Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома .
- Новые дома .
В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = — ;
- он — онлайн = —
- свидетельница = .
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний .
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
- впе-ре-ди ;
- е-сте-стве-нно ;
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать ;
- моделировать ;
- ласточка ;
- керосиновый .
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться , оцепенеть , надежда . При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
- чашечка;
- богиня;
- с песнями;
- перемена.
Характеризуем звуки
Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.
Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.
Как дать правильную характеристику гласным
У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.
С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.
Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так
Все, переходим к согласным.
По твердости/мягкости
Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:
- Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
- Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).
Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц»
И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.
Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.
Парные по твердости/мягкости
Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.
То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.
Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.
Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.
По звонкости/глухости
Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.
Вот вам хорошая картинка для запоминания:
Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».
Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».
Парные по звонкости/глухости
Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».
Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.
Буквы и звуки
Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный разбор слова, научимся различать, что на бумаге мы видим буквы, а когда произносим слово, то слышим звуки.
Буквы — это графические знаки, с помощью которых можно обозначить звуки речи.
В русском языке различают гласные и согласные звуки.
Гласные буквы и звуки
Гласные звуки образуются при свободном прохождении воздуха изо рта. Они состоят только из голоса. В русском языке имеются
6 гласных звуков: , , , , ,
и
10 гласных букв: а, о, у, э, и, ы, я, е, ё, ю, я
Гласные звуки , , , , звучат после твердых согласных звуков, а буквы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обозначают, что предыдущий согласный звук является мягким. Эта фонетическая мягкость обозначается специальным значком — апострофом:
- лён ;
- редис ;
- соль .
Для выполнения звуко-буквенного разбора следует поставить в слове ударение.
Под ударением гласные звуки звучат отчетливо, а без ударения они искажаются:
буква «о» обозначает звук ;
Пример
до́мик , окно́ .
Пример
cтена́ , ряби́на .
Каждый гласный звук в одиночку или в сочетании с одним или с несколькими согласными согласными образует фонетический слог:
- бо-ло-то;
- кра-со-та;
- у-ди-ви-тель-ный;
- ли-ни-я.
Согласные буквы и звуки
В русской речи звучат . При их произношении выдыхаемый воздух трется об губы, язык и щеки, в результате чего возникает шум.
Всегда звонкие согласные , , , произносятся с участием голоса и минимальным шумом.
Если согласные звуки произносятся с бо́льшей долей голоса и шума, то образуются звонкие согласные:
, , , , ,
Каждому звонкому согласному соответствует парный глухой согласный, который произносится с большей долей шума, чем голоса:
- — ;
- — ;
- — ;
- — ;
- — ;
- — .
Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обозначают глухие согласные , , , , у которых нет парных звонких согласных.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие:
— , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , — , —
Выполняя звуко-буквенный анализ, учитываем, что буквы «й», «ч» и «щ» обозначают всегда мягкие звуки , , , а буквы «ж», «ш», «ц» — твердые звуки , , .
Как научиться делать звуко-буквенный разбор
Для того, чтобы научиться делать звуко-буквенный разбор слова, важно понимать, что часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть:
- одинаковое количество звуков;
- звуков больше, чем букв;
- букв больше, чем звуков.
Примеры
- не́бо — 4 буквы, 4 звука
- ярлы́к — 5 букв, 6 звуков
- купа́ть — 6 букв, 5 звуков
При записи звукового состава слова следует учитывать, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в следующих позициях в слове:
1. в начале слова:
- е́дкий
- ёмкий
- ю́ный
- я́сли
2. после других гласных звуков:
- поезди́ть
- поём
- каю́та
- мая́к
3. после разделительных «ь» и «ъ»:
- жюлье́н
- въе́хать
- курьёз
- отъём
- рья́ный
- изъя́н
- вью́нок
- предъюбиле́йный
Как видим, в таких словах всегда больше звуков, чем букв.
После согласных звуков буквы «е», «ё», «ю», «я» обозначают их мягкость:
- сел
- нёс
- люк
- пять
Записывая звучание слова, следует учитывать, что в русском языке происходит фонетический процесс оглушения звонких согласных, находящихся перед глухим согласным и в конце слова, и, наоборот, озвончения глухих согласных перед звонким согласным, кроме «л», «м», «н», «р», «в», «й»
- ло́жка , ви́тязь , о́тблеск ;
- сма́зка , дробь , сдви́нуть ;
- все , пруд , вокза́л .
В словах с буквосочетанием «зж» слышится длинный мягкий звук
- брюзжа́ть
- мозжечо́к
В конце глаголов буквосочетания -тся и -ться звучат как :
- бои́тся ;
- стели́ться .
В словах, в которых есть «ь», который обозначает мягкость предыдущего согласного звука или является морфологическим знаком, указывающим на принадлежность слова к женскому роду, букв насчитываем больше, а звуков меньше:
- знать — 5 букв, 4 звука;
- речь — 4 буквы, 3 звука.
Мягкие согласные звуки могут смягчать предыдущий согласный звук.
Послушаем, как звучат слова:
- све́чка
- гво́зди
- жизнь
- зо́нтик
Правила фонетического разбора
Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова.
Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → . Иногда в транскрипции ставят знак ударения: ;
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — , и — , м — и т. д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — ;
- Мягкость согласного звука помечается вверху справа знаком апострофа: м — ;
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → , грузчик → ; вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Правила для «ь», «ъ»
- Буквы «ь», «ъ» не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буква «ь» делает мягким предыдущий согласный.
- Буква «ъ» используется только в качестве разделительного знака.
Фонетика гласных
- Не бывает звуков , , , . В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буквы «а», «о», «у», «ы», «э» предыдущий согласный делают твёрдым.
- Буквы «я», «ё», «ю», «и», «е» предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой «е» остаётся твёрдым.
Кафе → , купе → , отель → .
Буквы «я», «ю», «е», «ё» после согласных обозначают следующие звуки: я → , ю → , е → , ё → .
Мяч → , мел → .
Буквы «я»,» е», «э», «о» после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → или , е → , э → или , о → .
Ряби́на → , пятно́ → , ве́село → , коро́ва → .
- Буква «ё», «я», «ю», «е» после гласных, после «ъ», «ь» и в начале слова обозначают следующие звуки: я → , ю → , е → , ё → (под ударением) и я → , е → (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо «й» пишут «j».
- Буква «и» после «ь» обозначает звук .
Ручьи → .
Буква «и» после согласных «ж», «ш», «ц» обозначает звук .
Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:
а | о | и | е | у | ю | ё | я | э | ы | |
Под ударением | а | о | и | э | у | у | о | а | э | ы |
Без ударения | а | а | и | и | у | у | о | э, и | э, и | ы |
В начале слова | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
После гласных | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
После «ь», «ъ» | а | о | й’и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
После «ж», «ш», «ц» | ы | о | ы | ы | у | у | о | а | э | ы |
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: , , и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие , или черточкой над звуком.
- Буквы «й», «ч», «щ» всегда обозначают мягкие звуки: , , . Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные «а», «о», «у», «ы», «э».
- Буквы «ж», «ц», «ш» всегда обозначают твёрдые звуки: , , . Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные «я», «ё», «ю», «и», «е».
- Буква «й» всегда обозначает звонкий и мягкий звук .
- Буквы «л», «м», «н», «р», «й» всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы «х», «ц», «ч», «щ» всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → , д → , г → , з → , в → :
столб → , поезд → .
Непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корне не обозначают звука:
чувство → , солнце → .
Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → , теннис → .
Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → , аллея → .
В некоторых случаях:
Буква с в начале слова означает звонкий звук :
сделал → .
Буква «г» перед глухой согласной произносится как или :
когти → , мягкий → .
Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → .
Буква «н» обозначает мягкий звук перед согласными «ч», «щ»:
стаканчик → , сменщик → .
Сочетание -чн-, -чт- произносится как :
конечно → , скучно → , что → .
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
изжить → , уезжать → .
В конце возвратных глаголов сочетание букв -ться-, -тся обозначают звуки :
купа́ться → .
Сочетание букв -стн- произносится как , -стл- — , -здн- — :
звёздный → , лестница → .
В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная «г» обозначает звук :
золотого → , синего → .
Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук :
счастливый → , извозчик → , перебежчик → .
Примеры выполнения
Уже с первого класса школы детей знакомят со звукобуквенным составом слова, и к 3-му классу они примерно понимают, как делать разбор. Чтобы выполнить домашнее задание правильно, лучше всего изучить примеры в классной работе. В разных классах, школах (в зависимости от учебной программы) требования к оформлению фонетического анализа могут отличаться.
3-й класс
Если во 2 классе школьники записывали звукобуквенный состав слова в строчку, то начиная с 3 класса, запись правильно вести в столбик. В третьем классе детям дают задание разобрать относительно простые слова.
Пример:
Маяк – ма-як (ударение на второй слог)
– согласный, звонкий, твердый
– гласный, безударный
– согласный, звонкий, мягкий
– гласный, ударный
– согласный, звонкий, твердый
4 буквы, 5 звуков, 2 слога.
Как быстро и легко сделать домашнее задание по теме – видео для родителей и детей:
4-й класс
В 4 классе ученикам предстоит сдавать ВПР по русскому языку, в которое обязательно включается звуко-буквенный анализ. В примерах, разбираемых на уроках, будут встречаться более сложные слова. Делая разбор, нужно быть очень внимательным, пользоваться памятками, и при необходимости, карманными справочниками. Пример:
Жирный – жир-ный, 6 б., 6 зв., 2 слога, ударение на первый слог
ж- – согл., зв. парн., тв. непарн.
и- – гласн., ударн.
р- – согл., зв. непарн., тв. парн.
н- – согл., зв. непарн., тв. парн.
ы- – гласн., безуд.
й- – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Больше примеров и правила оформления фонематического анализа представлены в видеоуроке по теме:
5-й класс
В 5 классе дети знакомятся с орфоэпией, которая учит правильно произносить слова и задает нормы произношения звуков. При фонетическом анализе может оказаться, что транскрипция сильно отличается от слова. Чтобы выполнить задание правильно, полезно пользоваться орфоэпическим словарем.
Несколько примеров разбора слов для учеников пятого класса :
Слово «морковь»:
Слово «чернеют»:
Слово «береза»:
Термином «сонорный» обозначают звонкие согласные. В средних классах школы учителя могут просить учеников указывать шипящие согласные, описывать парные они или нет, и в каких случаях. Чтобы не ошибаться, рекомендуем посмотреть видео урок по теме:
А вы знаете..
Какой из вариантов правильный?(по статистике прошлой недели только 69% ответили правильно)
Она́ и так по весне́ пробива́ется всю́ду: в овра́гах и переле́сках, по забо́рам дач и обо́чинам троп.
С Европой ситуация проще в смысле поиска фирм, потому что всюду есть поиск по учредителям и директору.
В настоя́щее вре́мя оснащённые но́выми информацио́нными техноло́гиями, НОМФ расту́т количественно, выполня́ют разнообра́зные фу́нкции, широко́ распространя́ются всю́ду в развивающемся ми́ре.
А оказалась она неприглядной: лес лиственный, низкорослый, непролазный, всюду завалы, гниль, корье, топи.
С тех пор как он себя помнил, он был влюблен в маму и мама была всегда и всюду , а отец появлялся на минутку, присаживался за стол, статист без реплики, лицо будто всегда в тени.
Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?
Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже. Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор
Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова
Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.
Список всех букв — это просто алфавит
Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:
Алфавит русского языка:
Аа | «а» | Бб | «бэ» | Вв | «вэ» | Гг | «гэ» |
Дд | «дэ» | Ее | «е» | Ёё | «йо» | Жж | «жэ» |
Зз | «зэ» | Ии | «и» | Йй | «й» | Кк | «ка» |
Лл | «эл» | Мм | «эм» | Нн | «эн» | Оо | «о» |
Пп | «пэ» | Рр | «эр» | Сс | «эс» | Тт | «тэ» |
Уу | «у» | Фф | «эф» | Хх | «ха» | Цц | «цэ» |
Чч | «чэ» | Шш | «ша» | Щщ | «ща» | ъ | «т.з.» |
Ыы | «ы» | ь | «м.з.» | Ээ | «э» | Юю | «йу» |
Яя | «йа» |
Всего в русском алфавите используется:
- 21 буква для обозначения согласных;
- 10 букв — гласных;
- и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.
Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.
Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему . И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как .
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
— Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: , , , , , . А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Звуко-буквенный разбор слов
Изучением букв и звуков, их анализом занимается раздел русского языка под названием фонетика. Чтобы разложить слово на звуки, используется транскрипция. Такой разбор именуется фонетическим. Родителям потребуется вспомнить, что такое гласные и согласные буквы, какие звуки им соответствуют, что такое йотированные гласные и чем отличаются буквы первого и второго рядов.
Таблица гласных и согласных звуков русского языка
Найти буквенный ряд можно в книгах для начальных классов или в интернете. Как правило, буквы расположены в две линии. Гласные делятся на обозначающие мягкость и твердость согласных, последние же — на глухие и звонкие, парные и непарные.
Гласные, определяющие твердость: а, э, о, у, ы. Им соответствуют звуки: , , , , .
Гласные, обозначающие мягкость: я, е, ё, ю, и. Также их называют йотированными, потому что эти буквы состоят из двух звуков, если стоят в начале, после гласной или после мягкого и твердого знаков. Эти буквы смягчают согласные, стоящие перед ними.
Согласные бывают глухие и звонкие, они образуют шесть пар:
- Б (звонкий) — П (глухой);
- В — Ф;
- З — С;
- Д — Т;
- Г — К;
- Ж — Ш.
Остальные согласные парными не являются:
- звонкие: Н, Р, Л, М, Й;
- глухие: Ц, Щ, Х, Ч.
Кроме того, есть согласные, которые всегда мягкие или всегда твердые, независимо от следующей за ними гласной:
- Ч, Щ, Й — всегда мягкие.
- Ж, Ш, Ц — всегда твёрдые.
Буквы Ь и Ъ не имеют собственных звуков. Мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный, твердый — нет.
Схема букв и звуков русского языка в таблице для первого класса представлена на картинке:
В образовательной программе «Школа России» принято обозначать звуки цветами:
- Гласный — красный цвет;
- Согласный твёрдый — синий;
- Согласный мягкий — зелёный.
Слияние согласной и гласной обозначают прямоугольником, разделенным пополам. Одну часть закрашивают синим или зелёным цветом, вторую — красным. Иногда в этой модели дополнительно обозначаются глухие и звонкие согласные, ударение и деление на слоги.
Примеры
Для графического изображения звукового состава слова можно подобрать цветные карточки. Для облегчения составления схемы в начале целесообразно использовать надписи на картинках. В перспективе можно самостоятельно начертить схематический состав слова в тетради по клеточкам с помощью цветных ручек или карандашей.
Чтобы показать алгоритм составления схемы, лучше начинать со звуковой записи односложных слов с помощью таблички.
Например, слова из трех букв: дуб, кот, мак, лук, жук, рак. Сначала надо написать транскрипцию.
Для слова «дуб» она выглядит так: . Далее описать схему, где первые два звука представляют слияние твердой согласной и гласной, а третий — твердый согласный. Теперь надо графически изобразить результат:
- Сначала нарисовать прямоугольник.
- Его разделить пополам по диагонали.
- Первую часть закрасить синим цветом, вторую — красным.
- Следом нарисовать квадрат и закрасить его синим.
Оставшиеся слова также подходят под полученную схему.
Варианты, где одна или обе из согласных мягкие:
Слова из 4 звуков, состоящие из единственного слога:
Слова из 2 слогов:
Еще несколько примеров из 2 слогов и более:
-
Шишка, сосна:
-
Белка, чашка: есть мягкий согласный
-
Юбка: буква Ю в начале
-
Банан, жираф:
-
Лимон, петух:
-
Ёжик: всегда твердая Ж и йотированная Ё в начале
-
Пальто:
-
Пчела, слива:
-
Ворона, собака:
-
Ракета:
Звуко-буквенный разбор слова: теория
Что такое фонетический разбор и зачем он нужен? Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это один из способов анализа в русском языке, который предполагает разложение слова на звуки и буквы. Это понятие входит в раздел фонетики, который как раз и изучает звуки речи.
Выполнение звукобуквенного анализа необходимо для развития фонетического слуха и успешного освоения школьной программы. Навык выполнения фонетического разбора позволит минимизировать риск неправильного произношения или написания слов.
Разберёмся, что такое фонетический разбор слова. Начать следует с теории: необходимо чётко различать звуки и буквы, которые входят в состав тех или иных слов.
Звуки – это то, что мы слышим, когда произносим слово.
Буквы – это способ графической записи тех звуков, из которых слово состоит.
Звуко-буквенный анализ слова предполагает разбивку на звуки и буквы с выделением разницы произношения. Количество гласных и согласных звуков и букв в русском языке не совпадает.
В состав анализа входят:
Подсчитывание количества букв |
Определение числа звуков в слове |
Постановка ударения |
Распределение звуков на согласные и гласные |
Классификация каждого звука |
Составление транскрипции (графической формы слова) |
Во время разбора слова по звукам важно учитывать ряд особенностей:
Некоторые буквы не дают звук |
Некоторые буквы произносятся не так, как пишутся |
Некоторые слова произносятся не так, как пишутся |
В составе одного слова может быть разное количество звуков и букв |
Гласные могут делать согласные твёрдыми или мягкими |
Некоторые согласные являются мягкими или твёрдыми независимо от последующих гласных |
Чтобы быстрее разобраться в теме, стоит вспомнить алфавит:
В русском языке выделяют ровно десять гласных букв:
Придают мягкость | Придают твёрдость |
«Я» — «Ё» — «Ю» — «Е» — | «А» — «О» — «У» — «Ы» — «Э» — |
Но только четыре гласных буквы, таких как: Я, Е, Ё и Ю делятся на два звука.
Мягкость или твёрдость передаётся последующему звуку. Если перед согласным стоит другая согласная, то он остаётся твёрдым.
В русском языке выделяют двадцать одну согласную букву (и 37 согласных звуков):
Звонкие непарные буквы | Й’, Л, М, Н, Р |
Глухие непарные | Х, Ц, Ч’, Щ’ |
Звонкие парные | Б, В, Г, Д, Ж, З |
Глухие парные | П, Ф, К, Т, Ш, С |
Парные согласные довольно часто при произношении могут отличаться от тех, которые будут содержаться в слове. Довольно часто некоторые звуки и вовсе выпадают из слова при чтении (непроизносимые согласные как в словах: соЛнце, лесТница).
Звонкие согласные образуются с участием звука, а глухие — с помощью шума. Парные согласные образуют пару из глухого и звонкого звука (-, -, -), а непарные — не образуют пары (, , )
При фонетическом анализе слова стоит учесть, что:
Согласные , , — всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог;
Согласные , и — всегда твердые, даже если после них идут мягкие гласные, поэтому при звуко-буквенном разборе пишется ;
Звуки , , , , , , , , — сонорные, поэтому они всегда будут звонкими, так как при их произношении используется голос, а не шум;
Буквы и не дают звука;
Удвоенные согласные сливаются в один;
Ться произносится как ;
Звуки и под ударением.
Классическим примером необходимости использования данного способа анализа являются слова с йотированными гласными:
- Ёлка;
- Яблоко;
- Ёж;
- Юла;
- Ехать.
Дело в том, что первая гласная в каждом из таких слов состоит из двух звуков: Й и О, А, Э или У. Вот и выходит, что при написании букв меньше, чем звуков.
Подобные буквы будут давать два звука в трёх случаях:
- Когда стоят в начале слова (ящик, Ямайка, ёжик);
- После гласной (Якутия, умею, объятия);
- После ь или ъ (объезд, подъезд, изъян, платье).
Но в этом правиле имеется исключение:
Если стоит после мягкого знака, то при звуковом анализе слова выделяют уже не один звук, а два — и .
Пример
Соловьи; Муравьи; Ручьи;
Ульи; Плясуньи.
Существуют и словесно-звуковые уравнения. Что это такое? Словесно-звуковые уравнения представляют собой запись в виде уравнения (два+три = четыре). Как же их решать?
В слове два ровно три звука. В слове три — тоже. В слове четыре их шесть. Вот и получается, что если сложить слова два и три — получится слово четыре. Подобные упражнения помогут в форме игры в разы быстрее разобраться в представленной теме.
При выполнении звукобуквенного анализа очень важно учитывать особенности произношения того или иного слова. Довольно часто можно допустить ошибки при подсчёте звуков, если слово имеет удвоенные согласные или мягкий/твёрдый знак
Чтобы не ошибаться, запомните основные правила, которые будут указаны ниже.
Как сделать фонетический разбора слова
Фонетический разбор слова в учебниках и пособиях обозначается цифрой 1 и производится по алгоритму, описанному ниже.
Шаг 1: слово записывается в соответствии с орфографическими нормами языка.
Шаг 2: производится деление на слоги с указанием ударного слога. Для выполнения этого пункта слово необходимо произнести вслух и указать в скобочках количество произнесенных слогов и номер слога, на который падает ударение.
Шаг 3: определяются все возможные варианты переноса слова.
Шаг 4: осуществляется фонетическая транскрипция слова. Для ее выполнения слово записывается в столбик буква за буквой, а в квадратных скобках указывается транскрипция, или звук, каждой буквы. Для букв, не имеющих звуков (Ъ и Ь) ставится прочерк
Важно обратить внимание, что некоторые буквы могут звучать как дифтонги, то есть звуки, состоящие из 2 отдельных частей
Шаг 5: происходит определение всех характеристик звуков. Для гласных — ударность и безударность, для согласных — мягкость и твердость, глухость и звонкость.
Шаг 6: подсчёт количества звуков и букв.
Далее следует пример, по которому легко сориентироваться в соответствии пунктов последовательности разбора.
Друзья¹ — дру – зья́ (2 слога, 2-ой слог ударный) →
Перенос: дру – зья
д – согл., твёрдый, звонкий парный (д/т)
р – согл., звонкий непарный, сонорный, твёрдый
у – гл., безударный
з – согл., звонкий парный (з/с), мягкий
ь
я — согл., звонкий непарный, мягкий непарный
– гл., ударный
6 букв, 6 звуков.
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
— Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
А некоторые не обладают парой, к примеру всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.