Введение в зависимости от типа эссе
Сейчас немного углубимся в типы эссе и что там нужно писать.
Если эссе построено на многочисленных аргументах, обязательно суммируйте их во вступлении
Читателю так будет проще понять, нужно ли читать дальше (как и преподавателю).
Если работаете над художественным эссе, постарайтесь завладеть вниманием того, кто читает. Такой тип эссе к этому располагает: используйте метафоры, сравнения, аллегории и прочие хитрости самовыражения.
Вступление к эссе на тему искусства и развлечений писать легче, если связать детали с основным текстом, расставить маячки для читающих.
Если сочинение технического или научного характера, не стоит выходить за рамки
Меньше творчества, чуть больше конкретики. Ваша задача — проинформировать о серьезных и важных вещах.
В журналистском эссе больше внимания уделяется фактам, а не мнению пишущего. Постарайтесь быть объективными. Не пытайтесь убедить или переубедить. Просто описывайте.
В сочинении главное – соответствовать критериям, приберегите творческие порывы
Конечно, очень приятно написать сочинение полностью самому. Придумать все обороты, красивые сравнения. Но очень неприятно получить потом плохую оценку, потому что использовано это не в том месте и не с тем смыслом.
При написании сочинения очень важно соответствовать критериям
Помните, что при написании сочинения главное – соответствовать критериям.
Можно не придумывать колесо, вот небольшой перечень клише для вступления:
Все сталкивались с …
Нельзя отрицать важность … в нашей жизни.
Часто мы задаёмся вопросом …
В произведении … автора … поднимается проблема …
Чтобы уж совсем не напрягаться, можно в качестве вступления использовать какую-нибудь цитату, но следите, чтобы эта цитата содержала высказывание именно по вашей проблеме. Цитирование даст вам дополнительные баллы.
Также очень здорово, если вам есть, что сказать во вступлении, если вы хотите рассказать о проблеме со всех сторон, и у вас есть свои мысли по каждой теме, но помните, что проверять это будут люди.
А им хочется просто увидеть чёткое соответствие критериям и поставить вам хорошую оценку. Они мало вчитываются. Не используйте слишком сложные конструкции, есть большой шанс допустить ошибку.
Не мудрите. Сочинение – это не тест. Тут есть человеческий фактор, и если ваше сочинение сядет проверять человек не в настроении, то ему не захочется перечитывать по 2-3 раза одну фразу, чтобы вникнуть в суть.
Написание сочинения по литературе – очень трудная работа. Когда вы напишете такое вступление в сочинении, у вас всё разложится по полочкам, так как вывод уже автоматически будет готов (вывод – то же, что и вступление, но другими словами).
А доказательства – это просто ваши размышления, написать то, что ты думаешь, совсем не трудно, главное грамотно это оформить.
Не стесняйтесь пользоваться клише и высказывать своё мнение в сочинении.
В этом видео вы узнаете, как нужно писать вступление к сочинению:
Как написать лид: самые эффективные методы
Метод 1: «перевернутая пирамида»
При таком способе материал подается следующим образом: важные сведения размещены в первом абзаце, а дальнейший текст служит расшифровкой для главной информации. Автор должен как можно быстрее ответить на следующие вопросы:
- Что именно произошло?
- Когда это произошло?
- Где произошло событие?
- С кем оно произошло?
- Почему это произошло?
Ответы на вышеперечисленные вопросы должны быть уже в первом абзаце.
Метод 2: «скользкая горка»
При такой методике абзац начинается с лаконичной фразы, после которой следует интересный рассказ с эмоциями. Каждая следующая фраза не раскрывает загадку, а интригует читателя, побуждает его к дальнейшему знакомству с текстом. Интерес должен усиливаться от одного предложения к другому.
К примеру: Продавать товары непросто. Особенно в сфере, где ваши конкуренты расходуют тысячи долларов на рекламную кампанию. Тем не менее если не следовать поведению большинства, а хорошо подумать, вполне возможно стать лидером. Вот как это можно сделать.
После третьего интригующего предложения читателю захочется изучить информацию дальше.
Метод 3: используйте вопросы
Они эффективны, потому что читатели на уровне подсознания дают на них ответы, а это вовлекает в изучение текста. Хорошо, если такие вопросы будут интригующими.
Примеры:
— Вы хотите жить хорошей жизнью на пассивные доходы?
— Сколько времени у вас уходит на принятие ванны?
Используйте этот метод с осторожностью. Некоторые копирайтеры любят использовать в тексте много риторических вопросов: «У вас еще нет самоката? Никак не можете выбрать подходящую модель?»
Это пример неинтересного и неинформативного начала.
Метод 4: пользуемся фактами и статистикой
Люди любят знакомиться с простыми и интересными для них данными.
К примеру: «По статистике, всего у 1,5% людей в мире рыжие волосы».
Метод 5: напишите новость
Это еще один подход, который вызовет интерес, а возможно, и дискуссию. Информация об интересном факте не останется без внимания, особенно если в сообщении имеются статистические данные или мнения профессионалов в той или иной сфере.
Лид может выглядеть следующим образом: «49 сенаторов не присоединились ни к одному проекту закона и не внесли своих предложений за последний год».
Метод 6: напишите фразы-провокации
Вы можете начать статью с провокации, которая будет вызывать у читателя негативные эмоции.
Например: «Глупо работать на другого человека», «Если вы не существо из инопланетного мира, вы прочитаете эту статью».
Читателей заинтересует неожиданная информация. Помните, что в тексте статьи вы должны нейтрализовать первоначальный негатив.
Метод 7: используйте сторителлинг
Люди любят читать истории, особенно те, из которых можно извлекать уроки. Вы можете поделиться с читателями своим жизненным опытом, рассказать необычную историю, которая соответствует теме статьи (даже из жизни вашего знакомого).
Метод 8: заставьте читателя включить воображение
К примеру: «Представьте, что вы стали капитаном подводной лодки», «Вообразите, что вы попали в древнее племя к людоедам».
Метод 9: приведите личный пример
Читатели любят знакомиться с историями из жизни автора. При этом повествование может быть достаточно эмоциональным.
Например: «Я не был красавцем в школе, однако все равно пользовался успехом у самых эффектных девушек», «А сейчас я расскажу забавную историю, которая произошла со мной три месяца назад».
Метод 10: проведите небольшое тестирование
Интересный тест — это еще один способ, с помощью которого можно сделать лид интригующим, ведь читатели любят узнавать о себе что-то новое.
Например: «Ответьте всего на три вопроса, и вы узнаете свою сильную сторону», «Перед тем как продолжить чтение, пройдите тест и узнайте, допускаете ли вы ошибки в личных отношениях».
Качество и информативность лида лучше проверять только после завершения работы со всем материалом. Так вы сможете понять, связан ли первый абзац с основным текстом, несет ли лид ценность для посетителя сайта, помогает ли найти ответы на актуальные вопросы.
Существует несколько типов лидов. Не все из них носят универсальный характер, некоторые можно использовать только в определенных ситуациях. Если у вас не получается придумать гармоничный лид-абзац или возникли сомнения, попробуйте поэкспериментировать. Вы можете написать сразу несколько вариантов, после чего выбрать тот, который соответствует стилистике и теме статьи.
Регистрируйтесь на Бирже eTXT и экспериментируйте с лид-абзацами, придумывайте новые вступления и находите яркие, цепляющие решения.
Особые стратегии написания
Если вам кажется, что ничего из вышеперечисленного не помогает, не паникуйте. Я припрятал для вас особые стратегии. Вот они:
- писать вступление последним. Вступление необязательно писать первым. Если у вас уже сложился основной текст, начинайте с него. Вступительную часть сможете потом подстроить;
- работайте над идеями. Если вы теряетесь и не знаете, с чего начать, просто записывайте все идеи, которые приходят в голову. Потом выберете то, что подходит. Это точно работает;
- не бойтесь корректировок. Хорошие тексты не пишутся сходу. За ними стоят многочисленные корректировки. Перечитывание поможет найти ошибки, описки, неточности, нарушение логики и т. д;
- дайте кому-нибудь почитать написанное. Взгляд со стороны укажет на моменты, над которыми стоит поработать получше. А в процессе обсуждения вы найдете новые решения. Двойная польза.
Проверяем сочинение.
Проверяем на наличие орфографических ошибок, уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания, пунктуации и орфографии
«Тема не раскрыта»
Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета:
– Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: “Своеобразие конфликта в комедии А.С
Грибоедова “Горе от ума” или “Чацкий против фамусовской Москвы”. Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.
Составление плана сочинения
Для того, чтобы было легче приступить к процессу творчества, необходимо продумать план или структуру сочинения. Предварительно нужно понимать, на какую тему будет ориентировано сочинение. Конечно, рекомендуется оценить свое знание темы. Если требуется написать свое мнение о литературном произведении, то его нужно не только прочитать, но и проанализировать.
План сочинения в ЕГЭ (часть С) включает в себя следующие пункты:
- Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме текста).
- Проблема, поднятая в тексте.
- Комментарий.
- Позиция автора касаемо проблематики.
- Позиция ученика по упомянутой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
- Аргументы, подтверждающие или опровергающие позицию автора (приводится не менее двух аргументов, опираясь на жизненный и (или) читательский опыт).
- Заключение (1-2 предложения должны завершить сочинение, связать его с другими структурными единицами).
Кроме четкой структуры, следует придерживаться определенных требований к содержанию предмета творчества.
Общие правила написания сочинения, пошагово
Шаг первый: четко и полно сформулировать мысль, которую хотите доказать.
Полное сочинение-рассуждение состоит из следующих частей:
- вступление (несколько предложений для вовлечения читателя в тему);
- тезис (мысль, суждение, положение, сформулированное в соответствии с темой сочинения, которое нужно будет доказать);
- аргументы (каждый из них должен служить наглядным и убедительным доказательством основной мысли);
- вывод (повторяет тезис, но подкрепляет его обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д.).
После вступления и обозначения проблемы необходимо приступить к основной части сочинения, в которой содержатся аргументы и их содержание.
Оптимальное количество аргументов для школьного сочинения — три. Широко используемыми аргументами являются общеизвестные исторические факты (которые можно найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, учебниках, научных исследованиям и т. д.). Веским доказательством станут статистические данные, актуальные события. В практике школьных сочинений самый распространенный аргумент — литературное произведение, в котором отражается тема и основная проблема сочинения.
Аргументом может служить и личный опыт, но такое доказательство наименее убедительно и его рекомендуется представлять в виде дополнения к фактам, опирающимся на общепризнанные источники.
Шаг второй: подобрать аргументы, подтверждающие вашу авторскую точку зрения.
После основной части следует сделать вывод. Вывод углубляет тезис, содержит советы, правила, предлагает прогноз по той или иной проблеме.
Основные характеристики
Лирическое вступление – это часть текста, которая предшествует основной теме или сюжету произведения. В нем выступает автор с личными переживаниями, мыслями или эмоциями, устанавливая эмоциональный тон и создавая атмосферу для дальнейшего развития текста.
Основные характеристики лирического вступления:
- Интроспективность: В лирическом вступлении автор обычно обращается к себе, рассказывая о своих мыслях, чувствах и внутреннем мире. Это делает текст более эмоциональным и личным.
- Намеки на тему произведения: В лирическом вступлении автор может раскрывать некоторые детали будущей темы или сюжета, создавая интригу и заинтересованность у читателя.
- Использование стилевых приемов: Лирическое вступление может быть оформлено в определенном стиле, с использованием образных сравнений, метафор, риторических вопросов и других стилевых приемов. Это позволяет автору усилить воздействие на читателя и создать особую атмосферу в тексте.
- Символика и метафоры: Автор может использовать символику и метафоры в лирическом вступлении, чтобы передать свои эмоции и мысли более наглядно и эффектно.
- Краткость: Лирическое вступление обычно не занимает много места в тексте и является кратким. Это позволяет автору быстро установить эмоциональный тон и перейти к основной теме произведения.
Лирическое вступление может использоваться в различных жанрах текстов, включая поэзию, прозу, песни и другие формы литературы. Оно помогает установить связь между автором и читателем, передать эмоции и создать атмосферу произведения
Как правило, лирическое вступление является важной частью текста, определяющей его общий тон и настроение
Вступление
Введение — это первая часть (если вы не пишете конспект), с которой начинается трудная и ответственная задача написания работы. Главная задача при написании введения — сформулировать тезис*, который будет развиваться на протяжении всего эссе.
*- Тезис — это краткое изложение основной идеи, которую вам нужно доказать.
Лучше всего сформулировать тезис в виде вопроса — так вы сможете легко перефразировать тему для собственного понимания.
Виды вступления
- Традиционное. Здесь уместно ввести пару ключевых слов по теме, общее рассуждение по ней.
- Биографическое. Смело выбирайте этот вид вступления, если хорошо ориентируетесь в биографиях писателей. Здесь Вы можете продемонстрировать доскональное знание важных дат и этапов творчества.
- Лирическое. Подразумевает ответы на поставленные вопросы в теме, а также ответы на собственные вопросы: «Почему эта тема актуальная для меня», «Почему именно эту тему я выбрал» и т.д
- Историческое. Можно затронуть историческую тематику, связанную напрямую с произведением. К примеру, упомянуть Пугачевское восстание при написании сочинения по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.
- Аналитическое. Если Вы видите в теме сочинения такие слова, которые требуют разъяснения, их стоит проанализировать, раскрыв их суть («маленький человек», «лишний человек», «добро и зло», «честь», «дружба», «любовь».
- Сравнительное. Подходит для тем на основе сравнения (1-ый автор и 2-ой автор; 1-ый герой и 2-ой герой). Во вступлении в данном случае Вам нужно написать основания для сопоставления, которые Вы будете доказывать в аргументации.
Что можно написать во вступлении?
Не пишите ничего, что не относится к предложенной теме!
Е.Н. Ильин в своей книге «Как сдать экзамен по литературе» дал своим ученикам несколько вариантов вступления:
- Академический. «Писатель родился в … году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произве дение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в … году… ».
- От «я». «Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…» .
- «Киношный». Обычно он начинается с многоточия, за которым следует какой-то зримый образ. «…Ненастная ночь. За окном шумит ливень. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…» .
- Дневниковый. « Болконский… Кто же он такой? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, что это про меня. Хотя, конечно…».
- Цитатный. « Что вы, что вы с собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов … все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…» .
Многие из этих вводных не преподаются в школе, и не стоит начинать экспериментировать прямо на экзамене. Выберите один или два стиля вступления и проработайте их. Если вы решите писать творчески, будьте осторожны — ваше воображение может оказаться не лучшим критерием для оценки экзаменатора.
Что такое вступление и какую роль оно играет в сочинении
Сочинение состоит из трёх основных частей: вступление (формулировка проблемы, высказывание позиции), доказательство (размышления), вывод.
Вступление содержит главную мысль сочинения
Самое важное здесь – вступление, так как там содержится главная мысль, которую впоследствии вы будете доказывать или опровергать. Если вы неправильно её выделите, уже не имеет смысла ни доказывать эту неверную мысль, ни, тем более, писать вывод
Если вы неправильно её выделите, уже не имеет смысла ни доказывать эту неверную мысль, ни, тем более, писать вывод.
Как формулируется главная мысль:
главная мысль – это проблема, поднятая в каком-то тексте, высказывании и т.д.. Проблема – это конфликт. У конфликта всегда есть минимум две стороны. Нужно найти, что чему противопоставляется. Но помните, что не обязательно это будет два отдельных человека или группы людей, конфликт может быть с самим собой или вообще между какими-то явлениями природы
Ищите скрытые смыслы, только не заходите слишком далеко;
обращайте внимание на мелочи. Многие не могут выделить проблему, если идёт описание природы
Переносите характеристики природы на людей. «Хмурое небо» — хмурый человек. И сразу всё встаёт на свои места;
проблемы делятся на два типа: человек-общество, человек-природа. Первый более популярен, сюда входят любовные конфликты, конфликты из-за власти, проблемы одиночества, непринятия и т.д.. Во втором типе человек чувствует себя царём мира и восстаёт против природы в плохом смысле, губит её.
Проблема может таиться в любом высказывании главного героя, в любом его поступке, в каком-то событии.
Самые распространенные ошибки (на что обратить внимание)
Есть несколько основных распространенных ошибок при написании сочинения, учитывая которые, можно дать следующие советы:
- Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.
- Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью вводных слов: «вот почему», «из этого следует», «таким образом», «итак», «наконец» и т.д.
- Не допускайте перестановки частей текста, чтобы не нарушить логику изложения.
- Не искажайте факты, проверяйте достоверность приведенных данных. Все имена, даты, факты следует писать правильно.
Кроме того, для успешного написания любого текста необходимо пополнять свой словарный запас, т. е. читать больше литературы, а также углубленно исследовать интересующие темы, задавать вопросы квалифицированным людям и стремиться найти на них ответы.
Эссе-рассказ о себе: план и советы
Готовя сочинение о себе, школьники и студенты обычно допускают одну из двух ошибок:
- излагают недостаточно информации;
- пишут слишком большое произведение с лишними деталями.
Чтобы избежать этих ошибок, приведём структуру краткого эссе о себе.
Как написать сочинение о себе: структура и пункты плана
Написание эссе о себе может вызвать определённые трудности: не всегда учащиеся понимают, какую именно работу хочет увидеть преподаватель. Обычно подобные задания педагоги дают, чтобы ученик или студент подумал о своём внутреннем мире, жизненных целях, принципах и приоритетах.
Предлагаем следующий план сочинения о себе:
- Основные персональные данные (имя, возраст, место учёбы).
- Несколько слов о разных частях жизни (учёба, будущая карьера, хобби, семья и пр.).
- Самоанализ (положительные и отрицательные качества и черты характера).
- Принципы и ценности (главные жизненные установки).
- Перспективы (цели и планы на будущее).
Как написать эссе о себе: советы
Дадим несколько кратких рекомендаций, которые облегчат написание сочинения о себе:
- Всегда начинайте развёрнутое или краткое сочинение о себе с собственного представления (укажите, как вас зовут, сколько вам лет, где вы учитесь). Если у вас есть заветная мечта или цель, её также можно указать в начале.
- Сосредоточьтесь на позитивных моментах (что вы любите, что вам хорошо удаётся, какими талантами и склонностями обладаете).
- Анализируя свой характер, старайтесь быть объективными и не писать откровенную ложь (если вы постоянно опаздываете, не стоит упоминать о врождённой пунктуальности).
- Пишите о реальных целях и давайте им обоснования (не «я хочу выучить все языки мира», а «я бы хотел овладеть японским и китайскими языками, т. к. меня привлекает восточная культура»).
- Избегайте в работе общих фраз и клише: будет лучше, если преподаватель увидит в работе ваш авторский стиль, а не копию примеров из интернета.
- Завершать эссе надо четко и на позитивной ноте.
Чаще всего преподаватели предлагают формат мини-сочинения о себе, оптимальный размер которого — одна печатная страница.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Обычно учителя просят написать сочинение о себе на русском или английском языках
Что нужно помнить, перед тем как составлять лид
Первая задача копирайтера — вызвать интерес у читателя с помощью заголовка. Если читателя не заинтересует заголовок, до чтения лид-абзаца он не дойдет. В статье Как писать продающие заголовки 4U мы подробно разобрали, как создать беспроигрышный тайтл.
Существуют вещи, которые делают лид неинтересным. При написании первого абзаца избегайте следующего:
- банальных клише: «В настоящее время современные технологии», «Спорт — это жизнь»;
- очевидных вещей: «Женщины отличаются от мужчин»;
- длинных предложений на несколько строк;
- придаточных предложений: они усложняют восприятие текста;
- большого количества цифр;
- цитат в первом абзаце: читатель, не зная содержания материала, может не понять ход ваших мыслей.
- большого объема: лид не должен занимать более 15 строк. Долгое чтение первого абзаца утомит читателя, в результате ему точно не захочется изучать материал до конца.
Чтобы понять, правильно ли вы составили лид, предложите его прочитать знакомым. Перечитайте текст сами и удалите лишнюю информацию, которая не интересна читателям.
Как начать писать эссе
Примеры эссе, которые можно найти в Интернете, отличаются большим разнообразием. По своей сути жанр эссе предполагает значительную свободу творчества (куда большую, чем регламентированные ГОСТом и методическими пособиями курсовые и дипломные). Тематика эссе обычно отличается проблемностью и дискуссионностью – в этой работе недостаточно просто пересказать написанное в учебнике, как часто бывает в реферате, или применить методику решения задачи, как в контрольной.
При написании в эссе введения можно руководствоваться примером логики построения, знакомым по реферату, и начать с актуальности темы.
Пример 1
При этом нельзя забывать, что для эссе характерен скорее публицистический, чем научный стиль речи, поэтому шаблонам вроде «актуальность темы работы обусловлена…» в нем не место; зато допустимы риторические вопросы и обращения к читателю: «Задумывались ли вы о том, …» — или, как вариант: «Мало кто задумывается, что …».
Вступление к эссе может включать следующие аспекты:
- Актуальность темы.
- Исторический обзор, степень изученности проблемы, проявляемый к ней научный интерес.
- Характеристика объекта исследования (проблемной области), ее состояния и ключевой терминологии.
Рисунок 1. Пример введения в эссе
План – залог успеха.
Для того чтобы выстроить логическую цепочку обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст сочинения на абзацы.
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана
Важно, чтобы он был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение
В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, — сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на которые в работе даются ответы.
Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой его части
Сочинение должно «просматриваться» через план.
Любое сочинение состоит из трех частей.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов).
III. Заключение.
Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Например, план может выглядеть так:
Сочинение
Свет и тени натуры Обломова
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
План:
I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере
героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
1.1. барин — ленивец;
1.2. раб самому себе;
1.3. Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
3.1. доброта души;
3.2. любовь к детям;
3.3. любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.
План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
Рекомендации.
Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания, перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает сомнение можно заменить на синонимом. Основная часть должна быть более развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика переписывайте предельно внимательно.
При переписывании следите за стройностью и соразмерностью частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.
Признаки хорошего вступления и основные ошибки
Есть три признака, по которым можно отличить хорошее вступление от плохого — КЧГ (некоторые запоминают как «кочерга»).
Краткость, четкость, грамотность — признаки хорошего вступления
Всегда держите в голове эти характеристики:
- краткость. Вступление должно состоять из 3-5 предложений;
- чёткость. Чётко обозначьте проблему, во вступлении лить воду не надо;
- грамотность. В сочинении в целом, а во вступлении особенно не используйте конструкции, в которых не уверены. Чтобы точно убедиться в том, что вы не совершите ошибку, лучше использовать клише.
Теперь, в противовес тому, как «надо делать», рассмотрим основные ошибки. За что обычно снижают баллы на сочинении:
- неправильное выделение проблемы. Прежде чем взяться за написание, обдумайте то, о чём будете писать. Перенесите эту проблему в реальность, примерьте её на себя. Часто при написании сочинения люди спешат поскорее закончить и выделяют неверную проблему, чем перечёркивают всю дальнейшую работу. Если идёт описание природы, это не значит, что конфликт — человек-природа. Смотрите внимательно, скорее всего вместо природы вы должны представлять лирического героя;
- выделение сразу нескольких проблем. Выберите одну проблему, доказывать сразу несколько позиций не только очень сложно, но и совершенно не нужно;
- несоответствие доказательства вступлению. Так же часто встречается такое: выделил проблему верно, а пока доказывал, забыл, что доказываешь, и начинаешь писать полную ерунду, вместо того чтобы вернуться к началу, ведь это займёт лишнее время. Перечитывайте ваш текст полностью (особенно вступление) в процессе написания сочинения как можно чаще;
- общие фразы без конкретной формулировки. Бывает люди долго бьются над красивым началом, придумывают интересный оборот речи и в итоге забывают про то, что главная задача вступления – обозначить проблему, и мысль остаётся незаконченной;
- соединение вступления и доказательства.
Во вступлении должна быть только формулировка проблемы. Не надо там указывать произведения или события, на которые вы будете ссылаться в доказательстве, только если тема не предполагает размышления над одним конкретным произведением.