Введение в тему
Что можно сказать кратко о летописной поэме «Повесть о полку Игореве»? В нем рассказывается о борьбе племен русов и половцев, которая происходила в конце XII века с переменным успехом. Неизвестный автор, хотя и говорит, что не хочет «размазывать мысли по древу», как это делали сказители его времени, тем не менее проводит краткий экскурс в историю Руси, вспоминая Мстислава Храброго, Владимира (Крестителя) Руси), другие князья вплоть до Всеслава Полоцкого.
Далее рассказчик сообщает описание эпизода войны с половцами, а именно похода новгородско-северского князя Игоря Святославовича, который вместе с войсками своего брата Всеволода, князя Владимира Путивльского и князя Святослава Рильского, выступил в поход в мае 1185 года.
Влияние сна на сюжет произведения
Сон Святослава предвещает опасность и неудачу. В нем герой видит прекрасные края, но также и чудовища и разрушение. Этот сон вызывает тревогу и неуверенность в успехе своего похода.
Сон является символическим отражением внутреннего состояния Святослава. Он олицетворяет его беспокойство и сомнения перед предстоящим сражением.
Сон также служит пророчеством. Он предсказывает несчастье и неудачу, которая не миновала героя. Святослав не смог победить в битве и потерпел поражение.
Таким образом, сон играет важную роль в «Слове о полку Игореве», повествуя о внутреннем состоянии главного героя и предвещая его неудачу. Он подчеркивает трагический характер произведения и добавляет глубину его сюжету.
2 вариант
1. Где находится князь Игорь?
2. Укажите название средства иносказательной выразительности:
«Горем переполнило колчан…»
3. Как называется изобразительно-выразительное средство?
Что ж ты войско князя удалоеЖаркими лучами обожгло?
4. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
На заре в Путивле причитая,Как кукушка раннею весной,
Ярославна кличет молодая…
5. Как называется прием?
Чтоб забыла слезы я отныне,Чтобы жив вернулся он ко мне!
6. К каким силам природы и почему именно к ним обращается Ярославна?
7. Какие особенности личности Ярославны выделяет автор?
8. Сопоставьте фрагменты «Слова о полку Игореве» и поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Чем похожи героини?
Подробности сна Святослава
Вещий сон, который видел Святослав, оказался настолько занимательным и запоминающимся, что историки и летописцы не могли пройти мимо его упоминания. Все подробности этого сна были пересказаны в различных источниках и дошли до нас.
Согласно летописям, во сне Святослав увидел огромные степи, покрытые кровавым снегом, и вдали на небе была замечена кровавая луна. Ветер сильно воевал, сгоняя снег и обнажая трупы врагов. Вскоре перед степью появился грозный загорелый человек, надетый в рыцарскую броню и вооруженный мечом.
Человек подошел к Святославу и предсказал ему, что эти степи — символ его будущих побед и покорений. Кровавый снег и кровавая луна обозначали, что весь мир будет трепетать перед ним и преклоняться перед его величием. Ветер символизировал битвы, которые предстояли Святославу, а геройский воин в броне — самого Святослава.
Поход Игоря
Далее автор переносит читателя к Игорю и его храброму войску, отправившемуся в поход на половцев. Князь Игорь жаждет победы и полон воинского духа, поэтому даже дурной знак — солнечное затмение — не может заставить его повернуться.
Его брат Всеволод и другие братья также отправляются в поход с Игорем. Князья произносят воинственные речи и ведут воинов в половецкие степи. Автор снова вспоминает Бояна, петь ему было бы нелегко: не соколы следуют за войском, а галки. Недобрые предзнаменования преследуют их в пути: хищные птицы чуют скорое поражение Игоря и ждут, волки воют в оврагах, лисы шквалируют на русские щиты. Не поют соловьи, далеко русская земля.
Святослав и князь Игорь: параллели и различия
Первое значительное отличие — это их отношение к войне. Святослав был известен как военачальник и завоеватель, испытавший великие победы и подчинивший собой множество племен на Востоке и Западе. Святослав показывал себя не только воином, но и политиком, ведя активную внешнюю политику и создавая союзы с различными народами. В то же время, Игорь скорее был дипломатом и миролюбивым князем, избегавшим военных конфронтаций и стремившимся к дипломатическим соглашениям. Его знаменитая экспедиция в Константинополь была скорее демонстрацией силы и стремлением к установлению дружеских отношений, чем настоящей войной.
Еще одно отличие между Святославом и Игорем — это их подход к управлению государством. Святослав был скорее централизатором и стремился к единой власти, отказываясь от делегирования власти своим сыновьям. Игорь же был скорее феодалом, доверяющим своим боярам и княжичам управление отдельными областями государства. Он стремился к децентрализации власти и созданию автономных княжеств.
Еще одна параллель между Святославом и Игорем — это их судьбы и провалы во власти. Оба князя погибли при стремлении к дальнейшим завоеваниям. Святослав погиб в битве с печенегами, а Игорь был убит во время своей экспедиции в Западную Европу. В то же время, оба князя оставили свои следы в истории и правлении Руси, став символами храбрости и воинской славы.
Святослав | Игорь |
---|---|
Военачальник и завоеватель | Дипломат и миролюбивый князь |
Централизатор власти | Децентрализатор власти |
Погиб в битве с печенегами | Убит во время экспедиции в Западную Европу |
Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает? (ЕГЭ по литературе)
Сон Святослава символичен и играет важную роль в сюжете «Слова о полку Игореве».
«Смутный» сон князя Киевского предрекает ему плохие вести. Так, герой рассказывает о том, как его «покрывали чёрной пеленою», цвет которой связан с печалью и смертью. Также его поили «синим вином», что считалось предвестием печали. Об этом же говорит сыпавшийся из вражеских колчанов «жемчуг», который является символом слёз. Действительно, в скором времени пришли известия о поражении войск Игоря и Всеволода и их пленении.
Помимо этого, сон подводит к «Золотому слову», в котором князь выражает главную мысль произведения — необходимость единения Руси. Скорбящий о потере сыновей Святослав осознаёт, что причина их проигрыша заключалась в слабости войск Игоря и Святослава, поэтому он призывает других князей объединиться и вместе «стрелять в Кончака».
Таким образом, сон Святослава отражает такое сюжетное событие, как поражение войск Игоря и Святослава и вдохновляет князя на произнесение «Золотого слова».
8. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?
«Слово о полку Игореве» — первое известное произведение русской литературы, в котором присутствует элемент вещего сна. Однако нельзя точно сказать, можно ли его отнести к таковым.
С одной стороны, сон Святослава назван «смутным», в нём присутствует множество символов: «чёрная пелена» и «горькое отравленное зелье» предвещают беды и скорбь, а «жемчуг» олицетворяет слёзы. «Златоверхий терем без конька» означает потерю дома, что можно соотнести с Русью, оставшейся без защиты. Также «пустые колчаны» раскрывают причину поражения войск Игоря и Святослава — у их воинов кончились стрелы. Однако с другой стороны сон киевского князя нельзя назвать вещим, поскольку он не предсказывает будущие события, а отражает то, что уже произошло.
Таким образом, сон Святослава символичен, однако не является вещим, поскольку показывает прошлое, а не будущее.
Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?
1. Соответствие ответа заданию
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Фактическая ошибка. Святослав «изронил Золотое слово» после того, как бояре сообщили ему о поражении русских войск. Сам сон не связан с призывом к единению
3. Логичность и соблюдение речевых норм
8. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?
1. Соответствие ответа заданию
Сон является вещим, поскольку на тот момент Святослав не знал о поражении дружины Игоря, и его сон предвещал для него дурные вести о разорении русской земли
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Только первый аргумент можно засчитать
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям
Источник
Пророчество или иллюзия?
Великому князю Святославу снится о полку Игореве, о героическом походе на половцев, о славе и победах. Но что же скрывается за этим сном? Ясным пророчеством или обманчивой иллюзией?
Некоторые исследователи истории, литературы и фольклора утверждают, что сон Святослава был пророческим. Они придерживаются мнения о том, что сны имеют особое значение и способны передавать предупреждения или намеки от высшей силы. В этом случае сон Святослава является предупреждающим знаком о предстоящей битве и ее исходе.
Другие считают, что сон Святослава был всего лишь иллюзией, заигрыванием фантазии или результатом его беспокойного состояния. Сны, кошмары и видения могут возникать из-за физической или эмоциональной усталости, а также из-за подавленных желаний и страхов. В этом случае сон Святослава может быть объяснен не как пророчество, а как проявление его собственных внутренних конфликтов и стремлений.
Мы можем лишь гадать о том, какой истинный смысл нес сон Святослава
Необходимо принять во внимание разные точки зрения и анализировать их аргументы. Возможно, ответ на этот вопрос останется для нас загадкой, как и многие другие тайны истории
История создания «Слова о полку Игореве»
Есть две версии появления «Ворда»:
- Первая группа ученых считает, что песня была записана одним из монахов, принимавших участие в битве в 1185 или 1187 году. Скорее всего, это был человек из духовенства, специально отправившийся в поход для прославления князя. Эта точка зрения не лишена основания, так как поэма написана очень грамотно, а образованные люди в то время встречались только среди духовенства. Автор намеренно не подписывался на произведение, так как не хотел славы. Его цель — поощрение единства. Чтобы победить врага, надо не бояться, а всем вместе дать отпор обидчикам.
- Так случилось, что рукопись была утеряна. Лишь в XVIII веке ее обнаружил граф Мусин-Пушкин, он переписал рукопись на более доступный для современников язык. В 1812 году оригинал «Слова» сгорел во время пожара, остались только копии, сделанные графом. На этом основании возникла точка зрения, что Мусин-Пушкин написал «Слово». Некоторые считают основанием для этой версии соответствующее образование графа: он был историком и археологом. Официальная точка зрения: «Слово о полку Игореве» — древнерусское произведение, созданное в 1185 или 1187 году.
Святослав и полк Игорев: исторические связи
Сон Святослава, описанный в вещем слове о полку Игореве, имеет глубокие исторические связи с полком Игоревым, в котором Святослав также принимал участие. Оба события произошли в IX веке, в период Русско-византийской войны.
Святослав был князем Киевской Руси, сыном Олега и отцом Владимира Святого. Он был известен своими военными походами и считался одним из наиболее сильных правителей Руси. В своих походах он завоевал Болгарию, Центральную и Восточную Европу, а также провел успешную кампанию против Византийской империи.
Полк Игорев, в котором также принимал участие Святослав, был сформирован для ведения войны против Византии. Он состоял из различных племен и княжеств Руси, которые объединились под командованием князя Игоря. Полк Игорев совершил несколько походов на Византию, однако все они закончились неудачей.
В вещем слове о полку Игореве рассказывается о походе полка Игорева на Византию, а также о различных приключениях и перипетиях, с которыми он сталкивался во время похода. Сон Святослава является частью этого вещего слова и описывает его предчувствия и видения, связанные с предстоящим походом.
Таким образом, сон Святослава и полк Игорев тесно связаны и представляют собой два параллельных исторических события, которые имели важное значение для Руси. Оба этих события отражают мощь и военные способности русских князей и показывают их значимость в мировой политике того времени
Святослав | Полк Игорев |
---|---|
Князь Киевской Руси | Войско объединенных племен и княжеств Руси |
Участник Русско-византийской войны | Участник Русско-византийской войны |
Одним из наиболее сильных правителей Руси | Осуществлял походы на Византию |
Отец Владимира Святого | — |
Сон князя Святослава
Вещие сны не редкость в средневековых памятниках литературы. В «Слове» сон — это раскрытие образа Святослава. Сон предвещает несчастье с людьми, зависевшими от князя. Это войско Игоря, потерпевшее поражение на Каяле. Поражение уже состоялось, но известие еще не дошло до Святослава: он узнает о нем затем от бояр. Святослав видит себя одариваемым подарками. К этим подаркам имеют отношение те, кто стал причиной несчастья. Святослава кто-то одевает черной паполомою и угощает синим вином. На него сыпят жемчуг, символ слез, из колчанов «поганых толковин» — союзных Игорю ковуев, которые первые бежали в битве и из-за которых Игорь попал в плен.
Тягостный сон Святослава считается одним из важных и поэтических в общей художественной структуре мест «Слова о полку Игореве». Сон делится на две неравные части. Первая из них относится к самому Святославу.
«Этой ночью с вечера одевают меня, — говорит, —
черным покрывалом
на кровати тисовой;
черпают мне синее вино,
с горем смешанное;
сыплют мне из пустых колчанов поганых иноземцев
крупный жемчуг на грудь
и нежат меня.
Уже доски без князька
в моем тереме златоверхом…»
Вторая имеет в виду зловещее явление природы, усиливающее мрачное впечатление от сна в целом.
«…Всю ночь с вечера
серые вороны каркают у Плесеньска,
в предградье стоял лес Кияни,
понесли меня вороны к синему морю».
Из двух частей первая не возбуждает сомнений, поэтому все усилия исследователей направлялись преимущественно на истолкование второй части, начиная с вороньего грая у Плесеньска Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей — Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 226.
Однако и в первой части сна есть немало подробностей, которые были обделены вниманием, потому что казались понятными или вполне разъясненными
Святослав, рассказывая, что ему виделось, перечисляет зловещие приметы. И главную трудность для исследователей составила следующая строка текста: «Уже доски без князька в моем тереме златоверхом…». «Князек» в древнерусском варианте — «кнес». По-видимому, эта подробность должна была стать решающей в некой связной системе зловещих предвещаний. Но почему в эту строку вложен решающий смысл?
Вопрос о том, «верхнюю перекладину» («князя») или какую-либо другую часть Святославова терема нужно понимать под «кнесом», изредка поднимался в исследованиях, пояснения по этому поводу были краткими и однообразными. Истолкование сна Святослава продвигалось медленно, тем более, что в нем были и другие загадки, привлекавшие куда больше внимания.
В попытках объяснения «кнеса» можно встретиться, прежде всего, с книжными, лексическими параллелями к нему, подбираемыми из разных языков. Но данные поиски не увенчались успехом. Между тем, указание на «доски без кнеса» не случайная деталь, она должна быть связана с другими подробностями сна. Во множестве «вещих снов» в древней письменности не встретилось одновременно несколько из тех примет, о которых идет речь в «Слове о полку Игореве». Были сделаны многократные попытки привлечь параллели из народной поэзии — великорусской, белорусской, украинской, сербской, болгарской и т.д.
В новейшей литературе о «Слове о полку Игореве» вопрос о «кнесе» считается решенным — большинство объяснений и переводов отождествляет его с «князьком», реже с «коньком». Эти объяснения основываются, прежде всего, на наблюдениях над живыми народными говорами. И здесь можно выявить значение «князька». Выражение «перерубить конек» означает, что живущее в том доме семейство подверглось изгнанию, и видеть во сне, что конек перерублен или сломался сам, значит, что смерть или другое великое несчастье должны постигнуть главу того дома Алексеев М.П. К «Сну Святослава» в «Слове о полку игореве»// «Слово о полку игореве». Сборник статей — Москва, Ленинград: Издательство АН СССР. -1950, с. 246. .
То, что Святослав видит во сне исчезновение «кнеса» со своего терема, вполне естественно и окончательно разъясняет ему смысл всех предшествующих примет, которые оставляли, может быть, тень надежды. Но «кнеса» нет, и сомнений не остается: Святославу грозит гибель. Поэтому и дальнейшие видения сна Святослава не относятся более к нему самому, а дают широкие картины общего несчастия и возможной гибели. Все тонко рассчитано автором, но сон написан, как и все «Слово о полку Игореве», лаконично. Это и создает препятствия для его полного истолкования, но одновременно служит свидетельством выдающихся художественных совершенств.
Тайная власть и оккультные практики
Одной из наиболее известных оккультных практик в России было гадание на картах. В древние времена знание будущего и предсказания судьбы были считаны сверхъестественными способностями, которыми обладали лишь избранные. Используя карты, мастера могли узнать о предстоящих событиях, решении важных вопросов и изучать энергетические потоки, влияющие на судьбы людей и народов.
Одним из ключевых фигур во вселенной оккультных практик России была известная целительница и мага Мэрри Шамбалло. Она занимала уникальное место в мире российской оккультистики и являлась одной из ведущих научных исследовательниц в этой области. Мэрри Шамбалло не только помогала людям, используя свои оккультные знания, но и проводила исследования в области магии, энергетики и тайных наук, расширяя границы познания о неизведанном.
Тайные общества, религиозные секты и ордены также играли значительную роль в русской истории. Они объединяли людей с общими интересами и целями, их влияние простирались на разные сферы общественной жизни. Открытие и трансляция информации, связанной с этими организациями, всегда вызывала большой интерес у общественности и сыграла важную роль в раскрытии тайн русской истории.
Тайны русской истории раскрыты — это не просто слова, а вызов для исследователей и любителей истории, чтобы расшифровать истинное значение прошлого и найти ответы на многие загадки. Тайная власть и оккультные практики — это одна из сильных нитей в этой паутине тайн и неразгаданных загадок истории России.
Встреча с истиной
Смутный сон Святослава, описанный в «Слове о полку Игореве», отражает его внутренний поиск и стремление к познанию истины. Во сне Святослав видит великого богатыря, который предлагает ему свою помощь. Однако, его видение было размыто и неясно, что символизирует неопределенность и смутные представления о правильном пути.
Интерпретация этого сна связывается с поиском истины и самопознанием. Святослав стремится найти истинное значение своего существования и место в этом мире. Сон символизирует его внутренний диалог и поиск ответов на главные вопросы: кто он и какую цель должен преследовать.
Смутный сон также указывает на необходимость осознания и принятия своих слабостей и неполноты. Святославу нужно преодолеть внутренние преграды, сомнения и неуверенность, чтобы найти свое истинное «Я» и понять свое предназначение. Он должен быть силен и решителен, чтобы справиться с вызовами внешнего мира и достичь своей истинной цели.
Встреча с истиной – это внутреннее просветление и осознание, которое поможет Святославу найти свой путь и стать полноценным лидером. Это встреча с его собственной истинностью, позволяющая ему пробудить свои внутренние силы и достичь высот, которые он прежде не смог представить.
Таким образом, смутный сон Святослава в слове отражает его стремление к поиску истины и самопознанию. Он символизирует его внутренний диалог, преодоление сомнений и принятие слабостей, а также встречу с его собственной истинностью. В этом путешествии к познанию истины Святославу предстоит преодолеть множество препятствий, но благодаря своей решимости и силе он сможет найти свой правильный путь и стать тем полноценным лидером, кем он предназначен быть.
1 вариант
1. Кем приходится князь Игорь Ярославне?
2. Укажите название изобразительно-выразительного средства:
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру…
3. Как называется изобразительно-выразительное средство?
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.
4. Укажите название средства иносказательной выразительности:
Плачет, из Путивля долетая.Голос Ярославны молодой…
5. Как называется прием?
Что ты, Ветер, злобно повеваешь,Что клубишь туманы у реки …
6. К каким силам природы и почему именно к ним обращается Ярославна?
7. Какие особенности личности Ярославны выделяет автор?
8. Сопоставьте фрагменты «Слова о полку Игореве» и поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Чем похожи героини?