друг другу, и сами себе. Росаура по воле судьбы знакомится с принцем. В дальнейшем по воле принца состоится ее свадьба с Астольфо.

Судьбу пытается победить и слуга Росауры, Кларин. Он прячется во время сражения и оказывается единственным убитым. Слуга не смог преодолеть рок, потому что, по мысли писателя, судьбу может преодолеть только тот, кто сумел преодолеть себя. История Кларина схожа с историей Басилио – они оба пытались повлиять на свою судьбу внешне. И оба являются примером того, что полагаясь лишь на свои силы, человеку не преодолеть рок.

Замечание 2

Кальдерон также показывает, что воля рока не зависит от сословия.

Интересен и образ отца Росауры, старика Клотальдо. Для Сехизмундо воля Клотальдо – практически божественная воля, так как она обусловливает в жизни принца все. Сам старик в это время выполняет приказы Басилио, подчиняя ему свою волю. Вознамерившись спасти дочь, он, по воле рока, пытается противостоять воле короля.

О судьбе говорят Астольфо и Эстрелья. Астольфо считает, что беды происходят по воле судьбы. И примерно так же думает и Эстрелья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: