Новый завет

Что имел в виду апостол павел, говоря «правильно разделив слово истины»?

Предыстория 2-го послания к Тимофею 2

В этой главе Павел дает наставления Тимофею о том, как продолжать служение в его отсутствие. Он говорит Тимофею передать то, что он узнал от него, и передать это тем, кому Тимофей служит. Он говорит ему терпеть, быть хорошим воином Христа, не связываться с делами этой жизни, заботиться только о том, чтобы угодить Богу, и что он будет наслаждаться тем, ради чего трудится.

Далее Павел говорит, что, даже если он может быть заключен в тюрьму как преступник, само Евангелие не может быть ограничено. Павел утверждает, что он готов все претерпеть ради избранных Христа, чтобы они могли получить спасение.

Затем Павел задает прекрасный тон, восклицая об обещании, которое есть у всех нас; что если мы умрем для этого мира и готовы терпеть трудности, то у нас будет вечная жизнь со Христом. Несмотря на то, что мы неверны, Христос верен и Он не может отвергнуть нас, если мы живем в Нем.

Павел знал, что это была самая суть веры и евангельской вести, что это весть, которую все верующие должны будут услышать и понять. Трудности, которые переживала церковь и которые ей еще предстоит пережить, станут испытанием для веры и решимости тех, кто верил во Христа.

В стихе 14 Павел умоляет Тимофея обвинить их в этих очень важных аспектах христианской веры, а затем Павел попадает в область, которая, как он знал, будет проблемой среди верующих; ссоры и споры друг с другом, которые не приносят пользы телу Христову. Павел очень хорошо знал, что это приведет к гибели и растворению слушателей Евангелия.

Задумайтесь на минутку о том, какое впечатление производят на нас те, кто не являются христианами, когда видят, как мы разделяем тривиальные слова и вещи. Какое удовольствие должен получать сатана, когда мы спорим между собой о доктринах и словах, когда это простая евангельская весть, которую мир должен услышать и благодаря которой он спасается. Если мы не сможем говорить друг с другом с добротой и любовью, тогда наша вера и свидетельство будут казаться другим лицемерными. Нам велено любить друг друга, нам не разрешено ругать или ненавидеть кого-либо.

Затем Павел напоминает Тимофею о том, как Гименей и Филит отклонились от истины и ложно учили, что воскресение уже произошло. Павел побуждает Тимофея искать только чистого и святого, быть терпеливым и кротким.

Совет Павла Тимофею должен послужить здравым советом и для нас сегодня. Как гласит старая пословица, «мух привлекать медом намного проще, чем уксусом». Неверующих следует привлекать ко Христу нашим поведением и любовью, редко кто обращался к вере по свидетельству того, кто не пребывает в духе любви.

Обязательно ли читать толкование на Евангелие?

– Относительно чтения Евангелия хотелось бы спросить о чисто практических сторонах, исходя из тех вопросов, которые часто задаются священнослужителям в сети интернет. Например, нужно ли делать выписки из текста во время чтения? Ведь так мы прочитываем меньше, но зато запоминается. Или лучше стараться прочитать больше, не отвлекаясь на конспектирование?

– Мне кажется, все зависит от степени организованности человека. Есть люди, которым необходимо все систематизировать, как-то зафиксировать, по пунктам разложить — так они лучше воспримут. Им, действительно, полезно и конспектировать, и делать какие-то выписки.

Есть те, кто не отличается подобной системностью, думаю, их большинство. Таким людям нужно регулярно и постоянно читать Священное Писание и, желательно, с толкованием. Понятно, что первые несколько раз его нужно прочитать полностью без отвлечений. Но чем дальше мы будем читать, тем больше будем видеть необходимость в том, чтобы его лучше понять. Своим умом на каких-то этапах многих вещей мы постичь все же не сможем, поэтому стоит обратиться к 20-вековому опыту Церкви.

– Какие из книг-толкований Вы могли бы порекомендовать для прочтения? Желательно из таких, которые доступны для широкого потребления, написанные легким стилем, слогом.

– Вообще всем людям, которые находятся в начале своего духовного пути, которые только воцерковляются, очень рекомендую прочитать книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Возможно, название наталкивает на мысль, что книга рассчитана на детей в некоем начальном учебном заведении, но на самом деле она достаточно серьезная. На мой взгляд, это блестящий пример того, как можно в одной книге небольшого объема собрать и сформулировать очень емко и четко основные понятия о вере, о Церкви, о Православии. В том числе, там есть и раздел о Священном Писании, об истории Церкви, чтобы человек мог получить системное представление о том, что такое Церковь и какое место занимает она в нашей жизни. Эту книгу нужно обязательно прочитать каждому воцерковляющемуся человеку.

Что касается толкования Священного Писания, то есть достаточно много замечательных изданий. Классикой является толкование святителя Иоанна Златоуста. Но для новоначального оно может показаться несколько сложным и не во всем понятным. На мой взгляд, если человек только собирается начать изучать Священное Писание, то лучше всего воспользоваться толкованием архиепископа Аверкия (Таушева). Оно наверняка будет понятно и ясно каждому.

Молитва за усопших: слова

Есть такие события, которые никому не подвластны. Одним из таких событий является смерть. Она приносить горе, печаль и слезы в семью, где из жизни уходит человек. Все окружающие скорбят и искренне желают усопшему попасть в Рай. Именно в таких случаях используются молитвы за усопших. Такие молитвы можно читать:

  1. В домашних условиях
  2. В церкви:
  • Заказать панихиду
  • Подать записку для поминовения на литургии
  • Заказать сорокоуст об упокоении души усопшего

Считается, что после смерти человека ждет Страшный суд, на котором будут спрашивать обо всех его грехах. Сам умерший уже никак не сможет облегчить свои страдания и свою судьбу на Страшном суде. Но его родственники и близкие могут просить за него молитвами, раздавать милостыни, заказывать сорокоусты. Все это помогает душе попасть в Рай.

О протестантских изданиях Священного Писания и опасностях некоторых переводов

– В протестантских изданиях всегда нужно смотреть, чей это перевод. Если значится, что перепечатано с синодального издания (выпускалось до революции по благословению Святейшего правительствующего синода – органа, управлявшего в то время церковной жизнью), то читать можно смело.

Если же нет этого указания или сказано, что это перевод какого-то общества, или новый перевод, или адаптированный, или еще что, то, конечно, лучше воздержаться. Зачастую многие деноминации, переводя заново Священное Писание, адаптируют его под свое вероучение. Как, например, иеговисты существенно исказили Евангелие своим псевдопереводом по той причине, что не признают божества Иисуса Христа. Все места, где говорится о божестве Спасителя, они переделали под себя. Такими изданиями пользоваться не следует и при первом удобном случае их нужно утилизировать — так, как любую святыню, пришедшую в негодность. Обычно святыня сжигается, а пепел либо закапывается в непопираемом месте, то есть, там, где не ходят, либо вметается в проточную воду – в речку, например.

– Многие верующие сомневаются, можно ли пользоваться изданиями Евангелия, которые выпускает Всемирное библейское общество, и доверяют только тому, что продается в церковных лавках и магазинах. Как, по-Вашему?

– Священное Писание, как я уже сказал, желательно использовать только то, что перепечатано с синодального перевода, который был в свое время сделан еще в XIX веке в Русской Православной Церкви.

Библейское общество может издавать и адаптированные переводы. В них наверняка нет тех искажений, которые присутствуют в различных переводах протестантских деноминаций, но, мне кажется, лучше пользоваться традиционным синодальным переводом.

Кроме того, еще нужно понимать, что приобретая Священное Писание именно в православном храме, вы, таким образом, вносите свою лепту на храм. Хотя книги могут быть и несколько дороже, чем в Библейском обществе или у протестантов.

– Нужно ли освящать приобретенные издания Библии или Нового Завета?

– Мне кажется, что, во-первых, Священное Писание само по себе уже является святыней, поэтому его освящать не нужно. Во-вторых, нет чина освящения Священного Писания.

Следует сказать, что раньше крестики и иконы приносились в храм не для освящения, а для благословения. В Греции сохранилась традиция, что ни крестики, ни иконы не освящаются, а только благословляются в храме.

Что значит благословляются? Священник, как цензор, смотрит, насколько данное изображение соответствует канонам Православной Церкви, и благословляет или не благословляет его использование.

Собственно, сам чин освящения — как нательного креста, так и икон — попал к нам из католических требников со времен Петра Могилы и является не совсем православным по духу.

– То же Библейское общество издает множество детских книг – адаптированные новозаветные истории, например. Есть такие издания, где все герои Евангельских событий изображены, можно сказать, мультяшными героями. Нет ли предубеждений со стороны Церкви к изображению Христа и святых в таком виде?

– Я большой противник профанации всего священного, в том числе, если это священное в каком-то неподобающем виде доносится до детей.

Что касается того, пользоваться ли такими изданиями, то об этом можно было говорить лет 10-15 назад, когда у православных не было никаких аналогов. Сейчас в России издается огромное количество детских книг с замечательными иллюстрациями, которые выполнены в духе Православной Церкви. Есть даже замечательные детские книги с каноническими иконами. И все это сделано ярко и качественно. Таким образом, ребенок с детства учится воспринимать Христа, Богородицу в том образе, который сохранила для нас Православная Церковь.

Нужно понимать, что в каком образе мы первый раз познакомимся с каким-либо персонажем, тот зачастую и останется в нашем сознании. Штирлиц — главный герой книги Юлиана Семенова — предстает исключительно в образе актера Вячеслава Тихонова. Александр Невский — в виде актера Николая Черкасова, который сыграл его в одноименном фильме.

Так же и младенец: если первый раз он соприкасается с Христом, с Богородицей, с апостолами на каких-то комиксах, есть большая вероятность того, что этот примитивизированный образ и запечатлеется в его детской голове.

К ФИЛИМОНУ

Время написания этого самого короткого из Павловых посланий – 63 г., когда святой первый раз был под арестом в Риме. Тема послания – случай с беглым рабом Филимона, Онисимом, который, обворовав господина, убежал в Рим, но там, по Божию промыслу, будучи арестован за побег, в тюрьме встретил Павла и совершенно изменил свою жизнь.

Теперь Апостол просит Филимона простить раба и принять его уже как брата во Христе. Известно, что в последующие годы Онисим был сотрудником Павла, служил ему в узах, а после – был епископом небольшого городка Византий, того самого, на месте которого в IV в. возникнет Константинополь, столица Византийской империи.

Лопухин А.П.

возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире

Упомянув в (1 Ин. 3:24) о благодатных дарованиях Святого Духа, присущих христианам, Апостол теперь считает необходимым предостеречь читателей от возможной опасности со стороны злоупотребляющих упомянутыми дарованиями. В первенствующей Церкви было обилие духовных дарований, подаваемых Духом Святым на пользу Церкви (1 Кор. 7:7-11): учительство, пророчество, чудесные исцеления, глоссолалия и др. были проявлениями Божественного Духа в верующих. Но рядом и по подобию с истинным вдохновением от Духа Святого, с истинными учителями и чудотворцами, выступило ложное вдохновение от духа тьмы — диавола, явились ложные учители, одушевляемые духом антихристианским, которые легко могли прельщать и увлекать за собою нетвердых членов христианской общины. Посему от таких «духов» или «лжепророков» и предостерегает христиан Ап. Иоанн — «присовокупляет признак для различия истинных братьев и ближних, дабы мы, имея в виду это различие, по поводу заповеди о любви не вошли в близкие отношения с лжебратьями, лжеапостолами и лжепророками и тем не причинили себе великого вреда. Ибо, имея общение с ними, как единоправными, мы, во-первых, повредим сами себе, без опасения сообщая учение веры нечестивым и повергая святыню псам, потом повредим тем, которые преданы нам

Ибо любовь наша к лжебратиям, лжепророкам и лжеапостолам многих расположит принимать их за учителей и без осторожности верить их учению, причем они вдадутся в обман из-за нашего обращения с ними» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия.

предыдущий стихследующий стих

К ФИЛИППИЙЦАМ

Именно из этого послания – широко распространенная цитата:

Сам текст, как полагают церковные историки, написан в 63 г. в Риме, где Апостол жил в ожидании императорского приговора, а цель писания – поблагодарить жителей города Филиппы в Македонии за помощь, которую они не раз оказывали заключенному. Зная, что вскоре его, вероятнее всего, ждет казнь, св. Павел утешает скорбящих о нем верующих надеждой на вечную жизнь, более того, желает «разрешиться и быть со Христом», но вместе с тем готов принять и волю Божию, если окажется, что «оставаться во плоти нужнее» для Церкви.

Послание – драгоценный опыт исповедника и мученика, передающее его чувства, мысли, настроение. Оно дышит не унынием или страхом смерти, как часто бывает в подобных ситуациях у людей неверующих, но радостью о будущей встрече со Спасителем, бодростью, спокойствием духа. Впоследствии Павел будет освобожден из тюрьмы – и примет это, как волю Божию, благоволившую еще на несколько лет оставить его на земле.

Ну а Церковь избрала для чтения за богослужениями вот эту цитату:

«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:5–11)».

Она читается на Богородичный праздники, ведь Пречистая Дева Своей жизнью воплотила эти слова.

К ЕВРЕЯМ

Предполагают, что это писание относится к 63 г., когда в Риме разразилось гонение на христиан, отчего многие из них начали возвращаться к иудаизму, другие – колебались в вере. Это послание – исповедание веры, потому его иногда даже именуют «Евангелием от Павла». Его фрагменты читаются:

  • в дни празднования ветхозаветным и новозаветным святым – ведь в послании Апостол вспоминает о множестве ветхозаветных праведников, хранивших веру среди отступившего от Бога мира;
  • в дни памяти святителей – чаще всего это последняя глава послания, в которой христиане призываются «поминать наставников» своих;
  • в дни празднования Богородице можно услышать рассуждения св. Павла о скинии ветхозаветной – прообразе Матери Божией, ставшей вместилищем Бога, о священстве Христа.

Молитва в храме

Можно ли молиться сидя православному человеку? Тем более в храме, где все стоят? По немощи — можно. Есть такая замечательная фраза Митрополита Московского Филарета: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

При некоторых болезнях человеку сложно стоять. И при других немощах не всегда легко. Поэтому не стоит смущаться от того, что присели на лавочку в храме. Есть в богослужении определенные места, при возглашении которых нужно встать. Это Херувимская песнь, чтение Евангелия, молитвы «Верую» и «Отче наш», вынос Чаши. В остальных случаях, если чувствуете, что не можете выстоять службу, присядьте.

Слово истины не разделяется

Мне трудно поверить, что, если бы Павел имел в виду, что Писание должно быть разделено, он бы сделал это заявление, особенно в том же письме к Тимофею.

Если бы вам пришлось поискать в Интернете «правильно разделять слово истины» или «2 Тимофею 2:15», вы найдете множество веб-сайтов и видео, посвященных объяснению того, что мы должны разделять Священное Писание и знать, что некоторые части Священные Писания предназначены для евреев, а другие — для церкви. Они объяснят вам, что, поскольку устроение Павла было для язычников, мы должны следовать только писаниям Павла и что другие книги, такие как Евангелия, Евреям, Иакова, Петра, Иуды и т. Д., Предназначены для евреев. В самом деле??? Евангелия не относятся к нам, верующим язычникам? Мы не должны следовать за Христом и Его учением? Разве нам не пойти по всему миру и подготавливать учеников Христа?

Мы крестились не во имя Павла, а во имя Иисуса Христа. Мы носим имя «христиане», а не «паулицы» или «паулицы». Павел заявляет, что коринфяне должны следовать его примеру, будучи последователями Христа. Мы должны взять крест Иисуса и следовать за Ним.

Идея о разделении Священного Писания привела некоторых к убеждению и учению о том, что некоторые книги Нового Завета не предназначались для церкви как учение. Я написал еще одну статью на эту тему, в частности, о книге Иакова под названием «Пригодна ли книга Иакова для церкви?»

О молитве и чтении Евангелия в дороге

– В продолжение темы благоговейного отношения к Священному Писанию — можно ли читать его в транспорте? Очень много времени современный человек проводит в дороге и совмещает это время с чтением молитв и священных книг. Допустимо ли это?

– Мне кажется, что молитвенное правило нужно читать дома, в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает от собеседования с Богом. Исключением могут быть только форс-мажорные ситуации, когда человек или задержался на работе допоздна, или произошел какой-то сбой сложившегося графика, и человек точно знает, что он приедет домой и в силу объективных причин уже будет не в силах вычитать все молитвы. В таком случае допускается читать в транспорте. Но это не должно войти в привычку и стать постоянной практикой. Всегда нужно прислушиваться к своей совести и оценивать, насколько необходимость молиться в дороге является реальной и обоснованной.

А что касается Евангелия, духовной литературы, то, я считаю, можно и нужно читать в транспорте. Ведь через глаза в человека входит большая часть информации, так лучше пусть они будут заняты восприятием слова Божия, чем рассеиваются на окружающих людей, на рекламу и на другие, не приносящие никакого плода и даже вредящие вещи.

Какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину?

Как мы ранее уже упоминали, в молитвах человек может просить о помощи, благодарить за помощь, просить прощения или восхвалять Господа. Именно по этому принципу (по назначению) и классифицируются молитвы:

  • Молитвы хвалебные – это молитвы, в которых люди восхваляют Бога, при этом, не прося ничего для себя. К таким молитвам относятся славословия
  • Молитвы благодарственные – это молитвы, в которых люди благодарят Бога за помощь в делах, за защиту в важных делах, которые сладились
  • Молитвы прошения – это молитвы, в которых люди просят помощи в делах мирских, просят защиты для себя и близких, просят о скором выздоровлении и т.д.
  • Молитвы покаянные – это молитвы, в которых люди каются о содеянных поступках, сказанных словах

Считается, что каждый православный христианин должен всегда помнить слова 5 молитв:

  • «Отче наш» — Молитву Господню
  • «Царю небесный» — молитву Святому Духу
  • «Богородице, дево, радуйся» — молитву Божьей Матери
  • «Достойно есть» — молитву Божьей Матери

О том, как читать Евангелие дома

– Еще практические вопросы о чтении Евангелия дома. Нужно читать обязательно стоя или можно сидя?

– По обычаю, особое благоговение к Священному Писанию предполагает чтение его стоя.

Но, на мой взгляд, ничто не должно отвлекать от внимания евангельским словам, необходимо максимально погрузиться в чтение. А стояние всё же предполагает некую неустойчивость. И в этом случае любой, особенно молодой человек, обязательно будет иметь мысли о том, что хорошо бы было присесть, или что ему нужно куда-то бежать, или пойти что-то сделать. Поэтому если в храме мы слушаем Священное Писание «прОсти», то есть, стоя прямо, опустив руки, то дома, думаю, его можно читать и сидя, чтобы лучше понимать и не отвлекаться мыслями от внимания божественным словесам.

– Вопрос о форме одежды для женщин: должна ли быть покрыта голова?

– На мой взгляд, подобные вопросы — это уже из разряда «отцеживания комара». Получается, если человек окажется в ситуации, когда не сможет покрыть голову, то в этом случае что — и Священное Писание не читай?..

Мы знаем, что женщина во время молитвы — дома ли, в храме ли — обязательно должна покрывать голову. Чтение Священного Писания молитвой не является, поэтому, думаю, вполне допустимо читать его с непокрытой головой.

— Обязательно ли наличие при чтении юбки, или можно в домашней одежде — в спортивных штанах, например?

— Мое мнение — необязательно одевать какую-то специальную одежду для чтения или молитвенного правила. Если это любимая пижама и тапочки в виде мишек, то вполне можно и так. Главное, чтобы это была одежда, а не, скажем, нижнее белье.

Но это касается ситуации, когда человек молится сам. Если речь идет о христианской семье, особенно, когда есть дети, то нужно стараться одеваться в то, что более соответствует молитве

На женщине должна быть юбка и косынка, мужчина тоже должен быть в более-менее приличной одежде — чтобы подчеркнуть важность момента предстояния семьи перед Богом. Особенно это важно для воспитания детей — этим мы показываем, что молитва совершается не на ходу, а является важнейшим общим делом

– Во время дней естественного очищения у женщин им нельзя прикладываться к иконам, подходить под благословение и ко кресту. А как быть с Евангелием? Считается, что прикладываться к нему тоже нельзя. Соответственно — и читать?

– Евангелие в таком случае нужно читать с iPаd…

Это шутка, конечно. Но, действительно, на мой взгляд, подобные предписания — это полная нелепица. Указания относительно чистоты женщин, прежде всего, касаются таинств — исповеди, причастия, соборования и прочих. В определенные дни женщина в них участвовать не может. Все остальные ограничения являются уже традицией той или иной местности, того или иного прихода. То есть, в Церкви нет четкого предписания, что нельзя делать в этот период.

Традиционно считается, что кроме неучастия в таинствах, женщина также должна воздерживаться от вкушения просфоры и святой воды, не прикладываться к иконам, и теоретически не берется благословение у священника.

Но опять же, нужно понимать, что кроме теоретической есть еще и практическая сторона жизни: если просфорку скушать или к иконе приложиться — целиком в нашей воле, то столкнувшись нос к носу со священником, объяснять батюшке, по какой причине вы прячете руки за спину, думаю, будет неуместно.

Опять же, пребывание в таком состоянии не исключает соприкасания с определенными священными предметами. Ведь величайшую святыню — крест Христов, которую мы носим на теле, мы же не снимаем в этот период, он остается на нас. И крестное знамение налагаем на себя. Так же с молитвословом и домашним Евангелием: считаю, что можно и даже нужно не прерывать свое сложившееся молитвенное правило и, соответственно, не переставать читать Священное Писание.

– Читать Евангелие с молитвой или без молитвы?

– Желательно, но не обязательно.

Молитва за ближних: слова

Очень часто случается, что в помощи нуждаются наши родные, близкие или друзья. В таком случае можно читать Иисусову молитву за ближних.

Кроме того, если человек крещеный, о нем можно молиться в домашней молитве, молиться в церкви и ставить свечи о здравии, заказывать о нем записки о здравии, в особых случаях (когда человеку очень необходима помощь) можно заказывать сорокоуст о здравии.
За крещеных родственников, близких и друзей принято молиться в утреннем молитвенном правиле, в самом его конце.
Обратите внимание: за некрещеных людей нельзя ставить свечи в церкви, нельзя заказывать записки и сорокоуст о здравии. Если некрещеный человек нуждается в помощи, вы можете помолиться о нем в домашней молитве своими словами, не ставя при этом свечу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: