Методики обучения чтению
С какого возраста начать учить ребенка читать, зависит от выбранной вами методики. Есть методики раннего развития – у них нет четких возрастных границ. Для классических, традиционных благоприятный возраст – 4-5 лет.
Существует пять популярных методик.
- Звукобуквенная, или метод Эльконина. Это достаточно сложная система, ориентированная на возраст 6-7 лет, поэтому не подходит для дошкольников.
- Традиционно-логопедическая. По этой системе составлен букварь Н. С. Жуковой. Сочетание классических и современных технологий обучения популярно в школах. К такому методу стоит подводить детей постепенно к 6 годам, чтобы упростить обучение в школе.
- Метод Домана. Гленн Доман – ученый-нейрофизиолог. Он разработал систему обучения чтению умственно-отсталых детей. На данный момент по этой системе занимаются и со здоровыми детьми на ранних этапах развития. Метод заключается в том, чтоб показывать ребенку слова, написанные яркими красными буквами, и повторять их по несколько раз в день. Таким образом развивается зрительная память, запоминаются буквы и слова.
- Метод Зайцева. Основывается на сложении готовых слогов, прописанных на кубиках. Подходит для дошкольников. Метод популярен, но официально не применяется в школах.
- Система Монтессори. Дети сначала учатся писать буквы, используя рамки и специальные вкладыши, а потом изучают сами буквы и соответствующие звуки.
Игры для ознакомления детей со слогами
Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:
«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»
Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат
Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.
Для обучения делению на слоги пригодятся карточки с буквами, магнитная азбука и другие дидактические пособия
«Фантазёры». Игра для тех, кто уже хорошо усвоил понятие слога. Ребёнок должен сам придумывать слова, содержащие столько слогов, сколько скажет (покажет с помощью пальцев, магнитных цифр, палочек, прохлопает, простучит и т. д.) взрослый. «Путаница». Для этой игры подготовьте заранее карточки с напечатанным и написанными на них слогами. С их помощью выкладывайте слова, но слоги меняйте местами (ло-мо-ко — молоко, рень-ва-е — варенье, ла-пи — пила и т.п.). Пусть сын или дочь догадается, в каком порядке их следует расставить. Со временем можно учиться проделывать это упражнение на слух. «Новичок». Называете пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом. Ребёнок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука — ру-баш-ка, корка — кор-зин-ка, розы — мо-розы, мушка — кор-мушка, ребёнок — же-ребёнок.
Игры для ознакомления детей со слогами
Поиграйте с ребёнком в такие простые игры:
«Друзья». Используйте для этой игры вырезанные из бумаги карточки с буквами или магнитную азбуку. Расскажите, что буквы ищут своих друзей, а когда находят, обнимаются. Покажите, как навстречу друг к другу бегут буквы «Н» и «А», как они обнимаются. Произнесите при этом слог «НА». Покажите другие примеры. Помогите ребёнку самому составить пары из букв (слоги).
«Найди друзей»
Когда гуляете с ребёнком, обращайте внимание на афиши, рекламные объявления, вывески. Ищите буквы, которые дружат
Пусть малыш учится находить как можно больше слогов.
«Перестановка». Учитесь менять слоги местами в словах так, чтоб получались новые слова. Сразу при обучении этой игре используйте наглядные материалы: слоги, написанные на бумаге или выложенные из магнитной азбуки. Со временем можно учить ребёнка проделывать задание на слух. Примеры слов: сос-на, бан-ка, вес-на, ни-тка, ши-на, ло-жа, чай-ка, ра-но, сы-ро, ска-ла, ды-ра, лы-жи.
Для обучения делению на слоги пригодятся карточки с буквами, магнитная азбука и другие дидактические пособия
Читайте еще: Вакцинация детей против кори монокомпонентными препаратами: показания, эффективность прививки и другие важные аспекты
Видео:Как легко делить слова на слоги? Сможет каждый ребёнокСкачать
Письменные задания
Дети постарше могут активно работать не только на слух, но и с написанными словами. Для начала объясните им, что сколько в слове гласных, столько и звуков. Предложите выделить все гласные и сосчитать слоги. Если все получается, можно перейти к делению слова.
Помните, что здесь великолепные результаты достигаются регулярными занятиями. Дети должны довести деление на слоги до автоматизма, тогда оно не будет вызывать у них никаких затруднений.
Если у ребенка что-то не получается, постарайтесь не ругать его и просто смените занятие или вообще отложите освоение новой темы на другое время. Возможно, малыш еще не готов к получению новых знаний и умений.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Мобильные приложения и тренажеры
Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.
Лунтик. Учимся читать!
С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.
Говорящая азбука
Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.
Учимся читать по слогам
Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.
Азбука для детей! Учим алфавит!
Буквы прячутся в цветных коробочках с картинками. Задача — поймать их и сложить слово. Игра рассчитана на малышей с 2–3 лет в режиме «Учим буквы», и дошкольников 4–7 лет — в блоке «Читаем по слогам». Приложение получило массу положительных отзывов от родителей.
Учим буквы весело!
Программа полезна детсадовцам, незнакомым с алфавитом. Игры разбиты на три части. В первой ребенок по картинкам знакомится с буквами, учится их произносить, узнавать. Во второй — закрепляет полученные знания, составляет слова. В третьей — его ждут умные раскраски, любимые персонажи мультиков. Раскрашивать картинки нужно с помощью букв.
С помощью игр на компьютере даже слабый ребенок сможет выучить алфавит, научится прочитывать слоги, слова, предложения. Кроме учебных упражнений на образовательном сайте есть масса заданий на развитие внимания, памяти, скорости реакции.
Забавные игры с подсчётом слогов
Вот несколько предложений для игр с подсчётом слогов, которые позволят детям запомнить это правило и развить свою речевую практику:
- Игра «Слоги на порядок»: Детям предлагаются различные слова. Им нужно посчитать количество слогов в каждом слове и записать результат. Например, слово «сон» имеет один слог, а слово «котенок» имеет три слога.
- Игра «Слоги в движении»: Во время этой игры детям предлагается двигаться в соответствии со слогами в слове. Например, если в слове «лопата» два слога, детям нужно сделать два прыжка или два шага вперёд.
- Игра «Слогоматрица»: Детям предлагается придумать как можно больше слов с заданным количеством слогов и записать их на доске или в тетради. Например, если задано количество слогов — два, дети могут придумать слова «лес», «гусь», «дом» и так далее.
Эти игры помогут детям развивать навык подсчёта слогов и привлечь их внимание к забавному и интересному упражнению. Попробуйте провести эти игры с вашими учениками и посмотрите, как они смогут развить свои речевые и счетные навыки
Что такое слог?
В речи все слова русского языка состоят из минимальных звучащих единиц — слогов. Определим, что такое фонетический слог.
ОпределениеФонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Гласный звук образует слог. В слоге всегда имеется только один гласный. Он может самостоятельно создать фонетический слог, а также в сочетании с одним или несколькими согласными. Согласные группируются вокруг одного гласного звука. В связи с этим по звуковому составу различают три вида слогов:
1. слог составляет один гласный звук:
2. слог составляет гласный с согласным:
3. слог образует гласный с несколькими согласными:
Видео:Как поставить ударение и разделить слово на слогиСкачать
Звуко-буквенный разбор слова: теория
Что такое фонетический разбор и зачем он нужен? Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это один из способов анализа в русском языке, который предполагает разложение слова на звуки и буквы. Это понятие входит в раздел фонетики, который как раз и изучает звуки речи.
Выполнение звукобуквенного анализа необходимо для развития фонетического слуха и успешного освоения школьной программы. Навык выполнения фонетического разбора позволит минимизировать риск неправильного произношения или написания слов.
Разберёмся, что такое фонетический разбор слова. Начать следует с теории: необходимо чётко различать звуки и буквы, которые входят в состав тех или иных слов.
Звуки – это то, что мы слышим, когда произносим слово.
Буквы – это способ графической записи тех звуков, из которых слово состоит.
Звуко-буквенный анализ слова предполагает разбивку на звуки и буквы с выделением разницы произношения. Количество гласных и согласных звуков и букв в русском языке не совпадает.
В состав анализа входят:
Подсчитывание количества букв |
Определение числа звуков в слове |
Постановка ударения |
Распределение звуков на согласные и гласные |
Классификация каждого звука |
Составление транскрипции (графической формы слова) |
Во время разбора слова по звукам важно учитывать ряд особенностей:
Некоторые буквы не дают звук |
Некоторые буквы произносятся не так, как пишутся |
Некоторые слова произносятся не так, как пишутся |
В составе одного слова может быть разное количество звуков и букв |
Гласные могут делать согласные твёрдыми или мягкими |
Некоторые согласные являются мягкими или твёрдыми независимо от последующих гласных |
Чтобы быстрее разобраться в теме, стоит вспомнить алфавит:
В русском языке выделяют ровно десять гласных букв:
Придают мягкость | Придают твёрдость |
«Я» — «Ё» — «Ю» — «Е» — | «А» — «О» — «У» — «Ы» — «Э» — |
Но только четыре гласных буквы, таких как: Я, Е, Ё и Ю делятся на два звука.
Мягкость или твёрдость передаётся последующему звуку. Если перед согласным стоит другая согласная, то он остаётся твёрдым.
В русском языке выделяют двадцать одну согласную букву (и 37 согласных звуков):
Звонкие непарные буквы | Й’, Л, М, Н, Р |
Глухие непарные | Х, Ц, Ч’, Щ’ |
Звонкие парные | Б, В, Г, Д, Ж, З |
Глухие парные | П, Ф, К, Т, Ш, С |
Парные согласные довольно часто при произношении могут отличаться от тех, которые будут содержаться в слове. Довольно часто некоторые звуки и вовсе выпадают из слова при чтении (непроизносимые согласные как в словах: соЛнце, лесТница).
Звонкие согласные образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парные согласные образуют пару из глухого и звонкого звука (-, -, -), а непарные — не образуют пары (, , )
При фонетическом анализе слова стоит учесть, что:
Согласные , , — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог;
Согласные , и — всегда твердые, даже если после них идут мягкие гласные, поэтому при звуко-буквенном разборе пишется ;
Звуки , , , , , , , , — сонорные, поэтому они всегда будут звонкими, так как при их произношении используется голос, а не шум;
Буквы и не дают звука;
Удвоенные согласные сливаются в один;
Ться произносится как ;
Звуки и под ударением.
Классическим примером необходимости использования данного способа анализа являются слова с йотированными гласными:
- Ёлка;
- Яблоко;
- Ёж;
- Юла;
- Ехать.
Дело в том, что первая гласная в каждом из таких слов состоит из двух звуков: Й и О, А, Э или У. Вот и выходит, что при написании букв меньше, чем звуков.
Подобные буквы будут давать два звука в трёх случаях:
- Когда стоят в начале слова (ящик, Ямайка, ёжик);
- После гласной (Якутия, умею, объятия);
- После ь или ъ (объезд, подъезд, изъян, платье).
Но в этом правиле имеется исключение:
Если стоит после мягкого знака, то при звуковом анализе слова выделяют уже не один звук, а два — и .
Пример
Соловьи; Муравьи; Ручьи;
Ульи; Плясуньи.
Существуют и словесно-звуковые уравнения. Что это такое? Словесно-звуковые уравнения представляют собой запись в виде уравнения (два+три = четыре). Как же их решать?
В слове два ровно три звука. В слове три — тоже. В слове четыре их шесть. Вот и получается, что если сложить слова два и три — получится слово четыре. Подобные упражнения помогут в форме игры в разы быстрее разобраться в представленной теме.
При выполнении звукобуквенного анализа очень важно учитывать особенности произношения того или иного слова. Довольно часто можно допустить ошибки при подсчёте звуков, если слово имеет удвоенные согласные или мягкий/твёрдый знак
Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже.
Совпадает ли разделение слов на слоги и деление для переноса? window.__clADF__.cmd.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 719711, containerId: ‘basic_640x290_2’, params: { pp: ‘g’, ps: ‘gdho’, p2: ‘hyof’, pk: __clADF__.state, } }) })
Деление слова на слоги имеет отношение к фонетическому (звуковому) анализу слова. Слово же для переноса мы делим, учитывая разделение на слоги, но все же по морфемам. То есть перенос, по возможности, проходит по границе морфем.
Допустим, если в слове имеется удвоенная согласная (рассмеяться), при делении на слоги удвоенный согласный всегда переходит в следующий слог (ра-ссме-я-ться), при переносе же полагается одну букву оставлять на одной строке, а другую переносить (деление для переноса: рас-сме-ять-ся). Чаще всего слово переносится по слогам, но бывают и исключения. Правило, что слово переносится по слогам, означает, что нельзя переносить часть слова, которая не содержит гласных.
Что мы узнали?
При делении слова на слоги надо руководствоваться понятием звучности и проводить границу слога между максимально и минимально звучными звуками. Деление на слоги и деление для переноса часто не совпадают.
- /5
Вопрос 1 из 5
Выберите ошибочное утверждение
- Слог произносится на одном толчке воздуха
- В слоге обязательно должна быть гласная
- Слог не может состоять из одной буквы
- Слог может включать в себя одну гласную и несколько согласных
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
Только непарные звонкие согласные могут закрыть слог:
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.
Видео:Как правильно делить слово на слоги — объясняю на понятных примерахСкачать
Как определить количество слогов?
Определить количество слогов в слове очень важно для правильного деления слова на слоги и ударения. Это помогает правильно произносить слова и улучшать речь
Вот несколько простых правил, помогающих определить количество слогов в слове:
1. Подсчёт гласных звуков: Слог обычно содержит гласный звук. Пометьте гласные звуки в слове и подсчитайте их. Количество гласных звуков обычно равно количеству слогов в слове.
2. Случаи сочетания согласных: Некоторые сочетания согласных звуков могут быть объединены в один слог. Например, слово «борода» разделяется на два слога: «бо-ро-да», звуки «ро» объединяются.
3. Ударение: В русском языке слово может иметь ударение на одном из слогов. Ударный слог в слове имеет большую громкость и выделяется. Обычно ударение падает на последний слог в слове. Но есть и другие правила, например, при наличии приставки или суффикса. Следите за ударением, чтобы правильно определить количество слогов.
Понимание количества слогов в слове поможет вам правильно делить слова на слоги и произносить их. Теперь, когда вы знаете эти простые правила, вы легко сможете определить количество слогов в словах и сможете улучшить свою речь.
Как сделать так, чтобы ребёнок захотел читать?
Для ребёнка, ещё читающего по слогам, процесс чтения большой труд
В этот момент очень важно не заставлять, а заинтересовать малыша!. Специально для этого периода я написала небольшие, но интересные познавательные тексты. Все слова разделены на слоги
К каждому тесту есть вопросы, которые помогают понять насколько ребенок понимает прочитанное. Полные ответы на поставленные вопросы будут способствовать развитию речи ребёнка.
Все слова разделены на слоги. К каждому тесту есть вопросы, которые помогают понять насколько ребенок понимает прочитанное. Полные ответы на поставленные вопросы будут способствовать развитию речи ребёнка.
Специально для этого периода я написала небольшие, но интересные познавательные тексты. Все слова разделены на слоги. К каждому тесту есть вопросы, которые помогают понять насколько ребенок понимает прочитанное. Полные ответы на поставленные вопросы будут способствовать развитию речи ребёнка.
В книге 20 рассказов. Каждый из них дополнен рисунком-раскраской, что тоже вызывает интерес у ребенка.
Результаты обучения
Ученики первого класса активно осваивают навык правильного деления слов на слоги. Они успешно применяют изученные правила для определения числа слогов в слове и делают это с высокой точностью.
В результате обучения ученики научились анализировать слова на сочетание гласных и согласных звуков, определять, где заканчивается один слог и начинается другой. Они смело делят слова на слоги, используя правила и свои навыки.
Они также понимают, что одна буква может составлять отдельный слог или быть частью другого слога. Ученики активно участвуют в упражнениях, где им предлагается деление слов на слоги и решение задач на сопоставление слогов в словах.
Изучение правильного деления слов на слоги играет важную роль в развитии навыков чтения и произношения, а также в освоении правописания. Ученики первого класса показывают хороший прогресс и готовы к дальнейшему углубленному изучению этой темы.
Обучение правильному делению слов
В начальной школе дети изучают правила деления слов на слоги и проводят различные упражнения и игры, чтобы закрепить полученные знания. Например, для работы с маленькими учениками пользуются различными картинками и ассоциациями, чтобы дети запомнили правила деления слов на слоги.
Одним из первых примеров деления слов на слоги, с которым дети знакомятся в 1 классе, является слово «сон». Количество слогов в слове «сон» равно одному. Деление производится по согласной-гласной. Таким образом, слово «сон» делится на слоги: «сон».
Следующим шагом в обучении делению слов является использование словарей. Дети учатся находить нужные слова и производить их правильное деление на слоги с помощью словарных статей. Это развивает навыки работы с справочными материалами и расширяет словарный запас ребенка.
Важно помнить, что правила деления слов на слоги в русском языке являются общими правилами, которые могут иметь исключения. Поэтому, помимо запоминания правил, дети должны учиться искать и анализировать исключения в словах
Обучение правильному делению слов на слоги основывается на систематическом повторении и практике. Дети должны получить достаточное количество упражнений и возможность применить полученные знания на практике
Развитие этого навыка важно продолжать и в более старшем возрасте, чтобы дети стали уверенными и грамотными в использовании родного языка
Правильное деление слов на слоги — это основа правописания и грамотности. Умение делить слова на слоги позволяет легче и точнее произносить слова и правильно писать их. Поэтому, обучение правильному делению слов на слоги играет важную роль в образовании каждого ребенка.
Результаты обучения
Ученики первого класса активно осваивают навык правильного деления слов на слоги. Они успешно применяют изученные правила для определения числа слогов в слове и делают это с высокой точностью.
В результате обучения ученики научились анализировать слова на сочетание гласных и согласных звуков, определять, где заканчивается один слог и начинается другой. Они смело делят слова на слоги, используя правила и свои навыки.
Они также понимают, что одна буква может составлять отдельный слог или быть частью другого слога. Ученики активно участвуют в упражнениях, где им предлагается деление слов на слоги и решение задач на сопоставление слогов в словах.
Изучение правильного деления слов на слоги играет важную роль в развитии навыков чтения и произношения, а также в освоении правописания. Ученики первого класса показывают хороший прогресс и готовы к дальнейшему углубленному изучению этой темы.
Как правильно делить слова на слоги?
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово, которое не делится на слоги:
- сом
- крот
- вальс
- брод.
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова:
- ё-жик
- до-мик
- са-лат
- кро-лик.
Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу:
- во-рон
- ку-лон
- ко-рысть
- кла-ня-ться (-ться звучит как ).
При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу:
- но-чник
- кро-вля
- про-бка
- со-зда-ни-е.
Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог:
- ал-фа-вит
- строй-ка
- квар-тал
- лан-ды-ше-вый
- бе-сшум-ный.
Если в слове имеются одинаковые согласные, то они начинают следующий фонетический слог:
- про-гра-мма
- те-нни-сный
- кро-ссо-вки
- па-ра-ллель.
Это деление на слоги фонетическое, которое не совпадает с орфографическим переносом слов с двойными согласными.
Буквы «й», «ь», «ъ» принадлежат слогу, после которого пишутся:
- рей-ка
- хлопь-я
- отъ-езд
- подъ-ём-ный.
Укажем порядок деления слов на слоги с помощью следующего алгоритма.