Анализ стихотворения есенина еду тихо слышны звоны

Понемногу: ответы на вопросы учебника к стихотворению с. есенина "пороша" для 4 класса

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека

Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Анализ стихотворения «Пороша» Есенина

Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.

Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.

Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.

В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.

Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.

Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.

Образы и символы

Как уже говорилось ранее, Есенину не свойственно прятать образы в описании и вводить загадочные символы. В стихотворении «Пороша» центральным образом является природа и все ее проявления, о которых поэт говорит открыто.

Автор описывает снег как природное явление, уделяет внимание лошади и дятлу как представителям животного мира и любуется просторами окружающего пейзажа. Каждый образ проникнут любовью и бережным отношением хозяина к своей земле

Можно предположить, что лирический герой, добрый и тонко чувствующий красоту человек, отправляется в какое-то путешествие и хочет запомнить каждый кусочек родного края.

История создания

Есенинское стихотворение «Пороша» очень нежное, красивое и мелодичное. Оно считается одним из лучших образцов пейзажной лирики XX века, в которой явно слышны фольклорные интонации.

Автор написал это небольшое произведение в 1914 году и потому оно относится к раннему периоду творчества Есенина.

Молодой поэт в то время находился в Москве. Большой город одновременно нравился и угнетал суетливостью, грязью. Сергей Александрович скучал по родным рязанским просторам, лесам, заснеженным полям. Все эти чувства и вдохновили его на написание стихотворения «Пороша».

5. Проблематика

Как таковых, никаких проблем автор в своем произведении не затрагивает. Он просто рисует картину умиротворенного зимнего леса, передавая всю свою любовь и тоску по малой родине.

6. Тематика

В произведении поднимается тема родины. Автор с любовью рисует прекрасный пейзаж, характерный его любимой деревне, а точнее, лесу за домами.

Бережное отношение, любование природой составляют основную тему стихотворения.

7. Идея

Автор написал это стихотворение, чтобы излить собственную тоску по малой родине, рассказать, как она прекрасна и неповторима.

8. Пафос

Есенин любуется лесными просторами, в каждой строчке чувствуется восхищение и особенно трепетное отношение к родине.

9. Система образов

Стихотворение – удивительный пример олицетворения пейзажа. Тут не просто образы деревьев или природы в целом, а настоящая волшебная сцена.

Перед нами предстают сказочные герои, оживленные воображением автора: заколдованный невидимкой лес, сосна-старушка, опирающаяся на клюку. Благодаря таким сравнениям стихотворение становится похоже на фольклорное произведение.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем произведения становится сама русская природа, заснувшая зимой. Автор олицетворяет все вокруг, и обычные деревья оживают перед восхищенным взором читателя.

Нельзя забывать и о лирическом герое, который тоже предстает как персонаж произведения. Ведь мы видим все происходящее именно его глазами.

11. Лирический герой

От лица лирического героя ведется повествование. Это он едет на лошади и видит разворачивающуюся вокруг чудесную картину.

Лирический герой здесь – художественная проекция самого Есенина, так как нам сообщаются именно его чувства и особенное восприятие окружающего мира.

13. Композиция

Формально стихотворение состоит из четырех частей. В каждом катрене рисуется своя маленькая картинка или деталь общего пейзажа.

Повествование развивается спокойно, линейно, без каких-либо явных композиционных точек.

14. Художественное своеобразие произведения

Стихотворение написано очень живым и невероятно образным, богатым языком. Причем, автор практически не использует высокой лексики. Вся ткань произведения состоит их простых слов, понятных любому человеку.

В этом заключается необыкновенный талант Есенина: суметь обычными выражениями нарисовать поистине волшебную картину.

15. Размер, рифма, строфика

  • Стихотворный размер – четырехстопный хорей.
  • Рифмовка перекрестная (АБАБ).
  • Стихотворение состоит их четырех строф, написанных катренами.

16. Средства художественной выразительности

  1. Практически все стихотворение – олицетворение природы: «дремлет лес», сосна «понагнулась как старушка», снег «стелет шаль».
  2. Встречаются эпитеты: «серые вороны», «белая косынка», «бесконечная дорога».
  3. Автор использует сравнения, причем как явные, так и скрытые: «словно белою косынкой повязалася сосна», «понагнулась как старушка», «бесконечная дорога убегает лентой вдаль».
  4. Для особой напевности, характерной фольклорным произведениям, в тексте присутствует инверсия: «скачет конь», «валит снег».
  5. Метафоры: «дорога лентой», «сказка сна».

17. Значение произведения

Произведение помогает понять, насколько тонко и необычно Есенин воспринимал мир и как глубоко, искренне любил свою родину. Оно является ярким образцом таланта автора – уметь в простом видеть волшебное и очаровывать читателя рисуемыми образами.

18. Актуальность

Каждый человек любит свою родину, и у каждого из нас есть места, особенно дорогие сердцу. Именно поэтому стихотворение актуально и в наше время.

Жанр, направление и размер

Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.

Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».

Анализ стихотворения Сергея Есенина Пороша

История создания

Данное произведение относится к ранним стихотворениям Есенина, когда поэт еще не определился до конца со своей стилистикой, и совершал творческие поиски. Стихотворение увидело свет в 1914 году, в Москве, когда юному Есенину было всего девятнадцать лет. Возможно, именно контраст большого и шумного города, с маленькой умиротворённой деревеней, откуда происходил поэт, и взывали внутри него те чувства, которые, в последствии, были выплеснуты в данное стихотворение. Ведь именно «Пороша» является одним из ярчайших примеров пейзажной лирики в творчестве поэта.

Тема

Главной темой, проходящей красной нитью через весь стих, является восхищение окружающей природой. Она богата и многогранна, и каждое ее проявление озарено прекрасной сказочной таинственностью. Поэт описывает ее с большим трепетом. Для него каждая деталь, вроде следов на снегу, или погнутой сосны, одинаково очаровательна.

Стих пропитан неприкрытой радостью автора от наблюдения картины раскинувшегося леса в зимнюю пору.  Именно этот образ явился главным источником вдохновения, и именно поэтому стих носит наименование «Пороша», ведь именно так называют выпавший ночью снег. Но в произведение читается не только любовь к природе, но и теплые чувства к тому, что можно называть малой родиной. В описание этих видов можно узнать родное село Есенина, Константиново.

Структура и композиция

Стих представляет собой четыре строфы, связанные темой природы. Несмотря на это каждая строфа раскрывает какой-то определенный композиционный сюжет.

В первой строфе происходит представление лирического героя, что пробирается через снег едя верхом. Герой расслаблен и находится в безмятежном спокойствии. Вероятно, он созерцает тишину, в которой слышен только шум ворон и стук копыт.

Во второй строфе герою приходится наблюдать лес, который будто покрыт пеленой сна, настолько он таинственный и загадочный

Особое внимание героя привлекает сосна, Настроение строфы мечтательное

В третьей строфе происходит раскрытие образа, с которым у лирического героя ассоциируется сосна. Она напоминает старушку, сгорбленную и в белой косынке из снега. Окружающий лес все еще покрывает тишина, прерываемая, изредка, постукиваниями дятла.

В последней строфе спокойствие и сонное умиротворение сменяется движением вперед, по широкому простору. Снова идет снег, и перед героем снова предстает дорога. Он вышел из спящего леса. Дальняя дорога и широкие просторы олицетворяют бескрайность и свободу жизни, и ее неопределенность.

Жанр

Это стихотворение относится к жанру пейзажной лирики. Оно написано четырехстопным хореем. Присутствуют и мужская и женская рифмы, что придает стиху большую выразительность.

Сейчас читают:

  • Мёртвые живые души по поэме Мертвые души сочинение

    Николай Васильевич Гоголь в своем произведении показал присущие обществу его времени проблемы. Делает он это, описывая характеры и образы жизни героев поэмы – помещиков и, конечно же, Чичикова.

  • Сочинение Как человек может сделать мир вокруг себя лучше? (итоговое сочинение) ЕГЭ 11 класс

    Можно часто услышать, как люди жалуются на жизнь, на проблемы на работе, в семье, на трудности и недопонимание в обществе. Постоянно жалуясь на что-либо, люди забывают, что они могут сами менять свою жизнь

  • Проблематика романа Обломов сочинение

    С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального.

  • Сочинение Моя сестра

    Моя сестра — это одна из самых важных людей в моей жизни. Она старшая из нашей семьи и всегда была для меня примером того, как нужно жить и как себя вести.

  • Сочинение Калининград — мой город

    Калининград находится на побережье Балтийского моря в устье реки Преголи. Это часть территории России, находящаяся между Литвой и Польшей. Когда-то он назывался Кёнигсберг и был столицей Восточной Пруссии.

  • Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри сочинение

    Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году, в эпоху позднего творчества поэта. Главной идеей его поздней лирики является тема одиночества. Поэт, через призму своего творчества, пришел

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№336 учебника 2019-2022 (стр. 157):

     Выпишите предложения в следующей последовательности: а) с не- приставкой; б) с не — отрицательной частицей. Расставьте недостающие знаки препинания.

     1. Замёрзший бор шумит среди лазур.., м..тёт в..твями с..неву небес, и кажется, (не)буря буд..т лес буйный лес, качаясь, буд..т бурю. (С. Маршак) 2. Что ты нам расскаж..шь ветер (не)поседа-ветерок? (Е. Трутнева) З. Опять гудит бушу..т (не)погода. (Б. Лихарев). 4. Заколдован (не)видимкой, дремл..т лес под ска..ку сна. (С. Есенин)

№336 учебника 2022-2023 (стр. 174):

     Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов. Графически обозначьте вставленные орфограммы. Для чего можно использовать данные слова и словосочетания?

     Эстамп* на стене, в кашпо* цветы резеды, отрывной к..лендарь, льняной скат..ртью, длинной бахромой, в глинян..м гр..фине, пр..крыть салфеткой, карниз над окном, б..тарея ц..нтрального отопления, п..ркетный пол, д..ревянную кр..вать, вых..д на б..лкон, огр..дительная р..шётка‚ пр..красную квартиру, аб..жур под потолком.

№336 учебника 2011-2018 (стр. 14):

     Сравните в каком-нибудь отношении следующие предметы. Запишите получившиеся предложения. Обозначьте в них члены предложения. Каким способом вы выразили сравнение? Выразите ту же мысль другим способом.

Образец. 

     Солнце и Земля. Луна и Земля. Уральские горы и Кавказские горы. Баренцево море и Чёрное море. Растительность3 тундры и растительность тайги. Енисей и Волга.

Подсказка

№336 учебника 2019-2022 (стр. 157):

Вставим пропущенные буквы и раскроем скобки:

  • среди лазури (Р. п., 3 скл.) — окончание существительного;
  • метёт (мёл), ветвями (ветви), синеву (синь) — безударные гласные;
  • не буря; непоседа, непогода, невидимкой — не с существительными;
  • будит (будить, II спр.), расскажешь (рассказать, I спр.), дремлет (дремать, I спр.) — окончания глаголов;
  • сказку (сказочка) — парный согласный.

№336 учебника 2022-2023 (стр. 174):

Вставим пропущенные буквы:

  • календарь, скатертью, графине, батарея, паркетного, кровать, балкон, решётка, абажур — словарные слова;
  • в глиняном (каком?) — окончание прилагательного;
  • прикрыть (неполн. д.), прекрасную (=очень) — приставки при-/пре-;
  • центрального (це́нтр), деревянную (де́рево), выход (ход), оградительная (огра́да) — проверяемые безударные гласные.

№336 учебника 2011-2018 (стр. 14):

Прочитай о сравнительных степенях прилагательных в справочнике.

Ответ

№336 учебника 2019-2022 (стр. 157):

     А) 2. Что ты нам расскажешь, ветер непоседа-ветерок? (Е. Трутнева) З. Опять гудит, бушует непогода. (Б. Лихарев). 4. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)     Б) 1. Замёрзший бор шумит среди лазури, метёт ветвями синеву небес, и кажется, не_буря будит лес, а буйный лес, качаясь, будит бурю. (С. Маршак)

№336 учебника 2022-2023 (стр. 174):

     Эстамп на стене, в кашпо цветы резеды, отрывной календарь, льняной скатертью, длинной бахромой, в глиняном графине, прикрыть салфеткой, карниз над окном, батарея центрального отопления, паркетный пол, деревянную кровать, выход на балкон, оградительная решётка‚ прекрасную квартиру, абажур под потолком.

Эти слова и словосочетания можно использовать для описания квартиры.

№336 учебника 2011-2018 (стр. 14):

Солнце больше Земли.Солнце больше, чем Земля.

Луна меньше Земли.Луна меньше, чем Земля.

Уральские горы ниже Кавказских гор.Уральские горы ниже, чем Кавказские горы.

Баренцево море холоднее Чёрного моря.Баренцево море холоднее, чем Чёрное море.

Растительность тундры беднее растительности тайги.Растительность тундры беднее, чем растительность тайги.

Енисей длиннее Волги.Енисей длиннее, чем Волга.

I. Растительность — сущ.
   (что?) растительность.
II. Н. ф. — растительность;
   Пост.: нариц., неодуш., ж. р., 3 скл.
   Непост.: в ед. ч., И. п.
III. (Что?) растительность — подлежащее.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

«Пороша», анализ стихотворения Есенина

Пейзажная лирика характерна для творчества почти каждого русского поэта. Для кого-то обращение к описанию природы дает возможность лишний раз восхититься красотой русского леса, поля, степи; кто-то с помощью пейзажа созерцает красоту и начинает философствовать, а есть такие поэты, кто использует пейзаж в качестве своеобразной иллюстрации к раздумьям лирического героя. Именно к числу таких поэтов смело можно отнести Сергея Александровича Есенина.

Его стихи всегда отличаются резким, без всяких предисловий, вступлением в основной сюжет
. Герой сразу заявляет, что он делает. Например, «Я иду долиной…»
. «Поет зима – аукает». «Ты меня не любишь, не жалеешь…». Не стало исключением и довольно известное стихотворение «Пороша», написанное в 1914 голу, в самом начале поэтической карьеры Есенина. Уже в первой строчке названо главное действие
героя и лаконично описана окружающая обстановка:

Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.

Не совсем понятна связь с названием, ведь пороша – это выпавший ночью снег, который перестал идти к утру, но на нем успели появиться свежие следы бегавших ночью животных. Герой наслаждается тишиной и первозданностью красоты зимнего леса, однако ему мешают крики расшумевшихся ворон. Примечательно, что они серые, ведь обычный их цвет – черный.

А дальше всё весьма традиционно: зима сопоставляется с невидимкой, заколдовавшей зимний лес. Теперь он дремлет «под сказку сна»
. Но на этом превращения не заканчиваются: например, сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку»
. как будто повязавшись белою косынкой. Однако для создания такого, казалось бы, простого произведения поэту пришлось воспользоваться различными художественными средствами
. Во-первых, просторечные формы слов «понагнулась»
. «повязалася»
. «оперлася»
гармонично сочетаются с образом сосны-старушки, ведь подобная речь характерна не для злобных старух, а для ласковых, приветливых бабушек.

Во-вторых, использование сравнительных оборотов позволяет ясно представить не только сосну, но и дорогу, покрытую шалью из снега и напоминающую ленту, которая убегает вдаль. Даже способы сравнения Есенин выбирает разные: в первом случае – союзы словно и будто, а во втором – форму творительного падежа.

Разнообразен и тонический рисунок стихотворения. Каких только звуков, оказывается, ни услышишь в зимнем лесу! Это и звон бубенцов проезжающих саней, и крик расшумевшихся ворон, и удары дятла, видимо, из-за своего однообразия больше напоминающие герою долбежку.

Вообще, нужно отметить, что настроение лирического героя почти не изменяется на протяжении всего стихотворения. Он не впадает в экзальтацию от красоты зимнего леса, хоть тот и напоминает ему сказку, но и не остается равнодушным к окружающему его пейзажу. Герой погружен в раздумья, поэтому дорога кажется бесконечной лентой, убегающей вдаль. При этом он успевает заметить, что «валит снег и стелет шаль»
(вот и объяснение названию стихотворения!). А простор, которого много, дает простор и мыслям.

Конечно, тема дороги
. пути, не имеющего ни начала ни конца, не нова в русской поэзии и литературе в целом. Ведь еще Николай Гоголь в своей поэме «Мертвые души» задавал риторический вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ». Вряд ли лирический герой
стихотворения Сергея Есенина задавался столь же глобальными вопросами.

Скорее всего, он просто любовался красотой русского зимнего пейзажа и представлял, каким может быть лес без присутствия человека. Разыгравшаяся фантазия создает в сознании любого человека совершенно фантастические образы. Но не каждый способен их выразить с помощью слов, а уж тем более, с помощью стихотворной речи. Поэтому далеко не все становятся поэтами.

И в то же время ощущение своего единства, слияния с природой, восприятие себя частью этой самой природы свойственно почти каждому человеку. А становится возможным подобное состояние только наедине с природой. Это тоже традиция русской поэзии, к которой Есенин не мог не обратиться.

Темы и настроение

Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому

Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим

Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству

Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.

«Современная профориентация педагогов и родителей, перспективы рынка труда и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

6 класс. Двусложные размеры стиха. Вариант 1.

1. Дайте определения:

2.Определите стихотворный размер, начертите схемы:

1) Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился…

2) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

3) Сквозь волнистые туманы

4) Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

5) Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье…

6 класс. Двусложные размеры стиха. Вариант 2

1. Дайте определения:

2.Определите стихотворный размер, начертите схемы:

1) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

2) По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

3) Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

4) Но я другому отдана,

И буду век ему верна.

5) Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

1. Из данных стихотворных строк выписать эпитет.

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою травкой

Прошлогодние мокрые стружки… (А.Блок)

2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк… (И.Бунин)

3. Из данных стихотворных строк выписать метафоры.

Он (парк) был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином… (И.Северянин)

4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворения.

Парк шепчет: «Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…» (И. Северянин)

1. Из данных стихотворных строк выписать эпитеты.

Заметает пурга белый путь.

Хочет в мягких снегах потонуть. (С.Есенин)

2. Из данных стихотворных строк выписать сравнение.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.Есенин)

3. Из данных стихотворных строк выписать метафору.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль. (С.Есенин)

4. Из данных стихотворных строк выписать олицетворение.

Дремлет лес под сказку сна…(С. Есенин)

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-378689

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Время чтения: 2 минуты

Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Вариант №3

егодня мы будем разбирать одно из самых коротких произведений С. А. Есенина, стихотворение «Пороша».

В данном произведении, написанном для пробуждения в русском человеке любви к Руси, читатели любого возраста могут почувствовать ту лёгкую атмосферу и сказочность, которыми пропитано каждое слово.

В первом четверостишии затягивает своей плавностью, легкостью слова, с начала второго четверостишия уже околдовывает. И внезапно возвращает в реальность фраза: «… долбит дятел на суку. …». После этой строчки читатель вновь полностью находится в реальности, едя по снежной степи, с убегающей вдаль дорогой.

Есенин писал этот стих в основном для детей, хотя правильнее будет сказать для того, чтобы каждый мог почувствовать себя ребёнком. Поэтому в тексте присутствует сравнение сосны с Бабой-Ягой, опирающейся на клюку. Также много раз используются такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения. Автор хочет, чтобы читатель проникся атмосферой, почувствовал всю любовь к родине, её бескрайность.

Сам Сергей Александрович, приехавший из села в город в 17 лет, остро ощущал тоску по дому, горячо любимому. Как следствие, он стал выражать эти чувства через такие стихи, как «Пороша». Впрочем, ощущал он и лёгкое недоумение окружающих, их пока неясное неприятие его стиля и поведения, его характера. Всё это, несомненно нашло отклик и в творчестве, в частности, в стихах.

После прочтения данного произведения, своеобразного крика души, в сознании ещё долго может стоять картинка бескрайнего русского зимнего поля, буран, дорога и неясные очертания сказочных существ, охраняющих Великую Русь. Будет ощущаться то чувство морозной свободы, величавого спокойствия, зимнего ветра и тишины, которыми так богата наша родина.

5, 6 класс кратко по плану

Ответы к стр. 59

Сергей Есенин Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

1. Как поэт описывает зимний лес? В каких словах слышится таинственность и сказочность? Подчеркни. Соедини рифмующиеся ⇒ строки.

Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.Только серые вороныРасшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПовязалася сосна.

Еду. Тихо. Слышны звоны ⇒ Только серые вороны Под копытом на снегу ⇒ Расшумелись на лугу Заколдован невидимкой ⇒ Словно белою косынкой Дремлет лес под сказку сна ⇒ Повязалася сосна.

2. Объясни значение слова рифма. Запиши.

Рифма — звуковое совпадение, связывающее окончания двух или нескольких строк.

← Предыдущая    Следующая →

Сергей Иванов Каким бывает снег

1

Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаился по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста. Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке. А озимое поле так и сияет, сияет, словно оно освещено каким-то невидимым солнцем. Иной раз выйдешь из лесу, глянешь на него – как оно лежит на пологом склоне противоположного холма. И поймёшь: всё кругом спит, а это поле и верно освещено – солнцем жизни.

2

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле деревья. А какая ёлочка послабей – он и сломает её! Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель. Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет. Через поле проложена синяя тропинка

Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото… Ворона натужно тянет по замёрзшему льдистому небу: «Ой, холодно! Ой, долго ещё до тепла!»

3

Самый злой и колючий – это февральский снег. Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни – и вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз. Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и бросает тебя, так и гонит, словно бумажного. Злится февральский снег, лютует – лупит путника по шапке, по ватной спине… Лупи, лупи! Недолго тебе осталось… Злодей! Колдун! Ведьмин сын! И вдруг остановишься: «Боже ты мой, куда ж это я забрёл? Куда ж это он меня затащил? О-ё-ёй! Лишь бы до дому добраться!»

4

Самый последний снег – апрельский. Он плотный и липкий, никаким ветром его не поднимешь, пристал к земле, словно белый пластилин. Апрельский снег – дырявый: весь в дырах проталин, весь в дырах луж. Что уж там деревья, что уж там кусты – кочки и те голову начинают подымать. Вылезет из-под снега – рыжая, непричёсанная: «А вот она и я!» В березняке снегу ещё немало, но весь он в мелких оспинках берёзовых семян-самолётиков. Лыжи скользят плохо… Я стою среди берёзового царства. Берёзы уже белее снега. Лыжня уходит, теряется среди стволов, словно среди тумана. Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.

1. Каким бывает снег? Укажи ⇒

в октябре ⇒ робкий в январе ⇒ тяжёлый в феврале ⇒ злой в апреле ⇒ дырявый

2. Прочитай текст молча. Подготовь выразительное чтение. Подчеркни слова, которыми автор передаёт восхищение зимним днём.

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Кажется, еще чуть – и посыплется с крыши капель. Но только выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

3∗. Запиши описание февральского снега (часть 3). Как автор называет снег? Подчеркни.

Самый злой и колючий – это февральский снег. Злится февральский снег, лютует… Злодей! Колдун! Ведьмин сын!

4. Отгадай загадку и запиши отгадку.

Он всё время занят делом, Он не может зря идти. Он идёт и красит белым Всё, что видит на пути.

Снег

← Предыдущая    Следующая →

Константиново против Москвы

В 1914 году Есенин переезжает в Москву, которая является полным антиподом его малой родины, села Константиново. В душе поэта есть место грусти, он скучает по рязанским просторам и тишине русской глубинки.

В стихотворении автор противопоставляет тишину деревни шуму города, а простор губернии тесноте Москвы. В Константиново:

В Москве перекрёстки и суета улиц. На малой Родине лишь:

В столице вечный гул огромного города, суета и практически броуновское движение.

Природа в Москве вычеркнута напрочь из картины жизни, её нет вовсе, что сурово для человека, привыкшего к простору полей. С помощью стихотворения «Пороша» автор пытается хотя бы виртуально переместиться домой и скинуть с себя бремя городского обывателя.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.
Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: