Работа №6 «Редактируем текст»
Задание 1
1. Откройте текстовый редактор.
2. Откройте через браузер документ Вставка.rtf (нажми на ссылку)
3. Вставьте в каждое слово одну букву так, чтобы получилось новое слово.
4. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Вставка1.
Задание 2
1. Откройте через браузер документ Удаление.rtf (нажми на ссылку)
2. Уберите в каждом слове одну согласную так, чтобы получилось новое слово.
3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Удаление1.
Задание 3
1. Откройте через браузер документ Замена.rtf (нажми на ссылку)
2. Зафиксируйте режим ввода прописных букв (клавиша ). Замените в каждом из приведённых слов одну букву так, чтобы получились названия городов, рек и новые слова.
3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Замена1.
Задание 4
1. Откройте через браузер документ Смысл.rtf (нажми на ссылку)
2. Зафиксируйте режим ввода прописных букв (клавиша )
3. Перейдите в режим замены (клавиша )
4. Внимательно прочитайте слова каждой строки. Для каждого слова, стоящего перед скобками, найдите в скобках два самых важных слова, поясняющих его смысл. Перенаберите найденные слова прописными буквами.
5. Выйдите из режима замены (клавиша )
6. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Смысл1.rtf.
Задание 5
1. Откройте через браузер документ Буква.rtf (нажми на ссылку)
2. Внимательно прочитайте текст и по смыслу разделите его на предложения, поставив в нужных местах точки.
3. Там, где это нужно, замените строчные буквы на прописные.
4. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Буква1.
Задание 6
1. Откройте через браузер документ Пословицы.rtf (нажми на ссылку)
2. Отредактируйте содержимое файла так, чтобы каждая пословица занимала всего одну строку.
Для этого:
• если в одной строке находятся две пословицы, то разрежьте эту строку — поместите курсор в конец первой пословицы и нажмите клавишу ;
• если одна пословица занимает две строки, то склейте их — поместите курсор в конец первой строки и нажмите клавишу (можно поместить курсор в начало второй строки и нажать клавишу ).
3. Сохраните документ с изменениями в личной папке под именем Пословицы1.
Задание 7
1. Откройте через браузер документ Большой.rtf (нажми на ссылку)
2. Нажмите клавишу и проследите за перемещением курсора.
3. Нажмите клавишу и проследите за перемещением курсора.
4. Нажмите комбинацию клавиш + и проследите за перемещением курсора.
5. Нажмите комбинацию клавиш + и проследите за перемещением курсора.
6. Нажмите клавишу и проследите за перемещением курсора.
7. Нажмите клавишу и проследите за перемещением курсора.
8. Нажмите комбинацию клавиш + и проследите за перемещением курсора.
9. Нажмите комбинацию клавиш + и проследите за перемещением курсора.
10. Нажмите комбинацию клавиш + и проследите за перемещением курсора.
11. Нажмите комбинацию клавиш + и проследите за перемещением курсора.
12. Выйдите из программы без сохранения изменений в исходном документе.
Используемая литература: Информатика: учебник для 5 класса Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 3-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. — 184 с. : ил.
Cкачать материалы урока
Пишем игру в слова
Теперь передем к задачам побольше! Напиши игру в слова, в которой пользователь играет с компьютером, загадывая слова по следующим правилам:
- каждое новое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего (мама -> ананас -> сова -> …);
- слова не могут повторяться;
- каждое слово — существительное в именительном падеже.
Развивать решение, как обычно стоит, от простого к сложному.
- На первом этапе можно реализовать игру для двух игроков: они по очереди вводят слова, а компьютер просто проверяет правильность — приводит к нижнему регистру и сравает первую и последнюю буквы.
- В процессе игры стоит запоминать, какие слова уже встечались, чтобы нельзя было использовать слова повторно.
- Можно добавить список слов из списка существительных в русском языке, чтобы проверять, что слова, которые вводят игроки, действительно существуют.
- Можно использовать этот же список, чтобы играть в одиночку, либо по всему списку (тогда выиграть невозможно), либо отдельно запоминать слова, которые уже вводил сам игрок в предыдущих играх в файле, чтобы в следующих использовать их (т.е. компьютер с каждой игрой «умнеет»).
Пишем виселицу
А теперь более сложная задача — напиши игру в «висилицу»: в ней программа загадывает пользователю слова из прописанного в ней списка, а пользователь должен отгадать его по буквам.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0)
На каждом ходу пользователь видит слово из символов ‘_’, уже угаданные буквы показываются. Пользователь вводит по одной букве, если буква есть в слове — она открывается (причем во всех позициях), если нет — уменьшается число жизней.
Например, если ввести букву м, то слово превратиться в .
При проигрыше или выигрыше игра начинается с начала.
Назад
Дальше
Вставки и удаления
Я устанавливаю курсор в конец той строки, после
которой нужна пустая и нажимаю Enter:
А можно и по-другому, заметил Петя.
Можно поставить курсор в начало той строки, перед
которой нужна пустая, и нажать Enter:
Мой способ лучше, загордился Вася.
Курсор уже стоит в пустой строке, и можно набирать в ней символы.
Если пустая строка нужна для набора, то согласен!
Теперь остается узнать, как удалить строку, и можно приступать к
работе!
Впрочем, я кажется, знаю: нужно поставить курсор в начало строки и
нажимать Del, пока все символы не будут удалены вместе с
завершающим концом строки:
Все правильно, но долго! Лучше выделить строку в тексте и всего один
раз нажать на клавишу Del:
Как у тебя ловко получилось! изумился Вася. Я не
успел уследить, как ты выделил строку?
Выделить часть текста можно с клавиатуры или мышкой.
Для выделения с клавиатуры нужно, удерживая клавишу Shift,
гнать текстовый курсор стрелкой Вправо.
Мышкой работать тоже просто. Устанавливаем мышиный курсор на текст и
двигаем по нему, не отпуская левую мышиную кнопку.
И последние замечания.
Выделять можно не только строку, но любой непрерывный фрагмент,
работая стрелками при нажатой клавиши Shift или мышью с
нажатой левой кнопкой.
Двойной щелчок по слову выделяет его целиком.
Аккорд Shift+Home выделяет начало строки до
курсора:
Аккорд Shift+End выделяет конец строки после
курсора:
- Как работает клавиша Enter в текстовом редакторе?
- Расскажите принцип работы текстового редактора.
- Как разрезать строку на две?
- Как склеить две строки в одну?
- Как вставить пустую строку?
- Как удалить пустую строку?
- Как удалить фрагмент текста?
- Как выделить фрагмент текста клавиатурой?
- Как выделить фрагмент текста мышкой?
- Как выделить слово в тексте?
- Как удалить весь текст?
-
Каждая строка текста содержит одно слово, за которым идет пробел.
Составьте алгоритм склейки слов в одну длинную строку. -
Составьте алгоритм разрезания строки на слова. Слова должны начинаться
с первой позиции в своих строках. -
Составьте алгоритм, который после каждой строки текста вставляет
пустую строку. - Составьте алгоритм удаления первого и последнего символа в каждой строке.
- Составьте алгоритм удаления всех нечетных строк.
Вариант 1
-
Перепишите текст, склеивая строки так, чтобы получилось
стихотворение Мишка Агнии Барто.Уронили
мишку на пол,
Оторвали
мишке лапу.
Все
равно его не брошу
Потому
что он хороший. -
Запишите алгоритм решения задачи 1 средствами текстового редактора,
указывая клавиши, которыми придется воспользоваться. -
Выделите в этом алгоритме повторяющуюся последовательность действий.
Сколько раз пришлось эти действия повторить?
Вариант 3
-
Память Блокнота имеет размер 64 КБ. Сколько строк длиной в 128
символов (включая символ конца строки) можно записать в Блокноте? -
Каждая строчка текста, записанного в Блокноте не длиннее 256 символов
и не короче 64 символов (включая символ конца строки). Память Блокнота
заполнена полностью. Сколько строк может быть в этом тексте? -
На самом деле, Блокнот для конца строки записывает не один, а два
символа. Сколько раз в пустом Блокноте нужно нажать клавишу
Enter, чтобы полностью заполнить его память? Если клавиша
нажимается с частотой 2 раза в секунду, то сколько для этого
потребуется времени?
Списки и строки
А теперь — самое полезное! Иногда в прикладных задачах возникает необходимость разбить строку на части (например, на отдельные слова или буквы). Для этого у строки есть готовый метод .
Есть и обратная операция — , она позволяет склеить элементы списка в строку, используя разделитель.
С помощью нее, например, можно менять строки, предварительно превращая их в список, а затем собирая обратно.
Разбить строку без пробелов на буквы с помощью метода не получится, но обойтись без цикла все еще можно. Кроме функций и , которые преобразуют числа в строки и наоборот, в питоне есть функция . С ее помощью можно разбить строку на символы:
Клавиша Enter
Вася сочинил забавный рассказ про бабушкиного цыпленка и решил
набрать его в текстовом редакторе, чтобы послать по Интернету
своему монгольскому другу Жугдердэмидийну.
Вася так торопился, что нечаянно нажал Enter в середине
строки. А строка взяла, да разрезалась на две части:
Вася пожаловался брату.
Клавиша Enter, сказал брат,
довольно странно ведет себя в текстовом редакторе. Надо хорошо знать
алгоритм ее работы!
Я знаю, что если нажать Enter за концом последней
строки, то получится новая строка, и курсор установится в ее начало.
Правильно! Но это только одно частное проявления общего
алгоритма.
Ну, так, Петя! Я внимательно слушаю! Расскажи мне этот
алгоритм, и я продолжу набор рассказа про твоего деревенского тезку!
Петя, видя нетерпение брата, специально не стал торопиться. Он взял
лист бумаги, карандаши и изобразил что-то в виде железнодорожного
состава с большим числом вагонов:
Я нарисовал текст, с которым работает редактор. Каждый
квадратик обозначает символ этого текста, то есть, букву, цифру,
специальный символ или пробел.
А почему три квадратика ты закрасил в красный цвет?
спросил Вася.
А вот это и есть символы, которые вставляет в текст клавиша
Enter!
Ну, да! Не поверил Вася. Когда я
нажимаю Enter, символ на экране не появляется.
Верно! На экране символ не виден, а в тексте он есть! Дело в
том, что когда мы нажимаем клавиши, соответствующие им
символы попадают сначала в память редактора, и только потом он
отображает их на экране:
Каждый символ это команда редактору для вывода знака на
экран. Это верно для всех символов, кроме конца строки
.
Этот символ приказывает редактору начать вывод с новой строчки.
Ага! Догадался Вася. Значит, когда я
нажал Enter в середине строки, в нее записался
красный кубик и редактор строку превратил в две: