Анализ “золотого слова” святослава из “слова о полку игореве”

Поход князя игоря святославича на половцев

Краткое содержание «Слова о полку Игореве»: краткий пересказ сюжета, «Слово» в сокращении

Начало похода Главный герой произведения — князь Игорь Святославич новгород-северский. В 1185 году князь Игорь отправляется в поход на половцев. Этим походом Игорь надеется добиться воинской славы. В пути Игорь видит солнечное затмение. На Руси затмение считалось дурным знаком и предвещало беду. Но Игорь все равно отправляется в поход.

Нападение на половцев

Вместе с Игорем против половцев идут: брат Игоря — Всеволод Святославич, племянник Игоря — Святослав Рыльский, а также сын Игоря — Владимир. Войско Игоря добирается до половцев и атакует их. Половцы бегут. Русские выигрывают сражение.

Поражение Игоря

Русское войско остается на ночлег. Тем временем за одну ночь половцы собирают войско. Утром половцы нападают на русских. Сражение длится более двух дней. В конце концов русские терпят поражение. Половцы берут Игоря в плен.

Сон Святослава

В это время в Киеве князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод «Сон Святослава»). Он понимает, что Игорь и Всеволод, его двоюродные братья, проиграли сражение половцами. Святослав недавно воевал с половцами и дал им отпор. Но теперь его труды сведены на нет. Игорь «разбудил зверя», и теперь половцы нападут на Русь. Тогда Святослав призывает других русских князей объединиться против половцев.

Возвращение Игоря

Супруга князя Игоря, Ярославна, ждет мужа в Путивле. Она плачет и страдает без любимого мужа (эпизод «Плач Ярославны»). Наконец князь Игорь бежит из половецкого плена. Он приезжает в Киев и идет в храм Пирогощей Богоматери, чтобы поблагодарить Всевышнего за спасение. Народ по всей Руси радуется возвращению Игоря.

Сон князя Святослава

Вещие сны не редкость в средневековых памятниках литературы. В «Слове» сон — это раскрытие образа Святослава. Сон предвещает несчастье с людьми, зависевшими от князя. Это войско Игоря, потерпевшее поражение на Каяле. Поражение уже состоялось, но известие еще не дошло до Святослава: он узнает о нем затем от бояр. Святослав видит себя одариваемым подарками. К этим подаркам имеют отношение те, кто стал причиной несчастья. Святослава кто-то одевает черной паполомою и угощает синим вином. На него сыпят жемчуг, символ слез, из колчанов «поганых толковин» — союзных Игорю ковуев, которые первые бежали в битве и из-за которых Игорь попал в плен.

Тягостный сон Святослава считается одним из важных и поэтических в общей художественной структуре мест «Слова о полку Игореве». Сон делится на две неравные части. Первая из них относится к самому Святославу.

«Этой ночью с вечера одевают меня, — говорит, —

черным покрывалом

на кровати тисовой;

черпают мне синее вино,

с горем смешанное;

сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев

крупный жемчуг на грудь

и нежат меня.

Уже доски без князька

в моем тереме златоверхом…»

Вторая имеет в виду зловещее явление природы, усиливающее мрачное впечатление от сна в целом.

«…Всю ночь с вечера

серые вороны каркают у Плесеньска,

в предградье стоял лес Кияни,

понесли меня вороны к синему морю».

Из двух частей первая не возбуждает сомнений, поэтому все усилия исследователей направлялись преимущественно на истолкование второй части, начиная с вороньего грая у Плесеньска Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей — Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 226.

Однако и в первой части сна есть немало подробностей, которые были обделены вниманием, потому что казались понятными или вполне разъясненными

Святослав, рассказывая, что ему виделось, перечисляет зловещие приметы. И главную трудность для исследователей составила следующая строка текста: «Уже доски без князька в моем тереме златоверхом…». «Князек» в древнерусском варианте — «кнес». По-видимому, эта подробность должна была стать решающей в некой связной системе зловещих предвещаний. Но почему в эту строку вложен решающий смысл?

Вопрос о том, «верхнюю перекладину» («князя») или какую-либо другую часть Святославова терема нужно понимать под «кнесом», изредка поднимался в исследованиях, пояснения по этому поводу были краткими и однообразными. Истолкование сна Святослава продвигалось медленно, тем более, что в нем были и другие загадки, привлекавшие куда больше внимания.

В попытках объяснения «кнеса» можно встретиться, прежде всего, с книжными, лексическими параллелями к нему, подбираемыми из разных языков. Но данные поиски не увенчались успехом. Между тем, указание на «доски без кнеса» не случайная деталь, она должна быть связана с другими подробностями сна. Во множестве «вещих снов» в древней письменности не встретилось одновременно несколько из тех примет, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве». Были сделаны многократные попытки привлечь параллели из народной поэзии — великорусской, белорусской, украинской, сербской, болгарской иВ т.д.

В новейшей литературе о «Слове о полку Игореве» вопрос о «кнесе» считается решенным — большинство объяснений и переводов отождествляет его с «князьком», реже с «коньком». Эти объяснения основываются, прежде всего, на наблюдениях над живыми народными говорами. И здесь можно выявить значение «князька». Выражение «перерубить конек» означает, что живущее в том доме семейство подверглось изгнанию, и видеть во сне, что конек перерублен или сломался сам, значит, что смерть или другое великое несчастье должны постигнуть главу того дома Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей — Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .

То, что Святослав видит во сне исчезновение «кнеса» со своего терема, вполне естественно и окончательно разъясняет ему смысл всех предшествующих примет, которые оставляли, может быть, тень надежды. Но «кнеса» нет, и сомнений не остается: Святославу грозит гибель. Поэтому и дальнейшие видения сна Святослава не относятся более к нему самому, а дают широкие картины общего несчастия и возможной гибели. Все тонко рассчитано автором, но сон написан, как и все «Слово о полку Игореве», лаконично. Это и создает препятствия для его полного истолкования, но одновременно служит свидетельством выдающихся художественных совершенств.

Часть третья

В Путивле, на городской стене, горько оплакивает участь своего мужа князя Игоря безутешная Ярославна. Ее горестный голос долетает до самих берегов Дуная. Хочется ей превратиться в кукушку (точнее, в речную чайку), омочить рукав в злосчастной реке Каяле, омыть воспаленные раны любимого мужа.

Она упрекает ветер, который безжалостно принес тучу стрел на русские полки; корит солнце, равнодушно взиравшее на погибель русичей. Обращается и к славному Днепру, реке великой, с просьбой сохранить жизнь мужа. В ответ на ее горе море вздымается волнами. «Сам Господь из половецких стран» показывает Игорю путь домой.

В полночный час Игорь не спит. Он слышит условный знак от половца Овлура (его мать была русской). Кони наготове, русский князь может беспрепятственно бежать под покровом ночи. «В горностая-белку обратясь» мчится Игорь «к тростникам». Затем, «как гоголь, по волне» седлает коня и летит домой.

Овлур сопровождает побег князя, меняет ему коней. Напоследок Игорь уже пешим соколом летит к Донцу. Рядом, серым волком, бежит верный Овлур. Птицы указывают путь беглецу. Сам Донец радуется, качая на волнах спасенного из неволи молодого князя.

Князь Игорь благодарен милости Донца, вспоминает, что у рек нрав разный. Например, Стугна когда-то погубила в своих водах князя Ростислава (это было задолго до похода Игоря).

Ханы Гзак и Кончак разыскивают беглеца. Первый предлагает в отместку убить «соколенка» Владимира, сына Игоря, который был у половцев в заложниках. Но Кончак противится этому плану.

Он считает, что лучше женить юного Владимира на половчанке. Тогда он станет родичем половцам, станет блюсти их интересы. Старый Гзак уверен, что «он с девицей в терем свой умчится», не останется среди половцев, вернется на Русь. Окрепнет, придет воевать в Степь. (Автор Слова не сообщает, но из летописей известно, что юный Владимир вместе с князем Всеволодом вернутся на Русь).

Как солнце в небе, появляется долгожданный князь Игорь на Руси. Вся Русская земля охвачена ликованием. А князь первым делом «по Боричеву» (уже в Киеве) спешит к «Пирогощей Богородице Святой» (к храму, где пребывает Образ Божией Матери), чтобы возблагодарить за спасение.

В финале автор восхваляет отвагу и дерзновение Игоря и Всеволода, молодых князей. Славит всех, кто «за христиан полки поганых бил». Желает доброго здоровья князю и дружине его славной.

Пленение Игоря Святославича

Пленение Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, было одним из важных исторических событий, описанных в «Слове о полку Игореве».

Во время похода Игоря Святославича против половцев в 1185 году, он и его войско были ослаблены длительной обороной кочевников. В результате, половцы смогли организовать контратаку и взять Игоря Святославича в плен.

Пленение Игоря Святославича стало большим ударом для русских князей и привело к парализации деятельности Руси. Князь Всеволод Ярославич, брат Игоря, пытался освободить его, но не смог добиться успеха.

Игорь Святославич провел в плену около 10 лет и был освобожден только в 1194 году после того, как его брат Всеволод уступил половцам большую часть земель Руси. После освобождения Игорь вернулся на родину, но его здоровье было подорвано и он скончался уже через несколько лет.

Пленение Игоря Святославича стало символом слабости и неспособности русских князей в борьбе с врагами. Тем не менее, его история стала источником вдохновения для создания «Слова о полку Игореве», одного из величайших литературных произведений Древней Руси.

Процесс отступления и начало раздоров в полку

После долгих и тяжелых боев с половцами и кочевниками, полк Игоря Святославича был вынужден начать отступление. Полоцкий князь Всеволод Ярополчич, вступив в союз с половцами, оказался гораздо сильнее, чем ожидалось. Игорь Святославич не мог противостоять этому объединению и принял решение отступить.

В результате отступления произошли раздоры в полку. Некоторые воины предпочли преследовать собственные интересы, вместо того чтобы объединиться и сражаться до конца. Они начали грабить и ограблять мирное население, что не только подорвало дисциплину в полку, но и привлекло к ним гнев местных жителей.

Неоднократные бои и нападения половцев на отступавший полк только усиливали конфликтные ситуации внутри полка. Раздоры и разногласия между военачальниками и воинами только усугублялись, что привело к расслоению внутри полка и ослаблению его боеспособности.

Игорь Святославич пытался примирить стороны и восстановить дисциплину в полку, однако его попытки были безуспешными. Недовольные воины и военачальники продолжали ссориться и совершать различные беззакония. Полк Игоря Святославича, разделившийся и ослабленный, не мог продолжать поход и противостоять превосходящему противнику. Это стало причиной поражения полка Игоря Святославича и его отступления из половецкой степи.

Таким образом, процесс отступления полка Игоря Святославича и возникшие раздоры внутри него стали предопределяющими факторами поражения полка и его боевых действий против половцев и кочевников. Расслоение внутри полка сказалось на его единстве и боеспособности, а разногласия и конфликты только усилили его трудности.

Особенности поэтического произведения

«Слово о полку Игореве» — это поэтическое произведение, написанное в древнерусской эпической форме. В нем передано событие о походе князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. Произведение обладает рядом особенностей и элементов, которые делают его уникальным и запоминающимся.

  1. Скитание: «Слово о полку Игореве» описывает путешествие князя Игоря и его войска через различные территории и препятствия. В поэме использовано множество эпизодов, в которых герои демонстрируют свою силу, мужество и выносливость.
  2. Поражение и плен: Произведение описывает не только подвиги и победы, но также поражение и плен войск Игоря. Это создает драматическую напряженность и позволяет поэту выразить горечь и трагизм тех событий.
  3. Письмо: В «Слове о полку Игореве» большое место занимает эпизод с написанием письма, в котором князь Игорь обращается к своей жене и выражает свою любовь и тоску. Это придает произведению эмоциональную глубину и романтический оттенок.
  4. Сражение: В поэме описываются различные сражения, в которых участвуют главные герои. Поэт использует живописные и эпические описания сражений, позволяющие читателю представить себе их интенсивность и масштабность.
  5. Дача: Произведение описывает прекрасную дачу князя Игоря, где он проводит время с семьей, наслаждаясь природой и миром. Описание дачи создает контраст между мирным и военным временем, подчеркивая трагизм войны.
  6. Удача и призыв: В «Слове о полку Игореве» герои верят в удачу и призывают ее себе на помощь. Это подчеркивает веру и силу духа, необходимую во времена испытаний и битв.

Все эти особенности делают «Слово о полку Игореве» одним из самых значительных и известных произведений древнерусской литературы. Оно сочетает в себе эпическую мощь, эмоциональную глубину и философский подтекст, оставляя незабываемое впечатление на читателей.

Литературное значение «Слова о полку Игореве»

Поэма «Слово о полку Игореве» имеет огромное литературное значение и считается одним из величайших произведений древнерусской литературы. В ней изображена историческая битва Князя Игоря Святославича с половцами на реке Калке.

Основная сюжетная линия поэмы заключается в призыве к единению русских князей и народного воинства для помощи Князю Игорю в его походе против половцев

Поэма подчеркивает важность объединения и солидарности во имя защиты от внешнего врага

Центральным событием в поэме является сражение Князя Игоря с половцами. Описания битвы подчеркивают героизм и смелость русского воинства, а также подчеркивают удачу и силу противника.

После сражения Игорь, получив поражение, был схвачен половцами и отправлен в плен. В плену он написал письмо своей жене, в котором описывает свое печальное положение и просит ее о помощи и спасении.

Окончание похода Игоря на половцев ожидаемо грустное. Князь Игорь погибает при попытке побега из плена. Таким образом, поэма подчеркивает цену предательства и неудачу войны.

В целом, «Слово о полку Игореве» является красочным образцом средневековой эпической поэзии. Она содержит множество поэтических образов и метафор, которые делают ее незабываемой и значимой в истории русской литературы.

Слово о полку игореве и его значение в современной культуре

Значение Слова о полку игореве в современной культуре трудно переоценить. Это не только образец старорусского литературного языка и эпической поэзии, но и настоящий символ исторической памяти и духовного наследия народа.

Произведение оказало значительное влияние на развитие русской литературы и искусства. Оно воспринималось как источник исторической информации, а также как образец героической эпики и патриотической поэзии. Слово о полку игореве влияло на многих писателей и поэтов разных времен, включая Пушкина, Лермонтова, Толстого и других.

Слово о полку игореве также является объектом изучения исследователей и историков культуры. Оно помогает понять страну и народ, их историческую память и ценности.

В современной культуре Слово о полку игореве продолжает оставаться живым и актуальным. Оно вдохновляет художников, музыкантов и театральные коллективы создавать новые произведения, основанные на мотивах поэмы. Такие постановки и интерпретации помогают сохранить и распространить культурное наследие.

Ход сражения

Русские дружинники были одеты в кольчуги, защищены щитами. Поэтому атака половецких стрельцов практически их не задела. Выпустив стрелы, кочевники быстро ретировались. В бегство пустились и основные половецкие полки. Русские отряды практически без боя захватили лагерь противника, забрав много дорогих тканей, золота, взяв в плен девушек.

Легкая победа воодушевила Игоря. Поэтому он с бравадой медленно шел вперед, преследуя врага. Но кочевники и не думали покоряться. Они быстро стянули к месту боя свои полки. Атака половцев началась на рассвете. Они в огромном количестве наступали со всех сторон, окружая русичей. Князья попытались выйти из окружения, но тщетно.

Бой длился весь день. Русская дружина была отрезана от реки, поэтому воины и лошади страдали от жажды. В сражении погибло огромное количество людей. Уже на следующий день дезертировали куи. Игорь пытался их вернуть на поле боя, но сам попал в плен к половцам. Князю пришлось лишь молча наблюдать за гибелью своих лучших воинов, смертью брата Всеволода.

История «Слова о полку Игореве»

«Слово о полку Игореве» создано в Киеве в 1185 году. Рукопись произведения распространилась по всей Руси. Ей подражали современники; писатели ХIII века; цитировали в начале XIV-го; использовали, как образец, создатели повести о победе над Мамаем. Но затем рукопись затерялась и только в 1792 году была обнаружена в Ярославле в старинном сборнике. 20 лет учеными изучалась поэма, но во время пожара в Москве в 1812 году она сгорела. К счастью, с неё успели снять копию и опубликовать типографским способом в 1800 году.

Уровень культуры и образованности автора «Слово» поразил ученых XIX века до такой степени, что появились сомнения в его подлинности. «Слово о полку Игореве» называли кустом роз на ржаном поле. Однако тщательный анализ языка поэмы и имеющихся в ней половецких слов, произведенный лингвистами, показал, что русский язык «Слова» — подлинный язык XII века, а половецкие включения в текст «Слова», относились к вымершему тюркскому языку, ставшему известным ученым (благодаря находке в библиотеке поэта Петрарки латинско-половецко-персидского словаря) только в середине XIX века, уже после гибели рукописи «Слова».

Маршрут похода

23 апреля Игорь покинул свою вотчину вместе с родственниками и черниговской дружиной. Брат Всеволод с группой двинулся в сторону Курска, чтобы позже присоединиться к основной армии. Когорта двигалась медленно, и во время движения к ней присоединялись небольшие отряды северских бояр. Первым городом на марше армии был Рыльск, который лежал на реке Сейм и находился примерно в 120 километрах к югу от Курска. Неудачей для кампании стало то, что Мстители увидели солнечное затмение в районе реки Северский Донец.

Короткими переходами с частыми остановками княжеское войско подошло к реке Псиол. Следующим переходом была мелководная река Ворскла. Далее маршрут княжеской дружины пролегал в направлении Белгорода. Южнее города армия пересекла реку Северский Донец и продвинулась еще немного южнее к реке Оскол.

Там войско русских князей разбило лагерь. На реке Оскол должна была состояться встреча войска Игоря с группой войск его брата Всеволода, которые должны были прийти к месту встречи из Курска. Всеволод прибыл слишком поздно, и войско присоединилось к ним только через два дня.

К востоку от реки Оскол местность изменилась. Исчезли леса, дубравы и лесополосы. Перед ними была ровная степь, поэтому вести армию скрытно было невозможно. Лидеры решили двигаться ночью. Солдатам приходилось разводить костры, чтобы приготовить еду и согреться, потому что ночи в мае были холодными. Таким образом, половцы знали о продвижении русской армии и ее численности.

История создания

Историки и литературоведы много лет ведут споры вокруг этого памятника древнерусской литературы. В истории его возникновения много неясного. О перипетиях научного исследования, версиях, гипотезах и дискуссиях о происхождении «Слова» можно написать многотомный труд. Постараемся изложить лишь некоторые вехи.

Ни время создания, ни автор текста доподлинно не установлены. Знанием о «Слове о полку Игореве» гуманитарная наука обязана Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, историку и собирателю древних рукописей, который жил в конце XVIII – начале XIX  века. Именно ему принадлежит первенство в обнаружении текста «Слова». О том, как оно попало к ученому, существует несколько версий. По сохранившимся сведениям, сам Алексей Иванович утверждал, что текст он получил от архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Было это на исходе 1780-х годов. Долгое время «история находки» древнерусского памятника считалась таковой, пока в конце XX века историки не оспорили.

Роковым для истории рукописи стал московский пожар 1812 года, произошедший во время войны с Наполеоном. Оригинал сгорел. Текст, известный сегодня, воспроизведен по записям, сделанным Мусиным-Пушкиным. Отсюда возникла версия, что это произведение является стилизацией «под Древнюю Русь», и сам же Мусин-Пушкин его и написал. Текст разительно выделялся в художественном смысле на фоне всего того, что существовало в литературе на тот период.

Часто среди гуманитариев звучит версия о том, что у русских, в отличие от других народов, в том числе и проживающих на территории нашей страны, нет своей эпической традиции. Такие мнения звучали и во времена жизни Мусина-Пушкина. Говорят, что патриот и историк, увлеченный древностью, оскорбился подобным пониманием культурного прошлого своего народа и решил «воспроизвести» текст, который стал бы русским эпосом. Информацию о «находке» и «гибели текста в пожаре» в этом случае считают мистификацией, устроенной Мусиным-Пушкиным.

Естественно, столь смелую точку зрения не разделяют многие именитые ученые, продолжая исследования и поиски древнего автора гениального текста.

Исходя из истории обнаружения текста, предполагают, что он мог выйти из-под пера представителя монашества. Монахи были достаточно образованы и могли создавать литературные тексты, однако не подписывали их своим именем, так как считалось, что служитель Господу в своём писании лишь передает божественную волю. Вследствие этой особенности автор остался нам неизвестным.  Текст «Слова» можно трактовать как проявление обеспокоенности распрями эпохи феодальной раздробленности и её последствиями для судьбы русского государства. Повлиять на волю правителя монахи не могли, а вот отразить свои переживания в тексте – вполне.

Специфика текста определила и особенности его исследований. «Слово о полку Игореве» близко к летописной традиции, но при этом отличается от хроники высоким художественным уровнем. Произведение повествует о реальных событиях, имевших место в 1185 году, когда новгород-северский удельный князь Игорь Святославович совершил поход на половцев. Упоминания о нём имеются в известных летописных сводах – Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, входящих в состав «Повести временных лет».  Считается, что автор «Слова о полку Игореве» — современник описываемых событий, и текст создавался при жизни князя Игоря.

Документальность произведения позволяет предполагать, что его написал кто-то из окружения князя. Ряд ученых придерживаются этой версии. Среди предполагаемых авторов назывались тысяцкий князя Райгула или галицкий книжник Тимофей.

Известный историк Борис Рыбаков выступил против версии о нахождении автора «в ближнем круге» реальных исторических деятелей – героев повести. Он указывает, что автор был «первоклассным историком и знатоком летописей», но в тексте проявил себя, прежде всего, как поэт. В поисках истоков текста Рыбаков обратился к киевской летописной традиции как «наиболее разработанному пласту» исторической литературы.

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь»

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод  и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников

Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь

Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё про сон и сновидения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: