Средства выразительности
Средства выразительности используются автором для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Тропы поражают оригинальностью.
В тексте есть метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля»; эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».
Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первой грусть героини подчеркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».
Предыдущая
Анализ стихотворений«Заблудившийся трамвай» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – тема, история создания , жанр, смысл
Следующая
Анализ стихотворений«Валерик» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, идея, композиция, образы
Исторический контекст создания стихотворения
Исторический контекст создания стихотворения «Слово» Н. Гумилева тесно связан с эпохой, в которой жил поэт. В начале XX века Россия переживала период глубоких социальных и политических изменений, которые повлияли на культурную жизнь страны. В этот период возникло множество новых литературных течений, среди которых символизм занимал особое место.
Символизм был не только литературным направлением, но и философским учением, которое стремилось выразить метафизические идеи через символы и образы. В стихотворении «Слово» Гумилев использует символы, чтобы передать свои мысли о жизни и смерти, о любви и страдании.
Кроме того, в период создания стихотворения Россия находилась в состоянии войны. Гумилев сам был участником Первой мировой войны и испытал на себе ужасы боевых действий. В стихотворении «Слово» можно увидеть отражение этого опыта и мысли о бессмысленности войны.
Таким образом, исторический контекст создания стихотворения «Слово» Н. Гумилева играл важную роль в формировании его мировоззрения и литературного стиля.
Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»
Пишем сочинение. Анализ лирического стихотворения. Учебно-методическое пособие
В настоящее время каждый блок тем выпускных сочинений включает в себя анализ лирического стихотворения. Этот вид письменной работы по литературе вызывает у школьников немало затруднений. Научиться писать сочинение такого типа поможет наше пособие. Кроме 85 стихотворений поэтов разных эпох и их анализ вы найдете здесь практические рекомендации по технологии написания сочинения — анализ лирического стихотворения. Учащимся общеобразовательных школ, колледжей и лицеев, абитуриентам пособие поможет подготовиться не только к вступительным и выпускным сочинениям, но и к устным ответам на экзаменах и уроках литературы, а учителям и преподавателям — сделать уроки знакомства с русской поэзией более содержательными.
Анализ стихотворения. Пишем итоговое сочинение
Справочник включает все тексты стихотворений в полном объеме школьной программы. Каждое стихотворение разобрано по определенной схеме: представлена история создания произведения, определен тип лирики, стиль поэта, жанр, стихотворный размер, указано, какая строфика представлена в произведении. Обозначены средства художественной выразительности (тропы) и лексические средства. Данный справочник поможет вам быстро, легко, отвечая поставленной задаче, выполнить анализ стихотворения, написать сочинение но творчеству поэта Золотого или Серебряного века. Также данный сборник может пригодиться вам при подготовке к ЕГЭ по литературе и при подготовке к выпускному итоговому сочинению.
Стихотворения для работы на уроках русского языка
Данное учебное пособие адресуется преподавателям пединститутов, учителям русского языка общеобразовательных школ, а также родителям, имеющим детей дошкольного и школьного возраста. Основной материал книги это разнообразные стихотворения, которые учат говорить и писать правильно, развивают мышление и рождают интерес к русскому языку.
265 новейших сочинений на «отлично». Учебное пособие
Издательство: Экзамен, 2016 г.
Сборник содержит образцы сочинений по русской литературе выпускников и абитуриентов, получивших оценку «отлично». Предлагаемые сочинения написаны на темы по древнерусской литературе, литературе XVIII в. и на темы, связанные с творчеством писателей XIX-XX вв. А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского, А.П. Чехова, И.А. Бунина, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.И. Куприна, АА. Ахматовой, МИ. Цветаевой, Б.Л. Пастернака, А.Т. Твардовского, М.А. Шолохова, Н.А. Заболоцкого, А.И. Солженицына, Е.А. Евтушенко, B.C. Высоцкого и др. а также сочинения на свободные темы по произведениям русской литературы XIX-XX вв. Жанры предлагаемых работ многообразны: сочинение-характеристика литературного героя, сравнительная характеристика героев, анализ стихотворения, анализ эпизода, проблемная тема, сочинение-рецензия. Книга предназначена для выпускников, абитуриентов, а также учащихся средних школ, гимназий, лицеев. 12-е издание, переработанное и исправленное.
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет
Анализ стихотворения Гумилева «Наступление»
Николай Гумилев с огромным патриотизмом воспринял известие от начале первой мировой войны и в 1914 году записался в армию добровольцем. В свои 28 лет поэт все еще смотрел на жизнь сквозь розовые очки и считал, что участие в военной компании будет чем-то напоминать так полюбившиеся путешествия в далекие и неизведанные страны. Однако Гумилева ждало жестокое разочарование, и очень скоро он пересмотрел свои взгляды не только на военные действия, но и на такое понятие, как солдатский долг, а также осознал, что его родина действительно находится в опасности. Через несколько недель после прибытия на фронт Гумилев пишет стихотворение «Наступление», первые строчки которого наполнены искренним сожалением: «Та страна, что могла быть раем, стала логовищем огня». Поэт действительно шокирован не только размахом военных действий, но и тем фактом, что каждый день на его глазах погибают десятки людей. Он в любой момент может оказаться среди них, и это ощущение будоражит кровь Гумилева, наполняя его стихи бравадой.
«Мы четвертый день наступаем, мы не ели четыре дня», – с тайной гордостью отмечает автор, указывая при этом, что лично для него гораздо важнее не материальные блага, а духовная пища. Это – вера в Господа и в победу, без которых на фронте, по мнению Гумилева, делать и вовсе нечего. Однако у поэта есть еще и свой веский аргумент против смерти, к которой он относится с наигранным пренебрежением. «Я, носитель мысли великой, не могу, не могу умереть», – заявляет Гумилев. При этом поэт подчеркивает, что в его груди бьется «золотое сердце России». Т.е. он считает себя одним из самых достойных носителей культуры и традиций русского народа. Самое удивительное, что этот своеобразный оберег действительно защищает поэта от шальной пули и шрапнели . В течение двух лет, проведенных на фронте, поэт лишь дважды стал жертвой сильной простуды, не получив ни одного боевого ранения. Зато превратился в настоящего патриота своей страны, которому было «так сладко рядить Победу, словно девушку, в жемчуга». Впрочем, следует отметить, что очень скоро романтический порыв Гумилева иссяк, и в 1917 году он выхлопотал себе место в русском экспедиционном корпусе, который базировался в Париже. Французская столица, знакомая поэту еще с юных лет, по-прежнему блистала, и Гумилев очень скоро слился с пестрый мир литераторов и художников, опомнившись лишь в 1918 году, когда получил от Ахматовой письмо с требованием о разводе.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
«Выбор» Н.Гумилев
«Выбор» Николай Гумилев
Созидающий башню сорвется, Будет страшен стремительный лет, И на дне мирового колодца Он безумье свое проклянет.
Разрушающий будет раздавлен, Опрокинут обломками плит, И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.
А ушедший в ночные пещеры Или к заводям тихой реки Повстречает свирепой пантеры Наводящие ужас зрачки.
Не спасешься от доли кровавой, Что земным предназначила твердь. Но молчи: несравненное право — Самому выбирать свою смерть.
Анализ стихотворения Гумилева «Выбор»
Произведение 1908 г. вошедшее в сборник «Романтические цветы», отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой «Белой Невестой», прекрасной женщиной — «нежной» и «бледной», ласковой и манящей.
Россыпь коротких экспрессивных историй с летальным концом насыщает художественное пространство «Выбора». В каждом из трех катренов — рассказ об ужасном финале трех персонажей: созидателя, разрушителя и охотника.
Первый герой трудится над постройкой башни. Это занятие порождает стойкую аллюзию на притчу о Вавилонской башне, создавая иносказательный смысловой пласт лирического повествования. Несчастный случай, повлекший «стремительный лет» строителя, представляется не беспричинным событием, а жестоким наказанием божества за человеческую дерзость. Отвлеченный образ «мирового колодца», в котором пребывает безумный созидатель, поддерживает двойственный эффект.
Разрушитель проделывает работу, прямо противоположную персонажу-созидателю, но также становится жертвой мести «Всевидящего Бога».
Охотника преследуют «зрачки свирепой пантеры». Место встречи с хищником не имеет значения: будь то пещера или берег реки, жуткий исход неизбежен.
«Безумье», «мука», «ужас», «проклянет», «возопит» — три трагические ситуации объединяет лексика с негативными коннотациями, передающими страдания или страх персонажей.
Содержание финального катрена посвящено философской декларации лирического героя, близкой к позиции автора. Молодого поэта привлекала идея Ницше о свободном человеке, который равнодушен к испытаниям и опасностям. Попытки самоубийства и дуэль, африканские путешествия и окопы первой мировой — факты гумилевской биографии свидетельствуют, что поэт придерживался трудных жизненных дорог. Игра со смертью была способом преодоления глубинного страха, путем, рождающим настоящего героя. В стихотворении декларируется важнейшее право деятельного романтика — прерогатива выбора «своей смерти». Неизбежность земного конца, обозначенного как «доля кровавая», определена властью высших сил. Однако жизненный итог и конечный облик многообразной смерти зависит только от воли лирического субъекта.
Карточка-задание № 4. Гумилёв-поэт
Информация для творческой группы
Огромное влияние на литературные вкусы и
симпатии Гумилёва оказал
Иннокентий Анненский — известный поэт,
директор гимназии в Царском Селе, где учился
будущий поэт, переводчик, драматург, прозаик,
критик.
Гумилёв был убеждён в том, что стихи может
писать каждый грамотный человек, овладевший
техникой, ремеслом, поэтому и появляется такое
непривычное название — «Цех поэтов» (1911).
Разделив участников на “мастеров” и
“подмастерьев”, Гумилёв вменял в обязанность
“подмастерьям” беспрекословное повиновение,
работу над “вещью” по указанию “мастера” и
запрет на публикацию без разрешения “мастера”.
Выдержать подобное мог далеко не каждый, и
поэтому многие “подмастерья” в скором будущем
покинут свой «Цех». Создавая «Цех поэтов», а за
ним и акмеизм, Гумилёв не отрицал достижений
символизма, наоборот — призывал взять у него
лучшее.
Если исходить из того, что акме — расцвет,
вершина, то «Чужое небо» действительно являет
собой лучшую из вышедших до 1912 года книг
Гумилёва.
Весь путь Гумилёва — от начала до конца — был
путём освоения и изучения (теоретического и
практического). Это способствовало тому, что
Гумилёв оказался проницательным, точным
критиком поэзии. А в окружавшей его литературной
среде он приобрёл звание мастера.
Мои читатели
Вопросы по тексту
1. На сколько частей вы могли бы поделить это
стихотворение?
2. Что является предметом гордости
Гумилёва-поэта?
3. Какой человек мог написать это
стихотворение? Чему в нём он учит своих
читателей? Найдите и зачитайте ключевые строки.
Стихи для самостоятельного чтения и анализа:
«Творчество», «Волшебная скрипка», «Слово»,
«Памяти Анненского».
«Памяти Белинского» Н.Некрасов
«Памяти Белинского» Николай Некрасов
Наивная и страстная душа, В ком помыслы прекрасные кипели, Упорствуя, волнуясь и спеша, Ты честно шел к одной высокой цели; Кипел, горел — и быстро ты угас! Ты нас любил, ты дружеству был верен — И мы тебя почтили в добрый час! Ты по судьбе печальной беспримерен: Твой труд живет и долго не умрет, А ты погиб, несчастлив и незнаем! И с дерева неведомого плод, Беспечные, беспечно мы вкушаем. Нам дела нет, кто возрастил его, Кто посвящал ему и труд и время, И о тебе не скажет ничего Своим потомкам сдержанное племя… И, с каждым днем окружена тесней, Затеряна давно твоя могила, И память благодарная друзей Дороги к ней не проторила…
Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского»
Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но не имеющим никакой художественной ценности сочинениям Булгарина и Полевого. Знакомство главного человека в русской критике с молодым литератором произошло в 1842 году. Вскоре Некрасов и Белинский подружились. Виссарион Григорьевич оказал огромное влияние на становление Николая Алексеевича как поэта, а также на формирование его мировоззрения.
В 1848 году великий критик скончался после продолжительной болезни. Николай Алексеевич был с ним до последних дней. Теплые отношения литераторов нашли отражение даже в живописи. Широко известна картина Алексея Наумова «Н.А. Некрасов и И.И. Панаев у больного В.Г. Белинского», написанная в 1881 году. Имя Виссариона Григорьевича долгое время было под запретом. Николай Алексеевич считается одним из первых, кто решился его публично упомянуть. Сначала на свет появилась поэма, посвященная критику. Затем Некрасов напечатал стихотворение «Памяти приятеля», впоследствии переименованное в «Памяти Белинского».
В этом произведении Николай Алексеевич называет своего учителя и друга наивной и страстной душой, человеком с прекрасными помыслами. Поэт сожалеет о слишком короткой жизни критика (Виссарион Григорьевич умер в тридцать семь лет), считает его судьбу печальной. По мнению Некрасова, плоды напряженного и самоотверженного труда Белинского будут долго существовать на земле. При этом Николай Алексеевич полагает, что потомки не узнают о Виссарионе Григорьевиче. Почему поэт делает столь неутешительные выводы? Видимо, речь идет о запрете на творчество Белинского, на упоминание его имени, действовавшем в то время. Огорчает Некрасова и еще одно обстоятельство — критика стали забывать старые знакомые. С горькой интонацией Николай Алексеевич констатирует в конце стихотворения: И, с каждым днем окружена тесней, Затеряна давно твоя могила, И память благодарная друзей Дороги к ней не проторила…
«Сонет (Я верно болен: на сердце туман…)» Н.Гумилев
«Сонет» Николай Гумилев
Я верно болен: на сердце туман, Мне скучно все, и люди, и рассказы, Мне снятся королевские алмазы И весь в крови широкий ятаган.
Мне чудится (и это не обман), Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… я веяньем заразы, Через века дошедшей, обуян.
Молчу, томлюсь, и отступают стены — Вот океан весь в клочьях белой пены, Закатным солнцем залитый гранит,
И город с голубыми куполами, С цветущими жасминными садами, Мы дрались там… Ах, да! я был убит.
Анализ стихотворения Гумилева «Сонет»
В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества — человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей — завоевателя и охотника, воина и моряка — неизменным остается одно: мужественная сущность натуры героя.
Творчество Гумилева началось с поэтической декларации конквистадора, которая была облечена в форму сонета. Отважный и сильный романтик, чувствующий близость к «пропастям и бурям», готов пройти свой путь до конца. В «Сонете», опубликованном в 1912 г. настроение героя изменилось. Скука и «туман» в душе, похожие на болезнь, напоминают состояние пушкинского Онегина, страдавшего от «английского сплина».
Тоска бездействия сопровождается фантастическими видениями. Сначала возникают отдельные экзотические детали: «королевские алмазы» и окровавленный ятаган. Яркие «вещные» приметы сменяются образами воинов далекого прошлого, с которыми герой ощущает родственную связь. Два временных пласта сближает сложный сплав жажды деятельности, тяги к опасности и погони за удачей, метафорически обозначенные как «веянье заразы».
Первый терцет, следуя канонам жанра, синтезирует чувства лирического субъекта. Тоске и молчанию в туманно-сером настоящем противостоит яркий пейзаж прошлого. Прекрасный город, «голубые купола» которого купаются в лучах «закатного солнца», окружен двойным рядом «белой пены» цветущих садов и океанских вод.
Последняя строка сонета неожиданно прерывает живописную зарисовку. После сообщения о поединке с неизвестным противником следует пауза, и за ней — эпатирующее припоминание о собственной смерти. Развязка предлагает по-новому взглянуть на отношения настоящего и прошлого: промелькнувшие в уме фантастические образы — не предки, а двойники лирического субъекта. Погружаясь в воображаемые сферы, герой сталкивается с многослойной структурой, определяющей глубинные качества собственной натуры.
Картина причудливого мира, в котором переплетаются пестрые пространственно-временные пласты, облечена в классическую форму французской разновидности сонета.
Блуждание лирического «я», охватывающее различные исторические эпохи, является одним из ведущих мотивов в поэтике Гумилева. Смешение времен и пространств, сконцентрированных в душе героя, достигает кульминации в стихотворном тексте «Заблудившегося трамвая ».
Краткий анализ
История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано уже в следующем, 1921-м. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо просто человеку, а также художнику (автору, творцу) для постижения мира и выражения его красоты.
Композиция – это шестистрофное стихотворение по смыслу разделяется на три части, которые связаны общей идеей.
Жанр – философская элегия.
Стихотворный размер – пятистопный ямб; рифмовка перекрёстная..
Эпитеты – “влюблённое вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса”, “неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “кричит дух, изнемогает плоть”, “мгновение бежит неудержимо”.
Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Она»
Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.
С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.
Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.
Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».
О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Родина»
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Лагерь»
- Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Чудный град порой сольется. »
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
«Сон (Застонал от сна дурного…)» Н.Гумилев
Застонал от сна дурного И проснулся тяжко скорбя: Снилось мне — ты любишь другого И что он обидел тебя.
Я бежал от моей постели, Как убийца от плахи своей, И смотрел, как тускло блестели Фонари глазами зверей.
Ах, наверно, таким бездомным Не блуждал ни один человек В эту ночь по улицам тёмным, Как по руслам высохших рек.
Вот, стою перед дверью твоею, Не дано мне иного пути, Хоть и знаю, что не посмею Никогда в эту дверь войти.
Он обидел тебя, я знаю, Хоть и было это лишь сном, Но я всё-таки умираю Пред твоим закрытым окном.
Анализ стихотворения Гумилева «Сон»
Произведение, написанное в 1917 г. вошло в сборник «К Синей звезде», изданный после гибели автора. Революционный год застал Гумилева в Париже, где он увлекся Еленой Дюбуше. «Девушка с газельими глазами» отвергла ухаживания поэта и вскоре вышла замуж за состоятельного американца. Одной из основных особенностей стихотворений парижского периода становится тема неразделенной любви к юной лирической героине, которая отождествляется с прекрасной и недосягаемой Синей звездой.
«Сон» начинается с будничного сообщения о кошмаре, мучившем душу лирического «я». Обида, которую нанес любимой счастливый соперник в воображаемом мире сна, воспринимается героем-рыцарем как настоящая и побуждает его к действию. Романтик отправляется к дому героини.
Начало пути напоминает бегство. Этот эффект усиливает сравнение с «убийцей», стремящимся поспешно скрыться «от плахи». Дорога пролегает по городским улицам, но привычный урбанистический пейзаж приобретает оригинальный фантасмагорический облик. Блеск фонарей напоминает герою «глаза зверей», а «улицы темные» — «русла высохших рек». Выразительные детали пейзажа, подкрепленные изначальной размытостью границ между сном и явью, актуализируют принцип многоликости лирического субъекта, знаковый для гумилевской поэтики. На фоне городского пейзажа возникает образ охотника, бесстрашно идущего по следу в темных джунглях.
Что видит лирический субъект в конце пути? Пространство конечного пункта, дома возлюбленной, определяют две особенности — закрытые дверь и окно. Обыденные детали приобретают иносказательный подтекст: они выражают отдаленность, неприступность и нежелание героини принять любовь своего рыцаря. Последний понимает обреченность своих чувств, но не в силах от них отречься. Мужественной личности, движимой благородными помыслами, тяжело находиться в вынужденном бездействии: герой не смеет нарушить четко обозначенные границы.
Финальные строки продолжают тему взаимопроникновения реального и воображаемого миров. В сознании героя сон уравнивается с явью, и обида, существовавшая в кошмаре, становится зримой, настоящей. В концовке обостряются противоречивые чувства героя. Желание прийти на помощь прекрасной даме и невозможность пересечь обозначенный предел порождают страдания, которые выливаются в формулу обреченности: «Я все-таки умираю».
Николай Гумилев — Я верно болен: на сердце туман
Ya verno bolen: na serdtse tuman,Mne skuchno vse, i lyudi, i rasskazy,Mne snyatsya korolevskiye almazyI ves v krovi shiroky yatagan.
Mne chuditsya (i eto ne obman),Moy predok byl tatarin kosoglazy,Svirepy gunn. ya veyanyem zarazy,Cherez veka doshedshey, obuyan.
Molchu, tomlyus, i otstupayut steny -Vot okean ves v klochyakh beloy peny,Zakatnym solntsem zality granit,
I gorod s golubymi kupolami,S tsvetushchimi zhasminnymi sadami,My dralis tam. Akh, da! ya byl ubit.
Z dthyj ,jkty: yf cthlwt nevfy,Vyt crexyj dct, b k/lb, b hfccrfps,Vyt cyzncz rjhjktdcrbt fkvfpsB dtcm d rhjdb ibhjrbq znfufy/
Vyt xelbncz (b nj yt j,vfy),Vjq ghtljr ,sk nfnfhby rjcjukfpsq,Cdbhtgsq ueyy/// z dtzymtv pfhfps,Xthtp dtrf ljitlitq, j,ezy/
Vjkxe, njvk/cm, b jncnegf/n cntys -Djn jrtfy dtcm d rkjxmz[ ,tkjq gtys,Pfrfnysv cjkywtv pfkbnsq uhfybn,
B ujhjl c ujke,svb regjkfvb,C wdtneobvb ;fcvbyysvb cflfvb,Vs lhfkbcm nfv/// F[, lf! z ,sk e,bn/
Стихотворение Гумилёва Н. С. «За гробом»
«За гробом»
Под землей есть тайная пещера, Там стоят высокие гробницы, Огненные грезы Люцифера, Там блуждают стройные блудницы. Ты умрешь бесславно иль со славой, Но придет и властно глянет в очи Смерть, старик угрюмый и костлявый, Нудный и медлительный рабочий. Понесет тебя по коридорам, Понесет от башни и до башни. Со стеклянным, выпученным взором, Ты поймешь, что это сон всегдашний. И когда, упав в твою гробницу, Ты загрезишь о небесном храме, Ты увидишь пред собой блудницу С острыми жемчужными зубами. Сладко будет ей к тебе приникнуть, Целовать со злобой бесконечной. Ты не сможешь двинуться и крикнуть. Это все. И это будет вечно.
См. также Николай Гумилёв — стихи (Гумилёв Н. С.) :
Заклинание
Юный маг в пурпуровом хитоне Говорил нездешние слова, Перед ней, цари.
Замбези
Точно медь в самородном железе, Иглы пламени врезаны в ночь, Напухают.
Карточка-задание № 2. Гумилёв-романтик
Информация для творческой группы
22 ноября 1909 года состоялась последняя в истории
русской литературы дуэль. Дуэлянты Николай
Гумилёв и Максимилиан Волошин сошлись
неподалёку от места дуэли Пушкина — на Чёрной
речке. Дуэль была из-за женщины, Елизаветы
Ивановны Дмитриевой, которая под псевдонимом
Черубина де Габриак писала стихи, потрясшие весь
литературный Петербург. Гумилёв промахнулся,
пистолет Волошина дал осечку — и вновь поэты
встретились только в 1921 году на пристани в
Феодосии, подали руки друг другу и расстались
примирёнными.
Как правило, в поэзии Гумилёва действуют
персоны неординарные: гордые короли,
заколдованные девы, бесстрашные рыцари. Это во
многом традиционный романтический набор тем и
героев, полный грёз и возвышенных чувств. Стихи
эти — ответ на потребность человека в
необычайном, нездешнем, уводящем от серой скуки
повседневности.
Сон
Вопросы по тексту
1. Назовите чувства, которые терзают
лирического героя этого стихотворения.
(Скорбь, безответная любовь, жалость,
ревность, гордость, одиночество.)
Маэстро
Вопросы по тексту
1. Каковы главные художественные приёмы
этого стихотворения и какова их роль?
(Олицетворения — “звуки мчались и
кричали”, “метались в гулкой зале”, “ласкали
плечи дамам”, “тихо падали к подножью”; сравнения
— “как виденья, как гиганты”. Благодаря этим
приёмам звуки музыки оживают, приобретают
динамизм, становятся тише или громче — словом,
живут самостоятельной жизнью, лаская и тревожа
слушателей.)
2. Сколько героев в этом стихотворении? Кто
они? Что вы можете о них сказать?
(Это “в красном фраке с галунами,
надушенный”, то есть праздничный и нарядный
маэстро, по воле которого совершается чудо —
звучит музыка, это сам автор, восхищённый
мастерством дирижёра и очарованный
божественными звуками, и наконец — сама ожившая
мелодия и её слушатели.)
Дон Жуан
Вопросы по тексту
1. Форма стихотворения — сонет (какой —
английский или итальянский?) Что она даёт автору?
(Неожиданный вывод в конце.)
2. Лирический герой этого стихотворения
пытается примерить на себя образ Дон Жуана
(повествование ведётся от первого лица), но в то
же время концовка стихотворения рисует грустный
итог жизни. Какова же мораль стихотворения?